Профилактика речевых нарушений у дошкольников родительское собрание. Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Родительское собрание

Причины нарушения речи детей.

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением ребенка в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость - не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное - это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот - с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.

Ø Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Ø Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.

Ø Аллергии матери.

Ø Перенесенные переливания крови.

Ø Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

Ø Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенк.а матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

Ø Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

Ø Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно - эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

Ø Неблагоприятный возраст матери для беременности (беременности до достижения 18 лет или после 40 лет).

Ø Особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Ø Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

Ø Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.

Ø Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.

Ø Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушениетемпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

Ø Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Ø Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.

Ø Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.

Ø Речь дошкольника еще не совершенна и выделяют несколько критических периодов развития речи: в год интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.

Ø Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.

Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации.

Уже к моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов. Словарь ребенка увеличивается от 3000 до 7000 слов.

Так какими же знаниями должен владеть первоклассник? Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи - «свинята», овцы - «овчата», лисы - «лисенки», курицы - «птенчики».

Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?» Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула».

Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только - только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась. При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие - звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа. У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) - в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ».

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформиролванности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. - и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 - 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Забота и желание каждого из нас - это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья», а для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Профилактика речевых нарушений у детей

младшегодошкольного возраста».

Подготовила учитель - логопед

Леонова Ольга Анатольевна

г. Новосибирск 2015 г.

Профилактика (от греч.prophylaktikos –предохранительный ) –система

мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из

важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных

направлений логопедической работы.

Основываясь на принцип раннего включения, необходима

своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет

использовать в полной мере возможности сензитивных периодов

становления речи; эффективно коррегировать темпыпсихоречевого

развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Работа при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с

детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает

практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не

перинатальные поражения центральной нервной системы и минимальная

мозговая дисфункция и различные внутриутробные инфекции и гипоксия

плода и хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые

возникаютв процессе родов –асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость

таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход около плодных,

затяжные или стремительные роды; целый ряд причин в постнатальный

период ,т. е. в период от рождения до года(заболевания ребёнка травмы и

прочее) .

Признаки неврологическойсимтоматики, на которые сразу надо

обратить внимание:

Первый крик ребёнка при родовой деятельности уже говорит о

сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в

психомоторном и речевом развитии ребёнка. Если крик у него слабый,

монотонный, то это должно насторожить взрослых.

Ранний отказ от грудного вскармливания- другой настораживающий

фактор. Возможно, что у ребёнка ослаблена (паретична) круговая мышца

Причина заключается в одно –или двустороннем парезе губ.

Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная связка

(уздечк а). Возможно, придётся подрезать подъязычную связку. Решит и

сделает это при необходимости хирург.

Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость)

верхних конечностей (рук)…

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах

артикуляции, саливации, в результате нечёткое звукопроизношение,

смазанность речи.

Одной из центральных задач на современном этапе считаем поиск путей

наиболее эффективного обучениядля профилактики речевых нарушений.

Актуальность проблемы определяет цель нашей работы – развивать

коммуникативные умения,речь и создавать благоприятные условия для

индивидуального развития каждого ребёнка.

видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени

потребуется для коррекции. Ни в коем случае не ждите до пяти лет.

Главное не откладывайте свой первый визит к неврологу,ортодонту,

дефектологу, логопеду. Грамотный специалист даст вам необходимый совет.

И так в вашей семье прибавление. Малыш растёт. Вы рады, когда он

впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал

первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что –

то сообщать другим людям, ребёнок понимает примерно в год. Освоение

речи –последняя самая важная функция рта, которая решающим образом

влияет на развитие ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю

психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления

окружающего мира.

Но, что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской

девочки –ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами

показывать то , что ему нужно.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы

состоят из мыщц. Ели можно тренировать мышц рук, ног, спины ит. д.

специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже

если ваш ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет

укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого

звукопроизношения.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую

последовательность - идти от простых упражненийк более сложным.

Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста

проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый,

движений речевой мускулатуры.

Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение

следующих упражнений:

1)Собирание губ в «трубочку»;

2)Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в

углы губ;

3)Поднимание верхней губы –движения от углов губ по носогубным

складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние дёсны…

(Е.Ф. Архипова)

Все движения выполняют 3- 4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активная гимнастика сначала выполняются в медленном темпе

обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и

двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено

качественно.

Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 - 15 раз. Когда

ребёнок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два

раза в день –утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте

терпеливы, спокойны и ласковы.Если у ребёнка не получается какое- то

движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной

ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык вверх.

деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку:«Давай

покажем мишке,птичке, лошадке как правильно выполнять гимнастику для

язычка »

Выполним упражнение «Как мишка рычит», «Как птичка поёт», «Как

лошадка скачет» и т.д. Так же подбираем к каждому упражнению картинку

образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому – либо

предмету.

Опыт работы осветила через публикацию открытого

интегрированного занятия «Путешествие в сказочную страну ребят -

снегурят» в научно – методических журналах «Ребёнок в детском саду»

2011г.,№ 1, г. Москва; «Дошкольное воспитание» 2010 г. № 12,

г. Москва; «Дошкольная педагогика»2011 г., №2, г. Санкт –Петербург.

