Что рисовал клод моне. Почему Клод Моне уничтожал свои картины? Самые известные картины

«Он выставил на Салоне около 30 пейзажей, похоже, написанных за один день. Теперь можно сказать с уверенностью: он стал таким ничтожеством, что уже никогда не поднимется…» , - так писал о Клоде Моне (Oscar-Claude Monet) популярный художественный критик газеты «Фигаро».

Почти сорок лет этому вторили его многочисленные коллеги, решительно отвергая импрессионизм, как безрассудное явление и язву на теле художественного искусства.

Особенно яростно акулы пера нападали на Моне, как на главного зачинщика. Впрочем, сам художник нисколько не внимал критике. И не зря. Сегодня вклад французского импрессиониста в развитие мирового художественного искусства сложно переоценить, как и созданные им шедевры.

Была середина 1850-х годов, но бунтарский дух, как это водится у подростков всех времен, рвался на волю. Тогда будущий отец импрессионизма еще не брал в руки кистей, но уже хорошо орудовал карандашом. Он в самой непочтительной манере изображал на полях тетрадей своих учителей и известных Гавру - родному городу Моне - людей.

Карикатуры были так популярны, что местный торговец красками, на радость проходящих зевак, устанавливал их прямо на витрине своего магазина. Моне позже признавался, что это заставляло его буквально лопаться от гордости, пока однажды его саркастичным рисункам не пришлось соседствовать с творениями другого человека.

«Кто этот идиот, возомнивший себя художником?» , - вопрошал задетый Клод Моне у торговца красками. Тем идиотом оказался сутулый и долговязый бывший моряк - Эжен Буден. В последствии, когда Моне усмирил свою гордыню, тот стал его первым учителем живописи. Он же стал человеком, впервые выведшем юного художника рисовать на пленэр (фр. en plein air - «на открытом воздухе»). Если до этого момента Моне использовал любой предлог, чтобы отлынивать от встреч с Буденом и его раздражающих настояний исследовать академический рисунок, то после работы на пленэре он буквально почувствовал, как его взор распахнулся красоте природы.



В 1861 году, едва Моне успел сообщить отцу, далеко не благосклонному к художественному ремеслу, о своем намерении рисовать, подоспел призыв в армию. Он был отослан в Алжир, где вся миссия сводилась к торжественным проходам на лошадях от одного города к другому с целью продемонстрировать мощь французской армии. Художник, рост которого был всего 165 сантиметров, ни разу так и не был выбран для столь важной миссии, а потому его казарменная жизнь обернулась сущей скукой. На радость Моне, отец с теткой согласились выкупить его из армии за условную плату: тот должен был поступить в художественную школу в Париже и изучать рисунок у серьезных мастеров.

Моне действительно поступил в мастерскую Глейра, которую, правда, вскоре покинул, несмотря на угрозу прекращения спонсирования. Впрочем, бесполезными ту пару лет не назовешь: именно у Глейра, за спиной учителя, сформировалась шайка будущих великих художников. Базиль, - все это люди, которым тогда еще только предстояло познакомить мир с импрессионизмом.

Надо сказать, этот термин возник спонтанно и изначально должен был носить оскорбительный характер. Все началось с картины, которую Моне сперва назвал «Корабли, покидающие порт Гавра». Позже, для выставки Отверженных (так непризнанные авторитетным Парижским Салоном художники себя именовали) он изменил название на «Впечатление. Восходящее солнце». Скептически настроенный художественный критик, посмотрев на полотна Моне и его товарищей, заявил, что «у них тут не живопись, а одни сплошные впечатления» (фр. impression - «впечатление). Отверженные с удовольствием приняли новое имя и стали зваться импрессионистами.



К счастью, не все из молодых импрессионистов были так бедны, как Моне, лишившийся покровительства. До того, как под свою опеку его взял коллекционер и торговец картинами Дюран-Рюэль, художнику приходилось обираться у друзей. Самым щедрым из них был Базиль, с которого Моне тряс деньги, не стесняясь ни шантажа, ни агрессивной настойчивости. «Я все ещё жду от вас свои 50 франков…» , - заявлениями, подобными этому, полны все сохранившиеся письма.

