Кто такие бесы в православии и других культурах, чего они боятся и как их изгнать. Бес (христианство): описание, значение и изгнание

Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев – просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить. В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла «с бешеным успехом», тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они «классно побесились» на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки «от бешенства».

Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто же это такие – бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают и стоит ли отождествлять себя и окружающих с этими существами, пусть даже всего лишь на уровне фигуры речи?

Для людей, не склонных к чтению религиозной или оккультной литературы, едва ли не единственным источником знаний о бесах становится литература художественная. И тут с некоторым недоумением приходится признать, что даже в произведениях классиков описание нечистых духов весьма противоречиво, неоднозначно и, скорее, сбивает читателя с толку, чем помогает разобраться в сути дела. Писателями создана целая галерея различных образов, которые весьма непохожи друг на друга. С одного фланга в этом ряду стоят фольклорные изображения беса в произведениях Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. В этой версии бес представлен как достаточно нелепое и бестолковое существо с противной наружностью и настолько низким интеллектом, что даже простой деревенский кузнец легко подчиняет его себе, используя в качестве транспортного средства. Или же, вооружившись куском веревки и парой незатейливых мошеннических трюков, злого духа запросто обводит вокруг пальца известный пушкинский персонаж с красноречивым именем Балда.

На противоположном фланге галереи литературных бесов – булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним бессмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться – как Мастер и Маргарита, или погибнуть – как Берлиоз, ну а в лучшем случае – повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

Две эти крайности в литературном изображении бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотепами как безусловно сказочными персонажами до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвященный вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Но в случае с художественным образом бесов мы имеем совершенно иную ситуацию. Дело в том, что даже в пространстве литературного произведения духовный мир существует не в рамках человеческой истории, а как бы параллельно ей – его обитатели не стареют, не умирают и не подвержены влиянию времени, они всегда рядом. И если предположить, что у вымышленных персонажей того же Михаила Булгакова существуют реальные прототипы в духовном мире, то следует признать, что читательский восторг и преклонение перед Воландом явно выходят за рамки литературной проблематики. Здесь возникают уже гораздо более серьезные вопросы – например, в какой степени образ беса, созданный художественным воображением писателя, соответствует духовной реальности? Или – насколько безопасно для человека отношение к бесам, сформированное их литературными образами? Очевидно, что на эти вопросы литературоведение ответить уже не может. И, поскольку в европейскую литературу бес перекочевал из христианской религиозной традиции, разумно было бы выяснить – что же говорит об этом существе христианство?

Люцифер

Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы – антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя – Люцифер («светоносный») – не совсем правильно употреблять по отношению к сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым сатана когда-то был.

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю ( ).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию – исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора – любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать – быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем. Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( ).

Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы – бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны.

Сумасшедший почтальон

Само слово «ангел» – греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» – и можно ли верить этой вести?

Предположим, в небольшом городке один почтальон ужасно обиделся за что-то на своего начальника и перестал приходить на почту за новыми письмами. Но званием почтальона он очень гордился, письма разносить любил и, что самое грустное, ничего, ну просто абсолютно ничего больше не умел делать. И началась у него странная жизнь. Целыми днями неприкаянно слонялся он по городу в своей почтальонской фуражке с опустевшей почтовой сумкой на плече, а вместо писем и телеграмм засовывал людям в почтовые ящики всякую дрянь, подобранную на дороге. Очень скоро он приобрел репутацию городского сумасшедшего. Сумку и фуражку у него отняли милиционеры, а жители начали прогонять его прочь от своих дверей. Тогда он ужасно обиделся и на жителей тоже. Но письма носить ему очень хотелось. И он придумал хитрую каверзу: темной ночью, когда его никто не видел, он потихоньку крался вдоль городских улиц и подкидывал в почтовые ящики письма, написанные… им самим. Он давно работал на почте, поэтому быстро научился подделывать почерк отправителей, их адреса и почтовые штемпели на конвертах. А в письмах писал… Ну что мог писать такой тип? Конечно же, только всякие гадости и вранье, поскольку он очень хотел досадить прогнавшим его жителям.

…Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона – всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану – убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( ).

К самостоятельному творчеству ангелы не способны, они могут лишь выполнять творческий замысел Бога. Поэтому единственным способом существования для отказавшихся от своего призвания ангелов оказалось стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли хотя бы прикоснуться.

Завидуя Богу, но не имея ни малейшей возможности причинить Ему какой-либо вред, бесы всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творение. А поскольку венцом материального и духовного мира, самым любимым творением Божиим стал человек, на него и обрушилась вся неудовлетворенная мстительность и злоба падших ангелов-вестников, несущих людям вместо воли Божией – свою, страшную для всего живого волю.

И здесь возникает очень важный вопрос: как же человеку выстраивать отношения со столь грозной силой, стремящейся его погубить?

Шиш или свечка?

