«Неприятные рейтинги нам вдвойне полезны. «Чтобы оставаться на первом месте, нужно с дикой скоростью бежать вперед»: интервью с новым ректором РЭШ Интервью ректора инженеры

Исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков об аккредитации, зарплатах, целях и о возможном статусе опорного вуза

Год без руководителя. В мае 2016-го в Алтайском государственном техническом университете уволили ректора. С этого момента должность оставалась вакантной. Назначить главу "политеха" хотели до начала учебного года, однако Министерство образования не согласовывало кандидатов.

Но 1 августа 2017 года прошла встреча министра образования и науки Ольги Васильевой с заведующим кафедрой технологии машиностроения АлтГТУ Андреем Марковым. Уже 16 августа Андрей Михайлович приступил к обязанностям исполняющего обязанности ректора вуза.

О векторе развития технического университета, предстоящих выборах ректора, сложностях работы, поставленных задачах и разговоре с министром Минобрнауки Андрей Марков рассказал в прямом эфире "Эхо Москвы в Барнауле"..

Беседовала Татьяна Гладкова.

Андрей Михайлович, с мая прошлого года должность ректора Алтайского технического университета оставалось вакантной. В каком состоянии вам достался вуз?

Действительно, 16 августа я приступил к обязанностям исполняющего обязанности ректора "политеха". До этого исполнял обязанности профессор Андрей Максименко. В министерстве решили, что необходимо сделать ротацию. Наш университет — это такая, простите, махина, которую остановить довольно трудно. Или даже невозможно.

У нас очень хорошо прошла приемная кампания. Практически мы заполнили бюджетные места. И накануне на заседании приемной комиссии мы уже зачисляли ребят, которые идут на внебюджетные формы обучения, и тех, кто зачислялся в магистратуру.

- Какие задачи стоят сегодня перед вузом в первую очередь?

В первую очередь надо завершить набор. У нас нет еще зачисления на заочный факультет. Мы сегодня ему уделяем особое внимание. Также мы готовимся к 1 сентября. Десять тысяч наших студентов вернутся в аудитории. Как начнем учебный год, так его и продолжим. Также важная задача — создание опорного вуза. Я поеду в министерство, буду разговаривать, смотреть и оценивать перспективы. Безусловно, мы будем участвовать в конкурсе. И я надеюсь на помощь нашего региона и наших депутатов Госдумы от Алтайского края. С ними установлены рабочие связи, которыми мы будем пользоваться.

- Что даст статус опорного вуза "политеху"?

Изначально это было выделение дополнительных средств. Это очень, конечно, хорошо. Но это не самое главное. Там не такие великие деньги выделяются. И, насколько я знаю, наши коллеги, Алтайский классический университет, дополнительных средств так и не получили. Но здесь важен факт — региональный опорный вуз. Это даст нам возможность участвовать в программах, которые привлекут средства. В первую очередь это программы Министерства образования, Министерства промышленности и так далее.

Это престиж вуза. Нам необходимо юридически закрепить то, что есть на самом деле.

- Но при создании опорных вузов должно сократиться количество университетов...

Была такая тенденция, чтобы региональный опорный вуз создавался, например, путем слияния. Но здесь надо понимать, что для региона важнее: будет один крупный вуз или несколько сильных. Я считаю, что несколько сильных — это лучше. И это тоже нормально. Если будет два таких университета, то нам места хватит.

- Не секрет, что вашу кандидатуру поддержал губернатор Алтайского края Александр Карлин.

С Александром Богдановичем у нас была встреча, когда я избирался на пост исполнительного директора Союза промышленников Алтайского края. Я занимаю эту должность четыре месяца. При этом остаюсь в АлтГТУ на должности заведующего кафедрой технологии машиностроения.

Могу только предположить, что моя кандидатура была рекомендована по той причине, что я достаточно давно занимаюсь связями с предприятиями.

Практически все промышленные предприятия региона мне знакомы. Также я знаком со всеми директорами, мне известны проблемы предприятий. А предприятия знают проблемы вуза. Думаю, что знание жизни университета (три года я работал проректором, три года – деканом факультета) и знание промышленности и определило то решение о поддержке моей кандидатуры в качестве исполняющего обязанности ректора вуза.

Материалы по теме


Тем более что тема поддержки машиностроения и предпринимательства сегодня в нашем крае одна из приоритетных.

Действительно, это так. Считается, что Алтайский край - это только аграрный край. Но это еще и край аграрного машиностроения, край химпроизводства, точного машиностроения, биофармацевтики. То есть весь набор специальностей, которые есть в вузе, – это то, что требуется нашему региону. Технический университет не стал опорным вузом. Это большая стратегическая потеря для нас.

- Но еще же будет шанс в следующем году.

Да, шанс будет. Здесь вот де-юре и де-факто. Вот де-факто как раз мы и являемся региональным опорным вузом. Мы — кузница кадров для Алтайского края. Мы с уважением относимся к Алтайскому государственному университету. Я всегда считаю, что мы должны идти вместе, потому что именно работа в тандеме даст возможность решать очень важные задачи для всего региона и СФО в целом. И только в единении наша сила.

- Андрей Михайлович, как прошла встреча с министром образования и науки России?

Действительно, 1 августа я встречался с Ольгой Юрьевной Васильевой. Могу сказать, что этот человек очень хорошо знает проблемы высшего образования в стране, проблемы страны, и это человек действительно государственного уровня. Встреча длилась не так долго, где-то минут 20. Мы поговорили о текущем состоянии университета. И, самое главное, не столько о том, что происходит сейчас, а о тех перспективах, которые следует ожидать от вуза. Мы сошлись в понимании того, что развитие технического университета должно быть тесно связано с предприятиями. Это тема базовых кафедр, тема попечительского совета, тема совместных исследований с предприятиями и другими вузами.

