Картотека игр по грамоте в подготовительной группе. Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие: гимнастика для глаз, психогимнастика, релаксация, динамическая пауза; элементы сказкотерапии.

Цель: профилактика различных видов дисграфии (артикуляционно-акустической, акустической, дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматической, оптической дисграфии).

Задачи:

  1. Закреплять звукопроизношение и дифференциацию шипящих звуков, развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание.
  2. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать предложно-падежные формы существительных, сложно-подчиненные предложения, закрепить навыки применения предлогов.
  3. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза, анализа предложений, деление слов на слоги, слогового чтения.
  4. Закреплять знания о гласных и согласных звуках, умение различать и называть их, выделять из слова.
  5. Развивать мелкую моторику рук, графо-моторные навыки, координацию движений, ориентировку в большом и малом пространстве, конструктивный праксис.
  6. Развивать внимание, память, творческое мышление, фантазию.
  7. Воспитывать любовь к родному языку, умение работать по одному и в группе.
  8. Создать доброжелательную, непринужденную атмосферу на занятии, вызвать у детей желание заниматься.

Оборудование: сундучок, письмо королевы Грамоты, карточки с изображением леса, изображения туч и солнца, кубик с изображением разных эмоций солнца, фигуры и карточки с изображением насекомых, цветы с отдельными лепестками, на которых написаны слоги и слова, вырезанные из бумаги изображение камней разной величины с недописанными на них словами, карточки с изображением хвостов диких животных, карточка с правильно и неправильно написанными буквами, карточка с изображением лягушонка, состоящего из букв, карточка надписью ШКОЛА, пеналы с квадратами красного, синего и зеленого цвета для звуко-слогового анализа, буквенные пазлы, бусы; магнитофон, диск, с записью звуков природы.

1. Мотивационно-побудительный раздел

– Ребята, когда я заходила в группу, то увидела на шкафчиках какой-то интересный предмет. Сейчас я его принесу. Что это? (Сундучок.) Посмотрите, какой он красивый! Я думаю, что это необычный сундучок, а волшебный. Давайте мы откроем его и посмотрим, что там. (Дети открывают сундучок и достают письмо.) Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дети. Я приглашаю вас в путешествие. Выполнив задания, вы попадете ко мне в гости, в Страну Знаний. Королева Грамота.» Ребята, вы хотите в путешествие? (Да.) Путь будет опасным, но интересным. Отправляемся? (Да.)

2. Организационно-поисковый раздел

– Так как страна эта волшебная, то и транспорт у нас будет волшебный. Какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ступа Бабы Яги, ковер-самолет, сапоги-скороходы.) Что у нас в группе напоминает какой-нибудь из этих видов транспорта. (Ковер.) Давайте представим, что наш ковер в группе -это ковер-самолет и на нем мы отправимся в путешествие. (Дети рассаживаются на ковре.)

– Ребята, я знаю, что Страна Знаний находится в лесу. А где может находится лес? (Дети отвечают, ориентируясь на карточки: на горе, под горой, за лесом, за городом, между озерами, около дома, за рекой, далеко, близко.)

– Чтобы нам было веселее лететь, давайте повторим чистоговорки со звуками Ш и Ж.

Ша-ша-ша- наша Маша хороша

шо-шо-шо- говорим мы хорошо

шу-шу-шу- другу я письмо пишу

ши-ши-ши- вот гуляют малыши

жа-жа-жа- у жабы кожа

жо-жо-жок- желтый флажок

жу-жу-жу- журнал покажу

жи-жи-жи- в доме этажи.

А сейчас посмотрите налево. Что вы видите? (Тучи.) Какие могут быть тучи? (Черные, грозовые, дождевые.) А что справа от нас? (Солнышко.)

Какое солнце? (Ласковое, желтое, теплое, горячее.)

Гимнастика для глаз «Посмотри на солнышко»

Следить за перемещением фигуры солнца только глазами, не поворачивая головы.

– Пока мы с вами летим, давайте поиграем. (Открываю сундук и достаю кубик с изображением солнышка на каждой грани кубика с разными эмоциями.)

Игра «Придумай предложение»

Дети бросают кубик и придумывают предложение о солнышке, которое находится на верхней грани кубика с такой же эмоцией и с такой же интонацией, что и на рисунке.

Солнышко улыбается, потому что...

Солнышко грустит, потому что...

Солнышко удивляется, потому что...

