Детская военно морская энциклопедия казачья чайка баркас. Уникальная казацкая чайка

Морские тайны древних славян Дмитренко Сергей Георгиевич

Казацкая чайка

Казацкая чайка

«Для морских походов запорожские казаки строили плоскодонные чайки - суда смешанной конструкции. Основой судна была выдолбленная из дерева колода длиной до 15 м, к концам которой крепили с уклоном наружу концевые опруги (фор- и ахтерштевни). Внутри устанавливали опруги высотой до 4 м, а уже к ним крепили доски бортовой обшивки. Доски старались тесать длиной до 4 м и шириной до 30 см, добиваясь тем самым уменьшения числа пазов и стыков. Пазы и стыки плотно конопатили и заливали варом. Внутри судна настилали второе дно, или слань, из тонких досок; набор и обшивку судна обильно смолили. Вдоль борта привязывали толстый канат из пучков сухого камыша. Камыш служил поплавком: благодаря ему чайка могла держаться в море при любой погоде.

Казацкий челн

Постройку новых судов и всю подготовку к походу проводили спешно, в строжайшей тайне. Артель из 15–20 опытных мастеров и такого же количества подсобных рабочих могла построить чайку за две-три недели. Суда приводили в движение с помощью весел (до 15 пар) и ветром, для чего на мачте устанавливали прямой парус. Численность экипажа достигала 70 человек; кроме личного оружия воинов на судне имелось до шести небольших пушек с боеприпасами. В походе запорожцев участвовало обычно до 100 судов» .

«Поражали в особенности те ничтожные средства, с какими казаки вступали в борьбу с могущественным турецким флотом. Вот что рассказывает Боплан о морской технике казаков: „Прежде всего высылают они на Запорожье всякие принадлежности, необходимые для похода и постройки лодок, затем отправляются сами на Запорожье и занимаются постройкой лодок. За одну лодку принимаются человек шестьдесят и изготавливают одну в две недели - так как они мастера на все руки. Основой служит ивовый или липовый челн, длиной в 45 футов; на него набивают из досок борты так, что получается лодка в 60 футов длины, 10–12 футов ширины и такой же глубины. Кругом челн окружается валиком из плотно и крепко привязанных пучков камыша. Затем устанавливают два руля - правила, сзади и спереди, ставят мачту для паруса и с каждой стороны по 10–12 весел. Палубы в лодке нет, и при волнении она вся заполняется водой, но упомянутый камышовый валик не дает ей тонуть. Таких лодок в течение двух-трех недель 5–6 тыс. казаков могут изготовить от 80 до 100. В каждую лодку садится 50–70 человек. В бочках - провиант: сухари, пшено, мука. Снарядившись таким образом, плывут по Днепру: впереди атаман с флагом на мачте.

От чаек запорожцев суда донских казаков отличались лишь своими размерами; они имели до 21,5-24,5 м в длину и до 5,5–6,5 м в ширину“» .

Чертеж шитика

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Из книги Мазепа автора Таирова-Яковлева Татьяна Геннадьевна

Глава 1 Казацкая Украина. Семья Мазеп Люблинская уния 1569 года, объединившая Литву и Польшу, набатом отозвалась в украинских землях. Польша - амбициозная, сильная, с могучей армией, честолюбивой шляхтой, устоявшейся культурой и собственной системой ценностей - очень

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

51. Хмельницкий и казацкая резня В середине XVII века произошла резкая перемена к худшему в ясизни польских евреев. Эта перемена была вызвана обострившейся борьбой народностей, религий и сословий в тогдашней Польше.Боролись между собой польская и русская народности,

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Комиссаржевская. Чайка русской сцены Марина Калинина Великая актриса. Чайка русской сцены. Солнце России. Так называли ее в начале XX века. Так называют ее до сих пор. «Я вспоминаю ее легкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров… ее печальные и смеющиеся

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Историческая география России в связи с колонизацией автора Любавский Матвей Кузьмич

