Министры иностранных дел ссср. Министры иностранных дел Кто был последним министром иностранных дел ссср

1. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

Наркомат по инделам РСФСР НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

Начал функционировать фактически лишь с ноября (середины - конца) 1917 г. из-за саботажа чиновников старого аппарата МИД России.

В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП (б) с 1916 г., который как контролер НКИД взял на себя груз всей черновой работы по чистке и созданию режима нормальной работы НКИД, освободив Л.Д. Троцкого от этой трудной функции. Н. Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой.

Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства.

Центральный аппарат НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

2. Заместитель наркома.

3. Секретариат НКИД.

4. Отделы НКИД по региональному признаку:

а) Отдел Запада (с 1921 г. - Политический отдел по делам Запада. В него входили страны Западной, Южной и Северной Европы, атакже все западные соседи СССР - лимитрофы Прибалтики и Польша);

б) Отдел Средней Европы (в него входили страны Центральной Европы - Германия, Австрия, Венгрия, Чехословакия);

в) Отдел нейтральных стран;

г) Румынский отдел;

д) Украинский отдел;

е) Отдел Востока.

5. Отделы по отраслям дипслужб:

а) Экономико-правовой отдел;

б) Отдел виз;

в) Отдел дипкурьеров;

г) Информационное бюро.

6. Временный отдел по особым проблемам:

Бюро по делам военнопленных.

7. Административно-хозяйственная часть;

а) Отдел личного состава;

б) Финансовый отдел;

в) Отдел денежных ссуд и переводов;

г) Хозяйственный отдел.

2. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (1923-1940 гг.)

Наркоминдел СССР

НКИД СССР

Был реорганизован из НКИД РСФСР 6 июля 1923 г. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.) (см. Вестник ЦИК, СНК и СТО.- 1923-1924. - № 10.-С, 299).

Центральный аппарат НКИД СССР (1923-1940 гг.)

1. Нарком (народный комиссар).

2. Два-три заместителя наркома.

3. Коллегия наркомата (10 чел., не более) (коллегия существовала до 1934 г., в 1934-1938 гг. была упразднена, в 1938 г. - возобновлена).

4. Секретариат.


Региональные отделы НКИД (по странам):

а) 1-й Западный отдел (Прибалтика, Скандинавия, Польша);

б) 2-й Западный отдел (Центральная Европа, Балканы);

в) 3-й Западный отдел (США, Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и все испаноязычные страны Южной Америки);

г) 1-й Восточный отдел (Ближний и Средний Восток, Турция, Иран, Афганистан, Йемен, Неджд и др.);

д) 2-й Восточный отдел (Дальний Восток - Китай, Япония и др.).


Отделы по отраслям деятельности:

а) Отдел печати;

б) Правовой отдел;

в) Консульский отдел;

г) Протокольный отдел;

д) Экономическая часть (вопросы экономических отношений).


а) Отдел кадров;

б) Финансовый отдел;

в) Хозяйственный отдел (АХО);

г) Отдел по учету государственных имуществ;

д) Учебный отдел;

е) Литиздат НКИД. Существовал фактически с 1923 по 1934 г. Устав Литиздата НКИД был утвержден 18 мая 1927 г.


Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией; Грузия - с Чехословакией.

Тем самым СССР еще до «эры признания» вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехословакией, Австрией, Италией, Ираном.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происходившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредственно граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Первая реорганизация структуры центрального аппарата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в самостоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был «поднят» до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т. е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отношениях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппировка стран на международной арене, изменилось соотношение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой. Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

Реорганизации НКИД были предприняты трижды в течение второй мировой войны в связи созначительными изменениями в международной обстановке: в 1939 г., в 1941 г. и в 1944 г. Суть этих реорганизаций состояла в переформировании Европейских отделов таким образом, чтобы они в каждый конкретный исторический момент отвечали по своему составу стран той реальности, которая складывалась на политической карте Европы. Последняя реорганизация 1944 г. учитывала те изменения на мировой арене, которые вытекали из разгрома гитлеровской Германии и из договоренностей СССР с союзниками по антифашистской коалиции. Учитывалось изменение роли малых стран в Европе, их региональное тяготение, что повлекло увеличение числа Европейских отделов.

Послевоенная организация Германии, предстоящее создание ООН, выход на международную арену национально-освободительных движений - все это нашло отражение в структуре МИД, который пришел на смену НКИД в 1946 г. и подготовка к реорганизации которого была начата в 1944 г. Одновременно 1 февраля 1944 г. был принят закон СССР о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, В связи с этим в республиках были образованы национальные министерства иностранных дел, правда, носившие первое время несколько формальный характер. В первую очередь собственные МИД обрели Украина и Белоруссия, являвшиеся членами ООН, а также республики Закавказья - Грузия, Армения и Азербайджан.

В 1953 г. в МИД произошли новые изменения. Прежде всего началось укрупнение Европейских отделов, их общее число сократилось, и Европа как регион вообще с этих пор стала составлять более скромную часть внешнеполитических проблем МИД СССР. Новым моментом в структуре МИД стало расширение подразделений, занимающихся проблемами Америки (Северной и Южной), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки (особенно с 1960 г.) и Дальнего Востока, а также возникновение проблемных оперативных отделов.

Результатом всего этого процесса стала новая структура МИД СССР, сложившаяся к 1955 г. и окончательно утвердившаяся после XX съезда КПСС. Она целиком отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало к 1956 г. Именно эта структура МИД сохранялась практически без существенных изменений в течение 30 лет - до 1986 г.

3. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (с середины 50-х гг., после XX съезда КПСС)

Центральный аппарат МИД

1. Министр иностранных дел.

2. Первые заместители министра (число их не фиксировалось заранее, назначались по обстановке и надобности), обычно не более двух-трех.

3. Заместители министра (в количестве пяти-семи).

4. Члены Коллегии МИД (от трех до шести человек).

5. Генеральный секретарь МИД.

В совокупности эти пять категорий должностных лиц МИД составляли Руководство МИД СССР.

