Одежда из камбоджи. Кхмеры

Камбоджа - интереснейшая страна, расположенная в Юго-Восточной Азии в южной части полуострова Индокитай. В средние века на ее территории зародилась великая цивилизация, восхитившая мир своими храмами - шедеврами архитектурного творения. А в 20 веке весь мир был потрясен жестоким террором полпотовцев против собственного народа. Впрочем сегодня об этом напоминает разве что пара туристических достопримечательностей.

Крама (хлопковые шарфы)- один из наиболее популярных в Камбоджи сувениров. Это многофункциональный материал, похожий на саронг (индонезийская национальная одежда), используемый для множества разных нужд в жизни кхмеров.

Искусство делать из простого куска ткани многофункциональную вещь в Азии достигло совершенства. И Камбоджа со своей визитной карточкой - крамой - занимает в этом ряду особое место. Если в каком-нибудь фильме вы видите людей, голову которых покрывает платок в мелкую красно-белую клетку, будьте уверены - действие происходит в Камбодже. Крама - это то, что отличается кхмеров (камбоджийцев) от тайских, вьетнамских и лаосских соседей.

Точной информации о том, когда впервые крама стала национальным видом одежды и приобрела популярность, нет. На этот счет существует две версии. Кхмеры говорят, что это их исконный элемент одежды, пришедший из далёкой древности. Но современные камбоджийские чамы (национальное меньшинство, проживающее в Камбодже, мусульмане по вероисповеданию), утверждают, что крама - элемент их одежды, перенятый кхмерами. Происхождение она имеет малайское, а клетчатым рисунком обязана арабской куфии. Однако ни в Индонезии, ни в Малайзии вы не встретите краму. Вьетнамские чамы, тоже мусульмане, её не носят, как и вьетнамцы, а вот вьетнамские и тайские кхмеры носят, да и орнамент куфии, кстати, вовсе не клетка.

Крама представляет собой кусок хлопковой ткани примерно 150 на 70 см, подшитый по краям, лишенный всяческих украшений, кружев или вышивки, лишь иногда край крамы не подшивают, а украшают бахрамой. У крамы особенный рисунок - это всегда цветная мелкая клетка. Наиболее распространенными цветовыми решениями является белый цвет в сочетании с красным, карминовым, фиолетовым, синим или зеленым цветом. Впрочем, современные крамы делаются практически любых расцветок. Ткань имеет довольно редкое плетение, благодаря которому крама хорошо впитывает воду и быстро сохнет.

Крама очень многофункциональна. Она занимает некое промежуточное положение между шарфом, платком, шалью и саронгом, объединяя все их свойства.

  • Она используется как защита от солнца, жары, пыли и, как не парадоксально, от холода, в разумных пределах, конечно.
  • Перевязь на случай перелома.
  • Полотенце для душа. Благодаря рыхлости ткани крама идеальна для промокания и вытирания пота и влаги.
  • Украшение - повседневное и праздничное одновременно.
  • Мужчины часто завязывают краму на манер пояса или кушака, под который удобно засовывать разные нужные вещи.
  • Головной убор, причём как мужской так и женский, хотя женщины нося её на голове чаще.
  • Как саронг, т.е обматывается вокруг талии с запахом, затем верхний край закручивается в трубочку на талии.
  • Как игрушка: из крамы часто делают своеобразную тканевую куколку для детей.
  • Ну и конечно же, как средство для ношения детей.

Детей в краме носят носят тремя способами: спереди, сбоку и сзади. Спереди в горизонтальном положении носят новорожденных детей примерно до тех пор, пока они не начинают самостоятельно держать головку. После этого их переводят в вертикальное положение. На бедре и сзади носят более старших детей.

Из крамы также делают для ребёнка люльку, а точнее гамак. Подвесив его рядом, мама может заниматься домашними делами, периодически покачивая малыша.

Детей в краме носят все, однако наиболее распространено оно среди бедных слоев населения. Бедняки и бездомные чаще на виду, в то время как у остальных всегда есть возможность оставить детей дома с родственниками. И если в деревнях использование крамы в качестве слинга еще более-менее менее заметно, то в городах (Пномпень, Сиемриеп, Кампонгсаом) оно не заметно вовсе. Мужчины тоже иногда носят детей, но исключительно на руках.

