Принципы складской логистики. Транспортно-складская логистика

17 Сен

Здравствуйте! Сегодня поговорим про складскую логистику. Практически на каждом предприятии, торговом или производственном, есть склады, где что-то хранится. Организация склада является важным этапом в развитии компании. Допустим, что начинающий предприниматель, занимающийся , первое время сможет хранить всю продукцию и материалы у себя дома. Но со временем, при достижении коммерческого успеха, его производство будет разрастаться, а значит появится необходимость складских помещений.

Основы складской логистики

Рассматривать склад принято как помещение, в котором осуществляется приемка, обработка, распределение, складирование грузов и выдача их по назначению. Основная его задача заключается в накоплении запасов, и снабжении потребительских заказов.

Однако невозможно построить склад и не осуществлять дальнейший контроль над запасами. Управление ими необходимо, чтобы:

  1. Нужные запасы были в наличии;
  2. Запасы не залеживались и не портились;
  3. Запасы вовремя доставлялись на склад и отправлялись оттуда.

Именно за рациональное управление складскими потоками и отвечает складирования.

Складская логистика - это технология управления всеми видами запасов на предприятии и их движением (их учет и эффективное распределение) . Складская логистика компании является частью организации системы доставки груза, поэтому она тесно взаимодействует с логистикой транспортной.

Функции склада

Каждый верно организованный склад выполняет ряд функций:

  1. Контроль над поставками (формирование ассортимента). Нельзя допускать недостаток или переизбыток запасов. И то, и другое повлечет за собой рост расходов предприятия;
  2. Унитизация партий (объединение мелких партий в крупные), что обеспечивает одновременную доставку разным, даже небольшим компаниям-заказчикам. Этой функцией активно пользуются компании, работающие одновременно с несколькими заказчиками;
  3. Приемка товаров на склад и их отгрузка со склада. Эта функция наиболее тесно связывает складскую логистику с . Сюда также входят: обработка товара, сверка количества, проверка качества, обработка сопутствующих документов;
  4. Складирование грузов и их хранение;
  5. Предоставление прочих логистических услуг. Например: распаковка, фасовка продукции, сборка, тестирование работы приборов.

На складе можно выделить несколько основных потоков, каждый из которых требует управления.

  1. Входящий поток. Приходящие на склад грузы необходимо разгрузить, проверить количество, обработать сопровождающую их документацию;
  2. Внутренний поток (движение товара на территории склада). Груз необходимо переместить, сортировать, обработать, оформить складские документы;
  3. Исходящий. Отпускаемую со склада продукцию необходимо упаковать, выгрузить, подготовить сопроводительные документы.

Классификация складов в логистике

Существует несколько классификаций складов.
По назначению:

  1. Производственные (для сырья):
  • Цеховые;
  • Заводские.
  1. Транзитно-перевозочные. Работают при морских портах, при станциях железной дороги или в аэропортах, служат для недолгого хранения между перемещением транспортируемого груза;
  2. Таможенные (хранение перед проходом таможни);
  3. Досрочного завоза. Располагаются в районах с сезонной доставкой;
  4. Сезонного хранения (складирование сезонных товаров);
  5. Резервные. Осуществляют хранение на случай непредвиденных ситуаций;
  6. Оптово-распределительные. Отвечают за обеспечение товаропроводящей цепочки;
  7. Коммерческие (общего пользования). Сдаются в аренду, обслуживают любых клиентов — владельцев товара;
  8. Розничных торговых предприятий.

По условиям хранения:

  1. Общего назначения;
  2. Резервуары (для жидкостей);
  3. Для опасных веществ;
  4. Специализированные (например, склад замороженной продукции);
  5. Склады-хранилища.

По конструкции:

  1. Открытые площадки;
  2. Полузакрытые площадки (например, с использованием навеса);
  3. Полностью закрытые;
  4. Многоэтажные.

По виду продукции:

  1. Готовых товаров;
  2. Сырья;
  3. Инструментов;
  4. Остатков и отходов.

По отношению к звеньям логистической цепи:

  1. Производителей;
  2. Экспедиторских организаций;
  3. Транспортных организаций;
  4. Посреднических организаций;
  5. Торговых организаций.

По степени технической оснащенности:

  1. Частично механизированные;
  2. Механизированные;
  3. Автоматизированные
  4. Автоматические.

Принципы организации складской логистики

Работу по созданию системы складской логистики можно разделить на этапы:

  1. Определиться с количеством складов и их площадью;
  2. Выбрать между использованием своего склада или услуг арендуемого;
  3. Выбрать месторасположение склада;
  4. Определить систему складирования и методы управления грузами;
  5. Оборудовать склад;
  6. Наладить поток информации;
  7. Нанять и обучить персонал;
  8. Запустить склад;
  9. Вести контроль продукции на складе.

Сколько нужно складов

Площадь складских сооружений и их количество во многом влияет на дальнейшую рентабельность предприятия. Если складов слишком мало - начинают расти расходы на транспортировку, возникают простои в работе, нарушается время исполнения заказов. Слишком много - увеличиваются расходы на содержание. Решение необходимо принимать обдуманно, проанализировав:

  1. Транспортные расходы (больше складов - меньше транспортные расходы);
  2. Расходы на содержание запасов (больше запасов требуют больше складов);
  3. Расходы на эксплуатацию складов (больше складов - больше расходы на их содержание).

Приходить к решению можно только просчитав все варианты, расходы на них, и сопоставив их с ожидаемым доходом.

Собственный склад или арендуемый? Аутсорсинг в складской логистике

Функции складской логистики могут осуществляться на собственном складе, а могут быть отданы на аутсорсинг, т.е. переданы другой компании, специализирующейся на оказании подобных услуг.

Чаще к аутсорсингу прибегают, когда у компании нет необходимой суммы для строительства собственного склада.

Сотрудничество с компанией по оказанию складских услуг вместо самостоятельной организации склада:

  1. Дороже;
  2. Снижает перспективы развития компании;
  3. Повышает качество услуг;
  4. Повышает скорость приобретения навыков.

Чтобы принять решение, чей склад использовать, необходимо сопоставить:

  1. Среднюю стоимость аренды склада;
  2. Сумму, необходимую для строительства и обустройства собственного склада.

Свой склад выгодно строить в том случае, если транспортные расходы будут полностью покрываться прибылью от транспортировки грузов.

Как выбрать компанию по оказанию складских услуг

Выбирая компанию аутсорсинга, обратите внимание на следующие пункты:

  1. Если компания крупная, вся сеть должна быть связана единым информационным потоком;
  2. Высокая скорость работы;
  3. Высокая точность выполнения заказов;
  4. Опыт работы в данной области - один из самых важных показателей;
  5. Качество услуг — можно оценить, ознакомившись с работой компании лично, или поискав отзывы прошлых клиентов на тематических форумах;
  6. Большой комплекс предоставляемых услуг (помимо складирования компания может предоставлять услуги по таможенной логистике и транспортировке грузов) - значительно упростит вашу работу.

Расположение склада

Стоит ориентироваться на минимизацию расходов на транспортировку. Каждый склад обязан полностью себя окупать, а значит не должен увеличивать расходы компании на транспортировку грузов. Существуют следующие методы решения вопроса о выборе места:

  1. Метод полного перебора (подразумевает полную оценку и расчет всех вариантов размещения);
  2. Эвристические методы (основываясь на личном опыте, специалист отсеивает неприемлемые варианты для дальнейшего просчета оставшихся);
  3. Метод определения центра тяжести (наиболее значимые точки наносятся на карту местности, расположение склада выбирается самое ближайшее к ним).

Системы складирования, методы управления грузами

Организация складской логистики подразумевает:

  1. Выбор складской единицы (например: ящики, цистерны);
  2. Выбор вида складирования (например: блоками, стеллажами, штабелями). Зависит от размеров и планировки склада, от используемого товароносителя и от условий хранения;
  3. Выбор вида хранения. Способы хранения товаров на складе:
  • сортовой (отдельно друг от друга располагаются различные сорта товара);
  • партионный (разбивается на группы соответственно пришедшим партиям);
  • партионно-сортовой (продукция разбивается по партиям, а внутри каждой партии - по сортам);
  • по наименованиям;
  1. Подбор спецтехники (если вся работа не будет производиться вручную);
  2. Выбор системы комплектации товаров. Комплектация проходит в три этапа: обработка товара, комплектация заказа, комплектация партий для отправки.