XIX. Казацкая колонизация на Дону, Урале и в Предкавказье Вольная народная колонизация бассейна Дона (ниже Тихой Сосны) и притоков Дона - Хопра, Медведицы, И ловли. Сала и Маныча и причины успеха этой колонизации. Первоначальное отношение государственной власти к ней и

Из книги История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина автора Аллен Уильям Эдвард Дэвид

Глава 3 Речь Посполитая и казацкая Украина (1569–1654) Украина во времена Люблинской унии: казаки После заключения Люблинской унии южнорусские земли, которые до этого составляли часть Великого княжества Литовского, попали под власть польской короны. В Речь Посполитую было

Из книги Откуда приходят названия. Петербургские улицы, набережные, площади от аннинских указов до постановлений губернатора Полтавченко автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Позывные: «Чайка» В ноябре 1941-го, когда смертельная опасность нависла над страной, слова Сталина о том, что «Враг будет разбит, победа будет за нами», должны были поднимать граждан СССР на борьбу с фашистскими захватчиками, внушать уверенность в грядущей Победе.Одной из

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Романтизм и казацкая идея В Европе начало XIX в. ознаменовалось утверждением романтизма с интересом к национальной проблематике и народной культуре. Эти идеи получают распространение и среди интеллектуальной элиты Российской империи. В 20-е годы XIX века казачество и его

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 15. Технология мультиперспективы (Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон) Проблемно-аналитическое задание Задание ориентировано на повторительно-обобщающий анализ проблематики раздела «Идейно-политическое пространство современного общества и проблемы

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Чайка Чайку в народе называют чибис из-за ее жалостного протяжного громкого крика («чи-бис»). Чайка это птица – доверчивая к людям, потому она так широко используется в фольклоре и литературе. Согласно легенде о происхождении этой птицы, в древние времена чайка и кукушка

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Чайки – задиристые, своенравные птички, готовые на многое ради вкусного обеда. Их существует множество видов, но характер у всех одинаковый. Где обитают эти животные, как предпочитают вить гнезда и воспитывать своих малышей, поговорим в статье.

Описание чаек

Все чайки принадлежат к семейству Чайковых птиц. Наряду с крачками и скиммерами. Существует около пятидесяти видов чаек, встречающихся по всему миру, представленных многочисленными видами. Несмотря на повсеместное использование общего термина «чайки», они располагаются не только в морской, прибрежной или пелагической среде. Большая часть этих птиц прекрасно чувствуют себя, проживая во внутренних средах обитания.

Это интересно! Встречаются они и в заболоченной местности, на территории сельскохозяйственных полей, или даже в городских и пригородных районах вдалеке от берега водоемов. Чаек, в основном, не встретить в крутых горах, самых бесплодных пустынях или плотных джунглях.

Внешность разных видов чаек довольно разнообразна. Окрас животных наталкивал людей во все времена сопоставлять их появление с яркими легендами. Чайки – не исключение. Разновидность этих птиц с оперением розового цвета воистину прославилась. Издавна ходит легенда, что розовые чайки – это красавицы девушки, с которыми расквиталась злая ведьма из-за их неземной красоты. Якобы, она утопила их в розовой воде из зависти, после чего на небе появились розовые птицы – их невинные души, которые и доныне приходят на помощь морякам, попавшим в беду.

Внешний вид

Внешность чайки тесно связана с видовой принадлежностью, ведь у каждого вида свои отличия. Но есть в них и что-то общее. Например, у всех у них длинное, обтекаемое тело аэродинамичной формы. Также почти квадратный хвост и длинные в размахе крылья. Самцы и самочки внешне ничем не отличаются друг от друга. Чайки белого цвета – пожилые представители птиц, молодняк же имеет буроватый оттенок в окрасе.

Это интересно! Вес животного колеблется от 150 граммов до 2 килограммов, в зависимости от вида. Размер – от 30 до 80 сантиметров.