В сборнике народных русских сказок А. есть любопытный сюжет на религиозную тему:

«Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала кукиш змею, изображенному на иконе, и говорила: вот тебе, святой Егорий свечка, а тебе, сатана, – шиш. Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: „Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!“ После того баба ставила по свечке и Егорию, и змию. Люди и спрашивают – зачем она это делает? „Да как же, родимые! Ведь не знамо еще куда попадешь: либо в рай, либо в ад!“»

В этой истории, несмотря на весь ее христианский антураж, очень лаконично и убедительно представлен языческий принцип одновременного налаживания отношений и со злыми божествами, и с добрыми. И сам путь к практическому решению проблемы указан здесь довольно ясно: каждому по свечке и – все довольны! Почему же так комично выглядит в этом народном анекдоте предусмотрительность наивной женщины? Да потому, что умилостивить беса может надеяться лишь тот, кто не понимает простой истины: наладить добрые отношения со злыми духами невозможно. Возненавидев все творение без исключений, бесы загнали себя в онтологический тупик, так как сами они тоже – творения Божии. Поэтому ненависть стала для них единственно возможной формой отношений друг к другу, и даже самих себя они могут только ненавидеть. Сам факт собственного бытия является для бесов мучительным.

Такое страшное мироощущение можно сравнить, наверное, лишь с состоянием несчастного животного, умирающего от вирусной инфекции, которую в просторечии не без оснований называют бешенством. Главным симптомом этой страшной болезни являются спазмы пищевода, не пропускающие в организм никакую жидкость. Вода может находиться совсем рядом, но животное умирает от жажды, не имея малейшей возможности ее утолить. Обезумев от этой пытки, больной зверь кидается на всех, кто имел неосторожность к нему приблизиться, ну а если никого рядом нет – уже в полном помрачении кусает сам себя. Но даже такая жуткая картина может дать лишь очень слабое и приблизительное представление о том, что же может испытывать существо, люто ненавидящее весь мир, не исключая себя самого и себе подобных.

А вот теперь – вопрос на засыпку: будет ли здравомыслящий человек пытаться завести дружбу с бешеной собакой? Или, к примеру, смог бы киплинговский Маугли выжить в стае бешеных волков, непрерывно рвущих друг друга? Ответ в обоих случаях очевиден. Но тогда неизмеримо более безнадежным предприятием является попытка умилостивить беса с тем, чтобы обеспечить себе комфортабельное местечко в аду.

Делать реверансы в сторону сил зла – бессмысленное и бесполезное занятие. В Священном Писании ясно сказано, что для сатаны люди представляют интерес исключительно в качестве потенциальной жертвы: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( ).

И хотя тыкать кукишем в икону Георгия Победоносца, как это делала героиня афанасьевского анекдота, совсем не благочестивое дело, и заниматься этим, конечно, не стоит, но все же тем христианам, которые испытывают суеверный страх перед бесами, не худо было бы вспомнить, что в самом чине Таинства крещения каждый христианин не то что кукиш бесу показывает, но буквально – плюет на него троекратно, отрекаясь от сатаны.

Мало того, впоследствии христианин ежедневно вспоминает об этом отречении в молитве святителя , читаемой перед выходом из дому: «Отрицаюся тебе, сатано, и гордыни твоей и служения тебе; и сочетаюся Тебе, Христе Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» .

Но откуда же берется у христиан подобное дерзновение? Ответ прост: плевать на таких опасных и сильных врагов может только тот, кто находится под надежной защитой.

Кто утопил свиней

Люди, впервые знакомящиеся с Евангелием, иногда обращают пристальное внимание на те детали евангельского повествования, которые для воцерковленного человека являются второстепенными и малозначительными. Один такой случай описывает Н. С. Лесков в повести «На краю света», где православный епископ, путешествуя по Сибири, пытается объяснить своему проводнику-якуту суть христианского вероучения:

«Ну а знаешь ли ты, зачем Христос сюда на землю приходил?

Думал он, думал – и ничего не ответил.

Не знаешь? – говорю.

Не знаю.

Я ему все Православие и объяснил, а он не то слушает, не то нет, а сам все на собак погикивает да оростелем машет.

Ну, понял ли, – спрашиваю, – что я тебе говорил?

Как же, бачка, понял: свинью в море топил, слепому на глаза плевал – слепой видел, хлебца-рыбка народца дал.

Засели ему в лоб эти свиньи в море, слепой да рыбка, а дальше никак и не поднимется…»

Парадоксальным образом все те же свиньи, засевшие в лоб лесковскому безграмотному якуту, в наши дни иногда могут привести в смущение уже вполне цивилизованных людей с высшим образованием. Как кроткий и любящий Христос, который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», смог безжалостно утопить стадо свиней? Разве любовь Божия не распространяется и на животных тоже?

Вопросы вроде бы формально правильные (хотя возникнуть они могли, наверное, лишь у современного человека, который никак не связывает ветчину на своем столе со свиньей, из которой эту ветчину сделали). Но все же ошибка в подобном рассуждении есть. И дело даже не в том, что упомянутые в Евангелии свиньи рано или поздно все равно попали бы под нож мясника.

При внимательном прочтении этого места в Евангелии становится очевидным простой факт: Христос не топил несчастных животных. В их гибели виноваты… бесы.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло ().

