Дифференциация глухих и звонких согласных для дошкольников. Дифференциация парных звонких-глухих согласных

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Обучать детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];
- формирование навыков словообразования;

коррекционно - развивающие:

Развитие всех видов памяти;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- обучение у детей координировать речь и движения;
- развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики;

коррекционно - воспитательная:

Формирование навыков взаимопонимания и умение работать в коллективе;
- доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: картинки и рисунки в названии которых присутствуют звуки С, З; досочки с шероховатой поверхностью; доска; магниты; зеркала.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент.
Сядет на своё место тот, кто назовёт слова на звуки С и З.

II. Развитие мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Развитие мелкой моторики.


Игра на внимание: «Столик - стульчик».

2. Массаж лица. Проводится с проговариванием:
Водичка, водичка,
Умой моё личико. Гладим лёгкими движениями кончиками пальцев от середины лба к вискам.
Чтоб глазки блестели, Нарисуем пальцами очки.
Чтоб щёчки краснели, Поглаживание крыльев носа к ушам
Чтоб смеялся роток, Поглаживание от уголков губ к ушам.
Чтоб кусался зубок. Гладим от середины подбородка вверх по щекам к вискам.

Заканчивать массаж лица «пальцевым душем» - постукивание двумя или четырьмя пальцами).

ауио ____________________

ауио _________________________________

ауио _________________________________________________

III. Упражнения по развитию произношения и дифференциации звуков [С], [З].

1. Объяснение темы.

Сегодня на занятии мы рассмотрим правильную артикуляцию и следить за правильным произношением звуков С, З.

2. Акустико - артикуляционный образ звуков.

Игра «Песенки».

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку! Что на ней изображено?
Дети. Водичка.
Логопед. Какую песенку поёт водичка?
Дети. Эта картинка обозначает песенку воды: «С - с - с…»
Логопед. Давайте споём эту песенку (хором и индивидуально).
А эта картинка изображает комара. Как звенит комар?
Дети: «З - з - з…».
Логопед: Теперь споём эту песенку (хором и индивидуально).
Поиграем. Мальчики будут комарами, они будут звенеть громко: «З - з - з…», а девочки водой будут свистеть тихо: «С - с - с…».
Теперь предлагаю поменяться: девочки будут комарами, а мальчики - водой (упражнение повторяется).
Чем похожи эти звуки?
Характеристика звуков З и С.
Звук С - согласный, глухой, парный, твёрдый, парный, свистящий.
Звук З - согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный, свистящий.
Логопед. Расставьте картинки по своим местам: в домик, где живет комарик (верхняя правая часть доски) поместим картинки со звуком [З], а в домик, где льётся водичка (нижняя левая часть доски) поместим картинки со звуком [С]. При выполнении задания, который предъявил логопед, каждый ребенок чётко называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор, почему выбрал эту картинку. Используются картинки и рисунки, которые лежат на столе.
Логопед просит детей назвать картинки и определить место звука в слове, глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

3. Развитие фонематического слуха.

Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С - хлопаем. На слог со звуком З - топаем).

4. Связь звуков и букв.

Логопед: Ребята, вспомните, что такое буква? А что такое звук?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Логопед: Какой буквой на письме будет обозначаться звук С? З?
На что похожи буквы С и З?
Найдите в подвижном алфавите среди других букв С и З, и обведите пальчиками их на шершавой поверхности. А теперь нарисуем эти буквы пальчиком в воздухе. Начинаем с буквы С.
Перед началом работы ребята проговаривают стихотворение:
Мы друг другу не мешаем
Если просят - помогаем.
Какую букву мы напишем, когда говорим звук С? З?
Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.



5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

Игра «Скажи наоборот».

са - за зу - су
ста - зда зма - сма
сту - зду змы - смы

Закончи двустишия словами, подходящими по значению и смыслу.
Распустились утром розы,
На цветках сверкают … (росы) .

Щиплет травушку коза,
Косит травушку … (коса) .
Логопед: Ребята, слова розы и росы это одинаковые слова? А коза и коса? Чем эти слова отличаются друг от друга?