Крама стала популярным подарком среди туристов, однако купить правильную краму не так уж и просто. Вот как об этом пишет Олег Шумаков, профессиональный зоолог, путешественник, фотограф, телеоператор, длительное время живший в Королевстве Камбоджа:

"Искать нужно там где нет туристов, и, что характерно, не в текстильных рядах. Краму, как правило продают разносчики, переходя по базару с одного места на другое, а иногда и просто по городу. Найти торговца - полдела. Скорее всего, в его ассортименте будут платки сделанные как из хлопка, так и из синтетики. Перечень наиболее распространённых цветов, приведённый в начале статьи, относится именно к хлопковым платкам и обусловлен цветом хлопковых ниток. Яркие сочетания и цвета, как правило указывают на использование синтетики. У настоящей хлопковой крамы, в момент продажи есть ещё одно интересное свойство. Она на ощупь груба и жёстка, причём настолько, что ткань стоит и держит форму. Крама из искусственных ниток, наоборот мягкая и податливая. Это связано с тем, что перед продажей, многометровый кусок ткани складывают в гармошку, длина одной складки примерно полтора метра, т.е. соответствует длине крамы. Затем гармошку пропитывают крахмалом, и сушат. Это позволяет при продаже отрезать от неё ровные куски. Новую краму всегда стирают, чтобы она стала мягкой и не линяла.


Ещё один признак правильности: никто не продаёт готовую краму. Вы покупаете отрез ткани стандартного размера. Он уже обладает всем качествами от рисунка до размера, остаётся только обработать края. Есть несколько способов. Самый простой и практичный, это прямо тут же на базаре, найти швейные ряды (они есть всегда), и попросить подшить края. Люди ленивые и прижимистые край не обрабатывают вовсе, со временем на нём образуется тонкая бахрома, длиною сантиметра два-три, которая предохраняет ткань от дальнейшего распускания. И наконец эстеты, сами делают длинную бахрому, разбирают её на пряди и формируют из них кисточки или косички. Словом, это дело вкуса".

Национальная одежда

Большинство населения носит повседневную одежду, за исключением посещения официальных мероприятий. Часто мужчины и женщины носят краму - длинный узкий клетчатый платок вокруг шеи. Рекомендуется надевать легкую, просторную, хлопчатую одежду с длинными рукавами для защиты от москитов и солнца. В сезон дождей лучше удобнее иметь при себе зонтик, чем дождевик. В отелях и ресторанах, где работают кондиционеры, может понадобиться пиджак или кофта.

Ткани

Самыми распространенными шелковыми тканями в Камбодже являются шелк икат ("чонг киет" на кхмерском), или холл; шелк с диагональным плетением и уточная икат-ткань. Рисунок формируется путем привязывания натуральных и синтетических волокон к уточным нитям, а затем окрашивается. Эта процедура повторяется для разных цветов, пока рисунок не станет плотным. Традиционно используется пять цветов - красный, желтый, зеленый, синий и черный. Сампот хол - это одежда для нижней части тела, как и сампот чанг кбен. Пидан холл - это драпировка для торжественных религиозных церемоний.

Изготовление переливчатого шелка традиционно играло важную роль в жизни камбоджийцев. Есть свидетельства того, что население провинции Такео плело шелковую ткань со времен государства Фунань. Как свидетельствуют барельефы и отчет китайского посла Чжоу Дагуань (Zhou Daguan), ткацкие станки для плетения сампотов использовались с древних времен. Издавна женщины освоили сложные методы и замысловатые рисунки, одним из которых являлся метод хола - создание рисунков до плетения. Камбоджийские ткачихи были единственными, кто использовал неравномерную диагональную технику. Причины, по которым они применяли столь необычный метод, остается неизвестной. Древние барельефы дают полное представление о том, как выглядели ткани, вплоть до рисунков и складок. Изделия из шелка считались семейной ценностью и использовались на свадьбах и похоронах, а также в качестве украшений в храмах.

Сампот

Сампот

Сампот является предметом национальной одежды Камбоджи. Сампот также носят в соседних странах - Лаосе и Таиланде, однако вид сампота отличается. Сампот носили еще во времена государства Фунань, когда, как предполагается, король Камбоджи приказал своему народу носить сампот, поскольку этого требовали китайские послы.

Существует много разновидностей сампота в зависимости от социальной принадлежности человека. Стандартный сампот, также известный как "саронг", носят мужчины и женщины низшего класса. Его длина составляет полтора метра, а его концы сшиты друг с другом. Для надежности сампот закрепляется на поясе.

Крома - кхмерский шарф

Под палящим камбоджийским солнцем человеку важно носить подходящую одежду. Поскольку в теплых вещах работать невозможно, на протяжении столетий кхмерский народ обвязывал вокруг талии кромы, в которых было не жарко как работать, так и отдыхать.

