Оперное творчество в.а. моцарта


Оперное творчество Моцарта.

Mоцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11 лет. В 11-12лет написал: «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьенна». В 14 лет – «Митридат-царь

понтийский». Моцарт писал оперы в разных жанрах: оперы buffa – «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Так поступают все». Оперы зингшпиль – « Директор театра», «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля». Оперы seria – «Митридат-царь понтийский», «Идоменей». Но главная заслуга Моцарта в том, что на основе этих старых жанров, он создаёт новые: на основе оперы buffa – лирическую комедию «Свадьба Фигаро» и психологическую драму «Дон-Жуан». На основе оперы зингшпиль – философскую сказку «Волшебная флейта». Новаторство Моцарта в том, что он в одной опере использует приёмы и комической, и серьёзной опер. По сути, Моцарт является оперным реформатором.

Новое в операх Моцарта:

1. Обновляет старые жанры, сочетает в одной опере черты разных жанров.

2. Реалистически изображает жизнь, даёт героям яркие, разносторонние характеристики.

3. Стремится к единству музыки и драмы, но на первое место ставит музыку.

4. Использует в операх лейтмотив (лейтмотив Командора в опере «Дон-Жуан»). Лейтмотив – это тема, характеризующая героя и повторяющаяся несколько раз.

5. Расположение номеров подчинено не правилам, а развитию действия.

6. Главными являются арии и ансамбли. Партии в ансамблях индивидуализированы.

7. Большая роль оркестра.

Оперное творчество Моцарта – это высшее достижение оперного реализма 18 века.

«Свадьба Фигаро» (1786 г.).

Опера «Свадьба Фигаро создана по комедии французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» (эта комедия – часть трилогии: 1 – «Севильский цирюльник», 2 – «Свадьба Фигаро», 3 – «Преступная мать»). Либретто написал Лоренцо да Понте. Комедию запретила цензура, и в опере социальная острота была смягчена. На основе оперы buffa в «Свадьбе Фигаро» Моцарт создаёт лирическую комедию. Основная идея оперы: борьба Фигаро за свои чело­веческие права, достоинство. Нравственно, интеллектуально слуга оказывается выше своего господина (содержание оперы - стр.294, разбор по действиям стр. I68-204).

В опере 4 действия, состоит из законченных номеров, соединенных речитативами, начинается увертюрой, в сонатной форме без разработки. Музыка увертюры в опере не встретится, но по характеру, стилю музыка оперы и увертюры близки. Главная партия содержит две темы: первая тема стремительная, кружащаяся; вторая тема носит фанфарный характер. Побочная партия – настойчивая, как бы долбящая, ее связывают с образом Фигаро, который умеет добиваться своей цели. Заключительная партия – изящная, грациозная, ее связывают с образом Сюзанны. После небольшой связки сразу идет реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности. Завершает увертюру кода, которая строится на теме главной партии. В опере «Свадьба Фигаро» Моцарт раскрывает живые, человеческие характеры, разнообразные и реалистичные. В этом новаторство Моцарта. Поэтому его оперу часто называют оперой характеров. Он раскрывает их через определенные жанры и через определённый круг интонаций.

Характеристика главным героям – Фигаро и Сюзанне даётся уже в начале оперы. Необычно, что их первые характеристики даны в дуэте. Причем, Моцарт ставит подряд 2 дуэта. Оба дуэта лирико-комедийного плана, но есть в них и отличия. В 1 дуэте партии Фигаро и Сюзанны контрастны. Фигаро измеряет шагами комнату, его партия декламационная, он считает (стр. 17). Сюзанна примеряет в это время шляпку. Её партия изящна, грациозна (стр. 18). Когда Фигаро об­ращает внимание на Сюзанну, его партия становится похожей на её. Во 2 дуэте они выс­казывают своё отношение к подаренной комнате. Сюзанна не довольна близостью комнаты к покоям графа. Она говорит, что граф часто обращает на неё внимание. Здесь пар­тии Фигаро и Сюзанны близки, только у Фигаро партия в мажоре, а у Сюзанны в миноре, поэтому она бо­лее мягкая (стр. 25).

Сюзанна уходит и Фигаро остаётся один. В «Каватине» Фигаро продолжает раскрываться его характер (стр. 35). Подчеркивается, что Фигаро готов отстаивать своё право на счастье любыми средствами, но, прежде всего, находчивостью и интригой. Форма 3-х частная. Крайние разделы каватины в характере менуэта. Подражая графу, Фигаро притворяется учтивым, покорным, насмехаясь над таким поведением. Средний раздел в быстром темпе, на 2/4. Подчеркивается активность, напористость Фигаро. Он становится самим собой – весёлым, грубоватым. Образ Фигаро ярко раскрывается и в других номерах. Например, в его арии «Мальчик резвый» из 1д. (стр. 94). Ария обращена к Керубино. Фигаро подтрунивает над Керубино, которого отправляют в армию. Раскрывается жизнерадостный, весёлый нрав Фигаро, его остроумие, энергия. Форма рондо, ритм марша. Новые черты показаны в арии из 4д. «Пора понять, мужчины» (стр.319). Эта ария раскрывает способность Фигаро страдать, сожалеть о случившемся. Он думает, что Сюзанна ему изменяет, и переживает. Музыка арии подчинена тексту – звучит то, как патетическая декламация, то томно и нежно, то с танцеваль­ными элементами. В целом образ Фигаро раскрыт многосторонне – это живой, человеческий характер. Очень ярко охарактеризована Сюзанна. В ней подчеркивается изящество, кокетство, женственность. Например, дуэты из 1д. Интересна ария из 4д. «Приди, мой ми­лый, друг» (стр. 328). Сюзанна переоделась графиней, а графиня Сюзанной. Поддавшись очарованию ночи, Сюзанна исполняет арию. В медленном темпе, в ритме сицилианы, ария звучит как любовная серенада. Хроматизмы придают мелодии утонченность, нежность. Сюзанна раскры­вает свою любовь к Фигаро. Такая поэтическая ария в комической опере была явле­нием новым в то время.