IV. Физкультминутка.

Логопед предлагает логопатам встать и выполнить следующие действия: присесть, если он услышит слово со звуком [С], и попрыгать, если услышит слово со звуком [З].
Дети выполняют движения:
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Игра «Добавь слоги»

Логопед. Ребята у меня рассыпались слова. Давайте поможем их собрать, добавляя слоги за или са:
ко…,ро…, берё…, ли…, марки…,так…, поль…, сле…, кляк… ;
слоги зы или сы:
ве…, мимо…, бу…, у…, водола…, подно…, воло…, гро…, компа…, моро…;
Скажите слова со слогом са или за в начале слова:
…ни, …мок, …ша, …пах, …яц, …дик, …втрак.
Назовите пары слов и определите одинаковые слоги:
пылесос - соска, рюкзак - казак.

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед. Сова и заяц предлагают послушать слова и сказать, какое слово не подходит (на доску вывешиваются картинки):
- сорока, ласточка соловей, зяблик;
- поднос, сахарница, заварной чайник, солонка;
- лиса, барсук, заяц, соболь.

V. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, наше сегодняшнее занятие было посвящено каким звукам?
Дети. Звукам [с],[з].
Логопед. Эти сложные звуки мы научились различать и в дальнейшем не будем их путать. Вы согласны, ребята!
Дети. Согласны!
Логопед. Молодцы! Вы хорошо потрудились. А понравился ли вам наш урок?
Для вас, ребята, призы - за ваше старание, это картинки - раскраски. На картинках нарисованы Азат и Алиса. Мальчики, вам я предлагаю взять картинку с изображением ребёнка, у которого в имени есть «песенка комара», а девочки - с изображением ребёнка, у которого в имени есть «песенка воды». Сегодня вечером дома раскрасьте эти картинки, а потом мы вместе сделаем выставку ваших работ.
(Дети берут себе картинки - раскраски, благодарят логопеда).

Список использованной литературы

1. З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009 г.
2. О.С. Гомзяк. Говорим правильно, II период обучения. - М., «ГНОМ и Д», 2007 г.
3. И.С.Лопухина. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. - СПб, «Дельта», 1997 г.
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. - М., «Просвещение», 2010 г.

В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что большинство учащихся классов коррекционно-развивающего обучения с задержкой психического развития при чтении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на письме. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Считаю, что работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

С целью преодоления нарушениями чтения и письма у учащихся начальных классов КРО мною было разработано пособие по различению звонких и глухих парных согласных, которое поможет выполнить коррекционно-логопедическую работу по чтению более целенаправленно и результативно. Предлагаемое пособие представлено комплексом слоговых таблиц по дифференциации звонких и глухих согласных звуков, направленных на автоматизацию навыка правильного чтения и профилактику нарушений письменной речи учащихся.

Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухопроизносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. Сначала отрабатываются слоги, включающие парные звонкие и глухие согласные с твердым звучанием, затем - с мягкими вариантами произношения. Исключения - слоговые таблицы с твердыми парными согласными звуками ж-ш.

Методическая разработка будет полезна в работе учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также родителям учащихся.

Коррекционные упражнения

  • Чтение слогов с акцентом на громкости-тихости голоса. (Слоги со звонкими согласными звуками читаем громко, с глухими согласными звуками - тихо)
  • Подчеркивание слогов со звонкими согласными звуками двумя чертами, с глухими - одной чертой)
  • Нахождение заданного учителем слога
  • Чтение наоборот: замена слога на оппозиционный
  • Придумывание слов, содержащих данные слоги
  • Определение места слога в придуманных словах
  • Списывание слогов
  • Запись слогов на слух

Слоговые таблицы

Учитель-логопед
МБОУ СОШ №6
города Димитровграда
Ульяновской области
Анисимова
Елена Евгеньевна.
Конспект логопедического занятия
(здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях).
Тема: «Дифференциация звуков [б] – [д], букв «б»-«д» в слогах, словах, предложениях».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – формирование полноценных представлений о звуках [б] и [д] в сравнении сходства и различия артикуляции, различение букв «б»-«д» на письме и при чтении.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательная:
закрепление знаний о частях речи.
Коррекционно-развивающие:
развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
развитие фонематических процессов;
формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы;
закрепление дифференциации букв «б» - «д» на письме и при чтении;
развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций;
обогащение словаря;
развитие и совершенствование связной речи;
развитие психических процессов: внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательная:
привитие любви к природе и животному миру.

