Занятие по дифференциации звуков —. Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Дифференциация звуков ж ш в старшей логопедической

Любовь Вертецкая
Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]»

Конспект логопедического занятия.

Тема: Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]

Цели:

Коррекционно – развивающие: Закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Образовательные: Закреплять правила правописания ЖИ-ШИ, учить выполнять синтаксический разбор предложений.

Воспитательные: Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков [Ш] и [Ж]; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Садитесь.

Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.

(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).

Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова).

Словарная работа: жутко (страшно).

3.Сообщение темы занятия.

Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]

4 Сравнение звуков по артикуляции.

Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].

[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.

(На доску вывешивается профиль звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик).

Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]

[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

(На доску вывешивается профиль звука [Ж], рядом колокольчик).

5. Характеристика звуков.

Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку).

Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).

Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.

6 Корректурная проба (работа по карточкам)

Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш - двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

7 Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

8 Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

Кувшин, кошка, лошадь, жук;

Желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

9 Работа со слогами. Игра «Составь слог»

На доску вывешивается наглядный материал.

Учащимся предлагается составить слоги.

10 Дифференциация [Ш] - [Ж] в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [Ш] – [Ж]

Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.

11. Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо встать.

Садитесь.

12 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф).

Какой первый звук в этих словах? [Ш] – [Ж].

Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.

Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)

13.Работа с предложениями.

Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

Запись предложений в тетрадь. Разбор предложений по членам.

О чем говориться в предложении? Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Остальные слова в предложении – второстепенные члены, подчеркиваются волнистой линией.

14 Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом).

Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е

всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-

но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

15 Итог занятия.

Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Домашнее задание:

Раскрась детали рисунка, обозначенные слогом ЖА – розовым цветом, слогом ША- голубым, слогом ЖУ – зеленым, слогом ШУ – желтым, слогом ЖИ – красным, слогом ШИ – оранжевым.

Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.

Задачи занятия:

  • Коррекционные
    • уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
    • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развивающие
    • развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
    • развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
  • Воспитательные
    • воспитывать интерес и желание работы с компьютером.

ОБОРУДОВАНИЕ

    • Мультимедийное оборудование
    • Настольное зеркало.
    • Дидактическая игра “Умный поезд”.
    • Магнитная доска.
    • Каринка “Теремок”

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед показывает картинку “Теремок”.

    В какую игру поиграем?

    Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).

    Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)

    Проблема:

    Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?

    Как помочь этим звукам попасть в теремок?

  3. Изолированное произношение и характеристика звуков.
  4. Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).

    Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).

    Чем похожи, чем отличаются звуки?

  5. Звуковой анализ и синтез слов.
  6. А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.

    Что получится если исчезнет звук [Ш].

    На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш . (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).

    Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] - жаба, жираф, ежик, ножницы.

  7. Дифференциация звуков в слогах.
  8. Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)

  9. Зрительная гимнастика.
  10. Открываем глазки - раз,

    А зажмуриваем - два,

    Раскрываем глазки шире.

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули.

  11. Дифференциация в словах.

А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

  • Шуба, рубашка, шорты, жилет . (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
  • Ножницы, пассатижи, шпатель , ножовка.
  • Ежик, кошка , жираф, жеребенок.
  • Ложка, чашка, ножик, кувшин.

Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Игра “Умный поезд”

Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).

А “песенке жука”? (ребенок отвечает).

Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.

Самостоятельная работа детей на магнитной доске.

А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например - поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами ).

Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.

Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.

  1. Рефлексия.

Что мы сейчас делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Наталья Войтехович
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Тема :Дифференциация звуков «Ш» и «Ж»

Цель :Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях.

Задачи :

Закреплять умение удерживать правильную артикуляционную позу при произношении звуков Ш-Ж ;

Закреплять умение правильного произношения звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;

Формировать умение сравнивать, различать в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, фразах;

Закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах ;

Формировать умение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных) ;

Закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)

и приставок (глаголы) .

Оборудование : колокольчик, предметные картинки, мнемотаблицы.

Речевой материал : чистоговрки, текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед : - Прозвенел звонок, начинается урок…

Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которыхесть звуки [ш] и [ж] .

III.Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ) .

Описание : Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание : Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание : Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание : Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки) .

Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание : Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш ).

Описание : Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание : нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок» , и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш , Ж).

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя» , приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание : Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

Внимание : Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

2. Дыхательная гимнастика

«Сдуй бабочку с цветочка»

Возьму в правую руку цветок,а в леву руку возьми бабочку. Цветок приставь напротив рта, сделай вдох через нос и подуй на бабочку.

3. Пальчковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы (загибают по одному пальцу)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. сжимают и разжимают кулачки)

4. Характеристика звуков .

Логопед : - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки ?

Чем похожи звуки [ш] и [ж] ? (согласные) .

Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой , а звук [ж] звонкий , как колокольчик).

Игра «Колокольчик» .

Логопед : - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж] , позвоните в колокольчик.

Слова : шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.

5. Игровое упражнение «Найди место звука в слове » (по схемам) .

Логопед : - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.

6. Дифференциация звуков в слогах .

Игра «Договори слово» .

Логопед : - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слова : камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.

7. Дифференциация звуков в словах .

Игра «Назови ласково» .

Логопед : - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж] .

Слова : со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

Игра «У кого кто?» (по картинкам) .

Логопед : - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат) .

У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат) .

У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат) .

У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат) .

У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат) .

Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1) .

Логопед : - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки . Какой предмет лишний и почему?

Картинки : - Снежинки, груша, жук, лыжи.

Чашка, машина, флажок, шкаф.

Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.

8. Игра «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий) .

