Нормативно - правовой акт: понятие и классификация. Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к основным? Акты органов местного самоуправления

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

    нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

    время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

    нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

    на временные акты;

    акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • подзаконные акты;

    международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

    общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

    акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

    муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта

    РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При разработке... действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; ... бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ; для руководителей, ... нормативными правовыми актами этих субъектов; для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами...

  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?

    И иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст...

  • Можно ли заставить работника поделить отпуск на части?

    С трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными... установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно...

  • Формирование учетной политики по стандарту

    Особенностями деятельности; СГС «Учетная политика»; нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... и формирования отчетности учреждения. Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и...

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …?
  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия

    Входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или... предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления... потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива... тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим...

  • Электронные трудовые книжки

    Соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Лицо, имеющее стаж работы... соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; лица, имеющие стаж работы по... нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С...

  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в IV кв. 2019 г.

    2010 года N 229-ФЗ) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В...

  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля

    Бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами... определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа...

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    ... : при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми... результатах. Досрочное применение правил ФСБУ Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать... досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 ... организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер...

  • Что учесть при подаче отчета о результатах деятельности и использовании имущества?

    ...) за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, с указанием категорий потребителей. 3 ...

  • Рекомендации Федерального казначейства по проведению проверок

    Объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета... соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов. 6. Отражение хозяйственных... проверяется соблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в частности, закреплены... оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; правильность и своевременность отражения... установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ; объем, в котором...

  • Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура

    Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия... , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя... , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым... по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой...

  • Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности

    Другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени... до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в... , а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории... для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата...

  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА

    С бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур... установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Достижение... контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих...

Что такое метод административного права?

A. совокупность способов, средств и приемов воздействия на отношения;

B. совокупность задач объектов административного права;

C. принцип разделения административного права на отрасли;

D. сфера взаимодействия административного права и общественных отношений;

E. совокупность задач субъектов административного права;

3. Метод административного права состоит из:

A. дозволения, запрещения, позитивного обвязывания;

B. дозволения, императивного регулирования, запрещения;

C. запрещения, обеспечения выражения свободной воли, признания взаимных интересов;

D. убеждения, принуждения, дозволения;

E. гипотезы, диспозиции, санкции;

4. Система административного права:

A. совокупность взаимосвязанных институтов и норм;

B. судебный прецедент;

C. уставы, положения общественных организаций;

D. правила внутреннего распорядка;

E. правовой обычай;

5. Общая часть административного права включает в себя:

A. управление финансами и кредитом;

B. управлением транспортом и коммуникациями;

C. управление сельским хозяйством;

D. общие положения об административном праве как отрасли права и науки;

E. управление акционерным обществом;

6. Особенная часть административного права включает в себя:

A. система органов государственного управления в сфере хозяйственной деятельности;

B. административная ответственность;

C. административное производство;

D. административный процесс;

E. административное правонарушение;

7. Под методом дозволения в административном праве понимается:

A. предоставление лицам права выбора своего собственного варианта поведения;

B. предоставление только юридическим лицам права активных действий;

C. разрешение только физическим лицам делать то, что не запрещено законом;

D. предоставление уполномоченным органам права любых действий с подробным отчетом после их выполнения;

E. требование воздерживаться от совершения действий определенного рода.



8. Под источником административного права понимаются:

A. официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений;

B. правила поведения, сложившиеся независимо от государственной власти;

C. решение, принятое судом по конкретному делу и считающееся обязательным при рассмотрении всех последующих аналогичных дел;

D. право граждан на участие в деятельности государства;

E. договорные обязательства между государственными органами и гражданами;

Какие административно-правовые акты принимают органы исполнительной власти?