Соглашение с Дюран-Рюэлем вскоре обеспечило Моне беззаботную жизнь в маленькой парижской студии, где он мог свободно творить, но обязывался часть картин продавать коллекционеру. За два года сотрудничества, тот купил у Моне полотен на 21800 франков. Художник уже простился, было, с черным хлебом, если бы не его страсть к растратам. Едва появлялась монета, он заказывал себе лучших вин и ликеров, отправлялся к дорогому портному, нанимал горничную и кухарку. Ничего удивительного, что даже став зарабатывать своим художественным талантом, Моне оставался щеглом с пустыми карманами и вновь брался за выпрашивание денег у приятелей, щедрость которых, ожидаемо, истощалась день ото дня.

Но несмотря на тяжелый характер и всякое бесстыдство в вопросах финансов, была у Моне и плодотворная дружба, например, с Ренуаром. Художники неоднократно вместе выезжали на пленэр, известна даже история, как Ренуар нарисовал Моне, пока тот запечатлевал сад в Аржантее. Так художественное наследние пополнилось сразу двумя работами: «Сад в Аржантее», авторства Моне и «Клод Моне, работающий в своем саду», кисти Ренуара.

Еще одна знаковая, хоть и не столь очевидно свойственная стилю Моне, картина «Дама в зеленом» открыла новую главу в жизни художника. На ней он впервые запечатлел свою возлюбленную, милую и скромную Камиллу.



Позже она появлялась на очень многих его полотнах, причем в образе сразу нескольких девушек. Так на двух поистине гигантских полотнах «Завтрак на траве» и «Женщины в саду» все женские фигуры написаны с Камиллы.

Ни одна из них так и не была принята Салоном, где Моне тщетно надеялся их выставить, хотя спустя шесть десятилетий французское правительство все-таки выкупило эти работы за баснословные деньги.

Камилла, пусть и не сразу, все-таки стала официальной женой Моне, но их истории не суждено было продлиться долго: бедняжка скончалась в возрасте 32 лет. Даже на смертном одре она послужила моделью художнику.

«Я вдруг осознал, что стою, уставившись на ее висок, и машинально ищу переход живого цвета в мертвый… Синий, желтый, серый, не знаю какой еще… Вот до чего я докатился. Все это происходило помимо меня, автоматически. Сначала шок и дрожь от созерцания этого цвета, а потом чистый рефлекс, бессознательное стремление делать то, что я привык делать всю свою жизнь…» , - писал Моне немногим позже.


Впрочем, горе было столь же кратковременным, как и сам брак. На момент смерти Камиллы Клод уже несколько лет был в тайной связи с женой своего друга, торговца живописью Эрнеста Ошеде. Она даже имела от него ребенка, которого законный супруг считал своим. Спустя время, отпущенное для соблюдения приличий, Алиса Ошеде переехала жить к Моне. Так художник обзавелся еще шестью детьми, в добавок к своим двум, рожденным в браке с Камиллой.

Одна из старших дочерей - Сюзанна - обладала столь редкой красотой и грацией, что однажды, случайно приметив ее, стоящую на холме с зонтиком, Моне решительно заявил, что завтра же она будет ему позировать. На следующий день они вдвоем вновь вернулись на тот холм, поросший травой и летними цветами и художник написал сразу две картины: «Женщина с зонтиком, повернувшаяся налево» и «Женщина с зонтиком повернувшаяся направо».

К 1880 году картины Моне уже приобрели некоторую ценность и художник, никогда не отличавшийся мягким характером, почувствовал себя в праве не только назначать за свои полотна высокую цену, но и отказываться от их продажи вообще. Когда однажды известный оперный певец пришел в мастерскую Моне и заприметил пейзаж с видом Ветея, художник покачал головой:

«У вас плохая память, дружище. Когда‑то вы отказались купить этот этюд за пятьдесят франков. Теперь можете выбирать себе любой другой, но этот этюд я вам не уступлю ни за какие деньги, даже за пятьдесят тысяч!»

Оска́р Клод Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840(18401114), Париж - 5 декабря 1926, Живерни) - французский живописец, один из основателей импрессионизма .

Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии, по существу, была юностью бродяги. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и использовал их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. Он настолько упрочил свою репутацию, что со всех сторон его осаждали просьбами сделать карикатурные портреты. Изобилие подобных заказов и недостаточная щедрость родителей внушили ему смелое решение, которое шокировало его семью: за свои портреты Моне брал по двадцать франков.

Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости». Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден , и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре.

«Буден тотчас же подошел ко мне, - вспоминал Моне, - похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы - это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».

Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне. Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог переварить его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться. Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись, - вспоминал Моне, - я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её».

