«Рынок и его принципы. Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения Основные принципы и функции рынка

функции и структура

4.1. Сущность, принципы и функции рыночной экономики

Каждому человеку знакомо понятие «рынок». Под ним обычно понимается место, где торгуются между собой продавцы и покупатели товаров. В экономической теории рынок - это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном и эквивалентном обмене товаров. Это самое общее научное определение, которое можно дать рынку: под него подпадает вся история человечества за последние 5 тыс. лет, т.е. столько, сколько существует рынок.

Чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления. Такой подход предполагает характеристику собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, спроса и предложения, цен, а также инфраструктуры. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различаю ее разновидности.

В экономической теории неоднократно делались попытки обоснования нерыночных хозяйственных систем - от Т. Мора до К. Маркса и построения социализма в СССР. Дело в том, что рыночная экономика оказывает неоднозначное воздействие на хозяйство в целом и деятельность отдельных людей: наравне с достоинствами этой системе присущи и недостатки. Их основные параметры отражены в таблице 4.1.

Современная рыночная экономика строится на принципах, которые позволяют несколько смягчить негативные стороны рыночного хозяйства.

Принцип свободы хозяйственной деятельности означает право людей выбирать вид экономической деятельности. В рыночной экономике сняты запреты не только на производство и продажу товаров, но и их перепродажу. Регулируется законом доступ к традиционным государственным видам деятельности: образованию, медицинскому обслуживанию, транспортным услугам, связи и др.

Табл. 4.1. Достоинства и недостатки рынка.

Достоинства рынка

Недостатки рынка

1. Свобода выбора деятельности и экономическая ответственность за результаты

2. Эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства

3. Гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям хозяйствования

4. Высокая чувствительность к новым технологиям и товарам, позволяющая реализовывать достижения НТП

5. Саморегулирование экономики

6. Действенная система побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности

1. Нестабильная система, подверженная спадам и подъемам, которая не в состоянии преодолеть монополизм и инфляцию

2. Не гарантирует людям право на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство

3. Не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды

4. Не охватывает фундаментальных исследований в науке

5. Ориентирован только на денежный доход, не способствует решению социальных задач

Принцип всеобщности рынка заключается в том, что в его сферу входит все многообразие ценностей, созданных не только человеком, но и природой. Рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы производства, а также интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры.

Принцип многообразия и равноправия форм собственности соблюдается тогда, когда исключаются особые благоприятные условия для одних форм собственности в ущерб другим. Налоги, льготы, санкции, ограничения должны быть для всех одинаковы, в противном случае не будет на рынке честной конкурентной борьбы.

Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности достигается тем, что в управлении определяющую роль играют экономические, главным образом финансовые, а не административно-распорядительные методы. Вместе с тем реальная рыночная экономика такова, что делает это беспощадно, посредством жесткой конкуренции, бескомпромиссного удаления с рынка неудачников, посредством банкротства фирм и безработицы.

Принцип свободного ценообразования предполагает, что рыночные цены никем не назначаются, а формируются в результате торга между покупателями и продавцами. В экономической теории это называется взаимодействием спроса и предложения. Такой механизм ценообразования не является единственным в рыночной экономике, но он должен преобладать, господствовать над регулируемыми государством или фирмами ценами.

Рыночное ценообразование отличает способность устанавливать и автоматически поддерживать цену в соответствии со стоимостью, полезностью товаров и обеспечивать их эквивалентный обмен.

Принцип конкуренции присущ рыночной экономике в силу ее природы: борьбы за эффективное использование редких ресурсов в экономике. Стремление обойти конкурентов, не уступить или не отстать от них создает стимул экономического развития. Опасность стать аутсайдером в конкурентной борьбе за экономическое выживание также способствует повышению экономической эффективности. Социалистическое соревнование, применявшееся в СССР, носило формальный характер и никак не могло заменить настоящей состязательности агентов рынка - конкуренции.

Принцип самофинансирования и экономической ответственности выражается в том, что за свободу деятельности и независимость в рыночной экономике агентам рынка необходимо нести ответственность, т.е. покрывать все финансовые расходы на свою деятельность и развитие бизнеса из собственных средств и отвечать по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом и денежными средствами.

Принцип государственного регулирования означает, что никакой рынок не может обойтись без вмешательства государства. Рынку нужны законы, которые бы определяли правила поведения на рынке, и защита от их нарушения. В цивилизованной рыночной экономике государство направляет рынок на достижение общенациональных интересов; обеспечивает централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов через государственный бюджет; обеспечивает механизм соединений защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.

