Перерождение живых существ и миры в буддизме. Кто такой Будда? Буддизм перерождение души

Текст, специально написанный Ваданайей

Обусловленное со-происхождение

Центральное понятие, которое использовал Будда, чтобы попытаться передать свое Проникновение, часто описывается как «взаимозависимое возникновение». Это один из нескольких переводов санскритского термина «пратитья-самутпада» (на пали «патичча-самуппада»). Среди других переводов – «зависимое совозникновение» и «зависимое происхождение». Смысл слова можно примерно передать как «существующее в силу совместного возникновения». Авторитетный комментатор V в. Буддхагхоша говорит, что оно описывает, как ощущаемый нами мир «возникает совместно, следовательно, со-возникает… Общая сумма причин – это условие для общей суммы состояний, создаваемых этой обусловленностью» 1 . Трудно переоценить важность этой идеи в буддизме.

Западные подходы к пратитьясамутпаде

В Палийском каноне Будда приводит несколько примеров того, как взаимозависимое возникновение может работать в нашей духовной жизни. С исторической точки зрения самый важный из них – Двенадцать нидан (или звеньев) реактивного процесса обусловленности, который удерживает нас в ловушке Сансары, иллюстрацией чему служит Колесо Жизни (это будет обсуждаться далее в данном разделе). В целях нашей каждодневной практики буддизма мы должны сосредоточиться на этой формулировке, а также на соответствующих восьми позитивных звеньев спирального пути, ведущего к Просветлению.

Однако на Западе всегда существовал большой интерес к более общим случаям применения пратитьясамутпады к видению мира. На более общем уровне эта идея указывает, что все вещи и события появляются в силу условий и существуют, только пока эти условия сохраняют их в существовании. На общем уровне, э та идея указывает на то, что все вещи и события появляются в силу условий и существуют, только пока эти условия сохраняют их в существовании. Все феномены постоянно обуславливают массу других явлений и взаимодействуют с ними, поэтому ничто не существует независимо, как вещь в себе, отдельная от всего остального. На Западе это часто объясняется в терминах материальных вещей и процессов, поэтому, например, подчеркивается, что мы сами зависим от огромного числа условий существования: атмосферы, солнца, воды в морях, экосистемы в целом, частью которой мы являемся, всех людей, которые выращивают нашу пищу и обеспечивают нас необходимыми товарами и услугами, и т.д. Это перечисление никогда не закончится. Думая о вещах подобным образом, мы начинаем понимать идею о том, как мы взаимозависимы и взаимообусловлены со всеми явлениями.

Это действенное понимание, но этим все не ограничивается. Нам нужно остерегаться думать, что мы полностью поняли проникновение Будды. Он описывал это учение как:

«Глубокое, трудное для постижения, трудное для понимания … за пределами логики, тончайшее, постижимое только мудрыми 2 ».

Понятие пратитьясамутпады указывает на видение реальности, которое глубже и дальше, чем мы сейчас можем себе это представить. Поэтому взаимозависимое возникновение – не просто причинность, не просто в том, что феномены материального мира управляются сложной сетью взаимосвязей, так что все влияет на все остальное. Это не находится за «пределами логики», и мы можем довольно легко это понять, не причисляя себя к «мудрым».

У нас, западных людей, есть склонность рассматривать буддийские учения в свете нашей материальной обусловленности и интерпретировать буддийские представления так, как будто они являются научными теориями о материальном мире, а не попытками передать видение реальности, которое выходит за пределы нашего современного материалистического понимания. Взаимозависимое возникновение касается не только материальных вещей, оно говорит о том, как наш ум и мир, который мы ощущаем, взаимно зависят друг от друга и возникают вместе. Цитируя современного автора, Джоанну Мэйси:

«Для понятия взаимозависимого возникновения неотъемлема вера, что предубеждения и предрасположенности ума сами по себе очерчивают реальность, которую он видит. Это идет вразрез с обычными определениями о мире «вне нас», отдельного и независимого от воспринимающего «я». Подлинное понимание взаимной причинности подразумевает выход за пределы условной дихотомии между собой и миром… что равнозначно радикальному пересмотру самых укоренившихся допущений 3 ».

Пять ниям

Более поздние комментаторы учения Будды выделяли внутри пратитьясамутпады пять направлений, пять типов процессов, действующих внутри общего потока обусловленного возникновения. В последних работах Сангхаракшиты эти пять ниям обрели новое значение как способ прояснения нашего видения духовной жизни. Эти пять ниям в новой интерпретации Сангхаракшиты таковы:

1/ Неорганические физические процессы (уту-нияма на пали);

2/ Органические биологические процессы (биджа-нияма на пали);

3/ Когнитивные, перцептивные, инстинктивные и психологические процессы (мано-нияма на пали);

4/ Процессы, возникающие в результате нравственных и безнравственных действий (камма-нияма на пали, карма-нияма на санскрите);

5/ Восходящий порядок обусловленности, в ходе которого высшие состояния существования разворачиваются спонтанно, ведя к еще более высоким состояниям (дхамма-нияма на пали, дхарма-нияма на санскрите).

Первые три из этих ниям не должны занимать нас здесь, но некоторое понимание процессов карма-ниямы и дхарма-ниямы (и вера в них) первостепенно для духовной жизни буддиста. Каким бы интересным мы ни находили взаимозависимого возникновение с философской точки зрения, цель Будды при проповеди ему заключалась не столько в попытках словесно описать природу реальности, сколько в содействии в следовании пути роста и развития, который позволит нам самим непосредственно узреть природу реальности. В раннебуддийских писания пратитьясамутпада главным образом рассматривалась как описание нашего развития в качестве духовных существ, и Будда сосредоточивался на таком аспекте взаимозависимого возникновения, как закон кармы. Карма означает действие. По сути, закон дхармы говорит нам, что то, как мы решаем действовать, говорить и мыслить, оказывает мощное влияние на то, каким человеком мы станем в будущем, и, следовательно, на восприятие нами окружающего мира. Чтобы развиваться в направлении Просветления, мы должны сознательно использовать закон кармы для поднятия к высшим состояниям и одновременно открываться процессам дхарма-ниямы, которые могут показаться нам влиянием «запредельности».

Карма -нияма – или Закон Кармы

Традиционно говорится, что вера в закон кармы – это «верное воззрение», которое совершенно необходимо для духовного продвижения, а неверие в результаты кармы – ложное воззрение, которое совершенно не дает нам следовать буддийскому пути. Для этого есть серьезные причины. Буддийский путь работает с помощью использования процессов карма-ниямы. Он использует тот факт, что то, как мы действуем, говорим и используем свой ум в каждое мгновение нашего существования, помогает создать личность, которой мы станем в будущем. Поэтому он советует нам те действия, ту речь и те мысли, которые «искусны», что означает, что они помогают нам развиваться в позитивном направлении, к более целостным и позитивным состояниям сердца и ума, к большему пониманию и к состояниям, которые открывают нас процессам дхарма-ниямы, выводящим нас за пределы нашей ограниченной самости к полному освобождению в состоянии Будды.

Поскольку закон кармы – это механизм работы буддийского пути, если мы не верим в него, мы не поймем природу пути и не будем следовать ему действенным образом. Мы не сможем увидеть смысл искусных действий, так что едва ли нам удастся практиковать первый этап путь – нравственность – с хоть какой-то убежденностью или энергичностью. Мы не поймем, что путь подразумевает восходящий процесс изменений в нашем внутреннем существе, сходный с развитием растения и совершаемый постепенными шагами, – так что, скорее всего, мы попытаемся сразу перейти к концу, игнорируя тот факт, что мы еще в самом начале. Быть буддистом, не верящим в закон кармы, – все равно, что быть архитектором, не верящим в основные законы физики: мы будем отрицать каркас нашего строения и попытаемся построить башни и крыши до основания, которое бы их удержало.

Дхарма-нияма

Процессы дхарма-ниямы происходят – если говорить проще – тогда, когда в духовной жизни благое ведет к еще лучшему, а лучшее – к еще более благому в восходящем, позитивном процессе. Процессы дхарма-ниямы примерно соответствуют творческой обусловленности, описанной в третьей неделе этой части курса, и спиральному пути, описанному в четвертой неделе в качестве примера. В отличие от процессов карма-ниямы, процессы дхарма-ниямы не зависят от воли отдельного человека, и их воздействие может ощущаться как влияние извне себя, влияние чего-то высшего, чему мы можем открыться, но не можем это контролировать. Этот аспект тесно связан с бодхичиттой,о которой речь идет в последней неделе этой части курса.

