Что делать, если фсс не принял расходы по больничным листам. Как учесть суммы пособий, не принятых фсс рф Непринятые расходы фсс проводки бюджет

При проверке правильности начисления пособий по больничным листам в первом полугодии 2017 года ФСС не принял к зачету несколько выплат. Нужно ли включить эти суммы в налоговую базу по страховым взносам и, соответственно, начислить взносы? Как правильно следовало отразить в бухучете и расчете по страховым взносам за девять месяцев 2017 года данные действия?

Официальная позиция: нужно доначислить взносы

Согласно официальной позиции Минфина (которая доведена до сведения территориальных органов ФНС Письмом от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093 ) суммы начисленных работнику выплат, которые не являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию (по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки), подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с гл. 34 НК РФ в общеустановленном порядке (Письмо от 01.09.2017 №  03 ‑15 ‑07/56382 ).

В обосновании данного вывода чиновники сослались на содержание ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 №  255 ‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . Из этой нормы следует, что территориальный орган ФСС принимает решение о непринятии расходов к зачету в случае, если таковые произведены с нарушением законодательства РФ, не подтверждены документами, осуществлены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Это означает, что выплаченные пособия не имеют статуса страхового обеспечения (в данном случае - статуса пособий по временной нетрудоспособности, не подлежащих обложению взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ ), что и обуславливает необходимость обложения таких сумм страховыми взносами на общих основаниях.

Если следовать данной логике, в расчете по страховым взносам за девять месяцев 2017 года база для исчисления страховых взносов и сумма исчисленных страховых взносов по каждому виду страхования должны быть увеличены на суммы не принятых к зачету пособий и начисленных на них взносов.
Что касается не принятых к зачету выплат, согласно п. 8 ст. 431 НК РФ органы ФСС направляют информацию о них в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 №  03 ‑15 ‑06/44403 ). Таким образом, сведения об отказе органом ФСС в зачете выплаченных пособий поступают в налоговый орган независимо от волеизъявления плательщика взносов.

В бухгалтерском учете не возмещаемая ФСС сумма должна быть сторнирована путем формирования проводки Дебет 69 Кредит 70 методом «красное сторно». Затем следует сделать новую запись Дебет 91 ‑2 Кредит 70 на ту же сумму.

Судьям важны причины отказа в зачете

Когда ФСС отказывает в зачете расходов на выплату пособий, не опровергая факт наступления страхового случая, арбитры считают, что увеличивать базу по страховым взносам не следует.

Так, в Определении ВС РФ от 04.08.2017 №  308 ‑КГ17-680 была удовлетворена жалоба предприятия на действия ФСС по увеличению базы по страховым взносам на выплату пособий по беременности и родам внешним совместителям лишь потому, что они работали на предприятии меньше двух лет и оно не представило справки с основного места работы этих сотрудников о том, что им не выплачивалось такое пособие. Применительно к данной ситуации отказ фонда в принятии к зачету расходов на выплату спорных пособий не меняет их статуса - выплат, обусловленных наступлением страхового случая, то есть статуса страхового обеспечения. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. На эти выводы опирался ВС РФ и в другом судебном акте (см. Определение от 11.08.2017 №  310 ‑КГ17-10343 ), затем ссылки на августовский документ появились и в постановлениях окружных судов.

В постановлениях АС ЗСО от 28.09.2017 № Ф04-3452/2017 , от 11.09.2017 № Ф04-3182/2017 прозвучал еще один важный довод против включения не принятых ФСС сумм в базу по страховым взносам: в отсутствие опровержения факта наступления страхового случая отказ в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов. Социальная природа указанных выплат сохраняется, а факт непринятия к зачету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции.

По мнению Минфина (которое учитывается налоговыми органами), если ФСС отказал организации в зачете расходов, соответствующие суммы пособий перестают быть таковыми и должны облагаться страховыми взносами на общих основаниях в качестве заработка сотрудников.

При этом чиновники не поясняют, почему спорные выплаты следует считать именно оплатой труда, а не выплатой, к примеру, материальной выгоды работникам (которая в пределах 4 000 руб. не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами). У несогласных с такой постановкой вопроса есть шанс отстоять в суде необложение спорных сумм страховыми взносами.

Важно, чтобы страховой случай действительно имел место. С августа 2017 года уже несколько подобных дел разрешено в пользу предприятий.
До этого момента вопрос решался по‑разному, были и отказные постановления. Если, например, ФСС не принял к зачету суммы выплаченных пособий по причине погрешности в расчетах, задвоения выплат и иных ошибок, приведших к неправильному определению величины пособия, судьи поддерживали чиновников и признавали правомерным исчисление страховых взносов с данных выплат (Постановление АС ДВО от 21.04.2017 №  Ф03-495/2017 по делу № А51-13753/2016 ).

Такое возможно, если пособие выплачено:

  • с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Например, организация нарушила порядок начисления (расчета) пособия;
  • без подтверждающих документов. Например, без больничного листка, справки о рождении ребенка и др.;
  • на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Например, у медицинской организации, которая выдала больничный листок, отсутствует лицензия (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н).

Это следуют из пункта 4 части 1 статьи 4.2, части 4 статьи 4.6 и части 4 статьи 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Кроме того, ФСС России откажет в выделении средств на выплату пособий, если денег на банковских счетах организации недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к ним требований (ч. 3.1 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

То есть если, изучив представленные организацией документы, территориальное отделение выяснит, что остатка на счете не хватает для того, чтобы погасить все предъявленные к нему требования в порядке очередности, деньги на выплату пособий оно не перечислит.

Ситуация: может ли ФСС России отказать в возмещении пособия по беременности и родам на том основании, что сотрудница не обладает необходимой квалификацией для работы по специальности ?

Да, может, если ФСС России удастся доказать фиктивность трудовых отношений.

По общему правилу ФСС России может отказать в возмещении пособия, если оно было начислено с нарушением законодательства. В ходе ревизии сотрудники фонда вправе проверить любые документы, связанные с начислением платежей в фонд, а также подтверждающие произведенные организациями расходы на цели обязательного социального страхования (в т. ч. расходы на выплату пособий по беременности и родам).

Такой порядок следует из части 7 статьи 34, части 22 статьи 35 и статьи 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 4 статьи 4.6 и части 4 статьи 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Конкретных перечней проверяемых документов, а также оснований для отказа в возмещении пособия по беременности и родам законодательство не содержит.

Сотрудники ФСС России могут отказать организации в возмещении пособия при наличии обстоятельств, которые свидетельствуют об умышленном создании искусственной ситуации с целью неправомерного получения средств из фонда (завышения размера пособия). Практика проверок показывает, что одним из таких оснований может быть отсутствие у сотрудницы необходимой квалификации для работы на занимаемой должности (т. е. женщину приняли в штат не для реального выполнения ею трудовых функций, а лишь для получения пособия по беременности и родам).

Арбитражные суды подтверждают правомерность действий ФСС России в таких ситуациях, если в дополнение к недостаточной квалификации сотрудницы есть и другие факты, которые в совокупности свидетельствуют о фиктивном характере трудовых отношений и трудоустройстве только с целью получения пособий. Такими фактами могут быть родственные отношения с руководителем организации-работодателя, необоснованно завышенный размер зарплаты, прием на работу незадолго до наступления декретного отпуска и т. д. (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 октября 2015 г. № 304-КГ15-13356, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2015 г. № Ф04-21153/2015, Восточно-Сибирского округа от 18 сентября 2014 г. № А19-16413/2013, ФАС Уральского округа от 16 июня 2011 г. № Ф09-3014/11-С2).

