Занятия по речевому развитию детей. Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л

Содержание:

  • Что такое общение и из чего оно состоит
  • 3 главные составляющие общения
  • Есть контакт! Что дальше?
  • 9 игр для появления речи у ребенка
  • Что делать, если ребенок отказывается от занятий?
  • Лицо и движения — это центр работы над речью.

Что такое общение и из чего оно состоит

Если говорить академическим языком, общение представляет собой взаимодействие людей, во время которого происходит передача информации, выражение чувств, эмоций и оценочных суждений.

Кроме того, во время общения люди выражают свое отношение, как к собеседникам, так и к предмету речи. Научно доказано, что человек испытывает необходимость в общении. Во время этого процесса происходит реализация потребности в общественном признании.

Под средствами общения понимаются способы кодирования и расшифровки информации, то есть ее передачи и получения. Так как все общение можно разделить на вербальное и невербальное, то и средства общения также подчиняются этой классификации.

При вербальном, то есть речевом общении, основным средством, с помощью которого осуществляется коммуникация, является слово. Звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения являются речевыми средствами, которые используются при вербальном общении.

Второй тип общения – невербальный. В этом случае средствами общения являются:

  • мимика и жесты – отражающие эмоциональные реакции человека;
  • действия и движения;
  • особенности произношения, громкость и тембр голоса, темп речи.

Во время общения задействуют все средства (как вербальные, так и невербальные). Невербальные средства являются вспомогательными, но при этом они играют важную роль в процессе коммуникации.

По ним можно понять настроение собеседника, его эмоции и мысли, через невербальные средства коммуникации часто проявляется то, что человек скрывает на словах.

3 главные составляющие общения

Общение происходит поэтапно и включает в себя три главных компонента:

  • Контакт — между собеседниками должен появиться интерес или же заинтересованность в общении, желание получить информацию/мнение/совет. Находятся точки соприкосновения, которые и становятся крепким фундаментом для дальнейшего общения.
  • Понимание речи как с одной, так и с другой стороны. Когда происходит общение при помощи речевых средств, то без понимания не обойтись. В противном случае собеседники не поймут друг друга или поймут неверно, и это может привести к разногласиям в дальнейшем. Второй вариант развития событий – общение не будет выполнять свои функции.
  • Активная речь – позволяет полноценно выражать свои мысли, формулируя их в соответствии с обстановкой и участниками общения.

Контакт, понимание речи и активная речь – это составляющие общения, которые обеспечивают его полноценность и эффективность.

Про контакт и понимание речи я писал в одной из своих предыдущих статей« ».

Поэтому в этой стать предлагаю сделать следующий шаг и подробнее остановиться на вопросе, как увеличить количество звуков и слов.

Есть контакт! Что дальше?

Когда контакт между ребенком и родителем есть. Инициатива в игре переходит к родителю, и ребенок эту инициативу поддерживает, долго и с удовольствием играет. Время переходить от контакта к пониманию речи и развитию активной речи.

Основная задача на этом этапе — создать условия, в которых ребенок самостоятельно использует слова и предложения для взаимодействия в игре. Для этого необходимо найти совместную точку контакта, в которой обоим хочется находиться вместе, чаще всего это игра.

Совместные игры детей и родителей, либо сами занятия по развитию речи, организованные в игровой форме. Например, многие упражнения могут подойти для этой цели.

Второй момент, это очередность в игре и повторяемость. Интересные игры должны повторяться. В них можно начинать играть по несколько раз, и ребенок начинает ждать эти игры. Если игры начинают нравиться, то даже просто их повторяемость может позволить начать усложнять эти игры.

Повторяя одни и те же игры, можно вносить в них вариации. Это придаст элемент неожиданности, сюрприза. Позволить поддерживать интерес к игре и вызывать яркие эмоции! Все вместе позволяет значительно продвинуться в плане усложнения содержания игр.

Например, вы можете играть в постройку домика из одеяла из стола/стульев. Потом можно развить игру — забраться внутрь и устроить чаепитие, настоящее или вымышленное. Конечно через некоторое в домике станет скучно и захочется внести разнообразие.

