На слова: «подобно есть царствие небесное зерну горушичну» (). Притча о зерне горчичном

Горчичное зерно - центральный элемент одной из притч, которую произнес Иисус Христос для своих учеников и последователей. Она посвящена Царствию Небесному. С ее помощью сын Божий пытался объяснить, что это такое.

Евангельская притча

В Новом Завете притча о горчичном зерне содержится сразу в нескольких основных евангелиях. От Марка, Луки и Матфея. Ей традиционно уделяется большое внимание в христианстве, притчу часто приводят в качестве иллюстрации своих проповедей православные и католические священники.

Согласно тексту в Евангелие от Матфея, Иисус Христос начал сразу сравнивать Царствие Небесное с горчичным зерном. Человек берет его и сеет на своем участке. Изначально размер горчичного зерна очень маленький. Большинство других зерен на поле значительно больше и имеют более представительный вид. Поэтому всем вокруг и кажется, что и урожая от них можно ожидать более богатого. Однако, когда горчичное зерно вырастает, оказывается, что оно стало значительно крупнее многих злаков, которые росли с ним по соседству. А вскоре становится настоящим деревом, к которому слетаются птицы со всей округи, чтобы укрыться в его ветвях.

Сравнение с Царством Божием в Евангелие от Марка

Горчичное зерно в Библии сравнивается с Царством Божием. Иисус Христос в Евангелие от Марка обращается к своим ученикам с вопросом - с чем можно уподобить в окружающем нас мире Царство Божие? Какую притчу для него придумать?

Сам же на этот вопрос и отвечает. Приводит в пример горчичное зерно, которое меньше всех семян, когда его сеют в землю. Зато, когда уже посев закончился и семенам пришло время всходить, оказывается, что оно стало намного больше всех окружающих его злаков. В будущем пускает большие ветки. Под их тенью на протяжении многих лет укрываются небесные птицы.

Евангелие от Луки

Лаконичнее всего эта притча изложена в Евангелие от Луки. Иисус опять обращается к ученикам с вопросами, примерно такими же, как и в Евангелие от Марка. Затем быстро переходит к сути своей притчи.

Сразу отмечает, что любое горчичное зерно, посаженное человеком в своем саду, в результате вырастает в большое и плодоносное дерево. Отныне птицы только и делают, что укрываются в его ветвях.

Как мы видим, сразу в нескольких Евангелиях смысл притчи ничем не отличается, а ее содержание зависит исключительно от лаконичности и того размера, к которому стремился каждый из авторов.

Что такое зерно горчицы?

Прежде чем перейти к толкованию притчи о горчичном зерне, нужно разобраться с тем, что под таким зерном понимает каждый из апостолов. Наиболее точный ответ дает специальная энциклопедия Брокгауза. Это однотомное фундаментальное издание, которое по праву считается одним из самых полных и скрупулезных исследований Библии. На русском языке впервые было издано в 1960 году, когда был сделан детальный перевод с немецкого.

В словаре утверждается, что притча посвящена на самом деле семени черной горчицы. Несмотря на то что это однолетнее растение, его высота может достигать двух с половиной и даже трех метров. У него ветвистый стебель, из-за которого некоторые несведущие люди могут принять его за дерево. При этом оно действительно очень привлекательно для различных птиц. Особенно для щеглов. Они не только прячутся в его густой кроне, но и питаются полезными масляными семенами диаметром около одного миллиметра.

Толкование притчи

Притча о горчичном зерне, толкование которой приведено в этой статье, должна научить нас тому, как мал неверующий и Только проповедь, посаженная в человеческую душу, как в благодатную почву, способна принести плоды, богатые всходы.

Точно также Иисус Христос уподобляет христианскую церковь горчичному зерну. Сначала она была небольшой и неприметной. Но после того как учение сына плотника стало распространяться по миру, ее значение с каждым годом возрастало все больше. В результате птицами, которые укрываются в ветвях горчичного дерева, будут целые народы, которые найдут укрытие под сенью этой мировой религии. Как мы видим, в этом Иисус был прав. Сегодня христианство стало одной из основных мировых религий на планете.

Церковь шагает по планете

Описывая, как растет горчичное зерно, возникает ощущение, что подобным образом Иисус Христос иллюстрирует, как христианская церковь распространяется на новые страны и континенты.

Таким образом, многие исследователи выделяют в этой притче сразу два образа. Не только умножения влияния церкви, но и распространение апостольской проповеди.

Православный богослов Александр (Милеант), епископ Русской православной церкви за границей, который с 1998 по 2005 годы возглавлял весь южно-американский епископат, утверждает, что данное сравнение наглядно подтвердилось стремительным распространением христианского учения по многим языческим странам.

Церковь, которая в начале пути была неприметным для большинства окружающих религиозным сообществом, представленным малочисленной группой галилейских рыбаков, за две тысячи лет охватила всю планету. Начиная от дикой Скифии, заканчивая знойной Африкой. Начиная от промозглой Британии и заканчивая таинственной и загадочной Индией.

Соглашается с ним архиепископ Аверкий (Таушев). Еще один епископ русской православной церкви за границей, в 60-70-х годах возглавлявший епископат в Сиракузах. Он также пишет, что проповедь прорастает в душе человека, как в притче о горчичном зерне. Для детей такой образ является очень наглядным и доступным. Они сразу понимают, о чем идет речь.

