Русские традиции при рождении ребенка. Эти приметы на рождение ребенка помогут узнать его характер и судьбу, а обряды отвести беду


Появление на свет нового человека – это своего рода таинство. И с давних времён люди особо отмечали это знаменательное событие, совершая ритуальные действия и специальные обряды. Чудо рождения вызывало не только радость, но и страх, поскольку люди верили, что в момент рождения открываются врата между потусторонним и этим миром, а потому следовало оградить в первую очередь мать и дитя от козней злых духов, чтобы они не смогли навредить их здоровью и благополучию.

Например, в древней Руси срок наступления родов скрывали до последнего – боялись сглаза, а повитуху вели к роженице окольными путями и огородами, чтобы не дай Бог кто-нибудь не увидел. Имя новорожденному полагалось давать в тот же день, и сразу же назначался день крещения.

К некрещёным детям относились с опаской, их нельзя было целовать, разговаривать с ними или же одевать на них одежду (некрещёных младенцев заматывали только в пелёнки). Причём в некоторых русских сёлах мать не имела права обращаться по имени к своему малышу, пока не будет проведён обряд крещения.


По сути дела, такие дети считались некими бесполыми существами, которых даже не считали членами семьи. Интересно, что крёстным отцом или матерью младенца мог стать шестилетний ребёнок или даже очень старый человек, впрочем, такое случалось нечасто.

Особо важным периодом для новорожденного и его матери считались сорок дней. Считалось, что в это время ребёнок особенно беззащитен перед потусторонними силами, а потому над его колыбелью вешали обереги, амулеты, а матери нежелательно было покидать дом или выходить за пределы двора - она должна была всё время находиться возле малыша.

Жители Алтая при рождении наследника никому не давали огня из своей юрты в течение тех же сорока дней, а иногда и на протяжении года. Считалось, что это нужно для счастья ребёнка. Вообще у многих народов не приветствовалось, когда в дом к родильнице заходили чужие люди. У греков на дверях дома, где только родился ребёнок, вешали специальные «опознавательные» знаки: венок из оливковых веточек означал, что родился мальчик, а повязка из овечьей шерсти говорила о том, что родилась девочка. Войти в такой дом было всё равно, что осквернить его.


При родах особенное внимание уделялось процессу перерезания пуповины. Например, чтобы мальчик стал сильным и здоровым, чуваши обрезали пуповину младенца на сугубо мужских орудиях труда, а у девочек на женских – веретене, прялке. У мусульман, если родители желали видеть своего сына воином, пуповину ребёнка обрезали мечом, а если ему прочили стезю учёного или мудреца – то каламом (письменной принадлежностью).

Специальные обряды, помогающие вырасти ребёнку здоровым и сильным, мягко говоря, иногда довольно своеобразны. Например, в индийском штате Махарашта мусульмане бросают новорожденных младенцев со стены одного из храмов, высота – сущий пустяк. Каких-нибудь 15 метров. Конечно же, детей внизу ловят на растянутую ткань. Полагается, что после этой процедуры все дети вырастут смелыми, здоровыми и им будет сопутствовать удача.


Чтобы не дать завладеть злым духам душой младенца, их всячески старались запутать и обмануть. В Чувашии родители младенца пытались показать потусторонним силам, что это ребёнок не их, и что его просто нашли или «купили». Для этого разыгрывался небольшой спектакль, в котором повитуха украдкой выносила ребёнка из дому, а потом протягивала его родителям в окно, и предлагала купить его. Иногда духам «показывали», что младенца нашли в воде или даже в мусоре. С этой целью младенца клали в ведро, и повитуха отправлялась «за водой».

Подойдя к колодцу (реке, озеру) она касалась днищем ведра воды, а затем возвращалась назад, и предлагала родителям приобрести свою «находку», что те и дели за определённую плату. Стараясь запутать нечистую силу, детям давали имена, несоответствующие их полу, мальчикам – женские и наоборот. Или же вообще давали названия птиц, животных или неодушевлённых предметов. Нередко у ребёнка было два имени, одно было известно всем, а второе – только близким людям. Этот обычай кое-где имеет место и до сих пор.


Что же касается праздника дня рождения, то у разных народов его отмечают по-разному, и если жители Европы отмечают эту дату каждый год, то многие мусульмане из Африки и Азии имеют возможность отметить свой день рождения всего два раза в жизни: собственно при рождении и в возрасте пророка, то есть в 62 года.