Выбор системы комплектации подразумевает:

  • Выбор зоны, где будет проходить отбор товара и технологии комплектации;
  • Определение степени комплектации заказа (при централизованной степени - один работник собирает один вид товаров для всех клиентов, при децентрализованной - один работник собирает груз всех видов по заявке одного клиента);
  • Выбор способа управления перемещением груза (в автоматическом режиме с пульта управления, в режиме «онлайн» или вручную).

Рациональная планировка склада

На этапе планировки склада разрабатываются схемы размещения запасов, предусматривается возможность ухода, контроля и наблюдения за товаром. Чем рациональнее планировка, тем выше эффективность складской логистики. Учитываются объемы поступлений, их периодичность, объемы отгрузки. Ближе к зоне отгрузки размещают товары частого спроса, дальше - долгохранимые.

Рациональная планировка склада подразумевает:

  1. Выделение специальных рабочих зон;
  2. Эффективное использование пространства во время расстановки оборудования;
  3. Применение универсального оборудования, заменяющего часть подъемно-транспортной техники;
  4. Использование максимально единого пространства, с наименее возможным количеством колонн, без лишних перегородок;
  5. Отсутствие пустого пространства над стеллажами;
  6. Для складов общего пользования необходимы помещения: административные, бытовые, технические, вспомогательные и основного назначения.

Правильная укладка товаров во многом увеличивает скорость комплектации заказа:

  1. Товары размещают по пути следования, по обе стороны коридора (так сокращается путь перевозки);
  2. Упаковку поворачивают так, чтобы из прохода было отчетливо видно маркировку;
  3. На верхних уровнях размещают только товары долгого хранения;
  4. Насыпные грузы хранятся навалом, жидкости в цистернах.

Оборудование склада

Необходимое оборудование складских помещений включает в себя:

  1. Коммуникации;
  2. Стеллажи;
  3. Вентиляция и при необходимости кондиционирование;
  4. Противопожарная безопасность;
  5. Охранные системы (сигнализация, видеонаблюдение).

Организация системы потока информации

Поступающую вместе с товаром документацию, необходимо обрабатывать и систематизировать. По каждой находящейся на складе единице должна быть в любое время доступна информация: о том, когда груз поступил на склад, сколько будет храниться. Покидая склад, каждый груз должен снабжаться документами, помогающими списать его со склада, и описывающими, куда его нужно транспортировать.

Поток информации может обрабатываться:

  1. В ручном режиме (без использования компьютера);
  2. В пакетном режиме (данные вводятся в компьютер периодически, «пакетами»);
  3. В режиме реального времени (данные вводятся в компьютерную программу одновременно с перемещением грузов через контрольные точки);
  4. В режиме онлайн (в любой момент обработки груза можно определить где находится каждая единица).

Документация складского учета включает в себя:

  1. Первичные документы — сопровождают каждое передвижение груза, его поступление на склад и выдачу заказчику. Они содержат информацию о количестве и типе продукта. Их оформление регламентировано «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ»;
  2. Товаросопроводительные документы (счет, накладная) — сопровождают груз при перемещении его от поставщика к потребителю;
  3. Журнал поступления товара — для учета первичных документов, заполняется при поступлении груза, ведется в свободной форме;
  4. Доверенность на получение товара;
  5. Форма М-2а - для регистрации выданных доверенностей;
  6. Приходный ордер (М-4) — для учета поступления перерабатываемых материалов;
  7. Требование-накладная (М-11) - фиксирует перемещение товара между подразделениями и лицами внутри организации;
  8. Карточка учета материалов (М-17) - классифицирует материалы и учитывает их передвижения;
  9. Накладная на отпуск материалов на сторону (М-15) - если груз необходимо транспортировать в стороннюю организацию или отдаленный филиал своей компании.

Достаточное количество работников на складе варьируется от одного-двух до нескольких тысяч. Примерные должности:

  • Заведующий складом (несет полную ответственность за продукцию на складе);
  • Бухгалтер или контролер склада (ведет учет продукции);
  • Кладовщик (принимает и выдает продукцию);
  • Грузчики;
  • Операторы погрузчиков (если используется специальная техника);
  • Комплектовщики или упаковщики (сортируют, комплектуют продукцию);
  • Маркировщики (занимаются маркированием поступающих товаров);
  • Сторожа (охраняют запасы в нерабочее время).

Никогда нельзя экономить на кадрах. Каждый отдел и в частности каждый сотрудник должен знать, понимать и свободно осуществлять свои задачи. Именно в нерациональном использовании кадров заключается одна из основных проблем складской логистики в России.

Контроль за работой склада и управление запасами

Для эффективного контроля за работой склада, необходима оптимизация складской логистики.

Управление товаром на складе считается успешным, если предприятие всегда располагает необходимым для реализации количеством нужного товара, его не больше и не меньше, чем нужно.

Оптимальный уровень запасов - это среднее значение между слишком высоким и слишком низким уровнями. При этом запасы рассматриваются отдельно по каждому наименованию, а не как единое целое.

Управление запасами осуществляется при различных ограничениях:

  1. По срокам подачи заявок и их исполнению;
  2. По экономическому объему партий;
  3. По уровню запасов.

Существует несколько видов систем продвижения товаров по каналам сбыта, каждый склад выбирает свою систему, которой следует:

  1. Тянущие системы (товары отгружаются по мере поступления заказов);
  2. Толкающие (товары выдаются поставщикам по заранее согласованному графику);
  3. Комбинированные (предполагает наличие компьютерной связи между изготовителем, посредниками, продавцами и предприятиями, заказы размещают и подтверждают в электронном формате).

В современной логистике управление складом становится проще благодаря новейшим информационным системам, которые помогают менеджеру контролировать все задачи складской логистики, сидя в рабочем кабинете.

WMS системы управления складом

WMS (Warehouse Management System) – система управления складом, использующая технологии автоматической идентификации для адресного хранения и удаленного управления сотрудниками. Снижает влияние человеческого фактора на процессы складской логистики, повышает скорость и точность выполнения заказов. Оператор получает задание из системы с указаниями, куда и откуда необходимо переместить груз. Вся информация заносится в базу через систему штрих-кодов. В любой момент можно посмотреть, куда перемещена паллета с товаром и что на ней находится.

WMS системы управления складом могу быть:

  1. С набором стандартных опций (для небольших компаний);
  2. Создающиеся под заказ (для крупных складов со сложной индивидуальной системой);
  3. Адаптируемые (для крупных и средних компаний, такие системы способны подстраиваться под новые требования пользователя, возникающие, например, при расширении сети складов).

Упаковка в логистике складирования

Транспортировка и хранение любого груза невозможно без упаковки и тары.

Упаковка в логистике несет множество важных функций:

  1. Защитные. Правильно подобранная упаковка защищает товар от влияния внешней среды на всех этапах транспортировки и складирования;
  2. Складские, транспортные и манипуляционные. Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать процесс погрузки-разгрузки товара, а также быть универсальной формы для удобного складирования, иметь конструкцию, способствующую удобным манипуляциям с грузом (ручки, вешалки, пазы);
  3. Информационные. На упаковку могут наносить информацию о наименовании товара и его изготовителе, транспортную маркировку и штрихкод;
  4. Утилизационные. Вторичное использование упаковки и ее утилизация тоже входят в систему логистики грузов.

Тара - это разновидность упаковки для предотвращения повреждений товара при транспортировке, погрузке, складировании и разгрузке. Например: ящики, бочки, контейнеры.

Классификация тары:

  1. По материалам: из дерева, металла, стекла, комбинированная;
  1. По габаритам: крупногабаритная, малогабаритная;
  1. По времени использования: одноразовая, возвратная, оборотная;
  1. По крепости: жесткая, мягкая, полужесткая;
  1. По устройству: неразборная, складная, разборная, разборно-складная;
  1. По свойствам: сохраняющая температуру, сохраняющая давление, негерметичная;
  1. По возможности доступа: открытая, закрытая;
  1. По конструктивному назначению: транспортная; потребительская.

