Когда был потоп по библии. Всемирный потоп с научной точки зрения

Ученые прогнозируют: к 2050 году многие прибрежные места на Земле уничтожит новый глобальный водный апокалипсис.

Легенда о Всемирном потопе рассказывается не только в Библии, но и присутствует в мифологии многих цивилизаций, никак не пересекавшихся друг с другом в древние времена. Сюжет один и тот же: грешники прогневили Бога, который предупредил нескольких праведников о надвигающейся катастрофе и о том, что в ней погибнут все недостойные. Всевышний дал им время построить ковчег, взять с собой близких и «каждой твари по паре», чтобы спастись и уже на новом месте начать новую жизнь.

Предания об этом сохранились у греков, японцев, индусов, австралийцев, у индейских племен Центральной и Южной Америки. Самое раннее упоминание о Всемирном потопе было найдено при раскопках древнего города Ниневии на обломке глиняной таблички (III тыс. до н. э.) с отрывком из шумерского эпоса о Гильгамеше . По тексту она максимально близка к библейской, но старше ее аж на 700 лет. 3 декабря 1872 года мир узнал об этой сенсации. Исследователи из разных стран мира склоняются к тому, что Всемирный потоп – это не миф, и по всему свету ищут доказательства, выдвигая различные гипотезы.

Между нами тает лед

В конце 1970-х годов американский писатель и исследователь Захария Ситчин опубликовал серию книг «Хроники Земли», в которых рассказал об инопланетной расе – аннунаках. Автор утверждал, что это не выдумка. Всю информацию о пришельцах он нашел, расшифровав шумерские тексты. Аннунаки на Земле добывали золото, используя людей в качестве рабов. Они знали о Всемирном потопе, но предупредили о нем лишь своего любимца Энлиля .

Возможно, астронавты с другой планеты, используя неведомые землянам технологии, сами построили ковчег – уникальный объект для собрания ДНК каждого живого земного вида – и в итоге помогли выжить жителям чужой для них планеты. А сам Всемирный потоп вызвали тонны антарктического льда, которые, тая, начали соскальзывать в воду и вызвали огромной силы волны в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. С потеплением последовали бури с дождями, которые и привели к катастрофе.


Соль земли

В 1996 году американские геологи Уильям Райан и Уолтер Питмен выдвинули свою версию о локальном Черноморском потопе, который и нашел отражение в легендах о Всемирном. По их мнению, около 5600 года до н. э. произошло мощное землетрясение и в едином горном массиве, соединявшем Европу и Азию, образовались трещины. По ним из Средиземноморского бассейна хлынули гигантские водопады на место нынешнего Черного моря. В те времена там находилось малосоленое или даже пресноводное озеро. Тогда затопило 155 тысяч кв. км суши, погибли некоторые цивилизации, а кому-то посчастливилось спастись.


pixabay.com

Водяной вулкан

В 2007 году профессор сейсмологии Вашингтонского университета Майкл Вайсешн рассказал о своем открытии. Исследователь и его помощник изучили собранные за много лет данные сейсмографов по всему миру. Оказалось, что под восточной частью Евразии и под Северной Америкой, на глубине 1200-1400 километров, находятся огромные резервуары с водой. Скорее всего, ее запасы образовались вместе с планетой. Не исключено, что в древности из-за подвижек земной коры твердь прорвало, и наружу хлынула вода. Уровень Мирового океана резко поднялся, и случился Всемирный потоп.

В 2006 году эту же версию рассматривали и английские ученые из Манчестерского университета, обнаружившие морскую воду на глубине около 1500 километров. Ее следы нашли в углекислом газе, вырывающемся наружу.

Фатальная луна

Ныне покойный российский математик Андрей Скляров произвел собственные расчеты и утверждал, что 13 тыс. лет назад Всемирный потоп вызвало падение небесного тела. Обломки разрушенной луны Фатта упали в Тихий океан в районе Филиппин. Огромная волна смела на своем пути все, уничтожая целые народы.

А американский геолог Грегори Рискин считал, что 250 млн лет назад к водному апокалипсису привел взрыв накопленного в больших количествах метана, выделяемого из вод Мирового океана. А вызвало его падение метеорита или землетрясение. Вода «вскипела», и страшным цунами затопило всю сушу.


pixabay.com

Кстати: У помянутый выше профессор Вайсешн предупреждает, что в неизученных пока областях земной мантии еще много воды. Ее объем раз в пять раз превышает емкость всех наружных океанов, поэтому Всемирный потоп просто неизбежен. Британский ученый Джеймс Лавлок уверен, что льды на полюсах к 2050 году или раньше растают, и тот же Лондон полностью затопит. С ним был согласен и академик РАН Юрий Израэль , который тоже пророчил серьезное повышение уровня океанов. И тогда 14 из 20 мировых столиц просто скроются под водой. Видимо, уже давно пора строить новый ковчег, а не искать старый.

Всемирный потоп - прежде всего, библейская история, описанная в – первой из книг и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – . Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Всемирный потоп - чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

В Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после . На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны” , и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в , например, в (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник - ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам - семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров - потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдской культурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса - установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000-5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э .

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры .

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Глав о том, почему поляки пережили Потоп отдельно от всей цивилизации…Где спаслись люди…Когда это было… и чем отличаются брюнеты от блондинов.

Сказание о глобальной катастрофе, когда вода затопила всю Землю, - есть практически во всех древних книгах всех мировых религий. Когда это было? И было ли? Или это какая-то аллегория? Сегодня можно однозначно сказать, что на нашей планете такое событие было в реальности. Случилось это примерно 13600 лет назад, а закончился потоп 11600 лет назад. То есть длился он около 3 тысяч лет.

Арийские Веды сообщают, что Ману, сын Вивасвата, поселился у южных гор. Однажды, когда он умывал руки, ему попалась в воде маленькая рыбка. Она ему сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». — «От чего ты спасешь меня?» — спросил удивленный Ману. Рыба сказала: «Придет потоп для всех живых существ. От него я спасу тебя». — «Как же мне сохранить тебе жизнь?» И она сказала: «Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, а когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда». Ману так и сделал. Вскоре она стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове. Тогда она сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя».