У них средней длины ноги красного или черного цвета и мощный крючковатый клюв . Такая форма необходима для того чтобы можно было удерживать скользкую морскую добычу. Размер птиц колеблется в зависимости от вида. На лапах бывают перепонки. Их наличием могут похвастаться морские представители, у обитателей океана их нет. Окрас чаек контрастный. Белый низ сочетается с темными отметинами на голове и кончиках крыльев птицы. Почти все тело белого цвета, за исключением наличия у некоторых видов маскирующих темноватых полос на спине. Перья чаек водонепроницаемы. Это помогает животному успешно держаться на плаву.

Характер и образ жизни

Чайки – птицы исключительно колониальные. Одна колония может насчитывать до нескольких тысяч взрослых особей и их потомства. Являются ли они оседлыми или перелетными ответить однозначно невозможно. Большинство улетают на время холодов в теплые края, но некоторые остаются вблизи городов, если есть возможность прокормиться на улицах. В отличие от многих птиц, живущих на высоте – чайки летают так же прекрасно, как и передвигаются по суше. Это моногамные животные, заключающие со своей парой союз на долгие годы.

Чайки ведут дневной образ жизни. Большую часть суток они проводят в поиске пищи . Это крайне прожорливые существа, которые в добыче пропитания проявляют немалую смекалку. Например, для того чтобы полакомиться свежим моллюском, запечатанным в плотной раковине, чайка не поленится с раковиной в клюве подняться на высоту, чтобы после бросить его на камень. Панцирь разбивается и, вуаля, кушать подано.

Также чайки ищут еду на улицах города, не боятся людей и даже выпрашивают у них рыбу и хлеб. Эти птицы легко приспосабливаются к любой среде. С раннего утра они кружат над водоемами, лишь к ночи возвращаясь на ночлег в выбранное ранее безопасное место. Такое место должно быть недоступным для хищников и укрыто от пронизывающего ветра.

Сколько живут чайки

В среднем, в дикой природе чайки живут от 15 до 20 лет.

Виды чаек

Около 60 видов птиц относятся к семейству Чайковые. Внешность незрелых птиц сильно разнится с их старшими собратьями, поэтому, рассмотрим видовые особенности взрослых особей. Озерная чайка – один из наиболее распространенных видов. Его голову украшает коричневая отметина на лице с контрастно белым затылком и телом. Это обитатель пресных вод озер и рек, длина птицы составляет около 40 сантиметров, а вес 250-350 граммов.

Малая чайка – размерный рекордсмен. Это самый маленький представитель семейства. Их вес редко превышает отметку 100 граммов, а размер 30 сантиметров. У них полностью черная голова, селиться предпочитают на болотах, реках и озерах. Средиземноморская чайка отличается от других яркими желтыми ногами, радужкой глаза и клювом. Это белоголовые птицы с сероватыми крыльями, вокруг глаз у них красные круги. Селится средиземноморская чайка на побережье.

Реликтовая чайка стоит на грани исчезновения. В теплое время года на совершенно белом теле этой птицы виднеются черные отметины на голове и кончиках крыльев. Зимой же – окрас становится просто белым. У нее ярко красные ноги и клюв. Длина птицы 45 сантиметров. Черноголовый хохотун – особь довольно крупная. Длина его тела достигает 70 сантиметров. Вес богатыря колеблется в районе 2 килограммов. У них серые крылья, белое тело, черная голова и оранжевый, с черной меткой на кончике, клюв. Возле глаза сверху и снизу расположено белое пятно.

Морской голубок – пятидесяти сантиметровая птица, с белой головой, серыми крыльями и спиной . У него изящный красный клюв и лапы. В хвосте и крыльях есть вкрапления черных перьев. Серебристая чайка поражает своей красотой и агрессивностью одновременно. Полуторакилограммовая светлая птица имеет серые крылья и черный хвост. Лапы розовые, клюв желтый, на конце загнутый.

Довольно крупный вид чаек – клуша. Весит она до 800 граммов, вырастает до 55 сантиметров в длину. У нее белое туловище, за исключением серых крыльев. У птицы желтые ноги и клюв, загнутый на кончике, красные круги вокруг глаз. Хохотунья, она же степная чайка, достигает размера 65 сантиметров. Это довольно крупный представитель. Не смотря на свои 1,300 кг, выглядит она изящно и гордовито. Клюв и ноги желтые, тело белое, увенчанное серыми крыльями и черными перьями в хвосте.

