Дифференциация а я логопедическое занятие. Конспект логопедического занятия с применением интерактивной обучающей игры "дифференциация а-я в слогах, словах, предложениях"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии На тему: Дифференциация букв «А» и «Я» в словах, словосочетаниях и предложениях. Составил: учитель –логопед МОУ «СОШ № 59 им. И.Х. Ромазана» Попова И.А.

Ответьте на вопросы:

Отгадайте загадку: Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный.

Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки.

Предварительный просмотр:

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я" , их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв "а" и "я" ;
  3. закрепление и уточнение словаря;

Коррекционные:

  1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
  2. развитие пространственных представлений;
  3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
  4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я" ;
  5. закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
  6. закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
  7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8. развитие лексики.

Воспитательные:

  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв "а" и "я", определение их сходства и различия.
  5. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
  6. Тренировка в составлении словосочетаний.
  7. Физминутка.
  8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  9. Работа на уровне предложения:
  10. Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. Основные методические приемы:

  1. Показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

V. Подготовка конспекта занятия:

Использование литературы:

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
  3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
  6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

Ход занятия

1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  1. звезда под флагом (15);
  2. шар под флагом (12);

– Скажите, что нарисовано:

  1. под звездой (5; 8);
  2. над флагом (8;14);

3. Объявление темы урока: см. приложение 2

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

– Что это? (Арбуз)

– (Звук «а»)

Звук «а» гласный или согласный? (

– «а»? (Буквой "А").

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.

– Что это? (Яблоко)

Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы « а» и «я».

4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква « а »? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы « а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы « а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы « а» и «я»).

5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:

А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

6. Тренировка в составлении словосочетаний:

Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ МЫШК…

ПУШИСТАЯ ЗМЕ…

СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ КОШК…

ЯРКАЯ ЛИС…

7. Физминутка:

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

(Детям раздаются карточки с заданием).

– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

(Дети подчеркивают буквы « а» и «я» карандашами красного цвета.)

9. Работа на уровне предложения:

(Запись на доске)

Впишите пропущенные буквы « а» и «я» в следующие предложения :

М…ч уп…л в..му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

(Дети вписывают пропущенные буквы « а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

10. Итог урока:

Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные « а» и «я»).

Что у них общего? (Гласные)

– Чем буквы « а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко).

11. Оценка работы детей.

Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы « а » и « я ».

Приложение 1

Приложение 2.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Ваня, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.


Старостенкова О.А., г. Урай.

Цели занятия:

    • Коррекционно-развивающие: закрепить знания о гласных А – Я; учить детей дифференцировать гласные А – Я в слогах и словах; развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развитие мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; развитие творческих способностей.
    • Обучающие: совершенствовать умение составлять фонематические модели звуков; выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв А и Я; закреплять знания о звуковом составе слова.
    • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интереса к школьному обучению, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, объяснять свои действия.

Оборудование: домики-символы для построения фонематической модели звуков (см. фото), для ролевой инсценировки: буквы А и Я, согласная буква (на выбор) в формате А4, медальоны синего (для твердых согласных), зеленого (для мягких согласных) и красного (для гласных) цветов; карточки с согласными буквами, карточки со слогами, клей, диск “Интерактивные речевые игры” Логопедическая служба, издательства “Учитель”, мячи-ежики, картинки-раскраски, монеты с буквам “А”, “Я”, “А Я”.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность

Форма организации работы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Учащихся

1.Организационный момент

Педагог объявляет, что сегодня мы отправимся на ярмарку и выясняет, что дети о ней знают. Сообщает научное определение слова ЯРМАРКА: “Большой торг с увеселениями и развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно время” С. Ожегов. Проводит пальчиковую гимнастику:

“Люди, что сейчас желают,

Всё на ярмарке найдут!

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдут!”

Педагог также объясняет, что за каждое верно выполненное задание дети будут получать монеты с буквами “А”, “Я” или “А Я”, на эти монеты они смогут купить себе понравившийся товар.

Самоопределение к деятельности: слушают логопеда, отвечают на вопросы и выполняют пальчиковую гимнастику.

Диалог; фронталь-ная форма организа-ции работы

Личностные: самоопределе-ние; Регулятивные: целеполагание;

Коммуника-

планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстни-ками

2.Актуали-зация знаний, фиксация затрудне-ний и постановка цели занятия.

Педагог объясняет, что ярмарка начнет работу тогда, когда слово будет правильно написано: “__рмарк__”.