Солнышко смеется, потому что...

Солнышко сердится, потому что...

Солнышко злится, потому что...

– Вот мы и прилетели в Волшебную страну. Смотрите, а вот и лес! А вот и полянка в лесу! Что вы на ней видите? (Цветы, деревья, траву, насекомых, птиц.) А какой здесь чистый воздух! Давайте глубоко вдохнем и выдохнем воздух и на выдохе скажем: «Ах, как пахнет!»

– А сейчас давайте закроем глаза, расслабимся и послушаем звуки природы. (Дети слушают магнитофонную запись звуков природы.) Что вы услышали? (Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра.)

– Посмотрите, ребята, ветер оторвал лепестки у цветочков. Давайте их соберем. Лепестки у цветов должны быть такого же цвета, как и серединка. (Дети собирают.) А сейчас прочитаем слоги и слова, начиная с согласной буквы. (Дети читают.)

– А вот и ручеек. Сейчас посмотрим кто из вас первый дойдет до ручейка.

Игра «Дойди первый»

Дети придумывают слова и делают столько шагов, сколько в слове слогов.

Кто первый дойдет до ручейка, тот и выиграл.

– Чтобы перепрыгнуть ручеек какое слово нужно придумать? (Слово с одним слогом.) (Дети придумывают и перепрыгивают через ручеек.)

– Вот мы и перешли через ручей. Смотрите, а на этом берегу лежат камушки. Они тоже не простые, а волшебные.

Игра «Прочитай слово»

Каждый ребенок берет по «камушку» и переворачивает его. С обратной стороны написаны слова с недостающими буквами. Дети должны догадаться, каких букв не хватает и прочитать слово.

ДО. КО. СО. МУХ. БАБОЧК.

– А еще на этом берегу спрятались животные, которые живут в лесу. Как их можно назвать? (Дикие животные.) Они так спрятались, что видны одни хвостики. Вам нужно догадаться, какое животное спряталось и назвать первый звук в этом слове.

Игра «Угадай, чей хвост»

(На наборное полотно выставляются поочередно картинки с изображением хвостов диких животных. Дети называют животное и выделяют первый звук в слове.)

– А вот к ручейку прискакал лягушонок. Он тоже волшебный. Из чего он состоит? (Из букв.) Найдите буквы и назовите их.

– Вы выполнили еще одно задание и все ближе и ближе дворец королевы Грамоты. Давайте заглянем в сундучок. В нем лежит какая-то карточка, а на ней какие-то буквы. Все ли они написаны правильно? (Нет.) Давайте исправим.

– А вот и дворец королевы Грамоты. Что на нем написано? (Школа.) А что такое ШКОЛА? Для чего она нужна? (В школе дети учатся читать, писать, считать.) А сейчас давайте немного расскажем о стране королевы Грамоты и о ее жителях. В этой стране живут разные звуки. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Почему мы узнаем, что звуки гласные? (Их можно тянуть и петь и во рту нет преграды). Назовите гласные звуки. (Дети называют). Придумайте слова, которые начинаются на гласные звуки. А по каким признакам мы узнаем, что звуки согласные? (Их нельзя петь и тянуть и во рту есть преграда). Назовите согласные. (Дети называют). Придумайте слова, которые начинаются на согласные звуки. (Дети придумывают.) Чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.) Давайте мы с вами покажем королеве Грамоте, чему мы научились.

– Давайте вспомним, каких насекомых мы видели на полянке? (Жуков, бабочек, комаров, ос, пчел, стрекоз.) Давайте составим схему слов ЖУК и БАБОЧКА. (Дети старшего возраста составляют схему слова ЖУК, подготовительного к школе возраста - схему слова БАБОЧКА.)

– А теперь подумайте и измените схемы так, чтобы они соответствовали словам ЖУКИ и БАБОЧКИ. (Самостоятельная работа детей по составлению схемы слов.)

Работа по звуко-слоговому анализу и синтезу

Динамическая пауза

– Кто, скажите, может, дети,

Повторить движенья эти?

Руки в верх я подниму.

– Это тоже я могу! Дети выполняют движения за

– Влево, вправо разведу. взрослым.

– Это тоже я могу!

– Головою покручу.

– Это тоже я могу!

– И как птица полечу.

– Это тоже я могу!

– А потом присяду, встану и нисколько не устану.

– Это тоже я могу!