Министр утверждается Верховным Советом СССР. Назначается и освобождается от должности по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР (объединенных палат, на пленарном заседании). Министр единолично отвечает за руководство министерством.

Коллегия назначается Советом Министров СССР, в ее состав входят министр, его первые заместители, заместители и несколько членов Коллегии, в том числе Генеральный секретарь. Коллегия - совещательный орган при министре. Если Коллегия не согласна с министром, то она (ее члены каждый отдельно) имеет право апеллировать в Совет Министров о своем несогласии. Но министр все равно осуществляет, проводит свое решение, одновременно сообщая Совету Министров, что Коллегия с этим его решением не согласна.

Вспомогательные и совещательные органы при Руководстве МИД:

советники при министре (число их в разное время различно, чаще всего шесть-семь из числа послов с большим стажем дипломатической работы);

Генеральный секретариат (основные функции: контроль, проверка исполнения во всем аппарате МИД, информация посольств и миссий СССР за рубежом по всем вопросам внутренней и внешней политики СССР, организация делопроизводства и всей внутренней оперативной работы МИД).

Оперативные дипломатические отделы МИД

1. Территориальные отделы (всего 12 отделов):

1) 5 европейских отделов:

а) 1-й Европейский;

б) 2-й Европейский;

в) 3-й Европейский;

г) 4-й Европейский;

д) 5-й Европейский.

2) Отдел Скандинавских стран (ОСС) - Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Вопросы, касающиеся Свальбарда (Шпицберген) и выполнения договора о демилитаризации Аландских островов. Вопросы, затрагивающие Полярный бассейн и Гренландию;

3) Отдел стран Америки (ОСА) - США и страны Латинской Америки: Центральной, Карибского бассейна и Южной;

4) Отдел стран Ближнего Востока (ОБВ);

5) Отдел стран Среднего Востока (ОСВ);

6) Отдел Юго-Восточной Азии (ОЮВА);

7) Отдел стран Африки (ОА);

8) Дальневосточный отдел (ДО).

2. Функциональные отделы (всего 6):

1) Консульское управление;

2) Протокольный отдел;

3) Отдел печати (все вопросы печати внешней ивнутренней в аспекте внешней политики);

4) Отдел международных организаций;

5) Отдел международных экономических организаций;

6) Договорно-правовой отдел.

Оперативные недипломатические отделы:

1) Управление кадров;

2) Отдел дипломатической связи (дилпочта);

3) Архивное управление (АУ), Комиссия по изданию дипломатических документов при АУ;

4) Центральная научная библиотека МИД (ЦНБ);

5) Управление учебными заведениями:

а) Высшая дипломатическая школа (ВДШ);

б) Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);

в) Курсы иностранных языков - школа переводчиков;

г) Техкурсы (секретари, делопроизводители, машинистки).

Административно-хозяйственные отделы:

1) Управление делами;

2) Валютно-финансовое управление;

3) Управление по делам обслуживания дипломатического корпуса (УПДК).

4. МИД СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

В 1988-1989 гг.структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения. В результате к декабрю 1989 г. МИД имел следующую структуру, которая, однако, не продержалась неизменной и года (до декабря 1990 г.).

Руководство:

Министр, его первый заместитель и 11 заместителей - всего 13 чел. В состав руководства входит также Коллегия МИД, состоящая из предыдущих 13 человек, которые входят в нее по должности, и из 13 человек, как правило, начальников управлений (но далеко не всех) и начальников некоторых отделов. Поскольку член Коллегии - это не штатное, а престижное должностное поручение, то ни сама Коллегия, ни число ее членов, ни тем более указание на совмещаемые ими основные их должности в официальный перечень личного состава МИД не входят. Не каждый начальник управления и далеко не каждый заведующий отделам является членом Коллегии, а главное - не обязательно члены Коллегии должны представлять одни и те же подразделения МИД в любой данный момент. Назначение членом Коллегии зависит как от складывающейся международной конъюнктуры, от важности того или иного отдела или управления, так и от личных качеств того или иного руководителя управления (так, на 1 июля 1991 г. в состав Коллегии МИД входили (кроме министра и его заместителей):

1) начальник общего секретариата;

2) начальник управления стран Восточной Европы;

3) зав. 3-м европейским отделом;

4) начальник управления кадров;

5) начальник управления оценок и планирования;

6) начальник управления по работе с совпосольствами;

7) начальник управления информации;

8) начальник управления государственного протокола;

9) председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

10) руководитель научно-координационного центра;

11) ректор Дипломатической академии;

12) ректор МГИМО;

13) главный редактор журнала «Международная жизнь»).

В состав руководства входит также и постоянный представитель СССР в ООН. Как правило, начиная с середины 60-х годов это - один из заместителей министра иностранных дел, и он уже как таковой, по должности, входит в состав Коллегии. Таким образом, в целом руководство МИД - это коллектив в 26 человек.

К этому коллективу примыкают в качестве консультантов иисполнителей наиболее важных поручений руководства МИД и правительства СССР советники министра, число которых не всегда строго зафиксировано, но которое не превышает 10 человек, чаще всего - 8, а также послы по особым поручениям-10 человек, т. е. еще 18-20 человек с совещательным голосом при решении важных дел руководства. Эти почти полсотни человек и составляют мозг и сердце МИД СССР. Координирует и обеспечивает бесперебойность работы МИД:

Общий секретариат:

начальник;

2 заместителя;

заведующий приемной МИД

и штат технических сотрудников.

В состав главных оперативных дипломатических органов МИД входят:

3 Европейских отдела:

1-й Европейский (романские страны Южной Европы);

2-й Европейский (Скандинавские и нейтральные страны);

3-й Европейский (Германия, Австрия);

9 региональных управлений , построенных по страноведческому принципу:

Управление социалистических стран Европы;

Управление США и Канады;

Управление латиноамериканских стран;

Управление стран Ближнего Востока и Северной Африки;

Управление стран Среднего Востока;

Управление социалистических стран Азии;

Управление стран Южной Азии;

Управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии;

Управление стран Африки;

9 отраслевых управлений - по традиционным для МИД отраслям дипломатической службы:

Консульское управление;

Историко-дипломатическое управление (архивы МИД);

Международно-правовое управление (юридическое);

Управление информации {пресса, радио, ТВ);

Управление по культурным связям и Секретариат Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

Управление международных организаций;

Управление по работе с советскими посольствами;

Управление государственного протокола;

Управление международных экономических отношений.