- Много ли предприятий, с которыми сотрудничает "политех"?

Да, практически все предприятия края готовы принимать наших студентов. Конечно, уже ушли те времена, когда 100 человек легко распределялись на практику. Но тогда и предприятия были большие, тогда и другой тип производства был. Сейчас изменились тенденции развития промышленности и техники. Сейчас совершенно другое оборудование. Нет автоматических линий. Есть станки с числовым программным управлением, которые позволяют быстро перестраиваться.

Так что и студентов уж не надо по 100 человек на одно предприятие. Распределение на практику идет довольно точечно. Надо отдать должное руководителям предприятий, они стали понимать: без их участия не получится хороший специалист. Он получится только тогда, когда они со своей стороны будут ставить задачи. Но здесь надо опять же понимать, что нельзя производить специалистов только по заказу предприятия. У предприятия заказ сейчас, а вуз выпустит студентов через лет пять. У вуза задача прогнозирования, вуз должен знать, куда пойдет развитие. То есть уже сейчас, набирая студентов, мы должны четко знать, что будет через два года, через четыре, через десять лет.

Вуз — генератор идей и двигатель прогресса.

Год назад был ряд нарушений, связанных с недостаточными темпами повышения заработных плат преподавателей, а также несвоевременностью получения государственной аккредитации. Это стало причиной увольнения ректора. Сегодня эти проблемы существуют?

Мы выполняем дорожную карту. Насколько я помню, за 2016 год средняя заработная плата в вузе должна быть не менее 150% по региону. У нас этот показатель выполняется более чем (165%). На этот год есть все возможности выполнить показатель 175%. Здесь больших сложностей я не вижу.

Другое дело, что, согласно той же дорожной карте, необходимо обеспечить соотношение количества преподавателей и студентов. Это соотношение идет в сторону уменьшения количества преподавателей. А это ценные кадры. Здесь надо понимать, куда применить эти кадры. С другой стороны, высвобождаются преподаватели для ведения научных исследований. По зарплате мы точно не просядем, так же, как и выполним показатель количества студентов на одного преподавателя.

Что касается аккредитации. Мы прошли аккредитацию. Дело в том, что процедура в этот раз прошла не так гладко. Сейчас путь этот пройден. Думаю, что опасности уже нет. У нас стоит задача аккредитовать те направления, которые были ее лишены. Например, магистратура по экономике. Это очень важно для нас. Думаю, что все получится. Не знаю насчет туризма, это была потеря для нас. Мы действительно готовили хороших специалистов.

- А что касается туризма, будете возвращать это направление?

Давайте мы решим вопрос с экономикой, а потом коснемся туризма.

- Многие считают, что интриги в том, кто станет ректором, уже нет.

Слово "интрига" тут не подходит. Это серьезное мероприятие. Ректор берет на себя обязательства перед коллективом. Коллектив вверяет себя в руки руководителя.

Одна из тем, которая затрагивалась в разговоре с министром Ольгой Васильевой, — это то, что вуз уже год без руководителя. Это очень плохо, когда нет постоянного руководителя. То есть получается, что есть некая неопределенность. Необходимо решать, когда эти выборы состоятся. А интрига, если можно назвать это интригой… Ничего не решено. Есть процедура выборов, безусловно, она будет выполняться. Из Министерства образования, надеемся, в скором времени придет письмо, где будет написано: "Начать процедуру выборов".

Процедура выборов прописана в законе. Создается специальная комиссия, выдвигаются кандидаты на пост ректора. Дальше они рассматриваются на ученом совете. Опять же, люди не просто так выдвигаются. К ним есть определенные требования — по стажу, по квалификации, образованию, дополнительному образованию. Далее кандидатуры проходят отбор в Министерстве образования. У них свои требования к кандидатам. И потом те, кого рекомендует министерство, участвуют в выборах. Так что ничего не предопределено.

Вы сказали: "Плохо, что вуз год работал без руководителя". Сегодня не самое простое время для университета. Есть уже видение, как будет развиваться "политех"? Тем более вы отметили, что задача как раз в том и состоит: предугадать, что будет через два, четыре года и десять лет?

Я скажу, что и сейчас вуз находится с временным исполняющим обязанности ректора. Я не тот человек, который уже вступил в должность. Но кто бы ни был на этом посту, надо понимать, что развитие университета невозможно (я уже об этом не раз говорил) без развития региона.

У нас есть стратегическая программа развития края. Думаю, что будет в ближайшее время принята программа стратегического развития университета. Она будет вынесена на всенародное рассмотрение. Утвердим программу у попечительского совета и приступим к ее реализации. Главная наша задача — готовить хороших специалистов. Без кадров не обойтись.

Материалы по теме


Надо определить, какие кадры нужны. Второе: наука и инновации. Нам нужны научные продукты, которые мы можем представить нашим предприятиям. То, что им действительно надо. Третье направление — это международная деятельность.

Еще момент: факультеты наши, как это ни странно звучит, не всегда заинтересованы в конечном результате. Набрали много студентов. А для чего набрали? Чтобы наработаться или чтобы развивать свои подразделения? С этим тоже надо разбираться. Факультеты должны стать более самостоятельными. Должна появиться ответственность за те средства, которые они зарабатывают, и те средства, которые они могут тратить. И здесь надо понимать, что вузу выделяются деньги и эти деньги немалые. Но как рационально их использовать? Эти деньги должны приносить новые деньги. Здесь я уже говорю с точки зрения промышленности, если рассматривать наш университет как предприятие.