Семнадцатилетний Оскар Моне не мог найти лучшего учителя, потому что Буден не был ни доктринёром, ни теоретиком. Он обладал восприимчивым глазом, ясным умом и умел передать свои наблюдения и опыт простыми словами. «Все, что написано непосредственно на месте, - заявлял он, например, - всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской». Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно - самое правильное», и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Моне Клод. Это имя слышали даже те, кто весьма-весьма далек от живописи и мира богемы. Сегодня картины этого художника уходят с торгов просто-таки за баснословные суммы и растворяются у неизвестных покупателей в частных коллекциях, а через некоторое время вновь всплывают, чтобы быть проданными за еще большие деньги.

Что это был за человек? Какие дорожки жизни привели его на путь живописи? И что помогло на этом пути добиться столь блистательного успеха?

Юношеские годы

Неизвестно, как бы сложилась жизнь будущего живописца, если бы не скупость его отца. Хотя их семью нельзя назвать очень богатой, но в нужде они тоже никогда не были. Однако Клод-Адольф Моне - отец мальчика - считал, что его юный отпрыск вполне способен обойтись без карманных денег. А вот мальчику эта ситуация представлялась совсем в другом свете.

Моне Клод был в меру независимым, немного хулиганистым и очень свободолюбивым подростком. Он сбегал со школьных занятий при любом удобном случае и лазал по близлежащим скалам, наслаждаясь свободой. Когда же сбежать никак не удавалось, непоседливый мальчишка на уроках развлекался рисованием карикатур на учителей и одноклассников.

Вскоре Моне Клод овладел мастерством карикатуриста практически в совершенстве. Его работы пользовались таким успехом, что соученики были согласны за них платить, чем молодой художник с радостью и воспользовался для пополнения своего скудного бюджета. Родители не были в восторге от этой затеи, но и препятствовать сыну не собирались.

Встреча с художником

Через некоторое время карикатуры Моне уже выставлялись в городском магазинчике вместе с работами некоего Эжена Будена - местного живописца. Эжен признал талант в штрихах незатейливых картинок молодого человека, посоветовал развивать его и предложил свою помощь.

Моне Клод вежливо отказывался, сколько мог, потому что работы Будена его совсем не впечатляли. Однако в какой-то момент, ради соблюдения приличий, ему все-таки пришлось пойти на встречу с художником. И Клоду их общение по-настоящему понравилось.

Моне действительно повезло с наставником. Он не давил на юношу, не навязывал свое мнение, да и вообще занятия с ним совсем не походили на школьную муштру. Буден бескорыстно делился своим опытом и учил Клода видеть красоту окружающего мира. Видеть ее по-своему и сразу же отображать на холсте.

Дальнейшее обучение

Прошло не так много времени, и Эжен Буден посоветовал юноше отправиться на обучение в Париж. Клод-Адольф Моне позволил сыну уехать, но не собирался тратить ни сантима на его образование. Он попробовал предложить кандидатуру сына на место стипендиата в художественной школе родного города, но, когда в прошении о стипендии было отказано, полностью умыл руки.

Однако восемнадцатилетнего юношу это не остановило. Он собрал свои немногочисленные пожитки и сбережения и отправился покорять Париж. По приезде в столицу он познакомился со многими художниками, поинтересовался тем, как проходит обучение, и понял, что Школа изящных искусств, куда он намеревался поступать, ему не подходит.

Он осознал, что, занимаясь самообразованием и усердно работая, можно добиться намного лучших результатов, чем просиживая на скучных лекциях. А может быть, не последнюю роль тут сыграла и его свободолюбивая натура, которая еще в школе не давала ему усидеть на месте. Из-за этого решения отец полностью отказался помогать ему, но Моне не отступил и остался в Париже.

Служба в армии

Биография Клода Моне будет не полной, если не упомянуть его службу в армии. Он был призван в двадцатилетнем возрасте и отправлен в Алжир. В то время это была очень неспокойная местность, и мир мог бы так никогда и не увидеть работы одного из основоположников импрессионизма, но, к счастью, молодой солдат подхватил и не попал в зону непосредственных военных действий.

А благодаря протекции своей обеспокоенной тетушки и ее финансовой помощи, ему удалось откупиться от обязательной воинской повинности и вернуться на родину в 1862 году.

Признание

Молодой художник упорно продолжал оттачивать свое мастерство. Вскоре картины Клода Моне стали привлекать внимание общественности. Прорывом в этом отношении послужила работа под названием «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». Вскоре девушка, изображенная на этом полотне, стала женой художника.

