Смотреть что такое "Нух" в других словарях. Кто такой Ной — библейская легенда о Ное и его сыновьях Ной у мусульман

Предисловие

Со времён первого нашего пророка Адама (мир ему) прошло уже много лет. Потомство его увеличилось настолько, что на земле разные народы. Но люди стали отдаляться от Аллаха и творить всё больше непристойных дел.

В нашем рассказе мы поведём речь о Нухе (мир ему) и его народе. Имя пророка Нуха (мир ему) упоминается в Священном Коране более сорока раз. История его жизни представлена в сурах: «аль-А`раф», «Алу `Имран», «аль-Ан`ам» и «Худ».

Народ Нуха (мир ему)

Народ пророка нашего Нуха (мир ему) из камней и поклонялся им на протяжении уже долгого времени. В дни празднований или особых торжеств они ставили своих идолов на троны, приносили им жертвы и подношения, распивали вина, играли на кастаньетах, танцевали и веселились. К этим многочисленным идолам народ Нуха (мир ему) возносил свои мольбы, прося защитить их от зла и даровать им благополучие. И все, что ни случалось в жизни людей того времени, связывалось с волеизъявлением каменных изваяний.

Однажды к Нуху (мир ему) спустился с небес ангел Джабраил , который повелел ему от имени Аллаха идти к своему народу и оповещать среди него. Подчинившись воле Всевышнего, Нух (мир ему) пошёл к соплеменникам со светлыми проповедями. «О мой народ! - говорил он людям, - Аллах сотворил вас и дал вам пропитание. Он сделал вас способными возделывать землю, разводить скот и ловить рыбу. Он ниспослал вам с небес дождь, дающий воду. Уверуйте же в Аллаха и поклоняйтесь лишь Ему. Перестаньте поклоняться идолам, которых вы сотворили собственными руками. От них нет ни пользы, ни вреда».

Пророк наш Нух (мир ему) был удивительно красноречив, прямолинеен и умён. Даже среди ночи он приходил к братьям и сестрам и взывал самым решительным образом:

О, люди! Скажите: «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Нух - пророк Его».

В ответ на это люди закутывали свои лица полами одежды, чтобы не видеть Нуха (мир ему), затыкали уши пальцами, чтобы не слушать его. Снова и снова он наталкивался на глухую стену неверия и неприязни.

Ковчег Нух а

Жену Нуха звали Аммура. Она родила ему четырёх сыновей: Сама, Хама, Яфиса, Йама и трёх дочерей: Хасуру, Майшуру и Махбуру.

Переполненный негодованием и обидой на неуверовавших из своего народа, Нух (мир ему) снова стал молиться Всевышнему: «… Господь мой, не оставляй на земле из неверных ни одного обитающего в доме. Если Ты оставишь их, они собьют Твоих рабов и не породят никого, кроме распутного, неверного».

На эти мольбы Аллах ответил следующим аятом: «Мы ему сказали: "Построй ковчег, чтобы Мы Своей милостью спасли тебя в нём, и не говори со Мной о тех несправедливых, потому что Я внял твоей просьбе и им - по Нашему велению - предстоит быть потопленными»

После этого Нух (мир ему) избрал отдалённое от города место и приступил к постройке ковчега, как и повелел ему Господь. Некоторые из людей, нарочно проходя мимо, раскатисто смеялись над пророком и говорили презрительно:

- Не ты ли, Нух, посланный твоим Богом, хотел стать нашим вождём, а теперь вот снизошёл до плотника, пилишь и заколачиваешь доски? Что же ты будешь делать с этим кораблем? Осмотрись вокруг: и где те моря и реки, по которым собираешься бороздить?

Насмешки эти Нух (мир ему) оставлял без ответа, продолжая свою работу. Ему помогали его дети, а также некоторые из соплеменников. Ковчег получился чудным. Нос судна напоминал голову павлина с клювом сокола, шея - горделивого орла, хвост получился пышным, словно у петуха, а крылья - такие же необъятные, как у беркута.

Ковчег Нуха (мир ему) в длину достигал тысячу, в ширину пятьсот, а в высоту триста локтей . Внутри корабельного судна он устроил ряды, в одни из которых должны были устроиться по паре различных видов животных и насекомых, в другие - расположиться по паре разных птиц. Нух заранее заготовил большое количество пищи и пресной воды для будущих обитателей корабля. После чего стал дожидаться повеления Аллаха, которое не замедлило прийти к нему: «Когда снизойдет Наш аят, сразу отправляйся к ковчегу и возьми с собой из народа твоего и близких родственников твоих тех, кто уверовал, и также каждой твари по паре ».

Как только пророк Нух (мир ему) сделал всё так, как повелел ему Господь, небо распахнуло свои двери для обильного дождевого потока, сопровождающегося ослепительными молниями и грозами. Отовсюду из земли забили источники воды. Кругом воцарился ужас. Вода стала подниматься над землей, заполняя собой пастбища, сады и плодородные поля. А ковчег Нуха поднимался все выше и выше. Раскачиваемый на волнах, он был готов к длительному плаванию.

Бушующие ветра сменялись тихими и ласковыми дуновениями, а корабль, на палубе которого разместились уверовавшие, покидал обжитые земли, оставляя всё дальше от себя обезумевших от страха неверующих.

Пророк стоял на вершине корабля и взирал на происходящее вокруг. Тут неожиданно он увидел своего сына Йама, который питал враждебные чувства к отцу и не принял его веру. Теперь же, желая спастись от потопа, он пытался взобраться на возвышенный холм. Нух, что было сил, закричал: “О, сын мой! Ты не убежишь от наказания Аллаха. Взбирайся же к нам, на ковчег, и будешь жить в благоденствии вместе с близкими тебе людьми”.

Как сказано в Коране: «О сын мой! Плыви вместе с нами и не будь с теми, которые не уверовали в религию Аллаха Всевышнего!» .