– Я попрыгаю немного.

– Это тоже я могу.

– И пешком пойду в дорогу.

– Это тоже я могу!

– Если нужно-побегу.

– Это тоже я могу!

– А сейчас давайте придумаем предложения со словом ЖУКИ. (Ответы детей.)

Работа по анализу слов в предложении

– Молодцы! А сейчас королева Грамота приготовила для вас пазлы. Из разных кусочков нужно собрать буквы и назвать их.

Игра «Собери буквы»

Детям предлагаются по 2 разрезанные на 3 части буквы разного цвета. Детям нужно собрать букву и правильно назвать ее.

– А что это за коробочка в сундучке? (Достаю коробку и открываю ее.) Что это? (Бусы.) Королева Грамота просит вас из бус выложить те буквы, которые вы собрали из пазлов. (Дети выполняют задание.) Какие молодцы!

3. Рефлексивно-коррегирующий раздел

– Вот и подошло к концу наше путешествие и закончились наши приключения. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) С выполнением какого задания у вас возникли трудности? (Ответы детей.) Королеве Грамоте очень понравилось как вы занимались и она приготовила для вас подарки.

Картотека

дидактических игр и упражнений

в подготовительной группе

«Овладение основами

первоначальной грамоты»

Дидактическая игра

«Звуковые шапочки»

Цель : Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дидактическая игра

«Закончи слово»

Цель:

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дидактическая игра

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дидактическая игра

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дидактическая игра

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дидактическая игра

«Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дидактическая игра

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дидактическая игра

«Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дидактическая игра

«Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б"], [б] и [б"] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дидактическая игра

«Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ"].

юлия черкашина
Обучение грамоте. Картотека игр для детей подготовительной к школе группы

Отгадай мое слово

Воспитатель:

Я задумала слово, которое начинается со звука [Ш] (или слога). Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка на картинке, которая лежит у меня на столе. Я ее покажу в конце игры.

Дети называют разные слова. Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-нибудь отгадает слово в начале игры. Заканчивая ее, воспитатель показывает картинку. «Кто отгадал мое слово?»

Скажи, как я

В кругу с мячом. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово и перебрасывает мяч воспитателю.

Узнай букву

Детям предлагаются буквы, вырезанные из плотного картона. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен ощупать букву и назвать ее. После названия всех букв, например, р, с, а, у, к, л дети составляют из них слова: рука, сук, мак, рак, лук

Найди братца

Стоя в кругу. Воспитатель:

Я буду называть большой братец (твердый согласный звук, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий согласный звук). Затем наоборот.

Усложнение. Воспитатель называет вперемешку, то большого братца, то маленького, а дети его пару.

Спрятавшиеся слова

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Воспитатель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его отыскать.

Чудесный мешочек

Воспитатель: «К нам в гости пришла из сказок Добрая Фея и принесла с собой мешочек. В нем лежат волшебные буквы. Если вы сумеете отгадать их и составить из них слово, то вы узнаете, какую сказку больше всего любит фея».

Цепочка

Воспитатель называет слово, а дети должны продолжить «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего. Например: шар - рак - кот.

Найди первый звук в слове

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок у которого мяч должен назвать первый звук слова и вернуть мяч воспитателю.

Дополни до целого слова

В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги, например, ка, ко, ки, ку. Дети учатся читать слоги, подбирают слова, в которых эти слоги есть: Каркуша, кино, карандаш, картина, кукушка, яблоко, кошка и т. д.

Поставь букву правильно

Буквы стоят боком, вниз, зеркально. Нужно исправить их положение.

Полубуковка

Полубуквы приносит Мурзилка в своем портфеле. Дети должны узнать буквы, дополнив их.

Вкусные слова

Буратино шел в гости к детям, он нес «вкусные слова», но по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова (яблоко, апельсин, груша, слива и т. д.) После чтения дети приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

Помоги Карлсону приземлиться

Какой звук заблудился

Забодал меня котел (козел,

На него я очень зол.

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки, а играл в футбол.

Оттого в тетрадке появился гол (кол).

На волке (полке) сметана, творог, молоко.

И рад бы поесть, да достать не легко.

Под березами, где тень,

Притаился старый день (пень).

Писем мы не написали,

Тучку (ручку) целый день искали.

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (Репка).

Загремел весенний гном (гром,

Тучи на небе кругом.