С древних времен кхмерский шарф из хлопка или шелка был модным предметом одежды. Некоторые утверждают, что тонкая ткань, обернутая вокруг головы или шеи, используется главным образом для того, чтобы стирать пот с лица; другие же считают, что для кхмеров крома это то же самое, что для американцев - галстук. Шрей Яр Савди (Srey Yar Savdy), глава факультета нравов и традиций Института буддизма в Пномпене говорит, что крому носили в Камбодже еще в I веке, во время правления Преах Бат Хун Теана.

Остается неизвестным, когда крома стала носиться повсеместно, но с того времени она остается символов Кхмерского королевства.

"В наше время люди более выборочны и вместо кромы предпочитают носить более качественную одежду" - говорит Чаннави, со-директор небольшого ткацкой фирмы. По ее словам, чтобы удовлетворить возросшие требования покупателей, она отрегулировала свой ткацкий станок так, чтобы хлопковая нить наматывалась на катушку аккуратнее.

Королевство Камбоджа – красивое и загадочное государство популярное у туристов всего мира. Чего только стоит храмовый комплекс Ангкор, который стал популярным благодаря фильму «Лара-Крофт». Но и в этой стране есть свои запреты, не зная которых можно попасть в неловкую ситуацию при посещение этой страны. Мы познакомим вас с некоторыми национальными табу в Камбодже.

Не смотря на свою природную красоту Камбодже довольно бедная страна и поэтому в туристических местах очень много попрошаек детей. Делают это они чаше всего по настоянию родителей. Именно по этому давая детям денег из жалости вы лишаете их возможности ходить в школу. Лучше отдайте пожертвования в одну из благотворительных организаций, которые помогают камбоджийским детям. Например, Friends International.

Ежегодно в Камбодже фиксируется несколько тысяч случаев педофилии, поэтому пребывание с ребенком наедине может быть воспринято местными как попытка сексуального домогательства. Постарайтесь находится с ребенком в одном помещение если рядом есть хотя бы один взрослый. Помните, что в Камбодже педофилов чаще всего просто убивают без полиции и суда.

По религиозным обычаям этой страны душа человека находится в голове, а прикосновение к голове может потревожить её. Так что не стоит гладить или трогать местных жителей за голову.

Если находясь в гостях у местных жителях вам предложили пообедать, то помните, что оставлять еду на тарелке здесь не принято. Хозяева дома воспримут это как неуважение к окружающим и презрение к традициям этой страны.

В этой стране белый цвет считается цветом траура, поэтому не стоит дарить имениннику подарок упакованный в белую бумагу, иначе он подумает, что вы желаете ему несчастья.

Перед тем, как посетить местный храм не забудьте снять головной убор и обувь. Так же обувь необходимо снимать перед входом в дом к камбоджийцу.

Возможно вы не знали, но Камбоджа – одна из самых заминированных стран мира. В 1995 году в этой стране насчитывалось более десяти миллионов мин, которые остались после гражданской войны. Стоимость разминирование одной мины составляет примерно 500 американских долларов, что довольно затратно для правительства страны. Так что не стоит гулять по камбоджийским лесам, покидая туристические тропинки и дороги.

Разговаривать во время приема пищи в Камбодже считается дурным тоном. Так что старайтесь есть молча, не стуча столовыми приборами.

Местные жители считают ноги самой грязной частью тела, поэтому не стоит направлять ноги в их сторону – они могут принять это как не уважение.

Если местные жители пригласят вас в гости, то не в коем случае не сидите в позе лотоса. Так как это может быть воспринято как неуважение к хозяевам. Сядьте подогнув под себя ноги или согнув их в коленях.

Одной из самых значимых достопримечательностей Камбоджи является здание Национального Музея Искусств. Построенный в 1917-1920 годах, музей находится в столице Камбоджи - городе Пномпень, расположен к северу от Королевского Дворца. Красное здание музея, выполненное в кхмерском стиле, состоит из четырех галерей, окружающих уютный внутренний двор. Двор представляет собой замечательное место для отдыха, имеет множество деревьев, цветов и несколько прудов с лотосами.

Музей имеет большую историческую, культурную и этнографическую ценность. Экспозиция включает в себя более 5 000 объектов, среди которых произведения искусства, датирующиеся VII–XIII веками, а также скульптуры, народные танцевальные костюмы XIX века и многое другое. Музей обладает уникальной коллекцией древних скульптур, изделий из керамики и бронзы, здесь постоянно выставлена великолепная коллекция статуй Будды, многие из которых удалось спасти из храмов Анкгор Вата после начала гражданской войны.