Вместе с тем, сам по себе вывод проверяющих об отсутствии у сотрудницы достаточной квалификации для работы на занимаемой должности не может быть основанием для отказа в возмещении пособия. Чтобы выиграть дело в суде, сотрудники ФСС России должны представить неопровержимые доказательства того, что уровень образования и опыт работы данного специалиста действительно не позволяют ему выполнять порученную работу. И если доводы проверяющих не убедят судей, организация сможет отстоять свое право на возмещение пособий. Но для этого необходимо представить суду документы, подтверждающие:

  • наличие фактических трудовых отношений между сотрудницей и организацией-работодателем (в т. ч. трудовой договор, табель учета рабочего времени, расчетные ведомости);
  • реальное выполнение сотрудницей трудовых обязанностей;
  • необходимость и обоснованность приема на работу данного специалиста;
  • факт наступления страхового случая и выплаты пособия по беременности и родам (в т. ч. правильно оформленный больничный листок).

Есть примеры из арбитражной практики, которые подтверждают право организаций на возмещение пособий из ФСС России в аналогичных ситуациях (см., например, определение ВАС РФ от 1 ноября 2013 г. № ВАС-11916/13, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2013 г. № А33-19621/2011, Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2011 г. № А27-17239/2010, Уральского округа от 14 сентября 2011 г. № Ф09-5130/11).

Как действовать, если получили отказ от ФСС России

О том, что вашей организации отказано в возмещении расходов, территориальное отделение ФСС России сообщит в мотивированном решении. Такой документ сотрудники фонда направят вам в течение трех рабочих дней с даты, когда решение было вынесено (ч. 5 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Форма такого решения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1014н. Если с решением фонда вы не согласны, то можете обжаловать его в региональном отделении ФСС России или в суде (ч. 6 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Если же возражений с вашей стороны нет, то можно пойти по одному из следующих путей:

  • попросить сотрудника добровольно вернуть переплату (в кассу или на банковский счет организации);
  • удержать деньги из зарплаты с согласия сотрудника;
  • взыскать переплату через суд.

Кроме того, работодатель может и не удерживать (не взыскивать) с сотрудника ошибочно выплаченное пособие или то, что выдали ему сверх положенного (ст. 240 ТК РФ). Тогда в бухгалтерском учете затраты на такие выплаты включите в состав прочих расходов. А вот в налоговом учете ошибочно выплаченные сотруднику и не возвращенные им (не взысканные с него) суммы не учитывайте.

Возможно и такое, что по решению руководителя организации с сотрудника взыскивают частично, а не полностью. Так позволяет поступить статья 240 Трудового кодекса РФ. Тогда в бухучете в состав прочих расходов включите только ту часть, которую не удалось взыскать с работника. Остальное вы удержите из зарплаты сотрудника.

Страховые взносы

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на ошибочно выплаченное пособие по нетрудоспособности (по беременности и родам и др.), если ФСС России отказал в возмещении затрат?

Да, нужно, если удержать ошибочно выплаченные суммы с сотрудника не удалось или по решению руководства взыскивать их не стали.

Вообще пособия по социальному страхованию входят в перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Однако если в ходе проверки специалисты территориального отделения ФСС России обнаружили, что пособие было выплачено с нарушениями, и потому не приняли его к зачету, то выплата считается начисленной в рамках трудовых отношений. То есть она должна облагаться страховыми взносами на общих основаниях, как это предусмотрено частью 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Но тут еще имеет значение, удалось ли взыскать с сотрудника неправомерно выплаченное пособие. Если да, то начислять взносы не нужно. Ведь деньги были возвращены, и значит, выплаты как таковой в итоге не было. А потому и нет объекта обложения страховыми взносами. При этом не важно, вернул сотрудник деньги добровольно или же организация взыскала их с него принудительно.

Удержать ошибочно выплаченные суммы с сотрудника не удалось или по решению руководства взыскивать их не стали? Тогда факт выплаты есть. Соответственно, придется начислить страховые взносы.

Такие разъяснения есть в письмах Минтруда России от 3 сентября 2014 г. № 17-3/ООГ-732, Минздравсоцразвития России от 30 августа 2011 г. № 3035-19.

Совет: если готовы спорить с проверяющими, то страховые взносы можете не начислять на суммы пособий, не принятых ФСС России к зачету, даже если сотрудник не вернул деньги. Вам помогут следующие аргументы.

Когда территориальные отделения ФСС России не принимают к зачету начисленные организацией пособия, социальная направленность этих выплат остается прежней. Обычно отказ фонда в компенсации расходов означает, что страхователь выплатил пособие на основании неправильно оформленных документов. И если сотрудник действительно болел или был травмирован, то пособие сохраняет свой характер материального обеспечения на случай потери трудоспособности. Пособия не связаны с оплатой труда, не являются стимулирующими выплатами и не предусматриваются в трудовых договорах. Поэтому независимо от их возмещения из бюджета ФСС России подобные выплаты подпадают под действие пункта 1 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Значит, страховыми взносами не облагаются. Правомерность такого подхода подтверждают судьи (см., например, определение Верховного суда РФ от 23 ноября 2015 г. № 304-КГ15-14441, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2015 г. № Ф04-20221/2015, ФАС Уральского округа от 8 мая 2014 г. № Ф09-2608/14).

Независимо от того, вернул пособие сотрудник или нет, у организации возникнет недоимка по страховым взносам. Ведь сумма расходов, принимаемых к вычету при расчете ежемесячного платежа в ФСС России, была завышена. Требование о возмещении такой недоимки специалисты территориального отделения фонда направят организации вместе с решением о том, что расходы на выплату страхового обеспечения не приняты к зачету. В требовании будет указана сумма и срок погашения недоимки (ч. 4 и 5 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Организация обязана своевременно исполнить его (п. 5 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за неуплату (не полную уплату) страховых взносов, если ФСС России отказался возмещать выплаченное сотруднику социальное пособие ?

Да, можно, если такая недоимка возникла по причине неправомерных действий организации. В частности, таковыми являются:

  • неправильное определение страхового стажа;
  • ошибки в расчете пособия;
  • выплата пособия при отсутствии документов, подтверждающих право сотрудника на него, и др.

Отказ в возмещении пособия связан с неправомерными действиями сотрудника (например, он подделал документы)? Тогда штрафовать организацию оснований нет.

Такие выводы есть в письме Минздравсоцразвития России от 30 августа 2011 г. № 3035-19.

Кроме того, придется скорректировать сумму ранее начисленных взносов и обязательно подать в территориальное отделение ФСС России уточненный расчет (ч. 1 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

НДФЛ

Удерживать НДФЛ с ошибочно выплаченного пособия или нет, зависит от вида этого пособия и от того, вернул ли сотрудник деньги (добровольно или принудительно, не важно). Возможно четыре варианта.

Вариант 1: сотрудник вернул или с него взыскали ошибочно выплаченное больничное пособие

Раз сотрудник вернул организации ошибочно выплаченное пособие, доход для целей НДФЛ отсутствует. Значит, такие выплаты не являются объектом обложения НДФЛ. Это следует из положений пункта 1 статьи 209, пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ.

Но ведь при выплате больничного пособия вы удержали НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Поэтому в результате возврата возникнет переплата по налогу на сумму ранее удержанного (п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 209 НК РФ).

О том, как вернуть (зачесть) возникшую переплату, см. Как вернуть переплату по НДФЛ .

Вариант 2: сотрудник вернул или с него взыскали пособие, которое полностью финансируется за счет ФСС России

Пособия, которые полностью возмещает фонд (пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д.), освобождены от НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Так как НДФЛ при их выплате не удерживали, то при возврате таких сумм никаких корректировок по налогу делать не придется.