Но не внял Йам этим возвышенным словам, в которые отец его вложил всю свою отеческую нежность и любовь, не коснулись они до его совести и разума. Он предпочёл остаться среди неверных. А в ответ крикнул:

Я взберусь на гору, которая защитит меня от воды.

Нух же сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого помиловал Он”

Noe
др.-греч. Νῶε В иных культурах: христ. - Ной
иуд. - Но́ах Пол: Муж. Категория: Посланник, Улюль-ль-Азм Местность: Ближний Восток Род деятельности: Проповедник Упоминания в Коране: 43 раза. Сура Нух Количество прожитых лет: более 1000 лет Супруги: Амура, Ваиля Дети: Сим , Хам , Яфис, Йам (Кенан) Чудеса и знамения: Ноев ковчег Связанные события: Всемирный потоп Нух на Викискладе

История Нуха

Нух с малых лет вёл праведный образ жизни и служил Аллаху. Когда ему исполнилось 50 лет, Аллах сделал его Своим пророком и отправил к идолопоклонникам, повелев ему призвать их к вере в единого Аллаха и отказу от идолопоклонства. Нух увещевал людей «тысячу лет без пятидесяти годов» (29:14), призывая их на путь служения Аллаху, но убедил немногих (7:59-64). Даже сын Нуха Йам (Кенан) оказался в числе неверных.

Нух стал молить Аллаха о наказании для неверных (26:26-28). Аллах ответил на его мольбу и послал на людей бедствия. Многие годы не было осадков, повсюду началась засуха, голод. Тогда Нух сказал: «Молите у вашего Господа прощения, ибо Он - прощающий. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, поддержит вас имуществом и детьми и предоставит вам сады и реки. Почему вы не чтите величия Аллаха?» (71:10-13). Но, несмотря на все бедствия, идолопоклонники не стали отрекаться от своих истуканов и сказали: «Ни за что не отрекайтесь от своих богов: Вадда, Сава , Ягуса , Яука и Насра !» (Коран, 71:23). Они грубо обошлись с посланником Аллаха и прогнали его криками и угрозами (71:7; 54:9).

Строительство ковчега

В конце концов, Нух взмолился: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверного! » (71:26). В ответ ангел принёс ему весть от Бога: «Всемогущий Аллах принял твою молитву, скажи своим приверженцам, съесть фиников, затем посадить косточки, ухаживать за деревом до того, пока это дерево не даст плоды». «И воздвигни ковчег пред Нашими очами и по откровению Нашему, и не проси у Меня за тех, которые несправедливы, ибо они будут потоплены » (11:37).

Прошли годы, пока эти деревья произросли и дали плоды. После долгих лет борьбы с упрямыми и злыми людьми Ною всё же удалось направить на праведный путь некоторых из них. Наконец, началось строительство ковчега . Каждый раз, когда мимо Нуха проходили знатные люди из его народа, они высмеивали его, а он в ответ говорил: «Если вы надсмехаетесь над нами, то и мы, воистину будем надсмехаться над вами, подобно тому, как смеётесь вы. Скоро вы узнаете, кого постигнет унизительная кара и кого поразит вечное наказание». Прошло много времени прежде, чем ковчег был готов. Он состоял из трёх ярусов. Длина ковчега доходила до тысячи двухсот локтей, ширина же до восьмисот локтей, высота до восьмидесяти локтей.

После того, как Нух исполнил все повеления Аллаха, Бог повелел ему: «А когда явилось Наше веление и разразилась потоком печь, Мы сказали: "Погрузи на него от каждого вида по паре и свою семью, за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал". Но уверовали вместе с ним лишь немногие. » (11:40). И вот однажды, когда супруга Нуха пекла хлеб, она увидела, как из пепла начинает закипать вода. Она быстро побежала в дом, и рассказала мужу о случившемся.

Потоп

По приказу Аллаха, Нух с верующими сели в ковчег. В преданиях говорится о том, что в ковчеге, кроме Нуха, было около 80 человек, в том числе его сыновья Сам (Сим), Хам и Йафес (Иафет). В это время начался Великий Потоп : «Мы открыли врата неба, откуда стала изливаться вода, и разверзли землю, из которой забились ключи. Воды (небес и земли) слились по велению предопределённому.» (54:11,12) С небес стали изливаться потоки воды, а из земли забили множество источников. Вода изливалась отовсюду и всё живое на земле погибло. Сын Нуха, Йам (Кенан), отказался плыть с ними и тоже утонул (11:42-43). Аллах сохранил ковчег и уберёг от верной гибели Нуха, верующих и многих животных, которых они взяли с собой.

Ссылка

Источники

  • Хазрати Нух (г`алейһи-с-салям) / Islam-V-Kirove.DS43.Ru

Был у пророка Идриса (мир ему) внук по имени Ламак (Ламех), и когда у него родился сын, он назвал его ‘Абду-ль-Гаффаром. ‘Абду-ль-Гаффар так много плакал и поклонялся Аллаху, что стал известен под именем Нух (Плачущий).

Однажды он увидел четырехглазую собаку и подумал: «Какая некрасивая собака!» Тогда Аллах дал животному способность говорить, и оно сказало ‘Абду-ль-Гаффару: «О ‘Абду-ль-Гаффар, кого ты винишь?! Если бы у меня была возможность выбрать, кем родиться, я не выбрала бы родиться собакой. А если винишь моего Создателя, то не является ли Он чистым от всех недостатков?» Устыдившись перед собакой, опечалившись из-за своего поступка и боясь Аллаха, Нух (мир ему) стал плакать, и слезы его не останавливались ни днем, ни ночью. Вся его жизнь прошла в покаянии.

Посмотрите же на себя те, кому следует беспрерывно каяться, - как нам безразличны наши грехи! Мы не можем видеть даже самые тяжкие из них из-за ржавчины, закрывающей басират нашего сердца. Поскольку пророки (мир им) являются убереженными от грехов, вы не думайте, что они совершают проступки на самом деле, это только видимость, чтобы их мудрость послужила нам примером. Не позволяйте себе плохо подумать о них!

