Вопрос: Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живет и развивается. Вопрос: Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живет и развивается Лексика с точки зрения активности употребления

В словарном запасе языка непосредственно отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, культуре, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы).

I. Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы - это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие в наше время предметы и понятия (названия, принадлежащие к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т. д.), например: боярин (высший жалованный сан Московской Руси), камзол (короткая мужская одежда), соха (сельскохозяйственное орудие), аршин (мера длины, равная 0,71 м), алтын (монета достоинством в три копейки) и т. д. В современном русском языке синонимов к историзмам нет.

Историзмы употребляются в различных стилях (чаще всего в научном) для обозначения понятий определённой эпохи, например: 1) Стрельцы набирались из широких слоев населения, селились слободами. (Э. С.); 2) Вдали, у Никольских ворот, виднелась - трубой - соболья шапка боярина , меховые колпаки дьяков , тёмные кафтаны выборных лучших людей. (А. Н. Т.)

Архаизмы (от греч. arhaios - древний) - это устаревшие синонимы современных слов, например: длань (рука), ланиты (щёки), чело (лоб), выя (шея), перси (грудь), паче (больше), зело (очень), вельмй (весьма), тать (вор, грабитель) и др. Таким образом, архаизмы в отличие от историзмов называют понятия и сейчас существующие, но обозначаемые другими, современными словами.

Архаизмы используются прежде всего в художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи, для достоверности в передаче особенностей речи персонажей произведений, посвящённых истории Отечества, например: Царь [Пётр I]... погнал в Москву нарочного с письмом к Ромодановскому: «...в чём держишь наших товарищей, Федосея Скляева и других? Зело мне печально. Я ждал паче всех Скляева...» (А. Н. Т.)

Архаизмы могут также придавать речи торжественный характер, например:

      ...Восстань , пророк, и виждь , и внемли ,
      Исполнись волею моей,
      И, обходя моря и земли,
      Глаголом жги сердца людей... (П.)

Нередко архаизмы употребляются и как средство иронии, насмешки, шутки, например: 1) Велемудрый секретарь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом. (Ч.); 2) Тернии славы впились в благородные лбы путников. Их грубо вытащили из машины и принялись качать. (И. и П.)

При описании явлений прошлого важно отдавать себе ясный отчёт в значении употребляемого устаревшего слова, чтобы не сделать ошибки. Например, грубое искажение смысла допущено в следующем предложении: Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными (следовало сказать с дворовыми, т. е. с крепостными слугами, взятыми на барский двор; слово же придворные имеет значение «лица, приближённые к монарху, составляющие его ближайшее окружение»).

II. Неологизмы (от греч. neos - новый) - новые слова, возникающие в языке. Неологизмы служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники и т. д., например: прилунение, луноход, видеотелефон, дельтаплан, аэробус и т. п. По мере распространения обозначаемых ими явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление и потерять оттенок новизны. Таковы, например, широкоупотребительные сейчас слова компьютер, магнитофон, космонавт, атомоход, тренажёр и др., которые совсем недавно были неологизмами.

Новые слова - неологизмы - могут намеренно создаваться авторами в различных стилистических целях, для большей выразительности речи, например:

      Граждане,
        у меня
          огромная радость.
      Разулыбьте
        сочувственные лица.

(В. Маяковский)

Такие неологизмы называются индивидуально-авторскими.

Как правило, подобные неологизмы остаются лишь в пределах данного произведения, являясь индивидуальной особенностью стиля автора. Однако в отдельных случаях они могут войти и в общий словарный состав литературного языка. Таков, например, неологизм Маяковского прозаседавшиеся (люди, тратящие много времени на ненужные заседания).

70. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и отметьте их стилистическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты, данные в п. II. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

I. 1) Пусть небо зажжётся денницей! (А. Б.) 2) С простёртой дланью вдохновенно Полонский здесь читал стихи. (А. Б.) 3) Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Б.) 4) Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар. (А. Б.) 5) В руках - краюха хлеба, уста - вишнёвый сок. (Ес.) 6) Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи. (А. Б.) 7) Есть люди (в последнее время их даже много развелось), которые мёртвыми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадинами вместо глаз выглядывают окрест: кто не стучит в перси?.. (С.-Щ.)

II. 1) Не одни только дружинники князя Александра Невского но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами побили их в сече столь жестокой «что льда на озере стало не видно всё покрылось кровью». (А. Н. Т.) 2) Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. И давно вы живёте таким анахоретом спросил Остап. (И. и П.)

71. Прочитайте, расскажите о происхождении выделенных слов. Подберите к ним однокоренные, с двумя из них составьте предложения. Используя «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. Шанского, В. Иванова, Т. Шанской или любой другой этимологический словарь, на примере 3-4 слов докажите правомерность высказывания о том, что орфография слова есть его биография.

