Чумной бунт во время правления Екатерины II. Московский чумной бунт Восстание 1771

"Орловым от чумы избавлена Москва". Чумной бунт 1771 года

Чума не раз появлялась на границах Российского государства, но редко достигала внутренних районов, особенно Москвы и Петербурга. В 1770 году шла война с Турцией. Русские войска вступили в Молдавию, где уже вспыхнула эпидемия смертельной болезни. «Мор распространялся, как пламя, гонимое ветром». В августе 1770 года болезнь уже достигла Брянска, а вскоре «черная смерть» появилась в Москве.

Заболевший русский офицер приехал с войны и обратился в Лефортовские лазареты, ему долго не могли поставить диагноз. Когда доктора, наконец, нашли причину недомоганий, было уже поздно. Умер сам офицер, затем его лекарь, через несколько дней скончались 22 обитателя дома рядом с госпиталем.

Тогда же на соседние суконные фабрики была завезена трофейная турецкая шерсть, оказавшаяся зараженной. Она способствовала распространению заболевания среди рабочих и их семей. А дальше эпидемия стала распространяться с головокружительной быстротой. Пришедшая с юга страны, она воспринималась русскими как кара небесная, потому название ей дали «моровая язва».

Через несколько недель счет умерших пошел уже на сотни. В августе число жертв достигло тысячи. Чума охватывала все новые районы Москвы. В столице царила паника. Для умерших не хватало гробов, их вывозили в наскоро сколоченных ящиках и просто на телегах. Под заунывный звон погребальных колоколов их сопровождали «мортусы» в мрачных одеяниях и со зловещими крючьями, которыми вытаскивали трупы из домов и телег.

Старинная гравюра. Москва 18 века.

«Невозможно описать ужасное состояние, в котором находилась Москва. Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов. У полиции не хватало ни людей, ни транспорта для вывоза больных и умерших, так что трупы по 3-4 дня лежали в домах».

Жизнь Москвы оказалась парализованной. Лавки, магазины, рынки были закрыты, многие состоятельные жители бежали за город, в провинцию, в свои дальние имения или к родственникам. Генерал-губернатор П. С. Салтыков, не справляясь с эпидемией, уехал из Москвы, за ним вымирающий город покинул обер-полицмейстер И. И. Юшков и другие высокопоставленные лица.

Начались стихийные бунты народа. Управление столицей было утрачено, в ней хозяйничали мародеры.

Брошенные властью на произвол судьбы, толпы москвичей двинулись к Варварским воротам, где находилась чудотворная икона Богоматери.

В Москве распространялись слухи, что прикосновение к иконе спасет человека от страшной болезни. Но происходило как раз наоборот: скопления и давка народа у иконы способствовали распространению заразы.

Варварские ворота с чудотворным образом Божией Матери.

Поэтому московский архиепископ Амвросий принял решение увезти икону. Это вызвало у собравшихся вспышку ярости и неповиновения. Зачинщики призвали идти в Донской монастырь, где укрылся Амвросий.

16 сентября 1771 года вооруженная толпа устремилась на его поиски. Архиепископа Амвросия быстро нашли, выволокли из кельи, и начался публичный допрос.

Архиепископ вел себя спокойно и с достоинством, это немного успокоило толпу. Но, как свидетельствуют архивы, вдруг прибежал из кабака дворовый Василий Андреев и ударил Амвросия колом. Озверевшая толпа накинулась на архиерея и растерзала его. Это событие стало началом бунта, который вошел в историю, как «чумной».

Э.Э.Лисснер. Чумной бунт.

Шарль Мишель Жоффруа. Расправа над архиепископом Амвросием.

Схватки мятежников и правительственных войск продолжались на улицах Москвы три дня. Генерал П. Д. Еропкин собрал около ста солдат и офицеров из разрозненных воинских команд и пушечной картечью и штыками рассеял мятежников. Решающая схватка произошла у стен Кремля.

Петр Дмитриевич Еропкин.

Граф Григорий Григорьевич Орлов прибыл в Москву 26 сентября с отрядом солдат из четырех полков лейб-гвардии. Он был назначен императрицей Екатериной II московским главнокомандующим и наделен ею особыми полномочиями.