Здесь очень наглядно проявлена разрушительная сила ненависти бесов ко всему живому, заставляющая их действовать даже вопреки собственным интересам. Изгнанные из человека, они просят Христа позволить им войти в свиней, чтобы жить в них и не идти в бездну. Но как только Христос позволяет им это, бесы тут же топят всех свиней в море, снова оставшись без пристанища. Понять такое поведение невозможно, поскольку в ненависти нет ни логики, ни здравого смысла. Прогуливающийся по детскому саду сумасшедший с опасной бритвой в руке будет выглядеть на фоне бесов безобидным и мирным обывателем. И если бы такие жуткие существа могли беспрепятственно орудовать в нашем мире, то ничего живого в нем давно бы уже не осталось. Но в евангельской истории со свиньями Господь ясно показал, что бесы вовсе не свободны в своих действиях. Вот как говорит об этом преподобный : «Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам идти в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию» .

Отрекаясь в крещении от сатаны, человек вверяет себя Тому, Кто имеет абсолютную власть над сатаной. Поэтому, даже если бесы нападают на христианина, это не должно его особо пугать. Такое нападение возможно при единственном непременном условии: если его разрешит Господь. Укус змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из змеиного яда лекарство. Так и Господь злую волю бесов может использовать как средство для исцеления человеческой души. По общему мнению отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…» – пишет .

«Между тем, обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения» (святитель ).

Искушение святого Антония

Бесы действуют лишь там, где им попускает это Господь, обращающий злые замыслы падших духов ко благу людей. Этим отчасти объясняется знаменитый парадокс Мефистофельского самоопределения у Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя даже в литературном произведении бес все равно продолжает врать: никакого блага совершить он, конечно же, не в состоянии и, как всегда, приписывает себе чужие заслуги.

А что же может бес на самом деле? В этом вопросе мнение отца христианского монашества можно считать более чем авторитетным, поскольку бесы воевали с ним в пустыне несколько десятилетий. На знаменитом полотне Иеронима Босха «Искушение святого Антония» изображена жуткая картина: стая клыкастых и рогатых чудовищ нападает на одинокого монаха. Этот сюжет не придуман художником, он взят из реального жития преподобного Антония, и все эти страшные нападения святой пережил на самом деле. Но вот какую неожиданную оценку дает этим ужасам сам Антоний Великий: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как – бессильных» .

Бесы ненавидят Бога. Но чем Бог отвечает на эту ненависть? Преподобный пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим ».

Несмотря на всю глубину падения бесов, Бог не воюет с ними и всегда готов принять их обратно в ангельский чин. Но чудовищная гордость падших духов не дает им ответить на все проявления Божией любви. Вот как говорит об этом современный подвижник, афонский старец : «Если бы они сказали только одно: „Господи, помилуй“, то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения. Если бы они только сказали „согреших“, но ведь они этого не говорят. Сказав „согреших“, диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом! Помнит ли диавол свое прежнее состояние? он весь – огонь и неистовство… И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!.. падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться!»

К сожалению, для подобной радости диавол не дает никаких поводов. И единственно правильное и безопасное для человека отношение к падшим духам, обезумевшим от злобы и гордости, – не иметь с ними ничего общего, о чем и просят Господа христиане в заключительных словах молитвы «Отче наш»: …не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь».

Библейский словарь Нюстрема
  • преп. Оптинские старцы
  • архиеп.
  • Лариса Маршева
  • Александр Ткаченко
  • схиархим. Авраам
  • прот. Лев Липеровский
  • свящ. К. Пархоменко
  • Почему Бог попускает бесам искушать праведников?

    Ярким примером такого рода ограничений во времена Ветхого Завета служила история с Иовом (), а с наступлением новой эпохи Сам Христос продемонстрировал множество случаев укрощения бесов, изгнания их из людей.

    Помимо названной, есть ещё одна важная причина, по которой Господь дозволяет демонам сеять соблазны среди людей.

    Как Премудрый Владыка и Промыслитель, Он и злые дела обращает к добрым последствиям. Сокрушив ад и создав , Господь наделил её всеми необходимыми средствами для борьбы человека с властью греха, в том числе с греховными искушениями, навязываемыми бесами.

    В рамках невидимой брани с лукавыми ангелами подвижники укрепляются , закаляют свою волю, опытно осознают опасность и мерзость греха, ценность добра, наконец, удостаиваются за свои подвиги венцов славы.

    В этом отношении уместно сравнение христианских подвижников с первозданным Адамом. Адам был чист и невинен, однако не обладал той духовной силой, которой обладают христианские святые. В этом отношении их духовное состояние выше, чем состояние первого человека.

    Невидимо бесы борются с нами через помыслы, а осязаемо посредством других людей, от которых мы терпим несправедливые оскорбления и притеснения. Если демонам удается полностью овладеть каким-нибудь человеком, тогда они начинают использовать его для еще более грубых нападений на нас.

    Общество падших духов имеет строгую иерархическую структуру с подчинением князьям тьмы. В эту структуру включены и земные сообщества людей, предавшихся воле злых духов и служащих им.

    «Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком, а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом» – преподобный

    Злым духом считается бес. Христианство также отождествляет его с чертом, страшным дьяволом или коварным демоном. Этот образ был создан на основе тех трактовок, что предоставляли традиции церкви.

    О термине

    В XI столетии можно впервые услышать, что существует особый образ в христианстве - бес. Кто это? Об этом можно было узнать, прочтя строки «Слова о законе и благодати» или же в эпосе, повествующем о походе князя Игоря и его полка, написанном в XII веке. Кроме того, в христианстве, можно узнать из многих других произведений.