На пятисотом году жизни пришел к Нуху (мир ему) Джабраил (мир ему) с повелением Аллаха и направил его посланником к заблудшим из своего народа и потомкам заблудшего Кабила, чтобы призвать их к вере в одного Аллаха.

Джабраил (мир ему) подготовил его, облачив в «одеяние усердия» и в «чалму помощи» и дав «меч решимости», и отправил его к царю по имени Дармашил, известному среди людей упрямому безбожнику. В книге «Бада’и‘ аз-зухур» рассказывается, что Дармашил был первым человеком, который стал производить и пить вино, играть в азартные игры, носить одежду, расшитую золотом.

Забыв о Создателе и поклоняясь идолам, его народ творил порочные деяния, от которых стонала земля. Они оставили законное бракосочетание и жили как животные. Они водрузили своих многочисленных идолов на украшенные золотом и серебром троны, приставили к ним охрану и установили особый день для всеобщего посещения. Стали традицией жертвоприношения и пиршества.

Выбрав один из праздничных дней, Нух (мир ему) взошел на высокий холм и попросил Аллаха помочь ему посредством нура Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Затем он во всеуслышание обратился к народу и сказал, что он посланник Аллаха и что нельзя поклоняться никому, кроме Творца всех миров, который один только достоин почитания. Его голос был слышен и на Востоке, и на Западе, и все, кто пришел на пиршество, упали, лишившись сил. Идолы рухнули со своих тронов, и люди растерялись от необъяснимого страха, но во всей толпе только одна счастливая женщина по имени Имрат приняла истинную веру. Так как это было предопределено Всевышним, Нух (мир ему) женился на ней, и она родила ему шестерых детей - троих сыновей и трех дочерей. Сыновей звали Сам, Хам и Йафис, а дочерей - Бухайвират, Сарат и Хасват. Он женился также на дочери Аджвида - Вал‘аб, принявшей Ислам, которая родила ему еще двоих сыновей - Балуса и Кан‘ана. Но в последующем несчастная Вал‘аб сошла с истинного пути. Ее сердце не ощутило сладости единобожия, и она опять стала поклоняться идолам.

Количество принявших Ислам мужчин и женщин достигло семидесяти. Нух (мир ему) призывал Дармашила и его народ к единобожию около трехсот лет. Когда заблудший Дармашил погиб, царем стал его сын, и был он мал‘уном хуже своего отца. После его кончины царство перешло к Таградусу, который был самым заблудшим в своем роду.

Более пятисот лет призывал Нух (мир ему) к единобожию неправедных, но в племенах потомков Кабила не нашлось тех, кто пожелал принять Ислам. За призыв к истинной вере Нуху (мир ему) пришлось испытать множество мук, иногда его избивали до того, что, считая мертвым, выбрасывали на мусорную свалку. Но несмотря ни на что он не переставал призывать к истинной вере, и какие бы муки ни переносил, никогда не просил в молитве плохого для них, только хорошее. Из-за обладания такой силой терпения он был причислен к «улу-ль-‘азм» .

Когда Всевышний сказал Нуху, что в дальнейшем не уверует никто из его народа и их потомков, пророк Нух (мир ему) потерял всякую надежду и попросил Всевышнего не оставить на земле ни одного неверного, иначе они собьют с истинного пути всех Его рабов. Так Нух (мир ему) сделал потомкам Кабила плохое ду‘а (попросил наказания для них в мольбе). Когда он произносил эту мольбу, небеса задрожали. Всевышний тут же принял его мольбу и повелел сажать деревья на земле Куфы.

Через сорок лет на этом месте вырос лес. К тому времени появились признаки приближения всемирного потопа. Нух (мир ему) нанял великана ‘Уджа носить бревна за еду с условием кормить досыта. Когда великану принесли три лепешки, он усмехнулся:

это ли еда для него! Ему сказали, чтобы он начал есть, произнеся «бисмиллах», тогда он насытился половиной лепешки и не стал доедать остальное.

По указанию Всевышнего и по подсказке Джабраила (мир ему) Нух (мир ему) с детьми начали строить корабль, и его соплеменники каждый день насмехались над тем, что он строит корабль там, где нет воды.

Корабль строили сорок лет, размером он был шестьсот локтей в ширину и тысячу в длину, и едва он был построен, как с соизволения Всевышнего заговорил человеческим голосом. Начав со слов нафй ва-исбат , он сказал, что спасется только тот, кто сядет на него, и погибнет тот, кто на него не взойдет. Тогда Нух (мир ему) обратился к народу и попросил хотя бы теперь принять истинную веру. Но никто и слушать его не захотел и не принял наставление корабля, полагая, что это колдовство.

Тогда Всевышний разгневался и повелел Нуху (мир ему) приготовить все необходимое на шесть месяцев. Пророк немедля повиновался. Он попросил Всевышнего разрешить ему совершить хадж и, получив разрешение, отправился к Заповедной земле . Совершив семь тавафов, Нух (мир ему) попросил Аллаха наказать умму грешников.

Когда пророк отправился в Мекку, безбожники решили сжечь корабль, но Всевышний поднял его в небо, держа его в воздухе как на воде, на виду у всех.

И вот в назначенный час все живое: насекомые, звери, птицы - все парами поднялись на корабль. Нух (мир ему), подчиняясь повелению Всевышнего, взял с собой восемьдесят мужчин и женщин, уверовавших к тому времени, а также тела Адама и Хавы (мир им), табут со священными писаниями, посох Адама (мир ему) и Хадҗар аль-Асвад (Черный камень). Рассказывают, что последним на корабль взбирался осел, но шайтан, вцепившись в его хвост, удерживал животное. Тут Нух (мир ему), думая, что осел упирается по своей воле, а не из-за уловок грязного иблиса, поругал его, сказав: «Почему не заходишь, мал‘ун!» Уцепившись за хвост осла, поднялся и иблис. Когда Нух (мир ему) со злостью стал отчитывать иблиса за то, что тот без разрешения поднялся на корабль, иблис возразил: «Не ты ли разрешил мне подняться, произнеся «Заходи, мал‘ун!»» – и добавив, что в мире, кроме него, нет другого абсолютного мал‘уна, отказался выйти.