С прибытием Орлова ситуация в Москве стала меняться к лучшему буквально в считанные дни.

Были приняты чрезвычайные меры для борьбы с эпидемией. Запрещен постоянный набатный звон в церквах, создающий ощущение беды и нагоняющий страх на жителей. Учреждены особые медицинские требования и санитарные нормы.

По инициативе Григория Григорьевича создана инфекционная больница за заставой в Николаевском монастыре и еще несколько лечебниц и карантинов.

С Григорием Орловым из Петербурга прибыли лучшие врачи. Он сам объехал все больницы, заболевших приказал обеспечить бесплатным питанием, одеждой и деньгами. Была организована дезинфекция жилищ.

Григорий Григорьевич Орлов. Портрет неизвестного художника 18 века.

За городом были открыты «чумные» кладбища, а чтобы избежать волнений и ропота среди верующих, на эти новые кладбища стали завозить материалы для строительства церквей. Выполнялось строжайшее указание никого из Москвы в Петербург не пускать, а вдоль дороги в столицу была выстроена сторожевая цепь из солдат. Мародеров и грабителей казнили на месте преступления.

Григорий Орлов повысил медикам жалованье, организовал оповещение жителей о мерах предосторожности, своим спокойствием и уверенностью вселял в горожан надежду. Для детей, оставшихся сиротами, открыл воспитательные дома за государственный счет.

Граф Орлов позаботился и о снабжении Москвы продовольствием. Крестьяне из окрестных сел смертельно боялись заразы и не хотели везти продукты в Белокаменную. Григорий Орлов организовал специальные торговые ряды со рвами между торгующими и покупателями. Деньги за покупки клали в уксус для дезинфекции.

Постепенно снабжение Белокаменной наладилось, были очищены улицы и дома от бродячих кошек и собак, от трупов, в специально отведенных местах сжигались вещи погибших и заболевших. Через полтора месяца ситуация в городе стала успокаиваться. Заработали городские службы, число больных резко уменьшилось и сошло на нет. Москва была спасена. Она пришла в себя, постепенно стала забывать все ужасы пережитой беды и верить в будущее…

Императрица Екатерина II

Императрица Екатерина высоко оценила действия графа Григория Григорьевича Орлова. В Царском селе под Петербургом в честь графа Орлова, победителя страшной моровой язвы в Москве в 1771 году, была возведена триумфальная арка, или Орловские ворота по проектам А.Ринальди и Дж. Кваренги. На арке высечена надпись: «Орловым от беды избавлена Москва». Триумфальные Гатчинские, или Орловские ворота по праву считались памятником «Гражданской доблести».

Орловские ворота в Царском Селе.

В честь Григория Орлова была выбита медаль «За избавление Москвы от язвы».

Императрица Екатерина II решила наградить и Петра Дмитриевича Еропкина. Кроме ордена Андрея Первозванного и 20 тысяч рублей, императрица хотела пожаловать П.Д. Еропкину четыре тысячи крестьян, но от крепостных Еропкин отказался. Екатерина предложила возвести в княжеское достоинство его воспитанников (у самого Еропкина детей не было), но Еропкин отклонил и эту милость. Единственное, что смогла сделать Екатерина II для героя - это записать малолетних его воспитанников, по его просьбе, сержантами в Преображенский полк.