Этнографические материалы свидетельствуют, что во всех местностях Украины большое внимание уделялось традиционным обычаям и обрядам, связанным с рождением ребенка. Согласно народным верованиям, соблюдения и выполнения соответствующих обычных установок и обрядов - необходимая предпосылка успешного рождения, здоровья и благополучия матери, ребенка и счастливой их судьбы.

Этот комплекс обрядности разделяют этнографии на четыре группы: дородовые обычаи и обряды, собственно роды; послеродовые; обрядовые действия, знаменующие "присоединение" ребенка к семье, рода, общины.

Дородовые охватывают ряд ритуальных, магических действий и обычаев, которые выполнялись уже во время свадьбы и направлялись на обеспечение плодовитости супругов, рождение сыновей (распускание косы молодой мальчиком, устройства первого постели молодых на необмолочених снопах и др..).

Период беременности был обставлен рядом оберег, предостережений и верований. Старались подольше скрывать беременность от посторонних. Женщине, которая ждала ребенка, советовали избегать встреч с калеками, больными, некрасивыми на вид людьми и вообще плохих впечатлений, чтобы это не передалось не повлияло на физическое развитие плода. Она не должна была смотреть на огонь и умершего, бить животных, взять что-то чужое, сердиться, ругаться, сердиться и др.. Считалось, что поведение матери, ее психологическое состояние непосредственно влияют на здоровье, развитие, формирование характера и внешности ребенка еще до его рождения.

Обычай велел не отказывать беременной женщине, когда она попросит что-то помочь или одолжить, чтобы удовлетворить, когда ей хотелось (захотелось) что-то съесть, выпить. Рекомендации, обереги, нормы поведения беременной, отношение к нему других людей основывались преимущественно на народном опыте и рациональных знаниях народной медицины, понимании физиологически психологического состояния женщины во время беременности. Они имели много общего с аналогичными обычными традициями у других народов. Многие из них продолжают бытовать и в наше время.

Цикл обычаев и обрядов, которыми сопровождалось рождение ребенка, сохранил в народном быту украины еще в XIX - начале XX много архаичных мировоззренческих представлений. Появление на свет нового человека - великое таинство, требовало соблюдения традиций ритуалов и обычаев.

Выполнение всего комплекса предостережений, магических действий, ритуалов считалось основой успешного рождения ребенка, охраны от злого матери и младенца.

Роды (злого, родил) происходили в домашних условиях, но без посторонних. Постель роженицы пытались оградить "занавесом" (рядном или другой тканью), чтобы предохранить ее и младенца от дурных глаз. Принимала роды бабка-повитуха, которую заранее приглашали. В разных местностях Украины ее называли: баба, бабка, баба-повитуха, бабка кушарка, баба-пленница, породильна, баба-пупоризка и др.. Именно от ее знания и умения зависели во многом успешные роды, жизни и здоровья матери и ребенка. Поэтому бабка-повитуха пользовалась уважением в народной среде.

Кроме непосредственных мер по принятию ребенка, бабка-повитуха выполняла определенные обрядовые действия, также придавало ей уважения: решения узлов, отпирания замков, распускание кос и другое - для облегчения родов, отсечения пуповины мальчикам на топоре, полене, а девочке - на веретене, гребни, чтобы привить им навыки к основным видам сельскохозяйственного труда; закапывание последа (места), первое купание ребенка и т.п.. Бабки даже предоставлялось право окрестить больного, умирающего ребенка. Пуповину завязывали конопляным пряжей - матерка, - "чтобы ребенок был плодовитой", "чтобы у женщины дети велись". Когда не хотели иметь детей, то завязывала льняным пряжей. Завязывая, бабка-повитуха приговаривала: "завязывай счастья, здоровья и многая лета", "завязывает тебе счастья и здоровья, и возраст длинный, и разум добрый".

Весомым ритуалом после рождения ребенка была первая купель

Она сопровождалась определенными действиями и словесными формулами, в которых сохранился отголосок древних верований в магическую силу воды, слова и первого (инициального) соприкосновения ребенка с различными жизненно необходимыми предметами. Первая купель рассматривалась не только как очищение, но и как охрана ребенка от злых духов. К первой купели добавляли святой воды, вкладывали лекарственные травы, кусок хлеба или немного зерна, бросали серебряные или золотые монеты. Местами до первой купели девочек доливали меда, молока, клали иглу (Гуцульщина), мальчикам клали сверло, чтобы умел мастерить (Бойковщина). В новее время в этих и других предметов добавились ручка и карандаш, чтобы ребенок был умным, хорошо училась. Когда кто-то заходил в дом во время первой купели, должен был бросить какую-то монету. Воду первой купели следовало вылить утром в какой-то угол, куда никто не заходил.