Лирические чувства Моцарт подчеркивает не только в Сюзанне, но и в юном паже Керубино. Это мальчик 13лет. Он живёт в атмосфере любовных интриг, и олицетворяет как бы жажду жизни, любви. Это чистый, нежный, пылкий, обаятельный образ. Он влюблён во всех женщин замка, а в общем-то ни в кого. Партию Керубино исполняет женский го­лос меццо-сопрано. Есть в образе Керубино и комические черты, но главное – его лирические стороны. Они раскрываются в двух ариях. В арии из 1д. «Рассказать, объ­яснить не могу я» (стр. 56) он пытается объясниться Сюзанне в своих чувствах. Ария в быстром темпе. Вокальная партия напевная, но порывистая, взволнованная, т. к. складывается из коротких трепетных фраз, разделённых паузами. Ариетта из 2д. «Что так тревожит» (стр. 113) в характере лирического романса. Паж сочинил канцонетту, Сюзанна и графиня уговорили его спеть им. Сюзанна аккомпанирует ему на гитаре. Мелодия нежная, созерцательная с утонченными хроматизмами. В оркестре подражание гитарному сопровождению. В среднем разделе более напряженное, взволнованное звучание.

Моцарт наделяет выразительными ариями и второс­тепенных героев. Например, ария Барбарины из 4д. «Потеряла я булавку» (стр. 296). Это 11 летняя дочь садовника. Она сокрушается о том, что потеряла приколку, которую должна была передать от графа Сюзанне. Показана огорченной, наивной. Мелодия нежная, печальная.

Музыкальные характеристики отрицательных героев более традиционны. Например, ария Бартоло из 1д. «Час отмщения» (стр. 41) – типична для басовых буффонных партий. В ней напускная важность. Используются характерные приёмы: вокальная скороговорка, многократные повторения одного звука, большие скачки. Таким образом, в опере переплетаются комедия и лирика, ярко, разносторонне раскрыты характеры героев. И в этом новаторство Моцарта.


Традиционные оперные жанры в творчестве Моцарта совершенно преобразились, хотя, в отличие от Глюка, у него не было специальной цели реформировать оперу. Так, например, назвав свою «Свадьбу Фигаро» оперой-buffa, композитор по-новому трактует этот жанр и на его основе создает первую комедию характеров. Здесь у каждого героя свой музыкальный язык, свой круг интонаций, сохраняемый не только в ариях, но и ансамблевых номерах. Именно характер того или иного персонажа определяет круг выразительных средств для его обрисовки. Важно и то, что в комедийной форме Моцарт сумел воплотить очень серьезное содержание современной ему пьесы Бомарше (запрещенной в Австрии). Свадьбa Фигаро, история создания Сюжет оперы заимствован из комедии известного французского драматурга П. Бомарше (1732--1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии (первая часть -- «Севильский цирюльник», 1773, -- послужила основой одноименной оперы Д. Россини). Комедия появилась в годы, непосредственно предшествовавшие французской революции (впервые поставлена в Париже в 1784 г.), и благодаря своим антифеодальным тенденциям вызвала огромный общественный резонанс. Моцарта «Женитьба Фигаро» привлекла не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но либреттист Моцарта Л. да Понте (1749--1838) добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше -- идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой -- получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение.Герой оперы лакей Фигаро -- типичный представитель третьего сословия. Ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей и торжествующий над ним победу, он очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере реалистически обрисованы также образы задорной и нежной подруги Фигаро Сусанны, страдающей графини, юного Керубино, охваченного первыми волнениями любви, надменного графа и традиционные комические персонажи -- Бартоло, Базилио и Марцелина.К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил его через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. Музыка «Свадьба Фигаро» -- бытовая комическая опера, в которой Моцарту -- первому в истории музыкального театра -- удалось ярко и многосторонне раскрыть в действии живые индивидуальные характеры. Отношения, столкновения этих характеров определили многие черты музыкальной драматургии «Свадьбы Фигаро», придали гибкость, разнообразие ее оперным формам. Особенно значительна роль ансамблей, связанных со сценическим действием, нередко свободно развивающихся. Стремительность движения, пьянящее веселье пронизывают увертюру оперы, вводящую в жизнерадостную обстановку событий «безумного дня».

Содержание 1 действия. В доме графа Альмавивы готовится свадьба его камердинера Фигаро, который когда-то помог ему жениться на графине Розине (сюжет "Севильского цирюльника"), и камеристки графини -- Сюзанны. Действие начинается в одной из комнат замка Альмавивы, которую Граф решил отдать молодоженам. Фигаро обмеряет комнату, а Сюзанна, прихорашиваясь, кокетничает в новой шляпке. Но затем выясняется, что Граф, давно охладевший к своей супруге, ухаживает за Сюзанной. Находчивый Фигаро решает "подыграть" барину и провести его

Однако счастью влюбленных стремится помешать не только Граф, но и старая ключница Графа Марцелина вместе со своими сообщниками -- ловким дельцом доктором Бартоло и старым сплетником учителем музыки Базилио. Когда-то Фигаро взял у Марцелины в долг деньги и опрометчиво пообещал либо выплатить их, либо жениться на Марцелине. Вместе с Бартоло она замышляет новую интригу против Фигаро. Доктор, которому Фигаро в свое время помешал жениться на Розине, клянется ему отомстить, а Марцелина вступает в язвительную перепалку со своей соперницей Сюзанной. После ухода Бартоло и Марцелины к Сюзанне приходит крестник Графини юный паж Керубино, влюбленный во всех женщин замка. В пылких восторженных выражениях он повествует Сюзанне о переполняющем его чувстве любви, но в этот момент за дверью слышится голос Графа. В то время как Керубино прячется за кресло, а Граф начинает ухаживать за Сюзанной, появляется с новыми сплетнями Базилио. Он говорит о том, что Керубино неравнодушен к Графине. Разгневанный Граф, занявший место Керубино за креслом (в то время как паж спрятался в кресле), выходит из своего укрытия. Базилио подобострастно извиняется, а Сюзанна, чем-то накрывшая Керубино, очень взволнована. Но все же Граф обнаруживает пажа и приказывает ему немедленно отправляться в полк. Появляется Фигаро с крестьянами и просит поскорее начать свадьбу Он подтрунивает над Керубино, который должен расстаться со своей изнеженной жизнью и стать настоящим солдатом).