И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Семь святых мудрецов, сыновей Ангираса, взошли на корабль вместе с ним. Повинуясь велению рыбы, Ману взял с собою семена различных растений. Ману, семеро мудрецов и рыба были единственными живыми существами в водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль. Но рыба привела корабль Ману к горе Хималая. Тогда она сказала Ману: «Спускайся постепенно, вслед за спадом воды». Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется «Спуск Ману».

А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле. Когда это было? Исследуя тексты древних книг, мы пришли уже к однозначному мнению, что рыбы, птицы, животные не просто так появляются в текстах. Они обычно указывают на астрологическую эпоху. Так что значит раба, спасшая человеческий род?
Излагается в основном по ведийской версии («Шатапатха-брахмана» кн. I). Семь мудрецов, сопровождающих Ману и некоторые детали заимствованы из мифа о потопе в кн. III «Махабхараты» . Версия «Махабхараты» существенно отличается от ведийской; рыба, спасшая Ману, в эпосе выступает как воплощение бога Брахмы. В более поздних версиях, в пуранах, рыба — одно из воплощений («аватар») Вишну.

Астрологическая эра в астрологии - период, в течение которого точка весеннего равноденствия находится в одном и том же зодиакальном созвездии. Смена астрологических эр связана с явлением прецессии земной оси. По имени зодиакального созвездия, в котором расположена точка весеннего равноденствия, называется и астрологическая эра. Предполагается, что в настоящее время мы живём на рубеже эпохи Рыб и эпохи Водолея. Идея прецессионого года тесно переплетается с идеей Великого года - Махаюги. Указать точные годы смены астрологических эр невозможно, поскольку нет ясности в том, где именно проходят границы созвездий.

Астрологи обращают внимание, что при смене астрологических эр происходят изменения в религии и культах. Так рассвет христианства соотносится приблизительно с началом эпохи Рыб, а на приблизительное начало эпохи Овна приходится становление на Руси и в Древнем Египте культа бога Амона, имеющего баранью голову.
Астрологическая эпоха влияет на тонкий психологический план человечества, определяя его духовные и нравственные ценности. В качестве примера можно привести смену Эры Овна на Эру Рыб, которая произошла около двух тысяч лет назад и примерно совпала с рождением Иисуса Христа.

Прецессию астрологи используют в качестве шкалы времени для разметки периодов эволюции нашей цивилизации. Для удобства расчётов в астрологии полный круг движения точки весеннего равноденствия по эклиптике, так называемый Великий год Платона (инд - Махаюга) , полагается равным 25920. В Зодиаке 12 знаков, соответствующие 12 фазам развития любого явления. Разделив 25920 на 12, получим 2160 лет - месяц Великого года. Земля, считают астрологи, в настоящее время переживает пятую эру своей жизни, кайнозойскую, в четвёртом (четвертичном) периоде (эпохе) которой мы живём.
А в какую по счёту, от начала цивилизации, астрологическую эру мы вступаем? Вопрос, на который нет ответа: от какой печки танцевать?
Сколько знаков Зодиака наша цивилизация уже прошла - тоже неведомо. Если считать от вселенской катастрофы 12-13 тыс. лет назад, уничтожившей почти всё человечество и оставшейся в памяти поколений в образе Всемирного потопа, получится 6 знаков, вступаем в седьмой - впереди ещё половина пути. Но если мерить с момента начала расселения по планете, когда после глобального извержения вулкана в Срединоземноморье пепел скрыл надолго солнце? Было это примерно 26 -32 тысячи лет назад. Тогда погибли неандертальцы, а наши предки впервые вышли из предледниковых лесов. Тогда получается, что мы стоим на пороге окончания Великого года.
Интересно, что астрологическая периодизация истории хорошо совпадает с исторической и археологической. Далёкий от астрологии историк Л.Н. Гумилёв исчислил время жизни этноса приблизительно в 2000 лет.
После Великого потопа первая эра, о которой мы что-то знаем - эра Льва (9-11 тыс. лет до н.э.), Это конец каменного века. Человек вёл жизнь охотника и воевал с пещерными львами и медведя. В наскальной живописи тех времён часты сцены охоты и изображения льва.
В Зодиаке в характере любого знака просматриваются черты противознака, расположенного диаметрально противоположно, который как бы сдерживает разрушительную суть главного на данный момент знака. В образе жизни человека эры Льва - одинокого охотника - нетрудно заметить элементы знака Водолея. Эре Льва предшествовал Потоп. Противоположному «знаку укротителю» соответствует знак Рыбы (то есть христианская эпоха). По существу этот миф говорит, что людей спас во время Великого потопа Иисус Христос. Удивительно, но эти мифы Индии возникли задолго до пришествия Иисуса Христа!
Вот как соотносятся астрологический календарь Востока и Запада.

Собака- Лев
Кабан -Рак
Крыса-Близнецы (6 - 4 тысячи лет назад)
Бык -Телец
Тигр -Овен
Кот -Рыбы (0 - 2 тысячи)
Дракон -Водолей (современность)
Змея- Козерог
Лошадь- Стрелец
Коза -Скорпион
Обезьяна- Весы
Петух -Дева

Но теперь давайте сравним с исследованиями современных ученых. Группа из Института биофизики клетки РАН (Пущино, Московская обл., Россия) исследовал ледники Гренландии. В 2009 году ученые Карнауховым А.В., Карнауховым В.Н., была обнародована составленная ими моделей оледенений в Северного полушария планеты.

На рис. 5А приведена карта Евразии в период последнего оледенения 14670 лет тому назад. Из-за опреснения воды замерз Северный ледовитый океан. Это случается периодически из-за прерывания теплых атлантических течений.
Эта ситуация складывалась постепенно. Вначале стоками рек Оби, Енисея и Лены была затоплена вся Западно-Сибирская низменность, после чего через Тургайскую ложбину воды этих сибирских рек хлынули в Аральское море и начали затопление Туранской низменности, а затем и Каспийского и Черного морей с прилегающими к ним Прикаспийской, Причерноморской и Придунайской низменностями.