Например, оригинал статуи бога Ямы (или Прокаженного короля) – она украшает садик на территории музея; статуя бога Вишну; часть фронтона Бантей Шрея (Banteay Srey). Здесь также выставлена коллекция статуй Будды пост-ангкорского периода, керамическая посуда и предметы быта королей Камбоджи, национальная одежда. Среди самых знаменитых экспонатов - статуя короля Джаявармана, вооруженная статуя бога Вишну и скульптура Шивы. Самыми значимыми фигурами музея являются кхмерские Боги различных веков. Впечатляет статуя слоноподобного Ганешу, держащего чашу с водой. Рядом со статуей Шивы многорукий бог Вишну с тремя парами рук.

В Национальном Музее можно ознакомиться с уникальной архитектурой города Ангкора, узнать о происхождении и строительстве города, ознакомиться с реликвиями, найденными при раскопках Ангкора.

В саду музей можно увидеть также статую Ганеши – слоноголового сына Шивы. Ганеша - в индуизме бог мудрости и благополучия; сын Шивы с головой слона. По легенде, Шива в гневе обезглавил сына, но раскаявшись, приставил к его туловищу первое, что попало под руку.

Узнать поподробнее о знаменитом храме Ангкор Том можно в одной из галерей музея. Великим кхмерским королям уделено особое внимание в музее искусств. Камбоджийцы выделяют четырех царей, которые по их мнению внесли наибольший вклад в развитие кхмерской империи – Король Джаяварман II, Король Яшоварман I, Король Сурьяварман II, Король Джаяварман VII.
Музей удивит изобилием всевозможных старинных кхмерских костюмов. Одежда и украшения представляют собой весомую часть кхмерского искусства.
Вряд ли кого-то оставит равнодушным компьютерная реконструкция Ангкора. Благодаря талантливым аниматорам у посетителей будет возможность перенестись в 12-13 века, познакомиться с бытом, традициями, праздниками древних кхмеров.
Заслуживают особого внимания небольшие улочки вокруг Национального Музея. Они весьма колоритны и изобилуют всевозможными художественными магазинчиками, так называемыми языковыми школами, магазинчиками сувениров.
Национальный музей имеет еще одну достопримечательность – под его крышей обитает колония летучих мышей. Считается, что эта колония – одна из самых больших в Камбодже.

Все в музее сделано для удобства посетителей. Каждый экспонат снабжен специальной табличкой с описанием на английском языке, посетителям можно взять с собой карты для более комфортного ориентирования на территории музея. Также можно прибегнуть к услугам профессиональных гидов для более полной и интересной экскурсии. Двери музея открыты для посетителей каждый день с 8.00 до 11.00 утра и с 14.00 до 17.00 вечера.

По вечерам Национальный музей становится настоящим домом для громадной колонии летучих мышей, на которых обычно собирается посмотреть большое количество туристов.

К хмеры . З анятия . П оселения и жилище . Пища и одежда

Основное занятие большинства (92%) кхмеров - земледелие, и в первую очередь возделывание риса, которое считается одним из самых почетных и благородных занятий, своего рода добродетелью.

Камбоджийское земледелие малоинтенсивно. Удобрения не применяются, и урожайность риса очень низка - не более 1 т с га. В обеспеченных землей хозяйствах часть земли для поддержания ее плодородия оставляют под залежью.

Землю распахивают под рис деревянным плугом, запрягаемым парой буйволов, и разравнивают бороной-нивелиратором. Борона не отличается существенно от вьетской. Что касается плуга, то он массивнее вьетского, хотя достаточно легок, чтобы его можно было переносить на плече, и совершенно иначе устроен. Современный плуг имеет деревянный отвал, что позволяет не только рыхлить, но и частично переворачивать пласт. Отвал всегда направлен вправо. Плуги делают сами крестьяне. Дугообразное правило плуга изготовляют отдельно от лемеха и вставляют в середину его. Длинное дышло крепится к правилу. Покупается лишь железный сошник. Вообще крестьяне покупают железные части своих орудий (например серпов), а деревянные изготовляют сами.

Кхмерский плуг пашет неглубоко, около 10 см. Однако более глубокая вспашка и не нужна, ибо на глубине 20 см залегает насыщенная твердыми конкрециями подпочва.

Названия частей плуга - санскритские, за исключением оборотного отвала, который является недавним усовершенствованием. Такой же плуг употреблялся и в ангкорскую эпоху.

Система ирригации, так же как и водоподъемные приспособления, в основном те же, что"и во Вьетнаме. Для залива полей применяют такие же плетеные ведра, "черпаки с длинной ручкой, подвешенные к треногам, водоподъемные колеса-нории разных конструкций.