Оборудование: звуковые линейки, профили звуков, индивидуальные зеркала, образец-таблица фонетической характеристики звуков, алгоритм ответа, образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла, пластилин, сигнальные карточки-фонарики с буквами «б» - «д» , слоговая таблица, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент

Представьте, что мы в лесу. В лесу светит солнышко, и все деревья тянут к нему свои веточки. Высоко -высоко тянемся,чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
А) Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях.
-Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуквии.Кто ещё живет в этой стране? Почему так называется эта страна?

Гном пришел не один. Вместе с ним к нам из леса пришли гости. Давайте узнаем кто.
Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщики». (Открывается таблица).

0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

л
а
в
т
д
е
у
к
я
б

Зашифрованные слова 95071 (белка)
48350 (дятел)
-Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.
(Открываются картинки с изображением белки и дятла.)
Б) Звукобуквенный анализ
- Произнесите четко слова «белка», «дятел».
-Сколько слогов в этих словах?! Сколько звуков в этих словах? Перечислите их последовательно. Определите место звука [б"] в слове «белка». Определите место звука [д"] в слове «дятел» (с помощью звуковой линейки).
-Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [б] [д] и строчные буквы «б» «д».
2.Анализ артикуляции звуков [д]
-Произнесите перед зеркалом четко звук [б], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [б]. Произнесите перед зеркалом четко звук [д], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [д]. Чем отличается артикуляция звуков [б], [д]?
В помощь предлагаются артикуляционные профили звуков, план ответа.
1. Губы.
Зубы.
Язык (кончик и спинка языка).
Преграда.
Голосовые складки.

3.Фонетическая характеристика звуков
- Дайте фонетическую характеристику звукам [б], [д].
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.

Найдите сходства и различия характеристики звуков [б], [д].
-Что общего?
-Чем отличаются?
-Сколько звуков обозначают буквы «б», «д»?
-Из каких элементов состоят строчные буквы «б», «д»?
4.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Чем похожи и чем отличаются эти буквы? Посмотрите на рисунок с изображением белки, какую букву видно на рисунке? («Б»). Из каких элементов состоит эта буква? А сейчас посмотрите на рисунок с изображением дятла, какую букву видно на рисунке?
(«Д»).Из каких элементов состоит эта буква?
-Как из одной буквы получить другую?
Логопед предлагает детям из пластилина вылепить букву «б», затем, заменив элементы, получить из буквы «б» букву «д».
5.Работа в тетрадях.
-Запишите число, тему занятия
6.Развитие зрительного восприятия (показать рисунок с изображением дерева с буквами на нем).
-В нашем лесу есть необычное дерево, посмотрите внимательно, сколько букв «б» и «д» спряталось на нем?
Логопед обращает внимание детей на слайд в презентации.
Напишите в тетради буквы «б» и «д», чередуя их. Букв должно быть столько, сколько вы нашли их на дереве.
7.Работа со слогами
Логопед. Прочитайте слоговую таблицу по подобию с гласными «а», «о», «у».

«а»
«о»
«у»

вд
вда
___
___

жд
___
___
___

сб
___
___
___

лб
___
___
___

Дети читают хором по строчкам и индивидуально по столбикам (последний столбик сверху вниз, второй снизу вверх, третий сверху вниз).
8.Развитие фонематических процессов. Работа со словамиж
Игра «Муха».
Дети составляют слова из данных слогов.
ду
сед
блю
да
буд

Ро
бав
бы
бро
га

Ка
по
дл
ле
дуд

Бе
бш
дя
до
рах

9. Игра «Кто самый внимательный?»
Поднимите сигнальную карточку-фонарик с буквой «б», если услышите в слове звуки [б] [б"], карточку с буквой «д», если услышите в слове звуки [д] [д"].
Дорога, работа, подарок, приборы, рубить, дупло, береза, шайба, денек, кеды, собака, кубик, колодец, духи, бант, корабль, бегемот, забор, дирижер, билет. коридор, брови.