Вариант 3: сотрудник не вернул больничное пособие, и организация не взыскивала с него

В этом случае все просто. При выплате пособия вы уже удержали НДФЛ. Так что дохода в смысле статьи 41 Налогового кодекса РФ у сотрудника больше не возникает. Дополнительно рассчитывать налог, естественно, не нужно.

Вариант 4: сотрудник не вернул пособие, которое полностью выплачено за счет ФСС России, и организация не взыскивала деньги

Фонд отказался принять к зачету пособие, которое НДФЛ не облагается, например, по беременности и родам, и сотрудник его не вернул? Эту сумму уже придется включить в базу по НДФЛ. Ведь подобная выплата уже не будет считаться пособием. Так что организация должна выполнить обязанности налогового агента: рассчитать налог, удержать его и перечислить в бюджет .

Как скорректировать ошибочную выплату в бухучете

Если вы не намерены оспаривать решение территориального отделения фонда в суде, то все операции, связанные с начислением и выплатой такого пособия, будут являться ошибочными. И значит, такие ошибки надо исправить в бухучете и бухгалтерской отчетности (п. 4 ПБУ 22/2010). При этом не важно, вернул сотрудник переплату или нет. О том, как внести исправления в бухучет см. Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности .

Сумму больничных пособий (пособий, связанных с рождением ребенка), в возмещении расходов на которые ФСС России отказал, переведите на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», если человек уже уволился):

Дебет 73 (76) Кредит 70

– переведена задолженность сотрудника в сумме ошибочно выплаченного пособия (переплаты).

Особая ситуация с . Никаких дополнительных проводок на сумму ошибочно выданного пособия (переплату) делать не нужно. Дело в том, что данное пособие изначально учитывают на счете 73 или 76. Так что сумму ошибочно выплаченного пособия на погребение (переплаты) продолжайте учитывать на счете 73 (76) до момента возврата денег или списания на затраты.

Сотрудник добровольно вернул деньги: бухучет

Если сотрудник добровольно возвращает сумму ошибочно выплаченного пособия в кассу или на банковский счет организации, то в учете надо сделать всего лишь одну запись:

Дебет 50 (51) Кредит 73 (76)

– возвращена сотрудником сумма ошибочно выплаченного пособия (переплаты).

Организация удерживает деньги с сотрудника: бухучет

Сумму пособия, излишне выплаченную, можно удержать из зарплаты сотрудника или последующих сумм пособия в следующих случаях:

  • переплата произошла в результате счетной ошибки. Под таковой понимается ошибка, допущенная при арифметических подсчетах (письмо Роструда от 1 октября 2012 г. № 1286-6-1, определение Верховного суда РФ от 20 января 2012 г. № 59-В11-17);
  • недобросовестные действия сотрудника (например, он представил документы с неверными сведениями или подложные).

Но сначала получите письменное согласие сотрудника (письмо ФСС России от 20 августа 2007 г. № 02-13/07-7922). При этом удержать из месячной зарплаты (пособия) сотрудника можно не более 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы. Об этом сказано в статье 138 Трудового кодекса РФ, части 4 статьи 15 Закона от 29 декабря 2005 г. № 255-ФЗ и статье 19 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

При следующей выплате зарплаты (пособия) в учете сделайте запись:

Дебет 70 Кредит 73 (76)

– удержана из зарплаты сотрудника сумма ошибочно выплаченного пособия (переплаты);

Дебет 70 Кредит 50 (51)

– выдана зарплата из кассы (перечислена зарплата на банковскую карточку сотрудника) за вычетом удержанной суммы ошибочно выплаченного пособия (переплаты).

Подробнее о случаях и порядке удержаний из зарплаты сотрудника см. Как произвести удержания из зарплаты по инициативе организации .

Ситуация: как оформить согласие сотрудника на удержание сумм социального пособия из его зарплаты. ФСС России отказал в возмещении пособия?

Попросите сотрудника написать заявление.

Удержать из зарплаты сотрудника можно только с его письменного согласия и только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо ФСС России от 20 августа 2007 г. № 02-13/07-7922).

В трудовом законодательстве нет ответа на вопрос, в каком виде должно быть получено согласие сотрудника на удержание из его зарплаты излишне выплаченных сумм – устно или письменно. Но чтобы в дальнейшем избежать недоразумений (например, сначала сотрудник устно согласился, а потом стал предъявлять претензии), лучше зафиксировать согласие письменно – пусть человек напишет заявление. Такой вывод следует из положений статьи 137 Трудового кодекса РФ.

На сотрудника поступил исполнительный лист: бухучет

В учете сделайте запись:

Дебет 70 Кредит 73 (76)

– удержана из зарплаты сотрудника сумма ошибочно выплаченного пособия (переплаты) по исполнительному листу;

Дебет 70 Кредит 50 (51)

– выдана зарплата из кассы (перечислена зарплата на банковскую карточку сотрудника) за вычетом удержанной суммы ошибочно выплаченного пособия (переплаты) по исполнительному листу.

Сотрудник вернул деньги: налог на прибыль

Повлияет ли на расчет налога на прибыль возврат ошибочного пособия, зависит от того, какое пособие фонд отказался возмещать. Возможно два варианта.

Пособия, по которым ФСС России отказал в возмещении расходов и которые вернули сотрудники, на расчет налога на прибыль не влияют. Речь идет о пособиях по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д. Раз пособие должен был возмещать фонд, то данные суммы вы в расходах не учитывали. Значит, и возврат денег при отказе в возмещении пособия на доходы организации не влияет. Экономическая выгода в смысле статьи 41 Налогового кодекса РФ отсутствует. Корректировать налоговую базу по налогу на прибыль не придется. Недоимка по данному налогу не возникает.

Если фонд отказал в возмещении больничного пособия, то придется скорректировать налогооблагаемую прибыль на сумму пособия за первые три дня болезни сотрудника. Ведь эти дни организация оплачивала за свой счет.

Так как данная ошибка повлекла за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога на прибыль в бюджет, подайте . Подать уточненку нужно за период, в котором организация неправомерно учла в расходах в целях начисления налога на прибыль часть больничного пособия.

Все эти выводы следуют из положений пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 54, подпункта 48.1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, пункта 1 части 2 статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Поскольку по налогу на прибыль возникла недоимка, организации придется заплатить пени, а возможно, и штраф (ст. 75, 122 НК РФ).

Пример, как учесть возврат сотрудником больничного пособия при отказе ФСС России в возмещении выплаченных сумм. Организация на общем режиме

ООО «Альфа» применяет общую систему налогообложения (метод начисления), налог на прибыль уплачивает ежемесячно исходя из фактической прибыли.

Сотрудник организации А.И. Иванов (рабочий) болел с 1 по 5 июня. Нетрудоспособность сотрудника была подтверждена больничным листком. Страховой стаж Иванова превышает восемь лет. Он имеет право на пособие в размере 100 процентов среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Больничное пособие за первые три дня болезни сотрудника выплачивает организация за свой счет. С четвертого дня болезни сумму пособия организации возмещает ФСС России. Средний дневной заработок Иванова 500 руб./дн.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал пособие так.

За счет организации нужно выплатить:

За счет ФСС России выплачивают:

Иванов получил пособие 1 июля. Сумма больничного пособия увеличила базу по НДФЛ. Права на налоговые вычеты у сотрудника нет. Сумма налога составила:
(1500 руб. + 1000 руб.) × 13% = 325 руб.

Иванову выплатили:

Дебет 20 Кредит 70
– 1500 руб. – начислено пособие, выплачиваемое за счет организации;


– 1000 руб. – начислено пособие, выплачиваемое за счет ФСС России;


– 325 руб. – удержан НДФЛ с суммы пособия;

Дебет 70 Кредит 50
– 2175 руб. – выдано пособие сотруднику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– 325 руб. – перечислен НДФЛ.