Новым явлением в структуре МИД является расширение работы проблемных подразделений и создание в связи с этим проблемных отделов и управлений . Таковы 4 управления и 2 отдела:

Управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения;

Управление оценок и планирования;

Управление по международному гуманитарному сотрудничеству н правам человека;

Управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества;

Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

Отдел по вопросам Движения неприсоединения.

Вновь были созданы также 2 отдела по связям МИД СССР с внутрисоюзными государственными структурами :

Отдел по связям с Верховным Советом СССР и межпарламентскому сотрудничеству;

Отдел по союзным республикам.

Значительно разрослись к приняли многообразные формы те подразделения МИД СССР , которые прежде занимались вопросами науки, учебных заведений, издательской деятельности и подготовки личного состава МИД :

Главное управление кадров и учебных заведений;

Научно-координационный центр;

Дипломатическая академия;

Московский государственный институт международных отношений;

Редакция журнала «Международная жизнь».

Преобразовались и вспомогательные традиционные подразделения :

Управление переводческого обеспечения и резерва международных организаций;

Отдел днпломатнческо-курьерской связи;

Отдел информатики и организации труда.

Бывшая АХЧ и административно-хозяйственные отделы также приняли более внушительный вид в связи с резким изменением объема и характера хозяйственных дел, которыми стал заниматься МИД:

Управление делами МИД;

Валютно-финансовое управление;

Управление капитального строительства и эксплуатации загранобъектов МИД СССР;

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР.


МИД СССР помимо своего центрального аппарата в Москве имеет традиционно также свои представительствав ряде городов СССР , перечень которых неоднократно менялся начиная с 1918 г. в зависимости от складывавшихся обстоятельств.

В 1990 г. МИД СССР имел представительства в следующих городах СССР:

1. В Санкт-Петербурге (традиционное, с 1918 г.)

2. В Батуми (открыто в послевоенные годы)

3. В Находке (традиционное)

4. В Одессе (традиционное)

5. В Сыктывкаре (Коми АССР) (открыто в 60-70-е гг. в связи с созданием в Коми АССР Болгарской лесозаготовительной концессии, фактически занимающей территорию всего обширного Удорского района, по площади равного Бельгии).

6. 18 нояб. 1991 г. МИД России открыл свое представительство в г. Биробиджане (Еврейская автономная республика). Представительству предоставлено право оформлять документы на выезд за рубеж и принимать иностранные делегации.


После событий 19-21 авг. 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в нояб. 1991 г. было решено создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 нояб. 1991 г. на заседании Госсовета СССР.

Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б. Д. Панкина «Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его радикальной реорганизации». В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управления, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, должны были быть упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в советских посольствах. Центральный аппарат МИД должен был быть сокращен «побольше 30 %» (компромиссная формулировка Б. Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - весьма сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но в то же время должен был быть дополнен представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысило бы трети.

Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР таким образом и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемниками стали первоначально три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникающих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.

Таким образом, в декабре 1991 г. практически закончилась история существования центральных ведомств внешней политики в общесоюзном государстве.

С момента своего зарождения (1537 г.) и до дня своей «кончины» (1992 г.) единые централизованные органы управления внешней политикой государства в нашей стране просуществовали 455 лет, или немногим менее половины тысячелетия.

II. РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (1917-1991)

1. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

26.10.(8.11.)1917-13.3.1918 – Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович

9.4.1918-6.7.1923 – Чичерин Георгий Васильевич (нарком с 30.5.1918)

2. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

6.7.1923-25.7.1930 – Чичерин Георгий Васильевич

25.7.1930-4.5.1939 – Литвинов (Валлах) Максим Максимович

4.5.1936-15.3.1946 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

3. МИНИСТРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

15.3.1946-4.3.1949 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

4.3.1949-7.3.1953 – Вышинский Андрей Януарьевич

7.3.1953-24.12.1956(?) – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

2.6.1956-14.2.1957 – Шепилов Дмитрий Трофимович

15.2.1957-16.7.1985 – Громыко Андрей Андреевич

16.7.1985-20.12.1990 – Шеварнадзе Эдуард Амвросиевич

21.12.1990-15.1.1991 – в Правительстве СССР пост мининдел оставался вакантным

15.1.-23.8.1991 – Бессмертных Александр Александрович

с 28.8.1991 – Панкин Борис Дмитриевич

9.9.1991 – Коллегия МИД СССР объявляет о самороспуске.

Многие возразят мне, если скажут, что последним министром иностранных дел СССР был не Громыко, а Шеварднадзе. В принципе, это верно, но Андрей Громыко был последним лишь потому, что он умер в советскую эпоху. Советский Союз прекратил свое существование через 2,5 года после его смерти. Шевардназде после распада Союза стал президентом независимой Грузии, сменив на этом посту Звиада Гамсахурдию. Громыко был поднят из глубин народной жизни мощным и страшным процессом смены политической элиты, который начался после того, как напирающие снизу на имперскую власть силы национальной буржуазии в союзе с либеральной интеллигенцией, не найдя компромисса, обрушили государство. Тут-то и вышли на свет их неожиданные наследники в лице крестьянский детей, сыновей священников, мелких предпринимателей, нижних слоёв бюрократии и интеллигенции. По оценке министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Громыко был «великим дипломатом советской эпохи».