Конечно, отмечает Аверкий, от одной проповеди эффекта увидеть, скорее всего, не удастся. Но со временем едва приметные веяния все больше захватят душу человека. Она окончательно станет полноценным вместилищем исключительно добродетельных помыслов.

Интерпретация Иоанна Златоуста

Оригинальную притчи предлагает святитель Иоанн Златоуст. Это знаменитый архиепископ Константинопольский, живший в IV-V веках нашей эры. Вместе с Григорием Богословом и Василием Великим он до сих пор почитается, является одним из Вселенских учителей и святителей, автором многочисленных богословских сочинений.

В одном из них Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно уже с самим Иисусом Христом. Святитель утверждает, что если вникнуть в эту притчу со всей тщательностью, то выяснится, что ее вполне можно применить и к самому Спасителю. Он, как и зерно в притче, на вид был неказист и ничтожен. Его век был невелик, Христос прожил всего 33 года.

Совсем другое дело, что неисчислимым оказался его век на небесах. К тому же в нем одном соединились сразу несколько ипостасей. Сына человеческого и сына Божьего. Он был сокрушен людьми, но его страдания сделали Иисуса настолько великим, что он превзошел всех своих предшественников и последователей, которые подобным образом пытались вести за собой народы.

Он неразлучен со своим небесным Отцом, поэтому именно на его плечах небесные птицы находят покой и приют. С ними Иоанн Златоуст сравнивал всех апостолов, учеников Христа, пророков, а также всех избранных, которые искренне поверили в его учение. Очищать души от скверны Христу удавалось за счет собственной теплоты, под своей сенью он готов укрыть любого, кто нуждается в нем, от мирского зноя.

После смерти его тело будто посеяли в землю. Но он проявил завидную плодоносную силу, восстав уже через три дня из мертвых. Своим воскресением он прославил себя больше любого пророка, хоть при жизни мог многим казаться и меньше, и ничтожнее их. Его слава в итоге процвела от земли до самых небес. Он сам посеял себя на земной почве и пророс в мир, ведущий к его небесному Отцу.

Интерпретация Феофилакта Болгарского

Интересное собственное видение этой притчи предлагает еще один святитель - Архиепископ Болгарии на рубеже XI-XII веков.

Феофилакт призывает каждого из прихожан быть горчичным зерном. С виду казаться незначительным, не заноситься, не хвалиться своей добродетелью, но в тоже время пылко и ревностно следовать всем христианским заповедям. Если каждый будет придерживаться таких то небесные птицы в виде ангелов будут отдыхать у него на плечах. Так священник интерпретирует притчу, рассказанную Иисусом.

Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ()? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: «Сей есть наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ().

Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: "что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: «За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами» («а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти» ) (). Точно так же и сравнительно с людьми Он казался ничтожным. В самом деле, что говорит Исайя? «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» («Видехом его и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих» ) (). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? «Я же червь, а не человек» (). А в книге Исайи Отец именует Его так: «Не бойся, червь Иаков» () . Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: «и черви – покров твой» (). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» ().

«Подобно Царствие Небесное зерну горчичному» . Но кто-нибудь из слушателей скажет: «Как это одно и то же является и Царством Небесным, и зерном горчичным, и великим, и малым – в одно и то же время?» По безмерной любви к своему созданию Он бывает для всех всем, чтобы спасти всех. Он был Богом, как конечно и есть, и будет по Своей природе, и делается человеком ради нашего спасения. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (). О, Зерно, через которое мир сотворен, которым тьма рассеяна и воссоздана! Это Зерно, вися на Кресте, такой возобладало силой, что, будучи само в узах, единым словом разбойника подъяло с древа крестного и ввело в рай сладости; это Зерно, пронзенное копьем в ребро, источило жаждущим питье бессмертия; это Зерно горчичное, снятое с древа и положенное в саду, всю поднебесную осенило своими ветвями; это Зерно горчичное, будучи положено в саду, корни свои пустило в ад и оттуда извело души и на третий день привело их на небо; это Зерно горчичное, будучи сокрушено на дереве, врага нашего змия поразило и помрачило и, пробудив от сна ад, принудило его вернуться в то место, которое ему отведено.

Итак, «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем» (). Посей это горчичное зерно в саду души твоей, чтобы и ты мог говорить потом: «Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» (). Если будет посеяно это горчичное семя в саду души твоей, скажет и тебе пророк: «и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (); если будет это горчичное семя в саду души твоей и ты усвоишь себе его благоухание, сказано будет и тебе: «Благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» () т. е., запах тела твоего – как благовонный ладан. «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (). Это зерно горчичное, стертое на древе Крестном и употребленное всеискусной и бессмертной Премудростью в качестве закваски, будучи вложено в «три меры муки» , под которыми нужно разуметь душу, тело и дух, единой верой заквасило все человечество.

Образ этого таинства собственными руками начертали Авраам и жена его Сарра, жившие в палатке под дубом Мамврийским. Здесь нам приходится несколько нарушить течение своей речи: что изображает Авраам, что изображает Сарра, что дуб, что палатка, что испеченные в золе хлебы, почему там три меры семидала и здесь три меры муки, – все это необходимо выяснить подробно. Кого бы мог изображать Авраам? Имя его в переводе значит: «избранный отец множества». Кто же может быть избранным отцом, как не Бог, о Котором «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (), Кого изображает Сарра? В переводе это имя значит «начальствующая и предводительствующая». К кому же другому можно бы было приложить эти наименования, кроме Премудрости Отчей? Далее – что такое палатка под дубом Мамврийским? Очевидно, осеняемая Крестом. Дубу именно уподобляется Крест ввиду мощности и крепости этого дерева. Что означают три меры семидала? Ясно, что под ними нужно разуметь, как я уже сказал выше, человеческую приро­ду, состоящую из души, духа и тела. Именно так научил нас апостол, говоря: «Бог да сохранит ваше тело и душу и дух» () .