Сумму пособия, выплаченную за счет организации (1500 руб.), бухгалтер включил в состав расходов по налогу на прибыль. На сумму, начисленную за счет ФСС России (1000 руб.), бухгалтер уменьшил размер страховых взносов, которые он должен был уплатить в этот фонд. Страховые взносы с выплат гражданам бухгалтер перечислил в бюджет 15 июля.

ФСС России 27 июля вынес решение об отказе в возмещении суммы пособия в связи с фиктивностью больничного листка. Сотрудник подтвердил, что больничный листок не был оформлен медицинской организацией и согласился вернуть сумму пособия.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 20 Кредит 70
– 1500 руб. – сторнирована сумма пособия, выплачиваемая за счет организации;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70
– 1000 руб. – сторнирована сумма пособия, выплачиваемая за счет ФСС России;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 325 руб. – сторнирована сумма удержанного НДФЛ;

Дебет 73 Кредит 70
– 2175 руб. – переведена задолженность сотрудника в сумме ошибочно выплаченного пособия (переплаты);

Дебет 50 Кредит 73
– 2175 руб. – возвращена сотрудником сумма пособия в кассу организации.

Налог на прибыль бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет 28 июля с увеличением суммы налоговой базы на 1500 руб. Отчетность была оформлена с учетом исправления ошибки.

Бухгалтер «Альфы» оформил уточненную форму 4-ФСС. По взносам в ФСС России у организации образовалась недоимка, на которую проверяющие начислили пени.

Сотрудник вернул деньги: УСН

Повлияет ли на расчет налога на УСН возврат ошибочного пособия, зависит от того, какое пособие фонд отказался возмещать. Возможно два варианта.

Вариант 1: фонд отказался возмещать пособие, которое полностью финансируется за счет ФСС России

Пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и пр., по которым ФСС России отказал в возмещении расходов и которые вернули сотрудники, на расчет единого налога не влияют. Не важно, какой объект налогообложения выбрала организация – «доходы» или «доходы, уменьшенные на расходы». Раз пособие должен был полностью возмещать ФСС России, то эти суммы в расходах вы не учитывали и вычет при объекте «доходы» по ним не применяли. А потому и возврат денег при отказе в возмещении пособия на доходы компании не влияет. Экономическая выгода в смысле статьи 41 Налогового кодекса РФ отсутствует. Недоимка по данному налогу не возникает. Ведь организации на упрощенке сумму таких пособий при расчете единого налога не учитывают (п. 2 ст. 346.16, п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Вариант 2: фонд отказался возмещать больничное пособие, когда заболевание или травму получил сотрудник организации

Независимо от выбранного объекта налогообложения в случае отказа фонда в возмещении больничного пособия придется скорректировать либо налоговую базу по единому налогу, либо сам налог на сумму пособия, выплаченную за свой счет.

Так как из-за ошибки организация не доплатила единый налог, подайте уточненную налоговую декларацию . Ее нужно составить за тот период, в котором организация неправомерно уменьшила единый налог (включила в расходы) на сумму пособия, выплаченную за свой счет. То есть за первые три дня болезни сотрудника.

Это следует из положений пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 54, подпункта 7 пункта 1 статьи 346.16, пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ, пункта 1 части 2 статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Раз по единому налогу (авансовым платежам по нему) возникла недоимка, организации придется уплатить пени, а возможно, и штраф (ст. 75, 122 НК РФ).

Пример отражения при налогообложении возврата сотрудницей пособия по беременности и родам при отказе ФСС России в возмещении выплаченных сумм. Организация применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы»

ООО «Альфа» применяет упрощенку (объект налогообложения «доходы»). Взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС «Альфа» рассчитывает по обычному тарифу.

С 1 ноября А.С. Дежнева была принята в организацию на должность бухгалтера по совместительству. Сотрудница предъявила в бухгалтерию больничный листок, на основании которого с 13 мая (на 140 календарных дней) ей был предоставлен декретный отпуск. Сумма пособия по беременности и родам составила 110 000 руб.

На сумму, начисленную за счет ФСС России (110 000 руб.), бухгалтер уменьшил размер страховых взносов, которые организация должна была перечислить в этот фонд. Страховые взносы с выплат гражданам бухгалтер перечислил в бюджет 15 июня.

ФСС России 24 сентября вынес решение об отказе в возмещении суммы пособия. Дежнева должна была получить пособие по месту основной работы. Сотрудница согласилась вернуть выплаченные ранее суммы.

Фонд отказал в возмещении пособия, которое полностью компенсируют за счет ФСС России. Поэтому корректировать единый налог при упрощенке бухгалтер не стал.

Пример отражения при налогообложении возврата сотрудником пособия при рождении ребенка при отказе ФСС России в возмещении выплаченных сумм. Организация применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»

ООО «Альфа» применяет упрощенку (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Организация применяет пониженный тариф страховых взносов: в ПФР – 20 процентов, в ФСС России – 0, в ФФОМС – 0.

Сотрудник организации А.И. Иванов обратился в бухгалтерию с заявлением о выплате ему единовременного пособия при рождении ребенка, несмотря на то что его брак с матерью ребенка был расторгнут и ребенок проживает с матерью.

Пособие в размере 14 497,80 руб. было выплачено сотруднику 19 января (за счет ФСС России).

ФСС России 24 марта вынес решение об отказе в возмещении суммы пособия в связи с тем, что сотрудник не имел права на выплату (п. 27 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н). Сотрудник согласился вернуть полученные ранее суммы.

У организации не возникло недоимки по налогам и взносам и уточненные декларации (расчеты) бухгалтер не подавал.

Сотрудник вернул деньги: ЕНВД

На ЕНВД также имеет значение, какое именно пособие возвращает сотрудник.

Вариант 1: фонд отказался возмещать пособие, которое полностью финансируется за счет ФСС России

Если фонд отказал в возмещении пособия, которое полностью компенсируют за счет ФСС России (пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д.), то корректировать налоговую базу по единому налогу не придется. Недоимка по данному налогу отсутствует. Все потому, что организации на ЕНВД сумму таких пособий при расчете единого налога попросту не учитывают (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Вариант 2: фонд отказался возмещать больничное пособие, когда заболевание или травму получил сотрудник организации

В случае отказа фондом в возмещении больничного пособия придется скорректировать единый налог на сумму пособия, выплаченную за свой счет.

Так как данная ошибка повлекла за собой неполную уплату ЕНВД в бюджет, подайте уточненную налоговую декларацию . Подать уточненную декларацию нужно за период, в котором организация неправомерно уменьшила единый налог на сумму пособия, выплаченную за свой счет (за первые три дня болезни сотрудника).

Это следует из положений пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 54, пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ, пункта 1 части 2 статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Поскольку в данной ситуации по единому налогу возникла недоимка, организации придется уплатить пени, а возможно, и штраф (ст. 75, 122 НК РФ).

Пример отражения при налогообложении возврата сотрудником больничного пособия при отказе ФСС России в возмещении выплаченных сумм. Организация применяет ЕНВД

ООО «Альфа» применяет ЕНВД. Сотрудник организации А.И. Иванов болел с 7 по 11 апреля. Больничный листок сотрудник своевременно не предоставил, обещая принести его позже.

За счет организации было выплачено пособие в сумме:

500 руб./дн. × 3 дн. = 1500 руб.

За счет ФСС России:

500 руб./дн. × 2 дн. = 1000 руб.