    На самом деле так называли все образы, имевшие какое-либо отношение к язычеству. Не ушел от этого прозвища и великий Велес. Бес (христианство) - это любая сущность, чье существование противоречит верховенству бога в мире духовного. Если взглянуть в перевод Библии XIX века, также можно заметить этот термин. В английском, а также немецком языках это слово воспринимается как синоним слова «дьявол». Славяне позаимствовали его у жителей индоевропейских территорий, у которых это значило «страх». Греки так называли обезьяну.

    По мнению языческих славян, зима - это время царствования бесов, которые насылают холод. Также с ними ассоциируется темное время суток. Одним словом, этим существам приписывали причастность ко всем явлениям природы, которые нарушали человеческий покой и комфорт.

    С точки зрения церкви

    Согласно концепции христианства, бесы - это духи зла, о повадках которых можно узнать очень многое из повестей или же описаний жизни святых. Также, исследуя этот вопрос, стоит уделить внимание демонам, богам язычников и идолов, которые причисляли ко все той же категории. Их называли собирательным термином "бес". Христианство во многих сюжетах представляло его как искусителя святых или отправившихся в пустыню.

    Разумеется, многие сюжеты заканчиваются победой добра над этими проявлениями злых сил. Может наслать болезни, соблазнить грешника или же ввергнуть душу в порок бес. Христианство утверждает, что именно он сталкивает человека с праведного пути. Так что очень близок этому образу чёрт, являющийся также зловредным персонажем, портящим людям спокойную жизнь.

    Разные взгляды на вопрос

    Распространены представления о том, что у человека есть не одно тело, а несколько: физическое, астральное, эфирное. Считается, что тот мир, в котором мы живем - это всего лишь один уровень всего сущего. Есть низшие круги, в которых в большинстве своем живут именно такие создания и их жертвы.

    Попасть туда можно, злоупотребляя наркотиками или алкоголем. Когда заходит речь о так называемой белочке, отличающейся от милого пушистого создания, можно говорить о том, что человек разрушает барьер между мирами и низвергается в объятия темных сущностей, питающихся за счет негативных эмоций своего донора.

    Как избавиться?

    Вселяется в душу и помогает ей разлагаться бес. Христианство в качестве лекарства от такой заразы предлагает стать на праведный путь и жить в соответствии с текстами заповедей. Ведь нет в мире ничего, чего нельзя было бы исправить, в частности и это.

    Если индивид делает выбор в пользу правильного поведения, со временем он почувствует облегчение и чистоту. Главное - признать свои поступки недостойными, покаяться, довериться Духу Божьему. Поселить в душе свет или злобу - это личный выбор каждого.

    Бес воистину подобен пристрастию к алкоголю или табаку. Он может порабощать сознание и изменять его, но если личность оказывается сильнее и решает скинуть с себя эти оковы, ей подвластно все. Считается, что святые, мученики, а также преподобные проходили через борьбу с этими созданиями.

    От древности до наших дней

    Присутствие этих существ чувствовали во все времена. Даже сейчас, когда люди уже не столь суеверны, они продолжают употреблять термины «взбесился», «бесноватый» и подобные им. Эффективной процедурой по изгнанию вредоносных сущностей считался экзорцизм, включавший молитвы, перечень обрядов, свойственных той или иной религии.

    Проводить подобные действия начали еще в седой древности, когда они были неотъемлемой составляющей верований, а также культов. Сегодня одержимость приравнивают к расстройствам психики. Многие просто пытаются привлечь внимание, создавая впечатление, будто в них вселился бес. Исцеление, которое происходило после процедуры экзорцизма, больше похоже на плацебо или обычное внушение, чем на непосредственный результат действий священника.

    Библия и то, что было до нее

    Еще до того, как возникло христианство, с демонами можно было познакомиться, изучая шаманизм. Уже там было подробно изложено, кто они, как их изгнать. Хотя в хритсианской традиции, конечно, это не признавют и утверждают, что впервые экзорцизмом занимался Христос. Ведь именно он как-то исцелил порабощенного демоном человека, освободив его душу.

    Темные сущности заставляли жертву жить в гробу. Иисусу хватило одной фразы, чтобы приказать темным духам вылететь прочь и перелететь в свиней. По мнению христиан, Бог наделял отдельно взятых апостолов и прочих святых особым даром изгнания нечисти. В наше время есть много любителей мистики, ищущих ее на страницах книг и киноэкранов. Существует множество фильмов на эту тему.

    Научный подход

    У медицины есть свое мнение на данный счет. Считается, что дело здесь в психическом заболевании. Те, кого обычно считают одержимыми, проявляют все признаки истерии, маниакальности, психотического состояния, появляется эпилепсия, шизоидные расстройства, даже

    Кстати, касательно последнего, любопытным является то, что 29% «приживал» в душах таких пациентов - это демоны. Также с ними можно связать мономанию или паранойю.

    С точки зрения веры

    Многое об экзорцизме можно почерпнуть из Евангелия. Считается, что покинув человека, дух отправляется бродить по тем местам, где нет воды. Его целью является найти покой, что ему не удается. После этого он все-таки возвращается в свой дом, которым является человеческая душа.

