Своеобразие раскрытия темы любви в поэзии тютчева. «Тема любви в лирике Ф

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева занимает немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое - время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.

Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Эти строки посвящены второй жене Тютчева - Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:

Любима ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О, господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е.Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой!..», «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь».

О, как убийственно мы любим

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! -

Писал Тютчев.

Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей…

Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит.

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус - «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

Тютчева самобытна, эмоциональна, насыщена глубокими мыслями и яркими образами. Поэт - страстная, увлекающаяся , человек с «горячим» сердцем. Тема любви не могла не найти отражения в его .

В 1836 году он создал одно из лучших любовных стихотворений: «Люблю глаза твои, мой друг…» Это - признание в любви, в любви… глазам.

Глаза возлюбленной всегда воспевали поэты. И лирический герой в стихотворении Тютчева прямо говорит: «Люблю глаза твои, мой друг…» четко делится на две части. В первой описываются сверкающие глаза любимой. Они сравниваются с «молнией небесной».

Чувства восторга, страстного преклонения передает и метафора. Глаза покоряют «игрой пламенно-чудесной». Союз «но» не только делит стихотворение на две части. Он способствует созданию контраста.

Лирический герой без памяти от прекрасного взгляда, но для него «сильней очарованья» «глаза, потупленные ниц». «Опущенные ресницы» в «минуту страстного лобзанья» - такую красивую картину рисует поэт. В следующих строках «настораживает» метафора «угрюмый огнь желанья». Ее расшифровать достаточно сложно. Необходимо вспомнить обстоятельства, при которых создано стихотворение. Личная жизнь поэта была бурной, его любовь для многих оказывалась роковой, губительной силой.

По Тютчеву, любовь - это не только одно из самых глубоких наслаждений в жизни, но и источник страданий. Связь с поэтом приносила женщине и , и муки. Поэтому эпитет «угрюмый» точно передает мысль о двойственной природе любви.

Это чувство в стихах поэта - почти всегда губительная страсть. Он настойчиво повторяет эпитет «роковой»: «встреча роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой», «страсти роковые», «взор, как страданье, роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается «блаженно-роковая» любовь поэта. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…

» написано в первой половине 1851 года. Прием кольцевой композиции усиливает мысль об убийственной силе любви. Обрамление из двух одинаковых строф напоминает траурную рамку; в словах поэта звучит страшное предсказание - о гибели любимого человека. Внутри своеобразной трагической рамки - повествование о последствиях «буйной слепоты страстей».

Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая скорбная мысль, а выражена она с невероятной силой: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашем}’ милей! Восклицательный знак в конце строфы - не только средство выражения экспрессии, он еще указывает на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной любви. Лирический герой неимоверно страдает, ведь Алл Соч. РУ 2005 он стал палачом для любимой женщины. Риторические вопросы и восклицания - яркое художественное средство, способное передать сильнейшие изменения, которые произошли с женщиной, посмевшей так полюбить!

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Слова «уста», «ланиты», «очи», «пепл», составное прилагательное «младенчески-живой смех» несут торжественный и книжный оттенок, придают образу возлюбленной-возвышенность. Лирический герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти. Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!

» заключает в себе мысль о роковой судьбе женщины. Эти строки тоже стали крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в стихотворении Тютчев использует излюбленный прием противопоставления. С одной стороны, - яркая личность, способная на глубокое чувство, а с другой, - «толпа», которая «топчет» прекрасные душевные движения. «Толпа» - света, общественного мнения.

Именно «толпа» выносит «ужасный приговор», вторгается в святое, клеймит «незаслуженным позором» и обрекает человека на «долгие мученья». Повтор слова «боль» определяет то состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти: Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! Лирический герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за их «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом, слепым орудием судьбы. Драматическая любви в этом произведении стала не только отражением частной жизни Тютчева. Поэтический дар лирика расширил границы любовного романа.

Тонкий психологизм, сильные мысли сделали это стихотворение достоянием внутренней жизни каждого читателя. В последние годы жизни в лирике Тютчева утверждается мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования. Без любви немыслима жизнь. В 1870 году поэт написал стихотворение «Я встретил Вас - и все былое…

» По жанру это элегия. Тютчев воссоздает былую любовную атмосферу, когда герой и были молоды, когда оба были полны здоровьем, когда весна наполняла их души. В стихотворении Тютчев использует знаменитые образы из пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье…

»: «упоенье», «милые черты». Оба произведения объединяет мотив воспоминания и мотив возрождения. Отсылка к Пушкину - это возвращение к истинно прекрасному и вечному.

Для Пушкина любовь - источник вдохновения, неумирающее блаженство, а для Тютчева - «время золотое», тоже самое лучшее, что может пережить человек. И, как у Пушкина, такова сила любви, что она способна разбудить даже «отжившее сердце»: Как после вековой разлуки, Гляжу на Вас как бы во сне, - И вот - слышнее стали звуки. Не умолкавшие во мне… Воспоминание исчезло, вместо него поэт ощутил прежнюю полнот}’ жизни, прежний рас цвет полнокровных и глубоких чувств.