Это интересно! Полярная чайка – крупное животное, обитающее в арктических районах. Конкретнее – на севере Гренландии и Канады.

Морская чайка – наиболее крупная из всех. У нее белый окрас, за исключением темно-серых крыльев. У птицы бледные розовые лапы и желтый клюв. На кончике он изогнут и имеет яркое красное пятно. Чернохвостая чайка близка по размерам к сизой – 75 сантиметровой птице. У нее белые грудь, живот, спина и голова. Хвост чернохвостой чайки украшает четкая смоляно-черная линия. Особенно красив ее клюв, имеющий на кончике красную и черную отметины.

Вилохвостая чайка вырастает до 35 сантиметров. У нее есть интересная особенность: во время брачного периода голова животного окрашивается в темно-серый цвет. По прошествии этого времени она снова становится белой. Тело белое, крылья серые, в хвосте есть яркие черные перья. Белая чайка живет в Арктике. Белое пятно ее тела разбавляют черные лапы и желто-зеленый клюв.

"Если Черное море всегда было сердитым, то теперь оно и чернее, и страшнее в связи с многочисленными чайками, которые все лето опустошают его и сушу",-впервые встречаем упоминание про чайки в "Описании Черного моря и Татарии", составленному в 1634 г. префектом Кафы Е. Дортелли д"Асколи. "Эти чайки продолговатые, похожи на наши фрегаты, вмещают 50 человек, ходят на веслах и под парусом. Чтобы выдержать жестокие шторма их обвязывают соломой…В море ни один корабль не будет в безопасности, если на свою беду встретится с ними, особенно в тихую погоду".

На чайках запорожцы совершали смелые плавания по Черному и Азовскому морях, вступали в бои с татарами и турками. К сожалению, свидетельства о легендарных чайках дошли до нас только в описаниях очевидцев и в находках отдельных фрагментов, по которым можно только догадываться о конструкции судна.

Запорожскую чайку описывает также француз Г. Боплан в известном "Описании Украины…" Он единственный, кто приводит ее чертежи, по которым и были изготовлены модели. Есть они (масштаб 1:10) в Днепропетровском историческом музее им. Академика Д. И. Яворницкого, в музее истории Запорожья. В итоге было принято решение построить настоящую чайку. Поскольку предполагалось путешествие в открытом море, были сделаны предварительные расчеты мореходных качеств суда. Неожиданно выяснилось, что чайка Боплана перевернется - слишком высокая. Вот что он пишет: "…строят суда длинной 60, шириной 10-12, а глубиной 12 футов. Суда без киля: дно выдолбленное из вербовой или липовой колоды, длинной приблизительно 45 футов; судно обшивается по бортам на 12 футов вверх досками длинной от 10 до 12, а шириной 1 фут. Прибивают доски одну к одной так, как при постройке речных судов до тех пор, пока судно не будет иметь высоту 12, длину 60 футов. Длинна постепенно увеличивается. На рисунке можно увидеть толстые канаты из камыша, обвитые лыком или ремнями, которые, будто связанные бочонки, охватывают судно от кормы до носа… Суда казацкие имеют по каждому борту по 10-15 весел и плывут быстрее турецких галер…"

Сомнение вызывает в первую очередь высота судна-12 футов (3,6 м), из которых над водой только 75 см. В таком случае каким же должно быть водоизмещение подобного судна? Не ошибся ли Боплан?

Характеристикой формы корпуса есть соотношение главных размерений. Например, соотношение ширины к осадке определяет скорость судна, длинны к высоте –жесткость корпуса. Неужели чайка Боплана имеет скорость и жесткость в 4 раза хуже, чем ладья викингов? Не верилось в такое.