Людям, которые к этому времени практически расселились по всей планете ничего не оставалась делать, как уходить от воды и собираться на возвышенностях. Вся история человечества в дальнейшем живописует только потомков людей, спасшихся на Среднерусской и Валдайской возвышенности. О судьбе всех других людей, которые могли спастись, например, на Памире ничего и нигде не сказано.
Вероятнее всего, что Среднерусская и Волдайская возвышенности во время Потопа была соединена с Уральскими горами грядой «Северные увалы», которая тянулась по водоразделу Волги и Северной Двины. Удивительно, что на западной оконечности этой гряды расположен Валдай, где в каменном веке были храмы и большие поселения, а на восточной, на Урале, археологи нашли знаменитый город Аркаим и прилегающею к нему долину древних городов. Аркаим расположен строго на водоразделе.
Тогда на Урале мог возникнуть этнос эпического народа, названного в арийских ведах - асур. При обратном прочтении получаются - руса. То есть белокожие брюнеты возникли на Урале (это асуры), а белокожие блондины на Валдае и Среднерусской возвышенности (это русы). Позже из асур и русов выделилась особая каста жрецов, которая поселилась на Валдае - она стала именоваться богами.
В летописях упоминается еще один народ - Пании. Он смешиваются с чертами какого-то реального народа. Индра, самый сильный из 12 племенных вождей Валдая (сыновей Ангираса), в вернул богам священных коров, похищенных племенем паниев, которое обитало в неведомых землях, за пределами мира богов и асуров. Пании угнали коров в далекую страну за рекою Раса, текущей на краю света, и спрятали их в горной пещере.
Боги жили в валдайско-балтийском ареале, асуры контролировали все Поволжье до самых Уральских гор. Значит Пании после окончания потопа прикочевали из-за Урала. Но где они там могли спастись? Вся Западная Сибирь была скрыта водами Евразийского океана!
Похоже, что арийские Веды повествуют о спасении во время Потопа двух разных групп. В одном мифе о спасшемся Ману, от которого пошел человеческий род, слились две истории. В том мифе, где вместе с Ману спасаются на корабле и 7 мудрецов, рассказывает о людях, собравшихся на Среднерусской и Валдайской возвышенности. Именно здесь впоследствии обнаруживаются следы этих семи мудрецов (Риши). В честь их названо созвездие Большой и Малой Медведицы. На Руси их звали Медведями. По мере таяния ледников они добрались до Хибин (в Индии это название исказилось до Хималай) От них пошла первая после потопа мировая цивилизация Сарматия.
А вот в другой версии арийских Вед на корабле не было мудрецов и Ману спасся один. Скорее всего, здесь речь идет о людях, которые спаслись в верховьях Енисея. И действительно Ману последовал совету рыбы, говорят Веды, с тех пор это место в северных горах, где он спасся, называется «Спуск Ману».
А теперь взглянем на карту окрестностей Красноярска. Выше Красноярска в двадцати пяти верстах в Енисей справа впадает красивая таежная река Мана. Ее быстрые и прозрачные воды идут из белогорий, в которых на значительной высоте находятся Манские озера, дающие из себя на север р.Ману. Ну что убедил?
Некоторые исследователи отождествляют этот народ с древним племенем полянов, живших на Среднем Дону. Скорее всего, они вернулись в первородный мир после окончания потопа. Во время Всемирного переселения народов они откочевали на Запад, где на этом субстрате, после ассимиляции со славянами-кривичами, возникли поляки (паны). Вообще-то по этому сюжету можно восстановить древнейшую историю польского народа. Истинная родина Поляков -окрестности Красноярска. Здесь они жили изолированно от остальной цивилизации почти 3 тысячи лет.
От имени легендарного человека Ману произошли названия: .

Мана — таёжная река в Красноярском крае;
. Мана — небольшой остров в Новой Зеландии;
. Мана — запас магических сил.
. Манная крупа — пшеничная крупа грубого помола.
. Манна небесная — согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
. Манна — древнее государство на территории современного Ирана.

Если потоп надвигался постепенно и люди успевали, по большей части, уходить на возвышенности, то закончился он почти мгновенно.
Тогда еще не существовало пролива Босфор, Но именно здесь вода прорвалась в мелкое Срединоземное озеро Сметая все на своем пути она ворвалась в низину, вода поднялась на несколько сотен метров и хлынула, расширяя и углубляя, в пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки. Евразийский океан вытек в Атлантический. Освободились от воды огромные территории Евразии, а уровень Мирового океана резко поднялся на сотню метров, затопив огромные прибрежные пространства. Если для жителей первобытной Руси эти события окончания потопа прошли без последствий. То в остальном мире погибло множество людей, селившихся обычно по побережью. Возможно, остались некоторые замкнутые анклавы людей в горах, которые впоследствии стали основой рождения негроидов и монголоидов.
Каспийское и Аральское моря разделились, вероятно, всего 2-3 тыс. лет тому назад.
Главные катастрофические события, связанные с окончанием последнего ледникового периода происходили в период между 12000-11640 лет тому назад. Упоминания о "великом потопе" встречаются в шумерских и греческих мифах и древнеславянских преданиях. Ту же основу имеют и письменные источники - ведические и библейские тексты.
О прорыве Босфора и Дарданелл писали греческие ученые. В III веке до нашей эры физик Стратон из Лампсака писал: "Евксинский Понт (Черное море) прежде не имел выхода у Византия, но реки, впадающие в Понт прорвали и открыли проход и вода устремилась в Пропонтиду (Мраморное море) и Геллеспонт (Дарданеллы)".
Другой греческий ученый Платон, сообщавший со ссылкой на Солона, который в свою очередь ссылался на сведения, полученные от египетских жрецов, что 11600 лет тому назад в результате катастрофического затопления погибли афинское войско (вероятно, в Эгейском море) и Атлантида, находившаяся в Атлантическом море.