Верования в магическую силу воды прослеживается и в народных очистительных обрядах женщины-роженицы и бабки-повитухи. Считалось, что женщина после родов - "нечистая" и может повредить людям, которые сталкиваются с ней, негативно повлиять на урожай, семейный достаток и т.д.. Поэтому следовало быстрее окрестить ребенка, после чего бабка-повитуха проводила обряд "очищения" роженицы и себя (слитки, очистки, слива, паломничество, слияния на руки и др.).. Везде в Украине этот обряд совершался со свяченой или "непочатой" (впервые зачерпнуть утром из колодца) водой. Бабка-повитуха окропили роженицу, до трех раз давала ей отпить воды или смывала внешней стороной ладоней ее руки и лицо, говоря молитвы и пожелания. Роженица в свою очередь сливала на руки повитухи, одаривая ее - подносила хлеб, соль, кусок полотна, платок или покрывало т.д.. Народно-Обычная процедура очистки дополнялась церковным ритуалом вывода через 35 дней от родов, после чего роженица считалась полностью очищенной.

Кое-где в народных обрядах сохранились обсушивание ребенка после первой купели возле горящей печи (в обычаях украинского Закарпатья), зажигания свечи после рождения ребенка, свет которой, согласно верованиям, оберегало роженицу и младенца от злых сил, и др..

В течение нескольких дней после рождения ребенка календарь обычаев устийненим в украинских было посещение роженицы замужними женщинами из семьи, соседей, подруг с поздравлениями и обязательным принесением традиционных для такой оказии продуктов (творога, масла лепешку, каши, сырых яиц и т.п.).

Несмотря доброжелательный гуманный смысл, этот обычай относится также к группе послеродовых обрядовых действий, которые означают и приобщение ребенка к широкому семейнму коллективу. Еще больше эта тенденция выражена в других традиционных послеродовых актах: выборе имени (по церковному календарю соответствии с днем ​​рождения или, как было распространено, предоставление новорожденному имени дедушки, бабушки или другого из предков) крещении с обязательным участием крестных родителей - кумовьев, которых приглашали из семьи или друзей. В некоторых приглашали "в кумовья" несколько пар. Впоследствии крестник называл их: крестный, крестная, матка, отец, нанашка, нанашко. Если в семье "не велись" (умирали) дети, то, чтобы помочь этому, в некоторых местностях Украины бытовал обычай имитации продажи новорожденного кумовьям через окно.

Церковное крещение также обычно сопровождалось различными народными обычаями, магическими действиями и заговорами. Перед крещением ребенка клали на кожух, на стол, на печь, между буханками хлеба, что должно было обеспечить ей достаток, тесная связь с домашним очагом, предохранить от зла. И здесь главная обрядовая роль принадлежала бабе-повитухе: она готовила пеленки, пеленала ребенка, передавала ее кумовьям, приговаривая: "Нате Вам новорожденный, а нам принесите молитвенно и крестной" (Харьковщина), иногда несла младенца до церкви и только там передавала кумовьям, следила, чтобы делалось все, "как положено". Считалось, что ребенка надо нести к кресту только на правой руке, при ней должны быть традиционные обереги (чеснок, соль, кусок хлеба, а иногда и целый буханку).

В разных местностях Украины бытовали и другие обычаи, которые должны были оберегать ребенка, обеспечить ему счастливую жизнь, символизировали приобщение к семье и обществу. Общепринятым обычаем было празднование, торжественное празднование рождения ребенка, на которое приглашали семью, кумовьев, соседей. Этот древний обычай в христианский время преимущественно приурочивали ко дню крещения. На крестильную гости (крестины) приносили подарки: полотно, хлеб, яйца, а в наше время - еще и сахар и другие продукты.

Традиционно определяли и набор блюд на крестины. Почти повсеместно обязательным в нем была каша (видимо, остаток древних пожертвований в виде зерновых). В некоторых этнографы зафиксировали интересные обрядовые действия с кашей: повитуха или крестный отец за столом поднимали горшок с кашей, желая добра и счастья, как "звезд на небе". Известны обычаи "молить кашу", "разбивать кашу", т.е. разбивать горшок с кашей, которой угощают гостей, которые платят за это пожертвованиями для ребенка, роженицы или бабки-повитухи. На Гуцульщине сохранился древний обычай обрезки ребенку волосы на крестинах, символизирующий ее приобщения к роду. Кое-где после крестин проводили еще калачины - в один из праздников родители ребенка посещали кумовьев с калачами, одаривали их.

