Публичное акционерное общество: обзор термина. Пао публичное акционерное общество что это такое Чем отличается публичное акционерное общество от открытого

В России отменили ОАО и ЗАО, вместо них появятся публичные и непубличные компании.

С 1 сентября в России упразднили ЗАО и ОАО. Вместо них появятся публичные и непубличные компании, которые будут отличаться от ЗАО и ОАО свободной торговлей ценными бумагами.

Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, с 1 сентября 2014 года вводятся три формы акционерного общества:

  • Публичное акционерное общество (публичное АО)
  • Акционерное общество (АО)
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Когда нужно внести изменения в название?

Перерегистрации ЗАО и ОАО в сжатые сроки не будет. Документы будут меняться по мере перерегистрации обществ. Хотя закон и не требует, чтобы компания поменяла учредительный документ и наименование сразу после 1 сентября, затягивать с переименованием не стоит. После 1 сентября название предприятия не будет соответствовать новым требованиям законодательства и в будущем это может вызвать проблемы в работе с контрагентами.

Чтобы не было расхождений с договорами, заключенными до внесения изменений, можно оформить с контрагентами дополнительные соглашения.

Что нужно сделать компании, чтобы внести изменения в название?

Компании нужно сдать в налоговую инспекцию:

  • заявление по форме №Р13001, утвержденное приказом ФНС России от 25 января 2012 года
  • протокол общего собрания акционеров
  • новую редакцию устава в двух экземплярах.

При этом госпошлину уплачивать, согласно закону, не нужно.

Учредительные документы можно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении документов. ЗАО будет необходимо исключить из названия слово «закрытое».

После внесения изменений в учредительные документы компания должна будет:

  • изменить название и печати
  • переоформить банковские счета
  • предупредить партнеров.

Почему упразднили ОАО и ЗАО?

ОАО и ЗАО ликвидировали в связи с внесением поправок в Гражданский кодекс РФ. Согласно внесенных изменений, теперь закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) преобразуются публичные и непубличные компании:

  • публичное АО — общество, акции которого публично размещаются на рынке ценных бумаг (пункт 1 ст. 66.3 ГК РФ) Такие компании теперь обязаны указывать в уставе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), что являются публичными. Этим организациям нужно будет сменить наименование с «Открытое акционерное общество» на «Публичное акционерное общество».
  • непубличное АО — общество, акции которого не размещаются на рынке ценных бумаг. При этом ООО считается непубличной организацией (пункт 2 ст. 66.3 ГК РФ). Также упразднена такая форма организации как общество с дополнительной ответственностью (ОДО). С 1 сентября 2014 года к ОДО будут применяться положения об открытом акционерном обществе;

Согласно внесенным изменениям, государство увеличивает контроль над АО. Теперь все компании будут вынуждены проходить обязательный ежегодный аудит. Раньше согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ежегодный обязательный аудит предусматривался только для ОАО. В соответствии с новыми поправками Гражданского кодекса РФ, для всех без исключения акционерных обществ вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Какие еще изменения внесены в Гражданский кодекс?

С 1 сентября в компании может быть два и более генеральных директоров. Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга, но в уставе должны быть прописаны обязанности каждого из директоров. При этом главный бухгалтер может быть только один.

Также с 1 сентября при передаче неденежных вкладов в уставный капитал организации необходимо будет получить отчет независимого оценщика. Привлекать оценщика нужно только при оплате уставного капитала акционерных компаний, а в случае с ООО — только при внесении неденежных вкладов свыше 20 000 рублей. За нарушение этого правила компаниям грозит штраф на сумму 10 000 рублей.

Кроме этого, усложняется процедура принятия решений в акционерных обществах. Принятие решений акционерами или участниками и их состав теперь должны будут подтверждать нотариусы или регистраторы.

Какая организационно-правовая форма более выгодная компании?

Одним из вариантов организационно-правовой формы существования компании является акционерное общество.