По рекомендации Центрального комитета компартии Белоруссии Громыко вместе с несколькими товарищами приняли в аспирантуру при Академии наук БССР, создававшуюся в Минске и готовившую экономистов широкого профиля. В конце 1934 года 25-летний Громыко был переведён в Москву. После защиты в 1936 году кандидатской диссертации по сельскому хозяйству США Громыко направили в Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук в качестве старшего научного сотрудника. В период аспирантуры и работы над диссертацией Громыко углублённо изучал английский язык. В конце 1938 года Андрей Андреевич стал учёным секретарём Института экономики Академии наук СССР, по совместительству читал студентам политэкономию в Московском институте инженеров коммунального строительства. Планировалось направить Громыко на работу учёным секретарём в Дальневосточный филиал Академии наук.

Помимо работы в Институте экономики в 1937-1939 годах Громыко много занимался самообразованием, продолжал изучать экономическую науку по материалам советских и иностранных изданий, штудировал английский язык, читал лекции рабочим и колхозникам, участвовал в соревнованиях по стрельбе и выполнил норму для получения значка «Ворошиловский стрелок», пытался поступить в авиационное училище и стать военным лётчиком, но не был принят по возрасту. В мемуарах «Памятное», вышедших в 1988 году, Громыко ни словом не упомянул о репрессиях 1930-х годов, однако в его биографии, изданной в 2002 году под редакцией тогдашнего министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, утверждается, что именно с репрессиями и чистками в Наркомате иностранных дел связан крутой поворот в судьбе Громыко.


В начале 1939 года Громыко пригласили в комиссию ЦК партии, где председательствовали Молотов и Маленков. Комиссия подбирала из числа коммунистов новых работников, которые могли бы быть направлены на дипломатическую работу. Во второй половине 1930-х годов в результате сталинских репрессий в аппарате Наркомата иностранных дел возникла нехватка кадров. В штат Наркомата набирались новые сотрудники, к которым предъявлялись два главных требования: крестьянско-пролетарское происхождение и хоть какое-то знание иностранного языка. В создавшихся условиях кандидатура Громыко идеально подходила отделу кадров Наркомата иностранных дел СССР: он владел английским и свободно читал англоязычную литературу, что уверенно продемонстрировал. Подкупали образованность, молодость, некоторая «простоватость» и приятный мягкий белорусский акцент, с которым Громыко говорил вплоть до своей кончины. Обращал на себя внимание и богатырский рост Громыко - 185 см. «Я стал дипломатом по случайности - объяснял Андрей Андреевич много лет спустя сыну. - Выбор мог бы пасть на другого парня из рабочих и крестьян, а это уже закономерность. В дипломатию вместе со мной таким же образом пришли Малик, Зорин, Добрынин и сотни других».

С учётом недостатка у Андрея Андреевича необходимых знаний и опыта в военных делах одним из неформальных наставников Громыко в дипломатической сфере был начальник Отдела внешних отношений Генерального штаба Вооружённых сил СССР, сотрудник Главного разведывательного управления, генерал-лейтенант Александр Васильев. Когда в 1944 году Громыко возглавлял советскую делегацию на конференции в усадьбе Думбартон-Окс, Вашингтон, США, по созданию Организации Объединённых Наций, генерал-лейтенант Васильев был его консультантом по военным вопросам.
Андрей Громыко был министром иностранных дел 28 лет, с 1957 по 1985 год. Согласно теории холодной войны, по сути дела провозглашенной Уинстоном Черчиллем под аплодисменты Гарри Трумэна, получается, что Громыко был министром "от холодной войны", его пытались демонизировать с помощью пропагандистской этикетки "Господин Нет".

"Господин Нет" возник не в результате "постоянных отказов" министра согласиться с западными предложениями. Такого просто не было. Этот имидж - продукт особой кухни по выработке образов, которые примеряли к нему.
Политическое, дипломатическое и военное противостояние СССР и США осени 1962 года, известное в истории как Карибский кризис, в некоторой степени связано с позицией Громыко в переговорах с американским президентом Джоном Кеннеди. Переговоры о разрешении Карибского кризиса в наиболее острой его стадии, согласно мемуарам советского дипломата и разведчика Александра Феклисова, осуществлялись вне официального дипломатического канала. Неформальная связь лидеров великих держав Кеннеди и Хрущёва была установлена по так называемому «каналу Скали - Фомин», в котором были задействованы: с американской стороны - младший брат президента министр юстиции Роберт Кеннеди и его друг, тележурналист компании ABC Джон Скали, а с советской - кадровые разведчики аппарата КГБ Александр Феклисов (оперативный псевдоним в 1962 - «Фомин»), резидент КГБ в Вашингтоне, и его непосредственный начальник в Москве генерал-лейтенант Александр Сахаровский.

Операция Генерального штаба Вооруженных сил СССР по размещению советских ракет с атомными зарядами на острове Куба в Западном полушарии у побережья США планировалась и осуществлялась под грифом «совершенно секретно». В целях сохранения тайны Хрущёв, по воспоминаниям дипломата Феклисова, пошёл на беспрецедентный шаг: Министерство иностранных дел СССР и его глава Громыко не были поставлены в известность о проведении военной операции у берегов Америки. Ни посол, ни военный атташе в Посольстве СССР в Вашингтоне не имели информации о происходящих событиях. В этих условиях Громыко не имел возможности предоставить американскому президенту Кеннеди достоверной информации о размещении на острове Куба советских баллистических и тактических ракет с атомными боевыми зарядами.


10 июня 1968 года, через год после Шестидневной войны на Ближнем Востоке и вызванного ею разрыва отношений СССР с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить евреям эмигрировать. Исходя из гуманистических соображений и желания укрепить международный авторитет СССР, Громыко прикладывал усилия, чтобы в конце 1960-х - начале 1970-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчилась. Андропов, который никакие «национальные интересы» и престиж государства на мировой арене не воспринимал всерьёз, добился введения порядка, при котором советские евреи, выезжающие на постоянное место жительства в Израиль, обязаны были возмещать расходы за свою учёбу в советских вузах. Громыко возражал, убеждая советское руководство, что такое решение, нарушающее права человека, повлечёт за собой тяжёлый удар по внешнеполитической репутации СССР. Лишь спустя несколько лет Андропов убедился в правоте Громыко, решение «о компенсации за учёбу» официально отменено не было, но как бы забыто и на практике перестало исполняться.