Тогда можно сходить в «магазин» ли пригласить друзей – мягких игрушек. Они могут приходить в домик, стучаться спрашивать, кто в домике живет и т.д.. Это очень хороший способ пообщаться и установить контакт.

Установлен совместный контакт, найдены увлекательные игры с предметами или с сюжетами. Теперь занятия по развитию речи проходят весело и задорно. Родителям и ребенку хочется играть вместе, радоваться вместе, веселиться вместе.

Здесь идеальные условия для развития активной речи, есть все необходимые компоненты – взаимный интерес участников, физическая активность ребенка, динамика, включенность органов чувств, яркие эмоции, неожиданные повороты в игре.

Важен каждый компонент. Если контакта нет – то взаимодействие будет впустую. Родитель будет обращаться к ребенку, а тот просто его не услышит или проигнорирует. Если нет интереса или нет эмоций, то будет привычное, стандартное взаимодействие, без мотивации ребенка осваивать и применять что-то новое.

Это очень легко распознать — в этом случае он просто отбывает время на занятии, и ждет, когда его оставят в покое. Ему скучно на занятии. В такой ситуации какого-то развития речи или движения вперед сложно ожидать. Здесь и приходится применять смекалку, хитрость, творчество в игре.

При чем тут неожиданность и любопытство?

Необходимым условием для перехода от понимания речи к активной речи является неожиданность. Она порождает удивление, эмоции, пробуждает интерес и желание сделать неожиданный шаг самому.

Вспомните себя в первой поездке на море или в какую-нибудь другую страну. Первое впечатление всегда самое яркое, самое захватывающее.

Любопытство и интерес - это то, что подталкивает нас к исследованию, к экспериментам. Нам любопытно, и хочется потрогать, понюхать, попробовать самому… Это именно то, чего и нужно добиваться от ребенка. Мотивации, чтобы ему захотелось самому, чтобы он попробовал сам сделать или сказать!

Как только появляется активность от ребенка нужно ее сразу поддержать либо вызвать ее повторение. Сказал один раз ребенок новое слово – значит он умеет его произносить, и понимает ситуацию, в которой оно применимо.

Значит в следующей аналогичной ситуации родитель уже зная, о новых возможностях будет создавать аналогичную ситуацию и стимулировать ребенка произнести это слово опять.

Повторение звуков или слов важно получить не за счет того, что у ребенка получается. А за счет того, что сама деятельность ребенку интересна, сама ситуация его подталкивает к этому. Речь должна быть спонтанной, произнесенной не по просьбе, а по ситуации.

Ребенку интересно с вами вместе заниматься игрой. В этом случае цель – развитие речи, она как бы не в фокусе. В фокусе – вам интересно играть с ребенком, и сделать так, чтобы и ему было интересно приходить на занятия по развитию речи и играть там. Желание ребенка повторить игру, взаимодействие в игре, вызывает коммуникацию.

Речь в этом процессе не главное, а главное – играть с ребенком. Сделать так, чтобы игра с вами стала для него ценностью, важной частью его жизни. Тогда к этому будет приложено его внимание. И он сам будет стараться процесс игры продлить и усложнить.

А для этого нужна речь, без нее никак. И поскольку нет акцента именно на активной речи, ребенок начинает ей пользоваться, осваивать ее, как инструмент для игры, как любой другой атрибут игры.

Это схоже на ситуацию, когда ребенок играет в баскетбол или футбол, но одновременно учится владеть своим телом, чувствовать его, приобретает ловкость и скорость. Умение быстро разгоняться и останавливаться, менять направления движения, делать обманные финты.

Ребенок хочет научиться хорошо играть в футбол, а по ходу тренировок обучается быстро бегать, высоко прыгать, играть в команде – взаимодействовать с другими людьми. Цель за пределами деятельности. В этом случае два момента: речь для ребенка - это не муштра, а элемент игры, значит это позитивно окрашенная часть его жизни.

А второй момент — в игре стимулируются работа сенсорных систем и ребенок учится ими пользоваться, и реагировать на внешние изменения своевременно и быстро. Таким образом восстанавливается нормальная работа сенсорных систем ребенка.