Иванов получил пособие 5 мая. Сумма больничного пособия увеличила базу по НДФЛ. Права на вычеты по НДФЛ у сотрудника нет. Сумма налога составила:

2500 руб. × 13% = 325 руб.

Иванову выплатили:

2500 руб. – 325 руб. = 2175 руб.

На сумму, начисленную за счет ФСС России (1000 руб.), бухгалтер уменьшил размер страховых взносов, которые он должен был уплатить в этот фонд. Страховые взносы с выплат гражданам бухгалтер перечислил в бюджет 15 мая.

Пособие, выплаченное за счет организации (1500 руб.), уменьшает сумму ЕНВД. Единый налог бухгалтер перечислил в бюджет 24 июля. Декларацию по ЕНВД сдал 18 июля.

Иванов так и не предоставил больничный листок. ФСС России 25 сентября вынес решение об отказе в возмещении суммы пособия. Сотрудник согласился вернуть ранее выплаченные ему суммы.

Бухгалтер «Альфы» оформил уточненную форму 4-ФСС. По взносам в ФСС России у организации образовалась недоимка, на которую проверяющие начислили пени и штраф.

Также бухгалтер доплатил ЕНВД и сдал уточненную декларацию.

Если в ходе ревизии листков временной нетрудоспособности проверяющие из территориального отделения ФСС выявили нарушения, они могут дать страхователю возможность их устранить. Такая возможность предусмотрена Порядком выдачи листков нетрудоспособности (Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н). Например, страхователь вправе внести исправления в больничные листы в разделе "Заполняется работодателем" (Письмо ФСС РФ от 18.10.2012 N 15-03-14/05-12954).

Отметим, что законодательством не установлен период, в течение которого в дефектные листки нетрудоспособности могут вноситься исправления (см. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 08.06.2012 по делу N 33-4741/12, Постановление ФАС ЗСО от 09.08.2010 N А27-25351/2009). И если допущенные огрехи в оформлении больничных листов будут исправлены, ФСС должен принять к вычету выплаченные по ним пособия.
Но есть и другой, более жесткий вариант: ревизоры ФСС могут отказать организации в возмещении расходов . Исходя из п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"), страховщик (в лице территориального отделения ФСС) имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в том случае, если они произведены:

  • с нарушением страхователем (работодателем) законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • без подтверждающих документов;
  • на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (см. также п. 18 Положения о ФСС (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101)).

Существует несколько последствий такого отказа, с которыми страхователю неизбежно приходится иметь дело (начиная с обязанности уплаты недоимки и пеней и заканчивая обязанностью внесения корректировок в учет и отчетность). Отметим, даже если страхователь не согласен с решением проверяющих (как показывает анализ судебных решений, отказ ревизоров в принятии расходов далеко не всегда правомерен, о том, какие тенденции складываются в настоящее время в правоприменительной практике, поговорим позже), прежде чем затевать судебные тяжбы, ему все же следует уплатить недоимку. К чему увеличивать суммы пеней, ведь процесс оспаривания произведенных доначислений может затянуться во времени, да и заранее предугадать исход спора довольно затруднительно?

Недоимка, пени и штраф

Выплаченные страхователем пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как известно, уменьшают сумму платежей, исчисленных к уплате за отчетный период. Поэтому непринятие их территориальным отделением ФСС к возмещению автоматически приводит к возникновению у работодателя недоимки по страховым взносам.
Выявление недоимки, в свою очередь, приводит к обязанности страхователя уплатить соответствующую сумму пеней. Это следует из положений ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования") и ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). В них указано, что при уплате причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки за каждый день просрочки страхователь должен начислить и уплатить пени. Пени перечисляются одновременно с уплатой суммы недоимки или после уплаты такой суммы в полном объеме.

Как рассчитать пени?

При начислении пеней необходимо учесть, что день уплаты задолженности по страховым взносам в расчет пеней не включается. Такой вывод сделан в Определении ВАС РФ от 04.07.2012 N ВАС-8069/12.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ (в ч. 4 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрен аналогичный механизм) пени определяются в процентах от суммы, не уплаченной в положенный срок. Процентная ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в этот период.
Расчет суммы пеней производится по формуле:

П = З x Д x С x 1/300,

где П - сумма пеней;
З - сумма недоимки;
Д - количество дней просрочки;
С - процентная ставка рефинансирования Банка России, действующая в период просрочки.

Заметим, если в течение периода, за который производится начисление пеней, ставка рефинансирования менялась (как в большую, так и в меньшую сторону), применяются все ее значения по каждому периоду их действия.

Пример 1. Территориальное отделение ФСС по результатам камеральной проверки отчета за IV квартал 2012 г. отказало ООО "Ромашка" в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности на сумму 7215,5 руб. Об этом составлен акт от 11.03.2013, а впоследствии (20.03.2013) вынесено соответствующее решение в порядке, предусмотренном ст. ст. 38, 39 Федерального закона N 212-ФЗ. Общество оспаривать результаты проверки не намерено, поэтому необходимую корректировку оно стало осуществлять сразу после получения акта проверки.

В результате отказа ФСС в возмещении расходов у страхователя возникла недоимка в размере 7215,5 руб. ООО "Ромашка" уплатило эту сумму, включая пени, 12.03.2013. Исходя из того, что срок уплаты страховых взносов за IV квартал - 15 января, период просрочки платежа составил 55 дн. (16 дн. (январь) + 28 дн. (февраль) + 11 дн. (март)).

Сумма пеней, уплаченная страхователем, составила 109,13 руб. (7215,5 руб. x 55 дн. x 0,0825 x 1/300).

Примечание. С 14.09.2012 применяется ставка рефинансирования в размере 8,25% (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).

Пени представляют собой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и не являются санкцией за несоблюдение законодательства о страховых взносах. Следовательно, в отношении пеней не применяются нормы п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), а также пояснения к счету 99 "Прибыли и убытки", содержащиеся в Инструкции по применению Плана счетов (Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете сумма пеней относится к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н)), в учете делается следующая запись: Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 69 "Расчеты с ФСС", субсчет "Пени".

В налоговом учете сумму начисленных пеней ООО "Ромашка" учесть не сможет в силу п. 2 ст. 270 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127). Поэтому при отражении указанных сумм на счете 91 образуются постоянная разница и постоянное налоговое обязательство, которое учитывается в соответствии с п. 7 ПБУ 18/02 "Учет расходов по налогу на прибыль организаций" (Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Применительно к рассмотренному примеру бухгалтер сделает в учете следующую запись: Дебет 99, субсчет "ПНО", Кредит 68 "Расчеты по налогу на прибыль" - 21,83 руб. (109,13 руб. x 20%).

Про штрафы

В данной ситуации страхователя могут оштрафовать за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов. Размер штрафа составит 20% неуплаченной суммы взносов, а в случае умышленных действий со стороны страхователя размер штрафа удваивается. Об этом сказано в ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ.

По мнению Минздравсоцразвития России, при наличии факта неполной уплаты страховых взносов в связи с непринятием к зачету территориальным отделением ФСС вопрос о привлечении страхователя к ответственности должен решаться исходя из каждой конкретной ситуации (Письмо от 30.08.2011 N 3035-19). Авторы Письма считают, что привлечение страхователя к ответственности является правомерным, если неполная уплата страховых взносов возникла в результате:

  • неправильного определения страхового стажа работника;
  • неверного исчисления размера пособий;
  • отсутствия документов, подтверждающих право застрахованного лица на получение государственного пособия.

Кстати, перечень оснований для привлечения страхователя в рассматриваемой ситуации к ответственности, указанный Минздравсоцразвития в упомянутом Письме, не является закрытым.

И последнее. В бухгалтерском учете сумма штрафа (как санкция за несоблюдение законодательства о страховых взносах) отражается в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".

