Этапы логопедического занятия. Схема построения индивидуального логопедического занятия

Указания к составлению конспекта занятия

(за основу взяты дисциплины «Методика развития речи», «Логопедия»)

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:

· программу воспитания и обучения детей (непосредственно разделы «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»);

· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;

· время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);

· дефект речевого развития детей;

· уровень развития детей, входящих в группу;

· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по логопедии - цели или задачи ), которое, как и на всех видах занятий будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная (на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи - коррекционная ).

Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:

1. Коррекционные (указывается работа над ведущим (первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной работы . Пример: «Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и фразах».

2. Образовательные (здесь мы можем расширять знания , обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки . Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

3. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР, развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы - зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

4. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения - совершенствовать умение формулировать просьбы».

o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и не менее 4-х для логопедического конспекта.

o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).

o Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

o Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).

o Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный вариант).

o Избегать при формулировке задач слов:

ü «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;

ü «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следуетподобрать игры, упражнения и задания , которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу , цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это - индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной ) части , которая длится 3-5 минут и включает в себя:

- Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

- Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

- Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

- Сообщение цели занятия.

o На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

o I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия - вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть - основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..

o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

o По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

o Так же одним из требований к занятию является степень активности детей - больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов - в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции - смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть - итоговая. (до 3 -5 минут) Включает в себя:

- Обобщение, = вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

- Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

- Выход в другой вид деятельности . Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.

o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Вначале конспекта или на титульном листе указать:

v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.

v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта. Пример: дислалия, или развитие связной речи.

v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и фразах.

v Тема занятия + сюжет. Пример: пересказ сказки «Заюшкина избушка» / «Развеселим Зайку» или (при дислалии указываем звук над которым работаем) «Звук «р» / «Помощь Незнайке».

v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа .

v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.

ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):

Коррекционная

1. …

2. …

3. …

Образовательная (само это слово писать не следует)

Весть комплекс логопедических занятий для детей должен быть нацелен на развитие коммуникативных способностей ребёнка. Все усвоенные им языковые системы должны обязательно включаться в общение. Особенно важно научить детей применять отработанные речевые умения в других ситуациях и творчески использовать полученные на занятиях навыки в разнообразных видах деятельности.

Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 6-8 человек, дети одного возраста с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учётом дефекта и возраста ребёнка.

Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно выполняют одну работу, одинаковую для всех. Индивидуальные и подгрупповые занятия являются некой подготовкой к фронтальным занятиям. Именно поэтому лексический материал должен состоять из изучаемых и правильно произносимых всеми детьми звуков.

Фронтальные занятия в логопедических группах проходят в несколько этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На первом этапе закрепляется правильное произношение изучаемого звука. Лексический материал, используемый на данном этапе должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. Однако не должны использоваться дефектные и смешиваемые звуки.

На втором этапе происходит дифференциация звуков, как на слух, так и в произношении. Ход овладения произношением должен основываться на активной познавательной работе по наблюдению за звуками речи, словами и т.д.

Эти 2 этапа должны идти параллельно друг другу, так как верное воссоздание структуры слов зависит от того, насколько правильно ребёнок воспринимает и произносит звуки, которые имеются в его речи.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1) оргмомент;

2) сообщение темы занятия;

3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5) произношение звуков в словах;

6) физминутка;

7) работа над предложением;

8) произношение звука в связной речи;

9) обучение элементам грамоты;

10) итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания;

имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.



1. Первый этап занятия - организационный. Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так-же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия.

Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

Уточняется артикуляция - положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Показывается «профиль» звука на рисунке;

Уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные);

Находится образное сравнение звука (звукр - рычание тигра, звук ш - шелестящая листва, звук л" - весенняя капель);



Звуки обозначаются цветовыми символами;

Определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

3. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики.

4. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Уточнение и расширение лексического запаса;

Развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

При составления конспекта логопедического занятия очень важны этапызанятия..

Этапы занятия по постановке звука.

    Организационный момент.

    Артикуляционная гимнастика.

    Упражнения на дыхание.