Итак, Премудрость Божия – Сарра, предводительница или начальница, берет тело, душу и дух, подвергает их действию огня, т. е. озаряет неугасимым светом Божества, и приготовляет три печеные хлеба, т. е. в природу нашу внедряет исповедание Отца, Сына и Святого Духа. Весьма соответствует этому, возлюбленные, прочитанное вам сегодня Евангелие. Зерно горчичное и закваска; закваска обращается в хлебы, зерно развивается в зелень, хлеб же и зелень – это принадлежности поста, в котором Господь Иисус неуклонно да наставляет нас, свершающих ныне течение поста. «Подобно Царство Небесное зерну горчичному» ".

Смысл этого сравнения мы можем уразуметь не иначе, как уяснив себе сначала существо, цвет и величину горчичного зерна. Зерно горчицы по величине незначительно, будучи же посеяно, оно своим развитием превосходит рост всех других огородных растений и по высоте, и по силе разветвления ветвей, и по обилию листьев, так что дает тень, и птицы летающие могут садиться и отдыхать на его ветвях. На вкус оно очень приятно, обладает свойством согревать и имеет целебную силу при приеме внутрь. Ни птицы, ни кто-либо другой не употребляют его в пищу, кроме человека. Снаружи оно красно, внутри же оказывается белым. Таковы свойства этого растения и особенности семени.

Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он – и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он – неисчетный, вечный; Он – невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он – неразлучное с Отцом Слово; Он – Тот, на котором обитают птицы небесные, т. е. пророки, апостолы и все избранные; Он Своей собственной теплотой очищает страдания души, Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя; Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых; Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка; Он спасает всех силой Отчей; Он от земли процвел до небес; Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу.

О, семя жизни, посеянное Богом Отцом на земле! О, росток бессмертия, питающихся от Тебя примиряющий с Богом! О, дерево высокое, насажденное одним лишь Отцом! Это дерево произросло из отчего сердца; это растение в небесах имеет свой корень, но явившись в мире, служит пищей для людей. О, насаждение, утвержденное на земле и процветшее до неба! О, семя, малое по виду, но перед Отцом большее чего бы то ни было! Это-то растение произросло и для мертвых в аду; плодом Его явилось воскресе­ние людей; Оно поразило смертоносной стрелой; перед Ним преклонились стены преисподней, согнув с трудом сгибаемые колена; Его ветви осенили весь мир; Оно обвевается Святым Духом; Оно не боится зноя; под этим растением радуйся и веселись вместе с ангелами, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Июль 26th 2015 -

Иоанн Златоуст так объясняет связь между этими притчами. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит, спасается только одна; притчею же о плевелах пояснено, что и этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, могущих спастись. Поэтому-то Господь и предлагает им притчу о горчичном зерне. Зерно это, будучи меньше всех семян на земле, становится, когда всходит, больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4:31, 32). То же самое будет и с проповедью. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, но так как сила, в них сокрытая, была велика, то проповедь Евангельская распространилась по всей вселенной (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 11).

Блаженный Иероним по тому же вопросу выражается так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн Креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то, при своем начале проникая глубоко, не животворит; напротив того, слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестив же, по-видимому малое, будучи посеяно в душе верующего или в целом мире, укореняется подобно сильному дереву.

Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось со временем так, что вместило в себе множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц небесных.

Горчичное зерно так мало, что у евреев того времени была поговорка: мал, как горчичное семечко. Это не то однолетнее растение, которое растет и у нас; это растение многолетнее, достигающее громадных размеров: под ветвями его может проехать человек на коне, а на ветвях садятся огромные стаи птиц.

Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза», под горчичным зерном понимается семя черной горчицы (Brasica nigra). Она, хотя и является однолетним растением, может достигать высоты 2,5-3 м, имеет ветвистый стебель и поэтому выглядит как дерево, действительно привлекательное для птиц (щеглов) своими питательными маслянистыми семенами, диаметр которых составляет 0,95-1,1 мм.

Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира – от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. Епископ Александр (Милеант)

так и образ действия слова Божия в душе человека:

Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей. Архиепископ Аверкий (Таушев)

(Мф. 13:31, 32; Мк. 4:30-32; Лк. 13:18, 19)

Среди слушающих Христа было много фарисеев. Они отмечали с презрением тот факт, что мало было тех, кто признавал Его Мессией. И они спрашивали самих себя, как этот простой учитель может возвысить Израиль до вершин могущества, как без богатства, власти или славы может Он установить новое царство? Христос читал их мысли и отвечал им:

“Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?” В земных властях нет ничего, что могло бы служить для сравнения. Никакое гражданское общество не могло стать для Него символом Царства Божьего. “Оно - как зерно горчичное, - говорит Он, - которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные” (Мк. 4:31, 32 ).