Смуты, начавшиеся в центральных и восточных частях России в 70-х годах XVIII ст., отличались большой сложностью и напряженностью. В то время России пришлось начать и вести военные действия в Польше и Турции. Тягости военного времени, конечно, давали себя чувствовать населению, которое усиленно служило и платило подати в течение многих лет, начиная еще с первых походов в Пруссию при императрице Елизавете (с 1757 г.). Одного этого было бы достаточно, чтобы вызвать неудовольствие в низших, податных слоях народа. Но в то же время непрерывно продолжали расти злоупотребления крепостным правом на крестьян со стороны их помещиков (§118). Крестьяне хорошо сознавали, что они не холопы, а государевы подданные, и негодовали на превращение их в «дворовых» холопов, на смешение их с рабами. В начале XVIII в. крестьянин Посошков , современник Петра Великого, составивший несколько замечательных экономических и публицистических сочинений, говорил, что «крестьянам помещики не вековые владельцы», что «прямой их владелец Всероссийский самодержец, а они владеют временно». Этими словами Посошков указывал на давнюю связь между помещичьей службой государству и крестьянской зависимостью от помещиков. Государство для того подчинило крестьян помещикам и заставило работать на них, чтобы помещики могли служить государству с данной им земли (§55). Все крестьянство знало о том, что крестьяне повинны работать на помещика, пока он служит и потому, что он служит. И вот, чем дальше шло время, тем все меньше и легче служили помещики; наконец, с 18 февраля 1762 г. им была дана «вольность» служить или не служить ; а между тем, крестьянская зависимость становилась от того не легче, а тяжелее, и крестьяне ставились в одно положение с прежними холопами-рабами. Во многих местах крестьяне начали после манифеста о вольности дворянской открытые возмущения против помещиков и властей, ища улучшения своей участи. По их представлению, раз уничтожена была обязательная служба помещиков с земли, должно было прекратиться и право их на труд крестьян. Как император Петр III, так и императрица Екатерина были вынуждены посылать во многие местности войска, даже с пушками, для усмирения крестьянских волнений. Так понемногу развивалось неудовольствие и брожение в народных массах.

Чумной бунт 1771. Художник Э. Лисснер

На этой уже горючей почве создался первый случайный повод для открытого возмущения – в страшной эпидемии чумы. В 1771 г. в Москве эта эпидемия приняла чрезвычайные размеры: умирало, говорят, до 1 тыс. человек в день. Все, кто мог, покинули город; присутственные места были закрыты, лавки заперты, прекратились работы. Праздный народ начал волноваться, не исполнял предписаний докторов и властей: не соблюдал предосторожностей, скрывал больных, а умерших хоронил тайно в погребах и садах. Не веря докторам и полиции, суеверные люди восстали даже на церковную власть. Московский архиепископ Амвросий заметил, что народ собирается толпами в Китай-городе, у Варварских ворот, к бывшей там иконе Богоматери, в уверенности, что именно эта икона уврачует от мора. Понимая, что от скучения народа только растет зараза, Амвросий предписал снять икону с городских ворот. За это толпа разбила покои Амвросия в Кремле, убила его самого и начала в Кремле грабеж. Градоначальник сенатор Еропкин пустил в ход оружие для восстановления порядка, причем было убито до ста человек. Несмотря на распорядительность Еропкина, он не мог справиться с эпидемией и волнениями и в этом смысле доносил Екатерине, прося помощи. Тогда Екатерина послала в Москву Гр.

По новому стилю).

Поводом к восстанию послужила попытка московского архиепископа Амвросия в условиях эпидемии, уносившей до тысячи человек в день , воспрепятствовать молящимся и паломникам собираться у чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города . Архиепископ приказал запечатать короб для приношений Боголюбской иконе, а саму икону убрать - во избежание скоплений народа и дальнейшего распространения эпидемии.

Восстание стало поводом для волнений в окрестностях Москвы.

«Язык» Спасского набатного колокола (на Набатной башне) был удалён властями, чтобы предотвратить новые выступления. Более 30 лет колокол провисел на башне без языка. В 1803 году он был снят и передан в Арсенал, а в 1821 году - в Оружейную палату .

Правительство было вынуждено принять меры по обеспечению горожан работой и продовольствием, выделив на это немалые по тем временам деньги, а также более энергичные меры по борьбе с чумой. После этого эпидемия пошла на спад, хотя с высоты сегодняшнего знания это не обязательно результат принятых мер .