Карма работает в этой конкретной жизни

Традиционно идея кармы тесло связана с идеей перерождения, поскольку искусная жизнь ведет к перерождению в красивых, счастливых состояниях существования, в то время как неискусная жизнь ведет к перерождению в состояниях, полных боли и страданий. Это случается не как награда или наказание, но просто потому, что мир, который мы видим вокруг себя, это отражение нашего состояния. Если мы превратим себя в небесное создание, действуя способами, которые ведут нас к развитию в этом направлении, мы будем переживать состояние небесного блаженства. Если мы превратим себя в адское существо из-за неискусных действий и эмоций, тогда мы будем ощущать муки ада. Это часто иллюстрируется Колесом Жизни, которое мы исследуем позже в этой части курса. Колесо Жизни изображает шесть сфер бытия, в которых мы можем переродиться, некоторые из которых очень приятны, некоторые смешанные, а некоторые полны страданий. Каждая сфера – не только внешний мир, это также проявление внутреннего состояния: в конечном счете, эти внешние и внутренние аспекты не могут быть отделены друг от друга.

Поскольку закон кармы и идея перерождения часто так тесно связаны с умами людей, они часто оказываются в замешательстве. Некоторые западные буддисты находят трудным поверить в перерождение, что противоречит столь многому в нашей обусловленности. (Мы обсудим это позже в данном тексте). Тем, для кого ситуация обстоит так, важно понять, что закон кармы не зависит от учения о перерождении. Закон кармы точно так же действует в этой жизни, как и в будущих. Даже в этой конкретной жизни то, как мы действуем, оказывает основное влияние на мир, который мы будем встречать в ощущениях в будущем.

Мы все ощущаем смесь искусных и неискусных мотивов и состояний ума. Если наш выбор – взращивать позитивные аспекты нашего существования посредством искусных поступков и речи и взращивания искусных состояний в медитации, то позитивные аспекты нашего существа станут сильнее, а негативные влечения ослабятся. Со временем мы станем более осознанными, более целостными, более связанными с другими существами и миром вокруг нас, и нас будет в меньшей мере увлекать вихрь цепляния и враждебности. Наше ощущение себя и жизни будет более позитивным, а поскольку мы видим мир через стекла наших ментальных состояний, мы будем ощущать, что живем в лучшем, более красивом мире. И во многом обстоятельства, в которых мы обнаружим себя, могут на самом деле измениться к лучшему – например, люди будут склонны любить нас, ценить и доверять нам, поэтому они станут больше нам помогать, наши отношения улучшатся, и могут открыться новые возможности, которые мы не могли бы представить себе в нашем предыдущем, менее позитивном состоянии ума.

Конечно, случается и противоположное. Если мы действуем, говорим и думаем неискусно, мы взращиваем и усиливаем негативные стороны нашего существа. Смотря сквозь стекла мрачных и более негативных состояний ума, мы приходим к тому, что видим мир все мрачнее и мрачнее. Другие люди становятся к нам более враждебны, и со временем мы обнаружим себя погруженными в чувство одиночества, отрезанными от других и мира вокруг нас, переживающими нашу маленькую версию самых неприятных сфер Колеса Жизни. Этот процесс падения с пугающей очевидностью описан в «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. В этой истории у главного героя есть собственный портрет, нарисованный, когда он был молод, и этим портретом все восхищаются. Он начинает вести себя, все больше и больше потворствуя своим страстным желаниям и нечестности, и этот процесс начинается с небольших неискусных поступков, но приводит его к воронке, из которой он не может выбраться. На ранних стадиях этого процесса он, кажется, замечает маленькие изменения, происходящие с его лицом на портрете, которое становится чуть-чуть менее открытым и привлекательным, хотя он и не уверен в этом. Но со временем, когда он уже не может вырваться из этой воронки, изменения на картине становятся столь очевидными, что он постоянно видит в них упрек и прячет портрет от мира как свою личную постыдную тайну. Ко времени его смерти картина изображает непривлекательную картину жестокого, деградировавшего человека.

К счастью или к несчастью, большинство из нас большую часть времени, кажется, не занимает одно из этих крайних направлений – к Просветлению или к тому, что избрал Дориан Грей. Иногда мы умеренно искусны, иногда умеренно неискусны. Поэтому изменения в нашем характере происходят медленно, и мы можем оставаться примерно такими же длительное время. Но в нашем мире постоянных изменений ничего на самом деле не остается тем же. Или мы движемся вперед, или идем назад, развиваемся или деградируем, и выбор в наших руках. Последствия выбора одного направления воодушевляют, результаты другого направления могут быть очень устрашающими.

Заблуждения насчет кармы

Буддийский закон кармы часто понимается неверно. Особенно часто его путают с индуистским пониманием кармы, которое отличается во многих важных вещах. В нескольких случаях Будда указывал, что это непонимание может причинить вред нашему духовному развитию.

Например, индуисты, равно как и многие тибетские буддисты, принимают воззрение, согласно которому все наши переживания, хорошие или плохие, это результат нашей прошлой кармы (буддизм попал в Тибет поздно, и к тому времени на него оказали сильное влияние индуистские идеи). Это воззрение на закон кармы может привести к выводу, что любой, кто, так или иначе, страдает – от социальной несправедливости, эксплуатации, катастроф, болезней и прочего – каким-то образом вызвал это сам своими прошлыми действиями. Это может привести к недостатку сострадания и провалу попыток исправить социальные пороки, такие, как бедствие неприкасаемости, в силу которого некоторые люди приговорены к жизни в нищете и эксплуатации из-за своей касты, которая считается заслуженным результатом их прошлой кармы. Это может также привести к фатализму и апатии: мы можем ничего не делать для того, чтобы улучшить нашу ситуацию, если мы думаем, что заслужили ее, потому что это «наша карма».

Будда отрицал представление о том, что все наши переживания являются результатом прошлой кармы, прокладывая тем самым путь пяти ниямам. К примеру, в «Молияшивака-сутте» он категорически утверждает, что воззрение, согласно которому все страдания и удовольствия являются результатом прошлой кармы, ложно, и называет некоторые другие причины, среди которых – болезни и влияние окружающей среды. Тот же вопрос затрагивается в «Вопросах царя Милинды»:

«Кто бы ни говорил, что «камма единственно подавляет существ… неправ. Невежественные заходят слишком далеко, когда говорят, что все, что переживается, производится плодами каммы».

Один учитель предположил, что, когда происходит что-то плохое с кем-то еще, нам никогда не стоит думать, что это из-за их кармы, но когда что-то плохое случается с нами, мы всегда должны думать, что это результат наших прошлых действий – так мы избегаем потери сострадания с одной стороны и жалоб, враждебности и упреков – с другой.

Перерождение

Хотя легко увидеть, что закон кармы действует в течение одной жизни, в традиционном буддизме он тесно связан с идеей перерождения. И если наши действия влияют на нас не только в этой жизни, но также и в потенциально бесконечной последовательности жизней, прожитых не только в том окружении, которое мы знаем в этой жизни, но и в других мировых системах и планах существования, тогда возможности кармы вносить изменения в самую природу нашего существа становятся гораздо больше – и настолько же более вдохновляющими или пугающими по сравнению с тем, какими могли бы быть. Из Палийского канона, вне всякого сомнения, следует, что Будда учил перерождению, и все традиционные буддийские школы склонны принимать перерождение как факт. Но легко понять неправильно, что означает это учение. Буддийская идея перерождения тонка и находится в соответствии с истиной, что у существ нет постоянной и независимой собственной природы. Она не равнозначна индуисткой идее реинкарнации, с которой ее путают. Индуистские представления заключаются в том, что существует постоянная и неизменная душа – атман, принимающая последовательность различных тел, что является своего рода наградой или наказанием за плохие или хорошие действия. Буддийское представление заключается в том, что постоянно изменяющийся поток психофизической энергии обретает форму и преображается жизнями, которые он проживает, и действиями, которые он совершает, и в последовательных перерождениях проявляется в формах и мирах переживаний, соответствующих этому (на публичной лекции женщина однажды спросила Сангхаракшиту: «Вы говорите, что я могу переродиться курицей?» Он ответил: «Нет, мадам, только если вы думаете, как курица». Ответ иллюстрирует этот вопрос: что женщина не могла переродиться цыпленком – сначала ей нужно было стать курицей по своему внутреннему существу, и к тому моменту она давно перестала бы быть женщиной, которая задавала вопрос).