    Для того чтобы мучительная процедура не повторялась по новому кругу, нужно, чтобы после изгнания беса человек не просто оставил в своей душе зияющую дыру, но наполнил ее светом, добром, которые можно почерпнуть в молитве, мыслях о Боге.

    Кроме того, в писаниях можно найти данные о том, что не только Иисус с апостолами занимались экзорцизмом, но и еврейские заклинатели. В Евангелии описан случай, когда иудейские целители изгоняли демона, который заставлял свою жертву страдать лунатизмом. Основным инструментами в таком случае являются молитва и пост.

    Кроме того, это искусство покорялось и обычным людям, которые преисполнялись верой. Они использовали имя Господа. Также с демонами и бесами связывают дурные мысли, сомнения и прочие побочные эффекты искривленной мыслительной деятельности. Душевный покой - неотъемлемая составляющая счастья, обретение которого тоже порой называли

    При всей своей простоте и расхожести образа беса, ответить на вопрос «кто такой бес?» не так уж и легко, поскольку под «класс» бесов попадает очень много существ, относящихся к нечистой силе.

    Ответ на вопрос «кто такой бес?» придется разделить на три части – кто такой бес для язычников, христиан и для народной магии и мифологии.

    Кто такие бесы для язычкников

    Начнем с определения что такое бес, для язычников. Так бесами в древнеславянских языческих представлениях назывались злые духи, подобные архаичным упырям и навьям.

    Сейчас уже сложно определить, какие именно представления связывались с бесами изначально. По-видимому, они, подобно упырям и навьям, представляли некую силу, олицетворяющую буйные и необузданные стихии.

    Вероятно, некогда бесы были персонификацией зимних снеговых туч, застилающих солнце и несущих людям холод и голодные времена - отсюда берут начало поверья о том, что во время бурь и метелей бесы резвятся и носятся над землей.

    Кто такой бес в христианской традиции

    С приходом христианства бесами стали называть падших ангелов, духов зла - слуг и воинов дьявола.

    Согласно христианским представлениям, бесы абсолютно злы и не могут иметь никакого отношения к чему бы то ни было, связанному с добром. Дело в том, что зло, живущее в бесах, не было присуще им изначально, а стало следствием их собственного выбора. Ведь их создал сам Господь, а не какая-то иная темная сила, и эти слуги, предав Всевышнего, стали «ангелами сатаны», «ангелами бездны». В церковнославянском обиходе, а впоследствии и в народе, было принято называть бесов аггелами, в отличие от добрых ангелов.

    Согласно христианским религиозным представлениям, бесы, хотя и являются духами (они ведь падшие ангелы), тем не менее, материальны и имеют собственные тела. Свою способность к перевоплощениям, умение быть невидимыми и являться людям по собственному желанию бесы, по народному убеждению, сохранили от своего ангельского прошлого. Образы, которые принимают бесы, зависят от их собственного выбора, но так как их сущность - ложь, то и образы эти - фальшивая видимость, маска.

    Кто такой бес для народной магии

    Наиболее типичный образ беса в народных поверьях и иконографических традициях обычно совмещал черты человеческие и животные. Так, например, в народе бесов описывали как безобразных демонических существ темного цвета, мохнатых и с крыльями. Последняя деталь напоминает об изначальной ангельской природе бесов, только эти крылья темные и кожистые, как у летучей мыши, считавшейся нечистым животным. Иногда бесов изображали с когтями на руках и ногах, часто - со свиными рылами, длинными ушами, петушиными шпорами или козьими ногами, оканчивающимися копытами. Во многих местах бесов, подобно другим нечистикам, считали хромыми или кривыми. Они распространяют отвратительный смрад, дым и запах серы. В более ранних источниках, главным образом в церковной книжной традиции, беса изображали как женоподобного юношу с всклокоченными волосами, с крыльями и синим или черным лицом.

    По народному убеждению, бесы могли жить семьями, иметь жен (бесих, бесовок) и детей (бесенят). Жилища бесовских семей располагались обычно где-то в глухих местах, часто в воде, на дне озер и омутов, в болотах. Не исключено, что такие поверья возникли из-за сближения образов беса и черта (по народным поверьям, черти любят обитать в болотах, омутах, где они не просто живут, но и женятся на чертихах, плодятся и размножаются).

    Помимо воды, обычным местом обитания бесов - как и других нечистых духов - считались пустоши и леса, пещеры и овраги, пропасти и расселины. В некоторых местах верили, что бесы, подобно многим «нечистикам», любят селиться в пустых дуплах старых деревьев, о чем свидетельствует поговорка «Из пустого дупла - либо сыч, либо сова, либо сам Сатана».

    От своего ангельского прошлого бесы частично сохранили сверхчеловеческое знание и могущество (которые они стали теперь употреблять во зло), власть над стихиями, а также возможность тонкого проникновения в ход человеческих мыслей. Однако бесы, по убеждению христиан, при этом не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ (об этом ведает только бог), поэтому праведная жизнь является лучшей защитой от бесов. Правда, исстари повелось, что больше всего докучают бесы как раз тем, кто вступил на путь аскезы и отшельничества. По народному убеждению, бесы неотступно преследуют монахов, отшельников и аскетов, объявивших им «войну»: отшельники ранней поры монашества некогда намеренно избирали для проживания места, пользовавшиеся дурной славой, рассчитывая сразиться с бесами в самом их гнезде. Считалось, что бесы, надеясь победить «воинов христовых», всячески стараются заставить их согрешить, искушают их самыми разными способами.