Логопед просит назвать пропущенные буквы, охарактеризовать звуки, соответствующие данным буквам и построить их фонематические модели.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки: вставляют пропущенные буквы, вписывают их, характеризуют звуки, составляют их фонематические модели и формулируют цели занятия: “Научиться различать гласные А-Я на слух и при письме”

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, моделиро-вание.

Коммуника-тивные: планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстника-ми;

Познаватель-ные:

анализ объектов с целью выделения признаков, моделирование.

3. Поста-новка учебной задачи и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния

Создает проблемную ситуацию: устный вопрос “Какая из этих букв смягчает согласные? Как это происходит?”

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации – игре на ярмарке – к подвижному упражнению, где дети играют роли согласных звуков (Й, согласного по выбору) и гласного звука “А”, в процессе которого они сами проигрывают процесс смягчения согласных гласным “Я”.

Определяют задачи:

1.Объясняют, какой буквой мы обозначаем мягкость согласных, а какой – нет.

2.Вспоминают и формулируют, за счет чего происходит смягчение согласных, проговаривают правило своими словами.

3.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм, как показать процесс смягчения согласных гласным второго ряда “Я”, и реализуют его.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, ролевая игра.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирова-ние.

Познаватель-ные: самостоятель-ное формулирова-ние познаватель-ной цели, моделирова-ние, формулирование проблемы, решение проблемы, доказательство

Коммуника-тивные: постановка вопросов, планирование сотрудничес-тва со сверстниками и способов взаимодей-ствия, инициативное сотрудничес-тво.

4.Превич-ное закрепле-ние

Педагог объясняет, алгоритм выполнения заданий.

Выполняют следующие задания:

1.На карточках с согласными буквами им необходимо дописать буквы А или Я под диктовку логопедом слогов, затем подчеркивают твердые согласные синим цветом, а мягкие – зеленым.

2. Полученные слоги приклеивают к слогам на листочке так, чтобы получилось слово. Затем демонстрируют полученные слова.

3.Интерактивная речевая игра “Выбери в слове букву А или Я”

Индиви-дуальная и фронталь-ная формы организа-ции работы; письменная самостоя-тельная работа с дидакти-ческим материа-лом, выполне-ние упражне-ний с использо-ванием ИКТ.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познаватель-ные: умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуника-тивные: сотрудничес-тво в поиске и выборе информации.

5.Динами-ческая пауза

Проводит физминутку: все встают у своих мест, логопед называет односложные слова с гласными А или Я. Если педагог называет слово с буквой А, то ученикам необходимо подбросить мяч и поймать его, ясли с Я – покатать мяч между ладоней. Можно потренироваться на материале слогов. Перечень слов: мак, сад, ряд, рад, сон (на внимательность), пляж, плащ, мал, мял, мяч, луч . За выполнение физминутки без ошибок дети тоже получают монетки.

Внимательное выполнение задания физминутки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; подвижная игра с мячами – ежиками с элементами су-джог терапии.

Регулятивные: умение контролиро-вать и выполнять действие по заданному образцу, саморегуляция.

6.Самопроверка

Демонстрирует на доске картинки-раскраски в названии которых есть буквы А, Я, или А и Я: “А на ярмарке товары!

Продаются самовары!

Покупают люди сушки
И красивые игрушки!
Вот товары для души!

Ох, они так хороши!”. Поясняет, что только за соответствующую монету дети могут приобрести картинку, в названии которой есть такие же буквы, как на монете. Педагогу необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого.

Самостоятельно

выполняют задание. Соотносят наличие своих монет и какие картинки они могут приобрести. Покупают, объясняя право выбора данной картинки. После покупки дети подписывают свои картинки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, само- и взаимо-контроль устных ответов; письменная работа.

Регулятивные: контроль,

коррекция и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределе-ние.

7.Рефлек-сия деятель-ности. Итоги занятия.

Организует рефлексию. Закончите предложение: “Сегодня на занятии я понял (-а) … ”.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной деятельности.

Устный ответ на вопрос.

Коммуни-кативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познаватель-ные: рефлексия.

Цель : Обобщить полученные знания логопатов о гласных А-Я и соотнесении звуков с символами и буквами Продолжать учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я на уровне слов, словосочетаний и предложений. Актуализация орфограммы ча-ща

Задачи: Учить составлять слова из отдельных букв. Развивать графомоторные навыки, мелкую моторику, самооценку, взаимоконтроль,эмоционально-волевой сферы.