Для установления истины применили метод сопоставления данных технических расчетов с историческими свидетельствами. Получили достаточно весомые доказательства, которые опровергают существующие представления про внешний вид казацкого челна. Была собрана и систематизирована архивная информация, которая прямо или косвенно свидетельствовала о мореходных качествах чайки. Эти данные рассчитывались и по чертежам Боплана, где показатель скорости не выдерживает критики, хотя по всем описаниям чайка была одним из быстроходнейших весельных суден своего времени. Вот как оценивает их профессор Казанского университета Н.П. Загоскин: "Скорость хода казацких суден просматривается из того, что при благоприятных условиях они достигали берегов Малой Азии суток за двое-трое после выхода из устья Днепра". Или например еще одна подсказка: по бортам крепился камышовый пояс-поплавок, благодаря которому судно не тонуло и удерживалось при кренах.

Расчеты показали, что эти качества поплавок обеспечит только для мелкосидящего челна, а не для боплановского.

Были сделаны расчеты и статической остойчивости при разных загрузках- 4, 8, 16, 32 и 60 т. Все пять вариантов рассчитаны одной программой. На диаграммах мы увидели, что пустое и загруженное на 4 и 8 т судно вообще не может вертикально держаться в спокойной воде, да и при больших загрузках остойчивость тоже не удовлетворяет. Возможно, Боплан неправильно указал высоту чайки? В словаре Брокгауза и Эфрона есть все размерения челна (по Боплану), но почему-то не указывается общая высота. Возможно, ошибку заметили в конце 19 в. А в многотомнике "История Украинской ССР" указаны все размеры по Боплану, но чайка почему-то "выросла" тут до 4 м. У кандидата исторических наук О.М.Апановича судно расширилось до 6 м вместо 3 по Боплану, а толщина камышовых поплавков стала 2,5 м вместо 0,6. Приводя эти данные, автор преподносит чертежи Боплана, но без масштабной линейки.

Какой же действительно была запорожская чайка? Попробуем хотя бы примерно восстановить общий вид судна. Безусловно, прообразом его были славянские ладьи, которые издревле ходили по Днепру- части Великого водного пути из варяг в греки. По свидетельствам византийского императора Константина Багрянородного, основой судна была колода, выдолбленная из дерева. Такой же способ постройки описывает и Загоскин. В начале 20 века он наблюдал, как изготовляют долбленки с впечатляющей грузоподъемностью. Очевидно, липовый моноксил запорожцы обшивали досками, как и донские казаки, с которыми запорожцы не раз ходили в походы. Судно из такой колоды весило 30 т. Шестьдесят человек с оружием и припасами по подсчетам Боплана весят порядка 6т, значит, водоизмещение чайки было не более 10 т. Отсюда определяется осадка- не более 0,4 м. Даже если груз удвоить, она не будет превышать 0,6 м.

Теперь вычислим высоту надводного борта. Рассмотрев различные типы весельных суден можно увидеть, что высота борта у центрального шпангоута 0,5-0,8 м. Такое правило обусловлено оптимальной длиной весла и углом его вхождения в воду. Надводный борт чайки не был низким благодаря камышовому снопу, который по чертежу имел приблизительно 2 фута в диаметре, т.е. до 0,6 м. Он не касается спокойной воды и мешает работе весел. Как видим общая высота чайки (приблизительно 1,3 м) практически втрое меньше, чем на историческом эскизе.

… Возвращаясь из похода через Азовское море, казаки волоком перетаскивали в Днепр легкие и низкие чайки, а не корабли четырехметровой высоты, нагруженные многотонным балластом.

По новому рассчитанный корпус теперь уже в полном соответствии с судами-предшественниками и днепровскими челнами, изготовленными позже, по показателям скорости остойчивости и грузоподъемности отвечает своему историческому назначению и историческим аналогам.

Чертеж Боплана

Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно ис-пользовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обшир-ных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в рай-оне реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, из-вестная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.

Казачий струг — прямой потомок

Технология строительства славянской ладьи была край-не простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоин-ства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобны-ми.

Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впер-вые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.

Казацкие струги первоначально стро-ились как ладьи небольших размеров, своего рода заме-на челну, но на более высо-ком технологическом уровне.