Из топки печи стала извергаться вода, что было признаком начала потопа. Шли дожди, хотя не было туч. Вода, бурля, выходила из-под земли, и земля стала словно кипящий котел. Нуху (мир ему) было передано через откровение (вахй), что потоп начнется с извержения воды из топки печи, и как только он увидит это, он должен спешно садиться на корабль. Повинуясь Аллаху, пророк Нух (мир ему) со своими близкими сел на корабль, но его сын Кан‘ан, несмотря на зов отца, отказался последовать за ним и погубил себя. Погибли все, кроме тех, кто сел на корабль. Из-за гнева Всевышнего на потомков Кабила было уничтожено все живое на земле. Кааба, построенная ангелами во времена Адама (мир ему), была поднята на небеса и названа «Аль-Байт аль-ма‘мур аль-‘атик» (досл.: обжитой освобожденный дом). Говорят, что она находится на четвертом небе.

Корабль, произнеся «бисмиллах», в сопровождении девяноста тысяч ангелов начал свое движение. Вначале он сделал семь кругов над тем местом, где стояла Кааба. Затем совершил зийарат над местом Байт аль-Мукаддас (Иерусалим). После этого он отправился в плавание по всей земле. Ни на западе, ни на востоке не осталось места, где бы он не побывал. Корабль сообщал Нуху (мир ему) названия всех мест, над которыми он проплывал.

Подобно полной луне, которая движется по небесному своду, он плыл по морю среди волн в течение шести месяцев. Затем Всевышний Аллах прекратил наказание, и стали облегчаться беды потопа. Из-под воды начали появляться горные вершины.

Корабль пристал к горе Джуди. Это был десятый день месяца мухаррам, его называют днем ‘Ашура.

В этот день Нух (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху за дарованные ему блага. По велению Нуха (мир ему) постились и все, кто находился на корабле, даже животные, птицы и насекомые, – говорят, что в этот день постилось все живое.

В этот день Нух (мир ему) взял оставшиеся зерна различных растений и сварил их в одном котле, и все, собравшись вместе, съели то, что он приготовил. Этот обряд стал сунной пророка Нуха (мир ему) - варить в одном котле разные зерна в десятый день месяца мухаррам. И в наше время нехорошо забывать эту сунну, ибо похвально соблюдать то, что пришло от праведных.

Тот, кто постится ради Аллаха в этот день, получает вознаграждение как за тысячекратное совершение хаджа и умры , как освободивший тысячу рабов, как тысячи шахидов. Кто может, пусть в этот день прочитает тысячу раз «Кульху» (суру «Ихлас»), и Аллах посмотрит на него с милостью. Кто в этот день дает одежду сиротам и жалеет их, того обрадуют украшениями в Раю. Соответственно, следует иметь чистые намерения ради Аллаха, а если намерения дурные, то все добрые дела исчезают как пыль. Тайно отданная Садака надежно защищена от показухи и славы, поэтому старайтесь усердно.

Первый день мухаррама - это первый день нового года, в этот день желательно поститься, также похвально начинать новый год со служения Аллаху. Еще есть особое ду‘а , по прочтении которого Аллах отправляет двух ангелов охранять того, кто прочел это ду‘а, от невзгод. Старайтесь прочитать его, спросив у ‘алимов. Не забудьте произнести семьдесят раз слова, которые рекомендовано произносить в день ‘Ашура. Если после этого читать семь раз ду‘а, то в этом году вас не постигнет смерть. Все, что я рассказал, - это не маловажное и не ложь, которая сбивает с истинного пути. Я не сам это придумал и не из воздуха взял, а из книг, которыми можно руководствоваться.

Теперь вернемся снова к рассказу о потопе и полистаем страницы, из которых узнаем об остальном. Земля впитала воду и стала такой же прекрасной, как и прежде. По велению Аллаха все живое было выпущено с корабля на землю. Солнце, Луна, звезды, дни и ночи - все стало на свои места.

После сошествия с корабля было основано селение под названием Карйат саманина (Село восьмидесяти), а затем пролился дождь милости, и на Земле заново началась жизнь.

Через некоторое время умерли все жители этого села, кроме Нуха (мир ему), его детей и жен. Тогда пророк отделил троим сыновьям три части земли. Старший сын Сам остался в западной части, к ней еще добавили Хиджаз, Йемен, Ирак, Шам и другие области. На лице Сама был нур пророчества, и он очень уважал отца. Нух (мир ему) всегда был доволен им и просил для него у Аллаха все хорошее.

Просьба Нуха (мир ему) была выполнена, из наследников Сама вышли пророки. Его потомками являются румы , персы, арабы.

Тот, кто будет слушать отца, обретет такое же счастье.

Был у Нуха (мир ему) и другой сын, Хам. Он был непочтительным и не отзывался на зов отца. Ему досталась южная часть земли. Чернокожие являются его потомками. Это оттого, что отец просил Аллаха, чтобы потомки Хама стали чернокожими, униженными рабами. У Хама был сын Мисрайимин. Услышав зов Нуха (мир ему), он пришел к нему: «Вот я, дедушка, пришел к тебе». Нух (мир ему) с радостью сделал ему ду‘а: «Да будет твое потомство благословенно, и да найдут они свое пропитание в плодородных землях с обильной водой и благоприятным климатом». В ответ на просьбу дедушки Аллах дал Мисрайимину Египет, чье название «Миср» произошло от его имени. Его потомками стали копты.