Из биографии слов

а) Обаяние - исходное от древнерусского баять (говорить). Первоначально слово означало «околдовать словами». От баять - байка, краснобай, басня (ба-сн-я, как пе-сн-я; первоначально басня - сказка, рассказ), а также баю - баюшки, баюкать;

б) обоняние - заимствовано из старославянского - об + воняти (пахнуть) - от слова воня (не вонь!) - запах вообще; ср.: благовоние, зловоние; ср. смрад - вонь);

в) разить - от общеславянского разъ (удар), разити (ударять, бить); поразить - нанести удар;

г) наваждение - непонятное явление, обман чувств - от на + вадити (наущать, наговаривать, внушать), 1-е л. - важу ; в говорах - вадитъ (наговаривать, клеветать на кого-либо).

72. Подготовьте сообщение на тему «Употребление историзмов и архаизмов в произведениях А. С. Пушкина».

73. Прочитайте. Укажите новые слова, появившиеся в нашем языке в связи с развитием науки и техники, и индивидуальноавторские неологизмы.

1) У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее. (Ч.) 2) Пылают горы-горны, и море синеблузится. (Маяк.) 3) Важным этапом в развитии телевизионной техники явилось создание системы космовидения. (Газ.) 4) Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк. (Ч.) 5) Отряд звездолётчиков, уже побывавших в космосе, постоянно растёт. (Газ.) 6) Красочные, ярко освещённые витрины Экспоцентра привлекают внимание множества москвичей и гостей столицы. (Газ.) 7) Средства, полученные от спонсоров, будут использованы для развития массового спорта. (Газ.)

74. Запишите 6-7 новых слов, появившихся в языке недавно. Покажите, что русский язык - явление развивающееся.

75. Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и современные слова, а также слова, которые образованы неправильно.

1) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками. 2) На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб. 3) Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, До-лохов и другие товарищи. 4) Помещики заставляли дворовых работать и по выходным дням. 5) Митрофан - человек неразвитой, настоящий тупяк. 6) Покупки Чичикова доставили чиновникам большие неприятства. 7) Индивидуалисты, самолюбивцы осуждаются М. Горьким в легенде о Лappe. 8) На голове у Ильи Муромца стальной шлем, на груди - железная кольчуга, на руках - варежки.

Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живет и развивается

Ответы:

У любого языка есть способность развиваться и жить, если живы люди и есть прогресс в чем-либо. Естественным процессом является то, что устаревшие слова уходят, а на замену им приходят неологизмы, то есть новые слова. Новые открытия, новые явления нуждаются в новых словах. Поэтому, новые слова приходят на смену старым словам. Уже никто не читает на старославянском, потому что большинство слов не понять. Например, много слов вошло в обиход после Октябрьской революции в 1917 году. Такие слова, как пятилетка, ударник, комсомолец, целинник и другие. Сейчас эти слова уже не используются, так как они вошли в разряд архаизмов. Они стали историей. Меняется история – меняются и слова. Уже никто не говорит «кольчуга», «пищаль», «ланиты». С появлением интернета появилось огромное количество новых слов. Например, гаджеты, маркетинг, фоловеры, ютюб, хакеры, дропшиппинг, модем. С появлением новых направлений в разных направлениях, появляются новые понятия и слова. Все это дает возможность русскому языку расти и развиваться.

Похожие вопросы

Словарный состав наиболее изменчивая и подвижная, развивающаяся часть языка в целом. Подвижность и развитие объясняются теми условиями, в которых существует язык как средство общения. Экономическое, политическое и культурное развитие страны, расширение ее связей с другими странами отражаются в языке, как в зеркале. Слова в языке могут устаревать, так как уже не отвечают потребностям общества на определенном этапе его развития, постепенно такие слова уходят в пассивный запас, они только иногда напоминают нам о своем существовании, а точнее появляются в основном на страницах художественных произведений в определенных стилистических функциях. Таким образом в языке формируется пласт устаревших слов .

Устаревшие слова неоднородны по своему происхождению, и поэтому среди них различают две группы: историзмы и архаизмы .

Историзмы — это слова, которые обозначают устаревшие, ушедшие из нашей жизни понятия (названия предметов одежды, видов оружия и труда, социальных отношений между людьми и т.д.) например: аршин, вельможа, спальник, целовальник. К таким словам в современном русском литературном языке нет синонимов, так как нет самих реалий.
Употребляются историзмы в настоящее время для наименования понятий определенной эпохи, т.е. используются как средства создания колорита, самобытности той эпохи, о которой идет речь в художественном произведении, посвященном какой-либо исторической теме прошлых лет.
Архаизмы — это устаревшие наименования, на смену которым появились новые названия тех же предметов и явлений, т.е. архаизмы являются устаревшими синонимами современных слов, например:

выя (шея), уста (губы), ланиты (щеки), перси (грудь), брадобрей (парикмахер), длань (ладонь), очи (глаза), глаголить (говорить), сей (этот), лицедей (артист), паки (опять) и проч.

Архаизмы, как и историзмы, используются в произведениях художественной литературы для убедительного изображения исторической эпохи, как средство речевой характеристики исторического образа. Кроме того, архаизмы в большинстве своем используются для создания торжественной окраски речи, т.е. выполняют функцию лексики высокого стиля.