Расширение словарного запаса, используя энциклопедические словари

Развитие зрительного гнозиса и пространственной ориентации

Метод: развивающего обучения,проблемного обучения

Какой звук был первым в наших 2-х заданиях?

Какой буквой он обозначается?

С какими согласными дружит гласная А?

А с какими Я?

Развитие умения составления слов из отдельных букв.(Слайд №5)

Знайка принёс задание для наших логопедических заданий,но подул осенний ветерок и слова рассыпались.

Помогите,собрать буквы в слова.

Д,д,я,я к,р,т,а,о,н

З,м,ле,я г,а,я,д,б,р,о

Н,н,я,я к,р,я,а,о,г

Какие слова по значению вам не понятны?

Давайте обратимся к толковому словарю Даля.(Слайд № 6)

Работа в тетрадях.

Открыли тетради,

записали число.

Кто сформулирует тему нашего занятия?

При каком условии будем писать а, а при каком- я?

Записываем тему на следующей строке, по середине строки, буквами сестричками

Аа-Яя

В каких случаях мы будем писать большие буквы

Давайте все вместе повторим.(Вдох перед началом говорения)

Покажите наш сигнал правописания большой буквы.

Теперь наши собранные слова запишем в тетрадь столбиками.

Запишите слова в тетрадь в столбики

А я а-я

картон Змея бродяга

Няня коряга

Какие буквы чаще встречались в словах?

Выделите согласные звуки перед этими буквами?

Какие согласные перед А, перед Я?

Как подчёркиваем согласные?

Проверка (Слайд №5)

Что обозначает коряга?(Слайд№6 )

Кто такой бродяга?(Слайд №7 )

Проверка правильности определения слов по столбикам. (Слайд№8)

В честь победителя звучат аплодименты или торжественная музыка(Трек №1)

Гимнастика для глаз(Слайд №9)

(Развитие зрительного гнозиса и пространственной ориентации)

Дети смотрят на появляющиеся предметы и за их перемещением. Если картинка мигает, то и дети открывают-закрывают глаза («мигают»).

Чтение слов столбиками(вверх,вниз)

Карточка №1(Слайд №10)

(раздать печатные таблицы)

Призовую фишку получит, тот кто безошибочно выполнит задания.

Мишка миска шарик школа

Вилка палка дятел флаги

Марка кукла лагерь фляги

Жарко жалко парус слива

Речка тяпки тапки слава

Часто чайка чашка часик

Возьмите синюю и зелёную ручку,

Обведите согласный перед а –синим, а перед Я-зелёным

Какие слова вам непонятны?

Учитель объясняет.(Слайд №11)

Фляги-

Фляга

ФЛЯ́ГА, фляги, ·жен. (от ·нем. Flasche).

1. Широкая плоская бутылка, оплетенная или обшитая чем-нибудь, с тесемками для ношения через плечо. Походная фляга.

2. Большой сосуд для перевозки жидкостей. Фляги с молоком.

Тяпки(Слайд №12)

ТЯПКА

ТЯ́ПКА, -и, жен.

1. Орудие для рубки чего-н. (напр. капусты, мяса), сечка (во 2 знач. ).

2. Род лёгкой мотыги для рыхления междурядий, цапка.

Какие увидели хитрые слова?

Что заметили в словах с разными гласными?

Сколько слов с гласной а?а с гласной я?

Поставьте фишки на слова с орфограммами

Призовую фишку получает лучший.

Победитель проводит физминутку и пальчиковую гимнастику

(Слайд №13)

Книжка

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок

вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

Широко открой рот;

Положи язык спокойно внизу;

Кончик языка удерживай за нижними зубами.

Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Соедини два звука [й] и [а].

Выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.

А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке

Работа над текстом.

Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Папа или сын

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Мама или дочка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или сын

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или дочка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация а – я»

Дата:

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает – свинья

Плодоносит, растет – яблоко

Прыгает, растет – заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я – служит для смягчения согласных?

В каком слове Я – хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ – МЯЛ, РАД – РЯД, ЗАВАЛ – ЗАВЯЛ, САД –СЯДЬ – по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та – тя – та ма – мя – ма бя –ба-бя

Тя-та-т я мя –ма – мя ба –бя –ба

Ра – ря – ра – ря

Ря – ра – ря – ра

Работа по карточки

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Чтение текста. (карточка) .

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква –я -?

Когда она бывает хитрая?

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а - в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.