Приведенная выше дата 11600 лет тому назад складывается из времени жизни Солона (6 век до нашей эры), сведений египетских жрецов о том, что катастрофа произошла за 9000 тыс. лет до момента сообщения этих сведений Солону и 2000 лет, прошедших от начала новой эры.
В современной науке преобладает мнение о том, что Платон выдумал Атлантиду для иллюстрации своего идеального государственного устройства и нет никаких объективных доказательств того, что Атлантида могла существовать. Полезно, однако, сопоставить дату гибели Атлантиды Платона (11600 лет т.н.) и дату катастрофически быстрого изменения климата в Северном полушарии (11640 лет т.н.), определенную по изменению толщины слоев льда в Гренландии, которую ученые связывают с моментом быстрого затопления шельфа Средиземного моря водами Евразийского океана после прорыва Босфора и Дарданелл. В это время уровень мирового океана резко поднимается, воды вновь затопляют прибрежные территории и прорываются в низины на месте сегодняшнего Белого и Балтийского морей. Так возникла современная география мира.

Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)


Представьте: ровная поверхность земли... 40 суток не прекращающегося ливня... сотни вулканов извергаются одновременно... тысячи новорожденных мощных источников выбрасывают колоссальное количество воды... Таков был потоп в дни Ноя. Таков был всемирный катастрофический потоп, посланный Богом, чтобы уничтожить все живое, кроме восьми человек, спасшихся в ковчеге. Помимо Библии, потоп описывается и другими древними историческими документами Однако существуют значительные разногласия по двум вопросам: дата потопа, а также был потоп местным или всемирным. Критически настроенные к повествованию о потопе считают его мифом или историей о локальном наводнении В вопросе датировки Всемирного Потопа современные выводы некоторых областей науки явно противоречат Библии. Однако следует более серьезно отнестись как библейской, так и дополнительной исторической литературе, основанной на свидетельстве очевидцев событий, ставя на второй план научные мнения и сложные методы радиометрического датирования.

Еврейское слово mabbowl (маббул), означающее в Бытие 6-9 "потоп", уникально. Оно используется лишь для этого грандиозного события. Для описания местных наводнений используются девять других слов еврейского языка. Но ни одно из них нельзя сравнить с длительностью глобального потопа. Греческое слово kataklysmo, используемое как в Септуагинте, так и в Новом Завете, вряд ли нуждается в пояснении. Катаклизм означает сильное разрушение. Мы встречаем его в Евангелии от Матфея 24:38-39; Евангелии от Луки 17:27. Во втором послании Петра 3:5-6 говорится о том, что человечество просто жаждет забыть: Бог сформировал небо и землю из воды и водою, и посредством этой воды мир подвергся катаклизму, уничтожившему поверхность земли и всех дышащих живых существ на ней.

Потоп произошел из-за повсеместного и полного развращения человека, который проявлял ужасную жестокость по отношению к другим, и тем заслужил жестокой расплаты.

Приготовления к Потопу

Была ли на самом деле необходимость в ковчеге? Все время, усилия и расходы на постройку такого огромного корабля были бы напрасны, если бы потоп был локальным. Ной и его семья, взяв с собой скот и множество других существ, смогли бы мигрировать на возвышенность и переждать, пока сойдут воды местного наводнения.

Был ли ковчег достаточно большим? Он соответствовал объему более чем пятисот железнодорожных товарных вагонов. Эксперты утверждают, что хватило бы и третьей части этого объема.

Как Ной собирал животных в ковчег? Очевидно, они собрались к ковчегу, ведомые инстинктом. Возможно также, что все время плавания они находились в спячке, сводя, таким образом, к минимуму проблемы корма и уборки.

Литературные параллели к Библейскому описанию

Что появилось первым - библейское описание потопа или месопотамское поэтическое повествование о нем? Существуют три варианта ответа:

А) сначала был написан месопотамский текст, и авторы Писания, затем, использовали его;

Б) Библия была создана первой, а поэтическое повествование использовало ее рассказ;

В) как Библия, так и месопотамское сказание передают содержание более древнего оригинала.

Большинство ученых настаивают, что писатели Бытия использовали элементы местной поэзии - но это невозможно доказать. С другой стороны, теория примитивного происхождения вообще не имеет никаких свидетельств и является лишь мнением ее сторонников. Несмотря на трудности доказательства, преимущественным представляется мнение о том, что библейские записи появились первыми и стали источником для других текстов.

Шумерская история о всемирном потопе

Одна из старейших внебиблейских версий описывает, как человек по имени Зиусудра пережил потоп. Текст этот был найден при раскопках Ниппура в начале двадцатого века, и его можно отнести к 1600 году до р.Х.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Эпос "Гильгамеш" на табличке XI
Это - очень известный текст, принадлежащий к шумерской, вавилонской, ассирийской, хеттской и уррийской литературе. Даже в Святой Земле была найдена глиняная табличка (датируется примерно 1200 г. до р.Х.) с начертанным на ней именем этого человека. Он был наиболее популярным из древних персонажей Ближнего Востока. Используя версию из библиотеки Ашурбанипала, Джордж Смитт в 1872 году опубликовал одиннадцатую табличку вавилонского эпоса о Гильгамеше под названием "Халдейское повествование о Потопе". Имя Гильгамеш появляется среди царей, поименованных в шумерских династических списках (см. ниже). Оно относится к первой династии Урука, наиболее раннему периоду месопотамской истории. Эпос "Гильгамеш" указывает на близкую связь с событиями, произошедшими сразу после потопа. Еще был в живых некто, кто пережил потоп (возможно - Хам), и Гильгамеш посещал его в поисках бессмертия.

Эпос "Атрахас"

Существует поразительное сходство с библейским описанием - но, в то же время, и значительные отличия.
Перечень шумерских царей: потоп и установление городов-государств
Шумерский перечень царей принадлежит к очень старым документам. Он упоминает и об установлении городов и царств до потопа. Возраст царей либо преднамеренно преувеличен, либо мы еще не нашли правильного толкования их системы счисления - шумерский язык и сегодня не понят до конца.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Шумерский список царей. Часть 1 (До потопа)
"Когда царствование было спущено с небес, цари (в начале) были в Эриду... Это были пять городов и восемь царей управляли ими 241 000 лет. После на землю обрушился потоп". Это, по видимому, был потоп времен Ноя, при котором погибли все, кроме спасшихся в ковчеге. Поскольку деяния божественных царей были по крайней мере одной из причин, навлекших потоп, прервавший божественную династию, божественное царство должно было "опуститься с небес" после потопа снова (см. ниже).

