Особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом. Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту

Внешнее строение

Тело млекопитающих делится на голову, хорошо выраженную шею, удлиненное туловище, хвост и конечности. Тело покрыто прочной и эластичной кожей, которая имеет большую толщину и хорошо развитые железы. Кожа состоит из двух слоев: многослойного эпидермиса (верхний тонкий слой) и кориума (толстый нижний слой), или собственно кожа. Производными эпидермиса являются: кожные железы, когти, ногти, копыта, роговые образования, чешуя, волосяной покров. Все они выполняют определенную роль в приспособлении млекопитающих к условиям жизни. Под кожей находится слой подкожной жировой клетчатки, которая имеет значение в приспособлении к водному способу жизни и в случае залегания в спячку. Характерным признаком млекопитающих является волосяной покров. Он выполняет важную роль в терморегуляции, уменьшает выпаривание воды, обусловливает окраску. Волосяной покров состоит из длинного толстого волоса (ости) и короткого и мягкого (пуха). Видоизмененными остями является щетина у свиней, иголки у ежей, дикобразов. Для млекопитающих характерна линька – замена старого волосяного покрова новым. Роговые образования защищают органы от повреждения и являются средствами защиты, нападения. К кожным железам принадлежат потовые (регулируют температуру и обмен веществ), сальные (смазывают волосы), пахучие (для мечения территории), молочные (продуцируют молоко).

Внутреннее строение

Скелет млекопитающих делится на следующие отделы: скелет головы, осевой и скелет конечностей. Скелет головы представлен черепной коробкой значительных размеров, что обусловлено большими размерами головного мозга. Для млекопитающих характерна скуловаядуга.Отдельные кости черепной коробки срастаются неподвижно. Тип соединения – шов. Черепная коробка соединяется с нижней челюстью, образованной зубной костью. Осевой скелет делится на шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой отделы. Позвонки имеют плоские сочлененные поверхности. Своеобразным является строение первых шейных позвонков атланта и эпистрофея, характерных для всех амниот. Шейных позвонков у всех млекопитающих одинаковое количество – 7. Хорошо развита грудная клетка: грудные позвонки соединяются с ребрами – ненастоящими, которые заканчиваются свободно, и настоящими, которые прикрепляются к грудине. Грудина – сегментированная костная пластинка, которая заканчивается мечевидным хрящевым отростком. Позвонки поясничного отдела соединены подвижно, а крестцового - срастаются. К ним прикрепляются кости таза. Конечности млекопитающих подведены под туловище. Это обеспечивает лучшую подвижность животных. Плечевой пояс состоит из лопатки из лопатки и ключицы, которые выполняют определенную роль в прикреплении плечевой кости передней конечности, которая представлена плечевой, локтевой, лучевой и. Характеризуя кости задней конечности, следует указать на значительное развитие бедренной кости и наличие коленной чашечки. Малая кость голени редуцирована и кистью присоединена к большой кости голени. Стопа имеет разное строение в связи с приспособлением к определенному способу жизни. Количество пальцев варьирует от пяти до одного. Кости тазового пояса выполняют важную роль в прикреплении бедренной кости.

Мышечная система млекопитающих усложняется. Она представлена поперечнополосатой (скелетные мышцы) и гладкой (внутренние органы) мышечной тканью. Только млекопитающим присуща диафрагма – мышечная перегородка, которая отделяет грудную полость от брюшной. Хорошо развита подкожная мускулатура.

Пищеварительная система . В ротовой полости находится язык, прикрепленный к ее дну. На его поверхности находятся вкусовые сосочки. Зубы сидят в альвеолах. Они дифференцированы на резцы, клыки, хищные, коренные. Зубы выполняют разные функции и приспособлены к питанию разнообразной пищей (резцы откусывают пищу, коренные – разжевывают, клыки – разрывают добычу). В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. Слюна принимает участие в смачивании и переваривании корма (расщепляет крахмал до сахара). По пищеводу еда попадает в желудок, который находится в брюшном отделе за диафрагмой. Желудочные железы выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу. Кишечный тракт состоит из трех отделов: тонкой, толстой и прямой кишки. Тонкий отдел начинается двенадцатиперстной кишкой, где пища окончательно переваривается под действием пищеварительных соков печени (желчь), поджелудочной железы и желез самой кишки. В следующем отделе тонкого кишечника пища всасывается и попадает в кровь. Кровеносные сосуды находятся в брыжейке, которая располагается в петлях тонкой кишки. На границе тонкой и толстой кишки находится слепая кишка, роль которой заключается в брожении грубой пищи. В толстом кишечнике также происходит брожение пищи. В прямой кишке всасываются вода и формируются каловые массы, которые через анус выводятся наружу.

Выделительная система представлена сравнительно небольшими тазовыми почками, которые обеспечивают процесс выведения из организма конечных продуктов обмена веществ. По мочеточникам (тоненькие трубочки) моча попадает в мочевой пузырь. Следует заметить прогрессивное развитие почек, что обеспечивает лучшее выведение из организма продуктов диссимиляции.

Система органов дыхания млекопитающих представлена дыхательными путями и легкими. Дыхательные пути, по которым воздух поступает в легкие, имеют большое значение в его согревании, увлажнении, очищении от пыли и обеззараживании. Дыхательные пути начинаются наружными ноздрями. Воздух через хоаны и гортанную щель попадает в трахею, просвет которой поддерживается хрящевыми кольцами. В грудной полости трахея разветвляется на два бронха, которые входят в легкие. Легкие представляют собой плотные губчатые тела. Бронхи в легких разветвляются, образуя бронхи 2-го, 3-го, 4-го порядков, и заканчиваются бронхиолами, концы которых вздуты в виде мешочков-альвеол, оплетенных густой сеткой капилляров, где происходит газообмен. Благодаря альвеолам поверхность легких в 50-100 раз превышает поверхность кожи, что способствует интенсификации газообмена. В процессе дыхания важную роль играет диафрагма и межреберная мускулатура, при участии которых изменяется объем грудной клетки, вследствие чего осуществляются вдох и выдох.

Кровеносная система млекопитающих характеризуется прогрессивными чертами: сердце четырехкамерное; правая (венозная) и левая (артериальная) половины сердца полностью изолированы; дуга аорты, по которой текла смешанная кровь, редуцирована. Два круга кровообращения. Левая дуга аорты отходит от левого желудочка и несет кровь по большому кругу кровообращения. Артерии обеспечивают ткани тела кислородом и питательными веществами. Венозная кровь собирается в полые вены, а затем выливается в правое предсердие. Есть воротная система печени. Малый круг кровообращения обеспечивает газообмен в легких. Красные кровяные тельца (эритроциты) млекопитающих не имеют ядер, очень маленькие, но за счет их большого количества их большая общая поверхность существенно увеличивает кислородную емкость. В связи с этим у млекопитающих интенсивный обмен веществ, а также есть система терморегуляции, в функционировании которой важную роль играют волосяной покров и потовые железы, которые обеспечивают устойчивую и сравнительно высокую (до +39 о с) температуру тела.