Семя, брошенное в землю, прорастает благодаря заложенным в нем Самим Богом законом жизни и совершенно не зависит от силы самого человека. То же справедливо и в отношении Царства Христа. Это - новое творение. Принципы его развития противоположны законам, которыми управлялись и управляются земные царства. Земные правители утверждают власть физической силой; они поддерживают свое правление войнами. Основатель же Нового Царства есть Князь Мира. Святой Дух представляет мирские царства в образе свирепых зверей - хищников; Христос же - это “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин. 1:29 ). В Его способе управления нет места грубой силе, попирающей совесть и свободу. Евреи ожидали, что Царство Божье будет установлено таким же образом, как всегда устанавливались царства мира сего. Для склонения людей к праведности они использовали внешние воздействия. Они изобретали земные методы и разрабатывали человеческие планы праведной жизни. Христос же, укореняя в сердце вечную истину и праведность, противодействует заблуждениям и греху.

Когда Иисус рассказывал свою притчу, горчичные растения можно было видеть везде. Они высоко поднимались над травами и зерновыми, их ветви легко раскачивались в воздухе. Птицы перелетали с ветки на ветку и распевали среди густой листвы. А начинались эти гигантские растения едва ли не из самых маленьких семян. Сначала такое семя образует нежный росток. Но на самом деле оно обладает огромной жизненной силой и упорно растет, развиваясь, пока не достигнет в конце концов величественных размеров. Так же и Царство Христа вначале кажется скромным и незначительным. В сравнении с земными царствами оно выглядит самым маленьким. У правителей этого мира Христово притязание на царство могло вызвать насмешку. Однако в великих истинах, дарованных последователям Христа, Царство Евангелия несло в себе могучую Божественную жизнь. И как быстро оно разрослось, как широко распространилось его влияние! Когда Христос рассказывал притчу о горчичном зерне, в новое Царство входило лишь несколько галилейских крестьян. Их бедность и малое количество становились еще одним поводом, чтобы отговорить других от присоединения к этим простым рыбакам, следовавшим за Иисусом. Но горчичному семени предстояло расти и раскинуть свои ветви по всему миру. Когда все земные царства, чья слава поражала воображение людей, погибнут, Царство Христа останется могущественным и всеобъемлющим.

То же и с благодатью. Вначале она утверждается в сердце человека малозаметно. Но Слово сказано, луч света проник в душу, и воздействие, знаменующее начало новой жизни, уже началось; и кто может измерить результаты этого?

Притча о горчичном семени не только в целом иллюстрирует рост Царства Христа, но каждая отдельная стадия этого процесса роста повторяет моменты развития, описанные в притче. В каждом поколении Бог дает Своей Церкви особую истину и особые задачи. И каждый раз истина, сокрытая от мудрецов мира сего, слишком осторожных и осмотрительных, открывается людям простым и скромным. Истина зовет к самопожертвованию; зовет на путь битвы и победы. Вначале истину исповедуют немногие. Их презирают, им противостоят великие мира сего и церковь, сообразовавшаяся с этим миром. Посмотрите на Иоанна Крестителя, предтечу Христа, поднявшегося, чтобы в одиночку изобличить иудеев в гордости и формализме. Посмотрите на первых вестников Евангелия в Европе. Какой незаметной, какой безнадежной представлялась миссия Павла и Силы, когда они вместе со своими соработниками отправились из Троады в Филиппы. Так было и с Павлом, в цепях проповедовавшим Христа в дворце цезарей. Так было с малыми общинами рабов и крестьян, вступившими в конфликт с язычеством императорского Рима. Так было с Мартином Лютером, восставшим против могущественной церкви, которая в его времена была олицетворением мудрости мира сего. Он крепко держался Слова Бога, выступив против императора и папы: “На этом я стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог”. Так было с Джоном Уэсли, проповедовавшим Христа и Его правду в эпоху формализма, чувственности и неверия. Представьте себе этого человека, удрученного несчастиями языческого мира, жаждущего нести этому миру Христово послание любви и услышавшего в ответ: “Садитесь, молодой человек. Когда Бог пожелает обратить язычников, Он сделает это без вашей или моей помощи”.

Вожди религиозной мысли нашего времени возносят хвалу и ставят памятники тем, кто сеял семена истины в прошедших веках. Но разве это не правда, что зачастую, совершая эту работу, они вытаптывают ростки тех же семян в современном мире? Вновь выдвигается старое возражение: “Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он” (Ин. 9:29 ). Как и в прошлые века, особые истины, предназначенные как раз для нашего времени, открываются не авторитетами духовенства, но в среде мужчин и женщин, не являющихся ни слишком учеными, ни слишком мудрыми, но просто верующими в Слово Божье.

“Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее” (1 Кор. 1:26-28 ); “чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией” (1 Кор. 2:5 ).

И в нынешнем, последнем поколении притча о горчичном семени найдет свое триумфальное исполнение. Малое семя станет деревом. Последняя весть милости и предостережения зовет идти ко “всякому племени, и колену, и языку, и народу” (Откр. 14:6 ), “чтобы составить из них народ во имя Свое” (Деян. 15:14 ; Откр. 18:1 ). И земля озарится славой Его.

Притча о действии закваски
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» Матф 13,33.
Закваска, женщина, мука и окись; этих четырех слов хватило Иисусу, чтобы вполне описать подобии Своего Царства. Можно ли сказать, что в этом подобие Царства, не сокрыта великая тайна? Тайна, да еще какая; над ее разгадкой ломают головы знаменитые богословы, и все безрезультатно. А почему?