    Стремление искушать и сбивать человека с пути истинного считалось в христианской традиции один из основных бесовских свойств. В многочисленных поверьях бесы выступают как сеятели дурных внушений, болезней (и особенно душевных расстройств - «беснования»), как разрушители общественного уклада, с особенной ненавистью относящиеся к освященному браку и строящие против него всякие козни.

    Считалось, что, искушая, бесы стараются ввести человека в грех чревоугодия, блуда, тщеславия, скаредности, гнева, уныния, гордости и тому подобное. На этом основании средневековая демонология разработала целый ряд классификаций бесов, объединявших их либо по принадлежности к тем или иным природным стихиям, либо - к воплощаемым им порокам. А в средневековой Европе бесов наделяли различными функциями и должностями, соответствовавшими, так сказать, придворному «табелю о рангах». Например, бесы могли носить титулы маркизов или графов, служить адскими церемонимейстерами или управителями и так далее. В славянской православной традиции такого деления, в общем, не наблюдалось, но, тем не менее, существовали представления о старших и младших бесах.

    Вселение в человека также считалось одним из традиционных бесовских свойств. Вездесущие бесы нередко разносят болезни, а еще чаще причиняют их, проникая внутрь человека с его едой или питьем, во время сна и так далее. В народе бытовало убеждение, что бес может отдавить ногу, опустить особую «запойную» каплю в бочку с вином, неожиданно толкнуть человека, «попутать» или проникнуть в любой незакрещенный сосуд, чтобы потом с питьем войти в человека и поселиться в нем, вызывая падучую, кликушество, сумасшествие и другие болезни, которые в народе называли «одержание бесом». Бесы, сидящие в кликушах, особенно охотно бранят священников и начинают кричать и биться, когда к одержимой подносят освященные предметы. Больных, страдающих от беса, иногда называли бесовниками, а бесовством, или бесовщиной именовали соблазнительные призраки, наваждение.

    По общераспространенным представлениям, бесы не терпят крестного знамения, пения петуха, молитвы, ладана и других освященных предметов. Помимо этого, согласно некоторым поверьям, бесы очень боятся грозы, так как молния и гром их убивают. Во многих местах грозу объясняли тем, что Илья-Пророк или Михаил Архангел, разъезжая на пламенной колеснице, запряженной огненными конями, мечет на землю стрелы-молнии, поражая насмерть всех злых духов, в первую очередь - чертей и бесов. Нечистые духи в страхе мечутся по земле, отыскивая себе убежище, и скрываются в жилых и нежилых строениях (вскакивая через открытые двери и окна или влетая через печные трубы и вообще всякого рода незащищенные отверстия), а также в густой хвое и в тени развесистых деревьев. Самым же надежным укрытием у бесов и чертей являются, по народному убеждению, животные и люди, оказавшиеся в это время под открытым небом.

    Для защиты от бесов, ищущих в грозу надежное убежище, в народе применялись самые различные меры. Так, например, люди, застигнутые грозой на улице, при каждой вспышке молнии со словами: «Свят, свят, свят», налагали на себя крестное знамение, надеясь отогнать этим беса.

    Чтобы не привлечь к себе и своему жилищу внимание бесов и не навлечь тем удар молнии, крестьяне также строго соблюдали обязательные посты, особенно в Ильинскую пятницу, и старались не произносить вслух имени беса (так как бесы, подобно другой нечистой силе, мгновенно отзываются на упоминание собственного имени).

    Во многих местах для защиты от беса во время грозы также мазали молоком косяки дверей и окон либо вывешивали за окно полотенце с покойника. Очень действенным защитным средством являлось зажигание свечи, с которой молились в Страстной четверг во время чтения 12 евангелий Господних Страстей, либо пасхальной или богоявленской свечи.

    © Алексей Корнеев

    Когда люди осознают реальность существования бесов, то у них, естественно, возникает два вопроса: что это за творения? И каково их происхождение?

    Что это за творения?
    Я бы описал бесов, как бестелесные духовные существа, имеющие страстное желание оккупировать физическое тело. По-видимому, они предпочитают человеческое тело; но чтобы не существовать в бестелесном состоянии, они охотно занимают даже тела животных (смотрите Луки 8:52-53).
    Для нас тяжело принять мысль о существовании личности без тела. Но, несмотря на то, что бесы не имеют тела, они имеют все обычно принятые отличительные признаки личности:
    1. Воля
    2. Эмоции
    3. Интеллект
    4. Самосознание
    5. Способность говорить