Нервная система. Передний мозг представляет собой относительно большие полушария, которые нависают далеко назад и в стороны, закрывая другие отделы мозга. Увеличение переднего отдела происходит за счет разрастания его покровов (мозгового вещества). Кора переднего мозга покрыта многочисленными извилинами, которые увеличивают ее площадь. С прогрессивным развитием коры полушарий переднего мозга связано сложное поведение млекопитающих (возникновение довольно сложных условных рефлексов на основе инстинктов). У млекопитающих развито мозолистое тело – скопление нервных волокон, с помощью которых кора больших полушарий соединяется с другими отделами мозга. Следует отметить более сложное строение мозжечка, которое связано со сложными движениями, требующими координации.

Органы чувств. Хорошо развиты у млекопитающих органы обоняния и слуха. Орган обоняния усложнен. С его помощью животные отыскивают добычу, особей противоположного пола. Орган слуха состоит из трех отделов: внутреннего, среднего и наружного уха. Наружное ухо имеет наружный слуховой проход и ушную раковину, которая улавливает важные звуки. В среднем ухе есть три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя, которые соединены суставами и передают звуковые колебания от барабанной перепонки ко внутреннему уху. Некоторым зверям (рукокрылые, китообразные и др.) присуща эхолокация – способность воспроизводить и воспринимать звуки высокой и низкой частоты. Острота зрения связана со способом жизни: если звери населяют открытые биотопы и охотятся днем, зрение развито лучше. Большинство млекопитающих видят окружающий мир в черно-белом изображении. У высших приматов развито цветное зрение. Органами чувств у млекопитающих являются чувствительные волоски-вибрисы, которые расположены на голове (усы) и разбросаны по всему телу. В связи с прогрессивным развитием нервной системы и органов чувств у млекопитающих усложняются определенные средства общения, сигнализации – звуки, запахи, визуальные сигналы (жесты, позы, мимика). С их помощью животные передают состояние тревоги, угрозы.

Половая система самцов представлена семенниками и их придатками. От придатка отходит парный семяпровод, который перед впадением в мочеполовой канал расширяется, образуя семенные пузыри. Есть парна предстательная железа, протоки которой впадают в мочеполовой канал. Половая система самок представлена яичниками и яйцепроводами, которые открываются передними концами в полость тела. Верхний отдел яйцепровода – фалопиева труба, которая переходит в матку (нижний отдел яйцепроводов).

Особенности размножения и развития млекопитающих. Для размножения млекопитающих характерны: внутреннее оплодотворение, живорождение (за исключением яйцекладущих), выкармливание малышей молоком, забота о потомстве.

Развитие зародышевых оболочек своеобразно. Желточный мешок быстро исчезает. Наружная стенка аллантоиса срастается со средней и образует хорион, на котором образуются ворсинки, или зачатки плаценты. Плацента – это временный, богатый кровеносными сосудами орган связи плода с матерью. С ее помощью происходит как питание, так и дыхание зародыша за счет матери в течение всего внутриутробного развития.

Поведение млекопитающих. Вместе с инстинктами большое значение в поведении млекопитающих имеет выработка условных рефлексов, которые легче и быстрее формируются у видов с наиболее развитой корой переднего мозга. Малыши млекопитающих узнают свою мать уже с первых дней жизни. Затем они становятся опытнее. Взаимное преследование, борьба, прыжки и бег способствуют не только тренировке животных, но и выработке приемов защиты и нападения. В связи с изменениями окружающей среды у млекопитающих постоянно вырабатываются новые условные рефлексы, а те, которые не подкрепляются раздражителями, тормозятся и могут исчезать. Поэтому млекопитающие быстро приспосабливаются к новым условиям внешней среды. У многих млекопитающих (хищники, грызуны и др.) малыши рождаются слепыми, а иногда и голыми, поэтому самки еще до родов строят гнездо или логово. После родов самки облизывают своих малышей, кормят, согревают и оберегают их, следят за чистотой логова. Растениеядные млекопитающие рожают малышей целиком сформированными, способными уже через несколько часов идти за матерью. Забота о потомстве у них заключается в кормлении его молоком и защите. Самки всех млекопитающих проявляют большую активность, иногда даже рискуют своей жизнью, защищая потомство. Самцы обычно не беспокоятся о потомстве. Пары образуются преимущественно на период размножения.

Сезонные явления в жизни млекопитающих. У млекопитающих, как и других животных, жизненный цикл складывается из биологических фаз, или периодов, причем биологические явления у них сложнее, чем у других животных. Основные периоды годового цикла млекопитающих:

1. Подготовка к размножению. Этот период характеризуется созревание половых продуктов, что обусловливает особенности брачного поведения животных.

2. Деторождение и воспитание молодняка. Животные находятся в сравнительно безопасных местах, достаточно осторожны. У них развивается оседлость, привязанность к участку гнездования. Продолжительность кормления малышей обусловливается характером и доступностью корма, на который переходит выводок, особенностями поведения старых животных и выводка, составом молока и скоростью роста молодняка. Период существования семьи, т.е. родителей с выводком, неодинаковый у разных млекопитающих и зависит от частоты появления приплодов, наличия корма и времени перехода молодежи к самостоятельному способу жизни.

3. Период подготовки к зиме. Характеризуется интенсивным питанием и линькой. В это время активность животных в связи с обнаружением и добычей корма повышается. Они заметно жиреют. Повышение упитанности является важным приспособлением к перенесению неблагоприятных условий.

4. Зимовка. В зимний период уменьшается количество кормов, ухудшается их качество и затрудняется добыча. Как приспособление к неблагоприятным условиям у некоторых животных (лисы, волки, тигры, зайцы, копытные) активизируется движение. У других возникают более глубокие приспособления – спячка или заготовка корма. Спячка характерна для животных, которые не могут зимой добывать столько корма, чтобы компенсировать расходы энергии. Кроме зимней некоторым животным присуща летняя спячка. Причиной этого, например у суслика желтого, является недостаток влаги в кормах. Жировых запасов, в связи со снижением обмена, хватает до весны.