9 игр для появления речи у ребенка

Ребенку важно оценить свой успех и услышать собственную речь. В буквальном смысле услышать! Для этого на занятия по развитию речи можно принести и использовать разные звуковые устройства — аудиозапись на телефоне и т.п.

Важно – родители должны реагировать на речь ребенка, чтобы он понял, что это удобный инструмент, и им можно пользоваться. Тогда дальнейшее развитие речи будет под контролем ребенка. Дальше он будет ее развивать сам, и качество речи будет улучшаться само.

Ребенок оценил успех и услышал свою речь, можно радоваться. Критерий успеха — появление потребности общаться с помощью звуков, за счет увеличение количества звуков и умения слышать собственную речь.

Ниже приведен список некоторых сенсорных игр для развития речи у ребенка.

  1. Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

Прекрасный способ понять и почувствовать свои ощущения, свое тело. Многие боятся массажем навредить, но на предыдущих шагах вы уже все сделали, чтобы все было лучшим образом. Если контакт теряется, ребенку не нравится это, то сделайте шаг назад.

  1. Сенсорные игры

Щекотки и веселые игры, позволят увеличить активность. В этой игре появляется много эмоций и много звуков.

  1. Игры — провокации

Игры с провокациями неожиданными звуками, например, играть в мяч и спрятать его под футболку.Или играть с игрушками и спрятать игрушку, в игре дом играть с животными и т.д. Новые повороты в игре, это всегда эмоции, всегда переход к речи.

  1. Необычные звуковые игрушки

Эхо-микрофон, игрушки-повторюшки — возможность для ребенка услышать свой голос со стороны, возможность много экспериментировать с ним.

  1. Природа и окружающая обстановка

Покричать во дворе-колодце, в лесу, в горах, на озере. Услышать свое эхо, услышать звук своего голоса.

  1. Пение

Совместное пение детских песен, любимых песен из мультиков. Это всегда приятно, весело и вызывает положительные эмоции. Кроме того, позволяет лучше научиться обращаться со своим голосом – пение это вам не просто так))) Тем более детских песен!

  1. Подвижные игры

Подвижные игры со сменой направления и неожиданными поворотами – прыгалки, догонялки, стройка шалаша, боулинг, штурм игровой крепости, бои на подушках и т.д.

  1. Игры с продуктами

Игры с продуктами с разными вкусами и текстурами. Можно любимые продукты нарезать необычным способом, можно перетереть их в пасту и пробовать отгадывать, можно спрятать кусочки фруктов в комнате – находить их и съедать, если ребенок любит фрукты

  1. Звуки раннего онтогенеза

В приоритете развития — которые получаются лучше всего «а» , «о», «у», «и», «э», «ы», «м», «в»(«ф»), «т»(«д»), «н», «п»(«б»), «к»(«г»), «х»

Что делать, если ребенок отказывается от занятий?

Не всегда все проходит гладко, иногда ребенок отказывается от просьбы. Отказ ребенка от изначальной просьбы, в том числе от занятий по развитию речи, происходит по двум причинам. Первая причина заключается в том, что задача очень сложная, и ребенок ее решить не может.

Что это значит? Ему на данный момент сочетания звуков, которые мы проси повторить и сказать самостоятельно очень сложны. Поэтому, что бы ему эту задачу не решать, он просто-напросто от нее отказывается и переходит на другую. Это одна из причин.

Вторая причина заключается в том, что ребенку сложно удерживать ситуацию общения долгое время. Что это значит? Если брать вот этот пример: когда вы просите слово «кАнфета», — «ка» и ждете, что ребенок повторит «ка», — в этом случае ему на это нужно время. Если ребенку это удерживать сложно, в этом случае он просто отказывается от этой задачи и переключается на другое.

Первая задача решается проработкой артикуляционного аппарата. Вы включаете в занятия по развитию речи игру со звуками, которые выделили. Вы ведь знаете, звуки которые он умеет произносить. Сами специально стимулируете увеличение количества произношения этих звуков.

Это приводит к тренировке артикуляционного аппарата, с одной стороны. С другой стороны, это радует ребенка, когда он начинает произносить их, и радует вас. И тем самым решается вопрос: у него начинает получаться, и он перестает отказываться.