В первом акте естественно и непринужденно чередуются ансамбли и арии. Два следующих друг за другом дуэта Сусанны и Фигаро привлекают изяществом; первый -- радостный и безмятежный, в шутливости второго проскальзывают тревожные ноты. Остроумие и смелость Фигаро запечатлены в каватине «Если захочет барин попрыгать», ирония которой подчеркнута танцевальным ритмом. Трепетно взволнованная ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» очерчивает поэтический образ влюбленного пажа. В терцете выразительно переданы гнев графа, смущение Базилио, тревога Сусанны. Насмешливая ария «Мальчик резвый», выдержанная в характере военного марша, сопровождаемая звучанием труб и литавр, рисует образ энергичного, темпераментного и веселого Фигаро.Второй акт начинается светлыми лирическими эпизодами. Ария графини «Бог любви» привлекает лиризмом и благородной сдержанностью чувства; пластичность и красота вокальной мелодии сочетаются в ней с тонкостью оркестрового сопровождения. Нежности и любовного томления полна ария Керубино «Сердце волнует». Финал акта основан на свободном чередовании ансамблевых сцен; драматическое напряжение нарастает волнами. Вслед за бурным дуэтом графа и графини следует терцет, начинающийся насмешливыми репликами Сусанны; живо, ярко, стремительно звучат следующие затем сцены с Фигаро. Акт заканчивается большим ансамблем, в котором торжествующие голоса графа и его сообщников противопоставлены партиям Сусанны, графини и Фигаро.

В третьем акте выделяется дуэт графа и Сусанны, пленяющий правдивостью и тонкостью характеристик; музыка его одновременно передает лукавство очаровательной служанки и неподдельную страсть и нежность обманутого графа. Дуэт Сусанны и графини выдержан в прозрачных, пастельных тонах; голоса мягко перекликаются, сопровождаемые гобоем и фаготом.

Четвертый акт начинается небольшой наивно-грациозной арией Барбарины «Уронила, потеряла». Лирическая ария Сусанны «Приди, мой милый друг» овеяна поэзией тихой лунной ночи. Музыка финала, передающая сложные чувства героев, звучит вначале приглушенно, но постепенно наполняется радостным ликованием.

Моцарт. Опера свадьба Фигаро. 2, 3, 4 действия. II действие

Графиня жалуется на свою горькую участь. Вместе с пришедшими к ней Сюзанной и Фигаро она задумывает, как проучить Графа. Фигаро решает написать ему донос, чтобы пробудить ревность к Графине. Сюзанна же должна назначить Графу свидание, на которое вместо нее придет наряженный в женское платье Керубино; Графиня будет при этом присутствовать, и Граф окажется посрамленным. Появляется Керубино, который поет Графине свой пылкий романс, а Сюзанна начинает делать ему женскую прическу.

В то время как она уходит за платьем для Керубино, за дверью слышится голос Графа, и паж быстро прячется в соседней комнате. Граф уже получил донос Фигаро, и у него возникают ревнивые подозрения. Графиня уверяет его, что в соседней комнате находится Сюзанна, но разгневанный Граф решает взломать дверь и отправляется вместе с супругой за орудиями взлома. Все это видит вернувшаяся Сюзанна. Она выпускает Керубино, который решается ради чести Графини выпрыгнуть из окна в сад, а сама занимает его место. Когда Граф возвращается, Графиня не выдерживает и признается, что в комнате спрятан Керубино. Возмущению Графа нет предела, но каково же изумление обоих супругов, когда из соседней комнаты появляется Сюзанна. Графу ничего не остается, как просить у Графини прощения. В этот момент появляется Фигаро, который призывает начать свадьбу. Граф укоряет его за разоблаченный "донос", но в этот момент все вновь усложняется из-за прихода садовника Антонио, дяди Сюзанны. Он жалуется Графу на то, что из окна выпрыгнул какой-то мужчина и сломал цветы на клумбе. Чтобы выпутаться, Фигаро приходится сказать, что это прыгнул он, якобы спасаясь от гнева Графа за донос. Новая трудность возникает, когда Антонио передает Графу бумагу, оброненную беглецом. Графиня и Сюзанна подсказывают Фигаро, что это приказ Керубино о назначении в полк, на котором недоставало печати. Так Фигаро удается провести Графа-казалось, уже ничто не может помешать свадьбе, но в это время появляются со своими претензиями Марцелина, Бартоло и Базилио. Вместо свадьбы Граф назначает суд над Фигаро.

III действие . Размышляя в зале замка, полный ревнивых подозрений, Граф решает проверить, действительно ли Керубино уехал в полк. Появившаяся Сюзанна по просьбе Графини притворно соглашается на свидание с Графом. От этого во многом зависит, состоится ли ее свадьба. Неосторожно Сюзанна бросает Фигаро реплику, что уже выиграла дело. Это слышит Граф, у которого вновь разгорается ревность и желание отомстить Фигаро.

Суд решает дело в пользу Марцелины, но находчивый Фигаро говорит, что должен посоветоваться о свадьбе со своими потерянными родителями. На его руке есть метка, по которой Марцелина узнаёт в Фигаро своего похищенного в детстве сына, а его отцом оказывается Бартоло, когда-то ухаживавший за Марцелиной. В разгар всеобщей радости появляется Сюзанна, которая пришла, чтобы уплатить сопернице долг Фигаро из своего приданого. Но видя, как он целует Марцелину, она дает ему пощечину за измену. Недоразумение быстро разъясняется, и уже ничто не может помешать отпраздновать в замке две свадьбы -- Фигаро и Сюзанны, Марцелины и Бартоло.Графиня вновь тоскует о прошедшем счастье. Она поджидает Сюзанну, чтобы ввести ее в подробности своего плана разоблачения Графа, и диктует письмо, в котором Сюзанна назначает ему свидание. Но пойти на него должна в платье Сюзанны Графиня.

Появившиеся крестьянские девушки прославляют свою госпожу Среди них прячется и переодетый в женское платье дочкой садовника Барбариной Керубино. Однако Антонио и Граф разоблачают его. Раскрывается и история с "прыжком" Фигаро. Завершается все действие, торжественным свадебным шествием, прославлением Графа и новобрачных. Во время этой церемонии Барбарина передает Графу записку Сюзанны о свидании. Все это видит Фигаро, но не подозревает, что записка имеет отношение к Сюзанне -- по просьбе Графини она участвует в новой интриге, не посвятив в нее Фигаро:

IV действие. Вечер в парке Графа. Расстроенная Барбарина ищет булавку, которой была скреплена записка к Графу. Возврат булавки служил знаком согласия. Подошедший Фигаро узнает от доверчивой Барбарины о свидании и приходит в отчаяние. Марцелина успокаивает его, сетуя на незавидную женскую участь. Фигаро решает выследить Сюзанну и в качестве свидетелей берет Бартоло и Базилио. Базилио считает, что нужно подлаживаться под сильных мира сего и стараться во всем им угождать. В волнении ожидающий Сюзанну Фигаро, изливая свое отчаяние и ревность, с едкой насмешкой говорит о неверности женского сердца. Посвященная Марцелиной в план Фигаро Сюзанна, переодетая в платье Графини, нарочно его поддразнивает, делая вид, что с нетерпением ожидает возлюбленного. Атмосфера прекрасной природы, очарование ночи словно сливаются с атмосферой любовного свидания. Вместе с Сюзанной появляется и переодетая в ее платье Графиня. Не заметивший подмены Керубино начинает ухаживать за Графиней, принимая ее за Сюзанну (с этого момента начинается финал -- Видя это, подошедший Граф дает Керубино пощечину, которая достается стремящемуся увидеть все поближе Фигаро. Граф пытается увести подальше мнимую Сюзанну, но Фигаро вспугивает его. Теперь он окончательно убедился в неверности своей возлюбленной и, желая отомстить Графу, решает поухаживать за Графиней, так как тоже не заметил обмана. Но вскоре он по голосу узнал Сюзанну, которая пришла в возмущение от "измены" супруга. Появившийся Граф застает их на месте "преступления" и созывает быть свидетелями всех слуг. Когда подмена обнаруживается и Граф оказывается посрамленным, ему ничего не остается, как просить извинения у Графини. Так благодаря уму и находчивости слуг удается наказать самовлюбленного барина. Всеобщим прославлением радости и веселья завершается этот "безумный день".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оперное творчество М оцарта

План лекции

1. Роль оперы в творчестве Моцарта

2. Жанровые разновидности в оперном творчестве Моцарта

3. Оперное реформаторство Моцарта

4. Значение либреттистов в успехе опер Моцарта

5. Музыкальные характеристики

1. Роль оперы в творчестве Моцарта

Моцарт писал оперы на протяжении почти всей творческой жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста.

К первым операм относятся:

в возрасте 11-12 лет - «Аполлон и Гиацинт», опера buffa «Мнимая простушка», зингшпиль «Бастьен и Бастьенна»;

в возрасте 14 лет- первая опера seria «Митридат, царь Понтийский».

Последняя опера - «Волшебная флейта» - написана в год смерти.

Опера является одним из ведущих жанров в творчестве Моцарта.

Самыми знаменитыми из всех написанных Моцартом опер являются: «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро».

2. Жанровая разновидность в оперном творчестве Моцарта

Моцарт писал оперы различных типов и жанров: зингшпили («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»), оперы - buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы-seria («Идоменей», «Милосердие Тита»). «Дон Жуан», написанная на итальянский текст, органически сочетающая важнейшие черты трагедийного и комедийного музыкального театра и являющаяся психологической музыкальной драмой, не сводится ни к одному из этих типов. Однако при этом любой из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов иного жанра. Примером является ария Графини из оперы «Свадьба Фигаро». Сама опера по основным жанровым признакам - опера buffa. Но образ графини из этой оперы не может быть сведен к типу буффонных: её первая ария («Бог любви») заключает черты lamento, свойственные лирическим ариям оперы seria. В партии Констанцы из зингшпиля «Похищение из Сераля», в обеих ариях царицы Ночи из зингшпиля «Волшебная флейта» так же имеется много черт, характерных для оперы seria.

Если опера - seria деградировала в XVIII веке, то некоторые ее элементы получили новую жизнь, влившись в иные оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Следовательно, можно утверждать, что Моцарт создал иной тип драматургии.

Так известнейшая опера «Свадьба Фигаро» перерастает в реалистическую комедию характеров. Опера «Дон Жуан»- веселая драма. «Волшебная флейта» - опера - сказка, новый тип оперы нравственно философского содержания на сказочно фантастической основе.

В оперном творчестве Моцарта как бы подытожены основные пути развития музыкально драматического искусства того времени во всех его жанровых разновидностях.

3. Оперное реформаторство Моцарта

Наряду с Глюком, Моцарт является величайшим реформатором оперного искусства XVIII столетия.

Нельзя утверждать, что Моцарт и Глюк в своем реформаторстве противоречили друг другу, нет! Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт, как и он добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

В отличие от Глюка, Моцарт никогда не декларировал, но осуществил новый реформаторский взгляд на оперу.

Если Глюк боролся за то, чтобы исключить все устаревшее из оперы-seria, то Моцарт стремился внести в нее все недостающее из оперы-buffa. Он придал оперной форме изящество и человечность, углубил тени, чтобы сильнее подчеркнуть вспышки остроумия и веселья.

4. Осно вные оперные принципы Вольфганга Амадея Моцарта

1) Музыка - основа оперы . Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки»

2) E динство музыки и сценического действия . Считая музыку основой оперы, Моцарт одновременно придавал большое значение драматическому содержанию оперы. В его зрелых операх музыка всегда находится в полном единстве с развертыванием сценического действия.

В одном из писем к отцу читаем «В последней сцене II действия у Идоменея между хорами есть ария или, скорее, род каватины - здесь лучше сделать просто речитатив; там смогут хорошо поработать инструменты, потому что в этой сцене, которая будет самой красивой во всей опере, на сцене будет стоять такой шум и такое смятение, что ария в этом месте произведет плохое впечатление - и, кроме того происходит гроза- и она- то уж не прекратится из-за арии господина Раафа».

3) Текст либретто должен быть лаконичным, не затяг ивающим действие, соответствующим законам музыкальной драматургии . Моцарт считал, что оперное либретто - это не самостоятельное драматическое произведение, он добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала.

В одном из писем Моцарт пишет: «…второй дуэт будет совсем выброшен и с большей пользой, чем вредом для оперы…»

4) Обогащение оперного жанра элементами других оперных жанров и венского классицизма . Принципы Венского классицизма получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломлении; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых и финальных сценах.

5) Музыкальные характеристики участников ансамбля, в зависимости от сценической ситуации, индивидуализированы и ли объединены. Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуана», секстете из «Дон Жуана» и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонической стройной ансамблевой сцены.

6) Ансамбли являются узловыми, наиболее напряженными сценами оперы . моцарт опера реформаторский

7) С ледование номеров оперы обусловлено ходом драматического действия, а не застывшей схемой. Законченность отдельных номеров сочетаются со сквозным развитием оперной сцены

Музыкальные характеристики. Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались; в опере buffa подчеркивались не столько индивидуально - конкретные черты героев и героинь разных типов, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными «масками» с выработанными приемами выразительности, сопровождающими однотипных героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

Действующие лица в операх Моцарта - не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие единство типическое и индивидуально неповторимое.

Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон - Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («Свадьба Фигаро») - женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио - подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

4. Значение либреттистов в успехе опер Моцарта

Значение в успехе, в высоком художественном уровне опер имело обращение к либреттистам: Л.Да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Э.Шиканедером («Волшебная флейта»), П. Метастазио («Царь - пастух», «Милосердие Тита»)

Моцарт и Л. Да Понте: Встреча Моцарта и Лоренцо Да Понте была для обоих ниспосланной свыше. Аббат искал музыканта, Вольфганг - поэта. Случилось так, что в этих обстоятельствах они отлично подошли друг другу, - писал биограф Моцарта Марсель Брион.Первым совместным творением Моцарта и Да Понте стала опера «Женитьба Фигаро». Именно Да Понте добился от императора разрешения на постановку «вольнодумной» оперы на венской сцене в 1786 году. Моцарт в то время был в немилости у матери императрицы Марии-Терезии и его обязанности при дворе ограничивались сочинением танцев для маскарадов. «Женитьба Фигаро» имела столь большой успех в столице, что Иосиф II даже распорядился ограничить число вызовов на бис.

Специалисты утверждают, что в сотрудничестве с Да Понте Моцарт создал оперы, относящиеся к величайшим образцам своего жанра. Это был тот редкий случай, когда качество либретто приближалось к уровню музыки Моцарта. В строках венецианца оживал «галантный» XVIII век, его поэзия отличалась не выспренностью, или меланхолией, или безликой торжественностью, которая была тогда в моде, а жизненностью, лукавством, образностью языка ее интеллектуального и саркастического создателя.

В 1791 году Моцарт умер, а дерзкий Да Понте впал в немилость у нового императора Леопольда II и получил приказ покинуть Вену. Он был автором, в общей сложности, тридцати шести пьес и сотен сонетов, но остался в памяти как соавтор непревзойденного «моцартовского триптиха» - «Женитьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Так поступают все или Школа влюбленных».

Моцарт и П. Метастазио . Когда в середине августа 1790 года Моцарт получил заказ на сочинение «Милосердия Тита», он находился в расцвете творческих сил. Теперь представители чешских сословий решили отметить постановкой оперы Моцарта важное государственное событие -- коронацию чешской короной недавно взошедшего на престол австрийского императора Леопольда II. В качестве либретто был предложен неоднократно использованный для подобного рода торжеств, прославляющих государя, текст Пьетро Метастазио (1698--1782). Один из самых знаменитых итальянских либреттистов, он с 1729 года был придворным поэтом в Вене и создал около 60 либретто, считавшихся образцовыми.

Для Моцарта либретто Метастазио обработал венецианец Катерино Мадзола (1745--1806), автор около 30 либретто, преимущественно опер-буффа. В мае -- июле 1791 года он обсуждал с Моцартом сочинявшуюся композитором «Волшебную флейту» и тогда же получил приглашение работать над «Милосердием Тита». Как обычно в опере-seria, исторические события, связанные с именами прославленных героев, не имеют значения для развития драмы. Тит Флавий Веспасиан римский император в 79--81 годах нашей эры, известный своими воинскими подвигами, разгромом Иудейского восстания и разрушением Иерусалима, предстает чувствительным любовником. По словам друга Гёте руководителя Берлинской певческой академии К. Ф. Цельтера, этот Тит «был влюблен во всех без исключения девушек, которые все как одна хотели его убить».

Музыка «Милосердия Тита», по утверждению жены композитора Констанцы, была написана за 18 дней

За четыре дня до коронации по повелению императора Леопольда был показан «Дон Жуан», которым, предположительно, дирижировал сам Моцарт. А в день коронации, 6 сентября 1791 года, состоялась премьера «Милосердия Тита». Успех был средним, пражане отнеслись к опере без энтузиазма, а императрица (испанская принцесса) обозвала по-итальянски моцартовскую музыку «немецким свинством».

Интересные факты

1. Моцарт вступил в общество масонов («свободных каменщиков») в 1784 году и написал несколько кантат для их церемоний. Есть мнение, что в «Волшебную флейту» он включил их идеалы дружбы, мудрости, преклонения перед природой и жертвенности. Либреттист Моцарта также был когда-то масоном. Моцарт умер всего через девять дней после премьеры оперы, и поговаривали, что он был убит, так идея оперы раскрыла некоторые тайны современного ему общества

2. - Послушай, Моцарт! Ты непременно должен мне помочь! - заявил как то директор маленького театра, член масонской ложи Шиканедер, поблескивая своими маленькими хитрыми глазками. Мне надо поставить такую пьесу, которая бы создала славу моему предприятию. Венцы любят все легкое и веселое. Вот и я надумал обратиться к тебе, чтобы ты написал мне оперу «Волшебная флейта»! Я не пожалею расходов на декорации, всякого рода театральные эффекты и удивительные волшебные превращения. Желая выручить из беды своего знакомого ещё с зальбургских времен, Моцарт согласился писать оперу, не требуя денег.

3. Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой «Дон Жуан» Моцарт и да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.

4. Строки либретто «Дон Жуана» из сцены на кладбище послужили эпиграфом к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость» и к «Поэме без героя» Анны Ахматовой.

5. Опера «Женитьба Фигаро» привлекла Моцарта не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но да Понте добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше - идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой - получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение.

6. При написании оперы «Свадьба Фигаро» произошел один занятный случай:К весне1786 г. Опера была закончена. Оставалось написать лишь увертюру. Улучив благоприятный момент, да Понте явился к императору Иосифу II с текстом либретто.

Что это? «Свадьба Фигаро»! - воскликнул тот.- Но ведь я же запретил представление этой пьесы в наших театрах!

В надежде на снисхождение вашего величества, - ответил да Понте, - я решил переделать эту комедию в либретто, сократив и выпустив все то, что могло бы шокировать благородную венскую публику. Одним словом, я сделал из неё самый невинный и веселый сюжет для оперы, достойный театра, имеющего счастье постоять под вашим покровительством.

Но если это опера, кто же напишет к ней музыку?

Музыка написана уже господином Моцартом.

Слова эти отнюдь не вызвали сочувствия его величества. Лицо Иосифа II мгновенно приняло такой надменный и недовольный вид, какого да Понте не стал поправлять императора.

Моцартом? Но вы же знаете, что Моцарт, хотя и пишет замечательную инструментальную музыку, сочинил всего лишь одну оперу, да и та не имеет особой ценности.