Настоящая спячка характерна для ежей, сурков, хомяков, сусликов, тушканчиков, сонь, большинства рукокрылых. Стимулом к ней является снижение температуры и недостаток корма. Свойство впадать в спячку является наследственным, выработалось в процессе исторического развития видов. Это подтверждается тем, что животные, которым присуще это явление, находясь в искусственных условиях, при высокой температуре перестают употреблять корм и проявляют сонливость. Продолжительность спячки разная. Например, у суслика желтого в условиях Средней Азии она часто продолжается 8 и более месяцев. Ежики в Украине спят более 8 месяцев. У некоторых животных – у тех, которым присущи хорошо выявленные сезонные миграции (ластоногие, китообразные, копытные) – спячки нет.

В отличие от настоящей спячки, для некоторых животных характерен зимний сон, или факультативная спячка. Бывает она, например, у барсука, медведя бурого, енотовидной собаки и частично у белки, которая засыпает во время сильных морозов. Зимний сон – также наследственная особенность, но не обязательная. В это время незначительно замедляется дыхание и снижается температура тела, т.е. обмен веществ мало понижается, поэтому медведь от шума просыпается. Продолжительность сна зависит от географических условий.

Многие млекопитающие в связи с перенесением неблагоприятных условий делают запасы корма. Хищные млекопитающие больших запасов не делают, но куницы, хорьки,песцы, росомахи, лисы прячут корм. Норка и хорек делают запасы лягушек и мелких млекопитающих в виде куч в норах, бобры речные – запасы древесины, а также корневищ водных растений, складывая их в воду возле домов или нор.

Многие виды млекопитающих из-за недостаточного количества корма или затрудненности его добычи мигрируют. Наиболее характерны миграции для копытных и больших хищников, которые преследуют добычу. Так, северные олени осенью мигрируют на север, весной, наоборот, - в тундру. Вместе с ними мигрируют и хищники (волки, росомахи). Такие миграции осуществляют и зайцы-беляки, распространенные на севере тундры. Сезонные миграции характерны для многих млекопитающих горных местностей, например для диких свиней, маралов, косуль, баранов, а также для копытных – жителей пустынь. Многие летучие мыши лето проводят в северных широтах, а на зиму отлетают на север.

В целом миграции у млекопитающих развиты хуже, чем, например, у рыб, птиц. Лучше всего они проявляются у морских млекопитающих, копытных и рукокрылых.

Разнообразие млекопитающих. Класс млекопитающие (Звери) включает два подкласса: Первозвери (Яйцекладущие, с одним рядом – Однопроходные) и настоящие звери – Плацентарные, которые насчитывают 14 рядов.

Первозвери яйцекладущие млекопитающие. К ним принадлежит только один ряд – Однопроходные. Это самая примитивная и многочисленная группа млекопитающих, которые распространены в Австралии, на острове Тасмания и в Новой Гвинеи. Характерным признаком первозверей является рядпримитивных черт, унаследованных от предков – рептилий. Размножаются первозвери относительно большими и богатыми желтком яйцами. Инкубация яиц происходит в процессе насиживания (утконос) или вынашивания в кожной сумке (ехидна). Первозвери имеют трубчатые молочные железы, которые открываются своими протоками (без собирания в соски) на железистых полях. Малыши слизывают молоко с этих полей. У самок однопроходные функционирует только левая половина полового аппарата. Есть клоака, в которую, как у птиц, открываются кишечник и мочеполовой синус. Кости черепа сливаются рано, не оставляя швов. В тазовом поясе есть сумчатые кости, которые присоединяются к лобковым. Губ нет, а челюсти открываются роговым клювом. У взрослых животных нет зубов, они есть у молодых утконосов. Температура тела низкая, нестабильная и колеблется от 26 до 30 о С. Современные яйцекладущие – остатки древней группы первозверей, которые сохранились в Австралии и на некоторых островах за счет бывшей изоляции этого материка, куда не успели проникнуть высшие млекопитающие.

К первозверям принадлежат два семейства – ехидна (4 вида) и утконосы. Ехидна наземная – очень неуклюжее животное, тело которого кроме волос покрыто длинными острыми иглами. Способна сворачиваться в колючий клубок, как ежи. Это роющее животное, на коротких сильных передних лапах которого есть крепкие когти, с помощью которых она разрывает муравейники. Челюсти ее вытянуты в цилиндрический с роговым покровом клюв. В нем находится длинный, червеобразный язык, покрытый липкой слюной, за счет которой к языку прилипают муравьи и термиты, которые являются для ехидны главным кормом. На брюхе у ехидны есть сумка – складка кожи, куда открываются молочные железы. Одно, реже два яйца вынашивает в сумке. Ведет сумеречный или ночной способ жизни.

Утконос – приземистое, короткопалое, приспособленное к водному способу жизни животное, длина тело которого достигает 60 см; ¼ длины приходится на хвост. Тело покрыто густой бурой шерстью, которая долго не намокает в воде. Широкий, голый и плоский клюв внутри и с боков покрыт ротовыми пластинками, которые вместе с роговыми образования языка формируют своеобразное сито. Сквозь него животное, добывая себе корм, процеживает ил. Настоящих зубов у утконоса нет, они бывают только у молодых особей, но со временем исчезают. Пятипалые конечности имеют плавательные перепонки. Распространен утконос в Восточной Австралии и Тасмании. Живет в старицах рек, поросших богатой прибрежной растительностью, роет глубокие норы в крутых берегах. Яйца высиживает в гнезде, расположенном в норе. Утконос хорошо плавает и ныряет, но на суше неуклюж и беспомощен, передвигается медленно, вразвалочку и далеко от водоема не отходит. Самые холодные месяцы года, очевидно, проводит в спячке. Половой зрелости достигает в возрасте два года. Охота на утконоса запрещена.