Был издан указ Правительствующего Сената «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ» от 17 ноября 1771 года, который запретил во всех городах погребения при церквах и потребовал создать новые кладбища за городской чертой. С этой даты ведут свою историю многие известные ныне некрополи в разных городах, бывших в составе Российской империи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Москва в 1771 г. (Саблуков А.А. Переписка) / Сообщ. П.А. Муханов // Русский архив, 1866. – Вып. 3. – Стб. 329-339.
  • Опочинин Е.Н. К истории чумы // Исторический вестник, 1888. – Т. 33. - № 7. – С. 201-204.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чумной бунт" в других словарях:

    - «ЧУМНОЙ БУНТ», восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Вызвано голодом и полицейским произволом. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пытались ворваться в Кремль. Подавлен войсками … Энциклопедический словарь

    Восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Вызвано голодом и полицейским произволом. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пытались ворваться в Кремль. Подавлен войсками … Большой Энциклопедический словарь

    Восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Мероприятия властей для борьбы с эпидемией (принудительные карантины, уничтожение имущества и др.) вызвали страх и недовольство москвичей. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пыталис … Русская история

    - («Чумной бунт»,) восстание в Москве в сентябре 1771, вызвано эпидемией чумы. Обстановка усугубилась недовольством основные массы городского населения безработицей, голодом вследствие закрытия мануфактур из за карантина, отсутствием… … Большая советская энциклопедия

    Восстание в Москве в сент. 1771, вызванное эпидемией чумы, занесенной с рус. тур. театра воен. действий. Непосредств. толчком к восстанию послужила попытка моск. архиепископа Амвросия в условиях карантина воспрепятствовать жителям толпами… … Советская историческая энциклопедия

    Восстание в Москве в сентябре 1771 во время эпидемии чумы. Мероприятия властей для борьбы с эпидемией (принудительные карантины, уничтожение имущества и др.) вызвали страх и недовольство москвичей. Восставшие убили архиепископа Амвросия, пытались … Энциклопедический словарь

    Восстание в Москве 15—17 сентября 1771, вызванное эпидемией чумы. Первые признаки чумы в Москве появились в конце 1770, весной 1771 она приобрела характер эпидемии. Мероприятия властей (создание принудительных карантинов, уничтожение без… … Москва (энциклопедия)

    Чумной бунт - (XVII в.) … Орфографический словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Севастопольское восстание. Чумной бунт в Севастополе народное восстание 3 июня 1830 года в Севастополе, спровоцированное карантинными мерами против распространения эпидемии чумы. Предыстория … Википедия

    Медный бунт. 1662. (Эрнест Лисснер, 1938). Медный бунт произошедшее в Москве 25 июля (… Википедия

На фото: «Убиение высокопреосвященного Амвросия во время московской чумы», гравюра второй половины XIX века, выполненная по рисунку П. Каверзнева.

В 1771 году в произошли трагические события, известные под названием Чумного бунта.

Как появилась чума в Москве

Вот и еще один русский бунт, «бессмысленный и беспощадный». Чумной бунт в Москве. Место действия — Москва. Время действия — сентябрь 1771 года. Первые вспышки эпидемии чумы были зафиксированы в древней столице еще в ноябре 1770 года — болезнь привезли в Москву раненые офицеры, направлявшиеся на лечение с театра русско-турецкой войны 1768— 1774 годов; к тому времени чума косила ряды русской и турецкой армий, пожалуй, сильнее, чем собственно военные действия.

К сентябрю 1771 года положение в Москве стало катастрофическим — ежедневно погибало до тысячи человек, современник событий свидетельствовал:

«Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов. У полиции не хватало ни людей, ни транспорта для вывоза больных и умерших...»

Главнокомандующий Москвы генерал-фельдмаршал П.С. Салтыков (даром что был боевым генералом и героем ), сознавая недостаток сил для наведения порядка, впал в растерянность и покинул город, уехав в свое подмосковное имение.

Причины Чумного бунта в Москве

Тем временем по Москве гуляли слухи, что во Владимир, тоже страдавший от чумы, принесли чудотворную , и после молебна перед ней эпидемия пошла на убыль. Толпы испуганных людей бросились к списку этого образа, пребывавшему на Варварских воротах. Однако архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) заблаговременно, во избежание опасных во время мора скоплений людей, приказал Боголюбскую икону убрать. Это его и погубило.

Возмущенная чернь ворвалась в , разграбила его, пытала архимандрита, брата владыки, дознаваясь, куда тот скрылся... Выяснилось, что в . Там вооруженные бунтовщики и нашли архиепископа, два часа измывались над ним и в конце концов убили, свидетель событий писал:

«безчеловечно уранено тело его, переломаны кости, и измождена глава его несказанным образом»

На следующий день в дело вступили армейские части, и бунт был быстро подавлен. Четырех зачинщиков публично повесили, около двух сотен били кнутом и отправили на каторгу.

