Финансы представляют собой денежные отношения. Финансы и их функции

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Понятие финансов

Финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.

Особенность финансов как общественных отношений

Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства .

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений . В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства . Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности . Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг.

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

1. Финансы: их сущность и роль в системе денежных отношений рыночной экономики

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования,распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В общей совокупности финансов могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; государственные финансы, финансы населения.

Финансы обладают некоторыми признаками:

Финансы носят денежный характер;

Финансовые отношения носят распределительный характер;

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;

Функции финансов:

-Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства;

- Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

- Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы;

- Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансы представляют собой экономическую категорию , существующую в различных общественно-экономических формах.

Сущность финансов, их роль в товарно-денежных отношениях определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

В рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль .

Распределительная и перераспределительная роль . Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики

Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления.

Учетно-контролирующая роль . По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом.

Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, в определенных объемах и в установленные сроки.

Регулирующая роль . Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы.

Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения

2. Финансовая система: понятие, структура основные подсистемы и элементы.



Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы, связанная с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.

В зависимости от механизма формирования и использовании финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений:

Финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

Публичные финансы (государственные и муниципальные),

Финансы домашних хозяйств.

Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет . В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы.

Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Через механизм системы бюджетных доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара.



Государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром и оказывает им при необходимости разнообразную помощь, выражающуюся, прежде всего в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

Вторым по своему значению звеном финансовой системы выступают местные финансы. Местные финансы имеют свою внутреннюю структуру, они включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности.

Самостоятельное звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора экономики. Посредством этого звена государство участвует в первичном распределении национального дохода.

Особое звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность.

3. Государственные внебюджетные фонды: ПФ, ФСС, ФОМС: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов, роль внебюджетных фондов в системе финансов

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях.

1. Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

Назначение и выплата пенсий;

Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан;

Выдача сертификатов на получение материнского капитала;

Управление средствами пенсионной системы; и др.

В задачи фонда входят:

Обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

Организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;

Проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов.

2.Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Ставка страховых взносов в ФСС РФ составляет 2,9%. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Средства Фонда образуются за счет:

Страховых взносов работодателей;

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью.

Средства Фонда направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности,

Беременности и родам,

При рождении ребенка,

При усыновлении ребенка,

По уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,

А также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг и др.

3.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются для

Оплаты медицинской помощи;

На приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.

ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС.

Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

Ставка страховых взносов в 2015 году ФФОМС составляет 5,1%.

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета.

4. Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Проблемы становления и развития финансовых рынков в РФ, их роль в перераспределении финансовых ресурсов

Финансовый рынок - особая форма денежных операций, где объектом купли-продажи выступают свободные денежные средства субъектов хоз-ия, гос-ва и населения. Это институт, кот. осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Исторически сформировалось две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование (так называемая континентальная модель), и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) - так называемая англо-американская модель.

Финансовый рынок подразделяется на:

- Рынок капиталов: Рынок акционерного капитала (рынок акций) и Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)

- Денежный рынок

- Рынок производных инструментов (деривативов)

- Валютный рынок (форекс)

Рынок капиталов (рынок капитала) - часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств на рынке капиталов могут быть различными: банковские займы; акции; облигации; финансовые деривативы;

коммерческие бумаги.

Денежный рынок - система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств в долг. Чаще всего срок денежного займа меньше года. На более длительные сроки заём может сопровождаться выпуском дополнительных ценных бумаг (векселей, закладных, облигаций, акций), и тогда он переходит в рынок капитала.

Валютный рынок - это совокупность кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами - участниками валютного рынка.

Валютный рынок - это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным ценностям относятся : - иностранная валюта (денежные средства на счетах в денежных единицах иностранного государства)

- ценные бумаги (чеки, векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

-драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды).

В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают: банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе . Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется мобилизация средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Субъекты хозяйствования получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, органы государственной власти – для финансирования государственных расходов.

На развитие финансового рынка значительное влияние оказывают такие факторы, как социально-экономическое положение , процесс формирования и использования местного бюджета , а также роль городских органов власти в стимулировании развития региональной экономики и формирования финансовой инфраструктуры.

Российский финансовый рынок продолжает оставаться противоречивым: несмотря на определенное движение вперед, рынок не отражает состояние экономики, не обеспечивает ее финансирование, так как идут продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице.

Развитию рынка мешают неплатежи, недоверие населения финансово-кредитной системе, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

5. Финансовое планирование и финансовое прогнозирование: сущность, основания, формы реализации. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике, хозяйственных связях. Финансы являются прежде всего распределительной " категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей", термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам йпа1ю, йпапаа ресишапа, которым предшествовало старолатинское слово йдо - вбивать, вколачивать, а позднее - йшз, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам («О доходах Афинской республики»), считают древнегреческого писателя и историка Ксенофонта (около 430- 355 гг. до н. э.).