Инфракласс Сумчатые – представители живут преимущественно в Австралии и на прилегающих к ней островах. Небольшое количество их есть в Южной и Центральной Америке. Опоссумы встречаются и в Северной Америке. Всего известно около 250 видов сумчатых. Выкармливают свое потомство молоком. Сумчатые отличаются от других зверей рядом особенностей – наличием сумчатых костей в тазу, сумки, в которой вынашивают малышей, слиянием вороньих костей с лопатками, своеобразным строением сосков. Плаценты у сумчатых нет, поэтому малыши рождаются недоразвитыми и очень маленькими. У гигантского кенгуру новорожденный малыш не больше грецкого ореха – 3 см длиной. Внутриутробное существование малышей очень короткое. У большинства сумчатых не брюхе есть кожная сумка, в полость которой открываются протоки молочных желез. В сумке они вынашивают новорожденных. Малыш не может сам сосать и даже глотать. Сразу после рождения он берет в рот сосок, который, разбухая, заполняет всю его ротовую полость. Так малыш беспомощно висит на соске, и мать впрыскивает ему в рот молоко с помощью мышцы, сжимающей молочные железы. Гортань малыша поднята и прижата к хоанам, молоко обтекает ее с боков, поэтому малыш может свободно дышать. Мозг у сумчатых примитивен, в нем нет мозолистого тела. У самок две матки и два влагалища, поэтому у самцов половой орган часто раздвоен. Зубы не меняются, кроме одного переднего коренного. Температура тела выше, чем у однопроходных, но ниже, чем у плацентарных, и не строго постоянна. Среди сумчатых есть наземные (кенгуру, сумчатый тушканчик), подземные (сумчатый крот), водные (водяной опоссум) и древесные животные (коала, сумчатая летяга).

Вследствие деятельности человека, в частности из-за акклиматизации им в Австралии плацентарных млекопитающих, некоторые виды сумчатых исчезли (сумчатый волк), а многие виды нуждаются в охране. Из них 21 вид занесен в Международную Красную Книгу.

Плацентарные

Ряд Насекомоядные (ежи – обычный и ушастый, землеройки – белозубки, бурозубки) – к ним принадлежат самые примитивные плацентарные млекопитающие, ископаемые остатки которых известны с верхнемеловых отложений мезозоя. Распространены везде, кроме Австралии и большей части Южной Америки. К ряду принадлежат разные по размерам, внешнему виду и анатомическому строению звери, которые приспособились к разным способам жизни: наземному, полуводному, подземнороющему и древесному. Размеры их преимущественно маленькие. Волосяной покров – от бархатистого меха кротов до игольчатого покрова ежей. Голова небольшая, морда, за небольшим исключением, вытянута в хоботок, очень подвижный у некоторых видов. Ушные раковины хорошо развиты или рудиментированы, слуховые капсулы у большинства животных недоразвиты. Хвост развит хорошо или короткий и совсем незаметен. Конечности относительно короткие, пятипалые. Пальцы заканчиваются когтями. Череп с удлиненным лицевым отделом и сравнительно небольшой мозговой коробкой. Полушария мозга маленькие, борозд не имеют. Зубы слабо дифференцированы, количество их – от 26 до44. У многих видов развиты боковые анальные и хвостовые железы, которые выделяют резкий мускусный запах. Некоторые представители насекомоядных впадают в спячку (еж). Питаются преимущественно насекомыми и другими беспозвоночными животными, иногда – небольшими позвоночными и в небольшом количестве – растительным кормом. Моногамы. Некоторые виды размножаются одни, а иногда два (реже три) раза в год.

Количество малышей в приплоде разных видов от 1 до 14. Рождаются малыши слепыми, голыми и беспомощными, но они быстро развиваются и ведут самостоятельную жизнь.

Насекомоядные распространены в разных регионах Украины. Крот хорошо приспособился к подземному способу жизни: глаза маленькие; передние конечности укорочены, лопатообразные; ступни вывернуты в сторону и наружу; пальцы передних конечностей соединены кожной перепонкой, заканчивается когтями. Такое строение дает возможность рыть подземные ходы. У ежей для защиты и нападения есть игольчатый покров и подкожные мышцы, с помощью которых тело сворачивается в шар. На зиму залегают в спячку. Кутора обычная приспособилась к полуводной жизни. Шерсть от воды не намокает. Хвост имеет киль из длинных волос, который выполняет роль руля при плавании. Пальцы и края лап окружены пружинистым волосами. Имея такие признаки строения, животное хорошо плавает, ныряет и быстро бегает по дну.

Ряд Грызуны (белка, сурок, мышь, хомяк, полевка, суслик) – многочисленная группа (до 3 тыс. видов) животных маленького и средних размеров. В Украине – 40 видов. Питаются в основном растительной пищей. У них хорош развиты резцы (откусывают прочные растения) и коренные зубы (пережевывают пищу). Резцы не имеют корней и растут в течении всей жизни. Твердая эмаль покрывает только переднюю часть резцов, поэтому они стачиваются и всегда остаются острыми. Кишечник длинный. Хорошо развита слепая кишка. Очень плодовиты. Белка имеет два приплода (весной и летом). В каждом – до 10 малышей. Мышь домашняя в природных условиях дает 3-4 приплода, а если живет в помещении – 8-10 приплодов за год, от 6 до 14 малышей в каждом приплоде. Самка серой крысы за всю жизнь может дать 6 приплодов по 12-18 малышей в каждом. Развиваются грызуны быстро. Рано становятся половозрелыми. Половое созревание полевки серой наступает на 25 сутки, мыши маленькой – через 1,5 месяца, мыши желтогорлой – через 3 месяца, ондатры – через 6-7 месяцев. Стопоходящие или полустопоходящие. Пальцы имеют когти. Частота дыхания у мыши составляет около 200 за 1 минуту, у крысы – 100-150. Жизнь мыши длится 3 года.

Ряд объединяет разные по способу жизни виды: наземные, подземные, полуводные, те, которые живут на деревьях. Белки, бурундуки, волчки приспособились к жизни на деревьях. Полуводные – бобер, ондатра. Хорошо приспособились к подземному способу жизни слепыши. Шея у них короткая, голова сплющена. Ушные раковины и хвост недоразвиты, конечности короткие, глаза спрятаны под кожей. Изо рта торчат крепкие, не покрытые губами резцы, которыми зверьки роют землю. Выбрасывают ее на поверхность головой и лапами. Полуводные животные: хранилищами водяной полевки являются норы, которые звери устраивают на березе с выходом под воду; ондатра хорошо плавает и ныряет, может оставаться под водой до 6 мин. Селится в тихих водах и болотистых участках, из травы и земли строит домики или живет в норах; бобер имеет массивное неуклюжее тело, сплющенный хвост, покрытый большими чешуйками, пальцы задних ног соединены плавательными перепонками. У высоких берегов бобры роют норы с выходом под воду. На низких строят гнезда-домики из толстых веток и хвороста, зацементированных илом, также с выходом в воду. Важным биологическим приспособлением к неблагоприятным условиям является спячка, в которую впадают суслики, сурки, тушканчики, волчки, хомяки. Дикобразы защищаются, выставляя острые и длинные иглы, которыми покрыта их спина. Одним из приспособлений грызунов к сохранению вида является интенсивное размножение и быстрое половое созревание.