После крестин также практиковали различные охранные действия для защиты ребенка и матери от вредного влияния злых сил и духов, "плохих глаз" - сглаза. В колыбель клали металлические острые предметы (нож, ножницы, иглу), веря в их магическую силу. На руку ребенку связывали красную ленту или нить - "от уроков". Спеленатый ребенка перевязывали красной кромкой. Через год после рождения совершался обряд пострижин ребенка - первого пострига, а на Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине даже весьма торжественно, с участием кумовьев и с гостиной. Этот обычай имел традиционные ритуальные элементы: сначала кум или кума выстригали волосы надо лбом, затылком, ухом, затем достригали, прятали волосы или хранили, пускали по воде, сжигали. На западноукраинских землях зафиксированы лишь отдельные элементы обряда первой пострига.

Собранные в XIX-XX вв. этнографические материалы о обычаях и обрядах, связанные с рождением ребенка, доносят до нас богатые архаические элементы и разнообразие их локальных вариантов. В бытования они не всегда осмысливались согласно первоначальной магически символической значимости. Однако предохранялись сравнению устойчиво, поскольку народная традиция объединяла их с жизненно важной функциональностью - успешным рождением, здоровьем матери и ребенка, благополучием и счастьем новорожденного. Это основные мотивы всего комплекса народных обычаев и обрядов, их практически-рациональных и магических иллюзорных, суеверных элементов.-

С беременностью и родами всегда было связано большое количество суеверий и запретов. Народные приметы помогали родителям определить характер ребенка и узнать, как сложится его дальнейшая жизнь. Чтобы отвести невезение, наши предки проводили обряды и придерживались определенных традиций. В разное время появлялись обычаи, соблюдение которых должно было привлечь удачу и везение.

Народные приметы, связанные с рождением ребенка

С рождением ребенка связано много суеверий. Некоторые старинные приметы сегодня кажутся глупыми предрассудками, другие - имеют научное обоснование. Например, самое известное поверье гласит, что новорожденного нельзя никому показывать в течение 40 дней. Считается, что в этот период малыш наиболее слаб и уязвим для негативной энергии. С медицинской точки зрения суеверие имеет логическое объяснение:

  • новорожденный может легко подхватить инфекцию от постороннего человека;
  • шумная компания может спровоцировать у ребёнка стресс, который приведет к нарушению сна.

Старорусские обычаи, которые дошли до наших дней

На Руси рождение ребенка сопровождалось серией обрядов, в которых принимали участие все члены семьи. Некоторые обычаи сохранились до сих пор. Наши предки были уверены, что соблюдение традиций - залог благополучия и счастливой судьбы малыша. Например, большое значение имело первое купание новорожденного. Согласно народным поверьям привлечь материальные блага помогает серебряная монетка, опущенная в воду. Чтобы ребенок был здоровым, в ванну добавляли мед и отвар девясила.

Под купель мальчикам клали топор или молоток, девочкам - нитки и иголки. Считалось, что благодаря этому ребенок вырастет хозяйственным и домовитым. Если купание проводилось вечером, воду оставляли на ночь и выливали с заходом солнца.

До наших дней дошли и другие, не менее интересные обычаи:

  1. Традиция перевязывать конверт новорожденного лентой восходит корнями к языческому прошлому славян. В давние времена младенцев обвязывали поясом, расшитым обережными знаками и символами.
  2. Раньше новорожденного заворачивали в тулуп из овчины или овечью шкуру, чтобы вся его жизнь прошла в достатке. Сегодня ребенка просто кладут на шубу из натурального меха. Делать это нужно в первый день после выписки из роддома.
  3. У многих народов существует традиция дарить новорожденному серебряную ложку. На Руси этот металл символизировал богатство и защиту от злых духов. Серебряной ложкой начинали кормить ребенка сразу после повеления первого зуба. Считалось, что процесс появления зубов пройдет легче и менее болезненно.
  4. Старорусский обычай «выкуп у повитухи» проводился на третий день после родов. Женщина, которая помогла ребенку появиться на свет, покидала дом роженицы с подарками. В наше время принято благодарить акушерку, которая принимала роды. Ей дарят презент при выписке из роддома.

Появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы, затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.

Родившегося малыша бабка приносила в дом и передавала на руки отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал малыша своим сыном или дочерью.

Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.

Приметы и обычаи на рождение ребёнка

Если ребенок родился в воскресенье, вторник, четверг или субботу, ему пророчили долгую счастливую жизнь.

Счастливым считался мальчик, похожий на мать, и девочка, похожая на отца.

К счастью для ребенка, если в день, когда он родится, в доме будет какая-нибудь прибыль, и к несчастью, если случается какая-нибудь потеря, убыток в доме, или когда отдадут в другой дом какую-нибудь вещь насовсем или взаймы.

Не очень хорошо, если ребенок родился под исход месяца.

После рождения ребенка

Для родильницы готовили теплую брагу или рыбные пироги. В первые дни после родов родственницы, соседки, в основном детородного возраста, приходили проведать роженицу и приносили различную еду - хлеб, булки, пироги, печенье. Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек» - отсюда современный обычай дарить малышу игрушки, детскую одежду и т. д.

Полезные советы для будущих и молодых мамочек

❧ Если беременная женщина испугается, то это может сильно повредить еще не родившемуся ребенку. Чтобы не случилось беды, ее муж должен лить через сито воду, а женщине необходимо умываться этой водой.

❧ Если беременная женщина чего-то испугается и при этом схватится за живот, то у ее ребенка впоследствии на теле могут появиться красные пятна. Чтобы этого избежать, скажите:

Иисусе, знаменуйся светом лица Твоего

На младенце моем

И пребудь с ним

Во веки веков.

❧ Давно замечено: если беременная женщина возьмет в руки веревку, то ее ребенок может родиться обмотанным пуповиной. Чтобы отчитать ошибку, муж этой женщины должен купить новую веревку и выбросить ее на улице со словами:

Иуда брал веревку,

Иуда плел петлю,

Но не мою жену.

Аминь. Аминь.

❧ Беременная женщина не должна переступать беременную кошку, иначе ее ребенок будет капризным и крикливым.

❧ Беременная женщина ни в коем случае не должна отдавать остатки своей еды собаке, иначе ребенок родится глупым.

❧ Беременным женщинам не стоит носить узких и коротких юбок, ведь тем самым они укорачивают жизнь своему ребенку.

❧ Если беременная женщина поперхнется и начнет кашлять, то должна тут же сказать:

Я от крошки кашляю,

А не моя крошка.

Если этого не сделать, то ребенок в будущем, скорее всего, будет страдать от кашля. К тому же существует примета, согласно которой, если беременная женщина по-перхнется, то в старости будет страдать от грубости и невнимания своего ребенка.

❧ Беременной женщине не стоит запрокидывать голову, когда она пьет, в противном случае ее ребенок в будущем рискует пристраститься к спиртному.

❧ Беременная женщина не должна собирать хлебные крошки со стола, иначе ее ребенок проживет жизнь в нищете.

❧ Не позволяйте чужим людям прикасаться к вашему животу.

Если же подобное произошло, тут же скажите:

Ангел мой, закрой мое дитя,

Спаси, сохрани его и меня.

❧ Беременной женщине не стоит произносить в разговоре такие фразы, как «Пошел вон!» В противном случае она рискует не доносить ребенка до положенного срока.

❧ Давно замечено: если беременная совершит кражу, то ее ребенок не доживет до тридцати трех лет. Если вы все же совершили подобный грех, то необходимо обратиться к мастеру.

❧ Беременная женщина не должна смотреть на покойника или ходить на кладбище. Дело в том, что там она может подцепить порчу или оказаться жертвой духов из иного мира, а так как ребенок в этом возрасте еще очень слаб, то весь негатив матери он примет на себя и вряд ли проживет долгую и счастливую жизнь.

❧ Попросите своих родных и знакомых женщин не приходить вас встречать роддом, если у них в этот день месячные, иначе у вашего ребенка потом могут появиться проблемы с кожей.

❧ Беременная не должна ходить на похороны и на кладбище, иначе ребенок может рано умереть.

❧ Если в роду у вас были самоубийцы, то не называйте таким же именем своего ребенка, в противном случае ребенок повторит жизнь того, кто умер не своей смертью, а бесовской.

❧ Родившегося 2 августа, в Ильин день, человека не следует называть именем Илья, иначе он будет угрюмым, злым и вспыльчивым. Человек, родившийся в Ильин день, трудолюбив и очень бережлив, у него не забалуешь и зря денег не возьмешь (ему жалко тратить деньги даже на себя).