Шумерский список царей. Часть 2 (После потопа).
"После того, как потоп обрушился на землю, и когда царствование снова было спущено с небес, оно сперва было в Киш... В Уруке (библейский Эрех), божественный Гильгамеш... правил 126 лет...". Обратите внимание, что Киш был первым городом, основанным после потопа. Проведенные там раскопки показывают, что он был основан около 3000 года до р.Х. Вышеупомянутый "божественный" Гильгамеш действительно посетил человека, пережившего потоп, - кого-то из семьи Ноя, как говорится в XI табличке эпоса о Гильгамеше, независимом от списка царей свидетельстве того, что правление Гильгамеша относится ко времени вскоре после потопа.

Существует много других записей истории потопа по всему миру: Самарянское Пятикнижие, Еврейские Таргумы, Беросс, труды Иосифа Флавия, Пророчества Сивиллы, Коран, и др.

Масштабы потопа и геологические последствия

Во 2-м послании Петра 3:3-6 апостол предсказывает, что "явятся наглые ругатели", которые будут отрицать разрушение мира потопом, пренебрегая этим колоссальным событием. Далее, в стихах 10 и 11 приводится пророчество о всеобщем разрушении, аналогичном потопу. Может ли локальное наводнение служить аналогией столь ужасного события?

Да, не все сложные геологические вопросы мы можем согласовать с Потопом. Но несомненно, что всемирная катастрофа не могла не оказать огромного влияния на поверхность планеты.

Сегодня континенты, включая самые высокие горы, покрыты морскими окаменелостями. Половина континентальных осадочных отложений имеет океаническое происхождение. Геологи объясняют это тем, что в определенные периоды времени континенты находились под водой, а это - подтверждение всемирному потоп. Поскольку даже на самых больших вершинах (включая Эверест) обнаружены осадочные породы водного происхождения, очевидно, что эти горы какое-то время находились под водой. Однако, это не значит, что воды должны были быть столь глубокими, чтобы покрыть современный Эверест и другие высокие горы. Напротив, горы возвысились в результате напряжений в земной мантии, к которым привел потоп.

Огорчает то, что большинство геологов не принимает во внимание Всемирный потоп при толковании геологических данных.

Теории местного наводнения

Многие ученые, если они вообще верят в потоп, полагают, что он был событием местного масштаба, произошедшим 100 тысяч лет назад. Они основывают эту точку зрения на научных данных, которые, как кажется, представляют непреодолимые проблемы для всемирного потопа. Вот основные их утверждения.

1. "Всемирный" означает: включающий все, что мог видеть Ной. Лишь мир его личного обитания был затоплен. Существующие ныне высокие горы оставались на своем месте миллионы лет и были столь же высокими до потопа, как и сейчас. Никакой воды попросту не хватило бы, чтобы покрыть их полностью (например, высота Эвереста 8848 метров - таким образом, воды потопа должны были быть глубиной в девять километров). Кроме того, если вода покрывала всю землю, куда она могла уйти после потопа?

2. Под "днями" в первой главе книги Бытия подразумеваются гигантские промежутки времени. Большинство сторонников идеи местного наводнения верят в огромный возраст Земли - порядка 4,5 миллиардов лет; верят они и в то, что человек существует не менее миллиона лет, причем этот срок включает в себя линтельные доисторические периоды палео-, мезо- и неолита.

Всемирный потоп

Обратим, однако, внимание, что библейское повествование 16 раз использует в книге Бытия (с 6 по 9 главы) слова "все" и "каждый" для описания обширности потопа.

Предания о потопе ("Гильгамеш", "Атрахас" и др.), хоть и не так точны, как рассказ Библии, тем не менее подтверждают, что ковчег остановился на гора - что невозможно в случае локального наводнения.

Мир до потопа значительно отличался от нынешнего. Дождя не было (Бытие 2:5), и в тоже время текли реки (2:10). Судя по всему, существовали также большие подземные объемы воды. В определенный момент разверзлись все "источники великой бездны" (Бытие 7:11), извергая водные и вулканические составляющие; одновременно "окна небесные отворились", породив атмосферные осадки. Примем во внимание, что и сегодня 70% земной поверхности находится под водой, которой достаточно, чтобы покрыть выровненную землю слоем до 2500 метров. При этом современные горные цепи состоят в основном из осадочных пород потопного или вулканического происхождения. Они могли образоваться во время потопа или закончить формирование сразу после него. Таким образом, можно сделать вывод, что библейская история Потопа на самом деле реалистична.

Катастрофы, сопровождавшие потоп, сказались и на климате. Если до потопа совсем не было дождя, то теперь дождь стал привычным событием. при При выпадении водяного тумана наблюдается радуга, которая стала Божьим знамением, что Господь никогда снова не погубит землю водой. Если же потоп был местным явлением - получается, что обещание Бога нарушалось при каждом местном наводнении значительных масштабов.

"Доисторический человек"

Доисторического человека определяют как человека, жившего в "каменном веке". Однако "каменный век" - сам по себе нелпределенный термин. С самого начала времен, в каждом поколении, включая наше, некоторые группы людей жили в условиях "каменного века", в то время как живущие рядом с ними были высоко цивилизованными. Из этого следует, что возраст культуры не может быть определен на основании использования каменных орудий. Мнение Брайдвуда - типичное для многих исследователей доисторического периода - совершенно умозрительно:

"Доисторический период" означает время до начала письменной истории. То есть, более чем 99 процентов человеческой истории является доисторической. Человеку, по-видимому, миллион лет, но он начал записывать историю или вообще что-либо не ранее, чем 5 тыс. лет назад" (1967,1).

Но если у человека в доисторическое время не было письменности, мы никак не можем быть уверены в его возрасте (предполагаемом миллионе лет), несмотря на все сложные методы датировок. Поскольку методы радиоактивного датирования не могут быть калиброваны по известным датам более чем на 5000 лет в прошлое, невозможно датировать культуры каменного века (которые, как обычно предполагается, старше 3000 лет до р.Х.)