Ряд Хищники (лиса, песец, волк, соболь, куница, барсук, хорек, росомаха, выдра) – в Украине 16 видов хищных животных. Это млекопитающие средних и больших размеров. Питаются животной пищей. Хорошо развиты резцы, клыки и хищные зубы, служащие для разрывания и разгрызания добычи, а также коренные – для пережевывания пищи. Зубы имеют корни. Конечности стопоходящие или пальцеходящие. Пальцев 4 или 5, с когтями, которые у некоторых видов втягиваются. Хорошо развит шерстистый покров. Полушария переднего мозга хорошо развиты, есть борозды. Ведут преимущественно наземный способ жизни. Большинство – животные сумеречные или ночные. Волки живут 8-10 лет, медведи – 30-40 лет.

Во время размножения лиса для своей норы выбирает труднодоступные для человека места (байраки, заросли кустарников). Волчица устраивает логово в глухих углах. Охраняет молодняк. Некоторые млекопитающие зимой становятся снежно-белыми или голубоватыми (песец, горностай). Некоторые зимой впадают в спячку (медведь бурый, енотовидная собака, барсук). В поисках добычи лиса движется против ветра, чтобы услышать мышиный запах и писк. Хищных животных – львов, медведей, тигров, волков – природа наградила грозным оружием: острыми зубами, когтями, хорошо развитыми органами чувств, большой физической силой. Это необходимо, чтобы выследить и напасть на добычу.

Ряд Китообразные (синий кит, серый кит, дельфин, кашалот) – большие млекопитающие, ведущие водный способ жизни. Кожа голая. Развит подкожный жир (до 50 см). Ушных раковин нет. Полностью отделились дыхательный и пищеварительный пути. Тело синего кита длиной до 33 м, дельфина – до 10 м. Питаются животным кормом. У усатых китов (серый кит, синий кит) вместо зубов есть цедильный аппарат из роговых пластин – китовый ус. Они питаются планктоном, процеживая воду сквозь пластины китового уса. У зубатых китов (кашалотов, дельфинов) зубы почти одинаковые, так как пищу (рыбу, головоногих моллюсков, тюленей) они глотают. Китообразные размножаются в воде. Маленький кит до 6 м длиной сразу после рождения вдыхает в легкие воздух, охватывает сосок, а мать впрыскивает ему в рот молоко – до 20 кг за один раз. За сутки малыш набирает до 100 кг массы. Молоко употребляет до 6 месяцев. Половозрелыми киты становятся в 2-5 лет. У дельфинов исключительно высокая организация центральной нервной системы. Легко приручаются, имеют развитую сигнализацию. Китообразные живут 20-50 лет.

Китообразные хорошо приспособились к жизни в водной среде: тело веретенообразное, передние конечности превратились в ласты, задние атрофированы. Органом движения является рыбообразный хвост, расположенный в горизонтальной плоскости. Хорошо развиты большие легкие, поэтому животные могут находиться под водой от 15 мин. до 1 часа. В воде ноздри закрываются клапанами. Способны к эхолокации, ориентируются в пространстве с помощью ультразвуков. Интересно, что спят дельфины по-разному. Например, черноморская афалина погружается в воду на метр, а сапунец устраивается на дне береговых ям. Выбирают тихое место с чистым песчаным дном. Спят всегда в одном месте. В одной яме отдыхает все семейство дельфинов. Спать ложатся рядом и не на боку, как человек, а брюхом на песке, и так, чтобы детеныш лежал посередине, а плавники касались его боков. Только через каждые 2-3 мин отталкиваются от дна, не просыпаясь. Ночлежники все вместе всплывают на поверхность. Сначала через дыхальца на затылке они резко удаляют воздух, а затем затягивают свежий. И опять погружаются. Сапуны никогда днем не появляются тем, где ночуют.

Ряд Ластоногие (морж, тюлень, морской котик) – животные больших размеров. Большую часть жизни проводят в воде. Для отдыха и размножения выходят на берег или лед. Головной мозг хорошо развит, на больших полушариях есть борозды. Хорошо развиты слух и обоняние. Дифференциация зубов выявлена мало, так как большинство животных проглатывают добычу, зубами же захватывают и удерживают. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными. Животные стадные. Полигамы.

Ластоногие хорошо приспособились к жизни в воде: веретенообразное тело, толстая кожа, подкожный слой жира. Передние и задние копеечности превратились в ласты. Наружная ушная раковина редуцирована. Слуховое отверстие в воде закрывается мышцами. Увеличен размер легких и количество крови.

Размножаются раз в год, дают по одному малышу в приплоде. Жирность молока составляет около 40 %, поэтому малыши быстро растут. Известно около 30 видов ластоногих.

Ряд Непарнокопытные (зебра, конь, носорог) – животные с непарным количеством пальцев (один или три) на конечностях. Известно 16 современных видов. Носороги с голой кожей и трехпалыми конечностями. Распространены в Африке и Северо-восточной Азии. Достигают до 3,6 т, длиной до 4 м. Из диких лошадей сохранилась лошадь Пржевальского (масса тела до 300 кг, длина – 1,4 м). Была распространена в степях Центральной Азии, где их осталось очень мало. Сейчас живет в заповедных территориях, в заповеднике Аскания-Нова.

Питаются растительной пищей. Третий палей конечности развит больше, чем остальные, через него проходит ось конечности. Однако у разных групп животных степень редукции других пальцев разная. Это связано с приспособленностью к бегу. Период беременности длительный (11 месяцев). Малыши быстро становятся на ноги и бегают за матерью.

Носороги приспособились к жизни в болотистой местности, где они передвигаются за счет особенного строения трехпалых конечностей, которые заканчиваются широкими копытами, на которые распределяется вся масса тела, и животные не проваливаются в болото. Этому также способствует большая сила животного, за счет чего оно быстро вытягивает ноги из трясины. Самка охраняет малышей и защищает их от врагов с помощью массивных конечностей, широкой пасти и одного или двух рогов, которые располагаются на носовых или лобных костях. Одним из приспособлений парнокопытных к бегу является количество пальцев. Чем большее количество пальцев у них редуцировано, тем лучше животные бегают. Лошади приспособились к быстрому бегу. У них хорошо развит только средний палец. Они имеют длинный, покрытый волосами хвост. Для защиты и нападения используют сильные конечности.