В XX в. Россия сделала несколько попыток построить цивилизованную рыночную экономику, свидетельством чему являются столыпинская реформа начала века, нэп и преобразования последнего десятилетия XX в. Опыт свидетельствует, что попытки страны создать свою особую российскую модель рынка не увенчались успехом, а в настоящее время и невозможны из-за отсутствия главного фактора рыночных преобразований - времени. По существу в России последнего десятилетия в ходе рыночных преобразований закладывались основы американской рыночной модели. Правда, эта модель в России отягощена конгломератом негативных тенденций:

Рецидивами «социалистических» рыночных отношений, когда предприятиям из бюджета не оплачиваются выполненные государственные заказы;

- «азиатскими» стандартами рыночных отношений, при которых работники трудятся задаром, не получая длительное время заработной платы;

- «теневым» рынком, при котором предприятия скрывают доход и разрабатывают различные схемы уклонения от налогообложения;

Своеобразным «империалистическим» рынком, которому присущи игнорирование чьих-либо интересов, захват собственности на основе незаконной приватизации, возникновение олигархических групп.

Помимо достижения в России общих принципов построения рыночной системы важно: определиться с целями экономического развития страны, выработать национальную идею повышения благосостояния людей - рынок ради рынка уже никому не нужен; соблюдать технологию рыночных преобразований, не допуская избирательного несистемного проведения экономических мер в угоду политическим интересам отдельных лиц; нести ответственность за принятые решения.

Проблемы становления рыночных отношений в России делают актуальным теоретический вопрос о границах распространения рыночных отношений. Действительно, почему рыночные преобразования идут разными темпами, например, в Москве и на Дальнем Востоке? Это объективные различия или все дело состоит в людях, которые руководят этими регионами? Ответ на этот вопрос дают с разных точек зрения две теоремы - А. Смита и Р. Коуза.

Суть теоремы обмена А. Смита заключается в том, что обмен приносит выгоды и продавцам, и покупателям; и до тех пор, пока это происходит, растет разделение труда и специализация производства. Данное состояние приводит к снижению затрат на производство товаров, росту производительности труда.

Но чем масштабнее производство, тем больше продуктов поступает в сферу обращения, а функционирование рынка также требует затрат, которые увеличиваются по мере его роста. В первую очередь это расходы, связанные с получением информации о рыночной конъюнктуре, оформлением сделок и их правовой защитой, реализацией товаров. Следовательно, рыночные отношения развиваются до тех пор, пока затраты на обращение не превысят экономии от увеличения масштабов производства.

Теорема Р. Коуза , спустя 200 лет после А. Смита, дополняет границы развития рынка степенью урегулированности в экономике отношений собственности: если они законодательно закреплены, а правовое поле деятельности агентов рынка совпадает с экономическим полем, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства. Границы рынка в этом случае расширяются на основе действующих правовых норм. Но если правовая база хозяйственных отношений слаба, государству в лице его различных органов, приходится вмешиваться во взаимоотношения агентов рынка и становиться арбитром. Все это повышает риск сделок, увеличивает затраты на судебные иски, оплату адвокатов, проведение экспертиз и т.д. Следовательно, рынок, с одной стороны, перестает расширяться, а с другой, значительная часть его агентов уходит в теневую экономику, где организованная преступность на негласной, не правовой основе защищает бизнес.

Теоремы А. Смита и Р. Коуза помогают понять, почему так трудно в России развивать рыночную экономику в условиях продолжительного кризиса и недостаточного развития хозяйственного законодательства. В развитых странах рынок обслуживает законодательство в 2-3 тысячи законов, в России их количество существенно меньше.

Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций . Среди них можно выделить информационную, регулирующую, ценообразующую, посредническую, санирующую, контрольную функции.

Функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Для этого рынок выполняет ряд функций:

1) Ценообразующая

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

2) Регулирющая

Она связана с воздействием рынка на все сферы деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена- сигнал к расширению производства, падает цена- сигнал к сокращению.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: « Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.

Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.»

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах и кризисах в экономике.

3) Посредническая

Рынок выступает посредником между производителями, позволяя им найти выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика.

Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

4) Санирующая

Рыночный механизм- это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Она постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективности функционирующих предприятий.

Принципы, регулирующие рыночные отношения.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Первый элемент, это цены . Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. Кроме того, цены несут информацию о состоянии рынка не только для производителей, но и для потребителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке.

В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Второй, спрос и предложение .

Спрос (платежеспособный)- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальную структуру общественных потребностей.

Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже приданной цене. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), то есть совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации.