Современная складская логистика в России

В настоящее время в нашей стране развитию отрасли складской логистики препятствуют:

  1. Отсутствие квалифицированных кадров;
  2. Слабая инфраструктура логистики;
  3. Устаревшие технологии складской логистики;
  4. Непонимание руководством проблем своего предприятия;
  5. Отсутствие знаний в области управления складами.

Однако рост на услуги складов растет с каждым годом, а значит есть хороший стимул для развития отрасли. Управление складской логистикой нельзя недооценивать - это очень кропотливый труд, требующий постоянного внимания. Ни один, даже самый маленький склад, не сможет существовать без руководства над его процессами. Необходимо взращивать грамотных руководителей складской логистики. Тогда вполне вероятно, что в России в скором будущем будут достигнуты мировые стандарты складской логистики.

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием -- это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие -- это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства -- все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.

Современный склад -- это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

В то же время склад является всего лишь составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, которая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы, устанавливает условия переработки груза.

В связи с этим склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи. Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

При формировании складской системы нужно помнить основной принцип: только индивидуальное решение с учетом всех сопутствующих факторов может сделать ее рентабельной. Четкое определение рабочих задач и тщательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада является предпосылкой его рентабельной работы.

Это подразумевает, что любые затраты должны быть экономически оправданны, т.е. использование любого технологического и технического решения, сопровождающее капиталовложение, должно применяться исходя из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых на рынке технических возможностей.

Основная задача склада - концентрация запасов, их хранение и формирование бесперебойного и ритмичного обеспечения заказов потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие.

1. В соответствии со спросом преобразование производственного ассортимента в потребительский, что означает создание нужного ассортимента для выполнения заказов клиентов.

Данная функция приобретает особенное значение в распределительной логистике, где торговый ассортимент представлен огромным перечнем товаров различных производителей, отличающихся между собой по конструктивности, размеру, цвету, форме и т.д.

Эффективному выполнению заказов потребителей содействует создание нужного ассортимента на складе. Этот же фактор способствует осуществлению более частых поставок в нужном для клиента объеме.

2. Складирование и хранение. Эта функция позволяет сглаживать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и способствует осуществлению непрерывного производства и снабжения на основании формирующихся товарных запасов.

Хранение их в распределительной системе необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Для сокращения транспортных расходов потребителей, которые заказывают со склада партии «меньше чем вагон» и «меньше чем трейлер», осуществляется функция объединения (унитизации) небольших партий грузов для группы клиентов до полной разгрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Наглядным элементом этой функции является оказание клиентам всевозможных услуг, обеспечивающих организации высокий уровень обслуживания клиентов.

Среди них: фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д. (подготовка товаров для продажи); проверка работы приборов и оборудования, сборка; предварительная обработка продукции для придания ей товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

До сих пор складское хозяйство России на 90...95% представляет собой здания и помещения, которые проектировали и строили в условиях социалистической планово-распределительной системы, приспособленной для обслуживания централизованного завоза, хранения и поставок в розничную сеть. Следствием такого низкого уровня развития складской инфраструктуры стала высокая доля издержек на физическое распределение в себестоимости товара, поступающего в розничную торговлю. Таким образом, основной задачей логистики на многих предприятиях становится создание логистической инфраструктуры, адекватной материально-технической базе товарного рынка.

Складские комплексы являются основным связующим звеном товаропроводящей сети между производителями и предприятиями потребительского рынка и услуг. Однако многие руководители компаний до сих пор недооценивают значимость складских процессов, которые существенно влияют на себестоимость товара при продвижении его от производителей и дистрибьюторов к конечным потребителям, обращая значительно большее внимание на другие операции - куплю-продажу, финансовые расчеты, производство. От эффективности складских технологий во многом зависят темпы развития и успешность компаний, поскольку именно они позволяют обеспечить оптимальный уровень сервиса для их клиентов.

Общеизвестно, что одним из важнейших показателей современного складского комплекса является пропускная способность - показатель, который определяет, во сколько раз можно повысить оборачиваемость груза без вмешательства в складскую инфраструктуру. Пропускная способность во многом зависит от числа ворот и постов разгрузки и погрузки. В самом простом варианте склад должен иметь не менее двух ворот, позволяющих проводить одновременно операции по приемке товара и его отгрузке конечному потребителю. Приходится учитывать и нормы пожарной безопасности, и требования инспекций. При планировании погрузочных мест лучше, что называется, «перезаложиться», увеличив число ворот в бульшую сторону, так как расходы на последующую реконструкцию, как правило, будут существенно выше. Тем более что место перед закрытыми воротами можно использовать для дополнительных складских операций или отстоя автотранспорта.

На современных складах число постов разгрузки и отгрузки чаще всего принимают равным числу ворот, хотя иногда последних бывает больше. Последний вариант используют при дистрибуции товаров, а также оптовые покупатели при продвижении товара к конечному потребителю, причем ворота оборудуют выравнивающими платформами (dockleveller) и герметизаторами ворот (dock shelter). При расчетах числа ворот используют следующие входные или планируемые данные:

Планируемый грузооборот склада

Число рабочих дней в году;

Режим работы склада;

Грузоподъемность транспортных средств, прибывающих под разгрузку-погрузку;

Коэффициент использования грузоподъемности транспортных средств;

Коэффициент неравномерности поступления грузов;

Продолжительность рабочей смены, ч;

Расстояние между транспортными средствами, находящимися под разгрузкой;

Ширину кузова транспортных средств;

Общую длину транспортного средства;

Среднее время разгрузки транспортного средства.

На основе этих цифр и производят расчеты. Здесь же следует учесть общий грузооборот как по прибытии груза, так и по отправке в отличие, например, от расчета технологических зон склада, которые определяют, как правило, на основе входящего грузооборота исходя из предпосылки: что на склад поступило, то и должно с него отгрузиться.

Если таких данных для расчета нет, можно воспользоваться статистикой девелоперских проектов. При этом следует использовать не только средние показатели, присутствующие в классификации современных складских помещений (не менее одних ворот на каждые 700...1000 м2 складской площади), но и учесть реальный опыт работающих дистрибьюторских компаний и логистических операторов. Иногда при высокой интенсивности грузопотока или неэффективно организованной системе внутрискладской логистики бывает недостаточно и одних ворот на каждые 500 м2.

Определившись с числом ворот, можно приступать к расчету и других необходимых складских площадей. По своей структуре общая складская площадь состоит из следующих технологических зон и подсобных помещений:

Полезная площадь склада (грузовая площадь), которая используется непосредственно для хранения товара;

Вспомогательная площадь склада, занятая проездами и проходами;

Площадь участка приемки-отгрузки;

Площадь участка приемочной экспедиции (организуется в случае планируемых поставок грузов на склад в праздники или в нерабочее время, когда товар принимается по факту и размещается в специально отведенной зоне, но не приходуется в информационной системе склада до наступления рабочего времени);

Площадь участка комплектования (организуется в случае, если планируется отбор не из мест хранения, а консолидация товаров и отбор товаров в одном месте);

Служебная площадь, занятая рабочими местами и другими служебными помещениями.

Расчет полезной площади склада зависит от существующего и перспективного грузооборота компании. В этом отношении часто бывает недостаточно имеющихся в компании статистических данных и приходится создавать математическую модель.

Вспомогательная площадь склада во многом зависит от применяемого для механизированной обработки грузов типа техники. Основой для ее выбора является параметр, который обозначается в технических характеристиках как Ast - расстояние, которое включает в себя ширину машины и безопасные зазоры по обеим ее сторонам, которые обеспечивают безопасное маневрирование с паллетами в межстеллажных аллеях. В абсолютных значениях вспомогательную площадь (проходов и проездов) можно определить по формуле

Sвсп = 0,9Sгруз.

Данная формула действовала как норма при технологическом проектировании складов в конце ХХ века, но для приблизительных оценок, когда нет возможности обратиться к профессионалам, эти оценки с определенными допущениями вполне подойдут. В условиях функционирования или планирования складского комплекса величина площади проходов определяется следующими факторами:

Ширина рабочего коридора используемой техники;

Размер сетки колонн складского помещения;

Ориентация продольной оси паллеты относительно оси стеллажа.