Следовательно, в буддийской идее перерождения нет никакой неизменяемой души, которая переходит из одной жизни в другую. Что продолжается после смерти, это наши кармические тенденции, формирования кармы или самскары существа, которое умерло. Это глубинная энергия воли, которая увлекает в определенное существо, в определенное тело, в определенный мир. Человек, который переродился, не является тем же или совершенно отличным от умершего – он является продолжением одного и того же процесса изменений. То, что происходит, традиционно уподобляется зажиганию новой свечи от той, что кончается. Новое пламя не то же самое, что старое, но и не отличается от него. Это продолжение процесса.

С одной стороны, нет «я», которое переходит из жизни в жизнь. С другой стороны, Будда был способен помнить прошлые жизни и предостерегал своих учеников, что они пожнут плоды своих действий в грядущих жизнях, как будто переродившийся человек был бы тем же, с кем он говорил. Это, возможно, не так уж парадоксально, как кажется: в мире, который весь является одним процессом изменений, никто из нас не является точно таким же, каким он был на прошлой неделе или в прошлом году, однако мы не ощущаем трудностей, когда думаем о себе, что получим пользу в будущем от действий, которые совершаем сейчас.

Перерождение и западный буддист

Многие буддисты на Западе обладают интуитивным чувством правоты учения о перерождении или же принимают его, потому что это часть традиции, которая, как они знают из опыта, является проявлением мудрости более глубокой, чем их собственная. Другие рассматривают перерождение как метафору, указывающую на тот факт, что в нашем взаимозависимом мире последствия наших действий распространяются во всех направлениях и в действительности продолжаются всегда. Однако другие рассматривают перерождение как метафору более глубокого порядка, как учение, которое мы можем понять как указывающее на реальность, которая находится за пределами нашего человеческого понимания и воображения, ограниченного мышлением в рамках пространства и времени, а также посредством языка и других символических систем. Для них учение о перерождении подходит к истине столь же близко, как наше относительное понимание, и если мы принимаем его и живем, как если бы это было истиной в буквальном смысле, это самый мудрый способ поведения, который принесет нам огромную пользу. (Можно провести аналогию с известной картой Лондонского метро, которая является упрощенным и искаженным отображением реальности. Если мы отказываемся использовать ее, потому что масштаб и геометрические формы не в точности верны, мы обнаружим, что нам трудно отыскать дорогу в Лондоне. Буддийские идеи нужны для того, чтобы помочь нам найти дорогу – от того места, где мы находимся сейчас, к Просветлению – а не для того, чтобы точно описать реальность, которая в данный момент находится за пределами нашего восприятия).

Но многие жители Запада рефлексивно реагируют на идею перерождения недоверием, потому что она не соответствует преобладающему в наше время мировоззрению, которое иногда называют «научным материализмом», хотя в свете некоторых открытий физики в двадцатом веке эта так называемая «научная» основа очень устарела. Согласно такому материалистическому воззрению, материя – это то, что «реально», а сознание – просто случайный побочный продукт, который был получен, когда материя организовалась определенным сложным образом. Наше сознание производится работой органов тела, и когда тело перестает функционировать, это сознание навсегда прекращается. Многие из нас были сильно обусловлены своим образованием рассматривать этот так называемый «научный» материализм как единственный разумный взгляд на мир, и мы склонны рассматривать все, что не соответствует ему, как невозможное – сколь бы очевидным оно ни было.

И, конечно, согласно этому воззрению, перерождение – это одна из тех вещей, которые попросту невозможны. Нет очевидного материалистического механизма, с помощью которого это могло бы работать, поэтому это должно быть ложно. Но никакая умственная модель устройства мира, одной из которых является материализм, не может сравниться со сложностью чудесного феномена, частью которого мы являемся и который мы называем вселенной. Наш рациональный ум, который не может даже одержать победу в игре в шахматы с маленьким компьютером, не может понять эту реальность. Все, что он может сделать, – создать крайне упрощенные модели того, что работает с определенной целью. Материалистическая модель очень хорошо работает для определенных практических целей, но если мы думаем, что это означает, что она полностью суммирует природу реальности, мы сужаем наше видение благоговейного чуда вселенной до размера нашего интеллекта – и в результате живем мелкой, серенькой жизнью.

Поэтому если наша спонтанная реакция на идею о перерождении – неверие, мы должны спросить себя, не говорит ли это скорее о нашей обусловленности, чем о природе реальности. Возможно, это станет шагом к мудрости, если вместо того, чтобы думать: «Я не верю в перерождение», мы подумали бы более сдержанно: «Обстоятельства обусловили меня не верить в перерождение, но я принимаю, что реальность более сложна и таинственна, чем мое понимание ее, поэтому я буду сохранять ум открытым».

Конечно, невозможно доказать реальность перерождения. Но есть много фактов, которые могут заставить нас задуматься. Это существование вундеркиндов, таких, как Моцарт и многие другие, которые, даже будучи маленькими детьми, обладали талантами и умениями, которые были за пределами способностей большинства взрослых. Доказано и очевидно для многих родителей, что маленькие дети в одной и той же семье обладают определенными, очень различными характерами и личностными особенностями с самой колыбели. Есть примеры людей, которые помнят прошлые жизни и – если мы доверяем тем, кто о них пишет – обладают знаниями о таких людях и местах, что трудно найти объяснения тому, как они могли бы получить их иначе, кроме как из прошлой жизни, которую они, как утверждают, помнят. Подтверждено, что очень многие тибетские «тулку», такие, как Далай-лама, которые считаются перерождениями продвинутых практиков, на самом деле оказываются выдающимися людьми – хотя с некоторыми этого и не случается – и, конечно, все они получают совершенно особое образование. Также является фактом, что очень многие люди во все времена и по всему миру верили в различные формы перерождения, включая многих древних индийцев, египтян, греков и кельтов, а также многие африканские племена – что может указывать на широко распространенное интуитивное ощущение истинности перерождения. Есть множество великих мыслителей, которые верили в перерождение, начиная с Пифагора. Факт, что многие из нас детьми интуитивно ощущали, что живут не в первый раз, и верили, как будто чувствовали «нутром», в перерождение еще до того, как услышали само это слово.

И, конечно, это факт, что Будда и великие личности буддийской традиции учили перерождению – если мы думаем, что лучше понимаем реальность, чем они, непонятно, почему нам захотелось стать буддистами! В свете всего этого – и хотя, определенно, возможно быть буддистом и практиковать Дхарму эффективно, не веря в перерождение – было бы хорошо по крайней мере сохранять ум открытым.

Типы кармы

Традиционно говорится о четырех типах кармы, когда дело доходит до определения, каково будет наше перерождение. Они перечисляются в порядке убывающей значимости.

Первая и самая важная – весомая карма. Она проистекает из «весомых» поступков, которые оказывают решающее воздействие на нас и других и ассоциируется с мощными эмоциями. Такие действия оказывают сильное и долговременное влияние на ум человека, который их совершает. Один из примеров весомой кармы – это убийство: несомненно, такой поступок произведет на наши эмоции и состояния ума сильный эффект, который будет длиться очень долгое время. С положительной точки зрения, другая весомая карма – это медитация: действительная практика медитации устанавливает сильный позитивный поток в уме и оказывает значительное влияние на наш будущий опыт.

Второй тип кармы – «приближенная к смерти карма». «Приближенная к смерти» означает, что мы «близко к смерти», и это относится к поступкам, совершаемым телом, речью и умом, когда мы на пороге смерти. Поскольку такие поступки все еще будут отдаваться эхом в уме, когда мы переходим из одной жизни в другую, считается, что они в значительной мере определяют наше перерождение.

Привычная карма производится, когда мы делаем что-то регулярно, снова и снова, так что это оставляет глубокий след в нашем существе. Даже относительно незначительные искусные или неискусные действия могут обладать сильным эффектом, если они привычны. Маленькие привязанности, маленькие неправды, маленькие беспокойные мысли или, с другой стороны, регулярные незначительные щедрые действия обладают воздействием, которое иногда сравнивают с капающей водой. Каждая капля в отдельности незначительна, но со временем накопительный эффект наполняет большой, тяжелый сосуд кармы.