На этот вопрос также не могут ответить сыны века сего, хотя Иисус Христос еще ученикам Своим дал ясный ответ на этот вопрос: «Потому говорю вам притчами, что они видя не видят и, слыша не слышат и не разумеют, и не обратятся чтобы Я исцелил их» Матф 13,12-15.
В чем же заключается эта болезнь, не дающая понимать притчи Иисуса, адресованные нашему последнему времени? «Они видя не видят». Они не видят функционирующего Царства Христа, а поэтому не имеют с чем сравнить его подобие. Видеть и не видеть, ходить во тьме и считать себя зрячим, это смертельная болезнь, которую можно излечить только глазною мазью, рекомендованной в Откровении 3,18: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите и не слышали» Матф 13,16.
Что же хотели видеть пророки и праведники? «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым». 1Петр 1,12. Они хотели видеть появление Царства Божьего и слышать о всем происходящем в нем. Ученики же видели Царя будущего Царства и слышали Его притчи о том, что будет происходить в этом Царстве во время Его установления. А нам посчастливилось жить во время этого установления и видеть все процессы этого установления, происходящие в этом Царстве, и описанные Иисусом в притчах.

Один из этих процессов показан в подобии закваски, положенной в муку женщиной.
Царство в стадии формирования, все должно способствовать его росту, в этом заинтересован Царь этого Царства - Иисус Христос, Который поселил в этом Царстве сынов этого Царства, которые не имеют в себе никакой закваски, так как они безквасны (1Кор 5,7). И вдруг в этом Царстве появляются всходы сынов лукавого, появляется женщина с закваской в руках, чтобы положить эту закваску в чистую пшеничную муку, означающую чистое жертвоприношение Богу (Числ 28,56; 1Пар 9,29; Исх 29,2). Каких результатов добилась эта женщина? «Пока не вскисло все» Все три меры муки стали кислыми. Хорошо ли это или плохо?
«Иисус сказал им – ученикам; смотрите, берегитесь закваски фарисейской и садукейской… тогда ученики поняли, что нужно беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и садукейского» Матф 16,6-12. Учение фарисейское и садукейское не имело никакого влияния на все народы окружающие Израильский народ, но оно было нацелено на искажение истинного значения пророчеств об Иисусе и Его Царстве, в понятии израильтян. В наше же время, когда устанавливается Царство Божие в умах и сердцах последователей Христа, жизненно важно беречься духовной закваски, современных фарисеев и саддукеев, действующих среди народа Божьего, как предводителей и руководителей. Но к великому сожалению их закваска распространялась на весь этот народ, и это Иисус пророчески предсказал в приведенном им подобии Царства; «пока не вскисло все», - вскисли все три меры муки. Этому поспособствовала женщина о которой предостерегал Соломон, что она негодная, чужая и с льстивым языком Пр. 6,24. «Эта женщина – само нечестие» Зах 5,8. Это нечестие учителей и наставников среди народа Божьего. «Ибо и пророк и священник лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» Иер 23,11. И эти нечестивые месят тесто, чтобы изделиями из него кормить ложное поклонение иным богам (Иер 7,18.

«Все они пылают (духовным) прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет» Осии 7,4. «Малая закваска квасит все тесто» говорит Ап.Павел дважды (1Кор 5,6; Гал 5,9). Иисус Христос говорит, что женщина положившая закваску в три меры муки, добилась чтобы вскисло все тесто. Ап.Павел говорит, что малая закваска квасит все тесто и это подтверждение тому, что весь народ Божий последнего времени, подвергся ложному учению своих предводителей. Поэтому Ап.Павел призывает оставить ложное учение, очиститься от него и обогатиться новым учением, и ходить путем новым и живым (Евр 10,19-20). «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны» 1Кор 5,7. Закваска ложного учения охватила весь народ Божий, и чтобы обесквасить себя, нужно сильно любить правду, смело бороться за нее, не страшась врагов ее, если даже это будут пастыря, предводители или другие какие либо поборники неправды. В таких случаях, Отец Небесный выйдет на встречу, как вышел на встречу Своему блудному сыну и помог ему. «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» Ис 41,10; Быт 15,1. Борьба за обесквашивание от всякого ложного учения сегодня, это борьба на месте Армагеддон, и здесь без Божьей помощи никак не обойтись. Это борьба за рождение свыше, от Духа Святого, и такой борьбы история праведников еще не знала.
До последнего времени борьба с народом Божьим велась путем телесных инквизиций, издевательств, мучений, пыток и других разнообразных жестокостей, а в последнее время народ Божий подвергся инквизиции духовного характера, инквизиции со стороны тех, которые принимают вид служителей правды, находятся в собраниях народа Божьего, называются Его именем, и делают вид, что искренне служат Ему, и со всей жестокостью выступают против истины и против тех, кто стремится придерживаться ее, такого еще не бывало и не случалось с народом Божиим.
«Ибо не враг поносит меня – это я пережил бы; не ненавистник мой величается надо мною – от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделили искренние беседы, и ходили вместе в Дом Божий» Пс 54,13-15.

Вот что делает закваска ложного учения, которую так усердно стремятся внедрить в умы народа Божьего, сыны лукавого так усердно снарядили женщину – нечестие, чтобы она заквасила умы всего народа Божьего. Именно все это показал Иисус в Своей притче о закваске в Его Царстве. Эта закваска распространилась на всех десять дев, вышедших навстречу Жениху, и принесли страдание, которое разумным послужило для испытания, очищения и обеления к последнему времени (Дан 11,). Неразумные: «Пусть бродят чтобы найти пищу» Пс 58,16. Тайна притчи сей очень велика, и разгадка ее без Бога невозможна. «Но есть на небесах Бог, открывающий тайны», и Он открывает сегодня тайну притчи сей (Дан 2,27-28).