    Постановка звука.

    Развитие познавательных процессов.

    Развитие мелкой моторики.

    Итог.

1. Организационный момент.

3. Упражнения на дыхание.

4. Автоматизация звука

а) в слогах

б) в словах

в) во фразах

г) в тексте

д) в собственной речи.

6.Развитие мелкой моторики.

7.Итог.

Этапы занятия по автоматизации звука

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на дыхание.

4. Дифференциация звуков

а) в слогах

б) в словах

в) во фразах

г) в тексте

д) в собственной речи.

5.Развитие познавательных процессов.

6.Развитие мелкой моторики.

7.Итог

1. Первый этап занятия это организационный момент. Продолжительность данного этапа 4 минуты. Цель: воспитание интереса к занятию. На этом этапе настраиваем детей на занятие, повторяем пройденный материал, развиваем общую моторику, заучиваем различные стихотворные завлекалочки.

2. Второй этап это логопедическая артикуляционная гимнастика. Продолжительность второго этапа 5-7 минут. На этом этапе готовим артикуляционный аппарат к произношению звука. Проводим не более 6 упражнений. Например для звука [С] : учим удерживать губы в улыбке, расслаблять язычок и т.д.

3. На третьем этапе упражнения на дыхание. Продолжительность данного этапа 3-4 минуты. Цель: развитие речевого дыхания. Проводим 3-4 вида упражнений: припевки, работа с различными предметами (ватные шарики, подуть на рыбки и т.д.).

4. Четвертый этап это массаж органов артикуляции. Цель: расслабление мышц языка, шеи, шейно-воротниковой зоны. Массаж проводится 5-7 минут и подбирается с учетом диагноза. Для массажа используют такие принадлежности как перчатки, бинты, зонды, шпатели и т.д.

5. Пятый этап это постановка звука. Цели данного этапа: формирование правильного артикуляционного уклада. Развитие памяти, внимания. Воспитание целенаправленности, усидчивости. Особенность работы на первом занятие логопед объясняет и помогает выполнить то или иное упражнение. На следующем занятии ребенок рассказывает артикуляцию звука с помощью логопеда или с опорой на картинки с символами. На последних занятиях ребенок должен самостоятельно выполнить и рассказать артикуляцию звука.

6. Шестой этап это автоматизация звука. Цели данного этапа: закрепление звука в словах, слогах и т.д.; развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.; развитие речи. Виды заданий на данном этапе это работа по развитию фонематического восприятия, работа с предметными картинками или предметами, с сюжетными картинками или серией сюжетных картин.

7. Седьмой этап это дифференциация звуков. Цель обучение различению звуков по артикуляционному укладу и на слух. Ребенок должен произносить два звука и различать чем они похожи и чем различаются. Дальнейшая работа идет как при автоматизации с 2 звуками.

8. Восьмой этап это развитие познавательных процессов. Цель данного этапа: развитие памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления. На данном этапе используем различные игры и занимательные задания по развитию психических процессов.

9. Девятый этап это развитие мелкой моторики. Цели данного этапа: укрепление мелкой моторики, пальцев рук, формирование четкой координации движения, формирование синхронностей движений. Виды занятий: пальчиковая гимнастика, массаж, штриховка, работа с счетными палочками, пластилином, с различными семенами, крупами и т.д.

9. И последний этап это подведении итога. На данном этапе закрепляем полученные знания на занятии.

(план составления)

Тема ………………………………………………………..

Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение…., Формировать способность к……

Аспекты цели:(задачи)

Обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов

Учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

На основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности

На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира

Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.

Формирование умения аргументировать свой ответ.

Развитие функций анализаторных систем

Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию

Формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами

Развитие сенсомоторной сферы

Формирование пространственно-временных представлений

Развитие произвольного внимания

4. Воспитывающий аспект

Выработка умения обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.

Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного положительного результата.

Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.

Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.

зеркало(настенное, ин.д)

Этапы занятия.

1. Организационный этап . Самоопределение в деятельности.

Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся

Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.

Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.

2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.

Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации.

Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.

Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.

3.

Постановка учебной задачи

Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.

Условия достижения положительных результатов: Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.

Дидактическая задача . Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.

Условия достижения положительных результатов: Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.

Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление

(чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,

какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)

План.

Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)

Использование развивающих методов обучения

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)

Осуществление оценивания и контроля.

Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности(театрализация, сказочное начало, путешествие).

Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).

Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК, и компьютерные игры, спецоборудование.

Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.

Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.

Логопед положительно оценил деятельность детей, что способствовало

мотивации учебной деятельности детей.

Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.

· Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях

· Задачи:

Обучающие:

- уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц

Учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы

Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

Развивать объём и концентрацию внимания

Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Воспитательные:

Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,

памятки-алгоритмы.

1.Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.

Приветствие.

Организация внимания.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.

Речевая разминка(артикуляционная гимнастика).

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Беседа:

- Назовите первый слог в слоге ЧОК?

Назовите первый слог в слове ЦОК?

Как называется буква звука Ч?

Как называется буква звука Ц?

Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ Какие буквы чаще всего встречаются?

Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?

Вывод и определение темы:

Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях.Для чего это нужно? Почему это важно?

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц. Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?

Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц

Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?

4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая струя воздуха прерывистая.

На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)

Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.

К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?

Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.

При произнесении этих звуков положение губ различно.

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действий

5.1 В чём отличие звука от буквы?

Чтение слоговой таблицы(сначала сверху вниз, затем снизу вверх)

ЧА- АЧА ЦА- АЦА

ЧО- ОЧО ЦА-ОЦО

ЧУ- УЧУ ЦУ-УЦУ

ЧЕ- ЕЧЕ ЦЕ- ЕЦЕ

ЧИ- ИЧИ ЦИ- ИЦИ

5. 2 Беседа по прочитанному

Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)

Какую букву вы напишите?(Ч)

Какой согласный во втором столбике?(Ц)

Какую букву вы напишите(Ц)

Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц

5.3 Работа со словом.

Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.

Послушайте слова и запомните их.

ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.

Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)

Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте

Найдите слово в котором Ц стоит на 4 месте.

Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.

- Игра « Найди слово».

Дидактическая задача: развитие внимания, формирование операции звукового анализа и синтеза, активизация словаря.

Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.

ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ

Назовите найденные слова.(куница, ручка)

Кто такая куница? Как она выглядит?

Что такое ручка? Какая может быть ручка?(у двери. У ребенка. Для письма).

Вывод: Слово ручка имеет много значений.

- Игра «Назови ласково».

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.

ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.

Какие буквы меняются местами в словах: птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)

Вывод: Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.

5.2 Работа со словосочетанием

Цель: развитие речемыслительной деятельности.

Прочитайте запись на доске.

ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,

ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА

Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.

5.3 Работа с предложением

Цель: смысловой и качественный анализ предложения

Прочитайте.

С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ (ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)

Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).

Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.

Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?

Какой знак препинания поставим в конце предложения?)

Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.

Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите слово со звуком Ч. Назовите слово со звуком Ц

7. Итог

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать……………, и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, дети могут

Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.

Уметь: выделять и различать звуки Ч и Ц и их буквы на слух и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.

Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы из ряда букв.

Тема

Цель: формировать навыки правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.

Задачи:

· Обучающие

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.

Учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.

Развивать навык звукового анализа и синтеза.

· Коррекционно-развивающие

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Совершенствование речемыслительных процессов(анализ.синтез. обобщение. умозаключение)

Учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.

· Воспитательные

Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе

Чашечка

Маляр красит потолок

Вкусное варенье

Желобок.

Гусь рассердился.

2.2. Отработка произношения слогов перед зеркалом.

Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.

Ребёнок повторяет за логопедом слоги перед зеркалом (по подражанию)

Логопед: Повтори чётко и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться

(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)

2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».

Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки

Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет(шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)

Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки

2.4. Правильное произношение звука(положение губ, языка, воздушная струя)

Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением и показом своих действий.

Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.

2.5. Характеристика звука [Ш].

Дидактическая задача: учит давать акустическую характеристику, пользуясь схемой.