- Международная деятельность — это отдельный момент. С кем сегодня сотрудничает университет?

Я считаю, что Алтайский государственный технический университет — это международный университет. Здесь направление такое: более 600 студентов-иностранцев учатся у нас в вузе. Это немало. Также наши студенты по программе двойных дипломов проходят обучение в других государствах. Такое сотрудничество идет с Китаем. Уже было несколько выпусков.

Правда, не все эти студенты останутся в России. Но это тоже не так плохо. Они все равно вернутся. Это наш престиж, скажем даже, наша инвестиция. То же самое касается иностранных студентов, которые приезжают к нам.

Необходимо расширять границы. И мы будем этим заниматься. У нас не прервались связи с европейскими странами. Наши сыроделы, виноделы ездили на обучение в Европу. Я думаю, что мы будем продолжать работать в этом направлении. Нам есть что показать европейцам, нам есть чему у них поучиться. Европа — это замечательно. Но мы находимся все же ближе к востоку. Несколько лет назад был создан совет ректоров Большого Алтая. И в этом направлении работа продолжается.

Сегодня я бы выделил три главных момента в развитии вуза: учеба, международная деятельность и наука. Это три кита, на которых держится обучение.

Ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

А разговор с Алексеем Владимировичем мы начали с обсуждения его участия в недавно прошедшем круглом столе в формате видеомоста Москва – Казань на тему: «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Тогда его участники говорили о том, что должна включать в себя Национальная система учительского роста и каков проект уровневого профессионального стандарта педагога.

- В России уже давно назрела острая необходимость постоянного совершенствования подготовки и переподготовки учителей и организация национальной системы учительского роста. Совершенно очевиден целый ряд проблем региональной системы повышения квалификации, требующих своего разрешения. Главная из них - ответственность за систему повышения квалификации учителей замыкалась и замыкается на региональной власти. А это приводит к тому, что зачастую и само содержание курсов, и организационные моменты переданы образовательным организациям, которые недостаточно заинтересованы в совершенствовании системы.

Главная задача сегодня состоит в том, чтобы федеральные университеты стали центрами непрерывного педагогического образования. Именно здесь должно произойти создание единого образовательного пространства России с системно выстроенными отношениями между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием.

И такие возможности мы видим у крупнейшего федерального университета, каким является КФУ.

По словам Алексея Лубкова, взаимосвязь и преемственность подготовки и повышения квалификации педагогов позволяет КФУ создать устойчивую систему непрерывного педагогического образования с действующим механизмом обратной связи.

- Благодаря высокой концентрации научных и образовательных ресурсов, полимодельности педагогического образования, новых подходов к содержанию подготовки и повышению квалификации, широкой сети базовых образовательных учреждений Институт психологии и образования может быть представлен и для региона, и для республики, и для страны для того, чтобы сделать реальной непрерывную модель педагогического образования.

Образовательная среда не может обойтись без квалифицированного, подготовленного учителя, считает ректор МПГУ. И здесь, помимо создания условий для профессионального и творческого роста, реализации новаторских педагогических подходов и инициатив, важна нематериальная сторона жизни педагога.

- Ключевой показатель творческого роста, социальных гарантий труда, отдыха, здоровья учителя - зарплата. Сегодня по большинству регионов страны она либо соответствует, либо приближается к средним показателям по экономике – а это значит, что у учителей есть стимул работать честно, с полной отдачей, а не халтурить, забывая порой о своих учениках, своем самообразовании и саморазвитии.

Отметил Алексей Лубков и рост престижа профессии педагога.

- Благодаря усилиям руководства страны по повышению привлекательности профессии учителя в виде комплекса мер, таких как ежемесячные выплаты, гранты для молодых педагогов, в педагогику стала возвращаться молодежь. В некоторых регионах страны отмечен значимый приток молодых учителей в школы - от 5 до 10%.

Кстати, у нас в республике (единственном на сегодняшний день регионе РФ) организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

- Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. Теперь надо понять, как выстроить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом и как и, самое главное, кто может оценить профессиональную квалификацию учителя.

Завершилась приемная кампания. По словам ректора МПГУ, в 2017 году по всей России заметен рост конкурса в педагогические вузы.

- Вот такой факт - в этом году к нам пришли абитуриенты, у которых нет проблем с профессиональной ориентацией. Почти треть поступающих сразу принесли подлинники аттестатов, раньше этот показатель был значительно ниже.

По мнению Алексея Владимировича, учитель – это не профессия в привычном смысле слова, а миссия.

- Ольга Васильева с первых дней нахождения на посту министра образования и науки РФ заявила о приоритетности педагогического образования и профессии учителя. А как иначе может быть? Ведь учитель – вечная профессия, всегда востребованная в обществе. И государство, и власть, и общество должны повернуться лицом к учителю.

Гость не исключил, что некоторые из увиденных в КФУ «ноу-хау» будут перениматься в московском вузе.

Наша встреча плодотворна не столько для Казанского университета, а прежде всего для нашего МПГУ, которому я, как ректор, хочу вернуть статус флагмана педагогического образования страны.

Совместно мы сможем решить, что же такое современное российское образование, каковы должны быть его перспективные модели и гармонизируем единство общекультурного, психолого-педагогического и других компонентов в процессе подготовки будущего учителя.

Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

18 ноября 2016 года назначен и.о. ректора Московского педагогического государственного университета (с 22 ноября 2016 года). 23 мая 2017 года на конференции работников и обучающихся МПГУ был избран ректором федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет». В соответствии с приказом Минобрнауки России от 08 июня 2017 г. № 12-07-03/79 Лубков Алексей Владимирович утвержден в должности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» с 15 июня 2017 г.

Президент планирует всерьез взяться за повышение престижа инженерных кадров. Об этом Дмитрий Медведев заявил на встрече со студентами технических вузов в Магнитогорске. Для главы государства стало очевидным, что "без квалифицированных инженеров у России нет будущего". Насколько высок спрос на выпускников инженерных специальностей сегодня и каков он будет завтра? Об этом мы беседуем с ректором Вятского государственного университета Валентином Пугачем.

- Валентин Николаевич, долгие годы об инженерах не вспоминали. Из-за нищенской зарплаты они уходили в коммерцию. Сегодня глава государства лично взялся за повышение престижа профессии. Неужели все так плохо?

Действительно, в последние десятилетия государство не сформировало заказа на подготовку инженеров. Кто герои нынешних газет и ТВ? Кто угодно, только не инженеры. Шоу-бизнес, трейдеры, юристы… А ведь когда-то в России дипломированные инженеры были частью элиты общества! Тем временем мы то и дело сталкиваемся с авариями на производстве и техногенными катастрофами, причинами которых является так называемый "человеческий фактор". Никакая модернизация страны невозможна без квалифицированных инженеров, специалистов точных наук.
Чтобы повысить престиж профессии, нужны кадровые лифты, привлекательные зарплаты. К сожалению, сегодня очень низкая активность со стороны большинства руководителей предприятий, которые не готовы четко сформулировать, что же им необходимо, сформировать свой спрос. Университет готов идти навстречу: мы инициируем встречи с главными инженерами и руководителями предприятий по вопросам развития инженерного образования.

- Говоря о существующем дефиците квалифицированных инженеров, на которых есть высокий спрос, Медведев заметил: лишь треть их устраивается на работу по специальности, а "две трети растворяются неизвестно где"…

Что значит "неизвестно где"? По нашим данным трудоустройство выпускников ВятГУ инженерных специальностей очень высокое - 80-90%. При этом определенный процент людей, не желающих работать по полученной специальности, будет всегда. Еще в школе люди сделали неправильный выбор, но вуз все-таки окончили - ради получения "корочек". Это вопрос грамотной профориентации в школах, которым мы стремимся помогать: регулярно проводим бесплатные открытые уроки по химии, физике и другим предметам. В то же время за лучшими выпускниками-инженерами предприятия к нам выстраиваются в очередь. И это как раз те специальности, которые может и не слишком популярны, но у работодателей весьма востребованы.

- Например?

С 70-х годов "политех" сотрудничает с екатеринбургским заводом "Уралэластотехника", который производит уплотнители для окон, дверей, в том числе для автопрома. Нашими выпускниками там очень довольны. И ежегодно с 4 курса на практику берут по пять человек, а потом лучших - на постоянную работу. Сразу предоставляют квартиру и зарплату под 20 тысяч рублей. Кстати, должность главного технолога завода занимает наш выпускник, который сегодня работает над проектом совместно с Renault-Nissan.
Или возьмем энергетиков: без работы такие выпускники не останутся. Здесь целые династии: дети идут по стопам родителей зная, что смогут обеспечить себя и свою молодую семью.

- Вопрос по поводу подготовки специалистов, которых на рынке труда переизбыток. Министр образования Андрей Фурсенко заверил, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено...

Мы не готовим юристов. Как классическому университету нам заманчиво было бы иметь юридический факультет. Но, зная высокие требования, которые предъявляет Дмитрий Медведев (сам юрист по образованию) и требования министерства, мы не форсируем движение в эту сторону. Более логично было бы присоединить к университету филиал МГЮА, что позволит повысить качество юридического образования и сохранить важное направление подготовки для области. Эти предложения озвучивались губернатору и ректору академии, вопрос в стадии проработки.
Что касается экономистов, то мы готовим в первую очередь специалистов, связанных с производством и управлением на производстве. Например, выпускники по профилям обучения "Управление инновациями в промышленности", "Архитектура предприятий"", "Прикладная информатика в экономике", "Производственный менеджмент" - это будущие управленцы, понимающие производственные процессы.

- А как насчет "осовременивания" специальностей? Наверное, в недалеком будущем будут востребованы специалисты по производству органов, генной инженерии, космические гиды…

Университет просто обязан смотреть в будущее, открывать специальности, которые еще только ожидает признание и популярность. Среди немногих вузов в стране мы сегодня готовим биотехнологов и микробиологов. На выпускающей кафедре микробиологии - 11 профессоров, докторов наук и 8 доцентов, кандидатов наук. За три последних года - 85 научно-исследовательских работ, которые стали основой дипломов студентов. По грантам нефтяных, медицинских и фармацевтических компаний ученые ищут новые способы очистки окружающей среды, создают пробиотики, вакцины, кормовые добавки, изучают наночастицы и многое другое.
Из перспективных специальностей могу назвать такие, как "Мехатроника и робототехника". За этим будущее. Кстати, у нас есть направление "Сервис", а сервис сейчас везде, чего не коснись - в том числе и будущего космического туризма. Полный спектр направлений подготовки можно посмотреть на сайте (www.. Ред.).

- Как вуз интегрирован в международную систему высшего образования?

