Спартанская и афинская системы воспитания - файл n1.doc. Афинская система воспитания Древняя греция спартанская и афинская системы воспитания

Древнегреческое общество воспринимается во всем мире как колыбель цивилизации и квинтэссенция культурных, эстетический и моральны норм, которая до сих пор воспринимается за идеал системы построения отношений в социуме. Древняя Греция относилась к где только одна треть населения являлась свободными гражданами и имели права. Данный нюанс наложил серьезный отпечаток на систему воспитания Исторически сложилось, что она разделилась на спартанскую и афинскую. Причем в обеих большое значение уделялось физическому развитию юношей и девушек. Древние греки считали эту сторону воспитательного процесса крайне важной, однако стоит учитывать и особенности спартанской и афинской систем воспитания. Во многом они имеют различия, что в первую очередь выражается в конечной цели образования.

Из данной статьи вы узнаете много интересного в первую очередь об афинской системе физического воспитания. Также мы затронем вопросы образования в Древней Греции и расскажем о знаменитом спартанском воспитании молодых людей в четвертом-пятом веке, которые считают расцветом эллинской цивилизации.

Краткая характеристика греческого общества

Когда мы говорим о древнегреческом обществе и культуре, то в первую очередь имеем в виду город Афины, являющийся центром культурной жизни Пелопоннеса. Именно сюда стекались все торговые пути, здесь проводились многочисленные соревнования атлетов и диспуты лучших умов Древней Греции. Философы открывали в Афинах свои школы, где обучали молодое поколение различным дисциплинам, таким образом постепенно формируя особую систему воспитания, которую в дальнейшем стали называть «афинской». Она была взята за основу во всех греческих полисах и успешно применялась на протяжении нескольких веков.

Педагогическая система являлась отражением греческого общества и готовила с активной жизненной позицией, которое в дальнейшем становилось костяком социума и вело государство к процветанию.

Говоря об афинской педагогической системе, стоит учитывать, что общество имело яркие черты демократии. Несмотря на это, в социуме присутствовало четкое разделение на классы. Условно общество можно поделить на три довольно внушительные группы:

  • аристократы (свободные граждане);
  • ремесленники;
  • рабы.

Первая группа имела множество прав, но являлась одной из самых малочисленных в полисах. Свободные граждане отличались высоким достатком, многие из них являлись аристократами и могли дать своим детям хорошее образование. Лишь представители данной группы получали возможность носить оружие и давать присягу. По достижении совершеннолетия юноши поступали на государственную службу и охраняли границы государства. В дальнейшем они становились полноценными гражданами и принимали участие во всех важных для полиса делах.

Ремесленники также могли быть свободными гражданами, однако они не имели возможности оплачивать образование своих детей и обычно обучали их своему мастерству. Таким образом сохранялась некая обеспечивающая постоянное количество ремесленников в полисах.

Рабы не имели абсолютно никаких прав, поэтому об их образовании говорить не приходилось. Они занимались физическим трудом и обеспечивали населению полисов комфортное существование. Дети рабов тоже не могли претендовать на свободу и оставались собственностью своих хозяев.

Педагогическая система: особенности

Физическому воспитанию и спорту в Древней Греции уделялось повышенное внимание, однако основой воспитания все же можно считать нравственную составляющую. Эллины стремились воспитать красивого во всех смыслах этого слова человека. В первую очередь он должен быть красив внутри и лишь потом в дело вступала афинская система физического воспитания. Однако древнегреческая педагогика имела ряд своих особенностей, которые стоит учитывать, рассматривая процесс формирования граждан от рождения до совершеннолетия.

В рабовладельческом обществе с самого раннего детства малышам прививали презрительное отношение к физическому труду во всех его проявлениях. Это было уделом рабов, а потому свободные граждане должны были поддерживать крепость тела совсем иначе. Для них существовали всевозможные школы, где они обучались гимнастическим упражнениям, развивали ловкость, тренировались в беге на скорость и учились владеть боевым оружием. Можно сказать, что эллины были очень гармонично развиты. Ведь система воспитания в Афинах очень удачно сочетала в себе нравственную и физическую составляющую. Молодые люди, достигнувшие совершеннолетия, были отлично подготовлены практически к любым ситуациям, которые могли встретиться им в жизни.

Афинская система физического воспитания распространялась и на девочек тоже. Однако в этом случае она была крайне ограничена, ведь женщина должна была в первую очередь заниматься домашним хозяйством и семейными обязанностями. До семи лет девочка воспитывалась в семье нянями и получала азы образования, в которые обязательно входило изучение музыки. В дальнейшем образовательный процесс ограничивался орхестрикой. Чуть подробнее об этой части афинской системы физического воспитания мы расскажем позже.