Акционерное общество представляет собой коммерческую организацию, чей разделен на определенное количество акций, которые удостоверяют права акционеров по отношению к Обществу (п.1 ст.2 Закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 05.05.2014 г. №99-ФЗ (далее по тексту – Закон №99-ФЗ), вступившим в силу 01.09.2014 г., глава 4 ГК РФ, касающаяся правового регулирования юридических лиц, претерпела существенные изменения.

Формы акционерных обществ

С 1 сентября 2014 г. акционерные общества подразделяются на публичные (ПАО) и непубличные общества (АО).

Основные признаки ПАО определены в п.1 ст. 66.3 ГК РФ:

    акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции Общества, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

  • Различия между ПАО И АО

    В соответствии с п.1 ст.7 Закона №208-ФЗ Общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.

    Для принятия решения о выборе той или иной формы акционерного общества, систематизируем в таблице основные различия ПАО и АО:

    Показатели

    Размер уставного капитала

    Минимальный уставный капитал должен составлять 100 тыс. рублей (ст.26 Закона №208-ФЗ).

    Минимальный уставный капитал должен составлять 10 тыс. рублей (ст.26 Закона №208-ФЗ).

    Субъектный состав акционеров

    Физические либо юридические лица, которые приобрели ценные бумаги акционерного общества.

    Только учредители компании (физические или юридические лица).

    Наименование акционерного общества

    Наименование должно содержать слово «публичное», то есть сокращенное наименование должно начинаться со слова «ПАО».

    Наименование может не содержать слово «непубличное», то есть сокращенное наименование может быть «АО».

    Размещение и обращение акций

    Путем открытой подписки, в т.ч. размещение ценных бумаг на организованных торгах. Ценные бумаги публично обращаются в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    Путем закрытой подписки. Ценные бумаги обращаются не публично.

    Структура органов управления

    Обязательное образование коллегиального органа управления (наблюдательного совета) (п.3 ст.97 ГК РФ). Число членов совета директоров не может быть менее пяти человек. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом ПАО.

    Уставом ПАО не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Законом №208-ФЗ (п.5 ст.97 ГК РФ).

    Необязательно образование коллегиального органа управления (наблюдательного совета). Однако в случае его создания, орган управления АО может взять на себя функции правления Общества.

    Согласие на отчуждение акций и преимущественное право покупки акций

    Не требуется согласие на отчуждение акций и нельзя установить правило об обязательном получении согласия. Такие жесткие требования связаны, прежде всего, с необходимостью защиты прав большого количества акционеров.

    Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения его акционерами акций. Уставом может быть предусмотрена необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (п.3 ст.7 Закона №208-ФЗ).

    Ведение реестра акционеров

    Состав участников общества подтверждается реестродержателем (т.е. лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров) – независимой организацией, имеющей соответствующую лицензию (Федеральный закон от 02.07.2013 г. №142, п.4 ст.97 ГК РФ).

    Требование обязательной независимости реестродержателя отсутствует. То есть состав участников Общества, присутствующих на собрании, а также принятые решения может подтвердить нотариус.

    Раскрытие информации

    Раскрывается информация полностью, в т.ч. содержание корпоративного договора (ст.92 Закона №208-ФЗ, п.6 ст.97 ГК РФ).

Которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны вносить изменения в свое наименование и из открытых акционерных обществ (ОАО) стать акционерными обществами (АО) либо публичными акционерными обществами (ПАО). В этой ситуации возникает ряд принципиальных вопросов. Считается ли данное изменение реорганизацией? Необходимо ли уведомлять налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, ФСС России и ПФР? Обязаны ли данные учреждения выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием? Как это изменение повлияет на представление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговые органы? Как необходимо отчитываться по справкам 2-НДФЛ? Как в такой ситуации предоставляются работникам стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ? Как рассчитывать базу для начисления взносов во внебюджетные фонды? Необходимо ли с каждым сотрудником заключить дополнительное соглашение к действующему договору и делать запись в трудовой книжке? Имеет ли право общество принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прошлое наименование (ОАО)? С какой даты обществу необходимо использовать первичную документацию с новым наименованием: с даты внесения изменений в учредительные документы или с даты выдачи налоговым органом листа записи таких изменений? Существуют ли риски отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на старое наименование (ОАО) после его изменения (на АО или ПАО)? Проанализируем ситуацию.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, внесенные Законом № 99-ФЗ. Закон исключил разделение акционерных обществ на закрытые и открытые. Начиная с указанной даты акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Рассмотрим, является ли внесение изменений в учредительные документы в части смены наименования с ОАО в АО или ПАО реорганизацией.