Последний и наименее важный тип кармы – это остаточная карма, все, что не подходит под первые три категории. Остаточная карма меньше влияет на наше перерождение и становится важной только в отсутствие первых трех типов.

Если мы главным образом заинтересованы в последствиях кармы в этой жизни, мы все равно можем сделать некоторые выводы из этой классификации: действия, слова и мысли, которые произведут наибольший кармический эффект, это те, которые обладают самыми весомыми последствиями, те, где вовлечены самые интенсивные эмоции, и те, которые повторяются регулярно снова и снова, так что становятся частью структуры нашей жизни.

Неизбежны ли результаты кармы?

Некоторые буддийские школы и учителя предостерегают нас, что мы неизбежно пожнем плоды нашей кармы, но это оказывается не тем, чему учил Будда. Например, в Санкха-сутте Будда говорит, что мы не обязательно переживаем результаты прошлых действий, и рассказывает, как мы очищаем нашу негативную карму – или, по крайней мере, ту, которая не слишком тяжела. Он говорит, что простые угрызения совести и сожаления бесполезны и что никто не сможет нам помочь избавиться от нашей кармы за нас. Но если мы твердо решили не действовать неискусно в будущем и наполнили сердце меттой, состраданием и другими положительными эмоциями, посылая любовь и пожелания добра ко всем живым существам во все направления – если мы делаем последний этап практики метта-бхаваны все время и в любом месте, тогда «любой поступок, совершенный на ограниченном уровне, более не существует».

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Как бы вы описали идею взаимозависимого возникновения?

2. Поразмышляйте над такой последовательностью событий: метеорит падает на машину Фреда. Чтобы купить другую машину, он устраивается на высокооплачиваемую, но психологически тяжелую работу. Из-за стресса его сопротивляемость падает, и он заболевает простудой. Во время болезни он бросает медитировать и теряет эту привычку. Вновь появляется его прежняя раздражительность, и он начинает скандалить с партнершей. В пылу ссоры он проходит через низкий дверной проем и «нокаутирует» сам себя. Во время выздоровления от простуды у него возникают видения Авалокитешвары, который указывает ему на то, насколько глупо он себя ведет. Он извиняется перед партнершей и снова начинает медитировать. Какие ниямы вовлечены в эту последовательность и где?

3. Верите ли вы в закон кармы – то есть в то, что то, как вы говорите, действуете и думаете в каждое мгновение, значительно влияет на то, ощутите ли вы счастье или страдание в будущем? Всегда ли ваши действия тела , речи и ума отражают эту веру ?

4. Опишите, как карма определила характер и жизнь ваших родителей.

5. «Высказывание, что добродетель – своя собственная награда, довольно избито, но, тем не менее, справедливо». Согласны ли вы с этим? Почему или почему нет?

6. «В каком-то важном смысле, наш мир – это творение нашего ума». а) Согласны ли вы с этим? б) Изменялось ли когда-нибудь ваше восприятие мира в ответ на состояние ума? в) Можете ли вы вспомнить людей, которые, как вам кажется, живут в совершенно другом мире, нежели вы?

7. Как вы относитесь к идее перерождения? Как вы считаете, до какой степени эта реакция обусловлена, например, обществом, в котором вы были воспитаны?

8. Как вы думаете, нужно ли вам верить в перерождение, чтобы быть буддистом?

Примечания

1. «Путь очищения» («Вишуддхи-магга») Буддхагхоши, пер. Бхиккху Нанамоли, с. 596-597, Сингапурский буддийский центр медитации.

2. Дигха- никайя, II, 36.

3. Джоанна Мэйси «Взаимная обусловленность в буддизме и общей теории систем».

Вопрос о перевоплощении волнует теологов и философов на протяжении всей истории существования человечества. Смерть – это навсегда, или продолжение следует? Если да, то какое?

В этой статье

Можно ли сосчитать жизни или вспомнить их

Единственное воплощение или семьсот в геометрической прогрессии? А может, их девять, как у кошки? Или дается бесконечное количество шансов на исправление ошибок? Одни считают, что есть возможность переродиться не менее пятнадцати раз, другие настаивают, что семи попыток хватит, чтобы осознать предназначение.

Перерождение

Достоверного ответа не знает никто. Только странные или страшные события заставляют задуматься о вечном.

Большинство обывателей интересуется внешней стороной; воспринимают все как шутку, компьютерную игру или веселую забаву.

  1. Каков облик предыдущего тела и пол?
  2. В какой части света или стране я жил?
  3. Сколько осталось попыток и как их увеличить?

Знания о перерождениях позволят исправить настоящее и будущее. Прошлое имеет большую власть, поэтому нужна работа над ошибками.

Освежить память помогут специальные медитации, осознанный сон или глубокий гипноз. Настроившись на правильную волну, мы погружаемся в транс и отправляемся в путешествие по местам памяти.

Медитация как один из способов вспомнить свое перерождение

Медитация, позволяющая очистить карму от негативного опыта предыдущих воплощений:

Увидеть прошедшие события и проследить их влияние на настоящее время можно с помощью магического шара. Часто экстрасенсы используют и другие отражающие поверхности: воду или зеркала. Способы действуют только в случае, если провидец наделен сильной энергетикой. Неподготовленный и малограмотный искатель услышит лишь отголоски минувших событий, размытые и нечеткие изображения, не дающие внятного ответа.

Реинкарнация и законы кармы

Теории о кармических взаимосвязях на Планете придерживаются буддисты и последователи индуистской религии.

Колесо Сансары. Выйти за его пределы – значит выполнить свое предназначение и прервать цепочку перевоплощений

  1. Общество живет по законам причины и следствия. Если в нынешнем воплощении вы деспот и насильник, готовьтесь в следующий раз получить по заслугам.
  2. Карма подразумевает неограниченное количество возвращений: до полного покаяния и исправления ошибок.
  3. Мысли материальны так же, как и действия. Довольно плохо подумать, чтобы навредить карме.
  4. Свобода волеизъявления. Мы выбираем быть добрыми или злыми и несем ответственность за действия.
  5. Реинкарнация уравновешивает поступки, дает шанс на исправление.
  6. Отрицательные или положительные качества приобретаются в процессе эволюции. В момент рождения мы tabula rasa ‒ чистая доска.
  7. Кармические законы накладывают ограничения. Двигаться вперед или назад можно только в заданной плоскости. Перепрыгнуть через предначертанное свыше не получится. Карма сравнима с рекой: вы плывете, держитесь или бесславно тонете. Выйти на сушу нельзя, пока не отработаны связи и не закончены дела.

Как искупать грехи – вопрос отдельный. На него нет точного ответа, только предположения. По наитию, блуждая, словно в темноте, душа должна совершить ряд поступков, компенсирующих негативные действия. Подсказки приходят в сюжетах снов, обрывочных воспоминаний, эффекта уже виденного, странных встреч.

Если вы кого-то убили в прошлом, в этой реальности трагически потеряете близкого друга или родственника. Не выполнили обещание – приготовьтесь к постоянным обманам. Сделали кого-то несчастным, страдайте, пока не осознаете ошибку. Список предположений можно продолжать до бесконечности.

В ролике доступно изложены законы кармических взаимоотношений:

Переселение душ: верить или не верить

Сколько религиозных учений, столько вариантов ответа на вопрос бессмертия. Первые примитивные верования, зародившиеся в период родоплеменных отношений, подразумевали под переселением возможность духа возрождаться в кругу своей семьи. Таких воззрений придерживаются коренные народы севера и индейцы. Для них Род – величина постоянная. Дети – это прародители, деды и другие родственники.

Процесс переселения душ бесконечен

О возможном перевоплощении говорили и Сократ, и Пифагор, и Платон.

Славяне-огнепоклонники тоже верили в неоднократные возвращения. Предки приписывали душе вероятность воплощаться не только в мыслящее существо, но и в неодушевленные предметы или зверей.

Буддизм, наоборот, учит, что эволюция происходит от существа примитивного к высшему, изначально все были растениями.

Из этого видео вы узнаете, как вспомнить прошлые жизни. В конце ролика дается простой и доступный мастер-класс по управлению воспоминаниями:

Христианская религиозная концепция утверждает: мы рождаемся единожды. После смерти попадаем в рай или ад. Там ждем Страшного Суда, на котором получаем либо отпущение грехов, либо наказание.