❧ Если девочку не стричь до семи лет, то она вырастет умной и талантливой и проживет долгую жизнь.

❧ Мальчика до семи лет наголо стричь нельзя, иначе у него будет слабое потомство (волосы можно лишь подравнивать).

❧ Пока ребенку не исполнился год, не следует продавать его вещи.

❧ Пока ребенку не исполнится год, не шейте ему одежду из своих старых вещей, в противном случае вы обрекаете его на нищету. Если же ошибка уже была допущена, то купите новый отрез ткани, отнесите ее к церкви и отдайте нищему, который стоит ближе всех к углу церковной ограды. После этого подайте записку о здравии ребенка на весь год.

❧ Не следует рисовать портрет ребенка, пока ему не исполнится семь лет (до этого возраста он еще считается младенцем).

❧ Тем, у кого в доме есть младенец, не следует давать взаймы хлеба и соли, чтобы не отдать счастливой доли ребенка.

❧ Когда купаете ребенка, не пускайте в дом посторонних.

❧ Купать ребенка первый раз следует в пеленке, которую затем нужно взять с собой на крестины, а после обряда спрятать в укромном месте. Такая пеленка подарит родителям долголетие.

❧ Первую кроватку своего ребенка ни в коем случае не сжигайте. Лучше продайте или подарите друзьям. Однако кроватку не стоит отдавать в семью, где родился третий ребенок.

❧ Пока ребенку не исполнится год, попросите своих знакомых женщин не приходить к вам в гости во время месячных, иначе ребенок может стать крикливым. Если подобное уже произошло, нужно прочитать следующий заговор:

Кровь у Евы прекратилась - дитя зародилось.

Ева разродилась - кровь объявилась.

Как ты, кровь, приходишь и уходишь,

Так чтобы и всякая неприятность ушла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Конечно, детей нужно хвалить, но вот все время, по поводу и без, этого делать не стоит, иначе вы рискуете сглазить ребенка. Если же подобное произошло и после ваших неуемных похвал ребенок стал капризным и перестал спать ночами, то вам необходимо это срочно отчитать. Для этого перелейте из стакана в стакан воду, приговаривая: Вода водой смоет.

❧ Если ребенок разбил себе нос, губу или бровь, никогда не вытирайте ему лицо подолом, иначе ребенок проживет очень тяжелую жизнь. Если же подобное все же произошло, то возьмите ребенка за руку, три раза подряд переведите его через порог входной двери (туда и обратно), читая при этом такой заговор:

Люди приходят и уходят,

Так чтобы и всякая беда

От моего дитятка отошла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Если у вас есть собака, следите внимательно за тем, чтобы ребенок не давал ей откусывать от своей еды. Знахари уже давно заметили, что если ребенок потом съест такую еду, то на всю оставшуюся жизнь станет изгоем: люди не будут его признавать. Если подобное все-таки произошло, следует обратиться к знахарю.

❧ Не позволяйте ребенку сидеть на только что вскопанной грядке, иначе он может заболеть. Если вы недосмотрели, то следует тут же сказать:

Ни в землю, ни к земле,

А по земле.

❧ Если вы увидите, что над детской коляской кружат пчелы, то это предвещает серьезную болезнь или даже смерть ребенка в течение года. В этом случае нужно немедленно сказать:

Тело, кость, кровь, смола,

Жаль, пчела, себя, а не Божьего раба (имя).

Оборони, Господи, моего младенца,

Его душу и тельце.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Даже в шутку никогда не дуйте ребенку в лицо - так вы сдуваете его счастливую долю. Если вы совершили ошибку, то прочитайте следующий заговор:

Не приведи, Господи, зреть

Всякую беду для раба Божьего (имя),

Осени его крестом сохранным от всякого зла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Не следует часто щекотать ребенка, иначе он может вырасти глупым.

❧ После захода солнца не следует играть с ребенком, подкидывая его над головой, иначе он станет часто болеть.

❧ Объясните своим детям, что нельзя играть ни в свадьбу, ни в. похороны, в противном случае это может наложить негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Если же подобное все-таки произошло, то обратитесь за помощью к знахарю.

❧ Попросите ребенка не прыгать на кровати, иначе ему будет сложно уснуть.