У печки (речки) с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

Роет землю старый кот (крот,

Под землёю он живет.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Наевшись, рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

Найди пару

Воспитатель раздает детям по одной предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина; стол - слон).

Воспитатель:

Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается ваше слово. А теперь вы должны найти друг у друга предмет, который начинается с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно.

Слово в шляпе

На небольших квадратиках из плотной бумаги пишутся буквы алфавита. Часто встречающиеся буквы в большом количестве. Буквы складываются в шляпу и перемешиваются. Каждый игрок берет себе 10 штук. Из этих букв нужно составить слово.

Найди общий звук

Детям предлагается прослушать ряды слов и определить общий звук.

Дротик, кров, песок, мост.

Лимон, килька, пилка, бита.

Носки, астра, стриж, маска.

Нож, жук, вожжи, железо.

Чайник, почта, печка, дочь.

Река, огурец, лекарство, ель.

Веселье, лед, лимон, король.

Сом, моль, лампа, комок.

Весло, мост, весна, бусы.

Какие два звука повторяются?

Книга, гора, ангел, грамота.

Бокс, короб, забой, роба.

Печка, врач, челка, чемодан.

Река, ремонт, ракета, ремесло.

Узнай слово

Воспитатель:

Я произнесу слово медленно, растянуто, а вы попытайтесь отгадать, какое слово я сказала.

«мммммааааааааммммммммааааааааа»

Если дети легко справляются с заданием, усложните его, называя звуки в слове как отдельные самостоятельные единицы:

[с], [о], [н], [ц], [э]

Теремок

В теремке живут только гласные. Согласные стучатся к гласным в теремок и просятся войти. Те пускают только тогда, когда согласная правильно расскажет о себе. Затем читается слог слияния.

Узнай братца

Воспитатель:

Если я назову большого братца - то вы поднимаете руки вверх, если маленького - присядете.

В - вь - д - дь - сь - с - г -р - рь –

Звук спрятался

Предлагается ребёнку запомнить звук, который произнесёт педагог. Затем произнести несколько звуков подряд. Ребёнок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

Найди общий звук

Попросить ребёнка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: МОХ, МАРТ, МУРАВЕЙ; УДОЧКА, КУКЛА; ГРЯЗЬ, ЗЕРКАЛО, БИЗОН… Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: МОЛОКО, ОБРУБОК, ПЕРЕСЕЛЕНИЕ…

Весёлая цепочка

Назвать слово и предложить ребёнку назвать следующее, которое начинается на последнюю букву предложенного (стол-лодка-арка).

Затем, усложняя задание, на третью букву от конца, предпоследнюю и т. д…

Отгадай слово

Предложить ребёнку запомнить первый звук из слова КРОТ, второй звук из слова ПОРТ, четвёртый звук из слова ТОРТ.

«Какое слово получилось?» (КОТ)

Запрещённый звук.

Ребёнку ставится условие, что в своих ответах на вопросы взрослого он НЕ должен употреблять слова с определённым звуком, например [М]. Тогда на вопрос «Какую ягоду ты любишь?» - ему нельзя назвать землянику, малину. Или вместо запрещённого звука хлопает в ладоши.

Балда

Играют несколько человек. Первый игрок называет звук; второй задумывает какое-нибудь слово, начинающееся с этого звука, и называет его второй звук. Следующий игрок, задумав слово, начинающееся двумя названными звуками, произносит третий и т. д… Проигрывает тот, кто скажет последний звук какого-либо слова, он объявляется «балдой».

Похожие слова

Ребёнку предлагается выписать в два столбика слова с оппозиционными фонемами, которые хуже всего различаются на слух: Б-П, Д-Т, Г-К…

Гвоздь-хвост

Звёзды-сдача

Гусь-куст

Бусы-парус

Дача-тачка

Гость-кость…

Буква изменилась

Ребёнку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова. Например:

пить-петь-путь-пять,

мак-рак-бак-лак-так,

дом-том-ком-сом,

день-тень-пень-лень,

ром-рог-рот-рок,

роза-роса-коса-коза-кожа,

пашет-пишет-пышет,

палка-пилка-полка,

торт-порт-корт-борт-сорт и т. п

Конец и начало

Написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого слова и началом второго:

МЕ)ОЛАД (шок)

БАР)ТОР (сук)

НО)ОЛ (сок)

ПОРЯ)ТОР (док)

ПО)ОТ (топ)

ОБЫ)КА (чай)

ПО)АРЬ (ток)

БЕГЕ)ОР (мот)

ВАМ)АМИДА (пир)

У)ОВА (гол)

СВИР)НИК (ель)

СНА)ОВОЙ (ряд)

ПЕ)ОЛ (сок)

БАЛ)ЕДА (бес) и т. п…

Поймай осу

Из этих слов улетела оса. Что это за слова?