Не зачли выплату - начисляйте страховые взносы

В Письме Минздравсоцразвития России N 3035-19 на этот счет были даны следующие разъяснения. Объектом обложения страховыми взносами для организаций - плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ). Статьей 9 того же Закона предусмотрен перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами. В этот перечень входят, в частности, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения.

Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ. Из положений ч. 4 ст. 2 и ст. 13 названного Закона следует, что застрахованные лица вправе получить страховое обеспечение только при соблюдении соответствующих условий и наличии необходимых документов.

Исходя из совокупного анализа указанных норм Минздравсоцразвития России в Письме N 3035-19 пришло к выводу: в случае выплаты страхового обеспечения с какими-либо нарушениями указанные суммы не могут признаваться выплатами по обязательному социальному страхованию, которые освобождаются от обложения страховыми взносами. Следовательно, суммы начисленных работнику страховых выплат, которые по результатам проверки территориальным отделением ФСС не приняты к зачету , облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Добавим, в данном случае доначисление страховых взносов не зависит от желания плательщика страховых взносов. В ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен механизм действий в случае проведения контрольных мероприятий. Таким образом, после отказа в принятии к зачету или возмещению расходов по результатам проверок ФСС составит акт, вынесет решение и направит требование об уплате страховых взносов. И если обжалование данного решения в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (п. 11 названной статьи) не приведет к желаемому результату, выход только один - отстаивать свои интересы в судебном порядке. Однако, если организация-страхователь не желает судиться с проверяющими, ей нужно решить вопрос о том, как правильно произвести начисление страховых взносов на выплаты в пользу физических лиц, не принятых территориальным отделением ФСС к возмещению. Речь идет о том, в какой именно момент страхователю следует произвести начисление страховых взносов.

В период, когда денежная сумма назначалась к выплате физическому лицу и выплачивалась, она была признана пособием по социальному страхованию, поэтому данная сумма обоснованно была им исключена из облагаемой страховыми взносами базы (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ). О том, что такая сумма не признается пособием для целей реализации положений Федерального закона N 255-ФЗ и, соответственно, подлежит обложению взносами, стало ясно из акта проверки и последующего решения ревизоров. Иными словами, спорная сумма квалифицирована в качестве объекта обложения страховыми взносами лишь в процессе оформления результатов контрольных мероприятий. Значит, и включить ее в облагаемую базу по страховым взносам (в том числе по страховым взносам на случай травматизма) нужно на дату утверждения решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения (применительно к примеру 1 этой датой является 20 марта 2013 г.).

Однако в данном случае не нужно забывать о положениях ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ. В них говорится об обязанности страхователя представить уточненный расчет (форма 4-ФСС) в ситуации, когда в ранее сданном отчете он обнаружил ошибку, приведшую к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате. То есть уточненный расчет должен содержать такие сведения, будто занижения подлежащей уплате суммы страховых взносов не было вовсе.

Примечание. Форма 4-ФСС утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н. Заметим, для сдачи отчета за I квартал 2013 г., скорее всего, будет применяться новая форма 4-ФСС. Информация об этом размещена на официальном сайте Минздравсоцразвития.

Обратите внимание, что Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, в котором приводятся разъяснения об отсутствии необходимости пересчета исчисленных страховых взносов в случае, если физическому лицу доначислены выплаты за прошлые отчетные (расчетные) периоды, в данной ситуации применять, на наш взгляд, рискованно. Благожелательный вывод чиновников ФСС сделан применительно к другой ситуации - когда выплата в адрес физического лица не была произведена вовсе, тогда как в рамках статьи анализируется случай, когда происходит смена статуса уже произведенной выплаты.

Есть еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание читателей. В расходах по страховым взносам в ФСС страхователь учитывает только ту часть пособия, которая начислена начиная с 4-го дня нетрудоспособности. Первые же три дня больничного оплачивает работодатель за счет собственных средств, и эти затраты ФСС не возмещает. Основания - п. 1 ч. 2 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 255-ФЗ. Следовательно, если сумма, выплаченная физическому лицу за счет средств фонда, по результатам проверки не признана пособием по социальному страхованию, то и та сумма, что выплачена за счет средств работодателя, автоматически утрачивает статус пособия и становится некоей выплатой, произведенной в пользу физического лица, состоящего в трудовых отношениях с работодателем. Значит, такая выплата в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ подлежит включению в облагаемую базу по страховым взносам.

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1. Будем считать, что территориальное отделение ФСС отказало в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности, начисленного за счет средств ФСС в декабре 2012 г. При этом за счет средств работодателя пособие было выплачено в размере 2705,81 руб. Всего размер пособия, выплаченного работнику, составил 9921,31 руб. (7215,5 + 2705,81).

Согласно условиям примера 1 камеральная проверка отчета, сданного за IV квартал 2012 г., завершена в марте 2013 г., следовательно, ООО "Ромашка" учтет исправления при подготовке отчета за I квартал 2013 г.

При этом сумму доначисления в размере 287,72 руб. (9921,31 руб. x 2,9%) страхователь должен показать в строке 4 "Начислено страховых взносов страхователем за прошлые расчетные периоды" таблицы 1 формы 4-ФСС.

Соответственно, в строке 1 "Суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ" таблицы 3 формы 4-ФСС будут увеличены как показатели облагаемой базы по страховым взносам (на 9921,31 руб.) за последний месяц отчетного периода (графа 6), так и суммарный показатель выплат физическим лицам, произведенных с начала расчетного периода (графа 3).

А саму сумму расходов, не принятых к возмещению (7215,5 руб.) по результатам проверки, общество отразит в строке 5 "Не принято к зачету расходов территориальным фондом ФСС за прошлые расчетные периоды" таблицы 1 формы 4-ФСС. Или же оно уменьшит показатель строки 15 "Расходы на цели обязательного социального страхования" таблицы 1 и, соответственно, показатель строки 5 таблицы 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" формы 4-ФСС, если в отчетном периоде будут назначены пособия. Способ отражения поправок не повлияет на окончательный результат исчисленного к уплате в бюджет платежа.

Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащая уплате за март 2013 г., будет складываться из исчисленной суммы страховых взносов за последний месяц отчетного периода, а также из сумм недоимки (7215,5 руб.) и доначислений (287,31 руб.).

Суммы страховых взносов на случай травматизма ООО "Ромашка" также должно отразить с учетом произведенных доначислений, исчисленных путем умножения суммы недоимки на страховой тариф, применяемый в соответствии с классом профессионального риска. Сумму доначислений общество отразит в строке 3 "Начислено взносов по результатам проверки" таблицы 7 формы 4-ФСС.

Одновременно с отчетом за I квартал 2013 г. страхователь, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ, должен представить в территориальный орган ФСС уточненный расчет за IV квартал 2012 г. Такой расчет представляется по форме, действовавшей в том расчетном периоде, за который производится перерасчет страховых взносов. На это указано в ч. 5 названной статьи.

Обратите внимание! В связи с изменением облагаемой базы по страховым взносам в рассматриваемой ситуации страхователь обязан внести изменения в сданную отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Напомним, эту отчетность страхователь в силу п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ обязан представлять в территориальный орган ПФР по форме РСВ-1 ПФР. Также страхователю необходимо произвести корректировку персонифицированной отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Примечание. Форма РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н.

Применительно к рассматриваемому примеру страхователю нужно подготовить и сдать корректирующие формы индивидуальных сведений по форме СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за 2012 г., то есть за период, в котором были начислены не принятые ФСС пособия (так как крайний срок представления таких сведений - 15 февраля).