Нух (мир ему) позвал третьего сына, Йафиса, который тоже не отозвался. Тогда Нух (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он сделал потомков Йафиса худшими из людей. Ответив на это, Всевышний сотворил из потомков Йафиса племена Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог).

Счастлив тот, кто поймет, какими будут последствия для тех, кто не слушает родителей.

Эту историю всемирного потопа я описал коротко, так как в сказаниях об этом много разночтений, и я остановился на таком кратком объяснении.

Нух (мир ему) умер, когда ему было девятьсот пятьдесят лет. Он был одним из долгожителей среди пророков. Когда к нему пришел ангел смерти Азраил (мир ему), Нух (мир ему) спросил его, засомневавшись: «Кто ты?» И когда тот ответил, что он - ангел смерти и пришел забрать его душу, Нуху (мир ему) стало немного не по себе. Тогда Азраил спросил: «Что, Нух, не насытился ли ты этим миром?»

Нух (мир ему) ответил: «Я нашел этот мир с двумя воротами: заходят в него через одни ворота, а выходят – через другие». Азраил (мир ему) дал Нуху райский напиток, чтобы было легче умереть. После этого душа пророка (мир ему) вышла из тела так легко, словно волос из масла. Дети омыли его, завернули в саван, совершили над отцом намаз-дҗаназа и достойно похоронили.

Говорят, что на месте погребения Нуха (мир ему) открылся источник чистой ключевой воды.

Басират - духовный взор, видение истины, прозорливость.

Улу-ль-‘азм (букв. обладатели решимости) - великие пророки.

Нафй ва-исбат (букв. отрицание и утверждение) - слова «Нет божества, кроме

Местность вокруг Каабы.

Умра - малое паломничество в Мекку.

Садака - пожертвование, милостыня ради Всевышнего Аллаха.

Ду‘а - молитва-мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху.

Румы - европейцы и обитатели Малой Азии.

Намаз-джаназа - мусульманская погребальная молитва.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков. Том 1».

Рисунок Юнуса Гитихмаева

16 077

Долгое время после Адама люди продолжали жить одной общиной, следуя прямому пути. Затем они разошлись, и сатана стал распространять между ними различные нечестия, используя для этого множество путей.

В народе Нуха умерли праведные люди, из-за чего весь его народ был очень опечален. Тогда к ним пришли “шайтаны” и подговорили их путем наущений воздвигнуть памятники этим умершим праведникам, чтобы они всегда помнили о них и их праведности. Это было началом зла.

После того, как люди, воздвигшие памятники праведникам с этой целью, умерли, на смену пришло новое поколение. В то время знание истины уже было потеряно, и сатана начал им наущать: “Поистине, ваши предшественники взывали к этим идолам (памятникам): Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср. Они просили у них заступничества, излечения от болезней, молили их о ниспослании дождя ”. Таким образом, сатана продолжал свои наущения до тех пор, пока они всецело не отдались поклонению этим идолам. Затем Аллах послал к ним Нуха (мир ему и благословение). Они знали его, знали о его правдивости, честности и прекрасном нраве. Нух сказал им:

﴿يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ﴾

О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него ”.

Коран, 7:59

Он побуждал их к наилучшему как в этой жизни, так и в Вечной:

﴿يَا قَوْمِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ ، أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاتَّقُوهُ وَأَطِيعُونِ ، يَغْفِرْ لَكُم مِّن ذُنُوبِكُمْ وَيُؤَخِّرْكُمْ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى﴾

“О мой народ! Воистину, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока ”.

Коран, 71:2-4

Когда он начал призывать их к тому, чтобы они очистили свою веру перед Аллахом и посвятили ее исключительно Ему Одному, а также рассказал о порицаемости их взглядов и том наказании, которое их ожидает в этой и Вечной жизни, если они не отрекутся от них, они ответили ему следующее:

﴿مَا نَرَاكَ إِلَّا بَشَرًا مِّثْلَنَا وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِيَ الرَّأْيِ وَمَا نَرَى لَكُمْ عَلَيْنَا مِن فَضْلٍ بَلْ نَظُنُّكُمْ كَاذِبِينَ﴾

“Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами ”.

Коран, 11:27

Они потребовали от Нуха, чтобы он прогнал тех верующих, которые последовали за ним. Тем самым, они выявили свое высокомерие, пренебрежение к истине и к верующим рабам Аллаха. Нух разъяснял им, что он не находится в заблуждении, а наоборот, послан к ним для того, чтобы различить между истиной и заблуждением. Он говорил им, что является доверенным посланником, который пришел к ним с ясными доводами от своего Господа. Также он говорил им, что не может отречься и прогнать верующих, последовавших за ним, потому что они достойны почета и уважения (тем, что уверовали):

﴿وَلَا أَقُولُ لَكُمْ عِندِي خَزَائِنُ اللَّهِ وَلَا أَعْلَمُ الْغَيْبَ وَلَا أَقُولُ إِنِّي مَلَكٌ وَلَا أَقُولُ لِلَّذِينَ تَزْدَرِي أَعْيُنُكُمْ لَن يُؤْتِيَهُمُ اللَّهُ خَيْرًا﴾

“Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом. Я также не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра ”.

Коран, 11:31

Нух продолжал призывать их днем и ночью, скрыто и явно, однако его призыв лишь увеличил в них отрицание истины и нежелание следовать по прямому пути. Они стали еще больше подговаривать друг друга оставаться на том, на чем они были, а именно — поклонении идолам, помимо Аллаха. Тогда Нух сказал:

﴿رَّبِّ إِنَّهُمْ عَصَوْنِي وَاتَّبَعُوا مَن لَّمْ يَزِدْهُ مَالُهُ وَوَلَدُهُ إِلَّا خَسَارًا ، وَمَكَرُوا مَكْرًا كُبَّارًا ، وَقَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَلَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَلَا سُوَاعًا وَلَا يَغُوثَ وَيَعُوقَ وَنَسْرًا﴾

«Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра ”.