10.Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Белка утром потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Лапки быстро развела,
Шишки, видно, не нашла.
Чтобы шишку ей достать,
Надо на носочки встать.

11.Работа со словами.
А) Откройте тетради. Запишите слова в три столбика: в первый столбик слова с буквой «б», во второй с буквой «д», в третий слова, в которых встречаются обе буквы.
Белка, дятел, лебеди, береза, добро. радуга, дубы, башмаки, блюдо.

Б).На карточках, покрытых пленкой, допишите элементы букв
«б» - «д».по опорным точкам.
оерево, оелочка, оупло, оятел, оерёза, оегемот, леоеоь, веролюо.
Прочитайте слова, которые у вас получились.
12.Гимнастика для глаз.
Логопед включает электронную физминутку для глаз Галкиной Инны Анатольевны на мультимедийном оборудовании.
13. Работа со словосочетаниями.
Составьте словосочетания со словами «белка», «дятел», подобрав к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос «какой»? (какая?).
задорный
забавная БЕЛКА
добрый ДЯТЕЛ
быстрая

Подберите к словам первого столбика близкие по смыслу слова.
Добродушный

Стремительная

Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б»- «д» подчеркните карандашами разных цветов.
14.Работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы «б»- «д». Запишите текст в тетрадь. Подчеркните пропущенные буквы «б»- «д» карандашами разных цветов.
В деревне.
Летом ратья в еревне у аушки и еушки. НеАлеко от еревни ежала ыстрая речка. Кажый ень ети люили уить там рыу с утра и..о оеа. Потом спешили в лес за гриамии и Ягоамии. А вечером ратья раотали в огорое вместе с еушкой и аушкой.
III. Итог занятия.
Смысловая рефлексия занятия.
- Поведем итоги
-Какие буквы мы различали на занятии?
-Чем они отличаются?
-Что нового узнали на занятии?
Эмоциональная рефлексия занятия.
-Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».

Использованная литература:
1.Логопедия в школе: Практический опыт/ Под. ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004.
2.Электронные физминутки Галкиной И.А.

Гласный – согласный. Докажи.
Звонкий – глухой. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.

Ольга Василенко
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.

Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина - Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна - Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков )

Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные )

Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь .)

Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:

Ребята, пойдёмте играть!

Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.

Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?

А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?

Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.

Ну ладно, попробую.

3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу )

А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие . А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.

4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. - Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет .)

А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)

А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з - с-с-с, в-в-в - ф-ф-ф, д - т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими , а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими .

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.

Как вы это определили?

А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться.

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

том - (дом )

собор - (забор )

кот - (год )

почка - (бочка )

шар - (жар )

финт - (винт )

А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка )

зайка - (сайка )

блещут - (плещут )

жест - (шест )

грот - (крот )

вол - (фол )

8. Игра "Догадайся, какого слова не хватает?". Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку ).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку ).

У Андрея болит (зуб ).

Есть он может только (суп ).

Зимой мы строим ледяную (горку ).

Мышонок грызёт хлебную (корку ).

Расставаться с другом (жаль ).

Бабушка связала (шаль ).

9. Упражнение "Припоминай-ка".

А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими .)

Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?

Да-а-а… Это целая наука!

Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?

А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c](подготовительная группа) Цели: закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

Минобразования Чувашии

Конспект подгруппового

логопедического занятия

для учащихся 4 класса

Подготовила

учитель-логопед

М.Л.Фадеева

Чебоксары 2014

Тема:

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;

Коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,

Коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;

2. Образовательные:

- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

Закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,

Учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,

3. Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяйте за мной!

    Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной,

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок - лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!

    Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…? - Сове. - Правильно.

Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите мне это - …?

Волк. –

Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…?

Лиса. –

Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.

Задание№ 4. - В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;

Цветы: колокольчики и ромашки;

Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.

Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодцы, вы справилась с заданием.

Задание 5.

Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.

Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению. - Тебе понравилось?