Зависимость количества проданных и предложенных товаров от цены выражается следующим графиком:

Представленные на графике функции носят названия функции спроса и предложения, определяющиеся зависимостью от цены. Отсюда следуют закон спроса и предложения: «При повышении цены количество покупаемых товаров уменьшается»; и «При повышении цены количество предлагаемого на рынке товара увеличивается».

При изменении цены изменяется величина спроса и предложения. Но существуют и другие факторы, которые называются неценовыми факторами как для спроса, так и для предложения.

Для спроса это: вкусы и предпочтения потребителей, число потребителей, величина и динамика изменения доходов потребителей, размер рынка, ценовые и дефицитные ожидания, цены на сопряженные товары. Для предложения: цены на ресурсы, технология производства, количество производителей или продавцов, налоги и дотации, ценовые и дефицитные ожидания рыночных агентов, цены на сопряженные товары и предложение сопряженных товаров.

Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция . Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности.

Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции , то есть когда ситуация на рынке характеризуется:

  • а) множеством покупателей и продавцов;
  • б) высокой мобильностью факторов производства;
  • в) отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  • г) однородностью продаваемой продукции;
  • д) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией:

  • * чистая монополия , когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
  • * олигополия , когда в отрасли существует небольшое число фирм;
  • * монополистическая конкуренция , которая характеризуется наличием на рынке сравнительно небольшого числа фирм, производители дифференцируют продукцию.

В целом необходимо подчеркнуть следующее: независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Таким образом, между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально-экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую характеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления экономических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

Можно заключить, что рынок- это очень сложноустроенный экономический механизм, позволяющий существовать экономикам каждой отдельной страны и всего мира в целом.

По мере развития и совершенствования структуры общества стали появляться зачатки будущего рынка. Так на смену натуральной форме хозяйствования, где производство материальных благ и услуг осуществлялось для собственного потребления внутри отдельной хозяйственной единицы, пришла товарная форма, то есть форма хозяйствования основанная на производстве продуктов не для личного потребления, а для обмена. Поэтому и появился рынок, как место где осуществлялись товарно-денежные отношения между различными субъектами.

Но с течением времени значение этого понятия изменилось.

Сегодня сущность рынка раскрывается в его функциях, которые определяются стоящими пред ними задачами. А именно, рыночный механизм призван ответить на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Рынок имеет систему взаимосвязанных рынков, то есть в отличие от своего первоначального состояния - это уже многоуровневая, иерархическая система, в которой взаимодействуют такие рынки как: рынок предметов потребления, рынок факторов производства, рынок труда, информационный рынок, рынок земли и система финансов.

А между этими рынками, в качестве посредников, выступают различные элементы инфраструктуры рынка. Но существуют и определенные законы, регулирующие товарно-денежные отношения: законы спроса и предложения, а также действия цен и конкуренции.

Нужно сказать, что рынок многогранен и требует тщательного изучения.

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывая процессы производства, распределения, обмена и потребления. В рамках этих отношений формируется спрос, предложение и цены товаров.

Рынок формируется в ходе становления и развития товарного производства.

Факторы возникновения и развития рынка:

1. Потребности людей, их развитие стимулировало рост производства, а, следовательно, и рынка.

2. Ограниченность ресурсов производства, побуждает искать пути повышения эффективности производства.

3. Общественное разделение труда.

4. Экономическая обособленность товаропроизводителей.

5. Самостоятельность товаропроизводителей (в условиях свободного развития).

Этапы развития рынка:

1. При простом товарном производстве (докапиталистический период), имели место примитивные формы рынка (базар).

2. В условиях капиталистического товарного производства (до начала XX века), функционировала классическая модель рынка. Его главная особенность: стихийное регулирование производства, его пропорций, цен, и свободная конкуренция.

3. Современный (вторая половина XX века), рынок трансформировал из само -регулируемого в регулируемый государством.

Функции рынка:

· регулирующая – регулирует производство товаров и услуг, дает ответ на вопросы: что? как? для кого? сколько производить?

· информационная – информирует о состоянии дел в экономике посредством цен, процентной ставки и других показателей.

· посредническая – обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.

· стимулирующая – побуждает предпринимателей повышать эффективность производства, использовать новую технику и технологию.

· ценообразующая – в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется цена.

· санирующая (оздоровительная) или дифференцирующая – с помощью конкуренции рынок очищает производство от слабых хозяйственных единиц, рынок дифференцирует товаропроизводителей, обогащает одних и разоряет других.

· интегрирующая – формирует единое экономическое пространство внутри страны и в мировом масштабе.