Любопытно, в конце 70-х годов Турция заявила, что рассматривает вопрос о закрытии для военных кораблей Советского Союза проход через Босфор в Средиземноморье.


На это заявление, товарищ Громыко Андрей Андреевич (Министр иностранных дел СССР с 1957г по 1985г) сказал на коктейле в Белом Доме американским журналистам, что для прохода в Средиземноморье Черноморскому Флоту СССР потребуется всего лишь пару залпов ракет. В результате этого появится, кроме Босфора, ещё два прохода в Средиземноморье, но, увы, не будет Стамбула. После этих слов Турция больше никогда не поднимала вопрос о закрытии Босфора для военных кораблей СССР.


Громыко лично вёл наиболее сложные переговоры в США и ООН, чаще всего летал за Атлантику. Больше и охотнее, чем с кем-либо, вёл переговоры с американскими дипломатами. Отмечалось, что Громыко не любил посещать Японию, так как в Стране восходящего солнца всякие переговоры неизменно сворачивали на тупиковую проблему «северных территорий». За 28-летнюю карьеру Громыко ни разу не наносил визиты в Африку, Австралию и Латинскую Америку (за исключением Кубы). В Индии побывал всего один раз.

Громыко принял непосредственное участие в подготовке 22-30 мая 1972 года первого за всю историю советско-американских отношений официального визита президента США в Москву, подписании в ходе встречи Брежнева и Никсона Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО), Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Основ взаимоотношений между СССР и США. Громыко подготовил первый официальный визит советского лидера в США 18-26 июня 1973 года, где Брежнев подписал с Никсоном соглашение о предотвращении ядерной войны, неприменении ядерного оружия, Договор о сокращении стратегических вооружений. Громыко подготовил также переговоры Брежнева и президента США Форда 23-24 ноября 1974 года в районе Владивостока, по итогам которых было подписано совместное советско-американское Заявление, в котором стороны подтвердили намерение заключить новое соглашение по ОСВ на срок до конца 1985 года. При участии Громыко 18 июня 1979 года в Вене Брежнев и президент США Картер подписали Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (договор ОСВ-2).

Громыко был первым представителем советского руководства, кто совершил официальный визит в Италию (апрель 1966 года) - до этого отношения с Италией, как одной из главных стран-участниц гитлеровской коалиции, были у Советского Союза натянутыми.


Жёсткий стиль дипломатических переговоров своего предшественника Вячеслава Молотова сильно повлиял на соответствующий стиль Громыко. Андрей Андреевич начинал переговоры только после капитальной подготовки, основательно вникнув в суть дела. Важным подготовительным этапом он считал подбор материалов к переговорам, делал это самостоятельно, чтобы оказаться в курсе важных деталей в любой момент дискуссии - это качество позволяло ему доминировать над менее опытным и искушённым собеседником. Избегая импровизаций, Громыко следовал заранее составленным им самому себе инструкциям. Был склонен к затяжным переговорам, мог вести их многие часы, никуда не торопясь, ничего не упустив из виду и из памяти. На столе перед Громыко находилась папка с директивами, однако Андрей Андреевич открывал её только в том случае, если речь шла о технических подробностях, например в разоруженческой проблематике, и необходимо было свериться с цифрами. Остальную необходимую информацию Громыко держал в уме, что выгодно отличало его от американских визави, которые важные пассажи зачитывали по бумажкам, извлекаемым из пухлых папок

Главной внешнеполитической ошибкой Громыко был все же ввод советских войск в Афган. Советник американского президента Картера Зб. Бжезинский впоследствии скажет: "Теперь Советы получат свой Вьетнам".

После смерти Суслова в начале 1982 года Громыко, согласно опубликованным материалам, пытался через Андропова выяснить возможность своего перемещения на освободившуюся позицию «второго лица» в неформальной партийной иерархии СССР. При этом исходил из вероятной перспективы «второго лица» со временем стать «первым». В ответ Андропов осторожно сослался на исключительную компетенцию Брежнева в кадровых вопросах, однако после смерти Брежнева, став генеральным секретарём, Андропов всё же назначил Громыко первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. На этом посту Громыко пробыл с марта 1983 до июля 1985 года. Председатель КГБ В. Крючков в книге «Личное дело…» вспоминает о своей беседе с Громыко в январе 1988 года. Тогда Андрей Андреевич упомянул, что в 1985 году, после смерти Черненко, коллеги по Политбюро предлагали ему занять пост Генерального секретаря ЦК КПСС, однако Громыко отказался в пользу Горбачёва.

После смерти Черненко, на мартовском Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985 года Громыко предложил кандидатуру Горбачёва на должность Генерального секретаря ЦК КПСС - фактически первого лица государства. По свидетельству внука Громыко Алексея Анатольевича, ссылающегося на рассказ деда, в тот день министр иностранных дел СССР решительно взял слово первым на заседании Политбюро ЦК КПСС, дал краткую положительную характеристику М. С. Горбачёву и выдвинул его на высший пост в государстве, что и было поддержано коллегами. Впоследствии, наблюдая за происходящим в СССР, Громыко сожалел о своём выборе. Наблюдая разрушительные процессы, начавшиеся в стране, Громыко в 1988 году печально заметил о выдвижении Горбачёва: «Может быть, это было моей ошибкой».

Андрей Андреевич Громыко умер 2 июля 1989 года от осложнений, связанных с разрывом аневризмы брюшной аорты, несмотря на проведённую экстренную операцию протезирования этого жизненно важного кровеносного сосуда. До своего 80-летия он не дожил всего 3 дня.

Белорусская почтовая марка, посвященная 100-летию со дня рождения А.А. Громыко
Громыко действительно стал последним советским министром иностранных дел. Первоначально в советском официозе было объявлено, что Громыко похоронят на Красной площади, у Кремлёвской стены, однако с учётом завещания почившего и по просьбе родственников похороны состоялись на Новодевичьем кладбище. Это были последние государственные похороны, когда речь шла о Кремлёвском некрополе, с тех пор вопрос о похоронах на Красной площади больше никогда не поднимался.