По сути, Камилла была любимой моделью Моне, и ее образ можно увидеть чуть ли не на всех полотнах художника, на которых встречаются женщины. Они прожили счастливо до самой смерти Камиллы, которая скончалась от туберкулеза в 32 года.

Сегодня всемирно известные галереи считают большой удачей возможность заполучить в свои коллекции картины Клода Моне. Фото его работ и их репродукции украшают многие гостиные в богатых домах. На аукционах полотна его кисти стоят десятки миллионов долларов. В России оригиналы картин Моне можно увидеть в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

французский живописец, один из основателей импрессионизма

Клод Моне

Краткая биография

Оска́р Клод Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж - 5 декабря 1926, Живерни) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии, по существу, была юностью бродяги. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и использовал их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. Он настолько упрочил свою репутацию, что со всех сторон его осаждали просьбами сделать карикатурные портреты. Изобилие подобных заказов и недостаточная щедрость родителей внушили ему смелое решение, которое шокировало его семью: за свои портреты Моне брал по двадцать франков.

Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости». Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден, и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре.

«Буден тотчас же подошел ко мне , - вспоминал Моне, - похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы - это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».

Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне. Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог переварить его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться. Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись, - вспоминал Моне, - я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её».

Семнадцатилетний Оскар Моне не мог найти лучшего учителя, потому что Буден не был ни доктринёром, ни теоретиком. Он обладал восприимчивым глазом, ясным умом и умел передать свои наблюдения и опыт простыми словами. «Все, что написано непосредственно на месте , - заявлял он, например, - всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской» . Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно - самое правильное», и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом» .

Буден, однако, был человеком скромным и не предполагал, что его уроков будет достаточно для того, чтобы наставить Моне на верный путь. Он обычно говорил: «Работая в одиночестве, нельзя достичь цели, разве что при очень больших способностях, и всё же… всё же искусство не создается в одиночку, в провинциальном захолустье, без критики, без возможности сравнения, без твёрдого убеждения» . После шести месяцев подобных увещаний, несмотря на мать, которая начала серьёзно беспокоиться по поводу компании сына, считая, что он погибнет в обществе человека с такой плохой славой, как Буден, Моне объявил отцу, что желает стать художником и поедет учиться в Париж. Отец Моне не был решительно настроен против этой идеи, тем более, что мадам Лекадр, тётка Моне в Гавре, сама немного рисовала и разрешила племяннику в свободное время работать в её мастерской (там Моне обнаружил маленькую картинку Добиньи, которой так восхищался, что тётка ему её подарила). Хотя родители Моне видели талант своего сына, они отчасти не хотели, а отчасти и не имели возможности оказывать ему материальную поддержку. В марте 1859 года отец Моне написал в муниципальный совет, надеясь, что для Моне сделают то же, что в своё время сделали для Будена:

«Имею честь сообщить вам, что сын мой Оскар Моне восемнадцати лет, проработав с господином М. Очардом [учитель рисования в колледже, бывший ученик Давида], Вассером и Буденом, выдвигает свою кандидатуру на звание стипендиата изящных искусств города Гавра. Его естественные наклонности и развитой вкус, которые он решительно сосредоточил на живописи, обязывают меня не мешать ему следовать своему призванию. Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына…» Два месяца спустя совет рассмотрел это прошение, а также посланный одновременно натюрморт и отверг просьбу, опасаясь, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости» .

Не ожидая даже ответа, отец Моне разрешил ему кратковременную поездку в Париж, для того, чтобы сын мог посоветоваться с другими художниками и побывать в Салоне, который должен был закрыться в июне. Перед отъездом Моне получил от некоторых любителей картин, посещавших Будена, рекомендательные письма к различным более или менее известным художникам.