В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) принимается от 1,5 до 4,5 м, ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м. Следует учесть, что при организации стеллажного хранения на стандартных конструкциях по правилам пожарной безопасности через каждые 11 секций должен быть организован технологический проезд (проход).

Зона приемочной экспедиции рассчитывается и организуется лишь в том случае, если операции предполагается выполнять в неурочное время. При планировании складского комплекса грамотный специалист обязательно точно продумает все возможные режимы работы склада и учтет все нюансы. Единственное, что необходимо отметить, - главным критерием, определяющим параметры этой зоны, будет время нахождения товара в приемочной экспедиции.

Главное предназначение зоны отправочной экспедиции - это консолидация грузов при отправке конечному потребителю и формирование отгрузочных пакетов. Поскольку ее вынуждены организовывать практически все компании, остановимся на этих расчетах подробней. Площадь зоны отправочной экспедиции можно определить по следующей формуле:

Sоэ = 0,35SгрузKs,

где 0,35 - коэффициент, характеризующий зависимость площади склада отправочной экспедиции от грузовой площади склада; Ks - коэффициент использования складской площади (0,25...0,4).

Расчет служебной площади необходимо производить от общего числа работников склада. При штате склада до трех работников площадь принимается по 5 м2 на человека, от 3 до 5 сотрудников - по 4 м2 на человека, более 5 сотрудников - 3,25 м2.

В заключение приведем структуру распределения площадей по зонам в зависимости от общей площади помещения, которое рекомендовалось для складов в конце XX столетия.

Следует заметить, что приведенные в таблице данные весьма усредненные. Кроме того, за последнее время в складской логистике произошло много технологических изменений. Тем не менее, этот пример может служить ориентиром при распределении общей площади склада на отдельные технологические зоны и позволяет оценить, насколько рационально уже существующее разделение на зоны.

Однако окончательное решение по структуре площадей лучше принимать после выполнения технологических расчетов. Их можно провести самостоятельно или привлекая компетентных и грамотных специалистов как для планирования складских помещений, так и их оптимизации в целях рационального использования.

Итак, транспортно-складская логистика занимается организацией, управлением складской и транспортной составляющей на всех уровнях логистических схем. Как правило, выделяют отдельно транспортную и складскую логистику, однако благодаря процессам универсализации и увеличивающимся масштабам логистической деятельности, эти два блока можно объединить.

Для каждого конкретного склада составляющие складской системы значительно отличаются друг от друга как ее элементы, так и сама структура, базирующаяся на взаимосвязи этих элементов. Эффективную складскую деятельность возможно создать только на грамотно организованном пространстве. Любая компания независимо от ее профиля и отрасли, в которой она работает, рано или поздно сталкивается с необходимостью планирования своей деятельности и соответственно с потребностью в планировании необходимых складских площадей, обеспечивающих требуемые объемы продаж и рост компании в целом.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Складская логистика - это деятельность по планированию, организации и осуществлении приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и распределению грузов между потребителями, а также наличие системы управления информационными потоками.

На основании вышеуказанных определений можно сделать вывод, что деятельность в области складской логистики - это сложная система, которая выполняет ряд функций и операций, направленных на преобразование материальных потоков и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Складское хозяйство является одним из звеньев логистической цепи, поэтому оно должно рассматриваться не изолировано, а лишь как интегрированная составная часть всей системы логистики, которая и формирует организационные, технические и экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Склад - здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям (покупателям).

Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д.

Складское хозяйство встречается во всех функциональных областях логистики:

· снабженческой,

· производственной,

· распределительной.

В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначениями и имеет свои особенности, которые во многом определяют политику технической оснащенности склада.

Например, в производственной логистике складское хозяйство является основным структурным подразделением службы материально-технического обеспечения предприятия. Его организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйства может быть представлен

· общезаводскими складами или складами отдельных производств,

· цеховыми складами

· складскими участками на крупных специализированных участках.

Таким образом, складское хозяйство является основным структурным подразделением службы материально-технического обеспечения предприятия. А также направлено на организацию сбытовой деятельности предприятия.


Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

Основное назначение склада - размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

· преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

· складирование и хранение. Эти функции позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

· консолидация (объединение) и транспортировка грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

· предоставление услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.).

Рисунок 2.30 – Варианты функций склада

Консолидация грузов происходит тогда, когда на складе формируется отправка, состоящая из продукции нескольких поставщиков и предназначенная нескольким заказчикам, расположенным в одной географической точке. Склад как бы «вбирает» в себя материальные потоки, поступающие от производителей, и выдает их в форме крупных отправок. Например, партии, подобранные по заказам нескольких магазинов, расположенных в одном городе, формируются в одну отправку, доставляемую одной автомашиной. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов.

Разукрупнение предполагает доставку товаров от одного производителя нескольким заказчикам в соответствии с их заказами. Этот вариант характерен для складов изготовителей. Они обеспечивают возможность получателю закупить продукцию в нужном ему объеме.

Формирование ассортимента складывается из операций по накоплению товаров разных производителей для выполнения заказов широкого ассортимента, поступающих от многочисленных предприятий розничной торговли. Выгоды такого распределительного центра проявляются в экономии затрат как производителей, так и получателей.

Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.

Вы узнаете, что такое складская логистика, как правильно ее организовать, а также как выбрать компанию по оказанию складских услуг начинающему бизнесмену

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего бизнес-журнала! С вами Эдуард Стебмольский, экономист и постоянный автор сайта ХитёрБобёр.ru.

В сегодняшней статье я раскрою основные вопросы, касающиеся задач и функций складской логистики, расскажу, как подобрать наиболее оптимальную систему складирования, которая позволит обеспечить тщательный контроль за расходом запасов продукции на складе.

Поэтому читайте статью до самого конца!

1. Основы логистики склада - определения, задачи и функции

Логистика складирования играет очень важную роль в организации системы доставки продукции.

Складская логистика - это технология управления запасами.

Это очень сложный механизм, в котором важная роль отводится складам. Под последними понимаются технические сооружения, где производится хранение, накопление и распределение грузов. Складская логистика тесно связана с , о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

Среди основных функций склада следует отметить :

  1. Комплектование ассортимента в зависимости от заказов потребителей. На складе производится преобразование производственного ассортимента в потребительский. Благодаря этому можно говорить о более эффективном выполнении заказов.
  2. Складирование и хранение товара. Это одна из основных функций технического помещения, позволяющая минимизировать разницу во времени между выпуском продукции и её реализацией потребителю. Компания, специализирующаяся на оказании складских услуг, должна создать оптимальные условия хранения в зависимости от эксплуатационных особенностей груза.
  3. Унитизация партий грузов. Так называется объединение мелких партий грузов в более крупные. Благодаря этой функции такие услуги становятся доступными для небольших компаний. Унитизация позволяет обеспечить одновременную доставку разным заказчикам.
  4. Предоставление логистических услуг. Помимо непосредственного хранения груза, заказчикам могут быть предоставлены дополнительные услуги - подготовка товара к реализации, фасовка продукции, распаковка и заполнение контейнеров, проверка работы оборудования. , я уже писал в одной из наших статей.

Пример из практики

Молодая и амбициозная компания по изготовлению крафтовых пакетов и различных вариаций упаковки приняла решение об увеличении объемов производства. За неимением собственного склада хранить готовую продукцию в месте её изготовления было достаточно проблематично.

Наиболее уместным выходом из ситуации стало сотрудничество с компанией, предоставляющей складские услуги.

2. Услуги складской логистики в современной России - ключевые проблемы и перспективы

Современный логистический рынок РФ имеет множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию данной отрасли.

Из наиболее значимых следует отметить следующие:

  • отсутствие квалифицированных кадров;
  • слабая логистическая инфраструктура;
  • использование устаревших технологий;
  • непонимание руководством реальных проблемы собственного предприятия;
  • отсутствие знаний в области управления складами.

Одной из главных проблем развития является то, что управление складской логистикой возлагается на плечи руководства, абсолютно некомпетентного в разрешении поставленных задач.

Покажу вам на примерах проблемы складской логистики:

Пример №1.

Некоторые производители не обеспечивают каждую единицу товара уникальным кодом, что многократно усложняет процесс идентификации необходимой продукции и замедляет процедуру доставки.

Пример №2.