Замени букву

Замени подчёркнутую гласную букву другой гласной так, чтобы получилось новое слово.

Сам –….…

Эхо –….…

Пять –….

Шлюпка –….…

Порог –….

Точка - ….

Замени букву 2

Замени подчёркнутую согласную букву другой согласной так, чтобы получилось новое слово.

Корж – морж

Дедушка – …. …

Малина – ….

Палка – …. ….

Доска – …. ….

Блин –….

Губы –….

Шапка -….

Колено -….

Бросаемся слогами.

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.

Са - …молёт; …поги; …мовар.

Де - …рево; …вочка; …ти.

Поиск.

Для игры понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.

Разложить карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.

Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это неправильно, она должна лежать на столе.

Картина.

Чёрный ворон на дубу

С белой крапинкой на лбу,

От дождя блестит кора,

Вдалеке блестит гора.

Нелегко туда пройти,

Мост разрушен на пути.

В замке светится окно,

А в горах уже темно.

Превосходная картина?

Кто художник?

Что мешает?

Эй, держи, хватай!

Ловят рыжую лису.

Шум и гам. Народу тьма.

Громче всех кричит Кузьма.

Он без куртки, без пальто.

Вместо шапки решето.

Из оврага, где ольха

Слышны крики петуха.

Изловить лису б неплохо,

Да мешает….

Кто над вербой?

Тучи давят на поля.

Будет воду пить земля.

Гладь реки. На берегу

Ветер вербу гнёт в дугу.

Слева крыша шалаша.

Сложен он из камыша.

Словно красный сок граната

Над рекой лучи заката.

Кто под вербой на картине,

Поищи посередине.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Теремок» Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте Воспитатель: Калашян Оксана Валерьевна г.п. Пойковский 2016 г

2 Дидактическая игра «Найди букву» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа буквы, посередине - полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

3 Дидактическая игра «Найди картинку» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.

4 Дидактическая игра «Твердый-мягкий» Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б] [бь]) Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука. Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

5 Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа схемы звукового анализа слов, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

6 Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

7 Дидактическая игра «Посчитай слоги» Цель: совершенствование навыков слогового анализа. 1.Вариант Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

8 2. Вариант Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.

9 «Найди букву» Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах. Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине похлопать в ладоши, если в конце похлопать АО коленкам. «Что бывает?» Цель: развивать речь, мышление, остроту ума. Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д. Например, можете задавать такие вопросы: 1) Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша); 2) Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец); 3) Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка); 4) Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь). Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д. «Какое слово длиннее?» Цель: развивать речь, внимание?» Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе коротким. Задача малыша на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. «Волшебные звуки» Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия. «Составь слово из слогов» Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух. Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на

10 команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты. «Волшебники» Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде. Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание. В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше». 1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву: 1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа; 2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск. 2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово: 1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка); 2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат). 3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно: 1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш); 2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор). 4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов: 1-й вариант: город ложка варенье (голова), атаман курица лава (акула); 2-й вариант: солнце батон карандаш (собака), коробка локоть колбаса (колокол). За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием. «Красный и синий мячи» Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

11 Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок. Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру. «Пишущая машинка» Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные. «Корова и слово» Цель: развивать фонематический слух, реакцию. Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук в данном случае «а». Кто зазевался выбывает из игры. В эту игру можно играть с группой от 3 человек. «Продолжи слово» Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас. Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько

12 слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. «Угадай букву» Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает. «Где спрятался звук?» Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная если работа идет с гласным звуком, синяя с согласным). Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке. «Где наш дом?» Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки. Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш). Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

13 «Поезд» Цель: развитие умения определять количество звуков в слове. Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных. Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй из четырех звуков, в третий из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места. «Угадай слово» Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы. Необходимые материалы: карточки с согласными. Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми. «Живые буквы» Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ. Необходимые материалы: карточки с цветными буквами. 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке. 2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 256» Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет» Подготовила: воспитатель Тарасова