Урожай убирают серпом, имеющим рядом с лезвием направленный в другую сторону большой крюк для сгребания колосьев в пучок. Рукоятку серпа часто вырезают в форме головы мифической змеи Нага.

Культивируются две разновидности обычного риса - весенний и осенний. Урожайность последнего на 30% ниже, и 90% посевов приходятся на долю весеннего риса. В районе озера Тонлесап сеют особый сорт риса - плавучий, с соломиной многометровой длины. Жнут его с лодок. В Камбодже собирают один урожай риса в год. Выращивают его как при помощи рассады, так и посевом непосредственно в грунт. При посадке рассады 1 га рассадника обеспечивает примерно 7 га производственных посевов.

Следующие по важности культуры - фасоль, соя и кукуруза. Белая кукуруза возделывается на небольших участках для собственного потребления, красная - как товарно-экспортная культура.

Важными экспортными культурами являются гевея, перец и капок. Деревья капока выращивают на приусадебном участке. Они дают твердые плоды, наполненные шелковистым белым волокном, которое используется как примесь к хлопку и как набивочный материал, а из семян капока выжимается техническое масло. Гевея и перец обычно выращивают на крупных плантациях.

Из фруктовых деревьев больше всего разводят цитрусовые. По дамбам рисовых полей растут арековые и сахарные пальмы-борассы. Добыча пальмового сахара - один из важных подсобных крестьянских промыслов.

Кое-где кхмеры занимаются и подсечно-огневым земледелием, имеющим подсобный характер. Собирагельство не имеет в их хозяйстве сколько-нибудь серьезного значения, но зато лесные промыслы входят в него существеннейшей составной частью. Из этих промыслов следует особо отметить подсечку деревьев для получения лака, смолы и камеди. Жидкая маслянистая камедь некоторых диптерокарповых широко употребляется как осветительное масло (для пропитки факелов), как разбавитель для лаков, для шпаклевания лодок, придания плетеным изделиям водонепроницаемости и для других целей. Многие лесные плоды и коренья используются как красители и как лекарственные средства.

Наличие обширных естественных лугов и выгонов способствовало развитию животноводства в Камбодже. Здесь имеется более 1,5 млн. голов крупного рогатого скота (треть его - буйволы), 0,5 млн. голов свиней.

Животноводство свиней и вообще скотину на убой кхмеры разводят в меньших размерах, чем это возможно в Камбодже, и причина этого - в религиозном неодобрении убоя скота. Крестьянин обычно покупает поросенка у обладателя свиноматки, выкармливает его и продает для убоя мяснику-китайцу. В некоторых районах собственники свиноматок раздают поросят бедным крестьянам на выкорм; барыши от продажи свиней делятся затем пополам. Кхмеры разводят кур, а в недавнее время стали разводить и уток, которых до того разводили в основном китайцы. Быков и коров горбатой зебувидной породы используют только как рабочий скот (коров никогда не доят).

Экстерьер животных невысок, и они малопроизводительны, поскольку кхмеры не имеют навыков животноводства, в особенности селекционных. Наиболее крупных и здоровых животных чаще всего кастрируют. Следовательно, на племя остаются лишь более мелкие быки, и породистость скота деградирует. У горных кхмеров лучших животных приносят в жертву в дни праздников. Животные, как правило, круглый год содержатся на подножном корме и подкармливаются лишь в период полевых работ. В сезон дождей, когда страна затоплена водой, быки и коровы жмутся к дамбам и возвышенным участкам, зато для буйволов полное раздолье. В сухой сезон, наоборот, хозяевами саванны становятся быки, а буйволы ищут спасения от сухости и зноя в оставшихся кое-где лужах грязи.

Большинство кхмеров, живущих по берегам рек, особенно в районе Іонлесапа и Меконгаг совмещает земледелие с рыболовством. На озере Тонлесап и на морском прибрежном мелководье в воде строят длинные частоколы с круглым загоном в конце; рыба, натыкаясь на препятствие, идет вдоль него и попадает в загородку, оттуда ее вылавливают небольшой сетью и даже просто вычерпывают корзинами;. На большом удалении от берегов на озере и на море ведется обычный сетевой лов.

В разлив озеро Тонлесап затопляет прибрежные леса, которые служат излюбленным местом жировки озерной рыбы; использование этой ее повадки породило оригинальный метод ловли - самрас. Он состоит в том, что с начала спада воды рыбаки сооружают в заболоченных прибрежных участках искусственные леса из срубленных молодых деревьев и жердей, перегороженных тростниковыми матами. В поисках пищи и тени рыба массами заходит в эти сооружения, а при дальнейшем отливе, задержанная матами, оказывается на суше и ее подбирают - вычерпывают из ям, снимают с ветвей деревьев.