Небольшая компания постепенно добилась увеличения производства продукции и расширения рынка сбыта. Однако расширение штата руководителем фирмы предусмотрено не было.

Вследствие этого, один из сотрудников должен выполнять большее количество задач. Отсутствие структуризации не позволяет конкретному отделу нести прямую ответственность за выполнение узкого круга задач. Качество предоставления услуг при этом будет иметь тенденцию к ухудшению.

Несмотря на все существующие проблемы, при определенных обстоятельствах ситуация может кардинально измениться в кратчайшие сроки. Обучение складской логистике квалифицированными специалистами позволит улучшить качество услуг и сделает их более востребованными.

В России постепенно отмечается увеличение степени автоматизации на складах, благодаря чему вероятность ошибки минимизируется, а скорость проведения работ повышается.

Логистические услуги в РФ становятся все более востребованными, что является главным стимулятором роста логистических компаний. С увеличением их численности потребителю услуг будет предоставлена возможность выбора, благодаря чему он сможет отдать предпочтение наиболее приемлемым условиям сотрудничества.

3. Как правильно организовать систему складской логистики - 5 практических шагов

Оптимизация складской логистики подразумевает принятие ряда очень важных решений. Предварительно необходимо определить требуемое количество складов и выбрать наиболее подходящее место для их расположения.

При организации системы складской логистики необходимо предусмотреть наличие собственного или арендованного склада.

Я разложил весь процесс на 5 простых шагов.

Шаг 1. Определяем количество складов

Очень важно определить оптимальное количество необходимых складских помещений в зависимости от объема производимой продукции. При условии, если итоговое число складов будет недостаточным, то следует ожидать увеличения расходов на транспортировку продукции.

Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети.

Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный

Итоговое решение по этому пункту будет принято после детального изучения составляющих факторов - средней арендной стоимости и размера денежной суммы, необходимой для организации склада.

Целесообразность строительства собственного складского помещения возникает только если итоговая прибыль от транспортировки груза будет оправдывать транспортные расходы.

Шаг 3. Определяем место расположения склада

Место складирования готовой продукции должно быть выбрано с учетом минимизации расходования средств, необходимых для транспортировки товара. Существуют различные методы определения оптимального места расположения склада.

Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования

Распределительная логистика подразумевает предварительное определение способа размещения грузов на складе. Также следует обязательно уделить внимание выбору методов эффективного управления грузами.

Шаг 5. Проводим анализ складской логистики

После детального анализа всех составляющих факторов принимается итоговое решение о создании оптимальной системы складской логистики. Если на подготовительном этапе не было допущено серьезных ошибок, то конечный результат позволит обеспечить контроль за расходуемыми запасами продукции.

Курсы по складской логистике помогут слушателю максимально легко определить наиболее эффективную систему складирования. В них обязательно должны быть учтены все внешние и внутренние потоки товарно-материальных ценностей.

С целью достижения положительного итогового результата, необходимо предварительно определить:

  • оптимальную грузовую единицу;
  • вид складирования;
  • вид складского оборудования;
  • систему комплектации товаров;
  • организацию системы обработки информации.

Подбор необходимого оборудования осуществляется в зависимости от характеристик грузовых единиц, а также при учете используемого вида складирования.

4. Аутсорсинг и складская логистика: преимущества и недостатки

При определенных обстоятельствах функции складской логистики компании могут быть отданы на аутсорсинг, то есть переданы другой компании, которая занимается предоставлением таких услуг.

Передача части обязательств третьей стороне может производиться в ситуации, при которой разрешение всех поставленных задач для одной фирмы становится слишком затратным или обременительным.

Логистический аутсорсинг подразумевает приобретение услуг по управлению запасами собственной продукции, её складированию и транспортировке.

Прежде чем воспользоваться предложением об аутсорсинге, необходимо объективно оценить все имеющиеся преимущества и недостатки этого способа организации складской логистики на вашем предприятии.

Ниже в таблице я опишу вас преимущества и недостатки аутсорсинга и организации склада «своими руками»:

Критерии сравнения Аутсорсинг Самостоятельная организация склада
1 Стоимость предоставления услуг Высокая (-) Низкая (+ )
2 Качество услуг Высокое (+) Высокое - низкое (±)
3 Перспектива развития компании Низкая (-) Высокая (+)
4 Скорость приобретения навыков Высокая (+) Низкая (-)
5 Расширение географии деятельности Возможно (+ ) Возможно (+)

Как это выглядит на практике

К аутсорсингу логистики чаще всего прибегают небольшие и средние компании. Фирмы, которые поставили перед собой задачу вырасти с регионального до федерального уровня, пользуются услугами аутсорсинга, так как они не располагают необходимой денежной суммой для строительства собственных складских помещений.

5. Как выбрать компанию по оказанию складских услуг - советы от эксперта

На одном из предыдущих мест работы я занимался вопросами, связанными со складской логистикой, в том числе передачей на аутсорсинг данного процесса. И теперь могу подсказать вам, как правильно это сделать.

Сотрудничество с логистическими сетями начинается с выбора наиболее подходящей компании. Количество таких организаций постепенно имеет тенденцию к росту, поэтому начинающим бизнесменами становится всё сложнее делать итоговый выбор.

Если сотрудничество предполагается с большой логистической компанией, то вся сеть должна быть связана единым информационным потоком.

Грамотная координация деятельности отдельных подразделений компании является гарантией предоставления услуг высокого качества.

При выборе исполнителя также следует брать во внимание такие критерии как:

  • эффективность работы;
  • скорость исполнения;
  • точность подбора заказа;
  • период и опыт работы на данном рынке;
  • качество предоставления услуг.

Качество, эффективность и скорость выполнения заказов можно оценить на основе изученных отзывов, оставленных клиентами компаниями. Найти такую информацию можно на тематических форумах.

Складская логистика – теоретическая и практическая часть системы организации движения товаров, занимающаяся хранением и размещением материальных ресурсов на складах.

Задачи складской логистики

  1. Анализировать использование комплексов для хранения.
  2. Определять их необходимое количество.
  3. Выбирать оптимальные места для размещения товаров.
  4. Разрабатывать весь процесс логистики на конкретном складе.
  5. Применять наилучшие методы сберегания.

Склад является важным элементом в организации оптимального движения товаров и запасов и выступает основой в предприятиях оптово-розничной торговли. Промышленные компании также не могут обойтись без особым образом обустроенных и организованных территорий для сбережения расходных материалов и изготовленных ценностей.

Из-за огромного поля применения существуют разные виды хранилищ. Основное их назначение: осуществление складской логистики – сбор, сберегание и учёт материальных ценностей предприятия, организация непрерывного обеспечения клиентов продукцией.

Классификация складов по разным критериям:

  1. Техническая сторона хранения: полностью автоматизированные или механизированные склады, а также частично оборудованные машинами.
  2. Место в общей цепочке логистики: базы производств и предприятий торговли, хранилища посредников, экспедиторских и транспортных компаний.
  3. Продукция, для которой организована: остатки и отходы производства, комплектующие, сырьё или инструменты, расходные материалы, тара, готовые изделия.
  4. Вид и форма помещений для хранения: открытые склады, территории с навесами, утеплённые, закрытые, одноэтажные и даже высотные здания.
  5. Форма собственности: внутренние базы снабжения производственных предприятий, подсортировочные, распределительные, сооружения длительного или сезонного хранения товаров.
  6. Функциональная часть: запасники сбыта, снабжения либо производства.

Хранилища всех этих видов обеспечивают разные потребности бизнеса и выполняют свои функции. Оптовые базы получают готовую продукцию, формируют из неё свой ассортимент и предлагают его розничным торговым компаниям. А выходные оптовые хранилища собирают и вывозят крупные заказы сразу получателям. Запасы готовых изделий подвергаются размещению, учёту и подсортировке перед отправкой далее по цепочке, склады этого типа маркируют продукцию, осуществляют погрузку. Хранилища исходных комплектующих и сырья принимают материальные ценности, сортируют и вывозят фирмам-потребителям. Склады, принадлежащие компаниям с оптово-посредническими функциями, подбирают необходимые товары, обеспечивают их запасы и доставку заказчикам.

Складские услуги и логистика

Учёт и передвижение товаров – это именно то, что делает склад.