Три меры муки

Женщина положила закваску в три меры муки; она не просто взяла закваску и положила в муку, а положила ее в три меры муки. Не сказано, что это были за меры, и что это была за мука, которую женщина заквасила и находилась там пока не вскисло все. Словарь русского языка объясняет слово «меру» как единицу измерения и как предел, в котором осуществляется или проявляется что нибудь. Поскольку Иисус в данном подобии, говорит о Своем Царстве, то в этом Царстве следует искать эти три меры, эти три проявления действий Царства. Эти три времени в пределах которых осуществились эти действия. В большинстве своем, действия Божии, и все действия связанные с Его Царством определяются четырьмя факторами; подобие четырех животных (Иез 1,16), четыре колеса (Иез 10,9), четыре ветра (Иез 32,9; Матф 24,31; Отк 7,1), четыре человека в раскаленной огнем печи (Дан 3,25), четыре разных рода (Пр.Сол 36,11-14), четыре края земли (Отк 20,2). Четыре, четыре и еще четыре фактора помещены в Св.Писании, и каждый из них связан с тем или иным событием, которое должно быть обсуждено и понято. Должно быть обсуждено и понято видение истукана, которого видел Навуходоносор, и это очень важно, потому что оно касается и нашей притчи о трех мерах муки. Навуходоносору было показано, что будет в последние дни, а это значит в наши дни. Истукан состоял из четырех слагающих: золота, серебра, меди и железа. Поскольку видение относится к последнему времени, то и слагаемые части истукана должны возникать поочередно, в последнее время, и Навуходоносор должен видеть это возникновение до полного его установления, и последующего его разрушения. «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, тогда все вместе разбилось и ветер унес все» Дан 2,34. Даниил объяснил Навуходоносору значение всех четырех частей истукана, и обратил его особое внимание на то, что глава всему, это он – Навуходоносор. Поэтому единогласное толкование всех богословов мира, в том числе и Св.Иеговы, что в истукане показаны: Вавилон, Медоперсия, Греция и Рим.
В буквальной их последовательности, не соответствует истине, хотя бы потому, что Навуходоносор никак не был главой Медоперсии, Греции и Рима, а во вторых, потому что истукан относился к последнему времени и его сменило Царство Божие. Истукан, который был показан Навуходоносору, представлял собой систему ложного поклонения, которое практиковалось и доселе еще практикуется, среди народа Божьего. И этого ложного поклонения не было в начале выхода народа Божьего на встречу Жениху. В начале весь народ Божий, представленный десятью девами, бодрствовал, и только: «Когда Жених замедлил, то задремали все и уснули» Матф 25,5. В это время когда все духовно уснули, а это произошло в конце президентства Русселя, женщина – нечестие вкралась и внесла закваску в чистое жертвоприношение Богу, представленное чистой пшеничной мукой (Чис 28,5; Исх 29,2). Эта закваска, это ложное поклонение должно продолжаться до полного разрушения истукана, ударом камня, оторвавшегося от горы, а это значит, еще три меры времени; серебряная часть истукана – президентство Руттерфорда, медная часть – президентство Кнора, и железная часть – президентство Франца и его десять пальцев, представляющих коллегиальное управление народом Божиим. История народа Божьего, последнего времени делится на четыре меры поклонения, первая из которых характеризуется как искренняя, и в образе истукана показана золотом.

А в образе с конями показана конем белым: «И я взглянул, и вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, чтобы победить» Отк 6,2. Но белый конь, представляющий в образе чисто искренную силу служения, и опирающийся на эту силу всадник, представляющий пастырей во главе с президентом Русселем, не пришли к победе, поскольку Жених замедлил и, они духовно уснули. В это время, как уже было сказано выше, женщина – нечестие внедрилась в служение и оно вскисло все, то есть осквернилось. Очень интересно этот процесс показан в образе со зверями, описанный пророком Даниилом. «Вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, не похожие один на другого. Первый как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» Дан 7,2-3. Удивительно, но факт! Крылья искреннего и чистого полета служения Богу были вырваны и опора была сделана на человеческие соображения; «И он стал на ноги, как человек». Началось духовное брожение, доколе не вскисло все.

