Перенесение из эдессы в константинополь нерукотворного образа. Перенесение нерукотворного образа иисуса христа

Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году.

Предание свидетельствует , что во времена проповеди Иисуса Христа в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Иисусом Христом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря, который уверовал в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал Ананию, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся его Божественный Лик.

Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу . С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы.

Описывая это в своей Церковной истории, римский историк IV века Евсевий Кесарийский в качестве доказательства приводит два переведенных им документа из архивов Эдессы — письмо Авгаря и ответ Иисуса. Цитируются они и армянским историком V века Моисеем Хоренским.

А в VI веке Прокопий Кесарийский в книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" описывает посещение Авгаря апостолом Фаддеем.

Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении эдесскому епископу и повелел спрятать свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

В 545 году, во время осады Эдессы войсками персидского царя Хозроя, эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лика на керамике — глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Эдессы, пробыв в нем до 944 года.

В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу православия Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и его письмо Авгарю были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного образа существует несколько преданий. По одному, его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Эдессы. Другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Почитание Нерукотворного образа пришло на Русь в XI-XII веках и особенно широко распространилось начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного, для которого был заложен храм. По всей стране стали строить церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название "Спасских".

Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны, и эти хоругви стали называть "знамениями" или "знаменами" — так слово "знамя" заменило древнерусское "стяг".

Иконы Спаса размещали на крепостных башнях. Так же как и в Византии, Спас нерукотворный стал "оберегом" города и страны и одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

В народе Спас нерукотворный стал называться "Спасом на полотне" или Третьим Спасом — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, что бы не смешивать два эти торжества). В этот день освящали домотканые холсты и полотна и пекли хлеб из зерна нового урожая.

Называли Третий Спас и Ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году.

Предание свидетельствует , что во времена проповеди Иисуса Христа в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Иисусом Христом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря, который уверовал в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал Ананию, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся его Божественный Лик.

Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу . С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы.

Описывая это в своей Церковной истории, римский историк IV века Евсевий Кесарийский в качестве доказательства приводит два переведенных им документа из архивов Эдессы — письмо Авгаря и ответ Иисуса. Цитируются они и армянским историком V века Моисеем Хоренским.

А в VI веке Прокопий Кесарийский в книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" описывает посещение Авгаря апостолом Фаддеем.

Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении эдесскому епископу и повелел спрятать свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

В 545 году, во время осады Эдессы войсками персидского царя Хозроя, эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лика на керамике — глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Эдессы, пробыв в нем до 944 года.

В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу православия Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и его письмо Авгарю были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного образа существует несколько преданий. По одному, его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Эдессы. Другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Почитание Нерукотворного образа пришло на Русь в XI-XII веках и особенно широко распространилось начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного, для которого был заложен храм. По всей стране стали строить церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название "Спасских".

Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны, и эти хоругви стали называть "знамениями" или "знаменами" — так слово "знамя" заменило древнерусское "стяг".

Иконы Спаса размещали на крепостных башнях. Так же как и в Византии, Спас нерукотворный стал "оберегом" города и страны и одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

В народе Спас нерукотворный стал называться "Спасом на полотне" или Третьим Спасом — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, что бы не смешивать два эти торжества). В этот день освящали домотканые холсты и полотна и пекли хлеб из зерна нового урожая.

Называли Третий Спас и Ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

29 / 16 (ст. ст.) августа – празднование в честь Нерукотворенного Образа.

Во время земной жизни Иисуса Христа в сирийском городе Едессе жил князь по имени Авгарь. Он страдал проказой. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Иисус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Иисус Христос ответил, что Он не прийдет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором чудесным образом изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отвести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из учеников Его. Авгарь с благочестием принял принесенный ему Образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Вознесении Господа Иисуса на небо в Едессу прибыл святой апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказывали величайшие почести Нерукотворенному Образу. Написав под Нерукотворенным Образом слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», — Авгарь украсил его, установил над воротами города, и повелел всякому входящему во град поклоняться Образу Иисусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему.

Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять Образ и вместо него повесить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед Образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли Образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл Образ, который оказался совершенно невредимым. В тот же день совершили крестный ход внутри города около крепостных стен. Божественной силой враг вынужден был отступить.

В десятом столетии этот Образ выкупили у магометан, а 16 августа 944 года его торжественно поставили в Фаросском храме Пресвятой Богородицы. В 1204 году Образ похитили захватившие Царьград латиняне – «крестоносцы», и потом он находился в одном из храмов при дворе короля Франции до французской революции (конец XVIII в.).

Дальнейшая судьба этой великой святыни неизвестна.

Нерукотворенный образ Спасителя, иже на керамии (или на черпии, т.е. черепице). Он чудесно отпечатался в городе Иераполе на черепице, которой живописец Анания укрывал Нерукотворенный Образ, находясь в пути; перенесен в Константинополь в 965 или 968 году; современное его местонахождение неизвестно.