Следствия Чумного бунта

Следствием Чумного бунта в Москве стало запрещение хоронить покойников при церквах и устройство первых общественных кладбищ.

Согласно отчету Григория Орлова, отправленного на борьбу с эпидемией, до конца ноября 1771 года от чумы умерло свыше 50 тысяч человек (некоторые исследователи называют цифру - 100 тысяч).

Чуть позже в Москве появился и водопровод. Эпидемия и последовавшие народные волнения поставили перед властями вопрос о необходимости снабжения Москвы питьевой водой. Москвичи довольствовались тем, что брали воду из московских речек, к тому времени уже чрезвычайно загрязненных бытовыми отходами.

Летом 1779 года Екатерина издала указ о начале строительства первого московского водопровода. Увы, сама императрица не увидит результатов, поскольку строительство растянется более чем на четверть века. Но результат будет достигнут: в столицу из Мытищ потечет отличная родниковая вода.

Социальная обстановка в стране в конце 1760‑х годов была весьма напряженной. В разных губерниях происходили крестьянские мятежи, участились убийства помещиков. На дорогах хозяйничали разбойничьи шайки. Их составляли не только уголовные преступники, но и беглые крестьяне. Длительным и ожесточенным было так называемое Кижское восстание (1769–1771), которое подняли приписанные к казенным металлургическим заводам государственные крестьяне Карелии, стремившиеся освободиться от тягостного бремени труда на заводских отработках. Но если о Кижском восстании, как и о других мятежах, проходивших в глухой провинции, до столиц долетали только слухи, то Чумной бунт, вспыхнувший в Москве в 1771 году, развернулся на глазах центральных властей. Поводом для мятежа, охватившего старую столицу (как некогда в XVII веке Медный или Соляной бунт), стали санитарные меры властей в связи с приходом в Москву эпидемии чумы. Она распространялась с Юга, шла от театра Русско‑турецкой войны и, добравшись до города в сентябре 1771 года, оказалась очень жестокой – люди умирали сотнями и тысячами в день. Жизнь Москвы оказалась парализованной. Лавки, магазины, рынки были закрыты, многие состоятельные жители бежали за город, в провинцию, в свои дальние имения или к родственникам, надеясь переждать у них эпидемию.

Московские власти во главе с главнокомандующим Москвы, фельдмаршалом Петром Салтыковым, оказались беспомощными перед лицом опасности. Они не предприняли никаких действий, которые могли бы остановить волнения. Сам Салтыков покинул Москву и укрылся в подмосковном имении. Брошенные властью на произвол судьбы, толпы москвичей устремились к Варварским воротам, где находилась чудотворная икона Богоматери. В народе стремительно распространялись слухи, что прикосновение к иконе спасет человека от страшной болезни. Чудовищное скопление народа и давка у иконы только способствовали распространению заразы. Тогда московский архиепископ Амвросий приказал увезти икону. Это намерение, а особенно запечатывание ящика для пожертвований у иконы, вызвало вспышку ярости черни. 16 сентября 1771 года, вооружившись чем попало, толпа устремилась в Донской монастырь, где укрылся Амвросий. Толпа всюду разыскивала архиепископа, и он, возможно, избежал бы гибели, если бы край его платья из‑за иконостаса не заметил мальчик, вбежавший в церковь вместе с толпой. Амвросия выволокли и начали публичный допрос.

Архиепископ отвечал спокойно и с достоинством, что несколько успокоило толпу. Но тут прибежавший из кабака дворовый Василий Андреев ударил Амвросия колом, и озверевшая толпа разом накинулась и растерзала святителя. Бои мятежников и правительственных войск продолжались на улицах Москвы 3 дня. Все дело решил генерал П. Д. Еропкин, который собрал в кулак все разрозненные воинские команды и нанес мятежникам поражение у стен Кремля. Дело довершил прибывший с гвардейцами из Петербурга граф Г. Г. Орлов. Кроме того, он предпринял решительные санитарные меры по подавлению чумы, а наступившие морозы избавили старую столицу от эпидемии и бунта.