Различия парусников

Примерно в это же время сло-ва «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в разме-рах, в том числе для того что-бы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороз-дить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно пло-скодонный парусно-весель-ный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.

В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, за-частую с прямой — транце-вой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сде-лать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость (до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.

Универсальный струг

Донские казаки первыми стали использовать это за-мечательное свойство струга, превратив его в настоящий универсальный боевой корабль, хоть и очень маленьких размеров. Не отказался от стругов и молодой регулярный Рос-сийский флот. Было органи-зовано их поистине массовое строительство на быстро созданных и, естественно, плохо оборудованных верфях в очень короткие сроки. Достаточно вспомнить, что перед первым неудачным Азовским походом Петра I в 1695 г. за полгода был по-строен 1291 струг, а к сле-дующему, успешному походу 1696 г. — уже 1300!

Будучи универсальными при-брежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, взду-мавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной ос-нове строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и вое-вать) на них как минимум еще столетие.

Уникальный образец - запорожская чайка

Представители возникшего в конце XV в. на землях вос-точной Украины запорожского казачества разработали ориги-нальный и крайне эффективный тип боевого струга, получив-ший название чайка или шайка (в последнем случае так назы-вали чайку малых размеров).

Технология строительства чай-ки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привыч-ным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как пра-вило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.

Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и скла-дывающейся, но и предусмо-трели возможность ее установ-ки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.


Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных дан-ных корабля в очень широких пределах, и открывались уни-кальные тактические возмож-ности. Например, стандартной тактикой запорожцев при ата-ке господствовавших тогда на Чёрном море турецких греб-ных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспе-чивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли прово-дить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.

Превосходство

При этом чайка обладала из-рядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или пру-тьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их пред-назначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.

А вообще корпус чай-ки. несмотря на свою про-стоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли перевора-чивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей под-водной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.

Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный

Украинская военная история явила миру многих талантли-вых полководцев, в том чис-ле и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).


В историю Украины Сагайдачный вошел не только как знаме-нитый руководитель, дипломат, просветитель и полководец. Куда более знаковыми, на наш взгляд, могут считаться организованные и успешно проведен-ные им морские походы против одной из самых сильных тогда держав мира — Османской империи. Став гетманом весной 1616 г., Сагайдачный задумал нанести по Блистательной Порте (так тогда в Европе называли им-перию турок) сокрушительный удар в очень уязвимое место — по г. Кафе (нынешняя Феодо-сия). В то время это была не только мощнейшая крепость и база турецкого флота, но и колоссальный рынок славян-ских рабов-христиан.

В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых нахо-дилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А осталь-ные, используя паруса и вес-ла, без остановок направи-лись к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков не-ожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполови-ну уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы ос-вободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но плен-ных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захвачен-ных у турок трофеев.


Кафа — самая знаменитая мор-ская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.

Противостояние казаков и турков

Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тя-желым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция по-зволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным воору-жением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.

Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков по-ражают.

Хронология походов Сагайдачного

1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли кре-пость, которая считалась в то время неприступной, уничтожи-ли все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захва-чены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.

1608 г. — казаки под руковод-ством Сагайдачного осуществи-ли комбинированный сухопут-ный и морской поход на Крым-ское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничто-жены.

1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного со-вершили успешный поход в устье Дуная, напав на турец-кие крепости Белгород, Килия и Измаил.

1612 г. — флотилия Сагайдач-ного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.

1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Дне-пра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.

В августе 1614 г. казаки дей-ствовали уже у турецкого по-бережья. В итоге была захва-чена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не уда-лось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, сто-явший на рейде.