Лицо "мистера нет"
А.А. Громыко работал при шести генсеках ЦК КПСС ровно 50 лет (1939-1989 гг.)! И хотя западные политики и журналисты звали его "мистер Нет", тем не менее лондонская газета "The Times" в сентябре 1981 года писала о нем: "Возможно, Андрей Громыко является самым информированным министром иностранных дел в мире". Его уважали.

Советского дипломата, посла СССР в США и Великобритании, министра иностранных дел, члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета Андрея Андреевича Громыко хорошо знали не только в нашей стране, но и за рубежом.

Андрей Андреевич, какое у вас самое сильное впечатление из детства?

Когда я был малышом, услышал как-то от бабушки необычное слово. Не помню, в чем я провинился, но она мне пригрозила пальцем и сказала:
"Ах ты демократ! Зачем шалишь?" Дело происходило до революции, при царе, и она, знавшая понаслышке, что "демократов" сажают в тюрьму, ссылают на каторгу, решила и меня припугнуть этим "страшным" словом.

Вы встречались практически со всеми послевоенными президентами США. Какая встреча была самой незабываемой?

Еще в 1945 году на конференции в Сан-Франциско мне довелось встретиться с Джоном Кеннеди. Он, пользующийся популярностью корреспондент, обратился ко мне с просьбой дать ему интервью.
Кеннеди-журналист вел себя не назойливо, вопросы ставил в форме как бы собственных рассуждений. Затем делал паузу и скорее глазами спрашивал: нет ли у меня каких-либо комментариев по затронутому вопросу? Мне понравилась такая манера. Кеннеди сохранил ее и в последующем.

Андропов предложил вам стать не только министром иностранных дел, но и Председателем Президиума Верховного Совета, то есть главой советского государства. Почему вы тогда отказались?

Потому что знал: Андропову самому вскоре захочется стать Председателем Президиума. И не по причине тщеславия, а в силу характера поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Это не государственный пост. Наиболее важные государственные дела, особенно международные, рано или поздно потребовали бы подписи первого лица Советского Союза.

Считается, что именно вы выдвинули Горбачева на пост генсека. Это действительно так?

Да, на мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК я по поручению Политбюро выступил с предложением избрать Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева и обосновал это предложение. Пленум единогласно принял положительное решение.

Не жалеете, что помогли Горбачеву получить эту должность?

Нет, не жалею. Я поддерживал не просто Горбачева, а большие перемены. Нам был нужен активный лидер.

Оправдал ли он ваши надежды?

Не по Сеньке оказалась шапка государева, не по Сеньке!

В западных газетах вас называли "господин Нет". Это потому, что вы так часто на переговорах употребляли это слово и не шли на компромисс?

Мои "нет" они слышали гораздо реже, чем я их "ноу", ведь мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали "господин Нет", потому что я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы - великая держава, и никому этого делать не позволим!

Теперь наше высшее политическое руководство гордится тем, что отказалось от позиции силы в международных отношениях…

Гордиться тут нечем. Мир - это благо, но не любой ценой и тем более не за счет собственного народа. Если гордишься своим пацифизмом, не садись в кресло руководителя великой державы. Гордись у себя дома, во дворе, в области, но не вреди своему государству.
Я никогда не лебезил перед западниками. У нас же есть деятели, которые как бы сквозь зубы и стыдливо защищают собственные интересы. Ах, как бы не обидеть Америку! Так мы далеко не уедем.

Я никому никогда не завидовал, не участвовал ни в одной интриге, старался со всеми поддерживать ровные отношения. Дипломатия - тонкое дело. Сколько раз мне мешали работать! Без натяжек скажу - миллион раз!

Например?

Например, Хрущев совершенно ни к месту на приеме, весь побагровев, выкрикнул в сторону иностранных дипломатов и журналистов: "Мы вас похороним!" При этом трудно было понять, что он имеет в виду. Натовская пропаганда, естественно, использовала этот инцидент, разжигая миф о советской военной угрозе. Вреда было много.
Серьезная дипломатия не допускает шутовства. А Хрущев вел себя, как самый настоящий шут.

Сегодня многие политики ведут себя, как шуты. Для некоторых это вообще стало нормой поведения. Они, наверное, думают, что их идиотские выходки люди не забудут, как не забывают ботинок Хрущева…

Лучше быть забытым, чем прослыть дураком.

Что вы считаете своим самым большим личным успехом?

Закрепление и незыблемость границ в Европе - это основной результат моей деятельности на посту министра иностранных дел. Думаю, что эти границы сохранятся. Конечно, с годами могут произойти некоторые изменения. Если европейские страны откажутся от хельсинкских договоренностей, станут их нарушать, тогда на европейской земле начнутся территориальные конфликты, распадутся старые и создадутся новые коалиции. В Европу снова придет война.

Вы никогда не говорили о полном отказе СССР от ядерного оружия. Почему?

Если мы свое ядерное оружие угробим, Запад от своего не откажется.

Но ведь гонка вооружений отнимала у нас громадные средства, которые мы могли бы, как и Япония, вкладывать в действительно нужное народу производство?

Да, гонка вооружений отнимала много сил. И все же мы не смогли бы принудить американцев вести с нами серьезные переговоры по разоружению, если бы отстали от них. Тогда США перестали бы с нами считаться.

Враги у вас были?

У меня всегда были два противника - время и невежество людей, которых поднимали к вершине власти обстоятельства. Интриги, доносы, подножки друг другу у части партийной верхушки были в почете.

И кто же в Кремле, на ваш взгляд, был особенным интриганом, кроме Сталина, конечно?

Из тех, с кем пришлось работать, на первое место ставлю Вышинского. Он погубил много людей, но и его жизнь поломала. Любил сталкивать людей лбами Хрущев. Брежнев вкуса к интригам не имел. Смещение Хрущева не было заговором, оно стало необходимостью, так как Никита Сергеевич потерял контроль над собой, стал разваливать экономику страны и партию. Скажем, внезапно, нарушив необходимые процедуры, передал Крым Украине.