Помимо указанных форм, необходимо сдать скорректированную форму АДВ-6-2. Как следует из разъяснений, приведенных в Письме ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5304, в ней необходимо указать сумму доначисленных страховых взносов. Эта сумма должна быть равна сумме доначисленных страховых взносов, указанной в строке 120 формы РСВ-1 ПФР.

Корректировка записей в бухгалтерском учете

Прежде чем обсуждать корректировку записей в бухгалтерском учете, проанализируем такой момент: можно ли взыскать с работника сумму пособия как излишне выплаченную?

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ сумма пособия по временной нетрудоспособности, излишне выплаченная работнику, может быть взыскана с него в случае:

  • счетной ошибки;
  • недобросовестности со стороны получателя пособия (представления документов с заведомо неверными сведениями, в частности справки о сумме заработка для исчисления пособия, сокрытия данных, влияющих на получение пособия и его размер, и т.д.).

Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу, при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы. При прекращении выплаты пособия (зарплаты) оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ).

Если применение названной нормы в части взыскания с работника сумм вследствие недобросовестности получателя, как правило, вопросов не вызывает, то взыскание по причине счетной ошибки требует, на наш взгляд, пояснения.

Дело в том, что законодательство о страховых взносах не определяет понятие "счетная ошибка". Этот термин используется также в трудовом законодательстве. Однако и в нем не содержится определения данного термина. Зато имеется его толкование для целей применения ст. 137 ТК РФ, приведенное в Определении ВС РФ от 20.01.2012 N 59-В11-17, которое, полагаем, можно использовать для целей применения ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ. Итак, судьи ВС РФ считают, что под счетной ошибкой следует понимать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом). Аналогичные разъяснения понятия "счетная ошибка" были даны в Письме Роструда от 01.10.2012 N 1286-6-1. Иными словами, счетная ошибка охватывает лишь неточности в вычислениях, возникшие при совершении математических (арифметических) операций.

Если же речь идет о технической или иной ошибке, не являющейся счетной (арифметической), то возникшая в результате ее допущения переплата ни возврату, ни удержанию с работника не подлежит , поскольку излишне выплаченная сумма изначально была предоставлена работнику в качестве средства к существованию при отсутствии с его стороны недобросовестности.

Итак, чаще всего взыскать принудительно излишне выплаченную сумму пособия по временной нетрудоспособности с работника в рассматриваемой ситуации страхователь не вправе. Рассчитывать на добровольный возврат средств ему тоже, вероятно, не следует. Страхователю остается лишь один путь - списать суммы, не принятые территориальным отделением ФСС к зачету, за счет собственных средств. Какими при этом будут записи, рассмотрим, используя данные предыдущих примеров.

Пример 3. Согласно результатам камеральной проверки отчета за IV квартал 2012 г., проведенной территориальным органом ФСС, ООО "Ромашка" было отказано в зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности на сумму 7215,5 руб. за счет средств ФСС. Воспользуемся условиями примеров 1 и 2. Допустим, что решение ревизоров об отказе в зачете суммы расходов от 20.03.2013 вынесено до момента подписания финансовой отчетности за 2012 г.

На основании решения об отказе общество сторнирует записи по начислению сумм не принятых к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности (п. 4 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н)). Добавим, в бухгалтерском учете корректировку сумм пособий, не принятых к зачету территориальным органом ФСС в ходе контрольных мероприятий, страхователю следует осуществлять с учетом положений ПБУ 22/2010. То есть нужно учитывать момент выявления ошибки, уровень ее существенности, а также то, утверждена отчетность прошлого года или нет.

В нашем примере (учитывая, что на момент вынесения территориальным органом ФСС решения финансовая отчетность за 2012 г. ООО "Ромашка" не подписана) исправительные записи по счетам учета можно сделать декабрем отчетного года (п. 6 ПБУ 22/2010).

Помимо суммы, выплаченной за счет средств ФСС, часть пособия (2705,81 руб.), назначенного на основании листка временной нетрудоспособности, работнику выплачивается за счет средств работодателя. По результатам проверки выплаченная сумма (включая пособие за первые три дня нетрудоспособности) утрачивает статус пособия как такового. Считаем, что эту сумму страхователь должен исключить из состава расходов на оплату труда, учитываемых для целей формирования затрат (и, как следствие, для целей налогообложения прибыли организации - подав уточненную декларацию по налогу на прибыль). То есть страхователю необходимо сторнировать сумму пособия, выплаченную за счет средств страхователя, запись при этом будет такая:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 70 - 2705,81 руб. - сторнирована сумма, выплаченная за счет средств страхователя.

И, конечно, страхователю нужно сторнировать необоснованно возмещенные расходы за счет средств ФСС:

Дебет 69, субсчет "Расчеты по взносам в ФСС", Кредит 70 - 7215,5 руб. - сторнирована сумма, изначально начисленная за счет средств ФСС.

Затем эти суммы нужно списать за счет собственных средств. Поскольку данный расход не является расходом по обычным видам деятельности, он квалифицируется как прочий расход (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 70 - 9921,31 руб. - выплаченная физическому лицу сумма пособия списана за счет собственных средств страхователя.

Поскольку эти расходы не учитываются при расчете налога на прибыль, у организации возникает постоянная разница, которая образует ПНО (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99, субсчет "ПНО", Кредит 68 "Расчеты по налогу на прибыль" - 1984,26 руб. (9921,31 руб. x 20%).

В завершение добавим: пособие по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ в силу прямого указания, содержащегося в п. 1 ст. 217 НК РФ, значит, корректировку сумм данного налога страхователю при отказе ФСС в возмещении расходов производить не нужно.

Основания для отказа: формальные и не очень

В этом разделе (как было обещано ранее) речь пойдет о правоприменительной практике по спорам между страхователями и страховщиками в части отказа в возмещении расходов. Первое, на что хотелось бы обратить внимание читателей, - это Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 N 10605/12.

Выводы, сделанные в данном решении, полагаем, будут весьма полезны страхователю. Ранее было сказано, что у территориального органа ФСС в силу ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ и п. 18 Положения о ФСС есть законное право для отказа в возмещении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в ситуации, когда эти пособия выплачены на основании неправильно оформленных или выданных бюллетеней.

Очевидно, что приведенная формулировка допускает весьма широкое толкование. И, как показывает арбитражная практика, далеко не каждое нарушение порядка оформления больничного листа влечет отказ в возмещении расходов на выплату пособия.

В рассмотренном в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10605/12 споре основанием для отказа в возмещении расходов стал выявленный факт нарушения медицинским учреждением порядка лицензирования. Как следует из материалов дела, листок временной нетрудоспособности был выдан подразделением центральной районной больницы, не указанным в лицензии этого медучреждения.

Коллегия судей ВАС РФ, направив данное дело на пересмотр в порядке надзора, указала следующее.

Отсутствие у медицинского учреждения лицензии, в случае если его деятельность соответствует лицензионным требованиям и оказание медицинских услуг предусмотрено его уставом, является формальным и не может быть основанием для непринятия фондом к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования (Указанная позиция содержится в Постановлении ФАС УО от 01.11.2010 N Ф09-8411/10-С2).

Сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности структурным подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов (Такое мнение изложено в Постановлении ФАС ДВО от 12.12.2006, 05.12.2006 N Ф03-А04/06-1/4318).

Также судьи ВАС РФ подчеркнули, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ органы ФСС с 01.01.2010 наделены правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении сумм расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который, в отличие от страховщика, не наделен правом контроля за правильностью оформления и соблюдения медицинскими организациями Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Иными словами, нарушение медучреждением требований законодательства о порядке выдачи такого листка не является надлежащим основанием для отказа в возмещении расходов работодателю.