«Поймай звук» Цель: учить узнавать звук на фоне слова. Педагог называет слова, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук. «Сигнальщики» Цель: развивать фонематический

Картотека дидактических игр и упражнений «Основы первоначальной грамоты» Разновозрастная старшая подготовительная к школе группа 2015 год «Магазин» Цель: Продолжать развивать умение определять первый звук

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия. В основе усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза, лежит сформированность фонематического восприятия

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЧАСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Составила: Студентка 51 группы Лагранж М. В. Преподаватель: Сапожникова

Подготовила: учитель - дефектолог, учитель - логопед Зайцева М.А. Консультация для родителей «Как учить ребенка читать» Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Автор: учитель логопед Богданова Н.В. г.приозерск Разработанные мною дидактические игры, способствуют развитию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 84 КОМБИНИРОВААНОГО ВИДА Конспект НОД по познавательному развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе. Тема: Буква

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ. Практически каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок быстро овладел навыками чтения. Однако, на практике это оказывается не таким простым делом. Как

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Установлено, что уже на ранних

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила учитель-логопед: Е.Н.Мель 2014г. Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:

МДОУ ДС с. Пушанина КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ? Воспитатель Луконина С.В. С. Пушанино 2015 год Как учить ребенка читать? Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 К О Н С П Е К Т Игры занятия по обучению грамоте «Сюрприз от Степашки» в подготовительной к школе группе Составила: Воспитатель

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Досуг в подготовительной к школе группе в форме игры «Умники и умницы» Данный материал помогает обобщить знания и умения детей по направлениям развития (речевое, познавательное развитие) и сформировать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Выступление на заседании творческой группы Цель: представить свой педагогический опыт работы с новым методическим инструментарием конструктором ТИКО ГРАММАТИКА В этом учебном году я стала работать с конструктором

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7, г. Кизел, Пермский край Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе Подготовила: воспитатель Клементьева Екатерина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории "Березка" села Кривошеина Принята педагогическим советом МБДОУ «Берёзка» от 2015 г. Утверждаю

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Игра «Фотоаппарат». Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал

План перспективных игр по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе. СЕНТЯБРЬ 1. Дид/игра «Бабочки». Цель: Учить детей различать и называть основные цвета. ОКТЯБРЬ 1. Дид/игра «Разноцветные кружочки».

Игры по правилам дорожного движения для детей младшей и средней группы ДОУ «Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый). Материал:

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всѐ, что мы слышим, и всѐ, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребѐнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для: Обучения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе МБДОУ я/сада «Подснежник» по коррекции слоговой структуры слова учителя-логопеда: Панченко Галины Терентьевны Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Светофор» ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).

Подготовила: Евдокимова Елена Михайловна РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный

Картотека дидактических игр по ПДД Составитель: Тишина Виктория Александровна, воспитатель МБДОУ МО г.краснодар «Детский сад 135» «Угадай, какой знак?» Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять

Картотека игр с признаками с использованием дидактического пособия «Уголок признаков» Выполнила: Попова Г.А. воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск «Скатай ленту» Цель. Учить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

«Использование речевых физкультминуток и игровых упражнений в работе с младшими школьниками» Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад 378» Консультация для родителей: «Преодоление задержки психоречевого развития». Подготовила: учитель-дефектолог

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 138» Конспект занятия: «Дифференциация звуков Б,П» Автор-разработчик конспекта: Курепина Ксения Андреевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Учитель-логопед Богданова Н.В. «Дидактические игры, способствующие развитию фонематических процессов у старших

«В гости к букве «А»» Студия: «Хочу все знать» (направление «АБВГДейка») Возраст: 5-6 лет Тема: «Закрепление знаний о звуке [ а] и букве А» Цель: Закрепить умение узнавать звук [ а] и обозначать его буквой

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 83» «Винни-Пух» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Конспект итоговой НОД для детей с ЗПР средней группы Тема: «Весеннее путешествие»

Групповое логопедическое занятие «Согласование слов-предметов и словпризнаков по родам и числам». Учитель-логопед: Смирнова Елена Васильевна. Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные

Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети оказываются не в неладах

Конспект медиазанятия по теме: «Буквы А, Я, О» Образовательное учреждение - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.нягань Детский сад 1 «Солнышко»,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» (ГБПОУ «1-й МОК») структурное подразделение