Наши преподаватели выезжают на научные конференции за рубеж, обмениваются опытом. Мы планируем более активно приглашать интересных лекторов из-за границы, имеющих передовой опыт инжиниринга.
Иностранные студенты учатся на специальностях "Городское строительство и хозяйство", "Технология машиностроения", "Управление и информатика в технических системах", "Сети связи и системы коммуникации", "Безопасность технических процессов и производств", "Микробиология", а наибольшей популярностью пользуется направление "Электрические станции".
Наши студенты побеждают на международных олимпиадах. Например, недавно студенты факультета прикладной математики и телекоммуникаций привезли серебряную медаль с международной командной математической олимпиады в Израиле, где соревновались представители 17 стран.

- Сейчас модно стало говорить о создании кампусов на манер западных университетов. Как вы думаете, для ВятГУ это реально?

У нас уже есть свой студенческий городок в районе ул. Московской и Производственной, который планируем расширять. Это не только 4 общежития, но и столовая, кафе, спорткомплекс, профилакторий. В общежитиях мы недавно сделали ремонт и закупили в комнаты новую мебель (чего не делалось ранее многие годы). Кроме того, у нас по городу десять учебных корпусов, из них пять - в самом центре.

- Президент призвал технические вузы минимизировать непрофильное обучение и пообещал помощь… ВятГУ - классический или технический вуз?

Многие классические университеты являются преемниками гуманитарных или технических вузов. Являясь сегодня классическим университетом, мы развиваем все направления. По факту у нас больше технических специальностей. Но пока мы финансируемся государством по подготовке технических специалистов лишь на 70%, мы вынуждены иметь и платные формы обучения. А больше всего платников - на неинженерных специальностях. С момента создания гуманитарного факультета (где есть и бюджетные места) выросли кафедры иностранных языков, физвоспитания, истории, психологии, политологии, философии. Сегодня хорошее знание английского обязательно для всех, кто планирует карьерный рост: это открывает двери мировых автоконцернов, совместных предприятий и т.д. С этого года мы заявили набор по специальности "тележурналистика" и будем готовить профессионалов, способных разбираться в проблемах производства, в специфике бизнеса, готовить качественные аналитические материалы. Кстати, у нас есть собственное студенческое телевидение, где можно практиковаться.

- Думаю, выпускники журфака ВятГУ сыграют свою роль и в повышении престижа профессии инженера. К слову о пропаганде: университет продвигает свои научные разработки? На встрече со студентами Медведев укорял студентов и ученых, что они не занимаются своей "раскруткой".

На базе ВятГУ ежегодно проводится Всероссийская научно-техническая конференция "Общество. Наука. Инновации", где сотрудники и студенты представляют свои наработки за год. В этом году такая конференция будет проходить с 18 по 24 апреля. На нее уже подано более 600 заявок.
У нас есть патенты на изобретения, полезные модели и свидетельства на программы и базы данных. В 2010 году получено 16 охранных документов, в текущем году уже подготовлено три заявки на изобретения и более семи на программы, готовятся еще несколько заявок на базы данных и изобретения. Три ноу-хау от вуза сейчас передаются в качестве уставного капитала в малые совместные предприятия. Регулярны публикации в научных журналах ВАК (Высшей аттестационной комиссии минобразования). У нас несколько научных школ, которые возглавляют доктора и кандидаты наук, участвующих в конкурсах различных фондов и государственных. Это дает возможность практического применения своих разработок. Для упрощения доступа обучающихся к электронной библиотеке, к преподавателям и консультантам в вузе сделаны бесплатные Wi-Fi-точки доступа к интернет.

- Глава государства не согласился с мнением, что слабые абитуриенты идут учиться на инженеров. Цитирую: "тот, кто понимает, что не способен совладать с формулами, идет на гуманитария, а люди высокоталантливые идут как раз учиться на инженера". Вы согласны с этим утверждением?

Все люди разные: одному даются точные науки, другому нет. Кто-то способен хорошо писать и рассуждать на философские темы, а кому-то ближе язык цифр. Другое дело, что иногда на некоторые технические специальности в силу их непрестижности конкурс в вузе оказывается ниже, чем на гуманитарные специальности - типа экономиста, менеджера.

Но есть и такие инженерные специальности, на которые конкурс традиционно очень высок. Например, это ФАВТ, который окончили топ-менеджеры многих крупнейших НИИ и предприятий региона. В том числе это завод "Маяк", фирма "Квадрат", Екатеринбургская фондовая биржа и т.д. В таких случаях экономическое образование добавляется к базовому инженерному - это основа, фундамент.

- Как вы думаете, есть ли будущее у инженеров?

Судя по сегодняшнему "провалу" в инженерной сфере, я думаю, что лет через пять на специалистов инженерных специальностей будет высочайший спрос. Это будут самые высокооплачиваемые специалисты, а само инженерное образование станет супердорогим. Мир ежедневно меняется, новые технологии захватывают все больше отраслей, и в центре этих преобразований будут стоять представители точных наук.

"Источник новостей"

Этот человек уже шесть месяцев является ректором лучшего педагогического вуза страны. «Его» университет - пока что единственный пример успешного слияния вузов в России. Кутузов Александр Геннадиевич - первое лицо Московского городского педагогического университета - в специальном интервью для студентов, специально для первого номера!

Что послужило причиной объединения МГПИ и МГПУ?