Принципы функционирования рыночной экономики:

1. Свобода выбора видов и форм хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.

2. Всеобщность рынка, проникновение рыночных отношений во все сферы производства.

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

4. Принцип конкуренции.

5. Принцип экономической ответственности и риска предпринимателей вплоть до банкротства.

6. Свобода ценообразования, цена формируется под воздействием спроса и предложения.

7. Принцип главенства потребителя над производителем.

8. Открытость экономики для внешнеэкономических связей.


9. Государственное регулирование экономики.

10. Принцип социальной защиты малообеспеченных слоев населения (пособия, пенсии).

Рынок имеет сложную структуру, которую можно дифференцировать по ряду критериев или признаков:

1. По географическому признаку :

· местный рынок

· региональный рынок

· межрегиональный рынок

· национальный (внутренний) рынок

· международный (внешний) рынок

2. С учетом соблюдений законности :

· легальный (официальный)

· нелегальный (теневой)

3. По характеру конкуренции:

· классический (свободный), на основе совершенной конкуренции

· современный, на основе несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, чисто монополистический)

4. По характеру продаж :

· оптовый

· розничный

· кооперативная торговля

· государственные закупки

5. По степени насыщенности товарами:

· равновесный (спрос = предложение)

· дефицитный (спрос > предложение)

· избыточный (спрос < предложение)

6. По характеру субъектов :

· рынки покупателей

· рынки продавцов

· рынки посредников

· рынки государственных учреждений.

7. По характеру объектов рыночных отношений

· рынок потребительских товаров и услуг

· рынок средств производства

· рынок земли

· рынок недвижимости

· рынок рабочей силы

· рынок технологий

· валютный рынок

· фондовый рынок (рынок ценных бумаг)

· рынок информации

· рынок страхования

· рынок инноваций

Каждый из этих видов рынков является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру.

Сегментация рынков представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару не одинаковые требования.

Критериями разделения покупателей на группы являются следующие факторы:

1. Демографические (рынок мужских, женских и, детских товаров)

2. Социально-демографические (рынок элитарных; спортивных товаров)

3. Географические (рынок товаров для жителей севера, юга)

4. Психологические (рынок для коллекционеров, любителей музыки, поэзии)

5. Поведенческие (постоянные клиенты, случайные, ищущие выгоду при покупке)

6. Национальные (рынок товаров, характерный для покупателей разных национальностей)

7. Отражающие уровень доходы (богатые, среднего достатка, бедные)

Для нормального функционирования рынка необходима соответствующая инфраструктура. Рыночная инфраструктура – это система предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг. Элементы рыночной инфраструктуры:

1. Инфраструктура товарного рынка включает:

· Аукционы

· ярмарки

· предприятия розничной и оптовой торговли

2. Инфраструктура финансового рынка включает:

· фондовые и валютные биржи

· страховые компании

3. Инфраструктура рынка труда включает:

· центры занятости и переподготовки кадров

· миграционные службы

Основные элементы рыночной инфраструктуры в целом:

1. торговая сеть

Для современной экономики характерно многообразие ее моделей. Это обусловлено наличием целого ряда факторов, определяющих особенности экономического развития различных стран. Рассмотрим эти факторы:

· уровень и характер материальной базы

· географическое положение

· наличие природных ресурсов

· исторические и политические условия формирования общественного устройства

· национальные и культурные особенности страны

· Социальная направленность общества

Модели:

1. Американская – это либеральная (свободная) рыночная модель. Для нее характерно:

· малый удельный вес государственной собственности

· минимальная регулирующая роль государства в экономике

· поощрение предпринимателей

· резкая дифференциация на богатых и бедных

· приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения

· большое различие в уровне заработной платы

2. Немецкая – это модель социального рыночного хозяйства с сильным государственным регулированием экономики (бесплатная медицина, образование)

3. Шведская – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий сокращение имущественного неравенства.

4. Японская – это модель регулируемого корпоративного капитализма с активной ролью государственного регулирования (пожизненный найм).

5. Французская модель – среднее между американской и немецкой моделями, высока роль государства в экономике.

6. Китайская – сочетание планового и рыночного секторов экономики.

7. Южно-Корейская модель – сильно регулированное воздействие государства на экономику.