Мирюк Екатерина Леонидовна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» Дид. игра "Отгадай, что звучит" Ход: Взрослый за ширмой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 42 «Искорка» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В гости к Мишке» Программное

Маслюкова Анастасия Михайловна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад 460», г. Екатеринбург, Свердловская обл., Россия Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ограниченными

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад 60 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект занятия по математике для детей подготовительной

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха Составила: Боюка А.С. Базовой предпосылкой овладения письмом является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Миша и школа» (для детей старшей группы) Кипа Марины Алексеевны воспитателя участника II (городского) этапа Всероссийского профессионального

Конспект занятия кружка «Грамотей-ка» (старшая группа) 2014 г. Цели занятия: Повторить и закрепить знания о звуках и буквах. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы. Закреплять умение

ОБЩАЯ МОТОРИКА 1. Школа мяча «Школа мяча» представляет собой систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Первый кон 1. Бросить мяч вверх и поймать двумя руками. 2. Бросить мяч

4582 Король Азбуки Обучающая коллекция игр с использованием букв и первых навыков чтения. Здесь содержится 7 игровых идей, степень сложности которых постепенно повышается, и они предназначены для 1 6 детей

Конспект урока Урок обучения грамоте (Урок-путешествие) УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: Знакомство с буквой «Ё ё» Разработано: учителем начальных классов Сухоруковой Н.Р. УМК «Начальная школа

«Обучение детей звуковому анализу слов» Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а потом

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5-6 лет «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Семицветик» комбинированного вида Истринского муниципального района Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР. Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Несформированность звукового

Подвижные игры по БДД для детей старшей и подготовительной к школе групп «Разные машины» Цель. Объяснять значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность. Ход игры. Дети делятся на две

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социальноличностному направлению.

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Группа этапы I ЭТАП 5-6 лет «Длинные и короткие» ЗВУК СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕЧЬ Цель: закреплять знания о том, что звуки в слове произносятся в; учить детей самостоятельно длинные и короткие слова «Назови

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ 1 класс Программа «Школа России» Учитель: Гуцева Жанна Николаевна УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 КЛАССЕ (по программе «Школа России»). (слайд 1) ТЕМА: Звуки [б], [б ],

Жуйкова Анна Викторовна, воспитатель высшей категории, учитель – логопед II категории, муниципальное дошкольное учреждение №1 детский сад “Чебурашка”, САХА (Якутия) п. Эльдикан.

Пояснительная записка. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.

Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом экологического уголка.

“Раз ступенька, два ступенька”
(для детей 5 – 7 лет)

Цель : Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения:
1 вариант . Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант
. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант
. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант
. В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

“По волнам звуков и букв”
(для детей 6 – 7 лет)

Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Дидактический материал (оборудование):
Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения:
Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант
: На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант:
Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.


“Тренажер для развития речевого дыхания”

Цель . Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые. Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики.
Методика проведения:
В зависимости от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила снежинки, бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели перелетные птицы и т. д.) Ребенок дует на легкие фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога. Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут.
Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи, только через рот, а не через нос.

“Волшебные лучики”
(обучение грамоте)

Цель: Обучать слоговому чтению.
Дидактический материал (оборудование):
Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения:

1 вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
3 вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.

“Волшебные лучики”
(развитие элементарных математических представлений)

Цель. Учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать цифровую запись (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи.
Дидактический материал (оборудование).
Наборное полотно с изображением солнца, карточки с цифрами и знаками: больше, меньше, равно.
Методика проведения.

1 вариант. В кармашки ставятся карточки с цифрами. Педагог предлагает детям сложить их в сумму, вычесть или сравнить.
2 вариант. Дети самостоятельно выбирают цифры и знаки, заполняют карманчики. И придумывают арифметические задачи в соответствии с примерами.

Список использованной литературы.

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
  2. Журнал “Обруч” 2005.
  3. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом “Литера”, СПб., 2006.
  5. Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки”/ “Сфера”, М., 2008.
  6. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет/ “Сфера”, М., 2005.
  7. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста/“Учитель”, Волгоград, 2006.
  8. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005.
  9. Научно – методический журнал “Логопед” №2/2008.
  10. Поваляева М.А. Справочник логопеда /“Феникс” - Ростов на/Д,2003.
  11. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ “Айрис – пресс”, М., 2007.
  12. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ “Феникс” - Ростов на/Д,2008.
  13. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
  14. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.

Желаем успехов!