Притча о зерне горчичном
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так, что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» Матф 13,31-32.
Зерно горчичное меньше всех семян, когда вырастет, то становится деревом, пригодным для укрывания птиц небесных. Нам, не представлялось бы трудным рассуждать над значением этой притчи, если бы в ней не была сокрыта глубокая тайна Царства Небесного, притом тайна двоякого значения. Почему двоякое, потому что семя бывает двоякое, и дерево бывает двоякое; и все это в Царстве Божием, о котором говорил Иисус притчу сию: «То есть, не плотские дети (признаются за семя) суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя» Рим 9,8. А кто же плотские дети, очутившиеся в последнее время в Царстве Божием? А кто же неразумные девы, оказавшиеся в этом же Царстве, А как сыны лукавого растут вместе с сынами Царства в этом Царстве? И все это народ Божий, который состоит из сынов Царства и сынов лукавого, сынов чародейки и прелюбодейки; «Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы» Ис 52,3. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» Иак 4,4.
Доброе семя и семя плевел, доброе дерево и худое дерево. Так какое же дерево выросло с горчичного зерна: доброе или худое? Известно только то, что оно было ветвистое и представляло укрытие для птиц небесных, на что Иисус обратил внимание учеников. Кого представляют эти ветки и эти птицы из этой притчи? «Я есть Лоза, а вы ветви…» Иоан 15,5. Следовательно, искренние последователи Христа суть этими ветвями, которыми прикрывались, и среди которых укрывались птицы небесные, Зачем же нужно этим птицам укрываться среди учеников Христа и действовать среди них?
Не те ли это птицы, которые поклевали зерно, упавшее при дороге? Не те ли это птицы, которые нашли пристанище в блуднице великой? (Отк 18,2). Не те ли это птицы, которых Господь обещает истребить? (Соф 1,3). Да, это те птицы, которые питаются трупами, духовно мертвыми людьми, питаются безжизненным их учением (Отк 13,21). Именно это легкодоступное лжеучение собирает всех этих птиц и объединяет их. «Где будет труп там соберутся стервятники» Матф 24,28. Духовно мертвые люди находятся не где то в мире сатаны, а в наследии Господнем, среди ветвей Его. «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый (то есть вдвое больший) грех их, потому что осквернили землю мою трупами гнусных (внушающие отвращение, омерзительные) своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое» Иер 16,18. Наследство Господне – это Царство Его, началом которого было зерно горчичное и которое выросло в большое дерево, с ветвями, дающими возможность укрываться среди себя птицам небесным. Итак, становится ясно, что дерево это объединенный народ Божий последнего времени, а ветви – искренние люди, ученики Христа, находящиеся среди этого народа, а птицы небесные – это все остальные названные Иисусом иносказательно как: неразумные девы, плевелы на поле, волки в овечьей шкуре, сыны лукавого и рядом других определений, указывающих на те действия, которые они осуществляют среди этого народа во вред ему. Но вредят они правде Божией под укрытием искренно преданных Богу людей, под укрытием ветвей: «И не удивительно; потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» 2Кор 11,13-15. Иисус Христос предупреждал Своих последователей, Своих служителей правды: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас: ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос (мы также христиане) и многих прельстят» Матф 24,4-5. (Многих обманным путем убедят в том, что они христиане).

Все это происходит в Царстве Божием, подобие которого показано деревом, выросшем с зерна горчичного. Угодно ли было Богу смотреть, как ветви этого дерева, представляющие последователей Христа, дают возможность птицам небесным, представляющим сынов лукавого, маскироваться среди себя? Ответ на этот вопрос мы находим в Даниила 4 глава, где Бодрствующий и Святой Господь Бог, громким голосом даст повеление: «Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него, и разбросайте плоды с него; пусть удалятся звери из под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен». Подумать только! Какие процессы определены для этого подобия, для этого дерева, для этого Царства. Итак, первое, что должно было произойти; дерево должно было вырасти, на что нужно было время и за это время появились ветви, в которых укрылись птицы. Что из этого угодно было Богу, а что нет?
Насадил дерево Бог, растил его Бог, покровительствовал его Бог, корневую систему образовал ему Бог, всему способствовал и всему содействовал Бог, а за что вдруг дал повеление срубить его. Всему виной стали ветви, которые не приносили плодов бдительности, и допустили в свою среду нечестивых птиц. Зная уже кого представляют ветви, а кого птицы, мы можем уяснить себе, что ученики Христа последнего времени, в результате своей небдительности, потеряли тесную связь со Христом и смешались с нечестивыми людьми, названные Ап.Павлом волками. Мог ли Отец Небесный и дальше покровительствовать такому управлению над Свои народом, такому небу руководства? Конечно же, Он нисшел с такого неба, с таких небес и велел срубить все это устройство, то есть оставить все без Своего благословения, за исключением корня, который должен был орошаться: «А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что Царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную» Дан 4,23. Следовательно, по истечении семи времен языческих, когда закончится безумие, и ветви придут к прозрению и поймут, что они опустились до того, что очутились под руководством врагов, тогда они оторвутся от врагов и полностью признают над собой владычество Всевышнего.
Тогда произойдет то, о чем пишет Даниил в своем пророчестве 7,21-22: «Я видел как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые».