Также хочется упомянуть, что практически весь воспитательный и образовательный процесс был пронизан духом соревновательности. Через него юноши проникались идеями индивидуализма и собственного превосходства, которое необходимо было постоянно подтверждать.

Нравственное воспитание: начальный этап

Нельзя говорить только о физическом воспитании в афинской системе образования. Ведь каждый свободный гражданин должен был являться гармоничной личностью, а достичь этого можно только путем разностороннего подхода к воспитанию. Этот процесс начинался еще с младенчества и продолжался до принятия присяги. Первые годы были практически полностью заняты нравственным воспитанием ребенка.

Интересно, что слабого малыша родители на вполне законных основаниях могли умертвить. Это являлось основой системы физического воспитания в Афинах. Если мальчик рождался с различными заболеваниями или отклонениями, то решение о его дальнейшей судьбе принимал отец, в отличие от Спарты, где судьба малыша зависела от старейшин. С девочками в Афинах поступали не столь строго.

До семилетнего возраста дети воспитывались в семье. Обычно этим занимались кормилицы или специально нанятые воспитатели. Они постоянно занимали ребенка играми, чтением сказок и историй, игрой на музыкальном инструменте (в первую очередь флейте) и сочинением стихов. С самого раннего возраста детей окружали всем красивым и часто водили на общественные праздники. Также отпрыски аристократических семей регулярно посещали спортивные состязания и другие торжества. Эллины считали, что ребенок до семи лет должен ощутить свою принадлежность к обществу, в котором он будет жить в дальнейшем.

Воспитание юных эллинов с семи до четырнадцати лет

Данный период мальчики из знатных семей проводили одновременно в двух частных школах, однако от семьи они не были оторваны. Проживали дети в своем доме, а на занятия их водил специально приставленный раб.

Обычно мальчики были заняты в двух заведениях:

  • школа грамматиста;
  • школа кифариста.

Примечательно, что посещать их можно было по очереди или одновременно. Однако последний способ пользовался большей популярностью в древнегреческом обществе.

В школе грамматиста юные эллины овладевали основами грамотности. Они учились считать, писать и читать. В процессе обучения использовались специальные таблички, камушки и даже пальцы. Писали мальчики на вощеных табличках стилем (тонкими палочками). Обычно на то, чтобы овладеть грамотой, уходило несколько лет.

После мальчики переходили в школу кифариста. Здесь им предоставляли литературное образование. Два-три года уделялось эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Мальчики учились игре на музыкальных инструментах, сочинять и декламировать стихи, петь и поддерживать интересные беседы.

К четырнадцатилетнему возрасту наступал этап, во время которого уделялось преимущественное значение физической культуре. В Древней Греции для этого существовали специальные школы.

Палестра: характеристика и особенности

Афинская система воспитания в античности считалась самой передовой, а потому юноши получали отличную физическую подготовку. С четырнадцати лет они начинали заниматься пятиборьем. Это укрепляло не только тело, но и дух. Поэтому данный этап считался крайне важным в обучении.

Молодые люди много бегали, плавали и занимались борьбой. Именно в этот период формировался соревновательный дух, на котором и основывался образовательный процесс. Также юноши метали диск и копье, в дальнейшем эти упражнения превратились в самостоятельные дисциплины, по которым атлеты соревновались на Олимпийских играх.

После окончания палестры продолжить свое образования могли только очень богатые люди. Родители отдавали их в гимнасии, однако стоило это немалых денег.

Гимнасии: виды и суть образовательного процесса

Следующую образовательную ступень контролировали педотрибы. Они являлись государственными чиновниками и занимались физической подготовкой юношей к будущей воинской службе. Также в гимнасиях не забывали и об умственном развитии, за которое отвечали философы, общественные деятели и другие известные лица. Юноши вели с ними беседы, учились вести диспуты, активно посещали суды и театры.

В Древней Греции существовало три вида гимнасий:

  • Академия.
  • Ликей.
  • Киносарг.

В этих заведениях молодые люди обучались приблизительно до двадцати лет. Они посещали уроки верховой езды, гребли, строевой подготовки. Им преподавали стратегию ведения боя и технику владения всеми известными видами оружия.

Параллельно юноши должны были иметь представление об управлении государством и владеть основами философии.

Эфебы: военная подготовка

После окончания гимнасии молодой человек мог перейти в ряды эфебов. Перед этим он официально признавался свободным гражданином и торжественно принимал присягу. В этот же момент юноша получал форму солдата и мог на два года позабыть о гражданской жизни.