О наличии признаков реорганизации при изменении наименования общества и его учредительных документов

Статья 57 ГК РФ раскрывает понятие реорганизации через перечисление ее форм: слияние, выделение, разделение, присоединение, преобразование . При этом в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив (ПК).

Следовательно, ГК РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица. При этом реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в ООО или ПК.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит.

В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Как указала ФНС России в письме от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@, фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Например, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), т.е. организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества. Следовательно, указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 663 и ст. 97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы общества в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ реорганизацией не является.

О необходимости уведомления налоговых органов, ФСС России и ПФР и об обязанности данных учреждений выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием

Уведомление налоговых органов.

По общему правилу согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вместе с тем для целей налогового контроля применяются нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению российской организации на территории Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Как указано в п. 3.6 Порядка, изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения. Налоговый орган по местонахождению организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. Согласно полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» специальных положений об обязанности налогоплательщика уведомить об изменении своего наименования межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам не установлено.

Следовательно, налогоплательщик не обязан сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении фирменного наименования. Указанная информация поступает в соответствующие налоговые органы по внутренним каналам связи от налогового органа, осуществившего внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, общество не обязано сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении своего наименования. Соответствующая информация должна быть получена налоговыми органами самостоятельно.

Выдача нового уведомления о постановке на учете и смене наименования.

Налоговое законодательство не предусматривает процедуру внесения сведений в выданные уведомления о постановке на учет налогоплательщика либо выдачу новых уведомлений в случае внесения изменений в фирменное наименование налогоплательщика.

Как указала ФНС России в письме от 16 сентября 2014 г. № СА-4-14/18715, порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах. Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ замена уведомлений о постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, не требуется.

Таким образом, налоговые органы не обязаны выдавать обществу новые уведомления о постановке на учет в связи с изменением фирменного наименования.

Обратите внимание: вопрос о документах, подлежащих выдаче в случае государственной регистрации изменения наименования юридического лица, рассмотрен в письме ФНС России от 7 мая 2015 г. № СА-4-14/7844@.

Согласно данным разъяснениям при приведении наименования юридического лица и его учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции следует руководствоваться п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании данной нормы в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  2. решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
  3. изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

В силу норм Закона № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции государственная пошлина не взимается.

ФНС России отмечает, что при изменении наименования юридического лица выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащего его новое наименование, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдается Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 , содержащий сведения о новом наименовании юридического лица.

Одновременно с Листом записи ЕГРЮЛ выдается содержащее сведения о новом наименовании юридического лица Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ .

Таким образом, при государственной регистрации изменений налоговые органы обязаны выдать Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 и новое Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет.

Уведомление ФСС России и ПФР об изменении наименования.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. Таким образом, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

Стандартные налоговые вычеты.

Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.

Иные моменты

Переоформление лицензий.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Оформление листков нетрудоспособности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы - наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций».

Процесс государственного реформирования затронул и сферу акционерных организаций. Еще в 2014 году были ликвидированы акционерные компании закрытого и открытого типа. Теперь на законодательном уровне выделяют публичные компании, и непубличные. Различие между этими формами коренится в способе распространения акций общества. Если акции размещаются на бирже и доступ к ним открыт для широкого круга лиц – тогда это общество публичной формы. Если нет – тогда общество является непубличным.

Законодательные изменения действительно были необходимыми в первую очередь для нормального правового регулирования работы обществ. Но, как это часто бывает, возникает вопрос: «ПАО – что это за форма организации?»