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процес-

" См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, "979. С. "07; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, "983. С. 3; Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М, "995. С. 6; Финансы / Под ред. В. М. Родионо- вой. М., "993. С. 7.

се которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права. Например, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов, объекты которых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения от денежных отличаются и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Един-ственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 75) отношения в сфере государственного кредита основываются на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, поэтому покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство. К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления.

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно- денежных отношений и их роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы - одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления концентрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порождающей появление финансов, являются потребности государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Данную ресурсопотребность без финансов невозможно удовлетворить ни в хозяйственной сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере выполнения делегированных государственных полномочий.

Современное государство - итог длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хозяйственная система, не является совершенным механизмом. Он имеет и положительные, и отрицательные стороны, что вызывает необходимость со стороны государства вырабатывать собственный механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризуется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, - государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космического пространства, инвестирование наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накапливает свое состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие не-производственной сферы, обеспечение функционирования го-сударственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. Однако обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению государственных или муниципальных органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство - развитием государства в целом. Государственные и муниципальные органы должны лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам - инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диалектика взаимоотношений между ба-зисом и надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Следовательно, финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функции и задач.

складывается всегда относительно денег или денежного эквивалента;

обусловлена управленческой ролью государства; является формой перераспределительных отношений в сфере совокупного общественного продукта.

Указанные признаки только в единстве характеризуют сущность государственных (публичных) финансов. Отсутствие любого из них не позволит считать какие-либо денежные отношения финансовыми.

Федеративная природа Российского государства обусловливает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов Российской Федерации. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответствующих региональных финансов.

Финансы субъекта Российской Федерации - это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах соответствующего региона.

Признание в России местного самоуправления и гаранти- рованность самостоятельности его финансовой деятельности позволяют выделить в системе публичных финансов особую ка-тегорию - финансы муниципальных образований. Финансы му-ниципальных образований - это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Феде- рации» определяет местные финансы как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (п. 1 ст. 2).

Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в границах всего государства публичные финансы являются единой категорией, что подтверждается следующими аспектами:

федеративным устройством России в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления;

единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики;

единством государственной и муниципальной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы.

На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Важное значение имеют финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

Таким образом, финансы функционируют в двух основных формах:

экономические денежные отношения, связанные с аккуму-лированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований;

экономические отношения, обслуживающие кругооборот де-централизованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.

Сущность финансов проявляется в их функциях - формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством своих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не является производственным инструментом, поэтому оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения с целью перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования своих денежных фондов, кроме финансов. Формирование денежных фондов осуществляется различными методами, основной из которых налоги.

Использование денежных фондов означает направление госу-дарственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т. е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам.

В совокупности функции финансов отражают их общественное предназначение. Они не свойственны никакой иной экономико-правовой категории. Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов, позволяют отграничивать их от смежных денежных отношений. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономического суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.

Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций отражает роль финансов, т. е. результаты их практического использования. Роль финансов выража-ется в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями.

Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.

Формы государственного регулирования разнообразны и зависят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потребности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.

Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функции государства должно играть финансовое законодательство. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться правовое регулирование ценообразования - установление нормами законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование отраслей промышленности и т. д.

Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов финансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обя-зательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется в деятельности финансовых органов. Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.

Скачок в развитии финансовых отношений произошел в ХХ веке, особенно после Второй мировой войны. Значительно выросли объемы государственных бюджетов; во всех странах произошло огосударствление части национального дохода (30…50 %). Государства, распоряжающиеся крупными фондами денежных средств, стали оказывать существенное воздействие на общественное воспроизводство. Расширился круг финансовых отношений. В частности, государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Значительное развитие получили финансы предприятий, основной формой которых стала акционерная. Выпуск акций - мощная форма мобилизации денежного капитала, превращения денежных сбережений в производственные инвестиции. Акции, облигации и другие инструменты финансового рынка позволяют предприятиям перешагнуть барьер самофинансирования и расширить возможности своего роста. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому важнейшее значение приобрели вопросы эффективного управления средствами предприятия[К4] (т.е. финансового менеджмента). С другой стороны, в странах с развитой рыночной экономикой деятельность предприятий находится под строгим финансовым контролем и подлежит четкому правовому регулированию.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

1) экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;

2) экономические отношения, связанные с кругооборотом децентрализованных денежных фондов предприятия.

Таким образом, финансы - это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства .

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. При этом важно осознавать соотношение понятий «финансовые отношения» и «денежные отношения». Любые финансовые отношения являются денежными, но не всякие денежные отношения являются финансовыми (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Соотношение понятий «денежные отношения» и «финансовые отношения»

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, в то время как финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы - это совокупность денежных отношений, при помощи которых осуществляется формирование, распределение, перераспределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Отличительной особенностью финансовых отношений является и обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения.

Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги - товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и финансовый рынок.

Рис. 1.2. Схема кругооборота продукта и дохода в чистой рыночной экономике (без государственного вмешательства)

Рис. 1.3. Схема кругооборота продукта и дохода в современной смешанной экономике (с государственным вмешательством)

Финансы обладают следующими признаками:

1) всегда складываются относительно денег или денежного эквивалента;

2) обусловлены управленческой ролью государства;

3) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта;

4) являются безэквивалентными - не предполагают взаимообмена;

5) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

Данные признаки в совокупности характеризуют сущность финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отношения финансовыми, это будут кредитные отношения, отношения по выплате заработной платы, по купле-продаже или иные отношения, но не финансовые.

Сущность финансов проявляется в их функциях . Финансы выполняют две функции:

1) распределительную (перераспределительную);

2) контрольную.

Данные функции выполняются одновременно, то есть каждая финансовая операция предполагает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов проявляется в создании первичных, или основных, доходов, по сумме равных национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и включают в себя две группы:

1) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий материальной сферы.

Однако для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества формирования первичных доходов недостаточно, необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода. Перераспределение происходит:

1) между производственной сферой и непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, образование, культура и т.п.);

2) между отраслями;

3) между территориями, регионами страны;

4) между формами собственности;

5) между социальными слоями населения.

При перераспределении национального дохода образуются вторичные, или производные, доходы: доходы, полученные в непроизводственной сфере, налоги, пособия и т.д. Вторичные доходы позволяют сформировать конечные пропорции использования национального дохода.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и за их расходованием по целевому назначению. Контрольная функция распространяется как на материальную, так и на нематериальную сферу. Она призвана обеспечить экономическое стимулирование, рациональное использование всех видов ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, пресечь бесхозяйственность и расточительство.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка соблюдения законодательства при совершении финансовых сделок, обеспечение полноты и своевременности выполнения обязательств перед налоговыми органами, бюджетной системой, банками, деловыми партнерами, работниками. Контрольная функция реализуется через работу финансовых органов.

С другой стороны, контрольная функция финансов направлена на обеспечение рационального использования ресурсов, эффективности финансовой деятельности.

Кроме того, называют и иные функции финансов: стимулирующую[К8] , регулирующую. Регулирующая функция финансов означает вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные расходы, государственный кредит). Стимулирующая функция проявляется в том, что финансы могут способствовать развитию приоритетных общественно значимых, полезных отраслей. Однако данные функции проявляются в РФ недостаточно сильно и остаются спорными.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, а также законодательство по финансовым вопросам[К9] .

Финансовые ресурсы

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. По экономическому содержанию финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных выше фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы .

Финансовые ресурсы - совокупность целевых фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования, т.е. накопления [К10] . Финансовые ресурсы формируются у государства и субъектов хозяйствования (предприятий, организаций) за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений (рис. 1.4) и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников и удовлетворение различных потребностей общества.

Рис. 1.4 . Источники финансовых ресурсов

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Финансовые ресурсы и финансы - это не тождественные категории. Финансовые ресурсы сами по себе не раскрывают сущность финансов, их внутреннее содержание и социальное назначение. Следует понимать, что мы изучаем не финансовые ресурсы, а общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения, перераспределения и использования ресурсов, а также закономерности развития финансовых отношений.

1.3. Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Фонды финансовых ресурсов используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве [К12] .

Финансовая система - это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства. Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений - совокупностью государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих звеньев (рис. 1.5):

1) бюджетная система, которую, в свою очередь, образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды;

3) государственный кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций различных форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.


Рис. 1.5 . Финансовая система РФ

Первые четыре звена финансовой системы (общегосударственные финансы) относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент (финансы хозяйствующих субъектов) относится к децентрализованным финансам, поскольку финансы предприятий различных форм собственности обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Финансы предприятий - основа финансовой системы. Они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Государственные финансы играют в системе ведущую роль. От обеспеченности централизованных фондов финансовыми ресурсами зависит общее финансовое положение страны. Государственные финансы обеспечивают темпы развития всех отраслей народного хозяйства.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы РФ. В ее состав входят наиболее крупные фонды денежных средств. Бюджетная система имеет три уровня:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию общественных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства. Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Внебюджетные фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы, представляющим собой совокупность денежных средств, обособленных от бюджета соответствующего уровня, имеющим собственные доходные источники и предназначенным для материального обеспечения строго определенных общественных целей.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и могут быть государственными либо муниципальными. Эти фонды обособленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых и одновременно наиболее затратных государственных потребностей, таких как пенсионное обеспечение, здравоохранение.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических лиц и граждан, а также добровольных безвозмездных перечислений.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой совокупность [К14] социально-экономических отношений, возникающих по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.