Профессиональные рыбаки-кхмеры есть лишь в западных районах страны. Гораздо больше их среди вьетнамцев и чамов, особенно на востоке. -Наиболее богатые рыбные угодья - участки затопляемого леса по берегам озер и больших рек - государство сдает в аренду богатым рыбакам-пред- принимателям, в основном вьетнамцам. Государство строго охраняет рыбные богатства страны. С июля по октябрь лов запрещен, есть ряд заповедных участков.

Подсобный лов рыбы ведется крестьянами в основном на мелких реках, на старицах и рисовых полях. Здесь используют удочки, сети, разные верши, корзины ангрутп - конические плетенки без дна. Ими быстро накрывают рыбу в мелкой воде и затем вытаскивают через верхнее отверстие рукой. Употребляют также чнанг - род верши, или, вернее, жесткого трала из прутьев на ручках, которым прочесывают илистые болота, мелкую воду, затопленные поля. На полях рыбу ловят при спуске воды. Когда вода мелеет, рыба ищет выхода. Тогда в валике проделывают отверстие, рыба устремляется туда и попадает в вершу, сеть или просто яму.

Особое место в жизни крестьян занимает заготовка прахока (рыбной пасты). На прахок идет мелкая рыба, которую ловят сетями с очень мелкой ячеей в декабре, январе и феврале, когда непосредственно перед полнолунием каждого месяца эти виды рыбы совершают массовые миграции. Ловят рыбу вьетнамцы и чамы. Уловы очень велики, и рыбаки стремятся избавиться от своей добычи как можно скорее. К этому времени в районы ловли приезжают крестьяне из мест, бедных рыбой. Они едут на запряженных быками телегах целыми семьями и деревнями, чтобы выменять на рис у рыбаков или торговцев соль и рыбу.

Обычно одна корзина риса обменивается на такой же объем соли или рыбы; впрочем, курс меняется в зависимости от обильности улова. Телеги прибывающих крестьян нагружены, помимо риса, сеном для быков (на крыше телеги) и гсршками для прахока.

Закупленная рыба обрабатывается на месте - дети обрубают рыбешкам головы, мужчины топчут рыбу, чтобы выдавить внутренности, женщины промывают ее, засаливают и укладывают в горшки, после чего все отправляются в обратный путь.

В районах, обильных рыбой, нет таких поездок за прахоком, там его готовят из рыбы, пойманной на месте, и даже из крупной рыбы, нарубленной на мелкие куски.

Судами рыбакам на озере служат сшиваемые из досок небольшие лодки сампаны. На реках для транспорта и рыбной ловли используются пироги (тук-комролъ) - долбленки с наставными носом и кормой и наращенным фальшбортом. Однако по мере того как в ряде районов пригодные для долбленок большие деревья становятся редки, они все более заменяются сампанами.

Рыбаки морского побережья выходят в море на своеобразной шаланде чалум исконно кхмерской конструкции (такие же суда изображены на барельефах тысячелетней давности). Чалум напоминает большой вельбот. Это узкая, с обоих концов заостренная лодка длиной до 12 м. На высокой мачте устанавливают большой (до 80 кв. м) почти прямоугольный парус, растягиваемый между гиком и гафельреей. Чалум управляется узким тяжелым рулем, укрепляемым на корме не на штевне, а на одном из бортов, что представляет собой переход от рулевого весла к настоящему рулю. В новейшее время на чалумах иногда имеются небольшие моторы.

Основным средством народного транспорта служит ранспорт запрягаемая парой быков арба на двух громадных и массивных колесах. Характерная деталь этой арбы - дышло, выступающее далеко вперед и кверху аналогично корабельному бушприту и часто украшенное красивой резьбой. По бокам, снаружи от колес, вдоль бортов арбы крепятся два слегка изогнутых и загнутых бруса, подобных аутригге- рам. Такое сходство деталей арбы с мореходной техникой не случайно. Там, где брода нет, легко груженую арбу, запряженную быками, можно переправить вплавь. Все размеры арбы строго стандартны, что обеспечивает ее прохождение по просекам и колеям. В зависимости от силы запряжённых животных грузоподъемность арбы колеблется в пределах от 150 до 250 кг. Конструкция ее, судя по архитектурным и археологическим памятникам, существенно не изменялась на протяжении пятнадцати веков.

В Камбодже развит речной и автомобильный транспорт. Морское судоходство почти отсутствует. Единственная железнодорожная линия также не имеет большого экономического значения.