Невежество Иосифа II, мнившего себя тонким знатоком музыки, немало поразило да Понте. Моцарт был к тому времени автором 11 опер. Однако да Понте не стал поправлять императора.

И я со своей стороны тоже мог бы оказаться автором либретто всего лишь одной оперы, поставленной в Вене, если бы был лишен милостивой снисходительности вашего величества, - смиренно ответил он. - Что касается музыки этой оперы, написанной Моцартом, то, насколько я могу судить, она совершенно изумительной красоты. Осмелюсь представить партитуру оперы на усмотрение вашего гения, который всем нам хорошо известен…

Ловкий и хитрый аббат пустил в ход всю свою дипломатию, всё своё красноречие. При этом он распространялся не столько о достоинствах моцартовской музыки, сколько о тонком музыкальном вкусе Иосифа II. Согласие на постановку было дано

7. Известнейший Миланский оперный театр Ла Скала заказал 14-летнему Моцарту создать оперу "Митридат, царь Понтийский"

8. В 1782 г. состоялась премьера оперы «Похищения из Сераля», прошедшая с огромным успехом. Опера не понравилась только императору, обвинившему музыку Моцарта в излишней «учености». «Слишком хорошо для наших ушей, и ужасно много нот, мой милый Моцарт» - сказал Иосиф II композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество» - возразил композитор

5. Музыкальные характеристики

В сего за свою жизнь Моцартом было написано более 20 опер

1. «Аполлон и Гиацинт» 1767 г. Школьная опера (латинская комедия)

2. «Долг первой заповеди» 1767 г. Духовный зингшпиль

3. «Бастьен и Бастьенна» 1768 г. Ученический зингшпиль. Либретто Ф. Вайскерна

4. «Притворная простушка» 1768 г. Упражнение в жанре опера-buffa, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони,

5. «Митридат, царь Понтийский» 1770 г. Опера - seria. Либр. В. А. Чинья- Санти по трагедии Ж. Расина

6. «Асканий в Альбе» 1771 г. Опера - серенада (Пастораль). Либр. Дж. Парини

7. «Сон Сципиона» 1772 г. Опера - серенада (Пастораль). Либр. П. Метастазио

8. «Луций Сулла» 1772 г. Drama per musica. Либр. Дж. Парини

9. «Тамос, король Египта» 1773-1775 г.

10. «Мнимая садовница» 1775 г. Либр. Кальцабиджи

11. «Царь- пастух» 1775г. Drama per musica. Либр. П. Метастазио

12. «Заида» 1779 г. Зингшпиль

13. «Идоменей, царь Критский» 1781 г.Опера -seria.

14. «Похищение из сераля» 1782г. Зингшпиль Либр. Брецнера

15. «Директор театра» 1768 г. Музыкальная комедия

16. «Женитьба Фигаро» 1786 г. Опера-buffa. Либр. Л. Да Понте по комедии Бомарше

17. «Дон Жуан» 1787 г. Drama giocoso. Либр. Л. Да Понте по испанской легенде

18. «Так поступают все» 1790 г. Опера - buffa. Либр. Л. Да Понте

19. «Милосердие Тита» 1791 г. Опера - seria. Либр. П. Метастазио

20. «Волшебная флейта» 1791 г. Зингшпиль. Либр. Э. Шиканедер

Задания

Задания на оценку «3»

Используя текст ответьте на вопросы:

1) Во сколько лет Моцарт написал свою первую оперу (какую)?

В каких жанрах были написаны оперы Моцарта?

Что для Моцарта являлось основой оперы?

_____________________________________________________________

2) Почему комедия Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» была запрещена в Австрии цезурой?

_____________________________________________________________

3) Кто кроме Моцарта был величайшим реформатором оперного творчества?

____________________________________________________________

4) Назовите последнюю оперу написанную Моцартом?

_____________________________________________________________

5) Роль ансамблей в операх Моцарта

8) В чем заключались принципы венского классицизма в оперном творчестве Моцарта?

9) Сколько всего опер написано Моцартом?

_________________________________________________________________________

10) В чем заключалось соединение Моцартом разных оперных жанров?

___________________________________________________________________________

Задания на оценку «4»

Выполните тест , выбрав правильный вариант ответа.

1)С какими либреттистами работал Моцарт?

А) Стефании

Б) Метастазио

С) Шиканедер

2) Итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Для нее характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, подвижность действия, пародия, яркая живая жанровая мелодика, ясность стиля.

3) В 1782 г. была написана опера

А) «Идоменей, царь Критский»

Б) «Дон Жуан»

С) «Похищение из сераля»

Д) «Асканий в Альбе»

4) Опера «Волшебная флейта» написана в жанре
А) Зингшпиль

5) Опера seria создавалась на основе

А) бытовых ситуаций

Б) героико-мифологического сюжета

С) легендарно- исторического сюжета

Д) Комических и жизненных ситуаций

А) «Дон Жуан»

B) «Луций Сулла»

C) «Милосердие Тита»

D) «Сон Сиццилиана»

7) В основу какой оперы легла испанская легенда?

А) «Дон Жуан»

В) «Похищение из Сераля»

С) «Асканий в Альбе»

D) «Царь пастух»

А) «Царь пастух»

В) «Женитьба Фигаро»

С) «Заида»

D) «Так поступают все»

9) Разновидность комической оперы с разговорными диалогами, сложившаяся в XVIII в. в Австрии и Германии

А) Опера - seria

B) Зингшпиль

С) Опера- buffa

10) Какую оперу можно назвать оперой- сказкой нравственно - философского содержания?

А) «Аполлон и Гиацинт»

В) «Притворная простушка»

С) «Волшебная флейта»

D) «Бастьен и Бастьенна»

Ответы на задания №2: 1) Б,С 2) Опера - buffa 3) С 4) А 5) Б, С 6)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сведения о родителях В.А. Моцарта, его творческие достижения в детском возрасте. Особенности характера австрийского композитора. Знаменитые оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". "Реквием" - последнее музыкальное произведение Моцарта.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Биография В.А. Моцарта - австрийского композитора и исполнителя-виртуоза, представителя Венской классической школы. Первые шаги в Вене, свадьба, пик творчества, финансовые трудности, болезнь. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".

    презентация , добавлен 14.02.2015

    Листування Моцарта з батьком. Видатні здібності Вольфганга Амадея Моцарт. Висловлювання сучасників про велику значущість творів Моцарта. Лікувальний ефект, яким володіють всі твори Моцарта. Використання мінору, хроматизмів, перерваних оборотів у сонатах.