Наконец, в 1615 г. сама сто-лица Османской империи, Стамбул, ощутила на себе мощь казацкого оружия. К городу с двух сторон (то есть со стороны Чёрного и Мраморного морей) подош-ли 80 казацких чаек и сожгли весь турецкий флот, стоявший в гаванях Мизевни и Архиоки (предположительно около 200 кораблей). Турецкий сул-тан приказал догнать и унич-тожить запорожцев. Но у ос-трова Змеиный те устроили турецкому флоту засаду, нанесли поражение и ушли к Очакову. Туда подошла вторая турецкая флотилия, которую казаки просто унич-тожили. Ее командующий — адмирал Али-паша — попал в плен. Как видим, под руководством знаменитого украинского гетмана-флотоводца запо-рожские чайки стали поистине хозяевами Чёрного моря.

Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпри-нимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчи-вался плачевно для турецкого флота.

Ладья для торговых целей - байдак

Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В резуль-тате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.

Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъем-ность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неиз-менной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.

Конструкция Штерна: 1 — перо; 2 — штерновый гак; 3 — вертлюг; 4 — ахтерштевень; 5 — борт

Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его из-менения.

На Запорозькій Січі суднобудівництво здавна розвинулось і досягло високого рівня й досконалості. Козацькі майстри-корабельники славилися і за межами України. Їх часто запрошували й до Москви, щоб вони навчали корабельної справи.

Безпалубний плоскодонний човен запорізьких козаків XVI-XVII ст. у вигляді величезної видовбаної колоди, по бортах обшитої дошками. Довжина – близько 18м, ширина й висота бортів – до 4м. Ззовні бортів для збільшення остійності і плавучості кріпився очеретяний пояс. Човен мав поперечні переборки і лави, щоглу з вітрилом, 10-15 пар весел, носовий і кормовий рулі, уміщав до 70 чоловік. Озброєння – 4-6 фальконетів (гармати калібром 30 мм.). На борту був запас зброї та провіанту достатній для тривалих морських походів.

Одну чайку споруджувало впродовж півмісяця понад 60 чоловік. Техніка суднобудування, якою володіли майже всі козаки, не була надто складною. Запорожці зрубували високу липу чи вербу і, очистивши її від галуззя, видовбували днище. До нього кріпили дубові ребра, на які зверху вниз нашивали дубові дошки довжиною 3,5 метра, шириною 30 сантиметрів. На носі й кормі споруджували щось на зразок кают .

Тут зберігали провіант, боєприпаси й зброю. До кожного кінця човна прилаштовували окреме стерно, завдяки чому чайка в будь-який момент могла змінити курс на 180 градусів.

Ілюстрація «чайки» запорозьких козаків з книжки Ґійома Левассер де Боплана 1660 р.

У центрі на спеціальному станку укріплювалась щогла з вітрилами, з обох боків човна було від 20 до 40 весел. Отже, чайки котрі одночасно приводились у рух веслами й вітрилами, були дуже маневреними. Борти човна обкладали в"язанками очерету завтовшки від півтора до двох з половиною метрів. Ця своєрідна захисна одежина утримувала судно на поверхні й захищала од ворожих стріл і куль. Запорозькі чайки сягали у довжину 15-22 метрів, у висоту не більше 4 метрів, а в ширину - 6 метрів. Човен брав на борт 40-60 козаків.

Над чайками-дубами, що стояли у гавані, підносилися високі, стрункі трищоглові кораблі. Вони мали дві палуби, двоярусну рубку у формі намета, де розміщувалася старшина (до 10 чоловік). Обабіч рубки було по 4 каютних ілюмінатори. По бортах, на нижніх і верхніх деках судна, виглядали з люків грізні дула фальконетів - невеликих кованих залізних чи мідних гармат.

До складу запорозької флотилії входили навіть підводні човни. Звичайно, з нашого погляду вони здаються досить примітивними. Проте факт їх існування у XVI ст. становить великий інтерес.

Очевидно, запорожці використовували різні види суден залежно від стратегії й тактики морського бою. Особливістю козацького флоту було те, що чайки могли пришвартовуватися до будь-якого берега.