❧ Люди, рожденные в високосный год, чаще других погибают от насильственной смерти. В раннем детстве у них могут быть опасные заболевания или серьезные травмы. У людей, рожденных в високосные годы, зачастую неразделенная судьба. К счастью, существуют сильные магические заговоры, которыми можно заговорить этих людей.

❧ На третий день после крещения младенца мать смотрит, долголетний ребенок или нет. Для этого она берет волосы младенца и, закатав их в воск, опускает в святую воду. Если воск тонет, то ребенок не жилец. Не теряя времени, нужно заговорить младенчика на долголетие. Если вы этого не умеете делать, нужно обратиться к опытному мастеру.

❧ Когда родится первенец и его покрестят, то эту крестильную рубашечку убирают до следующих родов и крестин. Потому что если в семье крестить всех детей в одной рубашке, то они будут всегда очень любить друг друга и не будут никогда ссориться.

❧ На крестинах не кладите много еды в тарелки. Если гости оставят объедки, новокрещеный будет неудачлив.

❧ Во время крестин не дают зажигать от своей свечки другую свечу.

❧ В день крестин не шьют, не вяжут, не прядут, не стирают, не солят солений, не рубят сучков на деревьях и дров, не копают землю и ничего не сажают, не пинают животных и не стригут овец, не щиплют кур и не забивают скота. Всякую работу делают заранее или откладывают на другой день.

❧ Принято никому не открывать двери, пока не вернутся из церкви после крещения.

❧ Не дают напиваться гостям в день крестин, особенно это относится к кумовьям, иначе ребенок будет пьяницей.

❧ В день крестин не должно быть ссор.

❧ Восприемниками вашего ребенка не могут стать люди другой веры, ведь основной долг крестных родителей - это обучить ребенка основам православной веры, водить его в церковь и молиться за него, согласуясь с православной традицией.

❧ Не приглашайте в крестные людей, ведущих беспутную жизнь: особенно это касается страдающих алкоголизмом или наркоманией. Помните, как бы вы к кому-то ни относились, кого-то ни жалели, речь идет о жизни вашего ребенка, за которого вы пока в ответе. Задумайтесь, какой пример ему подадут такие крестные родители, хотя они и обещают вам сейчас раскаяться и взяться за ум. Конечно, людям нужно верить и помогать, но в таком деле лучше все же лишний раз подстраховаться.

❧ Лучше, когда у ребенка есть и крестный отец, и крестная мать. Если по той или иной причине вы не можете пригласить сразу двух восприемников, то мальчика должен крестить мужчина, а девочку - женщина. Иногда церковь разрешает обходиться и вовсе без крестных родителей, но это крайние случаи. К тому же восприемники ребенка будут заботиться и оберегать его, если с родителями младенца, не дай бог, что-то случится.

❧ Не приглашайте в крестные беременную женщину, тем самым вы можете сократить жизнь ребенку.

❧ Не приглашайте в крестные родных брата и сестру.

❧ Крестными родителями не должны быть супруги, ведь после обряда их станет связывать духовное родство, которое не подразумевает плотских отношений. По тем же причинам один из родителей ребенка не может выходить замуж или жениться на ком-то из его крестных родителей.

❧ Незамужняя женщина не должна крестить девочку, иначе у нее потом будут проблемы в личной жизни.

❧ Не приглашайте в крестные овдовевшего человека, в противном случае в будущем ваш ребенок может овдоветь.

❧ Не приглашайте стать крестным человека с таким же, как и у ребенка, именем.

Введение

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд -- это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В своей контрольной работе я хотела бы рассказать о главных, складывавшихся веками национальных обычаях и обрядах русского народа

Рождение ребенка

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.

Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.

В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно) в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней -- иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных, -- у малыша будет «родимчик» и т.д.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам -- нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.

Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния -- ей нужно было приданое.

Часто крестьянки вообще мало обращали внимания на беременность и работали до тех пор, пока не начнутся роды.

В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и рожениц, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья -- в баню, хлев, сарай.

Либо при наступлении родов все люди, находящиеся в доме, прощались с роженицей и уходили в другую избу или иное место, не рассказывая о происходящем посторонним (считалось, роды бывают тем труднее, чем больше лиц о них знает).

С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха. Повитуха и муж старались облегчить страдания родильницы.

Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице: ее отказ рассматривался как непростительный грех, который мог повлечь немедленную кару.

К акушеркам, появившимся в деревнях во второй половине XIX века, крестьяне обращались крайне редко. Крестьянки предпочитали повитух, так как они сразу могли заговаривать грыжу. А акушерки; в большинстве девушки, могли и сглазить младенца, говорили в народе, к тому же применение акушерских инструментов считалось грехом.