Причиной объединения МГПИ и МГПУ послужила серьезная ситуация, связанная с необходимостью решать силами вуза задачи более сложные, чем были раньше. Что это значит? Это значит, что сегодня университеты, особенно такие крупные, как наш, становятся центрами разработки социальных стратегий. Современный университет занимается не только подготовкой кадров, но и генерированием новых идеи, подходов, взглядов. Небольшому вузу осуществление таких функций не под силу, вне зависимости от того, сколько в нем докторов и кандидатов наук. Задачи столь высокого уровня по плечу только крупному учебному учреждению и притом только тому, который построен по новому проектному принципу - принципу управления по целям. Проще говоря, вуз более близкий к реальности.
Это не значит, что мы отказываемся от академичности, но академичность не должна подавлять собой ту реальность, в которой существуют студенты, преподаватели и функционирует весь университет. Мы объединились, чтобы создать более мощную структуру, которая будет способна решать новые задачи.
Почему именно МГПУ и МГПИ? Еще до объединения вузы были во многом родственны, и оба обладали действительно сильным потенциалом. Сейчас они дополняют друг друга.
Еще одна важная сторона объединения - повышение конкурентоспособности. Любой вуз находится в такой же конкурентной среде, как и бизнес. Любые учебные учреждения должны конкурировать между собой, например, в привлечении студентов. Это означает, что в вузах должны создаваться дополнительные условия для повышения комфорта учащихся. Кроме того, вузы должны конкурировать в научных идеях и разработках, для этого нужны ресурсы и ученые. Также они должны создавать конкуренцию в важнейших государственных и международных программах. Например, у МГПУ практически в каждой области есть национальные целевые проекты: в образовании, по русскому языку и культуре, по подготовке кадров. Отсюда еще одна причина, раскрывающая необходимость объединения: чтобы быть конкурентоспособными, нужно стать большими и сильными.

Что оказалось самым сложным в процессе интеграции вузов?

Самым сложным оказалось то, что на первый взгляд казалось самым простым, а именно отношение людей к этому процессу. Маяковский был, безусловно, прав, сказав: «Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» Прав, потому что каждый человек, будь то студент, преподаватель или руководитель, конечно, думает прежде всего о себе. Тяжелее всего было сделать так, чтобы как можно большее количество участников нашей «корпорации», я имею в виду тех же студентов, преподавателей и обслуживающий персонал, поняли, что объединение им не во зло, а во благо. Это был самый сложный момент, он касался и административных, и личностных взаимоотношений, и психологии. Я знаю, были даже проблемы среди студентов МГПУ и МГПИ: ребята первое время друг друга не понимали. Дело в том, что когда человек болен, он пьет таблетку или микстуру, но лекарства могут быть горькими. Больному неприятно, горько, а потом становится лучше: кашель проходит, горло проходит. Я думаю, этот напряженный, пиковый момент мы уже прошли. Постепенно приходит понимание того, что объединенный вуз обладает новыми потенциальными возможностями, и это во благо нам.

Более того, во благо Москве и системе образования. Полное понимание необходимости объединения, конечно, придет, но не сразу. Тем более наш традиционный менталитет не предполагает некой мобильности, подвижности. Мы привыкаем к определенным условиям, они нас начинают устраивать, и при этом становится очень трудно выходить за рамки. Но те, кто научились выходить за эти пределы, добьются многого, потому что наше время предполагает именно умение, желание и стремление выйти за границы привычного и создать что-то новое. Хорошо, если оно создается. Плохо, если нет.

Есть ли информация о дальнейшем объединении других вузов с МГПУ?

Этот вопрос не ко мне, а к правительству Москвы, к министерству образования, к президенту, который подписывает соответствующие указы. Я могу сказать только одно: в зависимости от тех целей, которые сформулирует правительство Москвы, мы будем принимать соответствующие решения. Важно понимать, что спонтанно решения такого уровня никогда не принимаются. Вузы объединяются не потому, что кому-то захотелось из двух сделать один, а в силу объективных причин. Пока никакой информации на этот счет нет, и я не вижу поводов к ее появлению.

Каким Вы видите МГПУ в будущем? Через 5, через 10 лет?

В идеале я бы хотел, чтобы наш университет собрался в одном большом, хорошо оборудованном с материальной точки зрения кампусе. Чтобы мы имели возможность, я имею в виду преподавателей и студентов, максимально тесно общаться друг с другом. Общаться не на уровне «кофейку попить», а на том уровне, на котором мы могли бы создавать междисциплинарные проекты, чтобы у студентов была действительно очень интересная жизнь, чтобы они не тратили по 2-3 часа на дорогу, а то и больше.
Теперь про внутреннее содержание. Хочу, чтобы студент, придя в университет, был уверен, что обучение в нем, при естественном желании учащегося обучаться, гарантирует серьезные перспективы в будущем. Чтобы он знал, что его университет станет трамплином для личностного и профессионального роста, я подчеркиваю: и личностного, и профессионального, не только одного профессионального.
А для этого надо очень многое сделать, начиная с серьезной работы над внутривузовским компонентом плана, над развитием магистратур, базы. Работы у нас будет, безусловно, много.

Недавно появилась информация о грядущем ребрендинге нашего университета, которая стала резонансной в студенческом сообществе. Расскажите о причинах ребрендинга и о своей позиции по этому вопросу

Вы джинсы как часто меняете? У вас не возникает желания ходить в ваших первых джинсах, которые вам купили в 5 лет, всю жизнь? Нет? Нет! Но вы все равно продолжаете ходить в джинсах, только в новых, другого размера, фасона, цвета. С момента основания, за семнадцать великолепных и успешных лет роста, в университете произошли изменения. Неужели не возникает желания отразить эти перемены к лучшему в корпоративной культуре? Мне кажется, такое желание очень естественно и понятно. Когда какая-то вещь попадает в музей, она не может подвергаться ребрендингу, она сохраняется реставраторами. У нас есть задача превратиться в музей? Нет. Если наша задача не превратиться в музей, а создать востребованную корпорацию, мы не можем не подвергаться ребренингу. Это процесс постоянный, вы посмотрите, как крупные фирмы работают. В конце концов, даже логотипы автопроизводителей меняются.