8. Российская – регулирование рыночной экономики, сильная роль государства (модель развивается)


Основные принципы рыночной экономики следующие: свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка; равноправие субъектов с разными формами деятельности; саморегулирование деятельности; принцип договорных отношений; свобода ценообразования; децентрализация управления и самостоятельность; экономическая ответственность; государственное регулирование; конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумеваются: производство разнообразных видов продукции, товаров и оказание платных услуг, торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются" на создание предприятий. Предоставление лицам, группам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики. Принцип договоренности универсален. Он распространяет свое действие и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования. Цена никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является самофинансирование. АТП это хозяйственная единица (т. е. самостоятельный экономический субъект, представляющий собой юридическое лицо и имеющий собственный счет в банке) и следовательно, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинансирование.
Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению. Он заменяется индикативным, рекомендательным, советующим планом-прогнозом (бизнес-планом). При децентрализации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необходима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности экономических субъектов.
При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности, предусматривающий экономичные способы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.
По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по существу лишается статуса полноценного, надежного партнера, участника делового предпринимательства.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением этих правил; изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускае

мых правительством нормативных актов, через государственное планирование.
Одним из важных принципов развития современной экономики является конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями.
Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Социальная защита осуществляется через систему государственного регулирования в виде ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций - льготы, субсидии, рассрочки, предоставление товаров и услуг по сниженным ценам или бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и помощи бедным. При этом поддерживается такой уровень социальной защиты, который не оказывает отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы и не приводит к социальному иждивенчеству.
При изучении экономики рассматривают макро- и микроэкономические проблемы. Основными макроэкономическими проблемами являются объем производства в стране, экономический рост, занятость населения, инфляция, социальные и экономические кризисы и др. В микроэкономике исследуют объем произведенной продукции и цены на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения, выясняют побудительные мотивы в поведении индивидуума и фирмы.

Важнейшим элементом товарного производства является рынок. В экономической литературе понятие "рынок" употребляется в различных аспектах и по этому вопросу существует множество точек зрения. Приведем некоторые из них:

§ рынок - это место, где совершаются торговые сделки;

§ обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

§ форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, само­стоятельно принимающих экономические решения.

Понятие "рынок" правомерно, на наш взгляд, определять в узком и широком смысле:

§ в узком смысле рынок - это отношения купли-продажи. В данном случае эти отношения охватывают лишь сферу обращения (обмена);

§ в широком смысле рынок - это отношения между людь­ми, охватывающие все фазы товарного производства: про­изводство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами рыночных отношений являются: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формируют рыночную среду.

Современный рынок представляет собой совокупность и взаимопереплетение множества рынков, каждый товар и каждая услуга имеет свой рынок.

С точки зрения экономического назначения объектов ры­ночных отношений, структура рынка включает следующие рынки :

§ средств производства;

§ капиталов;

§ ценных бумаг;

§ товаров и услуг;

§ информационный и т. д.

Все рынки в органическом единстве и взаимодействии образуют единое целое. "Сбои" в функционировании любого из них отрицательно сказываются на рыночной системе.

С точки зрения масштабов и территориальных границ, вы­деляют рынки :

§ местный (в пределах села, города, района, области, ре­гиона);

§ национальный (или внутренний);

§ мировой (или внешний).

Рынок выполняет следующие основные функции:

§ обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предло­жения товаров и услуг платежеспособному спросу субъ­ектов рыночных отношений;

§ гарантирует (осуществляет) общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Механизм такой оценки прост: состоялся акт купли-продажи или нет;

§ освобождает экономику от не умеющих работать. Побеж­дает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется;

§ осуществляет информационное обеспечение. Без обобще­ния, анализа и использования информации о состоянии дел на конкретном рынке (цены, конъюнктура, конку­ренты и т. п.), нет продвижения вперед, нет успеха.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с темой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные - элементы механизма рынка, к которым относятся:



2) спрос и предложение;

3)конкуренция;

4) государственное регулирование экономики.

Идеальную картину рынка и его механизма представляют собой кривые спроса и предло­жения. График зависимости: спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предло­жения (5) от цены (Р) - вос­ходящей (рис. 2). В точке пересечения этих кривых дос­тигается рыночное равнове­сие. Цена, при которой оно имеет место (Р0), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qq) - равновесным объемом. Равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влияни­ем то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графи­ке. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то ры­ночная цена на него растет, и производители получают большие дохо­ды. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложе­ние превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Напротив. он имеет существенные недостатки, а именно :

ü не гарантирует права на труд и доход, то есть он порож­дает и воспроизводит социальное неравенство (диффе­ренциацию доходов населения);

ü порождает безработицу, кризисы, инфляцию;

ü не создает стимулов для :

§ развития фундаментальной науки;

§ производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здра­воохранение и др.);

ü не может регулировать использование ресурсов, принад­лежащих всему человечеству;

ü не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам по развитию инфраструктуры, коммуни­каций, обустройству территорий, оборонных отраслей и т. д.;

ü не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды;

ü в его недрах формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают, деформируют рыночные устои развития.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Государственное регулирование экономики - это централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства.