Ряд Парнокопытные (свинья, олень, жираф, лось, косуля, сайгак, джейран) – большие, преимущественно наземные животные. Некоторые приспособились к жизни в горах (козероги, козлы), а некоторые – в болотистой местности (лоси) или в реках (бегемоты, буйволы). Растениеядные и всеядные. Конечности двух- или четырехпалые. Тело покрыто шерстью (есть ость и подшерсток). У некоторых (свиньи) ость превращается в щетину. Полушария головного мозга хорошо развиты, покрыты бороздами. У жвачных животных (оленей, жирафов и др.) желудок сложный и приспособлен к брожению непереваренной пищи и ее отрыгиванию в рот для пережевывания. Большинство имеют рога. Олени, лоси живут около 20 лет, зубры – до 27, верблюды – до 25 лет.

Представители ряда распространены во всех частях мира, за исключением Австралии и Новой Зеландии.

Класс Головохордовые

Тип Хордовые

Подтип Безчерепные - хордовые животные, характерными признаками которых являются сохранение хорды и нервной трубки в течение всей жизни, отсутствие черепа и позвонков.

Класс Головохордовые: ланцетник

Подтип Личиночнохордовые, или оболочники – хорду имеют только в личиночной стадии: Класс Аппендикулярии

Класс Асцидии

Класс Сальпы

Подтип Черепные, или Позвоночные – наиболее высокоорганизованные хордовые, которые перешли к активному способу добывания пищи, в процессе эволюции усовершенствовали головной мозг, органы чувств, кровеносную систему; имеют осевой скелет – позвоночник, который соединяется со скелетом головы - черепом

Раздел Безчелюстные

Класс Круглоротые: миноги, миксины

Раздел Челюстные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы: акулы, скаты

Класс Костные рыбы: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные,

карпообразные, окунеобразные, кистеперые, двоякодышащие

Надкласс Наземные четвероногие

Класс Земноводные: хвостатые, безхвостые, безногие

Класс Пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы

Класс Птицы: бескилевые, пингвины, килегрудые

Класс Млекопитающие: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

Тело: голова, туловище, хвост, кожные складки – плавники: спинной, хвостовой, подхвостовой, который переходит в две брюшные складки, тянущиеся к предротовой воронке.

Покровы легкие и прочные

однослойный эпителий, покрытый тонкой кутикулой

студенистая соединительная ткань

Осевой скелет хорда – эластичный тяж, состоящий из клеток с крупными вакуолями; тянется вдоль тела и заходит в головной отдел; имеет общую с нервной трубкой соединительнотканную оболочку. Во время движения хорда изгибается под действием мышц, но благодаря упругости вновь приобретает изначальную форму, разгибая тело.

Мышечная система состоит из сегментированных мышц, прикрепленных к оболочке хорды; располагаются по обе стороны хорды.ланцетник может производить только однообразные движения: изгибать тело в одну или другую сторону.

Пищеварительная система: предротовая воронка , вокруг нее щупальца, на дне – ротовое отверстие глотка, стенки которой пронизаны жаберными щелями → кишка с печеночным отростком → анус. По характеру питания – фильтратор. Взвешенные в воде мелкие организмы вместе с водой попадают в глотку через ротовое отверстие. Пища склеивается слизью, которая вырабатывается железистыми клетками глотки и в виде комочков продвигается в кишку. Вода через жаберные щели удаляется. В кишке пища переваривается и всасывается, отходы удаляются через анус.

Дыхательная система: в глоткежаберные щели, прикрытые складками кожи → околожаберная (атриальная) полость с внешним отверстием – жаберной порой (атриопором) → жабры на перегородках, по которым проходят кровеносные сосуды. Вода, с растворенным в ней О 2 проходит через жаберные щели и омывает их стенки. В результате О 2 поступает в кровь, а СО 2 выводится из крови во внешнюю среду. Газообмен происходит и через покровы тела.


Кровеносная система з амкнутая, сердце отсутствует, его роль выполняет брюшной сосуд. Брюшной сосуд жаберные сосуды спинной сосуд, который тянется к заднему концу тела, разветвляется и обеспечивает кровью органы, кровь насыщает О 2 органы, поглощает СО 2 и становится венозной → в брюшной сосуд. В печеночном выросте сосуды образуют воротную систему , очищающую кровь от вредных веществ.

Выделительная система: ∑ нефридиями, которые располагаются вдоль спинной части глотки и открываются в околожаберную полость.

Нервная система в виде трубки, которая располагается над хордой.

Органы чувств развиты слабо

светочувствительные клетки , распознают свет – тьму;

обонятельная ямка, воспринимающая химические раздражения

рецепторы осязания – разбросаны по всему телу, расположены на щупальцах

Половая система: раздельнополые, размножаются один раз в жизни. Половые железы парные и не имеют собственных протоков → гаметы выводятся в околожаберную полость → наружу, оплодотворение → свободноплавающая личинка → взрослая особь.

Значение ланцетников:

§ используют в пищу жители Юго-Восточной Азии.

§ являются объектом научных исследований, потому что сохранили признаки

древнейших хордовых животных.

Надкласс Рыбы

Рыбы – группа организмов, которые находятся на стадии биологического прогресса.

Возникновение рыб связано с появлением ароморфозов:

· появление черепа, в котором располагается головной мозг;

· появление челюстей, которые обеспечивают захват и удержание добычи;

· появление парных плавников , которые обеспечивают подвижность;

· прогрессивное развитие ЦНС

Тело: голова, туловище, хвост, конечности в виде парных плавников (грудных и брюшных) и непарных плавников (спинной, подхвостовой, хвостовой).

Покровы: кожа с одноклеточными железами и чешуей – твердыми кожными структурами, которые обуславливают защиту.

  • 1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела. Перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев) .
  • 2. 2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.
  • 3. 3. Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом - сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные - имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.
  • 4. 4. Приспособленность к полету в пищеварительной системе (клюв без зубов, быстрое переваривание, частое опоражнивание кишечника и др.) . 5. Приспособленность к полету в дыхательной системе (воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы) .
  • 5. 6. Особенности кровеносной системы (крупные размеры сердца, наличие 4-х камер, благодаря которым ткани организма получают артериальную кровь, богатую кислородом) . Процессы жизнедеятельности протекают быстро (окисление), обеспечивая интенсивный обмен веществ и высокую постоянную температуру тела.
  • 6. 7. В связи с полетом и разнообразным образом жизни нервная система, в частности головной мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии относительно больших зрительных долей, что связано с более сложным строением органов зрения.
  • 7. 8. Высокое развитие центральной нервной системы обусловлено более сложное поведение птиц. Оно проявляется в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение, откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление), в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации. Сложные формы заботы о потомстве у птиц - это прогрессивные особенности, сложившиеся в процессе их исторического развития.
  • 8. 9. Приспособленность к полету в органах размножения (у самок один левый яичник и один левый яйцевод) . Размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества, кислород и тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствуют о родстве позвоночных этих классов.