Вы упомянули, что в педагогическом вузе должны обучаться представители разных профессий. Более того, ранее ходили слухи, что МГПУ будет переименован, потому как будущих педагогов от общего числа студентов едва наберется 50%. Что Вы можете сказать на этот счет?

Насчет слухов: ими, как известно, земля полнится. Думаю, нужно говорить не о слухах, а о реальном положении дел: во всех крупнейших городах есть университеты, которые юридически подчинены им и сущностно выполняют свои основные функции в расчете на город. Федеральные вузы и задачи, которые перед ними ставятся, рассчитаны на всю страну. Вузы мегаполисов решают задачи, ориентируясь на их особенности, потому как мегаполисы - это совершенно особая структура. Видимо, с этим связанна информация, что, возможно, университет когда-нибудь потеряет слово «педагогический». Я не думаю, что это произойдет, по крайней мере, не работаю в этом направлении и не считаю, что это нужно делать. Нужно прикладывать усилия в том направлении, чтобы не только студенты и преподаватели, но и большая часть населения города и его власти поняли, что педагогический вуз - это не только вуз, где готовят учителей для их детей. Что это учебное учреждение, способное обеспечить лучшие условия жизни в мегаполисе за счет: а) качества подготовки; б) разработок, которые он ведет; в) информационно-рекламной деятельности и культурного влияния. Поэтому, насколько я знаю, вопрос о превращении педагогического вуза в непедагогический нигде не рассматривается. Соотношение педагогов и непедагогов у нас действительно 50 на 50, но есть масса специальностей, внешне не педагогических, но способных оказывать влияние на социально-педагогический процесс. Например, те же самые юристы. Они, конечно, не педагоги, но открывают юридические клиники и, оказывая помощь школам, ведут обширную законотворческую работу: много поправок в закон об образовании было подготовлено именно нашими юристами.

Вы, скорее всего, в курсе ситуации, что сегодня работодатели обращают внимание не на цвет диплома и оценки в нем, а на трудовую книжку. В связи с этим у студентов возникает необходимость искать себе работу на этапе обучения, буквально со 2 курса, что отрицательно сказывается на успеваемости и отношениях с преподавателями. Какие Вы можете дать рекомендации студентам, находящимся в данной ситуации?

Должен вас порадовать, вы не одни такие. И до вас возникала та же самая ситуация, когда человек, достигая 18-летнего возраста, начинает хотеть: а) свободу от родителей; б) некие суммы денег в кармане, чтобы реализовать эту свободу. Не только нынешнее поколение находится в положении, когда нужно учиться и работать. Но все, опять же, зависит от целей. Если цель стоит стать профессионалом и потом реализоваться, в том числе с точки зрения заработка, то 1-2 курс - это время, которое нужно в максимальной степени посвятить учебе. В это время закладывается очень важное умение самообразования, умения ориентироваться в том огромном массиве знаний, которым обладает окружающий мир. Эти умения завязаны не только на то и не столько на то, чтобы получить хорошую оценку на экзамене и в диплом, а на то, чтобы дальше быть способным к самообучению. Я бы порекомендовал на 1-2 курсе процесс обучения не нарушать, а искать пути совмещения. У нас в свое время были такие возможности: летние стройотряды или, например, работа по выходным в булочной (это я из своего личного опыта вам говорю).
Теперь что касается 3-5 курсов. Если хорошая база была заложена на 1-2 курсе и если работа хоть в какой-то степени связана с будущей деятельностью и дипломом, то это очень неплохо. Но, опять же, гармония важна во всем. Работа не должна становиться главным, а учеба отходить на второй план. Учиться абы как, только ради получения оценок и диплома - это потерянное время, вы же сами говорите, что диплом не ценится, но зачем-то стремитесь его получить, нелогично! Поэтому здесь надо быть аккуратным и понимать, что цели - это очень важные вещи, следовательно, сиюминутные потребности часто должны быть подчинены вашим крупным целям, а это уже самовоспитание.

Как Вы относитесь к обучению студентов по «индивидуальному графику» (свободное посещение)?

Что касается свободного посещения, индивидуального графика - не вижу в этом ничего плохого при условии, что человек способен к самообучению. Если способен, то и бога ради. Индивидуальный график - это инструмент, которым должен пользоваться умелый человек. Как показывает моя практика, такие люди бывают, но их не очень много.

Есть ли у вас пожелания студенческому самоуправлению, студенческому активу? Может быть, есть какие-либо задачи, которые вы ставите перед студентами?

Слушайте, а вы ленивые. Если я буду давать всем установки и задания, то: а) меня не хватит; б) я буду скушен, а через какое-то время просто непереносим. Для того чтобы добиться цели, стать современным, конкурентным, инновационным университетом, студенчество должно быть максимально активно. Инструментов этой активности может быть огромное множество: начиная от действительно серьезно работающего студенческого самоуправления, которое я всячески буду приветствовать (вплоть до того, что самоуправление будет ставить и нелицеприятные вопросы - это нормальная практика, ребята должны чувствовать, что у них есть свой орган власти) и заканчивая интернет-площадками и студенческими печатными СМИ. Цель у всего этого только одна: сделать так, чтобы студент чувствовал себя в университете комфортно, продуктивно и сохранил воспоминание о студенческих годах, как о самых светлых в его жизни. Любую студенческую активность я буду поощрять. Более того, буду просить, чтобы она была, и, скажем так, «не поощрять» тех, кто эту активность будет гасить.