Чтение рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4.1. Чтение открытых слогов

Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.

Прочитай слоги чётко и понятно.(Схема.)

4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».

Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,

Развитие фонематическогослуха.

Гру(ша), ка(ша), Ма(ша). Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)

4.3. Назови первый слог и первый звук в слове.

Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.

(шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)

Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.

4.4. Назови место звука Ш в слове(начало, середина, конец)

Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций.

Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.

4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.

Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

5. Этап закрепления

Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.

Уточнение правильной артикуляции [Ш]

Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]

Дать характеристику звука [Ш]

6. Подведение итогов.

Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?

Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?

Ресурсы: настенное зеркало, ПК, компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».

Прогнозируемые результаты.

После изучения данной темы ребёнок может

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш, правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.

Уметь: правильно произносить звук Ш, открытые слоги со звуком Ш,

слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.

Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.

Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

(план составления)

Тема ………………………………………………………..

Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение…., Формировать способность к……

Аспекты цели:(задачи)

1.Познавательный(коррекционно-обучающий)

Обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов

Учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

На основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности

На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира

Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.

Формирование умения аргументировать свой ответ.

2. Коррекционно- развивающий.

Основной принцип – воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребёнка с ОВЗ.

Развитие функций анализаторных систем

Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию

Формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами

3. Развитие мыслительных процессов.

Развитие сенсомоторной сферы

Формирование пространственно-временных представлений

Развитие произвольного внимания

4. Воспитывающий аспект

Выработка умения обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.

Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного положительного результата.

Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.

Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.

Использование специального оборудования: зеркало(настенное, ин.д)

Этапы занятия.

1. Организационный этап . Самоопределение в деятельности.

Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся

Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.

Условия достижения положительных результатов: Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.

2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.

Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации.

Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.

Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению.

Постановка учебной задачи

4.Этап усвоения новых знаний. решение учебной задачи.

Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.

Условия достижения положительных результатов: Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.

5.Этап закрепления новых знаний. Первичное закрепление.

Дидактическая задача . Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.

Условия достижения положительных результатов: Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.

Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление

6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия.

(чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,

какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)

Анализ логопедического занятия.

План.

Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)

Использование развивающих методов обучения

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)

Осуществление оценивания и контроля.

Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности(театрализация, сказочное начало, путешествие).

Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).

Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК, и компьютерные игры, спецоборудование.

Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.

Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.

Логопед положительно оценил деятельность детей, что способствовало

мотивации учебной деятельности детей.

Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса (группа ФФН)

по теме «Различение звуков Ч и Ц и их букв».

  • Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях
  • Задачи:

Обучающие:

- уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц

Учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы

Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

Развивать объём и концентрацию внимания

Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Воспитательные:

Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,

памятки-алгоритмы.

1.Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.

Приветствие.

Организация внимания.

2.Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.

Речевая разминка(артикуляционная гимнастика).

3.Этап подготовки учащихся к сознательному усоению. Введение в тему.

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Беседа:

- Назовите первый слог в слоге ЧОК?

Назовите первый слог в слове ЦОК?

Как называется буква звука Ч?

Как называется буква звука Ц?

Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ Какие буквы чаще всего встречаются?

Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?

Вывод и определение темы:

Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях.Для чего это нужно? Почему это важно?

4.Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

4.1Акустико-артикуляционные характеристика звуков Ч и Ц

Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц. Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?

Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц

Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?

4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая струя воздуха прерывистая.

На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)

Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.

К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?

4.3Вывод с опорой на план ответа.

Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.

При произнесении этих звуков положение губ различно.

5.Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действий

5.1 В чём отличие звука от буквы?

Чтение слоговой таблицы(сначала сверху вниз, затем снизу вверх)

ЧА- АЧА ЦА- АЦА

ЧО- ОЧО ЦА-ОЦО

ЧУ- УЧУ ЦУ-УЦУ

ЧЕ- ЕЧЕ ЦЕ- ЕЦЕ

ЧИ- ИЧИ ЦИ- ИЦИ

5. 2 Беседа по прочитанному

Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)

Какую букву вы напишите?(Ч)

Какой согласный во втором столбике?(Ц)

Какую букву вы напишите(Ц)

Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц

5.3 Работа со словом.

Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.

Упражнение «Зашифруй слово».

Послушайте слова и запомните их.

ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.

Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)

Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте

Найдите слово в котором Ц стоит на 4 месте.

Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.

Игра « Найди слово».

Дидактическая задача: развитие внимания, формирование операции звукового анализа и синтеза, активизация словаря.

Задание:

Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.

ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ

Назовите найденные слова.(куница, ручка)

Кто такая куница? Как она выглядит?

Что такое ручка? Какая может быть ручка?(у двери. У ребенка. Для письма).

Вывод: Слово ручка имеет много значений.

Игра «Назови ласково».

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.

ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.

Какие буквы меняются местами в словах: птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)

Вывод: Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.

5.2 Работа со словосочетанием

Цель: развитие речемыслительной деятельности.

Прочитайте запись на доске.

ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,

ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА

Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.

5.3 Работа с предложением

Цель: смысловой и качественный анализ предложения

Прочитайте.

С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ (ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)

Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).

Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.

Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?

Какой знак препинания поставим в конце предложения?)

6.Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.

Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите слово со звуком Ч. Назовите слово со звуком Ц

7. Итог

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать……………, и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, дети могут

Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.

Уметь: выделять и различать звуки Ч и Ц и их буквы на слух и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.

Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы из ряда букв.

Конспект занятия по автоматизации звуков в речи (1-2 кл).

Тема : Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Цель: формировать навыки правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.

Задачи:

  • Обучающие

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.

Учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.

Развивать навык звукового анализа и синтеза.

  • Коррекционно-развивающие

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Совершенствование речемыслительных процессов(анализ.синтез. обобщение. умозаключение)

Учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.

  • Воспитательные

Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе

Чашечка

Маляр красит потолок

Вкусное варенье

Желобок.

Гусь рассердился.

2.2. Отработка произношения слогов перед зеркалом.

Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.

Ребёнок повторяет за логопедом слоги перед зеркалом (по подражанию)

Логопед: Повтори чётко и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться

(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)

2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».

Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки

Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет(шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)

Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки

2.4. Правильное произношение звука(положение губ, языка, воздушная струя)

Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением и показом своих действий.

Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.

2.5. Характеристика звука [Ш].

Дидактическая задача: учит давать акустическую характеристику, пользуясь схемой.

3.Этап подготовки к сознательному усвоению.

Чтение рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.

4. Этап усвоения новых знаний.Работа над новым материалом.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4.1. Чтение открытых слогов

Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.

Прочитай слоги чётко и понятно.(Схема.)

4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».

Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,

Развитие фонематическогослуха.

Гру(ша), ка(ша), Ма(ша). Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)

4.3. Назови первый слог и первый звук в слове.

Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.

(шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)

Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.

4.4. Назови место звука Ш в слове(начало, середина, конец)

Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций.

Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.

4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.

Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

5. Этап закрепления

Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.

Уточнение правильной артикуляции [Ш]

Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]

Дать характеристику звука [Ш]

6. Подведение итогов.

Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?

Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?

Ресурсы: настенное зеркало, ПК, компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».

Прогнозируемые результаты.

После изучения данной темы ребёнок может

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш, правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.

Уметь: правильно произносить звук Ш, открытые слоги со звуком Ш,

слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.

Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.

Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.


В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

    сказочных сюжетов;

    элементов фольклора;

    воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

    литературных персонажей;

    известных и придуманных игр;

    элементов сюжетно-дидактической игры;

    сюжетных и пейзажных картин;

    специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    настольно-печатных игр;

    сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Егоцель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В » начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ » . Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    показывается «профиль» звука на рисунке;

    уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

    находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

    определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основнойзадачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    уточнение и расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

    снять усталость и напряжение;

    внести эмоциональный заряд;

    совершенствовать общую моторику;

    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

    актуализация накопленного словаря;

    формирование связности и четкости высказываний;

    работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

    анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи :

    развитие воображения и творческой фантазии;

    развитие словотворчества;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.