Артикуляционное упражнение « Дудочка»

Л. Ребята, теперь нам надо согреться. Покажите, как мы быстро идём.

- Мы идём, идём, идём…

и в большую дудку дуем: ду_ду_ду!

Дети за педагогом быстро идут, имитируя игру на дудке.

Любимы детьми сказкипро « Приключения язычка» , стихи о язычке.

Жил да былВесёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы

Весёлый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей

в доме две.

Вторая дверь - зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка –

твоя губа (упражнение «Лопаточка»).

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время

удерживать язык на нижней губе) . Наконец он проснулся, высунулся

на улицу (упражнение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода

хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он

во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней

покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение

«Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую

дверь –зубы (упражнение «Лягушки» ), а затем и первую –губы

(сомкнуть губы).

(Краузе Е.Н)

Наукой доказано, что все движения организма и речевая моторика

имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук

благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре

существует масса потешек, в которых сочетается речь идвижения рук.

Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей,

обогащает их чувства и речь.

Опыт работы по использованию фольклора осветила, через открытые

фольклорно - музыкальные занятия «Наша дружная семья», «Снесла

курочка яичко»» и публикации статьи «Приобщение малышей к

истокам народной культуры в доме ребёнка» в научно методических

журналах: «Дошкольная педагогика» № 2, 2013г., г. Санкт Петербург;

«Ребёнок в деском саду» №2 ,2013г., г. Москва; «Дошкольное

воспитание» № 2, 2013г., г. Москва.

Например.

Старшаясе стрица.

Детки маленькие, да удаленькие,

Дружно играли, честной народ забавляли

Ай, да удальцы, молодцы!

Бабушка. А теперь пойдём домой.

Грибы прибрать, кашку сварить,

чаем деток угостить.

(Дети идут к избушке, помогают нести бабушке корзину, а деду дрова.)

Старшая сестрица. В полюшке мы веселились и немного утомились.

Отдохнуть нам пора, пока дед унесёт дрова.

(Детки садятся на лавочку около домика.)

Старшая сестрица.

А сейчас детки вспомним и расскажем, из чего состоит изба.

Пальчиковая гимнастика.

Стенка, стенка (указательными пальчиками показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указат. пальцами на глазки)

Дверь (на ротик),

Звонок (дзинь - дзинь - дзинь нажимают пальчиками на носик),

Никто не открывает (сцепляют руки в замок),

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),

На дверях большой замок

Вот он ключик (правую руку выставляют вперёд при этом, соединив

большой и указательный пальцы),

и открыт замок (к левой ладошки приставляют большой и указательный

пальцы, поворачивая их по часовой стрелке).

или

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Л. Ребята сядьте, пожалуйста.

- Вот присели снегурята- малыши,

до чего же хороши!

- Малыши делайте как я.

Л и Д. Стоит в поле теремок

На дверях весит замок.

Пришёл волк дёрг, дёрг,

ушёл волк.

Пришёл Петя- петушок

и ключом открыл замок.

Л. Кто открыл замок?

Д. Петушок открыл замок.

Л. Кто в домике будет жить?

Д. Петушок будет жить.

Л. А кто в нашем снежном домике будет жить?

Снеговик. Я знаю, кто будет жить. У меня есть друзья Мишка - топтышка и

зайка - попрыгайка. Только их снегом замело, помогите мне их откопать.

Упражнение психофизической разгрузки «Медвежата»

Л. Снегурята лопатки взяли и снег раскопали.

В это время педагог стягивает снежное покрывало с сухого бассейна.

- Ребята, да это же наш бассейн. Мы сейчас с вами расслабимся, отдохнём и

наших друзей найдём. Давайте двигатьсякак медвежата. Но будем двигаться

тихо, спокойно, чтобы не испугать нашего топтышку.

- Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики.

Медвежатам хорошо, мягко, тихо, уютно и тепло.

- Позовём зверят, скажем: «АУ- АУ - АУ!»…

ОЧЕНЬ благотворно влияют игры и игровые упражнения для

развития речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и

чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом

артикуляционной гимнастики выполнять 1- 2 упражнения. Все эти

упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно

произносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох

должен быть длительным, плавным. Необходимо следить , чтобы не

надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами).

Не переусердствуйте! Достаточно 3- 5 повторений. Многократное

выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Педагог незаметно для детей имитирует скрип снега.

Л. Послушайте, снегскрипит. Посмотрите, это кого- то замело. Да, это же

наш снеговик! Давайте снег с него сдуем.Сначала подуем тихо «Ф», потом

подуем, как ветер дует сильно «В».

Дети дуют, а взрослый в это время со снеговика убирает платочек со

снежинками.

- Вот наш снеговик: нос морковкой, рот картошкой,на голове ведёрко, а в

корзинкеснежинки, белые пушинки!

или

Игра «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота два кубика или карандаша.

Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между

Игра «Ветряная мельница»

Для этой игры нужна вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый

сопровождает действия малыша стихотворным текстом.

Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Игра «Шторм в стакане»

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой.

Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается

в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.

Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.