Примечательно, что выводы, сделанные ранее тем же ФАС ВСО в Постановлении от 29.02.2012 N А33-5137/2011 при рассмотрении аналогичного спора, коллегия судей ВАС РФ сочла верными, отказав в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 15.05.2012 N ВАС-6091/12).

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 10605/12 с указанными аргументами коллегии судей ВАС РФ согласился. При этом он добавил, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Бесспорно, названное решение окажет существенное влияние на исход судебной практики в дальнейшем.

Кстати, в качестве оснований для отказа в возмещении расходов можно привести и другие недочеты, аналогичные указанному:

  • отсутствие записи в журнале выписки листков нетрудоспособности (Постановление ФАС ЗСО от 05.07.2012 N А27-2716/2012 (Определением ВАС РФ от 04.09.2012 N ВАС-11263/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора));
  • неточное указание названия лечебного учреждения в листках временной нетрудоспособности (Постановление ФАС ДВО от 18.04.2012 N Ф03-904/2012);
  • выдача листков нетрудоспособности не в день выписки из стационара, а в день поступления, неуказание специальности медицинского работника (Постановление ФАС МО от 10.04.2012 N А40-13739/10-145-68).

Несколько слов о поддельных больничных

К сожалению, помимо дефектных листков временной нетрудоспособности, страхователю порой приходится иметь дело с поддельными бланками документов. Памятку для страхователей на этот счет разместили на своем сайте (http://r30.fss.ru/advertisements/93057.shtml) специалисты одного из региональных фондов ФСС. Приведены основные признаки, позволяющие отличить настоящий листок временной нетрудоспособности от поддельного бланка, в частности:

  • отсутствие водяного знака с логотипом ФСС;
  • отсутствие защитных волокон трех видов: синих, розовых, светло-зеленых;
  • наличие ячеек для заполнения листка временной нетрудоспособности белого цвета;
  • несоответствие качества бумаги качеству легитимного бланка листка временной нетрудоспособности;
  • использование при оформлении листков нетрудоспособности неправильных наименований лечебных учреждений, не соответствующих данным медицинским организациям;
  • указание неправильного адреса медицинской организации при заполнении листков нетрудоспособности;
  • наличие грубых нарушений в оформлении раздела "Заполняется врачом медицинской организации" листка нетрудоспособности: неуказание периода стационарного лечения, использование фамилий врачей, не работающих в данной медицинской организации;
  • использование печатей, не соответствующих наименованиям медицинских организаций.

Кроме того, специалисты фонда напомнили, что при выявлении листков нетрудоспособности с вышеуказанными признаками следует сообщить об этом в соответствующий отдел территориального ФСС. Фальшивые больничные к оплате не принимаются и направляются в правоохранительные органы.

Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности

Расходы по больничным листам, на выплату детских пособий и пособий в связи с материнством несет работодатель. Эти траты ему компенсирует Соцстрах двумя способами: засчитывает в уплату страховых взносов на временную нетрудоспособность и материнство либо возмещает на расчетный счет работодателя-страхователя.

Для того, чтобы принять издержки к зачету или возмещению ФСС проводит их проверку. На основании положений подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ Фонд может не засчитать данные затраты, если:

  • документы были неправильно составлены или выданы с нарушением законодательства;
  • имели место нарушения законодательных положений о соцстраховании;
  • подтверждающие расходы бумаги были вовсе не представлены страхователем.

Например, Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности.

Если работодатель считает, что чиновники Фонда неправы, оспорить решение можно в судебном порядке. Если же издержки возместить так и не получилось, придется вносить корректировки в отчетность и учет. Как это сделать расскажем в двух следующих статьях.

Что сделать в учете, чтобы отразить не зачтенные ФСС пособия?

Алгоритм действий бухгалтера при отказе ФСС в зачете и возмещении расходов на социальные выплаты таков:

  • Провести не зачтенные суммы расходов на пособия в бухучете методом красного сторно.
  • Удержать с сотрудника не зачтенные суммы либо списать их в расходы.
  • Удержать с не зачтенной суммы взносы на страхование. Кстати, в Минтруде, считают этот путь самым безопасным для страхователя.
  • За периоды до 2017 года - доплатить взносы в Соцстрах, после 2017 года - в Налоговую. Сделать это нужно, если страхователь уменьшает ежемесячные взносы на выплату по больничным и в связи с материнством. Доплата составляет размер не зачтенной суммы.
  • Начислить и удержать НДФЛ с сотрудника. Это не касается только пособий по больничным листам, с которых и так удерживается подоходный налог. С остальными социальными пособиями дела обстоят иначе. Если Соцстрах отказал в зачете выплаченного пособия, то данное пособие уже не является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. Следовательно, оно исключается из выплат, необлагаемых НДФЛ. Получается, что при отказе сотрудника вернуть выплаченную ему сумму пособия, которая не была зачтена Соцстрахом, она становятся его доходом. А все доходы, как известно, облагаются НДФЛ. В законодательных положениях нет прямых указаний на то, что с не зачтенных Соцстрахом сумм нужно удерживать подоходный налог. Однако, не сделав это и начислив страховые взносы, страхователь вызовет немало вопросов у налоговых контролеров, поскольку возникнет разница между базой по взносам на страхование и базой по НДФЛ.
  • Выяснить возникла ли переплата по НДФЛ. Такое обстоятельство будет иметь место, если сотрудник все же вернул выплаченное ему пособие, которое ранее было обложено НДФЛ. О переплате нужно сообщить работнику (п. 1 ст. 231 НК РФ), а после ее можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДФЛ или вернуть на банковский счет сотрудника на основании его письменного заявления.
  • Перечислить страховые взносы и НДФЛ в госбюджет. Налог перечисляется, если ранее не был удержан, но работодатель все же решил его удержать.
  • Произвести расчет пени по взносам и НДФЛ, после также перечислить их в бюджет. При признании выплат на социальное обеспечение невозмещаемыми у компании возникает недоимка по взносам и подоходному налогу. Начисление пени производится со дня, наступающего после даты перечисления взносов в месяце выплаты не зачтенного пособия, до дня, предшествующего дате погашения долга по взносам или НДФЛ.
  • Провести корректировку обязательной отчетности страхователя: формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ корректируется, если компания решила удержать НДФЛ с ранее необлагаемых налогом сумм, а также 4-ФСС, РСВ-1 (за периоды до 2017 года) и РСВ 2017 (за периоды с 2017 года).

Какие именно правки нужно внести в отчетность, расскажем в следующей статье.

Фонд социального страхования осуществляет контроль за правильностью произведенных расходов, а также проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона № 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Территориальный орган страховщика выделяет (возмещает) средства на осуществление расходов, которые произведены страхователем на выплату страхового обеспечения в соответствие с требованиями действующего законодательства, и которые по результатам проверки приняты к зачету (ст.ст.4.6, 4.7 Закона № 255-ФЗ).

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, отказывает в возмещении средств страхователю (ст.4.2 Закона № 255-ФЗ), а также выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.

Расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов. Не принятые к зачету расходы являются неуплаченными страховыми взносами, так как сумма произведенных расходов в нарушение действующего законодательства была зачтена в счет предстоящих платежей.

До 01.01.2017 непринятые к зачету расходы отражались в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, увеличивая задолженность страхователя по уплате страховых взносов, чем и обеспечивался возврат суммы непринятых к зачету расходов в бюджет Фонда социального страхования.

В Расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы, непринятые к зачету расходы не отражаются.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется Фондом социального страхования в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (Порядок представления решений определен Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016).

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы налоговым органам. Разъяснения по вопросам информирования плательщиков страховых взносов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 01.01.2017 возлагаются на налоговые органы (Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ, № 250-ФЗ).