Когда пастырское управление Царством Божиим, показанное подобием дерева, возросло и достигло своего величия, при президенте Рутерфорде, тогда оно своим понятием оторвалось от истины Божией, и не заботилось дальше иметь Бога в разуме своем; «И так как они не заботились иметь Бога в разуме, то и предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды…» Рим 1,28.
Это началось время безумия и Бог оставил их управление, оставил их без Своего благословения, и сошел с их неба. А когда стремящиеся к святости в своем мышлении, последователи Христа, осознают безумие пастырей, и оторвутся от них, тогда Бог возвращается к Своему народу и предоставляет полномочия управления Своим Царством Своему верному народу. Полное безумие пастырского управления началось при президенте Рутерфорде, и отсюда начались семь времен языческого безумия, которые должны закончиться полным триумфом истинного понятия воли Божией, следовательно и началом пастырской деятельности соответствующей этому понятию. Корень дерева сохранившийся в земле и орошаемый росою небесною, имеет тесную связь с корнем,
которым называет Себя Иисус, говоря: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» Отк 22,12. На основании этого корня росла система управления над народом Божиим, названная Навуходоносором, только росла она по своему усмотрению, но при всем этом связь с корнем не терялась на протяжении всего времени безумия. И наконец то время безумия кончается, система видоизменяется и корень освобождается от уз грехов и пороков: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут, если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное» Иов 14,7-9.
«Тайна сия велика, я говорю по отношению к церкви» Еф 5,32. Это ветви уже нового понятия, не такого как те, что были срублены. Но «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» Пс 24,19. Тайна, сокрытая в притче о горчичном зерне, и выросшем из него дереве, сегодня открыта и сокрытию больше не подлежит. Корень, доселе еще хранится в узах медных и железных, но освобождение от этих уз неправды уже наступает и Господь рассечет узы нечестивых (Пс 123,4). Узы медные и железные; с чем это связано, и что это означает? Узы – это греховное нечестие, узы неправды, связывающие действия истины и открывающие путь к поклонению идолам; золотым, серебряным, медным и другим (Отк 9,20).
В сновидении Навуходоносору, относящемуся к последнему времени, был показан идол, или истукан, состоящий из четырех слагаемых, а именно; из золота, серебра, меди и железа, и этот истукан представлял собой четыре президентских периода в которые народ Божий практиковал поклонение той системы учения, которая восхвалялась в том или ином периоде. Это было греховное поклонение, связывающее своими узами истинное поклонение. Узы неправды не могли полностью сковывать корни правды при президенте Русселе, показанном золотой головой, и при президенте Рутерфорде, показанного серебряной грудью, а вот при президенте Кноре, и президенте Франце, показанных медью и железом, узы неправды, получили полное свое развитие, и охватили всю корневую систему; «И пусть он (корень) в узах железных и медных – пусть будет часть его».

Истукан состоял из четырех слагаемых; золота, серебра, меди и железа; это были четыре учения, отличающиеся друг от друга и непохожие одно на другое (Дан 7,3). Иисус Христос обращал внимание Своих учеников последнего времени, на людей, попавших под влияние этого учения, и велел им не пользоваться ни одним из этих учений. «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева… и не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди, ни двух одежд» Матф 10,9. Одежда должна быть одна из истинного учения. Ложное учение, в период безумного управления народом Божиим, дерзнуло даже вознесться на Вождя воинства, и отнять у Него ежедневную жертву хвалы (Евр 13,15) и надругаться над местом святыни Его; «Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» 2Фес 2,3-4.
Класс, безумно управляющий народом Божиим, в период безумия, повергал истину на землю, действовал и успевал, что даже осмелился сразиться с двумя заветами Священного Писания, победить и убить их, несмотря на то, что: «Если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их» Отк 11,3-14. При рассуждении над притчей о горчичном зерне, потребовалось коснуться всех тех аспектов Царства Небесного, которых мы здесь коснулись, потому что Царство Божие – великая тайна, в которой сокрыты действия, происходящие в этом Царстве, начиная от его возникновения и заканчивая полным его установлением. Ведь Великий Творец: «Сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростер небеса», и все это не напрасно, а для жительства. «Я Господь и нет иного» Исаия 45,18; Иер 51,15.

Но вот появился иной бог - бог мира сего, а с ним и много других богов (1Кор 8,5) которые бросили вызов Богу истинному, говоря людям: «Если вы будете вкушать плодов дерева добра и зла, то откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» Быт 3,5. Кому было выгодно дерево познания добра и зла, и кто его рекламирует до сего дня, ясно без слов. Так не ему ли помешало дерево, выросшее из горчичного зерна, что он послал в его ветви своих птиц. Безсомненно ему, ведь он обещал людям, путем смешивания добра со злом, довести их до состояния божества, и вручить им господство над землею, тогда когда Господь сказал: «Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» Пс 36,29. Правда и ложь вышли на стартовые пути; добраться до финиша требуется время и Творец предоставляет такое время, на виду у всей вселенной, говоря: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» Ис 46,10. Начало и конец, это время от старта событий до финиша их: «Я есьм Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» Отк 1,8. В рамках этого времени, от начала до конца, растут деревья рая; в виде дерева жизни; и деревья преисподней (Иез 31,16-18) в виде дерева познания добра и зла. Дерево из притчи о зерне горчичном, также было срублено, и кануло в небытие, потому что было пустым учением (Иер 10,3), а дерево жизни пребывает во век, потому что является плодом праведников «Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души» Пр 11,30; 3,18.
Чего же добился сатана, своим беспрерывным рекламированием употребления плодов с дерева познания добра и зла, против чего категорически выступал Христос? (Матф 12,33).
Бег времени еще полностью не закончен, но уже видно, что сатана имеет много своих последователей, которых он привлек к себе лестью; это явные сыны лукавого, и поддерживающие их люди, которые не стремятся иметь Бога в разуме, в результате чего следуют превратному учению своих предводителей. А предводители, волки в овечьей шкуре, поддерживаемые сатаной, пользуясь небдительностью верующих добрались до центра руководства и там провозгласили себя представителями Бога на земле, диктуя верующим свою волю, вместо воли Божией. «Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» 2Фес 2,4. «Храм Божий свят; а этот храм – вы» 1Кор 3,12.
Сыны лукавого, путем обмана, заняли место святое, место на котором и которое должны занимать и которое должны составлять, святые Всевышнего. Вот чего добился сатана, выполняя свое обещание, что употребление плодов запрета доведут людей до божества. Но скоро ложь сатаны будет разоблачена, и откроются его сыновья как беззаконники и будут уничтожены в своей деятельности: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» 2Фес 2,8. «А праведники воссияют как солнце, в Царстве Отца их» Матф 13,43.

Таким будет заключительный финал для сынов Царства и сынов лукавого.