Конечно, практика логистики необходима и вне хранилищ, она обеспечивает такие виды услуг:

  • перетарка контейнеров и фур;
  • кросс-докинг (или непосредственная приёмка и отгрузка ценностей без долговременного размещения);
  • прямая перегрузка.

А в складской логистике существуют три варианта движения материальных ценностей: входное, внутреннее, выходное. Иными словами: разгрузка пришедшего товара и его проверка; перемещения запасов по складу; погрузка продукции.

Основные функции склада

  1. Переформировывать ассортимент производства в потребительский.
  2. Уравновешивать временную разницу между потреблением и выпуском товара.
  3. Разбирать и собирать комплекты продукции.
  4. Оптимизировать расходы на транспортировку грузовых партий за счёт их перераспределения по машинам.
  5. Осуществлять транспортно-складскую логистику и экспедиционные услуги, готовить продукцию к продаже, проверять оборудование и приборы.

Складские операции : приём и разгрузка товаров, размещение их на хранение, перегруппировка партий внутри склада, формирование и комплектация заказов, отгрузка продукции; отбор того, что нужно определённому клиенту, подготовка транспортных накладных. Информационное обеспечение складской логистики – формирование и обработка сопутствующей документации.

Существуют два основных способа для перемещения ценностей из мест, где они хранятся: отборка части или целого пакета. Для этого процесса разработаны инструменты разного уровня механизации. Например, если склад высотный, то отборщик движется вдоль ячеек с продукцией в подъёмнике и формирует партию из необходимых товаров. Это работает в статических хранилищах. Динамические склады используют стеллажные подъёмники, которые автоматически движутся к нужному месту.

Организация складской логистики требует абсолютной согласованности функций :

  • распределения грузов,
  • их переработки,
  • обеспечения продукцией.

Главной целью снабжения является поставка в хранилище необходимых товаров на уровне возможностей для их переработки. Учёт пополнения запасов склада и их своевременной отправки приводит к ритмичному грузопотоку и максимальному использованию имеющихся ресурсов, что обеспечивает оборот базы.

Внутренняя складская логистика и транспортировка – перемещение продукции между различными зонами хранилища. Для этого используются подъёмно-транспортные механизмы и машины.

Основной принцип складирования – оптимальное использование территории хранения.

Экспедиторские и транспортные функции может осуществлять и база, и заказчик продукции.

Важно стремиться к максимально рациональной планировке помещения, которая позволит уменьшить затраты на переработку грузов. Необходимо грамотно обустраивать пространство при установке оборудования (использовать универсальную технику, чтобы сокращать количество машин). Принципы складской логистики требуют оптимально размещать грузы и управлять их учётом и перемещением рационально. Разработка грамотной системы распределения товаров по хранилищу должна преследовать цель максимально использовать все его ресурсы и объёмы.

ABS-анализ складской логистики

АВС-анализ в системе снабжения можно использовать для определения подходов к планированию потребности в материально-технических ресурсах, выбору поставщиков, управлению запасами. Кейс по применению этого анализа с примерами расчетов читайте в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Показатели складской логистики компании

Материальные потоки на складах организованы посредством технологических операций, которые строятся на нескольких показателях:

Скорость процесса товарооборота. Отражает то, как часто на протяжении отчётного периода иссякает и пополняется складской запас продукции. В зависимости от функций и задач конкретного хранилища и условий поставки определяют нормативный показатель для предприятия. Рост оборачиваемости обеспечивают автоматизацией или увеличением производительности труда персонала базы.

Сохранность потребительских свойств товаров также значима для складской логистики. Для определения этого параметра используют сравнительные показатели сокращения естественных убытков и товарных потерь. На сохранность продукции на складах существенно влияют технологические процессы, материально-техническая база предприятия и качество упаковки грузов.

Экономичность технологического процесса на уровне склада. Для анализа этого показателя определяют издержкоёмкость переработки среднего объёма грузов. Оптимизации данный параметр поддаётся только при усовершенствовании всей системы передвижения товара, так как определяет эффективность процесса в определённом звене цепочки через количество общих затрат на перемещение материальных ценностей.

Чтобы названные требования к потокам продукции в рамках хранилищ выполнялись, необходимо соблюдать следующие принципы складской логистики: параллельность, пропорциональность, ритмичность процесса, непрерывность, поточность и прямоточность.

  1. Параллельность – возможность одновременно осуществлять различные складские операции на любой стадии логистического процесса. Параллельная работа хранилища сокращает цикл процедур, увеличивает загруженность сотрудников, обеспечивает специализацию задач и повышает эффективность действий, приводит к совершенствованию производственных навыков и автоматизации их применения. Для соблюдения правила параллельности операций крупные базы с большим потоком ценностей используют кооперацию и разделение манипуляций, координируя это с размещением оборудования на территории.
  2. Пропорциональность процесса в утверждает принцип соразмерности всех связанных процедур по скорости, пропускной способности или производительности. Если пропорциональность будет нарушена, в технологии возникнут узкие места, сбои, задержки и даже остановки. Здесь важно проанализировать объём работ на каждом участке и спланировать затраты труда в единицу времени.
  3. Ритмичность складского процесса – повторяемость и относительная равномерность при выполнении всех операций на одинаковых отрезках времени. Потоки товара при этом могут быть нарастающими или убывающими. Как ритмичность обеспечивает постоянство энергозатрат в производственном процессе в течение рабочей смены и всего дня и помогает определить и нормировать режим труда и время для отдыха персонала базы. Благодаря равномерности нагрузки удаётся высчитать нормальную и чрезмерную степень эксплуатации машин. Несоблюдение этого правила может быть последствием не только ошибки склада, но и результатов внешних сбоев, например, несвоевременного и хаотичного привоза товаров. Потому важно находить с поставщиками такие условия, при которых поступление продукции будет также ритмичным и постоянным.
  4. Непрерывность в складской логистике означает сокращение или устранение любых перерывов в деятельности. Чтобы соблюсти этот принцип и максимально использовать ресурсы склада, важно организовать график сменной работы подразделений и бригад.
  5. Поточность – основное правило при формировании микрологистической системы склада. Она заключается в такой организации процесса, при которой все части цикла последовательно взаимосвязаны, и каждая операция является одновременно подготовкой к следующей процедуре. Этот требует размещать рабочие секторы таким образом, чтобы они соответствовали очерёдности манипуляций, а передвижение между ними грузов занимало минимальное количество времени и усилий. Каждая зона должна быть связана с одной конкретной операцией или с группой однотипных действий, которые позволяют не только завершить этот фрагмент процесса, но и подготовить дальнейший этап.
  6. Прямоточность требует эргономичности склада и максимально прямого маршрута для передвижения грузов внутри хранилища и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Выравнивание технических маршрутов увеличивает скорость работы и сокращает затраты труда, сохраняя мощность процесса.

Использование поточных методов складской логистики опирается на конвейерные системы, при применении которых не допускается цикличность и встречные направления в передвижении товаров.

Чтобы задействовать данные способы, требуется определённая организация пространства хранилища и наличие соответствующих машин и оборудования (к примеру, могут потребоваться щелевые конвейерные системы для оптимального упорядочивания потока материальных ценностей).

Как оптимизировать затраты на складскую логистику

Многие руководители предприятий, воспользовавшись методами оптимизации, описываемыми в статье электронного журнала «Генеральный директор», с удивлением обнаружили, что у них отпала потребность в кредитах, а значит и необходимость выплачивать проценты по займам.

Чем занимается отдел складской логистики

Как правило, эта служба состоит из разных подразделений, отвечающих каждое за свой набор функций, присущих только ему.

Группа закупок

  1. Приобретает готовые товары за границей и занимается таможенным оформлением.
  2. Управляет поставками и запасами расходных материалов, комплектующих и сырья. Контролирует их базы.
  3. Обеспечивает складским оборудованием всё предприятие, отвечает за оргтехнику, упаковку и одежду и т. д.
  4. Закупает товары для дальнейшей перепродажи, управляет их запасами, контролирует заказы сторонних производств.

Группа производственной логистики

  1. В рамках складской логистики контролирует и определяет готовность заказов на произведённую продукцию.
  2. Планирует и формирует заявки на необходимые производству комплектующие, расходные материалы и сырьё.
  3. Координирует неоконченные процессы выпуска продукции в фирме.