Вторая задача заключается в том, чтобы во время подвижных игр можно придумывать разные варианты. Например, «догонялки на улице», «дома рисовать красками» и т.д.…

Если сознательно играть в игры дольше, чем обычно вы играете. То тем самым вы увеличите время удержания внимания. В этом случае создается коммуникативная ситуация, ребенок сможет пройти дальше в удержании времени, чем обычно.

Попробуйте в любимые игры играть дольше, чем обычно, то есть вы специально растягиваете время. Нужно пройти ситуацию интереса и уйти в ситуацию некоторого утомления, тогда время контакта начнет увеличиваться.

Увеличится время контакта в игре и увеличится время контакта во время общения. Соответственно появится возможность сказать свою просьбу в тот момент времени, когда нужно. И тогда в тот момент времени, когда нужно, есть шанс, что он не откажется от неё, а повторит то, что вы хотели.

То есть решение в двух вариантах. Это тренировка фонематического восприятия, специально создавая игры с теми звуками, которые ребенок произносит. И второе, это увеличение времени контакта с помощью подвижных, сенсорных игр, увеличивая время игры. Это все требует времени и включения, но, тем не менее, это оправданно и даст свой эффект.

Лицо и движения — это центр работы над речью.

Последний момент, на котором хотел остановиться — концентрация внимания в процессе работы не на речи, а на ощущениях. Лицо и движения – это центр работы над речью. Умение ребенком использовать информацию с лица, как решающий вид деятельности.

Это значит, нам нужно научиться делать таким образом, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и по лицу мог понимать, в каком вы состоянии. Готовы ли играть дальше, или вы сейчас остановитесь, или вы уже сердиты.

Если это сделать и научить ребенка это делать, тогда возникает меньше проблем и с поведением, и гораздо проще удерживать контакт. Поэтому нужно сделать так, чтобы лицо было центром внимания.

Как это сделать…? Начните с того, что просто смотрите на ребенка и улыбайтесь ему. Возможно вначале ему будет сложно и он будет отворачиваться и смущаться. Но постепенно он начнет улыбаться в ответ и возникнет контакт глазами. Теперь можно начать говорить с помощью глаз. Показывая эмоции, и мысли с помощью своего лица. Занятия по развитию речи – это немного игрового искусства, немного озорства, немного фантазии и много терпения и усердия, и ваш ребенок обязательно заговорит!

Программные задачи:

— формировать умение правильно произносить звук [ц], упражнять в отчётливом произношении звуков [с], [з] изолированно, в слоге, в словах, в нахождении слов со звуками [с], [з] во фразовой речи, в умении образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

— развивать правильное речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность; , прилагательными и глаголами; совершенствовать умение поддерживать диалог, .

Кошка царапка

Материал и оборудование: магнитная доска, магниты, шкатулка, письмо, карточки с изображениями синички, цыплят, кошки, по количеству детей - сюжетные карточки.

Ход занятия

Дети становятся в круг.

В . Ребята, возьмитесь за руки и дружно улыбнитесь друг другу.

Улыбки сделали нас радостными. Давайте скажем, какие мы ещё? (Весёлые, добрые, ласковые, умные, красивые, нежные.)

Молодцы! Ребята, а чем вы любите заниматься? (Петь, танцевать, рисовать, играть.) Любите играть - давайте поиграем.

Игра «Составь предложение»

Дети рассматривают шкатулку с сюжетными карточками, затем по очереди достают по одной и рассказывают о том, что на них изображено. Например, девочка подметает пол, мальчик катается на качелях и т.п.

В. Молодцы, ребята, вы рассказали о том, что увидели ваши глаза. А что нам с вами помогает говорить? (Язычок.) Верно, язычок ещё умеет петь. Давайте вспомним, как язычок поёт песенку воды: с-с-с. Сейчас споём вместе. (С-с-с, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Теперь давайте вспомним песенку комара: з-з-з. Споём её все вместе. (З-з-з, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.)

Молодцы! Ребята, нам сегодня пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (читает):

«Здравствуйте, ребята! Это я - Весёлый Язычок. Помогите мне, пожалуйста, отыскать песенки воды и комара, которые спрятались в предложениях».