Інші козацькі кораблі:

ДУБ - друга пол. ХVІІ - XVIII ст. - Вітрильне вантажне судно прибережного плавання, що застосовувалося в пн.-зх.. Причорномор"ї і гирлах Дніпра, Дону і Бугу. Дуб – вантажне вітрильне судно прибережного плавання. На відміну від чайок дуби мали дві або три щогли з вітрилами. Назвою «Дуб» козаки підкреслювали міцність своїх суден та їх високотонажність до 100 тон. Під час воєнних походів на Дубах перевозили визволених із неволі співвітчизників та велику кількість захоплених гармат.

Спочатку в основі був довбаний човен і будувався з набойнимі розваленою бортами. Вилиці закруглюються, мало похилий форштевень, транцевой корму і навісний кермо. На двох щоглах по рейкового вітрилу. На прямому бушприті клівер. Дл. до 20, шир. до 6-7, висота борту до 1,8 м, вантажопідйомність до 100 т.

СТРУГ - козацька човен ХУІ-ХУІІ ст. - Основний тип суден, на яких донські і яїцькі козаки здійснювали морські походи. Козацький струг відрізнявся легкістю, повороткість і швидкохідністю. Однодеревий корпус оковувався залізом, по бортах для збільшення остійкості і непотоплюваності кріпили пояс з снопів очерету. Ніс і корма були гострими, палуба була відсутня, на носі й у кормі розташовувалися горища. Струг мав щоглу висотою бл. 11м з прямим вітрилом, 16-40 весел. На кормі, іноді в носі розташовувалися загребні (рульові) весла. Озброювалися декількома фальконетами, вміщували 50-100 чол.

Довжиною. 15-21, шириною 5,5-6 м. Ранні струги і чайки практично не мали відмінностей, пізніше у стругів почали чітко розрізняти ніс і корму, яка стала робитися заокругленою

БАРКАЗ - друга пол. XVII - перша пол. XVIII ст. (Від гол. Ьагкае від ісп.Ьагкага, італ. Ьагсассіо) - Невелике вітрильне судно, поширене на Чорному та Азовському морях. Вітрильне озброєння латинське, з клівером, на короткому горизонтальному бушприті. Довжина - 8-12, шир. 2,4-3 м, висота борту 1-1,3, осаду ок. 0,75 м.

Під час російсько-турецьких воєн (друга пол. XVII ст.) Використовувався козаками під час морських походів.

ДУБОК - XV - XVI ст. парусно-гребний рибальський човен зі шпрінтовим (раніше прямим вітрилом). Ранні човна в основі мали довбаний човен-дуб. Довжина - 10 м, ширина близько 2,5 м, осадка 0,5-0,6 м. Добре збережений дубок знайдений в районі м. Бендер на річці Дністер. Його вік перевищує 500 років. Радіовуглецевий аналіз датував деревину 1420 ± 50 років. У деревині збереглися отвори для прив"язування снопів очерету або розтяжок щогли.

Дубок став прабатьком чайок, що були спочатку ні чим іншим, як дубками з надбудованими бортами.

НАПІВГАЛЕРА - друга пол. XVIII - початок XIX ст. До них відносяться малі галери скампавеї. Скампавея (від італ. Scampare тікати, зникати, via - геть) - невеликий швидкохідний гребний корабель - зменшена на 30-40% венеціанська галера. Вони будувалися на Дону і Азовському морі, а з 1790 р. в Бендерах і Кріулянах для військових дій проти Туреччини на Дністрі та Дунаї. Дл. 20 - 22, шир. 3, осадка 0,7 м., 12-18 пар весел, 1-2 щогли з косими вітрилами.

Озброювалася 1-4 фальконетами. Перевозила десант (включаючи екіпаж) до 150 чол.

БАЙДАК – середній по величині річковий човен. Будова його схожа до чайки. Довжина човна – 7-8 м., ширина – 2м., осадка човна – 1 м. В човні присутньо 8 веслярів, місткість човна 16-20 чол. Байдак активно використовувався на початкових етапах розвитку козацької морської справи, для хадіння в руслах Дніпра. Виконав роль прототипа чайки. Нині човен з дещо зміненою конструкцією будови днища, має назву ЯЛ. Використовується як шлюпка на великих морських кораблях, а також тренувальний човен основного курсу мореплавства.