A. постановления, распоряжения, приказы;

B. указы, распоряжения, законы;

C. законы, ратифицированные международные договоры;

D. нормативные постановления, решения, распоряжения;

E. приказы, законы, кодексы;

10. К источникам административного права РК относятся:

A. нормативный акт, административный договор;

B. правовой обычай, нормативный акт;

C. договор, правовой обычай;

D. индивидуальный трудовой договор;

E. коллективный договор;

11. Административные акты вступают в силу:

D. только с конкретно указанного срока;

E. c момента обсуждения;

12. Нормативный правовой акт:

A. письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие;

B. закон, регулирующий общественные отношения, устанавливающий основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции;

C. закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения;

D. все законы государства и судебный прецедент;

E. акты действующего законодательства и правового обычая.

13. Правовая норма:

A. правило;

B. способ;

C. начала;

E. все выше перечисленное;

14. Уровень нормативного правового акта:

A. место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов;

B. место нормативного правового акта в зависимости от субъекта его применения;

C. место нормативного правового акта в зависимости от даты его принятия;

D. место нормативного правового акта в зависимости от сферы его действия;

E. место нормативного правового акта в зависимости от качества его разработки;

Какие виды нормативных правовых актов предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»?

A. основные и производные;

B. общие и частные;

C. основные и прикладные;

D. правовые и статические;

E. главные и дополнительные;

Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к основным?

A. Конституция Республики Казахстан; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона; нормативные постановления Парламента Республики Казахстан; нормативные приказы министров Республики Казахстан;

B. Конституция Республики Казахстан; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона; нормативные постановления Парламента Республики Казахстан; инструкция;

C. нормативные правовые решения маслихатов и акимов; правила; регламент; законы;

D. Конституция, конституционные законы, кодексы, законы, инструкции, правила, судебные решения;

E. нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, Законы, кодексы, инструкции;

17. Укажите правильный вариант расположения предложенных нормативных правовых актов в зависимости от их места в иерархии нормативных правовых актов:

A. Конституция РК, конституционные законы, кодексы Республики Казахстан; законы; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; нормативные указы Президента Республики Казахстан; нормативные решения маслихатов и акимов;

B. Конституция Республики Казахстан; законы; нормативные решения акиматов и маслихатов; кодексы;

C. Конституция Республики Казахстан; кодексы; законы; нормативные решения акиматов и маслихатов; конституционные законы Республики Казахстан;

D. кодексы Республики Казахстан; законы; указы президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Конституционного закона;

E. Конституция Республики Казахстан; кодексы; законы; нормативные решения акиматов и маслихатов; нормативные приказы, постановления центральных государственных органов;

A. нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан;

B. нормативные правовые акты, касающиеся деятельности государственных органов, входящих в состав Правительства;

C. нормативные правовые акты, касающиеся деятельности органов, прямо подчиненных Президенту РК;

D. нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;

E. ратифицированные международные договора;

19. Наиболее тесно административное право взаимодействует с:

A. конституционным правом;

B. гражданским правом;

C. уголовным правом;

D. финансовым правом;

E. аграрным правом;

20. Официальное толкование подзаконных актов дают:

A. Конституционный Совет Республики Казахстан;

B. Президент Республики Казахстан в ежегодных послания народу Казахстана;

C. Верховный Совет Республики Казахстан;

D. специальная комиссия в составе депутатов Сената Парламента Республики Казахстан;

E. органы и должностные лица, их принявшие (издавшие);

21. Ведение Государственного реестра нормативных правовых актов возлагается на:

A. Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы;

B. Администрацию Президента Республики Казахстан;

C. комиссию по законодательству и правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

D. государственного секретаря;

E. Конституционный совет Республики Казахстан;

22. Основные положения о подготовке и издании административных актов содержатся:

A. В законе «О нормативных правовых актах»

B. в Гражданском кодексе

C. в Конституционном законе «О Правительстве»

D. в сборнике постановлений Верховного суда

E. в гражданском процессуальном кодексе

23. Конституция РК является источником:

A. всех отраслей права;

B. только административного права;

C. только конституционного права;

D. гражданского права;

E. уголовного права;

24. Что не относится к источникам административного права:

A. Уголовный кодекс РК;

B. Конституция РК;

C. Постановления Правительства;

E. приказы министерств, ведомств;

25. Деление на общую и особенную часть административного права характерно для него:

A. системы;

B. предмета;

C. метода;

D. источников;

E. отраслей;

26. Совокупность способов, приемов, с помощью которых административное право воздействует на общественные отношения, называются:

A. методом;

B. объектом;

C. источником;

D. предметом;

E. субъектом;

27. Административное право делится на следующие части:

A. общую, особенную;

B. специальную, общую;

C. особую, системную;

D. общую, системную;

E. системную, особенную.

28. Основные, исходные начала, характеризующие содержание административного права:

A. принципы административного права;

B. методы административного права;

C. функции административного права;

D. задачи административного права;

29. Предписание, запрет и дозволение в административном праве:

A. методы административного права;

B. принципы административного права;

C. задачи административного права;

D. функции административного права;

E. формы административного права;

30. Внешняя форма выражения административно-правовых норм:

A. источники административного права;

B. административно-правые отношения;

C. структура нормы административного права;

D. методы административного права;

E. принципы административного права;

32. С какого момента возникает административная правоспособность гражданина:

A. с рождения;

B. с 18 лет;

C. с 14 лет;

D. с момента регистрации;

E. с момента присвоения имени;

33. Совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в сфере управления:

A. административное право;

B. гражданское право;

C. государственное право;

D. уголовное право;

E. конституционное право;

34. Административное право как юридическая наука относится к группе:

A. отраслевых юридических наук;

B. специальных (прикладных) юридических наук;

C. отраслевых и специальных (прикладных) юридических наук;

D. социально-исторических и отраслевых юридических наук;

E. теоретико-исторических наук;

35. Императивные приказы, координация и субординация по службе характерны для:

A. административного права;

B. трудового права;

C. конституционного права;

D. земельного права;

E. семейного права;

36. Целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с их целями государственной политики:

B. выполнение общезначимых функций;

C. нормативно-распорядительное регулирование;

D. государственное регулирование;

E. применение мер административной ответственности;

37. Цель государственного управления:

A. желаемое, возможное и необходимое состо­яние урегулированности общественных отношений – предмета административно-правового воздействия, которое должно быть достигнуто;

B. отсутствие прямого взаимодействия субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

C. наличие прямого взаимодействия субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

D. отсутствие косвенного взаимодействия субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

E. наличие косвенного взаимодействие субъекта и объекта путем механизма прямых и обратных связей;

38. Определите разновидность административного управления:

A. государственное управление;

B. биологическое управление;

C. техническое управление;

D. правовое управление;

E. социальное управление;

39. Процесс целенаправленного воздействия на систему социального регулирования, в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствие с поставленными целями:

A. государственное управление как объект административно-правового регулирования;

B. биологическое управление как объект административно-правового регулирования;

C. техническое управление как объект административно-правового регулирования;

D. правовое управление как объект административно-правового регулирования;

E. социальное управление как объект административно-правового регулирования;

40. Методы государственного управления:

A. это совокупность приемов и способов непосредственного и целесообразного воздействия органов управления, их должностных лиц на управляемый объект для достижения поставленных целей;

B. общие идеи и руководящие начала административно-правового воздействия;

C. преимущественные способы управления;

D. центральные начала государственного управления;

E. основные направления административно-правового воздействия;

41. Определите признак, не относящийся к признакам метода государственного управления:

A. использование от имени и в интересах определенной группы населения;

B. формирование по воле государства;

C. реализация в процессе осуществления государственной деятельности;

D. использование от имени и в интересах государственной власти;

E. имеет властное содержание;

1. В каких случаях допускается лишение жилища:

+B). по решению суда

2. Принудительный труд в Республике Казахстан допускается:

+B). по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения

3. Какое образование является обязательным в Республике Казахстан?

+C). Среднее

4. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью:

+C). каждого гражданина Республики

5. Республика Казахстан не утверждает себя:

+E). мусульманским государством

6. Не являются высшими ценностями, закреплёнными в Конституции Республики Казахстан:

+B). интересы государства

7. Республика Казахстан является:

+C). унитарным государством

8. Кто в Республике Казахстан является источником государственной власти?

+E). Народ

9. Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу:

+B). обвиняемого

10. Виновным лицо признаётся:

+E). по приговору суда, вступившему в законную силу

11. Судья при отправлении правосудия подчиняется:

+D). Конституции и закону

12. Судебная власть осуществляется от имени:

+D). Республики Казахстан

13. Каким органом осуществляется правосудие в Республике Казахстан?