Камбоджа еще не принадлежит к числу индустриально развитых стран. В промышленности и ремесле занято только 2 - 3% населения. Настоящих же

индустриальных рабочих, еще меньше. Кхмеров среди промышленных рабочих мало, и заняты они главным образом в транспорте (шоферы, машинисты механики).

Наиболее распространенные промышленные предприятия - рисорушки, лесопилки и другие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции (каучука, растительного масла, пальмового и тростникового сахара, рыбы волокна и т. д.). Преобладают средние и мелкие предприятия.

Много мастерских, где работает только хозяин и члены его семьи. В особенности это относится к ремесленному производству. Камбоджийский ремесленник обычно сочетает занятие ремеслом с сельским хозяйством: в одних деревнях жители специализируются в гончарном производстве, в других - занимаются кузнечным делом. Ткачество, в особенности изготовление национальной одежды (сампотов)- традиционное занятие женщин. Лучшие мастерицы создают подлинные произведения искусства. В каждой провинции имеется свой набор излюбленных узоров. Ювелирное дело в Камбодже сосредоточено в основном в руках китайцев, но обработкой серебра занимаются кхмеры. Изделия из черепаховых панцирей изготовляют вьетнамцы, добыча и обработка драгоценных камней-занятие їпань, выходцев из Бирмы, живущих в районе Пайлина. Собственно же кхмерское национальное художественное ремесло, процветавшее еще в XIX в., за годы господства французских колонизаторов пришло в полный упадок. Сейчас предпринимаются организованные попытки возродить старое мастерство ювелиров, резчиков по дереву и кости; в ряде провинций еще сохранились мастера-резчики, создающие в основном скульптуру буддийской тематики.

Промышленно-экономическому развитию Камбоджи мешает недостаток свободных национальных капиталов. Компрадорская буржуазия не заинтересована в индустриализации страны и экономическая политика капиталистических держав также мешает ее проведению, создавая благоприятные условия для спекулятивных махинаций компрадоров. Преодолению трудностей способствует экономическая помощь социалистических стран.

Экспортируются в основном рис, каучук и кукуруза, импортируются текстиль, нефтепродукты, металлы, цемент, промышленные изделия. Торговля ведется в основном с Францией, Англией (через Сингапур и Гонконг), Японией и другими странами.

Камбоджийское правительство стремится строго экономить государственные средства, мобилизовать национальные экономические ресурсы и создать национальные технические кадры, недостаток которых затрудняет все экономические мероприятия государства.

П оселения и жилище

Основная масса населения Камбоджи (официально 88%) живет в деревне. Но и во многих городах, например в центрах провинций Ратанакири или Кохконг, население составляет не более 5 тыс. человек. По существу это поселения сельского типа. Наиболее крупные города - Пномпень (свыше 500 тыс/ человек), в котором сосредоточено около 80% городского населения Страны, Баттамбанг, Банам, Компонгчам (в каждом более 30 тыс. жителей). В центре больших городов обычно расположены старинные храмовые постройки и здания в стиле тропического модерна, окраины же застроены домами, близкими к типу сельского жилища. Пномпень расположен у слияния Меконга с Тонлесапом. Порт Пномпеня может принимать морские корабли, поднимающиеся по Меконгу. Город с севера на юг пересекается двумя основными магистралями - бульварами Нородома и Монивонг. Там сосредоточены правительственные учреждения. Кроме кхмеров, в городе живет много вьетнамцев, занимающих район Руссейкео, индийцев, чьи лавки сосредоточены около здания Центрального рынка, китайцев и др.

Быстро растет город Сиануквиль - новый морской порт на берегу Сиамского залива.

Сельские поселения кхмеров расположены в основном за пределами затопляемой зоны, за исключением рыбацких деревень, в которых в половодье вода поднимается почти до уровня пола. Крупные деревни вытянуты вдоль береговых валов Меконга либо вдоль древних дюн. В затопляемых низинах тесно скученные деревни стоят на пригорках и в половодье образуют островки. В более возвышенных районах поселения кхмеров сильно разбросаны. Это мелкие поселки кучевого плана, или хутора - группы домов, принадлежащие близким родственникам. Их строят обычно у прудовг которые обеспечивают запас воды. Хутора разделены полями, плантациями, и участками необработанной, поросшей лесом и кустарником земли.

В последние годы правительство приступило к постепенной перегруппировке сельского населения, в результате чего в ряде мест поселения разбросанного типа сменились компактными деревнями, преимущественно линейного плана. В новых деревнях строятся школы и больницы. Транспортабельность и недолговечность кхмерского жилища способствуют тому, что поселки часто меняют место и перегруппировываются. Административной единицей считается волость - кхум, но она состоит из ряда мелких и в общем не постоянных поселков пхум.