    1. Воля
    Бес, вышедший из человека, сказал: "Возвращусь в дом мой, откуда я вышел" (Матфея 12:44). Мы видим, что бес применяет свою волю для принятия решения и затем приводит это решение в исполнение последующими действиями.
    2. Эмоции
    "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иакова 2:19). Трепет - это внешние проявления сильных эмоций. Как я сказал, временами я видел демонизированных людей, которые, будучи поставлены перед фактом власти Христа, начинали очень сильно дрожать. Это может быть внешним проявлением страха, испытываемого бесами внутри.
    3. Интеллект
    Бесы имеют знания, не происходящие из естественных источников. Когда Иисус впервые столкнулся с демонизированным человеком в синагоге в Капернауме, бес проговорил из человека и сказал: "Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий" (Марка 1:24). Это произошло за год до того, как ученики Самого Иисуса начали понимать то, что бес распознал немедленно.
    4. Самосознание
    Когда Иисус спросил гадаринского одержимого его имя, то бес ответил за себя и за остальных бесов: "Легион имя мне, потому что нас много" (Марка 5:9). Бес осознавал личностью и себя, и других бесов, захвативших этого человека.
    5. Способность говорить
    В первых трех Евангелиях и в книге Деяний мы видим несколько примеров способности бесов говорить через речевые органы оккупированной личности. Они могли отвечать на вопросы и вести диалог. Обычно мы рассматриваем способность говорить, как отличительную черту личности.