+D). Только судом

14. Начиная с какого возраста граждане Республики Казахстан могут быть судьями:

+C). С 25 лет

15. Срок полномочий Президента Республики Казахстан:

+D). 7 лет

16. Срок полномочий Генерального Прокурора Республики Казахстан:

+B). 5 лет

17. Высший Судебный Совет Республики Казахстан возглавляется:

+D). Председателем Высшего Судебного Совета Республики Казахстан

18. Срок полномочий депутатов Сената Республики Казахстан:

+E). 6 лет

19. Срок полномочий депутатов Мажилиса Республики Казахстан:

+D). 5 лет

20. Начиная с какого возраста гражданин Республики Казахстан может быть депутатом Сената:

+D). С 30 лет

21. Начиная с какого возраста гражданин Республики Казахстан может быть депутатом Мажилиса:

+C). С 25 лет

22. По Конституции Республики Казахстан Законы Республики Казахстан вступают в силу после:

+E). подписания их Президентом Республики

23. В Республике Казахстан цензура осуществляется:

+E). цензура запрещена

24. Без санкции лицо может быть задержано на срок не более:

+D). 72 часов

25. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как:



+C). на основании решения суда

26. Монополистическая деятельность:

+C). регулируется и ограничивается законом

27. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускается:

+A). лишь в случаях и в порядке, установленных законом

28. Не имеют право избирать и быть избранными, а также участвовать в республиканском референдуме граждане Республики Казахстан:

+C). признанные судом недееспособными

29. По каким основаниям полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно:

+A). в случае и порядке, предусмотренном Конституцией

30. Очередные выборы Президента Республики Казахстан проводятся:

+C). в конкретно определенный Конституцией Республики Казахстан календарный период

31. Председатель Национального Банка Республики Казахстан может быть назначен на должность:

+D). Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан

32. Генеральный прокурор Республики Казахстан может быть назначен на должность:

+E). Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента Республики Казахстан

33. Государственные программы Республики Казахстан:



+D). утверждаются Президентом Республики Казахстан

34. Для привлечения к уголовной ответственности депутата Парламента необходимо:

+D). согласие соответствующей Палаты Парламента Республики Казахстан

35. Председатель Центральной избирательной комиссии избирается на должность:

+A). по представлению Президента Республики Казахстан Мажилисом Республики Казахстан

36. Первая сессия Парламента Республики Казахстан созывается:

37. Правительство Республики Казахстан во всей своей деятельности ответственно перед:

+C). Президентом Республики Казахстан

38. Члены Правительства Республики Казахстан приносят присягу:

+D). народу и Президенту Республики Казахстан

39. В какой срок Президент Республики Казахстан принимает или отклоняет отставку Правительства?

+D). 10 дней

40. Принципы правосудия, установленные Конституцией Республики Казахстан:

+A). являются общими и едиными для всех судов и судей Казахстана

41. Каким из ниже перечисленных принципов должен руководствоваться судья согласно Конституции?

+D). Применение уголовного закона по аналогии не допускается

42. Начиная с какого возраста гражданин Республики Казахстан может быть депутатом Маслихата:

+B). С 20 лет

43. По Конституции Республики Казахстан местным представительным органом является:

+D). Маслихат

44. Решения Маслихатов, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан:

+A). могут быть отменены в судебном порядке

45. Решения и распоряжения акимов не могут быть отменены:

+C). вышестоящим прокурором

46. Какой из нижеперечисленных нормативных правовых актов имеет высшую юридическую силу:

+B). Конституция Республики Казахстан

47. При каких условиях за гражданином Республики Казахстан признается гражданство другого государства?

+D). Не признается гражданство другого государства

48. Казахстан гарантирует защиту и покровительство за ее пределами:

+D). всем своим гражданам

49. Кто в Казахстане может быть подвергнут пыткам и насилию?

+D). Никто

50. В Республике Казахстан добровольное социальное страхование:

+B). поощряется

51. Могут ли депутаты Парламента быть одновременно депутатами другого представительного органа?

+C). Не могут

52. Что НЕ является государственным символом Республики Казахстан:

+D). Президентский штандарт Республики Казахстан

53. Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан может быть назначен на должность:

+E). Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Республики Казахстан

54. Помилование граждан осуществляется:

+D). Президентом Республики Казахстан

55. Кто в Республике Казахстан организует управление государственной собственностью?

+A). Правительство Республики Казахстан

56. Кто из Членов Правительства имеет право быть депутатом представительного органа?

+E). Никто

57. В каких случаях Постановления Правительства могут противоречить распоряжениям Президента Республики Казахстан?

+D). Не должны противоречить

58. Пожизненными членами Конституционного Совета Республики Казахстан является по праву:

+E). экс-Президент Республики Казахстан

59. При соблюдении каких условий Председатель Конституционного Совета может быть одновременно депутатом областного Маслихита?