    презентация , добавлен 23.11.2017

    Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.

    доклад , добавлен 10.11.2010

    Биографический очерк жизни и творческой деятельности В.А. Моцарта - великого австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза, клавесиниста, органиста. Сочетание австрийской, немецкой и итальянской народной песенности в творчестве Моцарта.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Методика логического разбора формы III части сонаты A-Dur В.А. Моцарта. Определение и изучение формы данного произведения, его характерные свойства и признаки. Основной принцип рондо и эволюция данной формы. Место и роль рондо в творчестве Моцарта.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2010

    Иерархия жанров, предустановленная классицистской эстетикой XVIII столетия. Особенности концертов Л.В. Бетховена. Форма оркестровой и фортепианной экспозиции. Сравнительный анализ трактовки жанра концерта в творчестве В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2015

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Естетичні витоки трактування хорового елементу в опері "Ідоменей". Аналізу трансформації традицій опери seria в творчості В.А. Моцарта на прикладі опери "Ідоменей". Хоровий елемент в опері В.А. Моцарта "Ідоменей" в естетичному аспекті його трактування.


Дитина Ольга Сергеевна

МБУ ДО «Череповецкая районная школа искусств»

Оперное творчество Моцарта.

Среди многообразных жанров моцартовского творчества опера была самым любимым. Моцарт писал оперы на протяжении почти всей творческой жизни. Его ранние оперы («Аполлон и Гиацинт», opera buffa «Мнимая простушка» и зингшпиль «Бастиен и Бастиенна») написаны в возрасте 11 – 12 лет, опера seria «Митридат, царь Понтийский» - в возрасте 14 лет, последняя опера – «Волшебная флейта» - написана в год смерти.

Для понимания оперной эстетики Моцарта весьма существенно его высказывание: «В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки». Из этого краткого афоризма становится ясным принципиальное отличие взглядов на оперу Моцарта от взглядов Глюка, который стремился подчинять музыку драматическому действию. Но, считая музыку основой оперы, Моцарт одновременно придавал большое значение драматическому содержанию оперы. В его зрелых операх музыка всегда находится в полном единстве с развертыванием сценического действия. Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер. Композитор считал, что текст либретто должен быть по возможности лаконичным, в нем не должно быть ничего, что затягивало бы действие.

Моцарт требовал от своих либреттистов максимальной лаконичности и внимания к музыке. Отдавая первенство музыке, Моцарт подходил к опере как сложному синтетическому художественному организму, а не только как к музыкальному произведению. Он был убежден, что оперное либретто не является самостоятельным драматическим произведением, и настойчиво, упорно добивался полного его соответствия задачам музыкальной драматургии.

Творчество Моцарта охватывает почти все оперные жанры эпохи – seria («Идоменей», «Милосердие Тита»), buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), зингшпиль («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»). Начав свой путь в опере со сложившихся образцов, в зрелые годы композитор пришел к созданию совершенно новых оперных типов. В них он отобразил обязательные для классицизма законы о разграничении высоких (серьезных, трагических) и низких (комедийных) жанров, объединив их черты в рамках новой реалистичной драматургии. Особенно ярко это проявилось в трех главных вершинах оперного творчества Моцарта – «Свадьбе Фигаро», «Дон-Жуане» и «Волшебной флейте». При этом опорой композитору служили, прежде всего, buffa и зингшпиль – разновидности комической оперы.

Периодизация

Хронологическое расположение важнейших опер Моцарта, созданных в 8-е годы, представляет собой своеобразную симметрию. В начале и в концедесятилетия располагаются два зингшпиля – «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791),написанные на немецкие тексты с разговорными диалогами вместо речитативов. Внутри него – 2 оперы на итальянские тексты, развивающие традиции итальянской оперыbuffa – «Свадьба Фигаро» (1786), «Так поступают все» (1790), а между ними «Дон Жуан» (1787), сочетающая важнейшие черты трагедийного и комедийного музыкального театра и являющаяся психологической музыкальной драмой.

Оперное творчество Моцарта

Моцарт писал оперы в течение всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Однако высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782-1791 годы). Моцарт писал оперыразличных типов и жанров .

Оперное реформаторство Моцарта. Наряду с Глюком, Моцарт былвеличайшим реформатором оперного искусства XVIII столетия . Однако, в отличие от него, собственнуюреформу не декларировал теоретически . Отталкиваясь от иных эстетических предпосылок, Моцарт сделал другой тип музыкальной драматургии.Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки». Однако из этого не нужно делать вывод, что Моцарт не придавал крупного значения либретто оперы. Напротив, оперная музыка Моцарта располагается в полном единстве с развитием сценического действия. Отношение к либретто .

О том, что Моцарт был очень требователен к либретто своих опер, свидетельствуют его высказывания в письмах. Специальный интерес представляют в этом отношении послания Моцарта к отцу из Мюнхена в связи с готовившейся там постановкой оперы «Идоменей». Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим воздействие. В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутье и понимание оперной сцены с ее специфическими закономерностями. Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, невзирая на традиционные условности жанра оперы-seria в «Идоменее».

Будучи твердо убежден в том, что оперное либретто - это не самостоятельное драматическое произведение , Моцарт упорно и упорно добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургиипри безраздельном господстве музыкального начала (В этом отношении эстетика Моцарта близка эстетике Римского-Корсакова, утверждавшего, что «опера в первую очередь произведение музыкальное»). Так он работал с либреттистами: Стефани («Похищение из сераля»), да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Шиканедером («Волшебная флейта»). Идя другими путями, чем Глюк, Моцартдобился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля .

Соотношение оперных жанров .

Моцарт писал оперы в жанрах оперы-seria, оперы- buffa и зингшпиля . Однако при этом любой из жанров Моцартобновляет и обогащает путем привнесения элементов иного жанра и принципов венского классического симфонизма . Так,«Свадьба Фигаро » написана в традициях оперы- buffa , однако не все в ней укладывается в рамки этого жанра, в том числе обе арии графини характерны скорее для оперы-seria. То же так сказать о роли Констанцы в«Похищении из сераля» или о партии Царицы Ночи в«Волшебной флейте». Если опера-seria деградировала в XVIII веке, то некоторые ее элементы получили новую жизнь, влившись в иные оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Оперы-seria Моцарта«Митридат -- царь Понтийский » и «Идоменей » уже потеряли собственную сценическую жизнь; однако они сыграли значительную роль, обогатив его оперы- buffa и зингшпили, сохраняющие свое значение в репертуаре оперных театров. При этомстилистическая основа во всех операх Моцарта - венский классицизм. Его принципы получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломление; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, в особенности в крупных ансамблевых сценах и финалах.