Вы считали, что нашим войскам нельзя уходить из Восточной Европы. Чем вы это объясняли?

Уходить из центра Европы нельзя, это была бы ошибка стратегического характера, это наш передовой рубеж обороны, его надо укреплять, а не оставлять. Мои действия исходили из этого. Мы соглашались только на символическое сокращение войск в Центральной Европе. До тех пор, пока существует НАТО.

То есть вы говорили Западу, что советское военное присутствие в Европе будет сохраняться до тех пор, пока будет существовать НАТО?

А как же иначе, мы уйдем, а военная машина, созданная, чтобы нам угрожать, останется? Восточная Европа - сфера наших интересов, а не США и НАТО.

А почему вы были против объединения Германии?

Есть вопросы, которые может решить только время. Я делал все, чтобы ГДР не была поглощена ФРГ. Если бы США и их союзники по-серьезному подошли к нашему предложению о роспуске НАТО и ОВД, согласились бы на нейтрализацию Германии, то тогда возникла бы основа для обсуждения вопроса об объединении.

ООН поддержала бомбардировки Югославии. Получается, что эта международная организация, призванная сохранять мир, изжила сама себя?

ООН похоронит себя, если превратится в служанку какой-либо одной социальной системы или одного военно-политического блока.

В своих воспоминаниях вы рассказали много интересных фактов из международной жизни, но почему-то совершенно не коснулись внутренней политики. Побоялись раскрыть государственные секреты?

Любите вы броские слова, сенсации, а я не могу выставить на всеобщее обозрение то, что многие годы хранилось за семью печатями.
А вообще я считаю, что экономическая и особенно финансовая сила капитализма превосходит нашу. Американский капитализм опутал земной шар. Противостоять этому можем только мы, еще, пожалуй, Китай, страны, богатые сырьем и сильные в военном отношении.

Какой вы можете сделать прогноз о наших взаимоотношениях с Америкой?

Меняющееся соотношение сил в пользу американцев позволяет им сделать много ходов. Скорее всего, от нас будут требовать одностороннего разоружения в обмен на мифическую помощь, которая никогда не придет. Необходимо помнить, что никаких подарков ни раньше, ни сейчас Америка нам делать не будет. Все наши успехи в отношениях с США, странами Западной Европы будут зависеть от нас самих, состояния нашей экономики, а значит, и темпов ее развития.

Как вы относитесь к происходящим в России переменам?

Начато нужное дело, нам давно нужны были реформы. Но не общество частной собственности на основные средства производства нужно создавать. Никакой модернизации нашей страны на основе дикого капитализма не получится, Запад давно избавился от него. У нас может появиться нелепое общество, где жизнь людей будет отравлена.

Мы до сих пор живем в условиях вождизма, хотя он и явился нам в новом обличье. С коллегиальностью в руководстве дела обстоят плохо. Забыты старые уроки, в моде новые наставники, частенько с Запада.

Какой ваш основной жизненный принцип?

Никогда нельзя унывать. Физически люди умирают, а духовно - никогда. Надо верить.

Внешней политикой СССР заведовало отдельное ведомство. Официальная история специального ведомства по внешней политике началась 6 июля 1923 года. За время существования до распада СССР инстанция несколько раз переименовывалась, что не меняло сути ее задач.

Первый министр иностранных дел СССР

Возглавил наркомат Чичерин Георгий, который родился в 1872 году в Тамбовской губернии. Получил профильное дипломатическое образование. С 1898 года Чичерин работает в МИДе Российской империи. Профильная деятельность будущего советского дипломата - это создание сборника по истории министерства. Постепенно становится сторонником социалистических взглядов. С 1904 г. до революции жил за границей. Был членом социалистических партий государств После революции министр иностранных дел СССР возвращается из эмиграции, входит в активную политическую жизнь государства уже в период Гражданской войны. Официально возглавляет внешнеполитическое ведомство с 6 июля 1923 года до 21 июля 1930 года.

Вместе с тем реально дипломатическую работу Чичерин проводил еще до присвоения официального статуса. Переоценить заслугу Чичерина в урегулировании многих вопросов взаимоотношений Союза и Западных стран на Генуэзской и Лозаннской конференциях (1922 и 1923 годы), а также во время подписания Раппальского мирного договора очень сложно.

МИД СССР с 1930 года до образования ООН

Возглавлял ведомство по иностранным делам в самое сложное с политической точки зрения время (1930-1939 годы), потому что именно в этот период в СССР были массовые На посту министра выполнил несколько важных миссий:

  • Возобновление дипломатических отношений с США.
  • СССР приняли в Лигу Наций (прообраз ООН, организация существовала с 1918 по 1940 год фактически, а юридически до создания ООН). Был постоянным представителем государства в Лиге Наций.

Первый дипломат, который официально занимал должность (после всех переименований) "министр иностранных дел СССР", - это Вячеслав Молотов, возглавлявший ведомство с 3 мая 1939 года до 4 марта 1949 года. В истории остался как один из авторов Пакта Молотова-Риббентропа. Этот документ фактически поделил Европу на зоны влияния СССР и Германии. После подписания пакта преград начинать Вторую мировую войну у Гитлера больше не было.

С марта 1949 по 1953 год министерство возглавил Андрей Вышинский. Его роль во внешней политике СССР историкам еще предстоит оценить. После окончания войны принимал активное участие в Потсдамской конференции, в создании ООН. Активно отстаивал политические интересы СССР на внешней арене. Также не стоит забывать, что именно в эти годы была война в Корее, расколовшая эту страну на два государства: коммунистическое и капиталистическое. Безусловно, этому министру принадлежит большая роль в разжигании "холодной" войны между Союзом и США.

Единственный министр иностранных дел СССР, который вернулся на должность после смерти Сталина. Правда, работал министром он не так уж и долго - до известного ХХ съезда КПСС.