Особенности внешнего строения птиц

Класс Птицы - это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Задние конечности - ноги. Они обычно покрыты роговыми чешуями. На концах хорошо развитых пальцев имеются когти

Птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся - животные теплокровные. Они имеют постоянную и высокую температуру тела, для поддержания которой потребляют большое количество пищи, быстро и почти полностью усваивая ее. Питаются птицы и растительным, и животным кормом, в поисках которого много передвигаются.

За редкими исключениями, птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Кроме этого, птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде.

Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях.

Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. Из наземных птиц одним из наиболее многочисленных видов считается домовый воробей.

Численность птиц иногда снижается очень быстро, так как они чутко реагируют на негативные изменения в среде обитания.

В чем заключаются особенности внешнего строения птиц? Рассмотрим внешнее строение птиц. У них имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост.

Голова у птиц обычно маленькая. На ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюз образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп - скелет головы. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия.

Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

Части тела (внешнее строение)

Типы перьев:

Основу оперения птицы составляют контурные перья. Центральная часть контурного пера - узкий твердый стержень. Нижняя его часть погружена в кожу. Вдоль остальной части стержня расположены две широкие боковые пластины, образующие опахало. Оно имеет упругую, плотную и почти непроницаемую для воздуха поверхность.

Самые крупные и крепкие контурные перья - маховые и рулевые- расположены на крыльях и хвосте. Они создают гребные лопасти крыльев и рулевую поверхность хвоста. Сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет, образуют на теле птицы покровные перья.

У многих птиц под контурными перьями находятся мелкие пуховые перья. Их стержни короткие и тонкие, в мягкие опахала не имеют сомкнутых пластинок. Пуховые перья сохраняют тепло, то есть обеспечивают теплоизоляцию. Температура тела у птиц постоянная (не зависит от окружающей температуры) и высокая, около +42 °С.

Перья постепенно изнашиваются и нуждаются в обновлении. Под старыми перьями глубоко в коже образуются новые. Они выталкивают отмершие перья, которые выпадают, а на их месте вырастают новые. Смена оперения называется линькой.

Уходу за перьями птицы уделяют много времени. Они постоянно чистят оперение. Смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной па спинной стороне у основания хвоста. Это предохраняет перья от намокания.

Формы хвоста.

Наблюдая за полетом птицы, можно заметить, что при боковом повороте она так перекашивает хвост, что его крайние-рулевые перья с одной стороны поднимаются, а с другой опускаются, давая крен хвосту в ту сторону, куда поворачивает птица. Наблюдая за парящим хищником, можно видеть, что его хвост все время в движении: то он слегка расширяется, то чуть сложится; медленными волнообразными движениями крайние рулевые перья то поднимаются вверх, то опускаются,-- и птица плавно изменяет направление полета.

Маневрирующие в полете птицы (ласточки, стрижи, чайки) имеют хвост вильчатой формы (развилкой); из хищников таким хвостом наделены только коршуны.

Хвост может служить и как руль глубины. Когда птица взмывает в небо, вертикальные силы хвоста направлены вниз. Обратное явление происходит при спуске летящей птицы к земной поверхности. Крутизна подъема или спуска в полете зависит от того, насколько сильно птица отвела хвост вверх или вниз. В момент резкого поднимания или опускания птицы хвост работает, как тормоз. Поэтому же лесные птицы, которым издавна свойственны крутые взлеты и такие же посадки (например, сороки, кукушки), наделены длинным хвостом.

У соколов и некоторых других птиц из "благородного сословия" (их не так уж много) хвост приспособлен для пикирования. У таких птиц удлинены средние рулевые перья. Однако не у всех пернатых, способных к пикированию, средние рулевые перья длиннее остальных. Объясняется это тем, что, например, у крачки и ей подобных пикирующих птиц хвост выполняет и другие функции. У птиц, обитающих в густых зарослях, где они находят себе "стол и дом" (пеночки, камышевки и др.), укороченный, округлый, вздутый хвост. Подобной формы хвост, конечно, снижает летные качества птицы, но он необходим для коротких перелетов в зарослях, для посадки (и взлета) на ствол или ветку и тому подобное.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.

  • Образовательные: при обобщении и закреплении знаний по заданному вопросу, осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность, системность, прочность. Направить внимание учащихся на выявление закономерностей, сущности вопроса.
  • Развиваюшие : способствовать развитию умений выделять существенные признаки, обобщать, делать логические выводы на основе полученных знаний. Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике, развивать память.
  • Воспитательные: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности учащихся, экологическую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Ребята, мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц и отметили, что многие их признаки связаны со способностью птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о птицах и систематизируем их. Многие выводы вы сделаете самостоятельно, выполняя задания того раздаточного материала, который вы получили.

(Объявляется тема урока.)

Актуализация знаний.

Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев на курицу, определяете для себя, что это животное принадлежит к Классу Птиц?

(Предполагаемый ответ: перьевой покров – первое, что бросается в глаза.)

Мы подробно рассмотрели строение пера, выполнили лабораторную работу, определил, что перья бывают разными, выполняют разные функции и располагаются на разных частях тела птицы.

1) Задание “Одень птичку”.

На доске вывешивается рисунок курицы без перьевого покрова. Предлагаются разные типы перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске вызывается ученик, прикрепляет перья к соответствующим частям тела птицы, перечисляет функции перьев.

2) Задание “Скелет птицы”.

Вспомните особенности строения костей и скелета птиц. Найдите соответствующую карточку /рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами. Раскрасьте:

  • Позвоночник – синим цветом;
  • Череп – зеленым цветом;
  • Тазовые кости – коричневым цветом;
  • Цевку – желтым цветом;
  • Ключицу – черным цветом;
  • Ребра – оранжевым цветом;
  • Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.

– Чем кости птиц отличаются от костей других позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и крестцового отделов позвоночника сросшиеся?

3) Задание “Строение внутренних органов птицы”.

Класс делится на три группы, например по рядам, каждая группа получает свое задание. Контроль выполнения данного задания осуществляется в паре, путем взаимной проверки.

1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.

4). Задание “Где, чей мозг?”

Выполняется всем классом на раздаточном материале /рисунок №5/

Вопрос для обсуждения данного задания:

Каковы особенности развития головного мозга птиц?

5). Задание “Строение яйца птицы”.

Напишите на указателях раздаточного материала /рисунок №6/ название частей яйца птицы.

Вопросы для обсуждения данного задания:

– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным интервалом, а не друг за другом?