11 фактов, подтверждающих перерождение души

Парапсихологи утверждают, что новых жителей практически нет. Все перерождались, просто одни больше, другие меньше, чаще или реже. Всё зависит от кармического предназначения и результативности выполнения поставленных Судьбой задач. Дух не всегда возвращается в тело сразу, он ждет следующего воплощения десятилетиями и веками. Для Вселенной понятие времени относительно. То, что для живого существа составляет годы, для Космоса всего лишь мгновенье.

Притча наглядно показывает, как соотносится наше восприятие с Космическим Разумом.

Скупой молился:

— Господи, что для тебя тысяча лет?

— Мгновение.

— А что для тебя тысяча монет?

Подари мне этот грош!

— Хорошо, подожди мгновение.

Повторяющиеся сновидения

Сны реальны, как и бодрствование. Они отражение страхов, надежд, волнений. Подсознание дает образные подсказки, как действовать наяву. Во сне освобождаются дремлющие драконы, демоны и ангелы. Путешествуя по долине грез, можно встретить и свое второе «Я», и вспомнить предыдущие воплощения.

В сновидениях мы видим далекие миры и прошлые жизни

Сновидцы говорят, что попадают в места, которых нет в реальной жизни, но отчетливо узнают их. В странствиях по астралу мы встречаем знакомых, но, проснувшись, понимаем, что это чужие лица. Возможно ощущение в подсознании постороннего присутствия мыслей, эмоций, желаний. Какие еще признаки указывают на реинкарнацию?

  1. Постоянные кошмары с похожими сюжетами.
  2. Яркие, цветные картины чужих стран.
  3. Собственные превращения или удивительные метаморфозы привычных вещей.
  4. Фантастические сюжеты сновидений.
  5. Необычайная реальность происходящего в мире иллюзий.

Все эти явления указывают, что душа мучительно пытается вспомнить предыдущее место жительства.

Странные воспоминания

Чем старше Разум, тем меньше шансов вспомнить прошлое, считают парапсихологи и оккультисты. Неосознанные видения приходят к детям, но родители обычно списывают их на буйную фантазию. Иногда пугаются откровений и запрещают ребенку рассказывать об иллюзорном видении действительности. Несуществующие собеседники или друзья – не плод больного воображения и не повод вести ребенка к психиатру. Попробуйте поговорить заинтересованно и доброжелательно. Вдруг дитя сможет вспомнить и осознать себя в предыдущих воплощениях.

Существует легенда, что крик младенца при рождении символизирует познания. Но ангел-хранитель в этот момент кладет ему руку на голову и заставляет забыть, что было раньше. Стирает память, чтобы сохранить тайну.

Интуиция как напоминание о предыдущей жизни

С точки зрения официальной науки интуиция – это проекция подсознательного в реальность. Ученые считают, что нет ничего мистического или иррационального: мозг постоянно фиксирует и обрабатывает информацию, а в нужный момент подсказывает правильное решение. Нам кажется, что оно пришло извне, а на деле сами его сгенерировали.

С каждым бывает: идешь по улице, думаешь о друге, которого давно не встречал. Через несколько шагов видишь в толпе знакомое лицо. Эзотерики назовут это предчувствием. Ученые-фундаменталисты пожмут плечами и скажут: приятеля вы сначала увидели в толпе краем глаза, а потом подумали о нем. И никак не наоборот.

Оккультисты считают, что чем выше уровень сознания и больше перерождений, тем мощнее интуитивный поток.

В этом видео мощная мантра, раскрывающая интуицию:

Доверие к внутреннему голосу спасает жизнь. В СМИ описано множество примеров, как, почувствовав дискомфорт и опасность, пассажиры сдавали билеты на самолет или поезд перед катастрофой. Не садились в автомобиль, который через несколько часов попадал в аварию. Шли другой дорогой вместо привычного маршрута и избегали нападения террористов.

Дежавю

Ускользающие от понимания мгновения появляются под влиянием стресса, необычной или неприятной ситуации. Запахи, звуки, окружающая обстановка – никогда не знаешь, в какой миг ощутишь удивительное чувство.

Ученые, изучающие квантовые теории, предполагают, что дежавю прямо указывает на многовариантность Вселенной и наличие параллельных пространств. Парапсихологи говорят, что это отголоски пережитых воспоминаний. Чем больше и чаще наблюдается эффект, тем старше возраст сознания.

Эмпатия как признак перерождения и высокоразвитой души

Кто такие эмпаты? Это люди, способные на физическом уровне ощущать переживания других. Причем не только душевные, но и телесные. Степень сопричастности к чужим проблемам настолько высока, что эмпат чувствует их как собственные. Воспринимают общее горе как часть себя.

В зависимости от религиозной принадлежности, их называют Святыми, Праведниками или Пророками. В светской традиции награждают эпитетами: «врач от Бога», «педагог по призванию». Такие лампады Света ярко горят и рано гаснут. Часто их судьба трагична. Пример: Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

Дар предвидения

Сильные провидцы приходят на Землю раз в столетие, а иногда и больше. Знания, полученные из таинственных образов, не всегда можно полностью расшифровать или открыто передать потомкам. Знаменитые катрены Нострадамуса – пример предвидения. В силу особенностей времени Магистр не смог ясно изложить информацию.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» оккультисты рассматривают как прямое доказательство его причастности к сонму Зрелых Душ. В стихах есть такие строки:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Во времена Лермонтова до освоения космоса было далеко. Но как он мог знать, что планета с орбиты выглядит именно так: окруженная голубоватым ореолом?

Так выглядит Земля из космоса

Произведения Лермонтова указывают, что его дух прошёл десятки перевоплощений. Трагическая гибель поэта подтверждает факт. Он прожил ровно столько, сколько требовалось для очистки кармы.

Взгляд в прошлое

Информация из прошлого приходит в виде обрывочных воспоминаний, не связанных между собой хаотичных видений. Люди способны вспомнить исторические события, произошедшие сотни лет назад. Туристка из Америки, впервые посетив Рим, поразила гидов точностью описания мест, которых ранее не видела.

Может, иерусалимский синдром, который врачи считают расстройством психики ‒ воспоминание?

Иерусалимским синдромом называют кратковременное помешательство у особо чувствительных натур. Мужчины воображают себя Иисусом, бредущим на Голгофу, женщины испытывают страдания Богородицы, потерявшей единственного Сына.

Возраст душевный и биологический

Речь идет не о том, как внешне выглядит человек, а насколько молодо чувствует себя. Бывает, дети серьезные и сосредоточенные, а взрослые до седых волос ощущают себя подростками. Парапсихологи связывают феномен с истинным возрастом души.

Чем меньше было воплощений, тем ярче, эмоциональней проявляет себя Дух. Ему все кажется новым, необычным и привлекательным. Он не устает удивляться и открывать грани бытия. Путешественники и неутомимые странники чаще все обладают юными сердцами. Примеры: Жак Кусто, Федор Конюхов.

Из этого видео вы узнаете, сколько лет вашей душе:

Необъяснимое влечение к чужой культуре, языку, обычаям

Кто-то интересуется философией Востока или испытывает жажду познания культуры Древних цивилизаций. Желание изучать иностранный язык или облачаться в костюмы определенной эпохи можно объяснить теорией жизненных перевоплощений.

Яркий пример – популярное в молодежной среде явление – косплей. Юноши и девушки выбирают близкий по духу реальный или вымышленный образ и воссоздают его с помощью макияжа, прически или одежды.

Необъяснимые страхи, фобии и опасения

Психологи считают, что все комплексы и страхи мы получаем в детстве. Боязнь высоты, падения или воды указывает на насильственную смерть в прошлом. Распутав клубок фобий, можно приблизиться к разгадке происхождения и предназначения души.

Фобии — порождение страхов из прошлого

Ощущение, что Земля – не ваш дом

Беспричинное беспокойство, хроническая усталость, тревога, чувство нереальности происходящего. Подобные эмоции возникают в результате старения Сознания. Оно устает от бесконечных реинкарнаций и стремится как можно быстрее покинуть земные пределы. Одиночество, отсутствие друзей, отчужденность и враждебность родных – косвенные признаки, указывающие на душу, готовую уйти в Космос.

На ощущении основаны предчувствия стариков, точно называющих дату ухода. Уставшие четко знают сроки пребывания на Земле и не сожалеют о скорой кончине.