    Теперь перейдем ко второму вопросу.
    Каково их происхождение?
    Я слышал о двух основных теориях относительно происхождения бесов.
    1. Они являются падшими ангелами, присоединившимися к сатане в бунте против Бога.
    2. Они являются бестелесными духами расы, существовавшей до Адама, погибшей от суда Божия, не открытого детально в Писании.
    Я не верю, что Библия обеспечивает нас достаточными доказательствами, чтобы мы могли с уверенностью утверждать верность той или иной теории. Я должен сказать, что на основании моего опыта мне тяжело поверить, что бесы являются падшими ангелами. Для меня кажется ясным, что даже падшие ангелы все еще содержатся где-то в месте своего обитания в поднебесье (Ефесянам 6:12), но не на "третьем небе", где обитает Бог (2-Коринфянам 12:2-4). Это не соответствует Писанию - представлять ангелов постоянно действующими на земном уровне.
    Бесы, с другой стороны, являются творениями, привязанными к земле.
    Бесы, при моих встречах с ними, проявляют широкий спектр характерных черт. Некоторые из них жестоки, свирепы, имеют сверхъестественную силу. Другие слабы, трусливы и даже смешны - характеристики, которые не соответствуют ангелам, даже падшим.
    Позвольте мне проиллюстрировать вам это простым примером. Женщина попросила меня изгнать бесов из ее мужа. Когда я начал молиться с ним, он начал проявлять признаки свирепости. В этот момент его жена отвела меня в сторону и сказала: "Дома он бросает в меня стулья".
    "Что же она не сказала мне этого до того, как я начал за него молиться?" - сказал я себе, решив никогда больше не вовлекаться в такую ситуацию!
    По мере моей молитвы за этого мужчину, мне показалось, что последний бес проговорил из него: "Я нечист".
    Не желая задавать вопросов и смущать мужчину перед его женой, я просто сказал: "Ты, бес нечистых мыслей, выходи из этого человека!" Я чувствовал, что неопределенная фраза "нечистые мысли" не будет слишком смущающей.
    Тем не менее, бес, ответил: "Это не мое имя".
    "Твое это имя или нет, меня это не волнует, - сказал я, - я приказываю тебе выходить, во Имя Иисуса!"
    В конце концов, бес оставил этого мужчину, все же протестуя до конца: "Это не мое имя!"
    Я считаю, что ни один ангел, даже падший, не будет вести себя подобным образом.
    Классическая греческая литература проливает некоторый свет на природу бесов. Философ Сократ, например, признавал, что в нем был даймонион, оказывающий влияние на некоторые его действия. Этот даймонион никогда не говорил ему позитивным образом о том, что он должен был делать, но давал негативные предупреждения о том, чего не следовало делать. Однажды, например, несколько человек поджидали Сократа на рынке, планируя убить его. И даймонион предупредил его не идти в тот день на рынок.
    В современной терминологии, возможно, мы классифицировали бы это как работу духа предсказания. Это было бы из ряда вон выходящим для греческого мышления - предположить, что Сократ был управляем и направляем падшим ангелом.
    Тяжело поверить, что какой-либо ангел мог иметь сильное желание, что является характеристикой бесов, завладеть человеческим телом или, если не представлялось такой возможности, телом животного, например, таким, как свинья. Несомненно, для ангела это было бы местом заключения, но не местом, где такое существо могло бы выразить себя.
    Истинно, что для специальной цели, подталкивая Адама и Еву к бунту, сатана на некоторое время предстал перед ними в виде змея. Но последующие места Писания ясно показывают, что он не оставался далее в теле змея.
    Опять же, в Евангелии от Луки 22:3 автор отметил: "Вошел же сатана в Иуду..." Но это не обязательно указывает на то, что сатана вошел в Иуду, как личность.
    Ранее автор описывает, как Иисус исцелил женщину с согнутой спиной, изгнав из нее "духа немощи" (Луки 1.3:11). Поясняя это, Иисус назвал женщину "дочерью Авраама, которую связал сатана... восемнадцать лет" (стих 16). "Дух немощи" стал причиной физического состояния женщины. Но так как этот дух управлялся и контролировался сатаной, то его действия приписывались самому сатане, Иисус сказал, что сатана "связал" ее.
    Подобно этому, в момент предательства Иисуса Иудой сатана мог действовать через какого-нибудь беса, который смог войти в Иуду. (Это мог быть бес алчности, так как Иуда, очевидно, мотивировался любовью к деньгам). В противоположность этому, если бы сатана вошел в Иуду как личность, то это было бы подобно искушению Адама и Евы. Его появление перед ними в виде змея было особенным действием, которое продолжалось короткий промежуток времени.
    Фактически же, до настоящего времени штаб-квартира сатаны и его настоящая резиденция все еще находится "в поднебесье".
    Из поднебесья или на земле?
    Во 2 главе я указал, что греческое слово бес (даймонион) произошло от первичного слова даймон. Тогда что же такое даймон?
    Греческая мифология, как кривое зеркало, изображает два основных уровня "богов", обитающих в "поднебесье". Высочайший назывался теос (во множественном числе твои). Нижайший уровень назывался даймон.
    Функция, которую выполняли даймоны, - это привести в исполнение назначенную судьбу для каждого человека, указанную для него твои - "богами" высшего уровня. На нижнем, земном уровне, обитают даймонионы (бесы). Они управляются и направляются "богами" высшего уровня. Возможно, твои направляют даймонов, которые, в свою очередь, направляют даймонионов.
    Для тех, кто думает только по-русски, тяжело сформировать ясную картину этих трех порядков духовных существ, потому что русский не имеет достаточного словарного запаса для этого. Теос можно легко перевести как "бог", и даймонион - как "бес", но русский не имеет подходящего слова для определения категории, называемой даймон. В этой книге я решил использовать транслитерированную форму слова даймон.
    Возможно, что эти две категории - твои и даймоны - относятся к тому, что Павел в Ефесянам 6:12 назвал "начальства и власти". Очевидно, что обе категории обитают в "поднебесье".
    С другой стороны, Новый Завет изображает даймонионов (бесов) обитателями земли. Не существует даже никакого намека на то, что они спускаются и поднимаются в небесный регион.
    В Евангелии от Матфея 12:43-44, Иисус дал картину действия бесов:
    Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит:o"возвращусь в дом мой, откуда я вышел". И, пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным.
    Нет никакого упоминания, что бесы спускаются или поднимаются в поднебесье. Греческий глагол, переведенный как "ходит", используется только для передвижения по планете Земля.
    Теои, даймоны и даймонионы объединились в непрестанной войне против человеческой расы. Под главенством сатаны, они работают вместе, чтобы нанести человечеству любую возможную форму вреда, обмана и мучения.
    Давайте представим на момент, что даймонионы - это духи, которые однажды занимали тела представителей расы доадамового периода, ведших безбожную и греховную жизнь. В их настоящем состоянии они, конечно же, не могут выразить свои похоти и желания, эмоции, которые они развили в своих бывших телах. Мы можем предположить, что они, возможно, находили своего рода временное удовольствие, действуя и выражая свои похоти или желания с эмоциями через человеческие тела. Это может объяснить основные характеристики бесов: их жгучее желание захватить человеческую плоть и действовать через неё.
    Нам нужно помнить, что Библия несет в себе исторические записи только потомков Адама. Именно в связи с этим использовано выражение сыны (или потомки) Адама. И только для освобождения членов этой расы Иисус пришел как "последний Адам" (1-Коринфянам 15:45). Если другие расы существовали до Адама, то Библия не делает никаких определенных упоминаний о них. В книге "Ранние годы Земли" (1876, переиздано Издательством Крегель в 1975) Дж. X. Пембер разбирается с этим вопросом.
    Я рассматриваю эту теорию происхождения бесов, как одну из возможных гипотез, но не углубляюсь более. Некоторые вещи Бог держит в тайне (смотрите Второзаконие 29:29), и глупо пробовать совать нос в то, что Он хранит в тайне.
    Возможно, что обе теории о происхождении бесов неправильны - они и не павшие ангелы и не бестелесные духи из ранее существовавшей земной расы. Наше понимание бесов относится к практике и к тому, как с ними обращаться. Я сталкивался со многими разного рода бесами, но никогда не имел чувства или впечатления, что я столкнулся с ангельским существом.
    С другой стороны, несколько раз я сталкивался с ангелами сатаны во времена ходатайственной молитвы и духовной войны, что лучше всего описывает Павел в Послании к Ефес 6:12: "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".
    Новый Завет не изображает Иисуса или Его апостолов "воюющими" с бесами. Вместо этого, они противостоят бесам (как я сказал в 5 главе), применяя свою власть для их изгнания.
    Бесы в Писании
    Бесы проявляли себя в человечестве под разными именами. Последующий список определенных имен используется Писанием по отношению к бесам. В каждом случае следуют ссылки на Писание.



    Другие бесы
    В дополнение к именам, взятым из Писания и перечисленным выше, я добавлю другие имена бесов, которые я лично встречал.

    Приведенный выше список не является исчерпывающим, но выявляет разнообразие демонической деятельности. Сатана, по-видимому, имеет в своем распоряжении огромное количество бесов, используя которых, он может нападать и мучить человечество.
    Теперь перейдем ко второму из семи вопросов.