Все семьи на земле произошли от Ноя и его сыновей

Уильям Генри Грин, богослов девятнадцатого века из Принстона, занимавшийся генеалогией, изложенной в книге Бытия, оказал на обсуждение рассматриваемого вопроса немалое влияние. Он убедил многих в своей точке зрения о больших пробелах в генеалогических записях. Согласно его мнению, "…мы приходим к выводу, что Писание не оставляет никаких данных для хронологических вычислений до времен Авраама, и что записи Моисея ничего не говорят, и не предназначались для того, чтобы говорить о точной дате потопа, равно как и сотворения мира" (1890, 303). Грин предположил существование в генеалогии Бытия больших пробелов, пытаясь согласовать ее с научной информацией, которая, по его мнению, указывала на очень большой возраст земли (1890, 286).

Древние цивилизации

"Уровни потопа" в месопотамских городах.
Ранние археологические раскопки в долинах рек Месопотамии обнаружили глубокие потопные отложения возле оснований города. Сначала это толковалось как свидетельства потопа, бывшего во дни Ноя. Однако более поздние раскопки показали, что эти слои являлись результатом сильных местных наводнений, а не библейского катаклизма.

Шумерский список царей упоминает город Киш как существовавший сразу после потопа. Джордж Роу (Georges Roux) утверждает, что царство Киш возникло около 2700 лет до р.Х. (1966:120). Саггз (H.W.F. Saggs); он доказывает это тем, что при раскопках города Киш самый ранний уровень относился к периоду Джемдет Насер (Jemdet Nasr) (1962:51,60 2800-2400 до р.Х.)

Эпический герой Гильгамеш был царем в Уруке около 2700 года до р.Х., и, как говорит легенда, непосредственно общался с человеком, пережившим потоп. Это было бы невозможно, если бы потоп соответствовал более ранней дате, 10000 лет до р.Х.) Эта встреча Гильгамеша, как и шумерский список царей (в котором он также упомянут) свидетельствует, что потоп был приблизительно в 3000 году до р.Х.

Египетские свидетельства. В египетской литературе нет преданий, связанных с потопом. Важно отметить, что хроники Египта начинаются около 3000 г. до р.Х. Доисторический период в Египте (с момента окончания всемирного потопа) был очень коротким. Впрочем, многие египетские историки считают, что доисторический период здесь был довольно долгим. Но, как уже говорилось выше, датирование по углероду-14 не является пригодным для событий, происходивших раньше, чем за 3000 лет до р.Х.

Методы радиоактивного датирования: Как они калибруются?

Несмотря на то, что оборудование, используемое для датирования радиоактивных материалов, со временем становится все более сложным, основные проблемы, обнаруженные Уиллардом Лыбби (Willard Libby), изобретателем метода датирования по углероду-14, существуют до сих пор. Калибровка с использованием данных художественных изделий из египетских гробниц, является в какой-то степени достоверной только до 2000 лет до р.Х.

Более ранние даты не могут быть калиброваны, поскольку не существует исторических датировок старше этого уровня. Лыбби сам говорил: "Первый шок, который был у меня и д-ра Арнольда, состоял в том, что мы поняли: история имеет протяженность вспять только на 5000 лет. В начале мы думали, что нам удастся достать образцы за последние 30.000 лет, нанести точки на график, и тогда, наша работа была бы закончена… Довольно внезапно мы поняли, что эти цифры, эти древние годы не известны. Установление первой династии в Египте - это самое раннее событие, чья историческая дата известна с более или менее реальной точностью" (Libby 1958,531). Как далее отмечает Лыбби в своей работе, все "даты" старше, чем 5000 лет, - это не реальная датировка, а лишь оценка оставшегося количества углерода-14. Дендрохронология также мало чем помогает - поскольку при определенных условиях у деревьев могут появляться два, а иногда и три кольца в год.

Формирование дельт рек

Формирование дельт рек по всему миру началось около 3000 года до р.Х. Только всемирный потоп мог явиться той колоссальной катастрофой, которая привела к образованию по всему миру рек приблизительно в одно время. По мере того, как вода с поверхности земли сходила в глубокие океаны, начался дождь и в устьях рек стали собираться осадочные породы формирующие дельту. Исследования дельт по всему миру показали, что им всего лишь несколько тысяч лет.

Дельты Тигра и Евфрата сформированы в Персидском заливе. Многие древние карты изображают береговую линию гораздо севернее, вплоть до Ура. Это значит, что дельта отложилась в течение прошедшего времени по крайней мере на 150 миль. Геродот, греческий историк, сообщает, что египетские священники ничего не говорили ему о земле севернее озера Моэрис, которая была выше уровня воды в начале первой династии.

Дельту реки Миссисипи исследовали в 1850 году и обнаружили, что ее глубина составляла всего лишь 40 футов. Наполнялась она не так уж долго.

Еще один пример "водяных часов": Ниагарский водопад начал "падать" и отходить от озера Онтарио к озеру Эри менее, чем 10 000 лет назад.

Есть ли другое объяснение тому, что ни одна из этих рек не могла наполняться в течение более чем нескольких тысяч лет?

Проблемы с ранними сроками датировки потопа (100 000 - 10 000 лет до р.Х.)

1. Ни в Писании, ни в другой любой древней литературе Ближнего Востока не упоминается временной пропуск в 7000 или более лет между потопом и началом исторических записей (3000 лет до р.Х.).

2. Также ранние сроки противоречат объяснению происхождения народов, упомянутых в книге Бытия 10-11.

3. Куш был внуком Ноя. Потомки "Куша" построили города, чьи основания почти во всех случаях датируются не ранее, чем 3000 лет до р.Х. (Бытие 10). Возраст городов, претендующих на более старший возраст - Иерихон (7000 до р.Х.), Иармо (6000 до р.Х.) и др. - был определен по методу С-14, который не может быть калиброван по абсолютным данным далее чем на 5000 лет в прошлое. При рассмотрении этих ранних дат необходимо быть весьма осторожными.

4. Если бы существовали более ранние цивилизации, почему нет никаких следов чего-либо, подобного зиккуратам и пирамидам того времени? Ни один из этих памятников не датируется ранее 3000 года до р.Х. - что свидетельствует о довольно коротком времени между потопом и их возведением. Но куда могло подеваться построенное за 7 000 лет? Это - больший срок, чем вся история человека со времен потопа!

5. Генеалогии в Бытие 5 и 10 могут быть немного растянуты, но они перестанут быть генеалогиями при существовании больших промежутков. Пропуски в 7 000 лет делают их бессмысленными для генеалогических целей.