Коран, 71:21-23

Когда он понял, что увещевание не приносит им никакой пользы, и что каждое приходящее новое поколение хуже прежнего, он сказал:

﴿رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا ، إِنَّكَ إِن تَذَرْهُمْ يُضِلُّوا عِبَادَكَ وَلَا يَلِدُوا إِلَّا فَاجِرًا كَفَّارًا﴾

“Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих ”.

Коран, 71:26-27

Аллах ответил на его “дуа” (мольбу) и приказал ему построить корабль. Всевышний покровительствовал ему в этом деле, наблюдал за ним наилучшим образом и обучил его, как именно построить этот корабль, которым Он облагодетельствовал его и отличил от всех остальных Своих рабов. Нух был первым, кого Аллах удостоил обучению ремеслом кораблестроительства, которое принесло в будущем огромную пользу для жизни и религии всего человечества. Аллах сообщил ему о неизбежности потопа и о том, что его народ будет погублен. Также Всевышний приказал Нуху не обращаться с мольбами за них, т.к. они были несправедливым народом.

Нух начал строить корабль. Каждый раз, когда знатные люди из его народа проходили мимо него, они издевались и насмехались над ним. Он сказал им: “Сегодня вы насмехаетесь над нами, а завтра, когда придет ваша погибель, мы будем смеяться над вами ”.

Аллах внушил ему, чтобы он собрал с каждого животного по паре — мужского и женского пола, а также всех верующих мужчин и женщин, которых было немного, на корабле, когда придет время потопа, и Земля разверзнется потоками воды. Аллах сообщил ему, что вода будет течь отовсюду, даже в тех отдаленных местах Земли, где обычно ее не было. Аллах приказал ему забрать с собой каждого животного по паре, потому что невозможно было уместить на корабле всех зверей. Однако, в то же время необходимо было сохранить по экземпляру от каждого вида животного, потому что Аллах создал их для облегчения человеческой жизни.

Нуху было приказано забрать на корабль всю свою семью, за исключением тех ее членов, о погибели которых уже было сказано слово раньше [т.е. Аллах решил, что они погибнут]. Когда все те, кто должен был плыть на корабле, сели на него, Нух сказал им: “Поминайте Аллаха все то время, пока будете плыть, и после того, как прибудете на сушу, ибо какими бы великими не были причины, все свершается по милости Аллаха ”.

В этот момент Аллах заставил Землю и небо разверзнуться потоками воды, которая текла отовсюду в огромном количестве. Потоки воды, льющиеся с неба и выходящие из Земли, встретились. Вначале корабль плыл по низинам, затем, когда воды стало больше, он начал подниматься ввысь, и так до тех пор, пока вода не закрыла вершины громадных гор. Корабль плыл по волнам, подобным горам, которые били по нему справа и слева. В этот тревожный момент Нух увидел своего неверующего сына, который был на религии их народа. И даже в этой страшной ситуации он отказался примкнуть к своему отцу. Нух увидел его вместе с другими неверующими людьми из их народа, убегающими от воды, которая смывала все на своем пути. Нух ласково позвал его, сказав:

﴿يَا بُنَيَّ ارْكَب مَّعَنَا وَلَا تَكُن مَّعَ الْكَافِرِينَ﴾

Сыночек мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими ”.

Коран, 11:42

Однако, высокомерие не покинуло его даже в этот ужасающий момент, когда мрак, окутывающий сердца, рассеивается, но это не относится к закрытым для истины сердцам. Он ответил своему отцу:

﴿سَآوِي إِلَى جَبَلٍ يَعْصِمُنِي مِنَ الْمَاءِ﴾

Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды ”.

Коран, 11:43

Они даже не могли себе представить, что вода покроет вершины гор. Нух сказал ему:

﴿لَا عَاصِمَ الْيَوْمَ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِلَّا مَن رَّحِمَ﴾

“Сегодня никто не спасется от воли Аллаха, если только Он не смилостивится”.

Коран, 11:43

Сегодня людей не спасет ни гора, ни крепость, ни что-либо иное, кроме тех, над кем смилостивится Аллах. В тот момент Его милость пала на тех, кто плыл на корабле вместе с Нухом.

Таким образом, тот сын Нуха оказался в числе потопленных.

Аллах потопил всех неверующих и спас всех тех, кто был вместе с Нухом. В этом было знамение, указывающее на то, что единобожие, пророчество и религия, с которыми был послан Нух, являются истиной, а все те, кто противился этому, — заблудшие.

Также в этом указание на награду, спасение и почет, которые уготованы верующим в этой жизни, и возмездие неверующим — их унижение и погибель.

Когда эта великая цель была достигнута, Аллах приказал небу остановиться, а Земле поглотить всю лишнюю воду. “Вода спала… ” (Коран, 11:44) — т.е. стала постепенно убывать, и корабль причалил на горе под названием аль-Джуди. Это известная высокая гора, которая находится на окраинах города Мосул. Это указывает на то, что все горы были покрыты водой во время потопа.

Нух был очень опечален из-за своего утонувшего сына. Он воззвал к своему Господу с сожалением и смирением: “Господи! Ведь сын мой — частица моей семьи, а Твое обещание правдиво ” (Коран, 11:45) — обещание о том, что я и моя семья будем спасены на корабле. Поистине, Ты — Милостивейший из милостивых.

Его Господь ответил ему: “О Нух (Ной)! Он - не частица твоей семьи… ” (Коран, 11:46) — т.е. он не из тех, кому было обещано спасение, т.к. Аллах указал на это в Своих словах: “…за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал” (Коран, 11:40).

…Такой поступок не является праведным ” — а именно мольба (“дуа”) о спасении твоего сына, который был на религии его народа.

Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд ” (Коран, 11:46) — в этих словах упрек Нуху, его обучение и предостережение от подобного “дуа”, на которое его подтолкнула отцовская жалость.

Необходимо, чтобы человек, делающий “дуа”, обладал знанием и искренностью, чтобы просить у Всевышнего Аллаха то, в чем есть Его довольство.

﴿قَالَ رَبِّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أَسْأَلَكَ مَا لَيْسَ لِي بِهِ عِلْمٌ وَإِلَّا تَغْفِرْ لِي وَتَرْحَمْنِي أَكُن مِّنَ الْخَاسِرِينَ ، قِيلَ يَا نُوحُ اهْبِطْ بِسَلَامٍ مِّنَّا وَبَرَكَاتٍ عَلَيْكَ وَعَلَى أُمَمٍ مِّمَّن مَّعَكَ وَأُمَمٌ سَنُمَتِّعُهُمْ ثُمَّ يَمَسُّهُم مِّنَّا عَذَابٌ أَلِيمٌ﴾

« Он сказал: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток. И было сказано: “О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой и теми народами, которые с тобой! Но будут народы, которых Мы облагодетельствуем, после чего их постигнут мучительные страдания от Нас”».

Коран, 11:47-48

Нух сошел с корабля. Аллах благословил его потомство и сделал их наследниками на Земле. Потомки его сына Яфиса заселили восток земли, потомки Хама — запад, а потомки его сына Сами поселились между ними. Нух прожил со своим народом до их гибели 950 лет (тысяча без пятидесяти). После же потопа и гибели его народа он прожил столько, сколько пожелал Аллах. Нух из числа пяти избранных посланников (“улуль-азм”), к которым люди будут обращаться о заступничестве перед Аллахом в Судный День. Нух — первый посланник, которого Аллах отправил к людям . Нух является вторым праотцом человечества [после Адама]. Мир им и благословение Аллаха.

Уроки, извлекаемые из этой истории:

1. Все посланники от Нуха до Мухаммада (мир им и благословение) были едины в своих призывах к искреннему единобожию и отказу от многобожия. Первое, чему учил Нух и другие посланники: “Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него ” (Коран, 7:59). Они утверждали эту основу [в сознании людей] различными путями.

2. Манера призыва и его безупречность. Нух призывал свой народ днем и ночью, втайне и открыто. Он делал это в любое время и в любом состоянии, надеясь, что его призыв будет принят. Нух поощрял их, обещая им благодать этой жизни — большое количество детей, имущества, изобилие в пропитании, а также спасение от наказания, если они уверуют и последуют за ним, и предостерегал их от противного. Он был очень терпелив в своем призыве, как и другие посланники. Нух делал призыв с мягкостью и состраданием, используя всевозможные доводы, чтобы привлечь сердца людей и достичь желаемой цели. Также он показывал им различные знамения и приводил доказательства истинности того, с чем он пришел.

3. Сомнения, посредством которых враги посланников пытаются опорочить то, с чем они были посланы, являются пустословием, услышав которое любой разумный человек поймет ложность аргументов неверующих. Так, народ Нуха сказал ему: «…Мы видим, что ты - такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами » (Св. Коран, 11:27). Вдумайся в их слова, и ты обнаружишь в них самообман, указывающий на то, что этот народ был заблудшим, высокомерным и не желающим принимать истину. Разве их слова “…Мы видим, что ты - такой же человек, как и мы ” — могут быть доводом для того, чтобы усомниться в истинности послания? Их слова подразумевают, что любое слово, сказанное человеком из какого бы то ни было источника, является ложью. Также это означает порицание всех наук, применяемых человечеством, ведь из их слов получается, что все они являются ложными. Разве человечество обладает какими-то другими науками, кроме тех, которые люди переняли друг от друга? Эти науки различаются. Однако, самыми великими, правдивыми и полезными для человечества знаниями являются те, что донесли до них посланники, которые получали эти знания посредством божественного откровения.

Следующей претензией неверующих является то, что посланники такие же люди, как и они: “…Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас ”. Посланники ответили им на это следующим образом: “…Мы - такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает ” (Св. Коран, 14:11).

Аллах облагодетельствовал посланников и выделил их откровением и пророческой миссией среди всех остальных людей. Поэтому их отказ принять истину по той причине, что она донесена человеком, является одним из самых больших невежеств и недооценкой милости Аллаха.

Милость и мудрость Аллаха требовали того, чтобы посланники были из числа людей, дабы люди могли учиться у них. Таким образом, Аллах облегчил людям путь обучения религии. Люди же, считающие посланников лжецами, не уверовали как в саму милость Аллаха, так и в прямой путь, с которым пришли все посланники.

Помимо этого неверующие люди из народа Нуха сказали ему следующее: “Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас ” — любому разумному человеку ясно, что истина познается не тем, кто за ней следует, а доводами, указывающими на нее. Эти слова исходят от их высокомерия и гордыни. Высокомерие является самой большой преградой, мешающей человеку постичь истину и последовать за ней. Под “ничтожными” они подразумевали бедняков. Бедность не является пороком. Если же они имели ввиду “ничтожные в своем нраве”, то интуитивно ясно, что это — ложь. В действительности, люди, сказавшие это, сами являются ничтожными. Неужели вера в Аллаха и Его посланников, подчинение Аллаху и Его посланникам, следование истине, воздержание от всего порицаемого являются описаниями ничтожности? И разве люди, совершающие это, могут быть названы ничтожными? Или же все совсем наоборот — ничтожен тот, кто оставил главное свое обязательство в этой жизни — единобожие, поклонение и благодарность одному Аллаху. Также ничтожен тот, чье сердце переполнено высокомерием, которое мешает принять истину, и превозносит раба в своих глазах над другими творениями. Клянусь Аллахом, это больше всего достойно презрения. Однако, этот народ был ослеплен, и единственное, за что они таили злобу к этим благородным людям [последовавшим за Нухом], было то, что они уверовали в Могущественного и Славного Аллаха.