Задачи государственного регулирования:

ü свести к минимуму отрицательные последствия рыночно­го механизма хозяйствования;

ü обеспечить социальную защиту отдельных групп населе­ния, в том числе и работающих;

ü создать предпосылки для эффективного развития рыноч­ной экономики.

Государственное регулирование осуществляется с помо­щью целого арсенала методов и форм. Основных методов госрегулирования два:

ü прямое, предполагающее:

Определение государством пропорций развития эко­номики;

Формирование госзаказа на продукцию и услуги;

Государственное предпринимательство - непосредст­венное участие государства в экономике через пред­приятия государственной собственности;

Составление комплексно-целевых программ развития;

Разработку политики доходов населения;

ü косвенное регулирование предусматривает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов с помощью фи­нансово-кредитных рычагов, налогов, регулирования цен и др.

Основными формами государственного регулирования экономики являются:

ü правовое;

ü финансово-экономическое;

ü социально-экономическое.

Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Оно имеет своими целями:

§ упорядочение рыночных отношений; придание им циви­лизованных форм;

§ предупреждение различных злоупотреблений;

§ защиту интересов потребителей и производителей.

В России активно идет процесс формирования рыночных отношений и их законодательного оформления. Уже принято более тысячи законодательных документов. Но, к сожалению. законотворческий процесс у нас пока отстает от хозяйственной практики.

Центральное (главное) место в правовом регулировании тынка принадлежит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное регулирование - это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предприни­мателей.

Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят:

§ в анализе структуры рынков;

§ выявлении фактов монополизма;

§ проведении в жизнь антимонопольного законодательства;

§ антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений;

§ применении санкций к предприятиям-монополистам;

§ подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.

Следующая форма госрегулирования экономики - финан­сово-экономическое регулирование. Оно осуществляется с по­мощью таких инструментов как:

§ налоги;

§ учетная ставка банковского процента;

§ твердые государственные цены;

§ дотации;

§ инвестиции и т. д.

Налоги - один из самых сильных инструментов государст­венного воздействия на хозяйственные процессы. От величины взимаемых налогов во многом зависит ход реформирования экономики.

Государство в области налоговой политике решает двуеди­ную задачу.

§ возложить на физических и юридических лиц налоговое бремя, достаточное для поддержания деятельности госу­дарственного аппарата и проведения социальной по­литики;

§ при этом, не разорить субъекты, облагаемые налогом.

В целом параметры налогового бремени должны быть та­кими, чтобы оставшийся доход мог обеспечить воспроизвод­ство (простое и расширенное). Минимальная налоговая на­грузка должна обеспечивать расширенное воспроизводство, а максимальная - простое.

Практически во всех развитых странах предусмотрены налоговые льготы при осуществлении:

§ приоритетных научно-технических программ;

§ мероприятий по охране окружающей среды;

§ благотворительности.

Важным элементом финансово-экономического регули­рования является государственное регулирование ценообразо­вания. В условиях рынка цены формируются свободно под воздействием спроса и предложения. Но такая свобода не абсолютна.

Воздействие на цены со стороны государства должно исхо­дить из необходимости:

§ поощрять конкуренцию;

§ сдерживать непомерные аппетиты монополистов;

§ проводить твердую политику в сфере финансов.

Составной частью регулирования процесса ценообразо­вания является антиинфляционная политика государства, в рамках которой осуществляются:

§ регулирование денежного обращения;

§ сжатие денежной массы;

§ прекращение неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика проводится, главным образом, путем замораживания или ограничения роста доходов и цен.

Важный инструмент (элемент) финансово-экономичес­кого регулирования экономики - планирование и программи­рование. Формы планирования различны. В США, например, широкое развитие получило программирование (принятие и реализация государственных программ), во Франции - раз­работка государственных 4-летних планов. Потребность в планировании обусловлена необходимостью влияния на циклический характер развития экономики.

Современная рыночная экономика требует адекватных средств планового регулирования - не командно-директив­ного планирования, а так называемого "индикативного", стра­тегического планирования, реализация которого осуществля­ется затем экономическими рычагами государства.

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения.

Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как без­работица и инфляция. Поэтому необходима социальная зашита населения. Эту задачу призвано выполнять государство.

Центральное звено социально-экономической политики государства - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работ­никам комфортное существование. Она разрабатывается и осуществляется в рыночных государствах с начала 70-х годов XX века.