Андрей Громыко

Министры СССР зачастую работали в правительстве долго. Но ни один из них не смог продержаться на посту столько, как это удалось Андрею Андреевичу Громыко (с 1957 по 1985 год), профессиональному дипломату, к слову которого прислушивались многие западные лидеры. Про этого политика можно говорить много, потому что если бы не его последовательная взвешенная позиция по многим вопросам взаимоотношений с США, то "холодная война" спокойно могла перерасти в настоящую. Наиболее важным достижением министра считается заключение договора ОСВ-1.

Министры иностранных дел России с 1991 года были разными людьми, которые отстаивали различные идеи о том, какую роль должна играть Россия в мировой политике. Первый из них - Андрей Козырев - выступал за сотрудничество с западными странами, но последующие министры стремились отстаивать, прежде всего, .

За последние двадцать семь лет пост министра, отвечающего за внешние отношения государства, в нашей стране последовательно занимало четыре человека:

  • Андрей Козырев (1991 - 1996 гг.);
  • Евгений Примаков (1996 - 1998 гг.);
  • Игорь Иванов (1998 - 2004 гг.);
  • Сергей Лавров (2004 г. – настоящее время).

В 1974 году будущий министр окончил МГИМО и начал дипломатическую карьеру с поста референта Управления международных организаций МИД СССР. Одновременно написал и защитил кандидатскую диссертацию о роли ООН в политике. В 1990 году дипломат стал начальником Управления, в котором много лет работал. После отставки Шеварднадзе занял пост министра иностранных дел.

Андрей Козырев был известен как либерально настроенный министр, испытывавший симпатии к США. По его словам, во время первого визита в эту страну он был потрясен количеством автомобилей у рядовых американцев и их супермаркетами.

Министр участвовал в разработке соглашения об упразднении СССР и его замене на СНГ. Во время событий 1993 года поддержал Бориса Ельцина и его действия. Козырев пытался наладить союзнические отношения с бывшими странами-соперниками, особенно – США.

В 1996 году политик оставил пост министра. Некоторое время был депутатом Государственной Думы, а позже сосредоточился на международном бизнесе. С 2012 года бывший министр живет в США. Он охотно дает интервью, в которых критикует нынешнюю политику России. Козырев выражает уверенность в грядущем крахе «антизападного» режима современной Российской Федерации.

Евгения Максимовича Примакова заслуженно считают одним из самых достойных политиков нашей страны после 1991 года. Он сумел совмещать государственную и научную деятельность.

Относясь к более старшему поколению, чем многие коллеги, он получил дипломатическое образование в предшественнике МГИМО – Московском институте востоковедения, закрывшимся в 1954 году. Позднее он был аспирантом на экономическом факультете ведущего вуза страны (МГУ) и защитил кандидатскую по экономике, а в 1969 году – докторскую.

В 1960-е годы Евгений Максимович много писал публицистических статей о Ближнем Востоке и путешествовал по региону. В первой половине 1990-х годов Примаков отвечал за вопросы внешней разведки нашей страны.

В 1996 году Примаков принял пост от министра Козырева. Он был негативно принят политиками других стран. Примаков продолжил употреблять термин предшественника «партнерство» в отношении западных стран, но стал добавлять к нему «равноправное». В 1997 году он выступал за санкции в отношении стран Балтики в ответ на притеснения русскоязычного населения. В 1998 году Евгений Максимович встал во главе правительства, а министерский портфель получил Игорь Иванов.

Игорь Иванов получил образование в Московском институте иностранных языков в 1969 году и начала работать научным сотрудником в Институте мировой экономики и международных отношений. Через четыре года он перешел на службу в министерство иностранных дел.

За семнадцать лет он сделал успешную дипломатическую карьеру и в 1995 году служил в Испании чрезвычайным и полномочным послом России. После этого дипломат стал заместителем Евгения Примакова. В 1998 году Примаков возглавил правительство, а Иванов занял в нем пост министра иностранных дел.

После шести лет пребывания на высоком посту Игорь Сергеевич продолжил трудиться на дипломатическом поприще. До 2007 года он входил в состав Совета безопасности России. С 2011 года руководит Российским советом по международным делам.

Как многие советские и российские дипломаты, Сергей Викторович получил образование в МГИМО (на восточном отделении). Первым его назначением стала Шри-Ланка. Поэтому кроме обычных для дипломата европейских языков, Лавров знает сингальский язык, на котором говорит самый многочисленный народ острова.

В 1992 - 1994 годах Сергей Лавров служил заместителем Козырева, который тогда занимал пост министра. Позднее он десять лет был постоянным представителем нашей страны в ООН. В 2004 году получил пост министра иностранных дел и несколько раз переназначался на него. На данном посту Сергей Викторович отстаивает национальные интересы России. Он известен своей твердой позицией во время общения с иностранными дипломатами. В Европе и США Лаврова иногда называют «вторым Громыко» из-за жесткой позиции министра на переговорах.

Сегодня Сергей Лавров один из самых уважаемых простыми гражданами российских политиков вместе с Владимиром Путиным и Тимуром Шойгу. Внимание прессы привлекает стиль жизни российского дипломата. Несмотря на прошедшие годы, министр поддерживает контакты со своей almamater - МГИМО. Он входит в попечительский совет института и регулярно участвует в новогодних капустниках.

Сергей Викторович пишет стихи и увлекается поэзией. Он стал автором гимна МГИМО. В последние месяцы в сети стали популярны поздравительные стихи Лаврова, адресованные недавно скончавшемуся Виталию Чуркину, где Сергей Викторович тепло и уважительно говорит о своем коллеге по дипломатическому поприщу. Несмотря на возраст, министр увлекается спортом – в частности, рафтингом и футболом. Кроме спорта, дипломат любит дорогие сигары, известно несколько комичных эпизодов, как Лавров ставил на место коллег, которые пытались запретить ему курить в их присутствии.

Министры иностранных дел России с 1991 года в своей деятельности отражали политику Президента России. Козырев в своем стремлении сотрудничества с во многом отражал позицию всего высшего руководства Российской Федерации. С укреплением России в конце 1990-х годов страна вновь заявляет о себе как о серьезной силе на мировой арене. И позиция ее министров становится более твердой.