Они страстно желают вернуться к истокам, в безграничное пространство Вселенной и отдохнуть от трудного пути.

Фильмы и книги о реинкарнации души

Вопросам жизни и смерти посвящена научно-популярная и художественная литература.

  1. На первом месте в этом списке стоит труд Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». Автор собрал опыт пациентов, перенесших клиническую смерть и осознавших, что выход за пределы физической оболочки реален.
  2. Дениз Линн «Прошлые жизни, нынешние сны». В книге автор дает простые и доступные методики для осознания своего «Я».
  3. Сэм Парния «Что происходит, когда мы умираем». В научном труде профессор медицины рассказывает об исследованиях, проводившихся с пациентами, пережившими кому и кратковременный уход.
  4. Книга и фильм с одноименным названием «Секрет» заинтересует тех, кого волнуют причинно-следственные связи между нашими поступками и реакцией Вселенной.

Воспоминания, реинкарнация и расширение границ сознания всегда интересовали и режиссеров.

  1. Культовая американская лента «Коматозники» вышла на экраны в 1990 году. В 2017 снят ремейк. Картина рассказывает о посмертных видениях группы молодых врачей, решившихся на рискованный эксперимент.
  2. «Наркоз» не рекомендуется к просмотру в преддверии серьезных хирургических вмешательств. Но его с полной уверенностью можно отнести к фильмам, расширяющим границы сознания.
  3. Историческая картина «Мумия» позволит взглянуть на проблему воплощения с иной точки зрения.
  4. Из отечественных сериалов советуем посмотреть недавно вышедшую ленту «По ту сторону смерти».
  5. Многосерийная мистическая драма «Предчувствие» расскажет, как в результате несчастного случая женщина обретает дар к ясновидению.

Душа бессмертна

Вопросов больше, чем ответов. Являются ли посмертные ощущения реальными, или это последние всплески активности мозга перед полным угасанием? Видения, предчувствия, интуиция – что стоит за этими понятиями? Мировой опыт многочисленных перевоплощений или слепая Вера. Каждый волен выбрать точку зрения, соответствующую религиозным или иным убеждениям. А может, просто следовать совету Высоцкого:

Не лучше ли при жизни быть приличным человеком.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Издавна человечество задаётся вопросом, что ждёт нас за гранью жизни? Каждая религия предлагает свой, особенный, вариант ответа. Но один из них в разных вариантах встречается практически в каждой священной книге. И это реинкарнация. Возможно ли, что нас ждёт перерождение?

Реинкарнация - что это?

Реинкарнация - это возрождение души в материальном мире после смерти. Каждое перерождение личность изменяется, нетронутой остаётся некая высшая часть, иногда называемая Высшее Я. Там сохраняется память о всех воплощениях. В разных религиях перерождение души рассматривается по-разному. Иногда как часть естественного продолжения жизни на Земле, иногда как инструмент духовной эволюции, ведущий к переходу души в более совершенную форму существования.

Реинкарнация в христианстве

Официальное христианство отвергает идею перерождения душ как создающую прямое противоречие идее Апокалипсиса и Страшного Суда, но, что интересно, один раз реинкарнация в Библии упоминается. В Евангелии от Иоанна 9:2 говорится следующее: « И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил, он или родители Его, что родился слепым? Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его...».

Речь идёт о человеке, слепом от рождения. То есть, согрешить самостоятельно в этой жизни он не мог. Если бы Иисус не ответил, что человек не согрешил, можно было бы утверждать, что вопрос учеников объясняется представлениями иудаизма, Христос же отвергал эту концепцию полностью. Полная цитата включает в себя ответ Иисуса, что ни родители слепца, ни он сам не грешны.

В любом случае идея реинкарнации в христианстве считается еретической. За неё в Средневековье жестоко преследовали членов еретических групп.

  • катаров;
  • альбигойцев.

Реинкарнация в буддизме

Если рассматривать учение, предложенное миру , то конкретного представления о реинкарнации, как перерождении бессмертной души, там не найти. Это свойственно индуизму, кришнаитству и прочим индуистским религиям. Буддизм оперирует понятием протяжённости сознания во всех шести мирах .

  • адских созданий;
  • голодных духов;
  • животных;
  • людей;
  • асуров;
  • богов.

Исходя из кармы, совокупности разумных и неразумных поступков, сознание обретает воплощение в одном из миров (высшие за добрые дела, низшие за злые). Путешествие продолжается до достижения цели перевоплощений - освобождения сознания от оков иллюзий. В тибетском буддизме и карма взаимосвязаны в понятии Далай-ламы, земного воплощения бодхисатвы милосердия. После того, как духовный лидер умирает, ему ищут замену среди родившихся в определённое время детей. Считается, что благодаря этой процедуре Далай-ламой каждый раз становится одна сущность.


Стоит ли верить в реинкарнацию?

Однозначного ответа, существует ли реинкарнация, дать невозможно. Если опираться в этом вопросе на официальные точки зрения науки и разных религий, то получится следующее.

  1. Вероучения реинкарнация и христианство несовместимы по сути своей.
  2. Буддизм допускает три варианта: реинкарнация есть, её нет; безразлично, есть ли она. Сам Будда Шакьямуни говорил, что абсолютно не важно, верит ли ученик в то, что со смертью сознание не рассеивается. Главное - благородство и чистота ума.
  3. Индуистские религии считают, что закон реинкарнации есть проявление божественного милосердия и справедливости, дающих возможность самостоятельно исправить свои ошибки.
  4. В иудаизме считается, что в новорожденном непременно находится душа одного из представителей родовой группы. Ни в одной из священных книг эта возможность не упомянута, появилась позднее, в работах раввина Ицхака Лурии.
  5. Возможность повторного возрождения на Земле была предусмотрена во некоторых языческих религиях.
  6. Наука как правило отрицает возможность перерождения души «так как не доказано существования объекта перерождения».

Как происходит реинкарнация души?

Если рассматривать общее понятие реинкарнации, в отрыве от конкретных религиозных воззрений, то получится следующее: душа условно подразделяется на несколько частей. Так называемое Высшее Я в реинкарнации участия не принимает, возможно накапливает опыт, набранный в различных воплощениях. Остальная часть души перевоплощается, меняя условия и обстоятельства каждого рождения. При этом выбор тела для последующего воплощения основывается на совокупности кармы предыдущих. За добрые дела условия улучшаются, за плохие ухудшаются.

Например, условный негодяй, сотворивший в жизни немало злодейств, переродится в больного неизлечимой мучительной болезнью ребёнка. Или, если допускать возможность перехода души не в человеческое тело, живущим в тяжёлых условиях животным, перенёсшим издевательства со стороны людей. С другой, стороны благодетельный человек, не достигший просветления, но и не причинявший зла, в следующей жизни будет иметь возможность покинуть нашу часть сансары либо достигнуть высокого положения в материальном мире.


Виды реинкарнации

Рассматривают две больших категории кармы: личная и коллективная. Коллективная - это карма тех групп, к которым относится человек (семья, нация, раса). Её проработка глобальнее всего происходит во время войн, катастроф и тому подобных потрясений. Личная же делится ещё на три вида.

  1. Зрелая . Это совокупность поступков и решений, накопленных в уже прожитых жизнях. Они не ограничивают свободу воли, но предопределяют возможные варианты развития событий. Иногда накопленный груз настолько велик, что хватает малейшего толчка для реализации намерения. Как правило, это касается экстраординарных поступков, мотивы которых до конца не ясны самому человеку.
  2. Скрытая . Эта часть кармы отражается в характере, но не может быть реализована, ибо реинкарнация души уже произошла, а возможности для проработки некоторых её аспектов ещё не появились. Частично уменьшить её может осознанная работа над собой.
  3. Созидающая . Это те поступки в текущей жизни, которые человек совершает осознанно, не под влиянием двух предыдущих видов.

Доказательства реинкарнации

Поскольку официальная наука пока не смогла доказать существование души (объекта реинкарнации), говорить о её неопровержимых доказательствах нельзя. Сторонники этой теории считают таковыми случаи воспоминаний о прошлых жизнях и личные переживания во время медитации. Вся правда о реинкарнации человечеству пока неизвестна.

Реинкарнация - интересные факты

В ХХ веке вместе с интересом к Азии появилась мода и на азиатские религию и философию. В процессе их изучения выяснились и некоторые интересные факты о реинкарнации.