Поможем Весёлому Язычку? (Да.) Послушайте предложения и скажите, чья песенка спряталась в них. (Читает предложение: «Спит гусёнок сладким сном у гусыни под крылом», интонационно выделяя звук [с], затем предложение: «Заболели зубы у зайки Бубы», выделяя звук [з], дети отвечают.)

Молодцы, ребята! Вы правильно отыскали песенки воды и комара. Весёлый Язычок в письме просит познакомить вас с ещё одной песенкой. Послушайте: ц-ц-ц. Помогите мне негромко спеть её. (Ц-ц-ц, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Эта песенка хорошо слышна, когда поёт синичка: цинь-цинь-цинь. Давайте вместе споём.

(Цинь-цинь-цинь, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А вот и синичка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением синички.) Весело распевает синичка. Услышали её песню цыплята, выглядывают, а выйти не решаются. Позовите их: цып-цып-цып. (Цып-цып-цып.) Не идут. Позови цыплят, Вика (Саша, Артём). (Индивидуальные ответы детей.)

Девочки, позовите цыплят. (Ответы девочек.) Мальчики, позовите цыплят. (Ответы мальчиков.) Давайте вместе позовём. (Цып-цып-цып.) Вышли цыплята. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением цыплят.) Цыплята какие? (Маленькие, пушистые, жёлтые.)

Игра «Ты - моя частичка»

В. Я начну, а вы продолжите. Я - цыплёнок, а ты - моя частичка. Ты кто? Скажи ласково. (Пёрышко, клювик, глазик, лапка.)

Теперь вы - маленькие цыплята, я вас зову: цып-цып-цып.

Физкультминутка «Цыплята »

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Цыплята побежали,

Зёрнышки отыскали.

Поклевали, поклевали,

Опять побежали.

Червячка поймали,

Поклевали, поклевали,

Опять побежали.

Корытце с водицей увидели,

Подбежали, наклонились,

Набрали воды, напились.

Ещё наклонились, набрали воды,

Напились, клювом потрясли,

Пёрышки почистили и домой пошли.

В. Вышли цыплята посмотреть на синичку, и их заметила кошка Царапка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением кошки.) Как зовут кошку? (Царапка.) Царапка говорит: «Сейчас я цыплят цап-цап-цап». Что сказала Царапка? (Индивидуальные ответы 2-3 детей.)

Вика, погрози кошке пальцем и скажи строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответ девочки, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А теперь вместе погрозим кошке и скажем строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответы детей.) Ушла Царапка, испугалась нас. И цыплята убежали. Только синичка продолжает петь. Как поёт синичка? (Цинь-цинь-цинь.)

Вам понравилась история про кошку Царапку? (Да.) Давайте вспомним её вместе, я начну, а вы продолжите. Весело распевает… (синичка). Песенку синички услышали… (цыплята). Вышли цыплята посмотреть на… (синичку), и их заметила… (кошка). Кошку звали… (Царапка). Царапка сказала:… (сейчас я цыплят цап-цап-цап). Кого испугалась Царапка? (Нас.) Кого мы спасли от кошки Царапки? (Цыплят.) Какую песенку научился петь ваш язычок? (Ц-ц-ц.)

Замечательно, что ваши язычки умеют петь разные песенки, а вы умеете внимательно слушать друг друга. Молодцы! Теперь давайте возьмёмся за руки и вместе скажем: «Спасибо!».

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша. Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

«Объект и его действия»

Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

Игры на тему: «На что похоже»

Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

«Буквы и цифры»

Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку»

Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

«Аргументируй»

Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда»

Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов»

«В корзину я положил…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер. Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.

Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет

ПЛАН

Цель занятия

Задачи

речи, память, внимание, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

1. Приветствие, знакомство

2. «Волшебный клубочек»

3. Игра на внимание «Назови соседа»

4.Танцевальный этюд «Подари движение»

5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг

6. Графический диктант

7. Игра «Иголка и нитка»

8. Пальчиковая гимнастика «Замок»

9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный

10. Подвижная игра «Суша-вода»

11. Дидактическая игра «Собери слово»

12. Д/И «Слоги перепутались»

13. Письмо от Феи правильной речи

14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик

15. Повтор секретов правильной и красивой речи

16. Прощание, благодарность

17. «Теплые ладошки»

Тема: Вводное занятие. Развитие речи.

Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет

Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.

Задачи : - познакомить детей друг с другом

Создать атмосферу группового доверия и принятия

Формировать понятие о правильной, красивой речи

Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность

речи, память, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

Упражнять в составлении слогов и слов.

Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.

Повторить выполнение аппликаций.

1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)

Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг

Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

И здравствуй, я!

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики в круг

2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)

3. Назови соседа

Назови имя соседа, сидящего справа от тебя

4. Танцевальный этюд «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)

5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка. Беседа по сказке:

О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.

На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)

7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).

От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.

Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)

8. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.

9. Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .

Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.

(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)

11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).

Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.

(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)

12.Суша-вода

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

13. Закрепление знаний о буквах.

Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово

(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.

14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.

15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова

16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?

Смотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».

15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.

    Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)

    Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

    Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.

    Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.

    Ухо - Слушаем всегда внимательно

    Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.

Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.

Упражнение «Теплые ладошки»

Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

    База практики: МДОУ «Детский сад № 2»

    Дата проведения: 02.12.2015.

    Воспитатель-практикант Гусарова Надежда Николаевна

    Возрастная группа: старшая

    Программа: «Радуга»

    Тип НОД: комплексное

    Направление: познавательное развитие, речевое развитие

    Тема: «Виды транспорта»

    Программное содержание:

Образовательные задачи:

    познакомить детей с разнообразием видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;

    формировать понятия: наземный, воздушный, водный транспорт.

Речевые задачи:

    развивать монологическую речь;

    развивать умение отстаивать свою точку зрения;

    развивать умение рассуждать.

Развивающие задачи:

    развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования;

    показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;

    развивать интерес к художественному слову в процессе чтения стихов, загадок.

Воспитательные задачи:

    воспитывать организованность, умение действовать в коллективе;

    закреплять назначение цветов светофора, учить детей безопасным правилам жизни.

    Оборудование:

Демонстрационное: картинки с изображением различных видов транспорта:

Раздаточное: модели для раскрашивания на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка

    Организация детей: на стульях напротив мольберта; за рабочими столами.

    Предварительная работа:

    Список используемой литературы:

Структура деятельности (технологическая карта)

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

2. Постановка цели : Чтение стихотворения «Шуршат по дорогам веселые шины»

2 мин.

0,5

1,5

Словесный метод

Приветствует детей.

Читает стихотворение.

Ставит цель занятия.

Дети стоят врассыпную на ковре

Здороваются с воспитателем

Дети занимают свои места

Слушают, отвечают на вопросы

II . Основная часть:

1. Вступительная беседа

2. Беседа по новой теме, загадки

3. Динамическая пауза – игра «Красный, желтый, зеленый».

4. Физкультминутка

5. Продуктивная деятельность, раскрашивание моделей транспорта

3 мин.

6 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

Художественное слово

Наглядный

Демонстрация картинок

Словесный

Игровой

Практический

Отвечают на вопросы

Дети повторяют хором за воспитателем

Дети играют в игру предложенную воспитателем

Дети повторяют действия воспитателя

Рисуют, раскрашивают

III . Заключительная часть:

1. Подведение итогов.

2 мин

Словесный

Анализ

Отвечают на вопросы

IV. Рефлексия

1 мин.

Словесный

Отвечают на вопросы

Ход деятельности

Название этапа и его содержание

Ответы

детей

I . Вводная часть:

1. Организационный момент :

Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Владимировна, сегодня я с вами проведу занятие. А теперь, я предлагаю вам занять свои места.

2. Постановка цели. Чтение стихотворения «Шуршат по дорогам веселые шины»:

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове - важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!

II .Основная часть:

1. Вступительная беседа:

На стенде перед детьми предметные картинки с изображением различных видов транспорта.

Ребята, посмотрите на эти картинки, назовите, что вы видите.

Как можно, одним словом назвать все эти картинки?