Проблемы с поздней датировкой потопа.

Дату всемирного потопа по отношению к местным наводнениям в районе речных бассейнов Месопотамии в настоящее время определить невозможно, поскольку всемирный потоп полностью изменил поверхность земли. Однако весомые доказательства, приведенные выше, предполагают дату не раньше, чем 5000 лет назад.

Вывод: Потоп произошел 5000 лет назад.
1. Датирование по углероду-14 не подходит для возраста более 5000 лет, как о том свидетельствовал и изобретатель этого метода.

2. Дельты рек предполагают недавний (3000 лет до р.Х.) потоп.

3. Вся записанная история начинается 3000 лет до р.Х.

4. Тогда начали возводиться города.

5. Тогда начали возникать родословные, что подтверждается генеалогиями.

6. Датирование потопа более ранними сроками (10 000 лет до р.Х. или ранее) вносит в генеалогии беспорядок.

7. Не существует записей в какой-либо литературе о потопе, произошедшем 10 000 лет до р.Х.

8. Эпос о Гильгамеше (как и другие эпосы) хорошо вписывается в дату 3000 лет до р.Х.

9. Библейское описание не заимствовано из других источников. Это - свидетельство очевидцев.

10. Из библейского описания ясно, что всемирный потоп был около 3000 лет до р.Х.

В западной цивилизации и культуре словосочетание «Всемирный потоп» не нуждается в подробном разъяснении и расшифровке. Здесь сложилась устойчивая ассоциация с описанными в Ветхом Завете событиями, повлекшими за собой затопление всей суши и гибель почти всего живого, за исключением спасшихся на ковчеге праведного Ноя и его семьи. Однако библейская история о потопе далеко не единственная – у неё есть как предшественники, так и аналогии по всему миру.

О потопе – раньше Ветхого Завета

То обстоятельство, что библейское повествование возникло не на пустом месте, а в русле определённой традиции, для специалистов уже очевидно. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с вариантами легенд о потопе, которые существовали раньше, чем были записаны еврейские священные тексты, в районе древнейших цивилизаций Ближнего Востока – Шумера, Аккада, Вавилона.

Шумерская версия сказания о потопе представлена в виде поэме о Зиусидре, благочестивом царе одного из шумерских городов, который к тому же был жрецом бога Энки. Именно в храме Зиусидра услышал от Энки, решившего спасти своего верного слугу, о том, что боги на своём совете решили устроить великий потоп и уничтожить всё человечество. Полный текст поэмы о Зиусидре не сохранился, так что подробностей того, как именно готовился к своему спасению герой, нет. Однако судя по тому, что в финале повествования Зиусидра, после продолжавшегося семь дней и ночей потопа, вышел из корабля и принёс богам жертвы, ему были даны инструкции о строительстве спасительного судна.

В общих чертах эта история повторяется в аккадской и вавилонской версиях сказания о потопе. Аккадский герой Атрахасис как мог спасал человечество от бедствий, насылаемых со стороны богов (расплодившиеся люди стали своим шумом мешать богам), но против потопа у него не было противодействия. Один из богов, дружелюбный к мудрому Атрахасису, предупредил его о потопе и приказал построить корабль, куда тот мог бы взять семью, помощников и всевозможных животных. Аналогичные события происходят с героем вавилонской версии, мудрым царём Утнапиштимом. Правда, в вавилонской поэме появляется ставшая затем характерной деталь – как во время потопа Утнапиштима поочерёдно высылал птиц и все они возвращались, и лишь когда не вернулся ворон, то стало понятно, что вода уходит.

Библейский потоп: важны не следствия, важны причины

Собственно, каждый, кто ознакомился непосредственно с библейским повествованием о Всемирном потопе, признает, что вышеперечисленные шумерские, аккадские и вавилонские сказания очень похожи на данную часть Ветхого Завета. В Библии рассказывается о том, как праведнику Ною Бог повелел строить огромный ковчег, причём дал ему подробные технические и инженерные указания. Ной с семьёй строил ковчег на протяжении 120 лет (согласно Библии, в древности люди жили сотни, иногда даже свыше тысячи лет), в то время как все вокруг смеялись над ним. Но затем начался потоп, когда вода прибывала сорок дней и ночей – спаслись только Ной и его семья на ковчеге, а также все твари, которых пророку также было велено взять с собой. После долгих плаваний Ной несколько раз выпускал птиц, пока однажды, не дождавшись одной из них, понял, что можно искать сушу.

«Фактологические» совпадения библейской легенды с легендами соседей израильского народа несомненны, что вкупе с более ранними датами возникновения темы потопа в культуре Шумера, Аккада и Вавилона дало основание ряду учёных говорить о прямом заимствовании. Впрочем, есть немало сторонников и той версии, что нельзя говорить о простом переносе уже существовавших легенд о потопе в священные древнееврейские тексты. Отстаивается точка зрения, что сказания о потопе носит общечеловеческий универсальный характер. И для этого мнения есть основания: так как учёные насчитали по всему миру у различных этносов и религиозных групп около 250 версий сказаний о потопе.

К тому же даже скептики признают, что в библейском изложении история о потопе и спасении Ноя носит куда более глубокий, общечеловеческий характер, благодаря которому именно она и стала одной из фундаментальных для современной цивилизации. В предшествующих вариантах сказания потоп был следствием прихоти богов, которые либо вообще никак не мотивировали своё желание извести род человеческий на корню, либо «придирались» к таким поводам, как излишний шум от человеческой жизнедеятельности и тому подобными. Библия же поставила во главу угла нравственную проблему: в Книге Бытия потоп сам по себе мало значим, куда более важно, что к нему привело. А привели к нему многочисленные человеческие грехи и столь слепое равнодушие людей ко всем попыткам Творца наставить их на путь истинный, что Бог даже раскаялся в том, что сотворил человека. Таким образом, библейское повествование о потопе носит, прежде всего, не литературный и не катастрофический, а назидательный характер.