Логопед : - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.

– Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.

–Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.

9. Дифференциация звуков в чистоговорках .

Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу» .

Логопед : - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.

10. Дифференциация звуков во фразе .

Логопед : - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу) . Помогайте мне.

Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2) .

Логопед : Ёжик по лесу … (шёл) . На полянку … (пришёл) . Грибочек … (нашёл) .

В избушку (вошёл) . Ничего не (нашёл) . Из избушки (вышел) .

Яблоко (нашёл) . От пенька (отошёл) . Яблоко съел и под ёлку (ушёл) .

11. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.

Логопед : - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?

Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ёжик на пеньке.

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет пёсик на крылечке

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты!

Логопед : - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение) .

12. Итог занятия .

Логопед : Мы с тобой хорошо позанимались.

Прозвенел звонок и закончился урок.

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Автоматизация звуков проходит в игровой занимательной форме на материале слогов, слов и предложений (рассказ-схема "Жужелица").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие

Тема: «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и

Предложениях. Буквы Ш-Ж.»

Цели: - закрепить необходимые артикуляторные движения для произнесения звуков

Ш-Ж;

Закрепить правильную позицию органов артикуляции при произношении

Звуков «Ш»- «Ж»;

Автоматизация «Ш»-«Ж» в слогах, словах, предложениях;

Развитие фонематического слуха;

Согласование прилагательных живой-неживой с существительными в роде,

Числе;

Спряжение в настоящем времени словосочетания « обошла лужу»;

Проговаривание предложений по опорным картинкам со словом «между»;

Развитие речевого дыхания;

Закрепление движений приёма и подачи мяча двумя руками с речевым

Сопровождением;

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, чувства ритма.

Оборудование: компьютер, предметные картинки.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

А) Логоритмическое упражнение.

Мы - шоферы

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль

Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы - хоть куда!

Б)Дидактическая игра «Будь внимательным».

Я хочу предложить тебе послушать и решить задачку, только будь очень внимательна!

а ) У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Жанна . Сколько всего

Детей у мамы?

Познакомься с Жанной и назови первый звук её имени! Какие ещё ты знаешь имена с этим звуком?

2. Развитие движений губ, дыхания.

1). «Бублик» Сделаем губами бублик:

Бублик мы изобразили-

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

2). «Маляр»- Красить потолки пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд- назад.

Наш маляр работе рад!

Дыхательная гимнастика «Мой любимый носик».

1)Ты вдохни одной ноздрёй,

Ну а выдохни другой.

2) Глубоко вдохни,

На выдохе мычи, м-м-м

По крыльям носа

Пальчиками стучи. (выполнять 3 раза)

3.Знакомство с темой занятия.

Сегодня мы вместе с Жанной сравним звук «Ш» и «Ж».

Посмотри в зеркало и рассмотрите артикуляцию звуков «Ш»- «Ж».

Ж - губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

Широкий язык наверху;

Горлышко «работает».

Ш-- горлышко не «работает».

Расскажи стихотворения о буквах, используя кинезиологические упражнения

Буква Ш с тремя шипами (на обеих руках загибая пальцы)

Не хватай её руками.

Буква Ж жужжит как жу(щепоть-хлопок в ладоши – удар по столу)

На жука похожа:

У жука шесть лапок есть и у буквы тоже.

4. Пальчики здороваются.

Шта-жда што- ждо шту-жду шты-жды

5.Дидактическая игра «Наоборот».

Ша- ша шо- шо шу-шу ши-ши

Шар- шить- шаль- шутка- шесть- шалость-

5. Работа на компьютере «Уроки тётушки совы», Ш-Ж.

6. «Живое-неживое».

7. Загадки

Помоги Жанне рассказать, что находится между лужами? И т. д.

8. Больше-меньше?

9. Рассказ «Жужелица».

10. Игра «Звук пропал»

Аба -ираф -ук -ивот

Уба -ало - елудь - ляпа


Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ№1 г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]

Цели: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход занятия

Организационный момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.

Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. А в путь мы отправимся по лестнице.

  1. Введение в тему. Чтобы узнать в кого превратила колдунья детей, мы должны найти разрезные картинки и сложить их. А искать будем с помощью вот этих подсказок. Логопед предлагает детям ориентироваться на схематически изображенный предлог и предмет. Каждый получает карточку – схему.
  2. Сложи картинку . (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)

– какой первый звук в слове жаба? [Ж]

– какой третий звук в слове кошка? [Ш]

(за выполнения задания дети получают букву Ж)

Работа с индивидуальными зеркалами . Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)

жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа

ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу

(за выполнение дети получают букву О)

Разложи предметы. Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].

машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка. (за выполнение получают букву О).

Деление слов на слоги. –каждый ребенок берет карточку, определяет кол – во слогов выполняет шаги, и рисует точки по кол. слогов.

(получают букву А)

Составить слово из слогов.

ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.

(получают букву М)

Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.

Бабу_ка вя_ет теплый _арф.

Весной из берлоги вы_ел медве_онок.

Ма_а видела в лесу у_ей.

На лу_айке прыгали лягу_ки.

В _кафу висит _илет.

(Вставив букву, читают предложение. Получают букву А)

Деформированная фраза.

Женя мыть уши вода.

В сад мыши жить.

Катя бежать с кошка рыжая.

Маша в жакет шкаф вешать.

В писать Женя школа буквы.

На стол лежать желтая груша.

– составить схему предложения.

На столе лежит желтая груша.

(получают букву Ш)

Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2.Кто ходит в иголках? (ежик)

3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)

4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)

6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

(получают букву А)

Итог занятия. (Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей). Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли Жору и Машу.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"