Вскоре после прибытия в Париж Моне прислал Будену свой первый отчёт. «Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз. Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. Есть несколько красивых Коро… Я побывал у нескольких художников. Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. Вас ожидают все. Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом. Я заходил к Труайону, показал ему два моих натюрморта, и по поводу их он мне сказал: „ Ну что ж, мой милый, с цветом у вас всё будет хорошо; в целом он создаёт верное впечатление. Но вам нужно серьёзно позаниматься, всё, что вы сейчас делаете, - очень мило, но делаете вы это слишком легко; этого вы никогда не потеряете. Если вы хотите послушаться моего совета и серьёзно заняться искусством, начните с поступления в мастерскую, где работают над фигурой, пишут натурщиков. Учитесь рисовать - это то, чего вам всем сегодня не хватает. Послушайтесь меня - и вы увидите, что я прав. Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Однако не пренебрегайте и живописью: время от времени выезжайте за город, делайте этюды, прорабатывайте их. Делайте копии в Лувре. Заходите почаще ко мне, показывайте всё, что сделали; побольше мужества, и вы добьётесь своего“. И , - прибавляет Моне, - мои родители разрешили мне остаться на месяц-другой в Париже, следуя совету Труайона, который настаивает, чтобы я основательно занялся рисованием. „Таким образом, - сказал он мне, - вы приобретёте навык, вернётесь в Гавр и сможете писать хорошие этюды за городом, а зимой приедете в Париж, чтобы устроиться здесь окончательно“. Родители мои одобрили это» .

Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Оба высказались за Кутюра, но Моне решил не слушаться их совета, потому что ему не понравились работы Кутюра. Вместо этого Моне посещал собрания в «Кабачке мучеников», где нашёл то, чего ему недоставало в Гавре: воодушевляющую компанию и оживлённые споры. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время. Родители, пожалуй, согласились бы на это, если бы он не отказался поступать в Школу изящных искусств. Отец прекратил выплачивать ему содержание, и Моне был вынужден жить на свои сбережения, которые ему пересылала тётя.

В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1862 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).

(Огюст Ренуар). Портрет Клода Моне . 1875.

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».

С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды.

В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре.

В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.

Катаракта и сверхспособности зрения в ультрафиолете

В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятий рисованием. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.

Смерть

Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.

Память

  • В честь Моне назван кратер на Меркурии.
  • Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне - от рассвета до заката.
  • Советский фильм «Завтрак на траве» назван в честь картины Клода Моне из альбома импрессионистов, подаренного юному художнику.
  • Ресторан, фигурирующий в сериале «Кухня», носит название «Claude Monet» (Клод Моне) - это действующий ресторан Москвы «Champagne Life».
  • В фильме «Титаник» мы также можем видеть картину Моне «Водяные лилии».
  • В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой похищает из музея картину Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках». Также в фильме представлена и другая картина Клода Моне «Стога сена (Конец лета)».
  • В фильме «Фальсификатор» (The Forger) (2014) главный герой подделывает картину Моне 1874 года и подменяет подделкой оригинал картины.
  • Художественная записная книжка,ArtNote" выпустила блокнот,Monet ArtNote", в котором собраны произведения художника в виде записной книги.

Галерея

«Женщины в саду», 1866-1867 г., Музей Орсе, Париж

Клод Моне (1840–1926) - всемирно известный художник из Франции, основатель направления импрессионизм.

Жизнь и творчество Клода Моне

Он появился на свет в 1840 году в Париже, столице Франции. Когда он был совсем маленьким, его семья переместилась жить в Нормандию. Родители надеялись, что сын пойдёт по стопам отца и станет торговцем.

Художник сам рассказывал, что свою молодость он провёл, как нищий. Он много времени проводил гуляя и путешествуя по природе, прогуливая школьные занятия. Он ненавидел школу. Клод был трудным ребёнком, не отличался хорошим поведением, поэтому школу считал тюрьмой. На скучных уроках он развлекал себя, рисуя на рабочих тетрадях, на которых изображал карикатуры на своих учителей. Вскоре это развлечение помогло ему научиться хорошо рисовать. К пятнадцати годам Моне прославился на весь свой город как карикатурист. Его популярность росла с каждым днем, довольно часто он получал заказы на карикатурные портреты. Художник понял, что этим можно заработать, тем более, его родители практически совсем не давали ему денег, поэтому стал брать за свои работы по 20 франков.

Со временем Моне стал известной личностью. В его городе была всего одна лавка, в которой продавались художественные принадлежности. В этой лавке выставлялись его карикатуры. Он был полон гордости и сильно радовался каждый раз, когда наблюдал, как люди любуются его шедеврами.

Фотография Клода Моне

Художник ушел из жизни в 1926 году от рака легких. На тот момент ему было 86 лет, он прожил долгую жизнь. Его похоронили на небольшом кладбище в Живерни. Он не хотел пышных церемоний в свою честь и настаивал на том, чтобы его проводили по-простому, так его близкие и сделали, на похоронах было всего около пятидесяти человек.

Биография Клода Моне обновлено: Сентябрь 13, 2017 автором: Валентина