Время

Время всемирного потопа: есть варианты…

Прошло то время, когда всё библейское повествование считалось сборником легенд, мифов и просто фантазий. В настоящий момент учёные обнаруживают в Библии отсылки и указания на многие действительно имевшие место быть исторические события, личности и явления. Одним из таких является Всемирный потоп – специалисты в большинстве своём сошлись на том, что природные катаклизмы, ставшие основой для сказаний о потопе, действительно случались. Вопрос лишь в том, когда…

А был же по-настоящему всемирный потоп

Если не касаться проблемы того, был ли описанный в Ветхом Завете потоп, который Ной с семейством и с парами всяких тварей пережил на ковчеге, действительно всемирным или локальным, то, примечательно, что в истории Земли были катаклизмы, имеющие все основания претендовать на звание всемирного потопа. Одним из таких учёные называют гигантское цунами, накрывшее практически всю сушу примерно 200 миллионов лет назад. Правда, в те далёкие времена, на границе триасового и юрского периодов, материки выглядели совершенно иначе, нежели сейчас, однако сути это не меняет – уже существовала суша, и она была затоплена.

Свидетельства потопа были найдены сравнительно недавно, ими стали обнаруженные на территории Германии известняковые горные породы, образующие слой толщиной примерно в 20 сантиметров. Этот слой, по мнению специалистов, образовался в результате приливной волны огромной силы, которая смыла со дна простейших морских животных того времени, окаменевшие останки которых во множественном количестве найдены в слое. По расчётам учёных, волны достигали в высоту сотен метров, то есть в десятки раз превышали максимальные и фиксируемых в наше время цунами (самые высокие из которых – 50-60 метров). Такой волны было достаточно, чтобы затопить большую часть суши по всей Земле, за исключением высоких горных хребтов. Причиной такого катастрофического цунами и потопа могла стать катастрофа глобального масштаба, например, падения большого метеорита или кометы.

Вычисление даты библейского потопа «на бумаге»

Если же говорить о времени, когда должен был произойти тот потоп, который описан в Книге Бытия и потому стал наиболее знаменитым в истории и культуре, то, прежде всего, нужно прибегнуть к вычислениям на основе источников. В конце концов, этот потоп стал известен из документов, следовательно, и первоначальное определение его времени нужно построить на письменных источниках. И тут наблюдаются разные варианты. Если исходить из данных, приведённых относительно времени потопа в Септуагинте (древнейший перевод книг Ветхого Завета на древнегреческий язык, датируемый III-II веками до нашей эры), то при расчётах получается 3183 год до нашей эры.

Но большинство специалистов предпочитают ориентироваться на масоретские тексты, то есть на тексты Ветхого Завета, которые считаются каноническими в иудейской традиции. Здесь дата потопа будет другой, так как проследить эту хронологию придётся в обратном порядке. В Ветхом Завете особое внимание уделяется радостному для евреев событию, когда персидский царь Кир, победивший Вавилон, где евреи находились в пленении, разрешил этому народу вернуться на родину. Из исторических источников известно, что это был 537 год до нашей эры. Применяя библейскую хронологию, основанную на периодах, получается дата 1513 года до нашей эры. Затем по библейскому тексту отсчитывается дата Завета Бога с Авраамом (1943 год до нашей эры), а зная продолжительность жизни библейских персонажей вплоть до Арфаксада, родившегося, по тексту Библии, через два года после потопа, временем самой катастрофы становится 2370 год до нашей эры.

Научные изыскания по дате всемирного потопа

Впрочем, как только началось серьёзное научное изучение проблемы точной датировки описанного в Библии потопа, дата 2370 года до нашей эры была отвергнута одной из первых. Никакие данные, ни археологические, ни геологические, не подтверждали того факта, что хотя бы в ближневосточном регионе в этот период было крупномасштабное наводнение. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий, когда же на самом деле произошли события, давшие реальные основания для возникновения повествования о Всемирном потопе.

Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединённым с Чёрным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселённых людьми районами. Память об этой природной катастрофе , уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.

Версия Библии

Библия о Всемирном потопе: второе рождение человечества

В настоящее время учёные (историки, лингвисты, религиоведы, археологи и представители ряда других гуманитарных дисциплин) склонны считать, что распространённые по всему миры легенды и сказания о Всемирном потопе являются проявлениями коллективной памяти человечества о далёкой глобальной стихийной катастрофе. Но наиболее известно, конечно, библейское повествование о потопе, ставящее, прежде всего, нравственные проблемы.

Когда терпение Творца переполнено

Книга Бытия, неотъемлемая составная часть Ветхого Завета, довольно подробно рассказывает о Всемирном потопе, о «мотивах» Господа пойти на такой шаг, о самом потопе и о событиях, последовавших ему и напрямую с ним связанных. Согласно логике библейского повествования, Всемирный потоп был обусловлен не только жизнью современников Ноя, сколько всей историей человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы, изгнания их из рая и дальнейшего разделения людей на потомков братоубийцы Каина и потомков Сифа, третьего сына Адамы и Евы. Человек от поколения к поколению всё дальше удалялся от Бога и привносил в мир, созданный Творцом идеальным, всё больше и больше зла.

В результате к определённому моменту сложилась такая ситуация, что, как гласит Книга Бытия Господь раскаялся в том, что вообще создал человека, так как тот не только впал во зло сам, но и способствовал изменению идеального порядка во всём мире, в том числе и в природе. К тому же до сих пор существует загадка относительно упоминаемых в Библии неких исполинов, родившихся от «сынов Божиих» и «жен человеческих». О том, кем же были эти исполины и какую роль они играли в мире, до сих пор идут споры, однако их причастность к божественному решению об устроении Всемирного потопа в Библии оговаривается однозначно. Человечеству был дан последний шанс, период в сто двадцать лет, когда оно могло исправить свою жизнь, но оно этим шансом не воспользовалось.

Каждой твари по паре…

Единственным праведным семейством, то есть семейством, жившим в соответствии с нравственными понятиями, угодными Богу, было семейство Ноя. Именно ему и его родственникам Бог решил даровать спасение (многие христианские богословы указывают на то, что существование хотя бы нескольких праведников убедило Господа в том, что человечество небезнадёжно). Поэтому Он приказал Ною построить огромный ковчег, куда могли бы уместиться он и его семья, всякой живой твари по паре, чтобы после потопа заново заселить землю, и достаточно запасов для многих дней плавания.