Как уже было сказано ранее, с сентября 2014 года поправки начали действовать. С этого момента прежде действующие аббревиатуры, как ООО, являются более не действительными. Вместо них теперь на рынке могут действовать организации ПАО (расшифровка – публичное акционерное общество), АО и ООО.

Ранее, до внесения правок, деятельность как крупных, так и маленьких компаний регламентировалась по единой схеме. До того как правки начали действовать, руководство каждой организации, вне зависимости от количества ее акционеров, должно было создавать советы, брать на работу людей, выполняющих функцию ревизоров, которые контролировали бы действия этого руководства и защищали владельцев акций. Причем подобная схема была обязательной, даже если акциями компании владели всего два человека. Очевидно, что подобная схема являлась недоскональной. Изменения в законодательстве исправили эту проблему.

Отличия между ПАО и ОАО

Самое весомое отличие между этими двумя формами заключается в более жестких требованиях, которым должно соответствовать публичное общество. Это вызвано тем, что публичные акционерные общества обладают большим числом инвесторов, интересы которых необходимо защищать на правовом уровне. Конкретнее узнать, чем отличается ПАО от ОАО можно из следующей таблицы:

Алгоритм действий для создания ПАО

Для того чтобы создать публичное акционерное общество необходимо:

  1. Создать экономически обоснованный бизнес-план;
  2. Организовать ПАО. Подобное решение должно быть принято единолично, либо через учредительное собрание. После принятия решения заключается договор в письменном виде;
  3. Заключить учредительский договор. С его помощью будет регулироваться деятельность компании;
  4. Пройти регистрацию перед государством. При этом придется уплатить госпошлину. Регистрация позволяет вести компании действовать на законных основаниях.

Для регистрации требуется предоставить пакет документов. Выглядит он следующим образом:

  • Заявление;
  • Устав общества в двух экземплярах;
  • Договор об учреждении;
  • Документы юридического лица;
  • Квитанция, которая подтвердит уплату госпошлины.

Организация публичного акционерного общества невозможна без предоставления всех этих документов.

Регистрация акций и открытие филиала ПАО

Процедура регистрации акций – это отдельный нюанс. Для того чтобы сделать это, учредитель должен подготовить пакет дополнительных документов, с помощью которого можно будет узаконить выпускаемые акции. Эти документы должны быть поданы не позже, чем через месяц с момента регистрации общества. Стоит отметить, что если учредитель не успеет сделать это за данный срок, тогда ему грозит штраф в размере до семисот тысяч рублей. Увеличение уставного капитала, дополнительный выпуск акций, реорганизация – это также те случаи, при которых тоже придется проходить данную процедуру.

Кроме того, важно учесть, что в соответствии с законодательством РФ, акционерное общество имеет право создать как представительство, так и филиал. И то и другое может действовать самостоятельно.

Отличительные черты публичных акционерных обществ

  • Нет ограничений на количество лиц, которые могут владеть акциями;
  • Продажа акций не ограничивается и происходит на открытом рынке;
  • Формирование уставного капитала происходит за счет выпуска акций. Минимальный его размер – сто тысяч рублей;
  • До того момента, пока компания не будет зарегистрирована, средства в уставной капитал можно не вносить;
  • Важную информацию, касающуюся работы общества, можно найти в открытом доступе;
  • Отвечает по взятым обязательствам своим имуществом.

Управлением компанией занимаются акционеры посредством использования такого инструмента, как общие сборы. Текущая работа компании контролируется исполнительным органом – гендиректора, правления, дирекции. Исполнительный орган обязан отчитываться о деятельности компании перед ее директорами. Совет директоров избирает ревизора, который будет контролировать финансово-хозяйственную жизнь предприятия. Один раз в течение года сзывается собрание всех людей, обладающих акциями компании.

Внесенные в сентябре 2014 года правки, дали возможность создать такую модель, которая будет отвечать нуждам предпринимательского сектора. На сегодняшний день едва ли не самой удобной и эффективной формой организации работы предприятия, считается ПАО. То, как расшифровывается ПАО, в полной мере отображает суть деятельности подобных компаний.