Как вы считаете, должна ли оплачиваться общественно полезная деятельность студентов?

Конечно, конечно. Количество материальных ресурсов, которые могут быть выделены на оплату такой деятельности, - это отдельный вопрос. Но то, что она должна оплачиваться, это бесспорно! В современных условиях серьезная инициатива требует материального подкрепления. Можно, например, сделать стенгазету бесплатно, нарисовав ее шариковой ручкой и фломастером, что будет, безусловно, очень трогательно и мило, но в современном университете издание должно выпускаться с использованием передовых технических методов и средств.

В заключение мы бы хотели, чтобы Вы дали напутственное слово студентам.

Хотите, чтобы я проповедь прочитал? Никакой проповеди не будет. И так много всего рассказал. Буду краток: меня больше всего беспокоит то, что в СМИ слишком часто мелькают сообщения о том, что молодежь учится здесь, но хочет и старается уехать за границу. Отсюда чувство пессимизма, отсутствие мотивации. Так вот, хочу сказать, что для того, чтобы этого не было, нужно не так много: любить себя, свою Родину и создать общество друзей университета.

Об отношении к книгам.

Я не могу назвать любимой какую-то конкретную книгу. Любимая книга филолога - это та книга, которую ему хочется прочитать, а я хочу прочитать много книг. Литература - единственное, что делает человека человеком.


В трудные моменты…

Если что-то не получается, не складывается, я не перестаю думать, что наша задача - сделать так, чтобы вместе с нами и во многом благодаря нам мир стал лучше. «Мир стал лучше», значит, стало лучше тебе и тем людям, которые тебя окружают.


Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) наводит на интересные мысли. Кратко и тезисно суть сделанных в рамках интервью заявлений ректора сводится к следующему: вложения государства в «человеческий капитал» и местную образовательную систему как ключевой драйвер его развития – важно, хорошо и правильно; существующая в России образовательная система – реальный источник «мягкой силы» в международной среде «образовательных услуг», известная преимущественно на «традиционных» рынках стран Азии, Африки и Лат. Америки; в силу отсутствия бюджетной поддержки «резкого расширения» таких услуг следует делать ставку на открытое образование на online-платформах, подобно «ведущим американским ВУЗам»; слабая известность российской образовательной системы в мире – недоработки Россотрудничества; НИУ ВШЭ – лидер страны в области цифровизации образования и внедрения инноваций в области «образовательных услуг» в широком смысле, а многомиллиардные вложения государства в широкополосный и сетевой интернет не должны быть «омертвлены» (из чего, видимо, следует, что они должны как-то окупиться, а окупиться они могут… если инвестиции будут «достаточными»); содержание федпроекта «Новые возможности для каждого» (в рамках нацпроекта «Образование») – пока еще terra incognita для НИУ ВШЭ (при всей инновационности и престижности), потому ВУЗ сотрудничает с НТИ как «точкой развития» именно по «цифровому» образовательному направлению, а не по направлению профессиональной самореализации личности; несмотря на лидерские позиции в стране в области внедрения цифровых решений в образовании, НИУ ВШЭ сохраняет скромную роль наблюдателя процессов развития науки и образования и не намерена брать ответственность оператора федеральных проектов в области образования; путь к массовой «образовательной цифре» способны обеспечить лишь однозначные нормы для всех руководителей ВУЗов. В связи с чем МОО «Майский Указ» имеет случай сделать несколько замечаний. Действительно, НИУ ВШЭ – сильный ВУЗ в области цифровизации образовательного процесса, вершину чего представляют так называемые решения Learning Management Systems (LMS) и системы управления образовательным контентом, то есть «учебной литературой» (LCMS), в чем подотчетное Кузьминову учреждение пионер и лидер, и внедряет эти вещи давно. Суть этих решений – в цифровой реализации так называемого «компетентностного подхода» к образованию, которое дается сотрудникам заплативших за него фирм (как правило, достаточно крупных корпоративных структур, имеющих расходные статьи на обучения персонала), либо учащимися, стремящимися получить работу в них, по принципу меню в ресторане: «ничего сверх заказанного».

Однако что касается ведущих университетов мира, то там подобные вещи носят характер коммерческого приработка к основному источнику бюджетирования – участию в исследовательских грантовых проектах, решающих задачи грантодателей – агентов реального сектора экономики, включая государство. Только таким естественным путем и могут возникнуть «однозначные нормы», при наличии роста спроса на профессии (включая профессии исследователей). А совокупный спрос обуславливает экономический рост, обучение искусству создания которого является главным (и, пожалуй, единственным) официальным смыслом существования НИУ ВШЭ (про неофициальные смыслы нам ничего не известно). Об этом прекрасно знает Ярослав Иванович, равно как о том, что проблема совокупного спроса – глобальная, фундаментальная и одна из сложнейших. Вот только он сам в интервью выступает как ректор конкретного ВУЗа, не более того. Выработка норм цифровизации рынка образовательных услуг не может быть определена государством как источником именно субсидий, а не инвестиций – потому, что… это рынок. За исключением статей бюджетов нацпроектов «Образование» и «Наука», а также федпроектов в их составе. Но тогда, если НИУ ВШЭ действительно лидер в своей области, то, заявляя о необходимости государственной поддержки, руководство этого учебного заведения не должно отказываться от ответственных позиций по данным статьям и проектам.