Повивальные бабки в случае необходимости могли крестить новорожденных. Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка -- это всегда пожилая женщина безупречного поведения, не замеченная в неверности мужу. В некоторых местах считали, что повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои или принятые ею дети умирали.

Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились и потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца.

Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.

Обряд очищения, или размывания рук, обязательно заканчивался тем, что роженица делала повитухе подарок (мыло и полотенце). Во второй половине XIX, а особенно в конце XIX -- начале XX века подарок дополнялся небольшой суммой денег Повитуху кормили лучшими кушаньями, поили чаем с сахаром.

Повитуха готовила или хотя бы подавала так называемую бабину кашу. Обряды с Бабиной кашей обязательно включали сбор денег (продажу каши). Основное денежное вознаграждение повитуха получала именно «на кашу» от присутствующих гостей и домочадцев (роженица, которая даже если и присутствовала на крестинах, в сборе денег не участвовала).

Был один день в году, когда устраивался праздник специально для повивальных бабок, -- «бабины», или «бабьи каши». Это второй день Рождества -- 26 декабря по старому стилю.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

Исполнение роли бабки создает определенные отношения между нею и ребенком, которого она с этого момента называет внуком, а он ее бабулькой. Каждый год такие бабки несут ребенку подарок на день рождения, их приглашают на все главные события жизни ее «внука» -- и на свадьбу, и на проводы в армию.

После родов родильницу уводили в баню. Какими бы ни были роды, повивальные бабки готовили в бане «воду от уроков». Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, повитуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь». При этом вела счет до девяти с отрицанием -- не одна, не два, не три и т.д. Таким образом воду на локоть черпала три раза.

С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа туес так, что пролитая вода опять стекала в него же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»

После этого вода считалась так сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу.

Затем бабка ставила родильницу лицом на восток -- если только она может стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.

Муж нередко кричал и стонал вместо жены, отвлекая злые силы от роженицы.

При тяжелых родах применялся целый набор магических средств помощи роженице. Считалось, например, что всякая замкнутость препятствует родам, поэтому прибегали к действиям, символизирующим или имитирующим разрыв замкнутости: развязывали все узлы на одежде роженицы и ее мужа, отмыкали в доме все замки, расплетали косы и т.п.

Применяли также троекратный обход роженицей стола, на углах которого насыпали кучки соли.

Когда женщине приходилось мучатся родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен женским святым «узоразрешительницам», помощницам при родах -- великомученице Екатерине, пресвятой Богородице Федоровской, или Троеручице, или Успению пресвятой Богородицы. В некоторых местностях у священника брали церковный пояс, чтобы обвязать им роженицу.

Когда ребенок появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки -- на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы. Затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.

Иногда повитуха исправляла голову ребенка. Полагали, что она могла сделать его круглолицым или длиннолицым.

Потом бабка хлопотала около родильницы: парила ее в бане или в печи, правила живот и сдавливала груди, чтобы удалить первое плохое молоко.

Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.

Вообще пояс как амулет, магический атрибут играл большую роль в язычестве. Это нашло отражение и во многих более поздних религиях. Пояс символически делит человеческое тело на две половины -- земную и небесную, нечистую и чистую и выполняет функцию защиты от злых сил. Ту же охранительную роль играл пояс, которым повязывала ребенка крестная мать по истечении шести недель со дня его рождения. Считалось, что не опоясанный ребенок может умереть.

Таким образом, современный обычай обвязывать новорожденного, спеленатого в одеяльце, при выписке из роддома лентой -- мальчика синей (голубой), а девочку красной (розовой) имеет объяснение. У царского дома Романовых существовал обычай награждать новорождённого мальчика орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а девочку -- орденом Святой Екатерины (красная орденская лента).

Первой пеленкой сыну служила отцовская рубаха, дочери -- материнская: Вообще все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос) были окружены ритуалами.

На сороковой день мать с новорожденным, по правилам церкви, входила в храм: мать выслушивала очистительную молитву, а младенец воцерковлялся, то есть вводился в общину верующих.

В первые послеродовые дни женщины -- родственницы, соседки, в основном детородного возраста, -- приходили проведать роженицу и приносили ее семье различную еду -- хлеб, булку, пироги, печенье.

Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек». Сохранился он и поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек, детской одежды и др.