+E). Должность Председателя Конституционного Совета несовместима с депутатским мандатом

60. Законы Республики Казахстан, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина:

+A). отменяются и не подлежат применению

61. На решение Конституционного Совета могут быть внесены возражения:

+A). в целом или в его части Президентом Республики Казахстан

62. Кто дает официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан?

+D). Конституционный Совет Республики Казахстан

63. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за:

B). точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики Казахстан

64. Судьи в Республике Казахстан обеспечиваются жильем:

+B). за счет средств республиканского бюджета

65. Система прокуратуры Республики Казахстан подчиняется:

+D). Генеральному Прокурору Республики Казахстан

66. Дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляется:

+D). специальными органами и отделены от суда и прокуратуры

67. Какие нормативные правовые акты принимаются Маслихатами по вопросам своей компетенции?

+C). Решения

68. Какие нормативные правовые акты принимаются Акимами по вопросам своей компетенции?

+A). Решения и распоряжения

69. Гражданам Республики Казахстан в соответствии Конституцией признаются и гарантируются:

+A). права и свободы человека

70. Кто имеет наибольшее преимущество перед судом и законом?

+E). Все равны

71. Смертная казнь устанавливается законом:

+B). за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании

72. Граждане Республики Казахстан при задержании:

+B). имеют право пользоваться помощью адвоката с момента задержания

73. Кто имеет право на защиту своей чести и достоинства?

+D). Все граждане Республики Казахстан

74. Кто не имеет право на пользование родным языком?

+E). Каждый имеет право на пользование родным языком

75. В каких случаях допускается пропаганда и агитация нарушения целостности Казахстана:

+C). не допускается

76. Сведения, составляющие государственные секреты, определяются:

+B). Законом Республики Казахстан

77. Граждане Республики Казахстан имеют право возвращения в Казахстан:

+B). беспрепятственно

78. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях может быть произведено на основаниях:

+A). предусмотренных законом Республики Казахстан

79. Платная медицинская помощь в Республике Казахстан:

+D). производится на основаниях и в порядке, установленных законом

80. Должностные лица имеют право на сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей:

+C). не вправе

81. Граждане Республики Казахстан не имеют права:

+D). мирно и без оружия оказывать содействие профсоюзам иностранных государств

82. В каких случаях допускается слияние общественных и государственных институтов?

+D). Не допускается

83. При каких условиях возможно государственное финансирование общественных объединений?

+B). Не допускается

84. Какие общественные объединения имеют политические преимущества?

+D). Все равны перед законом

85. Собственность в Республике Казахстан обязывает:

+A). пользование ею должно служить одновременно общественному благу

86. Недра Республики Казахстан могут находиться:

+B). только в государственной собственности

87. В государственных учреждениях:

+C). наравне с казахским официально употребляется русский язык

88. Верховный Суд Республики Казахстан даёт:

+C). разъяснения по вопросам судебной практики

89. Местные исполнительные органы:

+A). входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан

90. Акимы областей назначаются на должность:

+C). Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра

91. Каким образом граждане Республики Казахстан могут оказать помощь политическим партиям других государств, действующих на территории Казахстана?

+E). Деятельность политических партий других государств в Казахстане запрещена

92. Каким образом граждане Республики Казахстан могут оказать помощь профессиональным союзам других государств, действующих на территории Казахстана?

+E). Деятельность профессиональных союзов других государств в Казахстане запрещена

93. Что необходимо для гражданина Республики Казахстан, чтобы стать членом политической партии на религиозной основе?

+D). Такие партии запрещены в Казахстане

94. Кому принадлежит право выступать от имени народа и государства?

+A). Президенту, а также Парламенту РК в пределах его конституционных полномочий

95. Форма правления в Республике Казахстан:

+A). президентская

96. Допускается ли за гражданином РК двойное гражданство?

+B). Не допускается.

97. Президентом РК может быть избран:

C). гражданин РК по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет.

98. Правительство РК осуществляет:

A). исполнительную власть в РК, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

99. Право законодательной инициативы принадлежит:

+B). депутатам Парламента РК, Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе.

100. Деятельность политических партий и профессиональных союзов иностранных государств на территории РК:

+A). не допускается.

Тест 1. К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию нормативных правовых актов»?

Правореализация.