Музыкальные характеристики .

Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц , героев оперы. В итальянской опере-seria музыкальные параметры героев практически абсолютно игнорировались, в опере- buffa подчеркивались не столько индивидуально-конкретные черты героев, сколько типические. Эти параметры были особого рода музыкальными «масками» с выработанными приемами выразительности, сопровождавшими однотипных героев и героинь в различных операх. До Моцарта в оперном жанре не было достигнутоединство обобщенного, типического и индивидуального , конкретного в музыкальных характеристиках героев, отсутствовала и многогранность таких характеристик. Действующие лица в операх Моцарта - не только лишь традиционные типы, но еще и живые люди,сочетающие в единстве типическое и индивидуально-неповторимое. В этом отношении музыкальный театр Моцарта -- высшее достижение реализма в музыкальной драматургии XVIII столетия . Насчет мастерства музыкальных характеристик действующих лиц в операх Моцарта писал А. Н. Серов: «Неизъяснимая для художников способность: одною силой творческого воображения абсолютно уничтожать в себе свое я, переселяться словно всем существом в иные, абсолютно чуждые душе поэта личности, - чувствовать, мыслить, жить за них, - короче говоря, создавать абсолютно некоторые лица, столько же независимые от поэта и друг от друга, как и действительные, реальные люди, с плотью и кровью, - вот что составляет отличительное свойство художника объективного, драматического. Моцарт в этом отношении, так сказать, равен Гете и самому Шекспиру, по крайней мере в количестве музыкантов наиболее гениальных никто, ни даже великий Глюк, в этом отношении не может с ним сравниться; лица опер Моцарта - абсолютно живые люди, с отдельными, до крайности разными характерами, с тонкими, чисто индивидуальными тонами таких характеров ».

Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами , складывающимися в многогранный и цельный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («Свадьба Фигаро») - женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио - подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств. Музыкальные параметры действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только лишь в сольных номерах или в дуэтах, но еще и в некоторых крупных ансамблях. В финалах «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуана», в секстете из «Дон-Жуана» и в некоторых иных ансамблях любой из участников имеет собственную интонационную сферу. Создается одновременное сочетание различных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонически-стройной ансамблевой сцены. Хотя в некоторых ситуациях, когда это диктуется сценической ситуацией, Моцарт наделяет единой характеристикой группу действующих лиц, живущих общими помыслами и стремлениями. Подобный прием использован, к примеру, в финале I-го действия «Свадьбы Фигаро» или в сцене послания из II-го действия той же оперы. Сюзанна и графиня, отправляющие графу любовную записку, объединены одним желанием: одурачить графа и наказать его. Потому они охарактеризованы одинаковой музыкой. В некоторых ситуациях одни действующие лица как бы «заимствуют» характеристику у иных. К примеру, в арии Лепорелло, посвященной описанию любовных приключений Дон-Жуана, охарактеризован не только лишь Лепорелло, но еще и Дон-Жуан. Так гибко и свободно подходил Моцарт к проблеме музыкальных характеристик в опере, являющихся одним из высоких достижений его музыкальной драматургии.

Оперы -

духовный зингшпиль (сценич. оратория) Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я ч. коллективного соч., 1767, Зальцбург);

школьная опера (лат. комедия) Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либр. Р. Видля по «Метаморфозам» Овидия, 1767, Зальцбургский ун-т);

оперы-сериа: Митридат, царь понтийский (Mitridate, re di Ponto, либр. В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770, Милан, т-р «Реджо дукаль»), Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781, Мюнхен, Резиденцтеатр), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. П. Метастазио, переделка К. Маццолы, 1791, Прага, Сословный т-р);

serenata teatrale Асканий в Альбе (Ascanio in Alba, либр. Дж. Парини, 1771, Милан, т-р «Реджо дукале»), serenata drammatica Сон Сципиона (Il sogno di Scipione, либр. П. Метастазио, 1772, Зальцбург);

dramma per musica Луций Сулла (Lucio Silla, либр. Дж. де Гамерры, переделка П. Метастазио, 1772, Милан, т-р «Реджо дукале»); dramma per musica Царь-пастух (Il re pastore, либр. П. Метастазио, 1775, Зальцбург);

оперы-буффа: Притворная простушка (La finta semplice, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони, 1768, пост. 1769, Зальцбург), Мнимая садовница (La finta giardiniera, либр. предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775, Мюнхен, Редутенхаус), Каирский гусь (L’oca del Cairo, либр. Дж. Вареско, 1783, не закончена; с новым франц. либретто и доп. из «Обманутого жениха» пост. 1867, Париж), Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783, не закончена), Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro, либр. Л. Да Понте по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1786, Вена, «Бургтеатр»), Все они таковы (Cosi fan tutte, либр. Л. Да Понте, 1790, Вена, «Бургтеатр»);

dramma giocoso Дон Жуан (Наказанный распутник, или Дон Жуан, Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni, либр. Л. Да Понте по испан. легенде, обработанной в комедии «Севильский обольститель, или Каменный гость» Тирсо де Молина, и частично по либр. Дж. Бертати из оперы «Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость» Дж. Гаццаниги, 1787, Прага, Национальный театр графа Ностица);

зингшпили: Бастьен и Бастьенна (либр. Ф. Вайскерна по пьесе «Любовь Бастьена и Бастьенны» Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу «Деревенский колдун» Ж. Ж. Руссо, 1768, Вена, частный дом), Заида (Сераль, Zaide, Das Serail, либр. А. Шахтнера, 1779-80, не закончена, 1866, Франкфурт-на-Майне, Штадттеатр), Похищение из сераля (Die Entfьhrung aus dem Serail, либр. К. Ф. Брецнера, переделка Г. Стефани-младшего, 1782, Вена, Нац. придв. т-р - «Бургтеатр»);

Komedie mit Musik Директор театра (Der Scnauspieldirektor, либр. Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шёнбрунн);

большая опера Волшебная флейта (Die Zauberflцte, либр. Э. Шиканедера по сказке «Лулу, или Волшебная флейта» К. М. Виланда с доп. из его же сказок «Лабиринт» и «Умные мальчуганы», а также по либр. К. В. Хенслера из оперы «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера, драмы «Томас, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера и романа «Сетос» Ж. Террасона, 1791, Вена, «Виденертеатр»);