  1. Прошлую жизнь помнят только дети до 8 лет.
  2. Первый зарегистрированный случай верных воспоминаний о предыдущем рождении - индийская девочка Шанти Дэви.
  3. Профессор психиатрии Ян Стивенсон изучал подтверждённые воспоминаниями случаи реинкарнации.

Книги о реинкарнации

О том, существует ли реинкарнация души, написаны художественные и эзотерические произведения.

  1. Майкл Ньютон «Путешествия души».
  2. Дениз Линн «Прошлые жизни, нынешние сны».
  3. Раймонд Моуди «Жизнь после жизни».
  4. Сэм Парния «Что происходит когда мы умираем».
  5. Хильдегард Шефер «Мост между мирами».
  6. Джек Лондон «До Адама».
  7. Джеймс Джойс «Уллис».
  8. Оноре де Бальзак «Серафита»
  9. Майкл Муркок все книги о Вечном Воителе
  10. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Реинкарнация в исламе, христианстве и прочих мировых религиях занимает далеко не последнее место, как иногда принято считать. Узнайте об отношении к переселению душ после смерти представителей различных религиозных конфессий.

В статье:

Реинкарнация в исламе

Принято считать, что реинкарнации в исламе, как и в большинстве ортодоксальных мировых верований, не существует. Большинство мусульман придерживаются традиционных взглядов на жизнь после смерти. Немногие стремятся ознакомиться с работами мусульманских мистиков, которые занимались расшифровкой строк Корана, уделенных проблеме перерождения в посмертии.

Прозрачной информации о реинкарнации в Коране нет, и принято считать, что Магомет не говорил ничего на эту тему. Этот источник вскользь затрагивает вопросы перерождения духа после разрушения физического тела. Однако, как и любые другие вероисповедания, ислам учит тому, что Бог создал человека не для того, чтобы он умер. Коран содержит мысли о возрождении и обновлении. Вот как звучит один из аятов писания:

Он - тот, кто даровал жизнь вам, и Он ниспошлет смерть вам, а затем снова жизнь.

Несложно догадаться, что речь идет об Аллахе. Существует еще несколько строк из Корана, которые также говорят о реинкарнации, однако, одновременно служат предупреждением для идолопоклонников:

Аллах сотворил вас, дал вам заботу и по воле Его вы умрете, а после снова будете жить. Способны ли идолы, называемые вами богами подарить вам то же самое? Слава Аллаху!

И хотя эти строки прозрачно намекают на возможность в обновленном физическом теле, их принято толковать в качестве обещаний воскрешения. В целом, все упоминания о воскресении в Коране так или иначе соприкасаются с вопросом реинкарнации и могут толковаться именно как обещания перерождения, а не воскресения.

Исламское учение представляет человека как душу, способную воскреснуть в виде духа. Тела все время созидаются и уничтожаются, а душа бессмертна. После гибели тела она может быть воскрешена в другом, что и есть реинкарнация. Суфии и прочие мусульманские мистики толкуют Коран именно так.

Если верить трактовкам Корана, которые принято считать традиционными, после смерти человеческая душа попадает на ангельский суд. Ангелы в исламе - посланники Аллаха. Неверных они отправляют в Джаханнам, который можно назвать аналогией ада - это место для вечных мучений после смерти. Несмотря на то, что некоторые трактовки Корана уверяют, что попасть туда можно только после воскресенья, принято считать, что душа попадает туда именно после смерти.

Достойные правоверные мусульмане не попадают на суд ангелов. Ангелы приходят за их душами и провожают их в райские сады. Истинная награда за безгрешие ожидает их исключительно после воскресения, однако ожидают они его в более приятной атмосфере, чем неверные. Кроме этого, существуют исламские ангелы, которые проводят так называемый суд в могиле. Он представляет собой допрос о добрых и злых делах, и проходит он прямо в могиле погребенного. Существует даже традиция - близкие шепчут на ухо усопшему советы, которые должны помочь ему на этом суде и попасть в мусульманский рай. Таковы общепринятые убеждения касательно загробной жизни в исламе.

Вместе с тем, известно, что суфии считали идею реинкарнации основополагающим принципом веры в загробную жизнь. На нем было выстроено учение сирийских суфий - друз. В последнее время именно эти принципы оказывают влияние на мнение ортодоксальных мусульман. Мудрость суфий считается утраченной, однако известно, что их учения имело мощную связь с древними религиозными верованиями.

Сложно судить, что является ересью, а что - правильной трактовкой Корана. Так утверждал сам Магомет :

Коран ниспослали на семи языках, и каждый его аят имеет и явное и тайное значение. Божий вестник даровал мне двоякое понимание. И учу я лишь одному из них, потому что открой я и другое - это понимание разорвало бы им горло.

Поиск эзотерического смысла в Коране, с учетом этого, действительно имеет смысл. Тайное значение его текстов содержало информацию о реинкарнации и многих других интересных явлениях. Однако со временем она была забыта. Некоторое время учение о реинкарнации и перерождениях, принципы посмертной жизни которых отличались от традиционных, считались еретическими.

Вера в переселение душ не подвергает опасности мусульманина. Несмотря на это, репутации еретика многие опасаются, и на данный момент реинкарнация в мусульманстве трактуется исключительно как часть суфийской традиции. Многие теологи отмечают, что идея реинкарнации способна примирить мусульманскую мораль с религиозным учением. Страданиям невинных людей можно найти причины в виде грехов, совершенных в прошлых жизнях.

Реинкарнация в христианстве

Реинкарнация в христианстве признается как несуществующее явление, призванное смутить разум богобоязненного человека и ввергнуть его в грех. С первых веков своего существования это религиозное учение отвергает возможность переселения души в новое физическое тело после смерти. Согласно его основополагающим принципам, после смерти физического тела душа находится в ожидании Страшного Суда и второго пришествия Иисуса Христа, за которым последует воскрешение всех усопших.

Страшный суд

Страшный Суд совершается над всеми людьми, жившими в разные времена. Его цель - разделение их на грешников и праведников. Практически каждый знает, что грешники отправятся в ад, а праведников ожидает вечное наслаждение в раю - царстве, котором обитает Бог. Душа человека проживает только одну жизнь в одном теле. После Судного Дня их тела будут восстановлены, воскрешение будет именно телесным.

Идею о том, что христианство и реинкарнация - учения, которые шли рука об руку в самом начале зарождения христианской веры, ввела . Идею реинкарнации она принимала как основополагающий принцип устройства Вселенной, поскольку в той или иной мере она присуща всем религиозным учениям мира. Елена Блаватская была уверена в том,что наличие идеи реинкарнации в христианстве было намерено скрыто недобросовестными популяризаторами этого религиозного учения. По ее словам, изначально учение Иисуса Христа содержало в себе идею переселения душ.

Никейский собор 325 года

Принято считать, что до Первого Никейского Собора 325 года реинкарнация присутствовала в христианстве. Блаватская же утверждала, что эту идею отменили во время Пятого Вселенского Собора в 553 году . Так или иначе, переселение душ исчезло из священных христианских текстов в первом веке от Рождества Христова. Теософы XlX-XX веков и приверженцы движения нью-эйдж согласны с этой концепцией. Большинство из них согласны с Блаватской по поводу общего сакрального слоя всех религиозных учений.

Поиски идеи реинкарнации в православии и католицизме принято объяснять важностью этой концепции в системе оккультных представлений об окружающей каждого человека реальности. Кроме этого, принято отрицать важность христианских источников в принципе. Во время Первого Никейского Собора 325 года большинством голосов собравшихся было определено, что Богом является Иисус Христос. После этого его умирающему образу начали повсеместно поклоняться верующие. Однако свою миссию Иисус Христос обосновал вполне доступно:

Я ниспослан к заблудшим овцам дома Израиля.

Однако после его смерти было принято решение объявить Иисуса Христа спасителем всего человечества, а не еврейского народа. Реинкарнация в Библии изначально присутствовала, однако после Никейского Собора исчезли все упоминания об этом явлении – их заменили представления о вечном существовании в аду или раю и единственно возможном спасении через Иисуса Христа.

Реинкарнация в буддизме

Возможность реинкарнации в буддизме довольно ясно подчеркнута словами Будды :

Взгляните на свое состояние сегодня, и вы узнаете, то вы делали в прошлой жизни. Взгляните на свои дела сегодня, и вы будете знать ваше состояние в последующей жизни.