Благодаря ей в большинстве стран Запада практически сошла на "нет" забастовочная борьба. Так, например, в Япо­нии уже 20 лет не было забастовок, в Финляндии - еще дольше. Такая же тенденция складывается и в других ры­ночных государствах.

В целом в рамках политики доходов населения опреде­ляются средства воздействия на объем и структуру спроса. Именно она прежде всего воздействует на общую сумму выплаченных зарплаты, пенсий, стипендий и других денеж­ных доходов. То есть, определяя среднедушевой размер до­хода по различным группам населения, государство регули­рует и структуру спроса. Через него государство воздействует и на производство, его структуру, пропорции.

Одна из задач политики доходов населения - обеспечить достижение согласия основных групп трудящихся и работодателей, включая госсектор, создание климата общественно­го доверия, обстановки социальной справедливости и уваже­ния законов.

Социальная политика российского государства после рас­пада СССР имеет серьезные изъяны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения.

Для определения минимальной величины стоимости жизни используются такие категории как:

§ потребительская корзина - минимальный набор продук­тов питания, непродовольственных товаров и услуг, не­обходимых для сохранения здоровья человека и обеспе­чения его жизнедеятельности; он устанавливается в соот­ветствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления;

§ прожиточный минимум - стоимостная оценка потреби­тельской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Экономический кризис, охвативший Россию 90-е годы прошлого века, не позволил надлежащим образом осуще­ствлять финансирование таких ключевых социальных сфер, как здравоохранение, жилищное строительство, образова­ние и др.

В настоящее время Правительство РФ пытается навер­стать упущенное и реализует выдвинутые "национальные проекты" в области здраво­охранения, образования, доступного жилья и сельского хо­зяйства.

Контрольные вопросы:

1. Какова структура рынка и его основные функции?

2. Что понимается под инфраструктурой рынка?

3.Что такое рыночный механизм?. Назовите основные его элементы.

4.Какова роль государственного регулирования в рыночном механизме?

5. Что понимается под государственным регулированием экономики?

6. Каковы задачи государственного регулирования экономики?

7. Назовите основные формы государственного регулирования экономики?

8. Что такое рыночное равновесие?

Тестовые задания.

1. Рынок предполагает:

а) регулирование экономических процессов на основе объективных экономических законов;

б) регулирование экономики путем диктата со стороны государства и игнорирования объективных экономических законов;

в) смешанную систему управления экономикой;

г) ни одного из вышеперечисленных

2. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена тем, что:

а) рынок привносит в экономику хаос;

б) этого требует общество;

в) рынок не способен решить всех проблем общества;

г) этого требует современный уровень производства.

3. Какая из перечисленных функций государства является основополагающей в рыночном хозяйстве?

а) контрольная;

б) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

в) перераспределение доходов и богатства;

г) перераспределение ресурсов.

4. К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) зарождение обмена.

5. Государственное регулирование экономики – это:

а) целенаправленное воздействие государства на домашние хозяйств с целью их обогащения;

б) централи­зованное целенаправленное воздействие государства на хозяй­ственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспече­ния стабильного, устойчивого и эффективного функциони­рования рыночного хозяйства;

в) правовое регулирование государства экономических процессов;

г) прямое вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

6. Рыночный механизм - это:

а) взаимоотношение продавцов и покупателей;

б) механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры.

в) механизм определения объема производства продукции;

г) взаимодействие экономических благ и потребностей людей.

7. В рыночном хозяйстве:

а) приоритетное положение должно занимать государство;

б) приоритетное положение должен занимать малый и средний бизнес;

в) приоритет должен отдаваться крупным акционерным обществам;

г) все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны находится в равных условиях.

8. Какую основную проблему решает рыночная экономика:

а) быстрый рост производства;

б) ограничение конкуренции;

в) насыщение рынка при ограниченности ресурсов;

г) обеспечение технического и технологического развития производства.

1. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория: Краткий курс:учебник».-М.: КНОРУС, 2007. стр. 40-58

2. Липсиц И.В. Экономика для вузов – М. Омега Л, 2009 г. стр.466-475

3. Столяров И.В. Экономика – учебник для вузов- М.Академия, 2008 г. стр. 404-424

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Инфа-М, 2007 г. стр. 47-54

5. Экономическая теория. Микро-, макро и мегаэкономика. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.: СПб-Питер, 2004. стр. 77-112

6. Практикум по экономике. Учебное пособие Под ред. Ю.М.Бусурина Астрахань, АГТУ 2001 г.

7. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996 стр. 69-111

8. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой и В.М. Соколинского –М.: КНОРУС, 2005 – стр. 64-81

Тема: «Спрос и предложение. Механизм ценообразования»

Действие рынка обусловлено функционированием ры­ночного механизма. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, рыночная цена и конкуренция.

Спрос - желание и способность потребителей купить определенный объем товаров.

Понятие спроса двойственно, так как с одной стороны - это разнообразные желания, а с другой - возможности, обеспеченные деньгами. Отсюда спрос имеет качественную и количественную стороны.

Качественная сторона спроса характеризует зависи­мость спроса от разнообразных потребностей и складыва­ется под влиянием таких факторов, как:

климатические условия;

существующая социальная, национальная, религи­озная среда;

общеэкономический уровень развития общества.

Количественная сторона спроса всегда связана с день­гами, т.е. с платежными возможностями населения. Спрос, подкрепленный платежной способностью населения, назы­вается платежеспособным спросом.

На величину спроса влияют следующие факторы:

Таким образом, спрос - многофакторное явление, которое всегда подкреплено деньгами. При отсутствии платежных возможностей спрос не проявляется как эле­мент рыночного механизма.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - спрос отдельного покупателя на определенный товар. Рыночный спрос - суммарный спрос всех покупателей на данный товар определенной цены.

Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены.

Различают зависимость спроса от ценового и неценовых факторов.

Зависимость спроса от цены описывается функцией спроса от цены:

где Qd - объем спроса; Р - цена;/- функция спроса.

Функция спроса показывает то количество товаров, которое готовы купить потребители при данном уровне цен. Количество товаров, которое готовы купить потреби­тели при данном уровне цен, называется объемом спроса.

Функция спроса описывается графически кривой спро­са (рис. 3).

Кривая спроса показывает обратную зависимость объ­ема спроса (Qd) от цены (Р). Иначе говоря, чем выше цена, тем меньше объем спроса. Зависимость, при которой объем спроса (покупок) обратно пропорционален уровню цен, называется законом спроса.


Д, - кривая спроса;

О - объем спроса

Согласно закону спроса потребители, при прочих равных условиях, будут тем больше покупать товаров, чем ниже их цена. Однако из этого закона есть исключение. В этом случае зависимость между ценой и объемом спроса является прямой, т.е. с ростом цен рас­тет объем спроса.

Такая ситуация может иметь место в трех случаях.

1. Товары рассчитаны на богатых людей, для которых цена не имеет особого значения.

2. Покупатели судят о товаре по его цене (чем выше цена, тем качественнее товар).

3. Продукт является товаром Гиффена, т.е. существует единственный товар (продукт питания), который населе­ние может купить при своих крайне низких доходах.

В практике хозяйствования преоб­ладает обычная кривая спроса (см. рис. 3), которая связана с рациональным (эффективным) поведением потребителя, его полной информированностью о цене и характере при­обретаемого товара.

При изменении спроса происходит графическое изме­нение кривой спроса. Следует различать движение вдоль кривой спроса и перемещение самой кривой спроса.

Рис. 4. Изменение кривой спроса под влиянием неценовых факторов

Действие неценовых факторов (всех остальных) приво­дит к изменению спроса и перемещению кривой спроса в сторону увеличения (а) или в сторону уменьшения (б) (рис. 4).

Спрос характеризует цена спроса. Цена спроса - мак­симальная цена, которую может уплатить потребитель при покупке данного количества товара. Она определяется ве­личиной доходов потребителя и остается фиксированной, так как покупатель больше не может уплатить за товар. Чем выше цена спроса, тем меньше товара будет продано.

Таким образом, спрос является одним из необходимых элементов рыночного механизма, который характеризует поведение покупателя.

Вторым существенным элементом рыночного меха­низма является предложение.

Предложение - это желание и способность продавцов (производителей) реализовать свой товар по определен­ной цене.

Предложение является результатом производства и от­ражает желание и возможности производителя произвести и реализовать (продать) свой товар.

Цена продаваемого товара;

Издержки производства;

Уровень технологии;

Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Размер налогов, субсидий и дотаций;

Количество продавцов данного товара;

Инфляционные ожидания продавцов;

Прочие факторы.

Таким образом, предложение многофакторно. Факторы, определяющие величину предложения, одновременно явля­ются мотивацией предпринимательской деятельности.

Различают зависимость предложения от цены и неценовых факторов. Зависимость от цены описывается функцией

где Qs - объем предложения; Р - цена;/ - функция предложения.

Графическое изображение кривой предложения пред­ставлено на рис. 5