Но даже они последовали за тобой, не поразмыслив ” — этими словами лжецы из народа Нуха хотели сказать, что верующие последовали за Нухом спонтанно, не посоветовавшись и не подумав. Если допустить, что действительно так и было, то это лишь свидетельствует об истинности Послания. Для принятия истины не нужны переговоры с кем-либо из ее последователей, потому что истина переполнена ясными доводами, светом, величием, красотой, искренностью и успокоением. В обсуждении нуждаются скрытые вопросы, подлинность и польза которых тебе не известны. Что же касается веры, свет которой яснее солнца и которая слаще любой вещи, то медлит с ее принятием только высокомерный гордец, подобный этим преступникам и распутникам из народа Нуха.

Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас ” — разве в этих словах есть хоть доля справедливости? Они сказали это по своей прихоти, однако в глубине души они знают, что это не так. Эти слова указывают на то, что в их сердцах. Истину следует принимать, невзирая на то, сказал ли ее человек знатный или подчиненный. Истина превыше всего.

Напротив, мы считаем вас лжецами (предполагаем, что вы лжецы)” — известно, что предположения (“зан”) — это самые лживые рассказы [наущаемые сатаной]. Но если бы даже они сказали: “мы знаем, что вы лжецы”, — то все это ложь, которую они сами же измышляют. На что они основываются, обвиняя верующих во лжи?

Как видишь, все приводимые ими доводы и аргументы опровергли сами себя. Посланники ответили на них ясными доводами и доказательствами, после чего ни у кого не осталось сомнений в ложности измышлений неверующих.

4. К достоинствам посланников и доводам, свидетельствующим об истинности их посланий, относится то, что они абсолютно искренне поклонялись Всевышнему Аллаху, призывали и обучали людей благу. Поэтому они многократно повторяли своим народам следующую фразу:

﴿يَا قَوْمِ لَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِنْ أَجْرِيَ إِلَّا عَلَى الَّذِي فَطَرَنِي أَفَلَا تَعْقِلُونَ﴾

“О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете? ”.

Коран, 11:51

Это же относится к достоинствам людей, следующим за посланниками и подражающим им в этом [то, что они не ждут ничего от людей в своем призыве на пути Аллаха]. За это Всевышний Аллах по Своей Милости возвысит их как в этой жизни, так и в Вечной, даруя им гораздо больше, нежели тем, кто соревнуется в поисках благ этой жизни.

5. Характеристиками врагов посланников является то, что они поносят намерения верующих и милости, которые Аллах ниспослал им (верующим), а также клевещут на Аллаха за то, что он не одарил их из Своих благ. Поэтому Нух сказал своему народу, когда они клялись друг другу перед Аллахом и объединились в порицании верующих: “…Я не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра. Аллаху лучше знать о том, что в их душах… ” (Св. Коран, 11:31).

6. Садясь и спускаясь со средств передвижения, следует просить Аллаха о помощи и поминать Его благословенное имя. Также это следует делать при любых изменениях во время передвижения. Следует премного восхвалять Аллаха и поминать Его, если Он даровал тебе что-либо из Своих благ. В особенности, это следует делать при избавлении от горестей и трудностей. Всевышний Аллах сказал: « Он сказал: “Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться ”» (Св. Коран, 11:41). Он сказал: «А когда ты и те, кто с тобой, сядете в ковчег, скажи: “Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!”» (Св. Коран, 23:28).

Также следует просить Аллаха, чтобы Он сделал место твоей остановки благословенным, например, местность, где ты остановишься во время путешествия, и т.д. То же самое следует делать по прибытию домой (или в свое постоянное место проживания). Доводом на это является аят: «Скажи также: “Господи! Приведи меня к благословенному месту, ведь Ты - Наилучший из расселяющих”» (Св. Коран, 23:29).

Претворение в жизнь вышеперечисленного способствует тому, что человеку всегда будут сопутствовать поминание Аллаха, уверенность как во время его движений, так и в спокойствии, сильное упование на Аллаха, благословение Аллаха, без которого раб не может обойтись ни на мгновение и которое является наилучшим спутником для него в любое время.

7. Главными причинами, посредством которых человек может приобрести успех в этой жизни — большое потомство, имущество и физическую силу, являются богобоязненность и выполнение обязательств веры. Даже если есть и другие причины, посредством которых можно добиться вышеперечисленных благ этой жизни, однако эти две причины являются наиважнейшими. Также они являются единственными причинами, и нет ничего другого для достижения блаженства Вечной жизни и спасения от наказания.

8. Если Аллах посылает всеобщее наказание людям в этой жизни, то от него могут спастись только верующие, а точнее посланники и их последователи. Наказание в таком случае падет на неверующих и тех, кто следовал за ними из числа их потомства, и животных, несмотря на то, что у них нет грехов. Это по той причине, что они находились вместе с неверующими, и когда приходит наказание Аллаха, оно поражает всех их. Пересказы, передаваемые в некоторых “иудейских источниках” (“исраилият”), будто бы Аллах сделал бесплодными народ Нуха или другие народы, на которых должно было пасть Его наказание, дабы дети не были погублены вместе с ними, являются безосновательными. Это противоречит известному положению, которое подтверждается следующими словами Всевышнего:

﴿وَاتَّقُوا فِتْنَةً لَّا تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنكُمْ خَاصَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ﴾

Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив . И знайте, что Аллах суров в наказании ”.

Коран, 8:25

Это подтверждает достоверный хадис о заступничестве пяти избранных посланников (“улуль-азм”) в Судный День. Хадис передали Бухари (3340,4712) и Муслим (194) со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который пересказал его от Пророка (мир ему и благословение): “…Тогда люди придут к Нуху и попросят его: “О Нух, ты первый Посланник, которого Аллах отправил на землю… ”.

Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)