Правоприменение.

Правотворчество.

Назовите принципы, которые лежат в основе правотворческой деятельности.

Демократизм.

Неотвратимость действия правовых норм.

Научность.

Законность.

Индивидуализация.

Профессионализм.

Целесообразность.

Тест 3. Какое из указанных действий является стадией правотворческого процесса?

Законодательная инициатива.

Выбор правовой нормы.

Установление фактических обстоятельств дела.

Тест 4. Каким из перечисленных субъектов по Конституции РФ предоставлено право законодательной инициативы?

Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законода-тельным (представительным) органам субъектов Федерации.

Председателю Правительства РФ.

Генеральному прокурору РФ.

Тест 5. Какой из перечисленных правовых актов является актом правотворчества?

1. Федеральный закон от 5 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Тест 6. Какой из ниже перечисленных источников права является результатом санкционированного нормотворчества?

Нормативный правовой акт.

Правовой обычай.

Нормативный договор.

Тест 7. Какие из перечисленных нормативных правовых актов являются актами конституционного законодательства?

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Гражданский кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Тест 8. Как называется вводная часть нормативного правового акта?

Гипотеза.

Преюдиция.

Преамбула.

Тест 9. Какой нормативный акт обладает наивысшей юридической силой?

Постановление Правительства РФ.

Федеральный закон.

Конституция РФ.

Тест 10. Какой орган обладает правом издания нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации?

Правительство РФ.

Федеральное Собрание РФ.

Президент РФ.

Тест 11. Назовите характерные признаки правового закона.

Властно-приказной принцип регулирования.

Уравнительный принцип регуляции.

Принцип формального правового равенства, нормативное закрепление всеобщего масштаба и равной меры свободы.

Тест 12. От чего зависит юридическая сила нормативного правового акта?

От времени его издания.

От территориальной юрисдикции правотворческого органа.

От компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

Тест 13. Назовите правовой акт, в котором разграничивается компетенция федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве РФ и иностранных государств.

Федеративный договор.

Коллективный договор.

Тест 14. Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?

Указ Президента РФ.

Приказ о приеме на работу.

Положение о премировании работников конкретного предприятия.

Тест 15. В чем состоит высшая юридическая сила закона?

Закон имеет общеобязательный характер.

Все иные нормативные правовые акты должны строго соответствовать закону.

Закон издается компетентным государственным органом.

Закон издается в особом процедурном порядке.

Соблюдение закона гарантировано государственным принуждением.

Тест 16. В чем выражается обратная сила закона?

Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия.

Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.

Тест 17. Что представляет собой экстерриториальное действие закона?

Закон действует на ограниченной территории государства.

Закон действует на всей территории государства.

Закон одного государства действует на территории другого государства.

Тест 18. Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности в государстве Сенегал, если он совершил дорожно- транспортное происшествие, в результате которого погиб гражданин Сенегала?

Будет привлечен к уголовной ответственности в Сенегале.

Не будет привлечен к юридической ответственности, так как он обладает дипломатическим иммунитетом.

Будет привлечен к уголовной ответственности в Российской Федерации.

Тест 19. Кто вправе привлечь к ответственности матроса иностранного грузового судна за причинение тяжких телесных повреждений другому матросу этого судна в момент нахождения судна на рейде морского порта Новороссийска?

Органы милиции г. Новороссийска,

Правоохранительные органы порта приписки судна.

Капитан судна.

Тест 20. С какого момента вступит в законную силу Приказ Министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1993 г. № 300 на территории, подведомственной Приокскому РУВД г. Нижнего Новгорода?

С момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.

По истечении 10 дней с момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.

Еще по теме ТЕМА 9. ПРАВОТВОРЧЕСКТВО И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

  1. Тема 21 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ - ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ
  2. Тема 10. Правотворчество и нормативные правовые акты
  3. 2.3. иные нормативные правовые акты российской Федерации и международные акты, содержащие нормы гражданского права
  4. 2.3. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные акты, содержащие нормы гражданского права
  5. 1. Нормативные правовые акты А. Что такое нормативные правовые акты
  6. Нормативные акты Банка России в системе нормативных актов Российской Федерации
  7. 12.4. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, социально-партнерские и локальные нормативные акты

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • - ненормативные акты общего характера;
  • - акты официального разъяснения;
  • - правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • - договоры (сделки);
  • - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.