Группа управления запасами и ассортиментом

  1. Организует мониторинг и управление линейкой продукции.
  2. Исследует запасы готовых изделий на складах компании.

Группа контроля над поставками готового товара

  1. Принимает и документирует все заявки (онлайн и оффлайн).
  2. Управляет доставкой заказанных грузов партнёрам и потребителям.
  3. Как отдел складской логистики контролирует деятельность хранилищ готовых товаров и распределительных центров.
  4. Анализирует уровень взаимодействия и качества обслуживания потребителей складом.

Менеджер складской логистики

Сама логистика – это не только практические принципы, но и серьёзный бизнес, который включает в свои процессы большое количество предприятий разного профиля: от производственных и транспортных до информационных и т. п. И в любой из этих фирм работа сотрудника данного направления является востребованной и крайне ответственной, так как менеджер по логистике – это профессионал, который отвечает за координацию продвижения грузов до складов и точек продаж. Хороший специалист всегда планирует более одного варианта оптимальной доставки товара и может сократить время и издержки при этом.

Должность логиста востребована в компаниях, которые занимаются грузоперевозками.

Также такие специалисты нужны любым производственным компаниям - агрофирмам, промышленности и всем прочим, так как выпущенные товары требуется доставлять конечному потребителю или оптовому покупателю.

Главной функцией менеджера складской логистики является управление процессами закупки и сбыта, а также настройка производственного цикла наиболее эффективным способом.

Назначение или увольнение такого специалиста проводится приказом руководителя фирмы, директора.

Лучше, чтобы человек, принятый на должность менеджера складской логистики, имел диплом о высшем образовании в сфере управления производством.

Данный специалист руководит соответствующими отделами компании и их сотрудниками.

На время отсутствия начальника подразделения по причине болезни, командировки или отпуска согласно установленному на предприятии порядку на его место назначают другого работника, который будет выполнять все те же функции, нести ответственность и иметь все права, связанные с этой должностью в компании.

Задачи менеджера складской логистики

  1. Организовывать анализ и составление планов и прогнозов по своему отделу в фирме.
  2. Проектировать логистические системы, координировать их разработку и внедрение на предприятии.
  3. Готовить бюджет и следить за его соблюдением, рассчитывать затраты на передвижение и хранение материальных ценностей.
  4. Прорабатывать планы по закупкам и управлять подбором подрядчиков.
  5. Анализировать то, насколько реалистичны и надёжны условия договоров по поставкам.
  6. Гарантировать размещение заказанных грузов у подрядчиков в своё время.
  7. Менеджер складской логистики должен принимать участие в подготовке и проведении платежей по договорам.
  8. Обеспечивать коммуникацию с подрядчиками и составлять отчёты о проделанной работе.
  9. Анализировать поставки и ход выполнения заказов.
  10. Принимать участие в менеджменте производственных процессов и подготовке планов по выпуску продукции.
  11. Обеспечивать своевременную и качественную отгрузку готового товара.
  12. Разрабатывать и внедрять меры для сокращения материальных и временных затрат на производство и технологический цикл.
  13. Менеджер складской логистики должен участвовать в процессах сертификации и регистрации выпущенного товара.
  14. Анализировать производственные планы и отчёты об их реализации.
  15. Планировать необходимые объёмы складских запасов для осуществления непрерывной работы технологических линий предприятия.
  16. Регулировать расчёты затрат на формирование и хранение запасов, расходы на покупку материальных ценностей, использование зон складирования продукции. Координировать страхование и поточное обслуживание.
  17. Менеджер складской логистики обязан уметь проектировать и использовать системы управления хранилищами.
  18. Разрабатывать способы учёта и оценки запасов, моделировать схемы контроля над ними.
  19. Координировать процессы инвентаризации на складах и отслеживать их актуальное состояние.
  20. Вычислять размеры, виды и оптимальное расположение баз, которые потребуются для размещения ресурсов компании и готовых товаров.
  21. Отбирать типы оборудования и машин для складов, рассчитывать их наилучшее количество.
  22. Также менеджер складской логистики призван оптимизировать способы передвижения материальных ресурсов и товаров внутри предприятия и определять финансовые затраты на хранилища.
  23. Прописывать методические рекомендации по учёту товаров, организовывать пути распределения и расчёт эффективности пользования ими.
  24. Менеджер складской логистики должен заниматься страхованием материально-технических ресурсов бизнеса (оборудования, сырья, товаров, грузов), гарантировать ответственность работников, занимающихся перевозкой, и принимать меры для обеспечения качества продукции при хранении и транспортировке.

Организация складской логистики на предприятии: 5 шагов

Шаг 1. Определяем количество склад​​ов

Масштабы производства и объёмы, в которых выпускается готовая продукция, напрямую влияют на число складов и помещений для хранения. Если таких зон окажется слишком много, то это приведёт к необоснованным затратам на их содержание без необходимости, так как пустующие сооружения, не выполняя своих задач, будут простаивать. В то же время, недостаточное количество хранилищ сильно увеличит расходы на перевозку и перемещение товаров и также сократит прибыль предприятия.

Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный

Этот пункт является одним из ключевых при организации складской логистики в компании. Принять решение в этом вопросе возможно только после детального анализа всех факторов: от размеров аренды помещения до суммы, нужной для подготовки пространства к использованию.

Иногда оказывается более целесообразным и оправданным строительство собственного склада. Это те случаи, когда доходность перевозки с лихвой перекрывает затраты на транспорт и здание.

Шаг 3. Определяем место расположения склада

Территория, на которой будет осуществляться хранение продукции, должна выбираться с учётом требования минимизировать расходы на транспортировку. Для вычисления идеального местоположения базы используются разные методы.

Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования

На этом этапе определяют способы размещения принимаемых грузов и средства наиболее эффективного управления ими в рамках хранилища. Применяют распределительную логистику.

Шаг 5. Проводим анализ складской логистики

В этот момент специалисты изучают все подготовительные этапы, все факторы, влияющие на складскую логистику, и принимают решение о том, какая система будет оптимальной. Если в предыдущих шагах не было существенных ошибок, то результат анализа даст возможность наилучшим образом контролировать все запасы продукции.

Чтобы в итоге получить нужный эффект, необходимо предварительно определить:

  • вариант складирования;
  • среднюю единицу груза;
  • типы оборудования для склада;
  • систему компоновки продукции;
  • способы обработки и хранения информации.

Выбор оптимальной техники и оборудования зависит от характеристик единицы груза и типа хранения продукции.

Складская логистика на аутсорсинге: преимущества и недостатки

Аутсорсинг как передача функции сторонней компании используется и в области передвижения и складирования товаров предприятия.

Если фирме становится слишком затратно или сложно самостоятельно управлять соответствующими процессами, она может делегировать обязательства в этой сфере третьей стороне, чтобы избавиться от обременяющей задачи.

Складская логистика на аутсорсе – это оплата компанией услуг другого предприятия по хранению, транспортировке и управлению её запасами. Это может быть выгодно для обеих компаний.

Принимая решение о передаче этих функций внешнему подрядчику, следует тщательно изучить все стороны вопроса и проанализировать плюсы и минусы именно такого способа организации складской логистики для вашего предприятия.

Критерии сравнения

Аутсорсинг

Самостоятельная организация склада

Стоимость предоставления услуг

Высокая (-)

Низкая (+)

Качество услуг

Высокое (+)

Высокое - низкое (±)

Перспектива развития компании

Низкая (-)

Высокая (+)

Скорость приобретения навыков

Высокая (+)

Низкая (-)

Расширение географии деятельности

Возможно (+)

Возможно (+)

Складская логистика на аутсорсинге: кому поручить

Существуют логистические сети-аутсорсеры. Чтобы начать взаимодействие с ними, для начала следует выбрать компанию. Число этих предприятий неизменно растёт, потому молодым бизнесам всё труднее отдать предпочтение одному из них.

Если вы планируете сотрудничать с большой компанией, оказывающей услуги логистики, то выбирайте такую, где сеть объединена информационным потоком.

Качественное управление отдельными службами в рамках фирмы гарантирует, что вы получите услуги в сфере складской логистики на должном уровне.