Идея повторных перерождений характера для этого религиозного учения.
Цель перерождений – совершенствование человека, без которого невозможно достичь просветления. Этот путь к просветлению длится не одну тысячу лет - невозможно стать просветленным за одну человеческую жизнь. В буддизме жизнь после смерти возможна в одном из пяти миров - ад, духи, животные, люди и небожители. Мир, в который попадет конкретная душа, зависит от ее желания и кармы. Принцип кармы, если не вдаваться в подробности, прост - каждый получает то, что заслужил своими деяниями в предыдущих воплощениях.

Плохие поступки придется отрабатывать в следующем воплощении, чтобы в итоге достичь просветления. Существует такое понятие, как «плохая карма». Это означает, что судьба постоянно посылает человеку наказания за деяния его прошлого воплощения. Хорошие же поступки ведут к просветлению, постоянная работа над собой гарантирует счастливую жизнь. Так говорится в одном из древних буддистских текстов:

Бодхисаттва своими Божественными глазами, которые видели намного больше, чем доступно человеку, лицезрел как всякая жизнь умирала и перерождалась заново - низших и высших кастах, с печальными и торжественными судьбами, с достойным или низким происхождением. Он умел различать, как карма влияет на перерождения живых существ.

Будда говорил: «Ах! Есть думающие существа, совершающие неумелые дела телом, не владеющие речью и умом, и придерживающиеся ошибочных взглядов. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, он вновь рождаются немощными, бедными, и опускаются ниже. Но есть и другие, свершающие умелые дела телом, владеющие речью и умом, и следующие правильным взглядам. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, они вновь рождаются - со счастливой судьбой, в небесных мирах.

Буддисты большое значение отводят избавлению от страха смерти и привязанности к физическому телу. Последнее они представляют как стареющее и умирающее вместилище бессмертного человеческого духа. Телесное восприятие жизни - это то, что мешает истинному просветлению. Просветление же называют целостным осознанием реальности. По его достижению человеку открывается полная картина устройства Вселенной.

Реинкарнация в иудаизме

Реинкарнация в иудаизме - не чуждое этому религиозному учению представление. Однако отношение к нему в религиозной философии иудеев и их мистических учениях разное. Основной источник в иудаизме - Ветхий Завет. Он не говорит о явлении переселения души после смерти, однако оно подразумевается во многих эпизодах Ветхого Завета. Например, существует изречение пророка Иеремии :

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

Из него следует, что Господь составил мнение о пророке еще до того, как он оказался в материнской утробе. Он выдал ему миссию, основываясь на уровне духовного развития пророка Иеремии, а также его качествах и способностях. Иными словами, он успел проявить себя еще до рождения, что означает, что это было не первое его воплощение на Земле или в неком ином мире. Иеремия же не имел памяти о том, что стало причиной избрания Господом для выполнения миссии.

Некоторые моменты Ветхого Завета и вовсе невозможно понять, если не соотносить с концепцией реинкарнации. Хороший пример - изречение царя Соломона :

О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.

Царь Соломон обращается к безбожникам, которые будут прокляты, судя по всему, после своего следующего рождения в новой инкарнации. Они понесут наказание только после того, как родятся снова. Невозможно не провести аналогию между словами Соломона и восточным учением о карме, которая тоже обещает наказание за плохие поступки в следующей жизни.

Все темы в иудейской теологии, которые связаны с загробным миром и перевоплощениями, покрыты тайной. Существует мнение, гласящее, что человек не должен быть допущен к этой тайне при жизни. Считается, что есть три вида переселения души - это вселение ее в плод внутри утробы матери, вхождение чужой души в тело живущего человека для выполнения ей определенной цели, а также вселение злого духа. В последнем случае нечистую душу изгоняют подобно

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Эти вопросы волновали людей еще тысячи лет назад и не перестают волновать сейчас: что ждет душу после смерти? Существует ли переселение душ? Если да, то как оно происходит?

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора будет непростой, но очень интересной — мы поговорим о том, что такое реинкарнация души и попытаемся немного приблизиться к тому, чтобы разгадать вечные загадки человечества.

Также мы узнаем, как смотрит буддизм на феномен реинкарнации, каким образом она происходит, и что об этом говорят главные направления буддийской мысли.

Что это такое

Наверное, каждый, кто провожал близкого человека в последний путь, втайне мечтал снова встретиться с ним, пусть даже уже и не на земле. Тем временем многие мыслители разных времен были уверены, что душа усопшего в скором времени переселится в новое тело, поэтому в теории встреча с близким более чем реальна.

Реинкарнация – именно так называют феноменальное явление перевоплощения души. Слово «реинкарнация» латинского происхождения, буквально означает «заново воплотившийся». Древнегреческий вариант понятия – метемпсихоз.

Получается, что умирает только тело, а душа бессмертна. Такие идеи возникали еще у эскимосов, евреев, индейцев родом из Северной Америки. Они считали, что в новорожденном живет душа его дедушки или другого старшего умершего родственника.

О перерождении всерьез задумывались мыслители Древней Греции: Пифагор, Сократ, Платон. Основополагающей идея реинкарнации стала в джайнистской, сикхистской, а главное – в буддийской и индуистской философии.

Как перерождается душа

Все чувства, мысли, ощущения человека – это тонкое тело духа. Когда человек погибает, фактически умирает только его физическая оболочка, а разум, мечтания остаются на уровне тонкого тела, которое позже переселится в новую физическую оболочку. Через сколько времени – учение об этом умалчивает.

Зато известно, что происходит при реинкарнации:

  • смерть физического тела;
  • переселение души;
  • рождение в другом теле.

Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:

  • адские создания – нарака;
  • духи, снедаемые голодом – преты;
  • животные;
  • люди;
  • полубоги – асуры;
  • небожители, боги – дэва.


А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий. На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.

На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.

В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.


Это объясняется двумя причинами:

  1. Именно человек склонен к мышлению и критическому мировосприятию.
  2. Только человек может постичь суть .

Реинкарнация в основных направлениях буддизма

Нет единогласного утверждения, как же относится буддийская традиция и сам Учитель к понятию реинкарнации. Бытует мнение, что Будда утверждал, будто неважно, существует ли она, верит ли в нее последователь Учения, а что действительно важно — так это оставлять ум чистым, гибким, благородным.

Два крупных течения буддистской мысли по-разному смотрят на процесс перерождения и вообще факт его существования. Попробуем разобраться в тонкостях.

Тхеравада

В начале небольшое пояснение — индуизм оперирует понятием «атман», которое означает «душа», «Я», живущее вечно. Южная ветвь буддизма приняла кардинально противоположную позицию: мирские создания не имеют души – «анатман». Если нет души, то нечему перевоплощаться.


Неоднозначно высказывается на этот счет. Она утверждает: то, что многие привыкли называть тонким телом, на самом деле система элементов:

  • материальная оболочка;
  • ощущения;
  • чувственное восприятие;
  • побуждения, мотивы;
  • сознание.

Когда живое существо погибает, эти элементы распадаются. Но это не значит полную смерть, небытие. Какая-то субстанция их поглощает, а позже воплощается в другом теле, тем самым вновь соединив элементы.


Получается, Тхеравада не отрицает реинкарнацию полностью, а скорее видит в ней новую веху развития элементов тонкого тела, новую жизнь. Такой процесс иногда называют «карма пяти элементов».

Махаяна

Течение полностью признает процесс перерождений в классическом его понимании. Яркий тому пример – тибетский Далай-Лама. После смерти духовного лидера совет лам отправляется на поиски мальчика, в котором воплотился дух Далай-Ламы.

И действительно находит. Учитель, возродившись в новом теле, чувствует свои личные вещи и безошибочно выбирает их среди других предметов, которые ламы кладут перед ним в качестве испытания.


Махаяна считает, что на пути к пробуждению мешают три вещи:

  • неведение;
  • привязанности;
  • отвращение.

Достижение нирваны невозможно без победы над этими ошибками. Но если духу это удалось, он возносится над шестью мирами и получает вечное освобождение.

Заключение

К сожалению, в формате одной статьи сложно рассмотреть подробно такой непростой вопрос, как перерождение, но мы обязательно еще вернемся к нему позже. Будем считать, что сегодня положено только начало.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту!