Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?". Обучение грамоте "Согласный звук
Цель занятия:
закрепить навыки четкого произношения звука;
учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;
развивать фонематические процессы;
учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;
наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;
упражнять в подборе антонимов;
учить работе с деформированным предложением;
наблюдать за многозначностью слова;
развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.
Дыхательная гимнастика:
4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15)
Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет»
Организационный момент.
Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.
Сахар, конфеты, чайник (1), печенье.
Пчёлы (2), ромашка, василек, тюльпан.
Печка(3), тарелка, ваза, поднос.
Шляпа, панама, перчатки (4) , фуражка.
Картинки, обозначающие лишние слова - на доску. На картинках крепятся карточки с цифрами.
Введение в тему.
Назовите звук в названии картинки (рисунки 1, 2, 3, 4), который стоит на месте, отмеченном цифрой. Можете воспользоваться звуковыми линейками.
Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.
Работаем по алгоритму .
Взяли зеркала.
Губы – «хоботочком»,
Зубы – сближены,
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.
Работаем по алгоритму.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.
Развитие фонематического восприятия.
Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука Ч в словах.
Туча , ученик , столик, кричит , бабочка , соловей, чемпион, учить, чум.
Словарная работа:
ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой (рисунок 5).
Рисунок 5
Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком Ч я диктовала?
Соотнесение звука с буквой.
Какой буквой на письме мы обозначаем звук Ч?
На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево (рисунок 6).
А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку (рисунок 7).
Рисунок 6 Рисунок 7
Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.
Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.
Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.
Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.
Выделение звука на фоне слога.
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки (рисунок 8).
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ
Рисунок 8
Читаем ещё раз хором слоговую таблицу (рисунок 9). Первый столбик. Второй столбик. Первую строчку. Вторую строчку.
Повторим ещё раз почему слоги ЧА и ЧУ выделены красным цветом? Есть правило сочетания ЧА пишется с гласной А. Чу – с гласной У.
Рисунок 9
2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.
ЧУДО, ЧАСЫ.
А сейчас – только 2 слоги.
ТУЧА, ХОЧУ.
Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).
Работа на уровне слова.
1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука Ч в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле (рисунок 10).
Рисунок 10
Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.
В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.
Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.
Хвост во дворе, нос в конуре,
Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.
Что за весенняя черная птица,
Любит за плугом ходить и кормиться? ГРАЧ.
У солнышка их много-много.
Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.
Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.
Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.
Можно в ней арбузы, яблоки мочить,
капусту квасить и грибы солить. БОЧКА.
Горячий, с лимонным ароматом,
С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.
Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.
Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.
2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.
Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.
Скажите, что такое ключ?
Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок (рисунок 11).
А что изображено на второй картинке (рисунок 12)?
Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.
Что изображено на третьей картинке (рисунок13)?
И этот родник тоже называется ключом.
Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.
Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.
В
от сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.
Р
исунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13
Динамическая пауза.
Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».
Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.
День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Редко – ЧАСТО,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.
Пальчиковая гимнастика.
Чудо пальчики у нас.
Вместе с ними в любой час.
Ванечка, Юрочка, Санечка.
Ирочка, Танечка, Манечка.
Работа на уровне предложения.
У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.
Анечка в лесу собирала ягоды.
Катя сочинила интересную сказку.
Мама купила чудесную книгу.
Дети спели весёлую частушку.
Найдите в своем предложении слово с буквой Ч.
Выйдем к доске и поставим найденные слова. Из этих слов у нас получилось новое предложение. Прочитайте.
Анечка сочинила чу десную ча стушку.
Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.
Работа с текстом.
Прочитаем текст (рисунок 14). Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под камнями.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ. Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше. Показ видеоролика о черепахах.
Итог занятия.
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?
Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук? Докажите.
Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.
Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.
Фотография на память с гостями.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
Научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
Закреплять правильный графический образ буквы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Развивать внимание, память;
Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.
Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Слайд1.
2. Массаж лица:
Учила мама дочку умываться:
Надо, надо умываться (Поглаживающие движения.)
По утрам и вечерам, (Растирающие движения.)
А детишкам неумытым (Пощипывающие движения.)
Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)
3. Развитие артикуляционной моторики.
Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.
« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.
« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.
Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?
Дети: Черепаха. Слайд 2.
Логопед: Какой звук слышим в начале слова?
Слайд 3.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.
5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.
Логопед: Посмотрите в зеркала.
Как мчится паровоз?
Дети произносят звук [Ч].
Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].
Дети отраженно повторяют за логопедом.
Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».
Как расположены зубы? Зубы сближены.
Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.
Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.
6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.
Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?
Дети: Зубки, язык.
Логопед: Звук Ч - гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч - звонкий или глухой.
Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч - глухой.
Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч - всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок - обозначение звука Ч.
7. Определение звука в слове.
Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.
Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.
Слайд 7.
8. Определение места звука в слове.
Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце слова.
Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.
9. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)
Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».
Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.
У волчицы - волчёночек.
У ёжихи - ежёночек.
У лошади - жеребёночек.
У медведя - медвежёночек.
У львицы - львёночек.
У белки - бельчёночек.
11. Деление слов на слоги.
Дидактическая игра «Поезд».
Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
- Он поделится медком. (пчела)
Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (грач)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?
Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.
12.Физкультминутка Слайд 8.
«Ч»
Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх,
Воду на двое рассечь руки соединить над головой;
Раз - сечет, два - сечет, ритмично опускать и поднимать руки
вниз-вверх;
А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны
покачать из стороны в сторону.
13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.
Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч - это буква Ч.
Посмотрите, на что похожа эта буква?
Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.
Слайд 10. Логопед:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки - малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый
А
, прочитали дети…
ЧА
Прибежал задорный
О
, прочитали дети…
ЧО
Прибежал упрямый
У
, прочитали дети…
ЧУ
Прибежал милёнок
И
, прочитали дети…
ЧИ
Прибежал красавчик
Е
, прочитали дети…
ЧЕ
Прибежал серьёзный
Ё
, прочитали дети…
ЧЁ
14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.
Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:
«Ча-ча-ча-ча!».
«Наша печка горяча».
Чу-чу-чу-чу!
На ракете я лечу!
Оч-оч-оч-оч!
Наступила ночь.
Чо-чо-чо-чо!
Что-то давит на плечо.
Чи-чи-чи-чи!
Испекли мы калачи.
15. Игра «Договори словечко».
Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.
Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).
Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).
Мёд в лесу медведь нашёл - Мало мёда, много … (пчел).
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).
16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.
17. Итог занятия. Слайд 13.
Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?
Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я
Коррекционно-развивающие задачи.
Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.
Научить правильно произносить звук [Ч].
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
Упражнять ребенка в словообразовании.
Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.
Познакомить ребенка с употреблением предлога через.
Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами короткие предложения.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.
Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.
Задание 2 . Знакомство со звуком [Ч].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ч]:
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубки не смыкаются;
- кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
- по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
- горлышко «молчит».
Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ...
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 3 . Фонетическое упражнение.
Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...
Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:
ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...
Повторить за взрослым серию слогов:
ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо...; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч...
Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ча-ач, чу-...; ач-ча, уч...
Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):
гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...
Задание 6 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.
Бумага есть, перо есть,
Да без них писать не будешь. (Чернила)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте. (Часы)
Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач)
Снизу камень, сверху камень,
Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)
Задание 7. Взрослый произносит 3-5 слов со звуком [Ч], а ребенок должен запомнить их и повторить в той же последовательности.
Задание 8 . Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах. Сколько раз встречается звук [Ч] в каждом из этих слов?
Стул - стульчик, замок - ..., шнурок - ..., узелок - ...,
носок - ..., блин - .., диван - ..., батон - ...
Сук - сучок - сучочек, знак - ..., внук - ..., бак - ..., крюк - ...
Легко - легче, мягко - ..., громко - ..., жарко - ...,
ярко -..., богато - ..., мелко - ..., крепко - ...
Ваня - Ванечка, Оля - ..., Гриша - ..., Петя - ..., Соня - ..., Миша - ...
Задание 9 . Заменить первый звук в слове на звук [Ч]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.
Гайка - чайка, кашка - ..., худо - ...
Задание 10 . Объяснить ребенку понятия: фамилия, имя и отчество. Вспомнить правило правописания собственных имен, обратить внимание на одинаковый последний звук [Ч] во всех мужских отчествах.
Иван - Иванович, Петр - ..., Сергей - ..., Андрей - ...
Задание 11. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.
Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит в начале, в середине и в конце слова.
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Ча-ча-ча - дай мне калача.
Чу-чу-чу - я гулять хочу.
Чи-чи-чи - красные кирпичи.
Чо-чо-чо - ох, как горячо!
Ач-ач-ач - пришел врач.
Оч-оч-оч - скоро ночь.
Ич-ич-ич - красный кирпич.
Уч-уч-уч - у меня ключ.
Ачка-ачка-ачка - у Вовочки тачка.
Очка-очка-очка - у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка - у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка - у Вовочки птичка.
Задание 13. Знакомство с предлогом через.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку и т. д. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлога через, объясняет его значение и графическое изображение, просит составить предложения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).
Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.
Задание 14 . Знакомство с буквой Ч.
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Ч?
Игры с буквой.
Задание 15. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами:
часы, час, удача, задача.
Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:
дачка - качка - пачка - тачка - почка - бочка - мочка - кочка - кучка - тучка.
Чтение, списывание предложений:
Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы.
Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.
Цели:
- сформировать представление о звуке [ч’] как о мягком непарном согласном, познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
- развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
- способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
Оборудование: иллюстрации с различными видами часов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа у доски.
– Обозначить гласные, поделить слова на слоги, поставить ударение в словах.
смородина клубника
2. Работа с лентой букв на с. 127.
– Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука.
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
– Буквы Я, Е когда обозначают два звука?
– Когда буквы Я, Е обозначают один звук?
–Назовите парные согласные.
III. Работа над новым материалом.
1. Звуко-буквенный разбор.
– Сколько слогов?
– Какой звук в конце слова?
– Гласный или согласный? Почему?
Грамоты не знает, А весь век пишет. |
|
– Сколько слогов?
– Где находится звук [ч]? (В середине слова.)
– Сравните звонкий звук [д] и звук [ч]. Какой он, такой же звонкий или
глухой?
2. Знакомство с буквами Ч, ч.
– Звук [ч] обозначается буквой Ч.
– На что похожа буква Ч?
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. В. Степанов
3. Чтение слогов слияния.
ча чо чу
че чи
– Почему я разделила слоги на 2 группы? (Наверное, в одной строчек твердые
слияния, а в другой мягкие.)
– Проверим наше предположение.
– Как произносится звук с гласными придающими мягкость согласным и не придающими
мягкость согласным? (Одинаково.)
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: буква ч обозначает один мягкий звук.
– Звук ч всегда мягкий, поэтому ему не нужны гласные я, ю, придающие мягкость
согласным.
– Каким цветом на схеме обозначим Ч?
– Дайте полную характеристику букве Ч.
4. Беседа о часах.
– Чего никогда не воротишь назад?
Быстрая течет река
Через годы и века.
(Время)
– Чтение загадки с.128.
– Рассмотрите иллюстрацию. По какому принципу она поделена на две части?
(Левая часть отражает старину, а правая – современность.)
– Какими часами пользовались в старину? (Солнечными, песочными, водными,
механическими.)
–А теперь какие виды часов используют?
– Где на нашем микрорайоне есть уличные часы? (Торговый центр “Пассаж”.)
5. Чтение текста.
– О каких видах часов вы узнали из текста?
– Какие башенные часы вы знаете? Какие часы у нас в классе? Где на нашем
микрорайоне есть уличные часы?
– Какое время показывают все часы на иллюстрации учебника? (10 ч. 15 мин.)
– О чем вы узнали из этого текста?
– Как можно озаглавить текст? (Какие бывают часы?)
6. Чтение слов, работа с родственными словами, выделение омонимов.
– Обратите внимание на сочетание ЧК. Эти две буквы-подружки всегда цепляются
друг за дружку.
– Прочитайте слова из двух слогов; из трех слогов; с ударением на четвертом
слоге (таких нет)
.
Первый столбик.
– Какая разница в значении слов?
– Подберите к слову “речка” родственные слова (речонка, речной, речник,
речушка, реченька).
– Какая общая часть в этих словах? Как называется общая часть родственных
слов?
– Образуйте форму слова “речка”. Что изменяется в слове?
Второй столбик.
– Сравнить слова по значению.
– По какому общему правилу записаны все слова?
– Составить схему слова “тучка”.
– Какое слово тоже соответствует этой схеме? (Ручка.)
Четвертый столбик.
– Что означает слово “лисичка”?
– Составить схему.
Чтение стихотворения.
– О каких лисичках говорится в стихотворении?
– Лисички это еще и грибы.
Чтение текста “Ручки”
– Какое значение имеет слово “ручка”?
7. Составить из букв слово.
– Неизвестно, как случилось, только буквы заблудились.
У Д А Ч А
Дети берут буквы и выстраиваются в ряд.
– Сколько в слове слогов? (Дети делят слово на слоги, встав между детьми.)
– Куда падает ударение?
8. Звук заблудился.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок!Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.Синеет море перед вами,
Летают майки (чайки) над волнами.
9. Работа по учебнику (с. 131). Чтение текста “Мы учимся”.
– Чем мы занимаемся на уроках?
– Прочитайте пословицы на с. 131. Как вы их понимаете?
IV. Подведение итогов урока