Жизнь стала равном любви или любовь стала равной жизни. Они слились, и это состояние означает полноту существования: И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Стихотворение-признание заканчивается ключевым словом «любовь». По Тютчеву, только любовью можно спастись и в «старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца.

Очень точно о поэте сказал А. И.Георгиевский: «Да, он умел любить, как редко любят в наши дни, и, как редко кто, умел выражать свои чувства…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева . Литературные сочинения!

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные пальцы. Да, мы помним его зрелым и серьезным человеком. И таким он пришел в поэзию - зрелым и серьезным. Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского «Современника» в 1836 году Тютчев дебютировал в поэзии. В стихотворениях Тютчева мелочи и детали быта пропадают, стираются, исчезают в небытии.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь, и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Поэт остро чувствует, доходчиво говорит о человеке среди планет, как будто сам живет там. По словам Л.Н. Толстого, Тютчев был «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Но также, он был живым человеком, которому свойственны все слабости и ошибки. Вот на этой стороне его жизни мне хочется остановиться подробнее. В своём реферате я покажу Тютчева как ценителя женской красоты. Таким образом, целью своей работы ставлю: показать влияние любовного чувства на творчество поэта, рассмотреть любовную лирику Тютчева.

Любовная лирика Тютчева

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру. Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Наивысшим достижением любовной лирики Ф.И. Тютчева является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи -- к Е.А. Денисьевой или жене Эрнестине. Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы, не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева -- это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неконтролируема. Это любовь к женщине. Поэтому поэт написал много стихотворений на эту тему. Любовь в лирике Тютчева - это не внешнее увлечение и не восхищение прелестью любимого существа, - это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу. Влечение, неожиданно прорывается взрывом страсти, которая может дать человеку высочайшее упоение и может привести его к гибели. Нежность и отдача себя любимому человеку, могут нежданно превратиться в "поединок роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной».

Любовь, любовь -

гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами. Любовная лирика Тютчева может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились его бурные романы. У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Со смертью любимой женщины ушли жизнь, мечты, желания, померкли ее прежде яркие краски. Точное до боли сравнение, уподобляющее человека птице с поломанными крыльями, передает чувство потрясения от тяжелой утраты, опустошенности, бессилия:

Любила ты, и так, как ты, любить --

Нет, никому не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. Любовь у Тютчева раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой -- страшная, губящая людей, роковая. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву стихии жизни. Любовная поэзия Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации. Любовь в поэзии Тютчева - грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца.

Любовь - самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично.

Любовь для поэта - и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Е.А. Денисьевой. Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет более понятно раскрыть мир чувств, её личность. Поэт сосредоточивает внимание на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: "Она сидела на полу и груду писем разбирала". В лирике вводится второй голос - голос женщины.

По своему психологическому складу любимая в "денисьевском цикле" напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - "поединок роковой". Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. Она в "денисьевском цикле" похожа на героиню рассказа Тургенева "Три встречи". Обнаруживается текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной "самокритике".

Не раз ты слышала признанье:

Я, точно недостоин Вас

"Не стою я любви твоей…"

Не стою того, чтобы Вы для меня

Перед любовью твоею

Отторглись от Вашей сферы.

Мне больно вспомнить о себе…

Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда,

Пойми ж и ты моё смиренье.

И оставить Вам о себе память хуже

Пред сердцем Любящим твоим.

Той, которую я заслуживаю,

Было бы слишком горько.

Вот для чего я пишу к Вам.

Я не хочу ни оправдываться,

Ни обвинять, кого бы то ни было,

Кроме самого себя…

Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева. Сама история любви, рассказанная Тютчевым в "денисьевском цикле" в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевском герое больше решимости и страсти. Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, - это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви за неё героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Поэтическому слову учат нас стихи. "Он не шутит с музой", - говорил про него Толстой, - учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: "Надо учиться стихами у Пушкина, Тютчева, Шеншина".

С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошёл для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20-ого веков символизма. Последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования.

любовный лирика тютчев

Сочинение

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.
Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.
Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным увлечением Тютчева стала Амалия Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 году. Ей посвящены стихотворения «Я помню время золотое...» (1836) и «Я встретил вас - и все былое...» (1870). «Прекрасная Амалия» вышла замуж за сослуживца Тютчева, а через год поэт страстно влюбился в Элеонору Петерсон и вступил с ней в брак, который продлился до 1838 года, когда она умерла. По свидетельству тех, кто знал поэта, он поседел в несколько часов, проведя ночь у гроба жены. Однако спустя год Тютчев обвенчался с красавицей Эрнестиной Дерпберг.
Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: ^Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной:
Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,
Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась
ниц...
Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:
Ты любишь, ты притворствовать умеешь, -
Когда, в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей -
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Если искренняя, самоотверженная женская любовь озаряет жизнь, «как па небе звезда», то любовь лживая и притворная разрушительна:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении Творца!
И смысла нет в мольбе!
В элегии «Сижу, задумчив и один...» (1836) поэт сетует на невозможность возродить угасшее чувство; обращаясь к образу своей подруги со словами сожаления, вины, сочувствия, ОН прибегает к романтической метафоре сорванного цветка:
...Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).
Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.
Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нее?
В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) - как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести - в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...
Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского - кстати, высоко ценившего творчество поэта.