6). Задание “Особенности строения птиц, связанные с полетом”.

Данное задание является итогом проделанной работы. Выполняется на раздаточном материале /рисунок №7/, собирается на проверку и оценивается.

7). Задание “Узнай птицу”.

Данное задание на эрудицию учащихся. В названиях многих растений фигурируют названия животных. Выберите из списка растения с “птичьим названием”.

Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8) воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13) тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка; 18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20) слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23) кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28) волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37) лисохвост тростниковый; 38) змееголовник крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44) мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46) канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54) джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56) ужовник.

3. Подведение итогов

Подвести итог урока, в соответствии с поставленными целями и задачами. Отметить наиболее активных учеников, оценить их работу. Собрать выполненные работы для проверки.

Цель работы:

изучить внутреннее строение рыб;

выявить особенности внутреннего строения рыб, связанные с водным образом жизни.

Для работы необходимы:

влажный препарат “Внутреннее строение рыбы”, учебник.

Ход работы

  1. Возьмите рыбу в левую руку, поверните ее брюхом вверх и сделайте скальпелем или лезвием безопасной бритвы короткий поперечный разрез брюшной стенки, расположенной перед анальным отверстием. С помощью ножниц осторожно (чтобы не повредить внутренние органы) сделайте разрез по средней линии брюшной стороны тела до нижнего края рта. Положите рыбу в препаровальную ванночку на правый бок и приколите ее двумя булавками, воткнув одну в конец хвоста, а другую — в боковую стенку ротовой полости. Приподнимите левую боковую стенку тела пинцетом и, начиная от анального отверстия, сделайте ножницами поперечный разрез по направлению к спине. Доведите разрез почти до боковой линии. Поверните затем ножницы вперед и продолжайте делать разрез параллельно боковой линии. Доведите его до заднего угла жаберной крышки. Перережьте жаберную крышку так, чтобы открылась жаберная полость. Вырезанную часть левого бока удалите и налейте в ванночку воды.
  2. Рассмотрите общее расположение органов в полости тела рыбы.
  3. Зарисуйте вскрытую рыбу, но обозначения пока не делайте. Отдельные органы и системы органов обозначайте постепенно, по мере детального изучения внутреннего строения.
  4. Изучение внутреннего строения начнем с жаберной полости. Найдите жабры, лежащие одна на другой. Сколько их? Раздвиньте пинцетом жабры и рассмотрите глоточный отдел пищеварительной трубки. Что вы здесь обнаружили? Отрежьте одну из жабр, опустите ее в плоский сосуд с водой и рассмотрите с помощью лупы. Что вы обнаружили на вогнутой внутренней стороне жаберной дужки? Каково значение этих образований? Рассмотрите выпуклую наружную сторону дужки. Что вы здесь обнаружили? Какова функция этих образований? Почему жабры имеют ярко-красную окраску? Обозначьте изученные органы на рисунке. Отдельно зарисуйте одну жабру. Перерезав дужки сверху и снизу, удалите все жабры.
  5. Изучите пищеварительную систему. Отпрепарируйте ее. Для этого осторожно подрежьте брыжейку и расправьте кишечник. Рассмотрите органы пищеварения. Чем начинается пищеварительная система? С помощью лупы рассмотрите ротовую полость. Найдите зубы. Много ли их? Каковы их размер и форма? К чему они прикреплены? Найдите язык. Где он располагается? Какой он? Найдите пищевод, отходящий от ротовой полости. Какова его форма? Куда он открывается? Найдите и рассмотрите желудок. Каковы его форма и размер? Рассмотрите тонкий кишечник. Найдите пилорические отростки (если они есть). Сколько их? Где они располагаются? Каково их значение? Найдите толстую кишку. Имеется ли четкая граница перехода тонкой кишки в толстую? Где и как толстая кишка открывается наружу? Найдите рыхлую печень, прикрывающую часть желудка. Осторожно вырежьте ее и рассмотрите внутреннюю поверхность, прилегающую к желудку. Что вы здесь обнаружили? Каковы размер и форма обнаруженной структуры? Связана ли она с другими органами пищеварительной системы? Если “да”, то с какими и как? Обозначьте органы пищеварительной системы на рисунке. С помощью ножниц отделите кишечник в области пищевода и задней кишки и удалите его.
  6. Найдите селезенку. Опишите ее. Какова ее функция? Обозначьте селезенку на рисунке.
  7. Между позвоночным столбом и кишечником найдите плавательный пузырь. Что он собой представляет? Каково его строение? Проткните плавательный пузырь препаровальной иглой. Что он содержит? Каково значение плавательного пузыря? Обозначьте плавательный пузырь на рисунке.
  8. Рассмотрите кровеносную систему. Чем она образована? Найдите сердце и отходящие от него сосуды. Рассмотрите сердце. Где оно располагается? Чем покрыто снаружи? Пинцетом приподнимите сердце и рассмотрите его отделы. Какими отделами образовано сердце? Чем они отличаются друг от друга? Рассмотрите сосуды, отходящие от сердца. Сколько их? С какими отделами сердца они связаны? Обозначьте органы кровеносной системы на рисунке.
  9. По бокам позвоночника найдите парные узкие красновато-бурые ленты. Что это? Под оболочкой внутреннего края этих органов найдите тонкие трубочки. Как они называются? Найдите место их слияния в непарную трубку. Обратите внимание на ее боковое расширение. Как оно называется? Найдите, где открывается наружу рассмотренная непарная трубка? Какую систему органов вы рассматривали? Обозначьте органы этой системы на рисунке.
  10. Найдите половые органы рыбы. Опишите их. Рыбу какого пола вы рассматриваете? Как и где открываются наружу изученные половые органы?
  11. Возьмите голову рыбы в левую руку и постукивайте сверху крышки черепа в направлении от затылка к глазам до тех пор, пока не откроется черепная полость. Струей воды из пипетки смойте сероватую пену (капельки жира), заполняющую полость черепа. Пинцетом удалите кости у глаз и кости, расположенные между ними. Полученный препарат положите в воду и рассмотрите головной мозг. Каково его строение? Отдельно зарисуйте головной мозг, сделайте обозначения.
  12. Опустите рыбу на несколько секунд в кипящую воду, а затем осторожно пинцетом снимите кожу. Рассмотрите мускулатуру. Каковы особенности строения мускулатуры рыб? Обратите внимание на то, как располагаются мышечные сегменты левой и правой сторон тела друг относительно друга? Какое это имеет значение?
  13. По результатам работы сделайте выводы об особенностях внутреннего строения рыб, связанных с водным образом жизни.