Современное общество (6 класс) — Гипермаркет знаний. Современное общество Современное общество и совершенные люди

Просмотры: 32 306

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.

«Современный мир» - А вместе мы – любимый класс! Большая восьмерка. Современные государства в социальной сфере отличаются: Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Всемирная торговая организация. В чем проявляется единство современного мира? Современный мир. Мир един или многообразен? Международное политическое сотрудничество.

«Научные работы» - Работа по заключению хоздоговоров на выполнение нир. В номинации «За достижения в разработке и практическом применении новых методов и средств в здравоохранении »: Отмечается высокий уровень активности по оформлению внедрений в ЛПУ. 5. 15 докторских диссертаций – ВПЕРВЫЕ! ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛГМУ (тыс.руб.)?.

«Культурное наследие» - Творческих успехов, коллеги! Специальные курсы различной тематики. Историко-культурное наследие орловского края. Межвузовская кафедра историко-культурного наследия. Проблематика исследовательской деятельности. Дисциплины программы дополнительного педагогического образования. Факультет искусств и народной культуры Факультет русской литературы.

«Глобальные проблемы» - Условия недопущения новой мировой войны. К 1800 году – был 1 млрд. человек. Увеличение численности населения с 1970 по 2000 г. С 1950 по 2000 гг. площадь лесов уменьшилась почти на 10 процентов. К 2150 году – станет до 27 млрд. человек. На рубеже «до н.э. – н.э.» - около 234 млн. человек. К 2025 году – станет 8 млрд. человек.

«Культура в Советском Союзе» - Реформирование в области образования и науки. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. К таковым прежде всего относится сфера образования. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп.

«Венчурная филантропия» - 14. 7. Прямой перевод термина означает – рисковая благотворительность. Почему мы так действуем? Искусство отдавать свои деньги. Венчурная филантропия по-Гагарински. 12. 11. Как венчурная филантропия связана с понятием риска? Гагаринский фонд - особенности. Вам сюда, если… Ступени Отбора. 10. Стратегические цели Фонда.

Всего в теме 15 презентаций

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Тот факт, что роль религии в современном мире по-прежнему велика, опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Религии современного общества

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают , и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте - если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.

ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным.

Роль религии в современном мире

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

Отношение современного общества к религии

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

Более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

Увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

Возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

Быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

Попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

Появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

На данный момент Россия является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании "Левада-Центр", если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства - ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам - около 7%, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: , попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

Современное общество отличается умением анализировать ситуацию. Глобализация проблем, быстрое распространение информации позволяет находить и добывать те знания, которые необходимы для практической деятельности человека, его творчества и развития.

Понятия и термины

Современное общество - это новый этап в развитии общественных отношений. Что играет важную роль в его становлении? Глобализация мировых процессов. Начинать необходимо с понятий:

  • Глобализация - это процесс взаимопроникновения технологий, разработанных разными государствами. Остановить интеграцию невозможно. Причем, унификация особенностей касается политики, экономики, идеологии. Глобализация строится на учете распределения ресурсов, имеющихся на планете. Термин введен в 19 веке Карлом Марксом. Он использовал его для характеристики состояния мирового рынка.
  • Второе понятие, необходимое для рассмотрения темы, – постиндустриальное общество или информационное . Этап современности в развитии стран отличается проникновением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности государств. Общество открыто для решения и выявления глобальных процессов.

Современное общество меняет общение между людьми, переходит на уровень информационных технологий, но следует помнить, что привычная форма общения не должно заменяться компьютерами и телефонами.

Отличие современного общества

Наука предлагает рассмотреть особенности современного состояния государственных устройств и общественных отношений и признаки современного общества :

  • Усиление конфликтов среди людей и стран.
  • Терроризм выходит за границы одной страны: международный характер терроризма и преступности.
  • Угрозы катастроф становятся катастрофой для всей планеты.
  • Коммуникационные системы потеряли границы, получить информацию можно из любой точки проживания.

Современное развитие привело к созданию концернов экономики, охватывающих 10 или сотни стран. Транснациональные компании (ТНК) позволяют использовать модернизацию процессов, разработанную в одной стране, на производствах других государственных структур. ТНК открывают филиалы в разных странах, распределяют свою продукцию по мировому рынку. ТНК оказывают влияние на развитие всей мировой экономики и отдельных сегментов.

Информация стала требовать защиты, поэтому в 2000 году в РФ принята доктрина о соблюдении безопасности информационной среды и национальных достояний, выполняющая роль защиты интересов России.

Слои общества

Роль среднего класса в современном обществе невозможно недооценивать. Ученые с древности выявили значение класса. Чем больше средний слой, тем стабильнее общество. Первым делить общество на слои начал Аристотель. Его идеи поддерживаются учеными сегодняшнего времени. Примерная типология классов :

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Низший, бедный;
  • Средний, зажиточный;
  • Богатый, высший.

Средний класс резко увеличился в количественном составе в 20 веке с развитием собственников и предприятий. Состав среднего класса постоянно меняется. В него входят те профессии, которые по достатку достигают нужного уровня. Основные характеристики среднего класса: наличие образования, определенный уровень дохода, достаточный для жизнедеятельности человека на среднем уровне, интеллектуальная и материальная собственность. Семья в современном обществе также распределяется на группы, но в ней могут быть члены из разных слоев.

Споры ученых по определению критериев для характеристики среднего класса идут постоянно. В разных странах свой перечень слоев и свои показатели. 4.6 . Всего получено оценок: 66.