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История

Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не придет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором при этом чудесно изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из Его учеников. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Господа Исуса на небо в Едессу прибыл апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», - Авгарь украсил его и установил над воротами города, повелев всякому входящему в город поклоняться образу Исусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему. Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году, на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредим. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг был вынужден отступить.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворенному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, пожелал перенести Нерукотворенный образ Спасителя в Константинополь и выкупил его у эмира - правителя Едессы. 16 августа 944 года Нерукотворенный образ был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В 1204 году образ был похищен захватившими Царьград латинянами, потом находился в одной из церквей при дворе королей Франции до французской революции (конец XVIII века). Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 2

Пречистому Ти образу покланяемся Благии, просящи прощения согрешениям нашим Христе Боже: волею бо благоизволил еси взыти на Крест, да избавиши яже созда от работы вражия. Тем благодаря вопием Ти, радости вся исполнивыи Спасе наш, пришедыи спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизречннаго и божественнаго Ти к человеком смотрения, неописанное Отчее Слово образ неписанныи и богописанныи поведателен, видяще неложнаго Ти воплощения, почитаем Того лобызающе.

Библиотека Русской веры

Нерукотворный образ Спасителя. Иконография

Иконы Нерукотворенного Спаса попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа - Новгородский Спас Нерукотворенный (вторая половина XII века).

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворенного образа: «Спас на убрусе » или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка, и «Спас на чрепии » или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворенного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.

Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах - с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы Спас Нерукотворенный с деяниями, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа.

Образ Спаса Нерукотворенного получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда священноиноком изографом Серапионом была создана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь, неоднократно упоминавшейся в исторических источниках. По имеющимся сведениям, эта икона сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», а затем, в XVII веке, была поставлена в срубленную над вратами церковь. В 20-е годы XIX века она была перенесена в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. В настоящее время эта икона (или достаточно близкий по времени список с нее) находится в собрании ГТГ. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Нерукотворенного Спаса из Великого Устюга XVI–ХVIII веков, к числу которых относится икона середины XVI века.

На иконе Спас Нерукотворенный (г. Рыбинск) убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия. Икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову - стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона Спаса была написана ранее этой даты. Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) - все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в. Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина.

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность - вечевой «сполошный» колокол - единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

В народе праздник Перенесения Нерукотворенного образа Спасителя называется третий Спас. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба. На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В.В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведено следующее: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб ». Третий Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и отражалось в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!».

Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Х ристе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиш и яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: Радость исполни еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир. (Тропарь, глас 2 )

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). Господь наш Иисус Христос для спасения погибающего человека принял на Себя образ его, принял и обновил. Нерукотворный Образ Господень – напоминание человеку, что цель его – обновление в себе Божьего Образа.

Существует несколько предположений о происхождении Нерукотворного Образа . Согласно одному преданию, Эдесский правитель Авгарь, пораженный ужасной неисцелимой болезнью (предположительно – проказой), узнал о чудесах Спасителя, он отправил послание с просьбой посетить и исцелить его. Иисус Христос взял убрус (плат) и отер им лицо, запечатлев Свой Светлый Лик на ткани. Молитва перед Ликом Спасителя принесла значительное облегчение страдавшему князю. Полное же исцеление наступило после Вознесения Господа, когда, согласно обещанию данному Христом, апостол Фадей явился к Авгарю и излечил его.

По другой версии Авгарь послал своего живописца Ханнана-архивиста, чтобы тот нарисовал портрет Христа, и тот дал ему исцеление. По одним данным, художник изобразил Спасителя в лучших красках, и Авгарь поместил Образ в одном из помещений своего дворца. Молитва же перед образом давала ему облегчение в болезни.

Здесь тоже есть расхождения, поскольку по другим свидетельствам, художнику никак не удавалось запечатлеть Христа, и тогда Господь взял плат и отер им лицо, после чего на плате остался запечатленным Лик Господа.

В литературных памятниках разных стран запечатлены свои варианты легенды, но все они сходятся в одном, что это реальный образ Иисуса Христа, будь то портрет или Нерукотворный Образ.

Праздник, который мы сегодня празднуем, связан с торжественным перенесением Нерукотворного Образа из Эдессы в 944 году, где тот хранился в качестве главной святыни города, в византийскую столицу Константинополь. Нерукотворный Образ хранился в дворцовом храме Богородицы в течение 270 лет. После разграбления Константинополя в 1204 году свидетельства о нем теряются. В конце ХХ века ученые пришли к выводу, что найденная в 1357 году Туринская плащаница и Нерукотворный Образ — один и тот же объект.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, «третий Спас», совершается на

следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, так как в этот день в 944 году Образ был перенесен в Константинополь. Икона «Спас Нерукотворный» одна из самых распространенных икон в иконописании Русской Православной Церкви. Это первая икона, которую позволяют написать самостоятельно только что закончившим иконописную школу.

Духовный смысл праздника заключается в напоминании верующему о том Образе Божьем, который был вложен в него Создателем, что искажение этого образа греховной жизнью ведет к погибели, спасение возможно только через обожение, достигаемое покаянием, что не своими руками, а только с помощью Божьей, нерукотворно человек может преобразиться, чтобы быть действительно сотворенным «по образу и подобию».