На данный момент в экономике есть немало организационных форм для осуществления предпринимательской деятельности. Очень часто встречаются две аббревиатуры ОАО и ПАО. Многие полагают, что это одно и то же. Однако есть некоторые различия, которые помогают понять, чем отличается ПАО от ОАО. Попробуем разобраться в этих определениях.

Что такое ОАО

Открытое акционерное общество - это организационная форма, которая образовывает капитал с помощью выпуска акций. Она представляет собой ценную бумагу, которая позволяет определить вклад каждого участника в создание компании, а также долю получаемой прибыли. Ее называют девиденд. Акции выпускаются в свободную реализацию на рынке ценных бумаг. Они в свою очередь также определяют доход и убытки. Для чего еще нужны акции?

  • позволяют получить необходимые средства для организации и ведения деятельности фирмы;
  • определяют вклад всех акционеров и проценты прибыли, соответствующие вкладу;
  • определяют риски. В случае краха каждый акционер теряет только акцию;
  • акции предоставляют право голоса на акционерных собраниях.

Акционеры могут свободно располагать этими акциями, например, дарить, продавать и т д. Можно продавать акции третьим лицам. Вся информация о деятельности таких предприятий должна быть известна широким кругам населения. ОАО отличается тем, что до регистрации фирмы можно не вносить всю полную уставного капитала.

Учредительный капитал не может быть менее тысячи МРОТ, само число акционеров не ограничивается определенной цифрой.

ОАО может осуществлять деятельность, не запрещенную законом в различных сферах. Обычно раз в год осуществляется собрание акционеров. Для управления деятельностью компания нанимает директора или же нескольких директоров. Они создают так называемый коллегиальный орган.

Понятие ЗАО

Закрытое акционерное общество - одна из самых распространенных форм ведения деятельности. Обычно такая форма выбирается в том случае, когда участники связаны между собой семейными связями.

Учредительный капитал таких организаций не должен быть менее ста МРОТ, а число участников - больше 50. Государству не требуется осуществлять лишний контроль за деятельностью такой компании. У ЗАО есть свои особенности:

  • акции принадлежат учредителям;
  • никто не имеет права передавать акции третьим лицам;
  • ЗАО могут не публиковать ежегодно отчетность;
  • вся деятельность осуществляется в режиме, закрытом от публики.

Рассмотрев две самые популярные формы осуществления предпринимательской деятельности, можно непосредственно перейти к понятию ПАО.

С 1 сентября 2014 года в России действует закон, который внес определенные изменения в Гражданский кодекс. Он затронул содержания и название организационных форм и форм собственности. Теперь за ОАО закрепилось название ПАО (публичное акционерное общество). ОАО некоторое время еще будут существовать, затем они обязаны перерегистрироваться как ПАО. ЗАО, следовательно, означает Непубличное акционерное общество.

Несмотря на смену названия, публичные АО тоже претерпели некоторые изменения. Не стоит думать, что ОАО и ПАО - это одно и то же. Итак, чем отличается ПАО от ОАО?

Одним из признаков ПАО считают свободное размещение облигаций и акций, а также их допуск к торгам на биржах;

ПАО ведут более прозрачную политику осуществления деятельности - есть обязанность опубликовывать списки акционеров и отчетности, чаще устраивать собрания участников и устраивать проверки. Деятельность становится более открытой. Это основной момент, который показывает, чем отличается ПАО от ОАО;

Теперь чтобы сопровождать предпринимательскую деятельность, не нужно нанимать юриста или обращаться в специальные юридические фирмы, предприятие будет обращаться к услугам регистраторов. Они будут вести реестр акций, а также заверять собрания акционеров;

Усиливаются требования к ведению аудита.

Это основные моменты, которые определяют, чем отличается ПАО от ОАО. Такое решение и вступление в силу закона способствуют повышению прозрачности деятельности компаний, а также препятствуют осуществлению рейдерских захватов.