Неологизмы — это новые слова и выражения, возникшие в языке для наименования появившихся в нашей жизни новых предметов, явлений, например: блогер, сотовый телефон, ксерокс, силовик, оборонщик, офис, ваучер, микроблог, телеобраз, космическая база, саммит, имидж, демотиватор, гламур…

По мере распространения обозначаемых ими явлений и предметов неологизмы входят в состав общеупотребительной лексики, утрачивая оттенок новизны, например, такими словами сейчас стали: телевизор, видеомагнитофон, домофон

Таким образом, появление новых слов в языке обусловлено развитием социальных отношений, науки, техники и культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие об активном и пассивном словарном составе языка. Устаревшие слова, отличие архаизмов от историзмов. Употребление устаревших слов в художественной литературе. Особая роль архаизмов, употребление которых не сводится к созданию исторического фона.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Активный и пассивный словарный состав русского языка. Устаревшая лексика в пассивном составе русского языка. Типы историзмов и архаизмов, особенности их употребления в поэмах А.С. Пушкина. Основные типы лексических архаизмов. Смешанные типы архаизмов.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2014

    Историзмы и архаизмы устаревшей лексики. Неологизмы как новые слова, которые еще не стали привычными, причины их появления. Особенности применения устаревших слов и неологизмов в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стиле речи.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Особенности лексики русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Активный словарь - лексика и фразеология языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Устаревшие слова и неологизмы, как слова пассивного запаса.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Явление лексикализации внутренней формы слова. Лексикализация внутренней формы слова в текстах Цветаевой. Историзмы или устаревшие слова, неологизмы. Образование новых слов. Основной словарный фонд. Ядро словарного состава языка.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Общая характеристика историзмов и архаизмов. Классификация историзмов и архаизмов, их функциональные особенности. Сферы использования архаической лексики. Историзмы и архаизмы в повести Сергея Есенина "Яр". Общая характеристика устаревшей лексики.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2015

    Устранение речевых ошибок в строе простого предложения. Нестандартные формы выражения главных членов предложения, представляющие стилистический интерес. Стилистическое использование историзмов и архаизмов. Функции устаревших слов в художественной речи.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Постановка проблемы стилистического компонента слова и его лексического отражения. Словарный состав русского языка. Стилистическая дифференциация лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов. Системы стилистических помет в словаре С.И. Ожегова, МАС.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2012

Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живет и развивается

Ответы:

У любого языка есть способность развиваться и жить, если живы люди и есть прогресс в чем-либо. Естественным процессом является то, что устаревшие слова уходят, а на замену им приходят неологизмы, то есть новые слова. Новые открытия, новые явления нуждаются в новых словах. Поэтому, новые слова приходят на смену старым словам. Уже никто не читает на старославянском, потому что большинство слов не понять. Например, много слов вошло в обиход после Октябрьской революции в 1917 году. Такие слова, как пятилетка, ударник, комсомолец, целинник и другие. Сейчас эти слова уже не используются, так как они вошли в разряд архаизмов. Они стали историей. Меняется история – меняются и слова. Уже никто не говорит «кольчуга», «пищаль», «ланиты». С появлением интернета появилось огромное количество новых слов. Например, гаджеты, маркетинг, фоловеры, ютюб, хакеры, дропшиппинг, модем. С появлением новых направлений в разных направлениях, появляются новые понятия и слова. Все это дает возможность русскому языку расти и развиваться.

Похожие вопросы

  • Доказать, что -3y=17 не имеет целых корней.
  • 272 определить углы равнобочной трапеции,у которой вернее основание равно боковой стороне,а диагональ перпендикулярна боковой стороне рисунок обязательно
  • морфологический разбор слов нинищих охотничьего свидетельством
  • Два автомобиля проехали из города А в город В. Первый автомобиль проехал 200 км,а второй - 240 км.Могли бы оба автомобиля двигаться прямолинейно в одном направлении?Ответ обоснуйте.
  • Отзыв по книге алые паруса а.грин
  • должен ли биолог стесняться того, что на любой вопрос по биологии он не всегда может дать исчерпывающий ответ?
  • сочинение по русскому "Язык живой,как сама жизнь"
  • Прочитайте сочинение миниатюру написанное пятикласником Устно объясните понравилась ли вам работа ВЕСЁЛЫЕ КАНИКУЛЫ 1. Прочитайте сочинение-миниатюру, написанное пятиклассником. Устно объясните, понравилась ли вам работа. Весёлые каникулы В июне у меня начались каникулы. Каникулы я провёл в деревне у бабушки. Там я подружился с друзьями. Вместе нам было весело. Мы играли, ходили на рыбалку, в лес. Z Однажды раз мы заблудились в лесу. Было страшно, когда мы целый час не могли найти обратной дороги. А потом на реке мы плавали наперегонки друг с другом и с собакой Рексом. Рекс оказался лучшим чемпионом. На берегу реки мы строили замки из песка. Это были чудесные песочные замки. Я часто вспоминаю мои весёлые каникулы. 2. Обратите внимание на пометы, сделанные учителем. Учитывая их, отредактируйте сочинение и запишите его без ошибок.