Все это время он активно занимался физической подготовкой, которая могла ему пригодиться во время военных конфликтов. Первый год юные эллины проводили в специально сформированных лагерях недалеко от полисов. Под круглосуточным контролем они занимались различными упражнениями и учились действовать во время боя.

Второй год юноши несли реальную службу на границах государства. Естественно, что это период его физическое развитие продолжалось. Ведь каждый день сопровождался рядом специальных упражнений, укрепляющий тело и боевой дух.

Физическое воспитание афинских девочек

Афинская система воспитания и образования в первую очередь предназначена для мальчиков, но и девочек она не оставляла без внимания. Как мы уже упоминали, до семи лет дети воспитывались абсолютно одинаково. Однако в более взрослом возрасте девочкам предписывалось оставаться дома и проходить обучение там. В целом большая часть женщин не владела грамотой, что считалось вполне нормальным.

А вот физическому воспитанию уделялось особое внимание. В тот момент, когда юноши переходили в палестру и приступали к трехступенчатой системе образования, девушки должны были изучать орхестрику. Она представляла собой особую дисциплину, подразумевающую разучивание определенных движений под различную музыку.

Спартанская система воспитания: начальный этап

Спарта имела огромное влияние и наряду с Афинами сформировала особую систему воспитания, целью которой было вырастить послушного, дисциплинированного и отважного воина.

Новорожденного малыша всегда показывали старейшинам, которые и решали, будет ли он жить. Слабых детей попросту скидывали со скалы. До семи лет ребенок воспитывался в семье, где его закаляли и не баловали. В дальнейшем он поступал на семь лет в распоряжение государственной системы образования. За эти годы детей приучали стойко переносить боль, голод, холод и другие испытания. Параллельно юные спартанцы получали отличную физическую подготовку.

Следующий год они проводили в состязаниях, чтобы подготовиться к криптию. Этот обычай подразумевал деление подростков на несколько групп, в течение двенадцати месяцев они должны были совершать нападения на различные деревни, выполняя распоряжение своих начальников.

В дальнейшем спартанцы переходили в эфебы, где продолжали свое физическое развитие до тридцати лет.

Образование спартанских женщин

Интересно, что в Спарте девочки воспитывались точно так же, как и мальчики. До двадцати лет в их образовании не было никакого отличия, это делалось для того, чтобы в случае отсутствия мужчин в городе был порядок.

К тому же спартанцы считали, что только от сильных и крепких женщин можно было получить достойное потомство.

Вместо заключения

Спарта и Афины имели самое сильное влияние на Пелопоннесе, поэтому их системы образования были взяты за основу многими городами и государствами. Если провести краткий анализ сравнения, то можно сказать, что спартанцы в первую очередь уделяли внимание физическому развитию подрастающего поколения. А вот афинская система растила гармоничных членов общества, в равной степени развитых умственно, нравственно и физически.

4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции Школа . Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (гл.город- Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились особые системы воспитания,которые обслуживали только детей рабовладельцев. В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в воспитательные учреждения, (агеллы ), где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем их назначался известный властям человек-педоном . Содержание воспитания : Особое внимание обращалось на физ. вос-ие подростков,много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физ. вос-ию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.Нравственное и пол. вос-ие давалось во время специальных бесед гос.руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).Юноши 18-20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Между народами, населявшими данное государство, велись частые войны. В таких жестоких условиях сложилась спартанская система воспитания. Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Детей с малых лет приучали терпеть неудобства и лишения. В 7 лет мальчиков забирали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы. Процесс воспитания проходил в три этапа . На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным. На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к домашнему хозяйству.Первоначально дети (с 7 до 13-14 л) обучались в школах грамматиста и кифариста . Занятия вели учителя-дидаскалы («дидаско»-я учу, позже: «дидактика» - теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» - ребенок, «агогейн»-вести).В школе грамматиста обучали читать, писать и считать.В школе кифариста давалось литературное образование и эстетическое вос-ие.В 13-14 л мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они занимались системой физ. упр-ий(пятиборье ). С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам. Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже - гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.Затем юноши с 18 до 20 л переходили в эфебию , где продолжалось их военное и политическое вос-ие.

В Афинских же школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию . Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов- полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.


Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания имела преимущественно военно- спортивный характер, т. к. было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов- рабовладельцев, а также военными конфликтами.


Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов. Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Спартанская система воспитания


С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома. Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу. Спартанская система воспитания


В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Спартанская система воспитания




Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно-физических упражнений. Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела. Девушки, так же занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.


Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом. Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении. Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты. Спартанская система воспитания


Афинская система воспитания Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств. Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.


Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Афинская система воспитания


Достигнув лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Афинская система воспитания


Но более основательную в этом плане подготовку юноши лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия. Афинская система воспитания


Продолжая заниматься политическими науками, юноши изучали здесь законы афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин. Афинская система воспитания


Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство. Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Афинская система воспитания


Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов. Сыновья демоса вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами. Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободнорожденному человеку. Афинская система воспитания


Таким образом следует сделать вывод: Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях. Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях.


Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих трудах систему воспитания. Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.

В эпоху античности происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Этому способствовали достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах.

Появление пиктографической письменности. На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцовых хозяйств.

Зарождение алфавитного письма. В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо, в котором были знаки для обозначения гласных и согласных звуков, способствующие зарождению алфавитного письма.

Основные направления воспитания:

1) конечная цель воспитания, по Гомеру, - достичь славы, превзойти в доблести своего отца;

2) в воспитательной практике руководствовались идеальным образом совершенного человека - умственно, нравственно и физически развитой личности;

3) воспитатели использовали традиционные приемы: с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой;

4) пресекающие нежелательное;

5) каждый воспитанник стремился быть самым лучшим.

В VI-IV вв. до н. э., в период расцвета Эллады , ведущие воспитательные традиции противоположного образца были заложены Афинами в Аттике и Спартой в Лаконии.

Основные направления образования спартанцев:

1) акцент в воспитании делался на выработку физических качеств;

2) духовное невежество и безграмотность мало учитывались. В Аттике же существовали иные особенности воспитания:

1) стремление максимально расширить кругозор подрастающего поколения;

2) предлагалось широкое универсальное по тем временам образование для юношей;

3) уделение большого внимания развитию чувства красоты и формированию традиционных нравственных установок.

Афинские учебные заведения были частными, платными.

Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III-I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;

2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;

4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.

Основные направления образования в Риме со II в. до н. э.:

1) уделяется большое внимание обучению грамматике;

2) изучение законов отодвигает занятия математикой на второй план;

3) уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют. Вместо них обучают верховой езде, фехтованию и плаванию;


4) для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

Воспитание и школа в античном мире

Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств - полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

1. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.

Спарта (VII-III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы. Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», - писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача. С 7 до 30 лет (7-15; 15-20; 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу. В 14 лет каждый спартанец проходил через игон - публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости.

Такое состязание повторялось и позже. Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме. С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными илотами и рабами, В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины. Вот пример поведения одной спартанской матери. Она отправила пятерых сыновей на войну и ожидала сведений о ходе боевых действий. Когда ей сообщили о гибели всех сыновей, она с возмущением прервала раба-вестника: «Бесчестный раб, разве я об этом спрашивала?!» «Мы победили», - сказал он, и мать побежала в храм, чтобы возблагодарить богов за победу. Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юношами.

Спартанская система обучения (кратко)

Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование. В 20 лет юношей испытывали на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Помимо военно-физических упражнений, они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку.

Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом , физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умерщвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.

Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы - своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) - представитель государственной власти, а непосредственное руководство - эйрены - юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо - для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение - для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.).

Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи - способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях - агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку - публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии - облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. «Испытательный год» заканчивался новым агоном, и подростки переходили в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

2. Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны, телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» (Лукиан ). До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька. После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно): мусические (8-16 лет) - дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания; палестры (13-14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты - странствующие учителя, среди которых были писатели, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая улица или площадь.

Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования, Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ.) Для Сократа учительская деятельность была дороже жизни, поэтому, приговоренный к смерти по ложному обвинению, он не отказался от своей деятельности и выпил яд - цикуту.

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры - олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура - целая система культурных воздействий. В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Афинская система обучения.

Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Потом из школы грамматиста они шли в школу палистра, где подростки занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфибии, обучение в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» - соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба - педагога (от греч. paidagogos). В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» - «веду за руку», позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя.

С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием.

При обучении чтению применялся буквослагательный метод, сохранившийся в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего, гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг , содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях - беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома - гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

3. Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII-III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы - ludi (в переводе - игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образования и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского образования в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения - школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

В целом в период с I в. до н. э. по II в. в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в рамках которой обучение мало чем отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.

Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении - коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием – КАЛОКАГАТИЯ - совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – мужчины.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм).

Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.