Обязательное государственное страхование представляет собой отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами [К15] страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Развитие страхования как звена финансовой системы в блоке централизованных финансов обусловлено наличием у государства социальной функции и, следовательно, принципа социальной направленности финансовой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выплата пособий по безработице, страхование военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расходов осуществляется через формирование страховых фондов и последующее [К16] их распределение. Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы граждан и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. При этом случаи, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда, тогда государство имеет возможность направлять аккумулированные таким образом денежные средства на материальное обеспечение иных общественных потребностей либо на финансирование капитальных вложений.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями) при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая децентрализованные фонды денежных средств) предприятий. Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов. Это правило предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, а также постоянный обмен информацией.

Лекция 2.
Управление финансами, финансовая политика
и финансовый контроль

2.1. Управление финансами.
Органы управления финансами, их функции

В РФ управление финансами осуществляют, прежде всего, законодательные органы власти:

1. Федеральное Собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Их управление проявляется при рассмотрении проекта бюджета и его утверждении, а также при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета, при рассмотрении законов финансового характера (о налогах и сборах, тарифах взносов в социальные внебюджетные фонды и т.п.), при установлении предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

2. Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Важнейшие департаменты Министерства финансов РФ: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга, государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением является Главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Функции Минфина РФ следующие:

Участие в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов развития экономики, определение потребности в государственных централизованных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

Обеспечение исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

Участие в разработке ценовой политики;

Участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

Разработка предложений по выпуску государственных внутренних займов РФ;

Разработка предложений по развитию финансового рынка в РФ;

По поручению Правительства РФ - сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Разработка проектов программ внешних заимствований РФ.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

Разработка предложений по привлечению в экономику РФ иностранных кредитов;

Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Осуществление финансового контроля за рациональным использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

3. Налоговые органы, отвечающие за правильное исчисление, полноту и своевременность уплаты в бюджет обязательных платежей.

4. Таможенные органы, несущие ответственность за поступление таможенных пошлин.

В современных условиях важнейшее значение имеет финансовый менеджмент - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности .

Ключевые вопросы финансового менеджмента:

Планирование и прогнозирование финансовых аспектов деятельности предприятия;

Принятие наиболее обоснованных и целесообразных решений относительно инвестирования средств;

Координация финансовой деятельности предприятия;

Проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительного капитала, реализации собственных акций и облигаций.

Основными методами финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.

В этом смысле финансы тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента. В отличие от них, финансы представляют систему отношений, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства.

Финансы – отношения следующих компонентов:

1. отношения по созданию и использованию централизованных фондов государства;

2. отношения по распределению и перераспределению ресурсов путем использования государственного бюджета территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;

3. отношения по созданию и перераспределению фондов предприятий, домашних хозяйств.

Сущность финансов, закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе производства определяется экономическим строем общества, а также функциями государства. Финансы как экономическая категория выражает экономическое отношение по поводу производства, распределения и использования ВВП и национального дохода (в дальнейшем – НД).

Финансы являются связующим звеном между ВВП и НД и использованием или распределением товаров и услуг. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено следующими факторами:

1. общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

2. развитие товарно-денежных отношений с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3. появлением самостоятельных независимых хозяйственных субъектов;

4. созданием централизованного государства.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Критериями отнесения тех или иных отношений к финансовым можно назвать следующие:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Деньги первичны - финансы вторичны.



Финансовые отношения выражают денежные отношения между:

· предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

· предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

· предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

· предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдльных затрат);

· предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

· государством и населением (уплата налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

· банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

· вышеуказанными и теневой экономикой.

Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений. Финансовая система включает 2 сферы финансовых отношений:

1. Децентрализованная сфера. Ее звенья: финансы предприятий и финансы домашних хозяйств. Они являются основой финансовой системы. От их состояния зависит общее финансовое положение страны. Главным источником производства и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятие самостоятельно распределяет ее, формирует производство и социальные фонды, изыскивает средства для инвестирования, использует ресурсы финансового рынка.

2. Централизованная сфера. Звенья: федеральный бюджет, региональные бюджеты (89), местные бюджеты (более 29000), внебюджетные фонды. Централизованная сфера находится в собственности у государства в соответствии с Кодексом от 1.01.2000. Каждый бюджет автономен, т.е нижестоящий не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический бюджет, который объединяет ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение госпроизводства на макроуровне путем перераспределения финансов между отраслями и территориями.

В начале 90х годов было более 20 внебюджетных фондов (экономических и социальных). К 1999 году эти фонды были консолидированы с федеральным бюджетом, а региональные фонды – с региональным бюджетом. В настоящее время сохранены 3 социальных внебюджетных фонда. Важнейший из них – Пенсионный. Фонд формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных из собственных инвестиций фондов. Средства Пенсионного фонда идут на выплату пенсий, инвалидных, потере кормильца, выслуги лет.

Существуют еще фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды медицинского страхования.