При выборе исполнителя также следует брать во внимание следующие показатели:

  • скорость работы;
  • эффективность процессов;
  • точность при подборе;
  • опыт и время работы на этом рынке;
  • качество обслуживания.

Чтобы проанализировать уровень качества, скорость и эффективность выполнения задач, достаточно изучить отзывы клиентов предприятия. Эта информация размещается на форумах по данной теме.

Одним из ключевых аргументов в пользу выбора конкретной компании является комплексность её услуг. Кроме функций складской логистики подрядчик должен помогать в транспортировке продукции и в работе с таможней.

  • Организация хранения на складе готовой продукции: практические советы

Транспортно-складская логистика

Транспортно-складская система – это совокупность транспортных и складских машин для погрузки и разгрузки товаров, для перемещения, распределения и хранения, для накопления инструментов, предметов труда и техники.

Управление автоматизированной транспортно-складской системой включает две составляющих.

Верхний уровень – руководит всеми механизмами, обеспечивает поддержку информационной сети в рабочем состоянии, организует коммуникацию между автоматической частью транспортно-складской логистики и всеми прочими нижестоящими структурами данного подразделения предприятия.

Нижний уровень – напрямую руководит всеми машинами автоматизированной системы склада и транспорта.

Координация работы исполнительных механизмов состоит из:

  • сведения воедино алгоритма операций;
  • синхронизации механизмов, работающих параллельно, для избегания чрезвычайных ситуаций, аварий и сбоев;
  • формирования порядка обслуживания заказов с разных рабочих мест;
  • подачи к этим позициям грузоносителей, подвозящих полуфабрикаты, необходимые детали и оснастку, соответствующую производственной программе.

Структура и функциональные возможности автоматизированной транспортно-складской системы формируют наборы способов организации действий в рамках технологической цепи. Во время работы гибкая производственно-логистическая структура собирает данные с объектов, которые обслуживает, а затем обменивается этой информацией в режиме диалога.

Такие настраиваемые системы логистики в мелко- и среднесерийном производстве организованы по секционному принципу. Секции подразделяются по своему предназначению на:

  • нестаночные;
  • станочные;
  • вспомогательные.

Секции, подлежащие обслуживанию, выступают в роли ячеек гибкой системы складской логистики на производстве.

Чтобы определить состав технического оснащения ячейки, обращаются к технологическим и производственным факторам (в зависимости от того, мелкосерийное это производство или среднесерийное). Следовательно, комплексные ячейки подразделяются на производственные и технологические.

Второй тип формируется на основании желания упростить многостаночную поддержку производства. Поэтому этот профиль включает в себя однотипные аппараты или оборудование со сходным технологическим функционалом.

Транспортно-складская логистика и производственный процесс для технологических ячеек комплексного или индивидуального типа используют схему общего вида: "склад – станок – склад ".

В то же время транспортировочные функции производственных секций могут применять модель: "склад – станок – …… – станок – склад ".

В этом цикле полуфабрикаты или детали перемещаются между производственными зонами и станками, не прибегая к транспортным ресурсам, обычно их переносят вручную или при помощи каких-нибудь приспособлений для перевозки.

  • Вместимость склада: как увеличить полезную площадь на 60%

Оптимизация складской логистики

1. Избавьтесь от ненужного оборудования и материалов. Технологии развиваются быстро, потому почти каждая промышленная компания имеет на своём балансе устаревшие аппараты или технику, которая не используется. Чтобы освободить пространство и сэкономить, лучше избавиться от этих машин. Если удастся, то, возможно, хорошо организованная распродажа позволит даже получить за этот хлам немного денег.

2. Распродайте неликвидную продукцию. Затоваренные, переполненные склады не только не приносят дохода, но и тянут из компании средства. Кроме того, там может храниться ещё и непродающаяся продукция, от которой важно избавиться. Проведите анализ всех товаров, установите, что будете считать негодным для дальнейшей реализации, ведь общего правила по поводу того, как определять неликвиды, не существует. (Это принципиальный момент в складской логистике: дальше менеджмент запасов должен строиться так, чтобы подобной продукции не появлялось совсем). Также рекомендуется разобраться, почему эти товары вообще скопились и не были проданы в своё время.

3. Сократите затраты на персонал. Первым делом следует выяснить, какую работу выполняет каждый сотрудник отдела складской логистики и самого хранилища и чем занимается персонал во время смены. Для этого часто применяют фотографии в период функционирования подразделения. Но не стремитесь сразу увольнять всех пойманных на безделье и нарушении трудового режима: в первую очередь, по закону эта процедура будет тяжёлой, а во вторую – в процессе оптимизации и изменения порядков работники вам ещё пригодятся. Избавиться стоит только от непрофильного персонала.

4. Ликвидируйте лишние запасы. Многие предприятия грешат тем, что не производят расчёт запасов, а поддерживают количество товаров в хранилищах, прикидывая на глазок, чтобы не наблюдалось дефицита продукции. Пример из практики в области складской логистики: продажи компании росли, и управление приняло решение увеличить резервы. Денег на такие крупные приобретения у фирмы не было, и директор обратился в банк за кредитом. В то же время на предприятие были приглашены специалисты в области логистики, которые изучили статистику, запасы, продажи и выяснили, что продукции на складах запасено на два с лишним месяца. То есть они были переполнены и без дополнительных закупок.

5. Постройте грамотную систему управления запасами. Основной задачей логистики в компании является разработка грамотного менеджмента запасов. Руководство может разобраться в этом самостоятельно или прибегнуть к помощи профессионалов в сфере организации складской логистики. Для разработки хорошей системы для предприятия понадобится сделать следующие шаги:

  • классифицировать продукцию на складах (используют метод ABC / XYZ);
  • рассчитать наилучший уровень и размер запасов без избытка и недостатка товаров;
  • определить политику менеджмента закупок в каждом случае;
  • разработать способы планирования и контроля над пополнением резервов.

Но экономический прорыв может обеспечить оптимизация и контроль не только в сфере запасов собственно предприятия, но и управление складской логистикой у ваших клиентов и продавцов.

6. Проанализируйте, соответствует ли категория склада потребностям предприятия. Например, существуют хранилища категории А, но далеко не всякий товар нуждается в использовании именно этих помещений. Иногда это просто роскошь. Однако, чрезмерная экономия на том, какого уровня склад вы имеете, может привести к существенным потерям:

  1. Будет испорчен товар, так как окажется в неподходящих условиях хранения.
  2. Недостаточно квалифицированные работники склада могут также привести в негодность продукцию.
  3. В хранилищах с плохой системой учёта грузов и ленивой охраной часто происходят хищения товаров.
  4. Ошибки в процессе формирования заказов могут привести к штрафам и конфликтам с клиентами.

Выбирайте не только помещение, но и всё оборудование и машины только в соответствии с вашими целями.

7. Правильно размещайте запасы на складе. Складская логистика требует глубокого анализа способов хранения продукции. Обратите внимание: часто неликвидные товары занимают лучшие места, а вещи, на которые не падает спрос, располагаются где попало. Чтобы ускорить функционирование склада, увеличить использование его мощностей и оптимизировать сбор заказов, нужно перераспределить продукцию по участкам хранения в соответствии с её классификацией. Грамотное зонирование гарантирует совершенствование рабочих процессов.

8. Прислушивайтесь к мнению персонала. Японская практика кайдзен пригодится и в организации складской логистики предприятия. Если персонал самых нижних уровней будут чувствовать, что его предложения имеют вес, у вас появится бесценная информация по оптимизации процессов. Сотрудники сами помогут вам уменьшить число ошибок, улучшить сервис, ускорить работу и сократить траты.

9. Подведите итоги оптимизации. Когда все нововведения будут запущены, а реформы на складе завершены, обязательно задокументируйте весь процесс и пропишите каждый этап в регламенте: нормируйте время и способы приёма и отправки грузов, количество сотрудников в каждой зоне и т. д. Проведите обучение для персонала.

Установлено, что оптимизация складской логистики приводит к увеличению рентабельности компании (иногда рост составляет 30%), при этом сокращая себестоимость конечного товара на рынке. Предприятие с грамотным складом ощутимо экономит на затратах и наращивает свою прибыль. Хорошая система хранения становится надёжным звеном во всей цепи логистики фирмы.