2. Беседа по новой теме, загадки:

Вы видите, что на доске некоторые картинки перевёрнуты, там тоже изображены транспортные средства, какие вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

1. Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Как вы догадались?

Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль и поезд.

Что в них общего?

А зачем им колёса?

А где передвигается автомобиль, автобус и поезд?

Ребята, а как называется транспорт, который передвигается по земле? ( Наземный )

(если дети не называют, воспитатель называет сам, а затем повторяет с детьми хором )

Повторяем хором и индивидуально.

Назовите еще наземный транспорт.

Ребята, послушайте еще одну загадку.

2. Что за птица:

песен не поёт,

гнезда не вьёт,

людей и груз везёт.

Как вы догадались?

Где передвигается самолёт?

Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный ).

Назовите ещё воздушный транспорт.

Следующая загадка:

3. По волнам дворец плывет,

на себе людей везет.

Почему вы так думаете?

А где передвигается корабль, лодка?

Значит, как можно назвать весь этот транспорт? (Водный).

Правильно, давайте повторим хором.

Назовите ещё водный транспорт.

Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Мы с вами хотим посетить столицу нашей Родины. Как она называется?

На чём мы можем добраться до Москвы? (Дети выбирают транспортное средство ).

Значит, на каком транспорте нам удобнее всего добраться до Москвы, назовите этот транспорт одним словом.

А теперь давайте подумаем, на чем мы могли бы с вами отправимся в более далекое путешествие. Предложите куда? (ответы детей, если дети не отвечают предлагаю, а в Африку мы сможем отправится в путешествие )

Как мы можем туда добраться? На чём?

А почему на самолете?

Какой это вид транспорта?

Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам необходимо из (Африки ) вернуться домой по океану. На чём мы будем добираться, как вы думаете?

Какой это вид транспорта?

Вот мы и вернулись из путешествия.

Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте? Каким он бывает?

По какому признаку мы сегодня разделили весь транспорт на три группы?

А сейчас мы с вами поиграем, чтобы проверить, как вы запомнили эти виды транспорта.

Все и водители, и пешеходы должны знать, что обозначают цвета светофора. А вы их знаете?

3. Динамическая пауза – игра «Красный, желтый, зеленый»:

Красный цвет: дети стоят на месте.

Желтый цвет : хлопают в ладоши.

Зеленый цвет : двигаются по группе.

4. Физкультминутка:

А вместе с пилотами полетаем.

Руки в стороны в полет, отправляем самолет.

Левое крыло вперед, правое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.

5. Продуктивная деятельность, раскрашивание моделей транспорта

Давайте сядем на свои стульчики и отдохнём. Вы сегодня узнали, что транспорт можно разделить на три группы, в зависимости от того, где он передвигается. А теперь давайте вспомним, для чего нужен транспорт?

Если на транспорте перевозят грузы, какой это транспорт?

А если транспорт перевозит пассажиров, то это какой?

Ребята сейчас мы разделимся на три группы и будем разукрашивать водный транспорт, наземный и воздушный (раздаю каждому ребенку модели для раскрашивания)

автобус, корабль, теплоход, автомобиль, велосипед, вертолет, поезд, самолет, мотоцикл, трактор

транспорт

    Автобус

Колёса

Чтобы передвигаться, ехать.

По земле

Автомобиль, мотоцикл, трактор, велосипед, поезд

    Самолёт

Потому что самолёт похож на птицу, он летает, но он не вьёт гнезда, а перевозит людей и грузы.

По воздуху.

Самолет, вертолет, ракета

    Корабль

По воде.

Теплоход, корабль, лодка, подводная лодка

Москва.

На наземном.

Самолет

Самый быстрый

Воздушный

На корабле.

Водный транспорт

Транспорт бывает наземный, воздушный, водный.

По способу передвижения .

Дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка, который показывает воспитатель.

Перевозить грузы и пассажиров.

Грузовой. Пассажирский.

III . Заключительная часть:

1.Подведение итогов:

Что нового вы узнали?

Какой бывает транспорт?

Наземный, воздушный, водный

IV . Рефлексия:

Ребята, вам понравилось занятие?

Вы молодцы! Я горжусь вами!