Дома отделяются один от другого живой изгородью или плетнем. Во дворе растут фруктовые деревья, иногда разбит небольшой огород. Домг реже два (тестя и зятя), стоит посреди двора. Сарай, амбар, хлев как отдельные постройки встречаются редко, чаще в этих целях используется подпол между сваями.

Жилище у большинства крестьян двух- или однокамерное. В многокамерных домах несколько небольших, разделенных плетеными щитами комнат сообщаются с большой центральной, имеющей выход наружу. Дом стоит на сваях. Сзади или сбоку от него имеется пристройка для кухни, тоже на сваях. Ткацкий станок, телега, животные размещаются под домом. Со стороны выхода пол и крыша выдаются значительно дальше стен, образуя веранду. На веранду ведет лестница, число ступенек которой всегда бывает нечетным по соображениям магического порядка. Иногда же (на юге Камбоджи) лестница ведет не на веранду, а прямо в дом, и расположена она не перед домом, а под ним, так что вход имеет форму люка в полу.

Сваи кхмерского дома - это опорные столбы, имеющие пазы/ в которые упираются балки как пола, так и потолка. Высота пола от земли обычно больше человеческого роста. Особенно велика она в затопляемых районах. Раньше сваи вкапывали, однако в последнее время их стали ставить на каменные базы. В городах применяются кирпичные или бетонные сваи, на которые наводится венец пола и деревянные столбы, поддерживающие крышу - соломенную, дранковую или черепичную.

По форме крыши кхмеры различают три типа домов: птах-кантайнг с двухскатной крышей («птах» значит «дом»), птах-пет с четырехскатной крышей и птах-рондолъ с двумя полными фигурными скатами и одним или двумя дополнительными подрезными скатами, не доходящими до конька (так называемая полувальмовая крыша).

Дома типа рондоль строят в отдаленных от городов деревнях: они продолговатые, с входом обычно с торцовой стороны, внутри разделены перегородкой на две равных, примерно квадратных половины - в передней помещается гостиная, в задней спальня. Есть, конечно, и другие варианты, планировки.

Птах-пет - наиболее распространненный тип дома, в особенности в густонаселенных районах, вблизи рек и дорог. Планировка его приближается по пропорциям к квадратной, вход часто бывает не на торцовой стороне. Веранда и кухня, расположенные симметричными нефами по бокам, имеют отдельные крыши, параллельные и аналогичные более высокой крыше среднего жилого нефа.

Дома беднейших крестьян и временные хижины (ктом), сооружаемые на удаленных от дома полях, принадлежат к типу кантайнг. В таких домах кухня отсутствует, готовят на открытом наземном очаге близ дома. К северу от Тонлесапа, в районе Сисопона и Сиемреапа, встречаются и очень большие дома типа кантайнг по планировке идентичные домам птах-пет.

Исконно кхмерским и типичным является стиль рондоль. Так строят жилища у большинства горных кхмерских народностей, а также храмы. Этот тип фигурирует в большинстве старинных свидетельств. Птах-пет - продукт современной городской цивилизации, взаимодействующей с местными национальными обычаями. Стиль кантайнг в крупных постройках кхмерская народная традиция связывает с китайским влиянием.

В кхмерских домах окна расположены чаще всего по одному по обеим сторонам двери. Рамы европейского типа все более вытесняют старую конструкцию, крепившуюся верхней стороной, открывавшуюся вверх и укреплявшуюся подпоркой.

На сооружение жилища идут различные материалы. Сваи делают из тяжелого, твердого дерева, чтобы уберечь их от термитов. Балки венцов и перекрытий делаются из более легких пород. Пол настилается из бамбуковых стланин или досок, между которыми оставляют щели для вентиляции. Стены возводят из этих же материалов; в домах птах-пет доски располагаются по вертикали впритык, а в птах-кантайнг - по горизонтали внахлёст. Доски и стланины обычно промазывают соком диптерокарповых деревьев, что придает им вид лакированных. Очень часто стены представляют собой щиты, плетенные из пальмовых листьев. Крышу кроют черепицей, полуцилиндри- ческой или реже плоской, ребра промазываются известью. Впрочем, гораздо чаще крышу делают из растительных материалов: соломы, листьев пальмы- борассы, из снопиков травы императы. Плотников-специалистов в камбоджийских деревнях нет, и вся постройка выполняется самим хозяином с помощью соседей и родственников. В среднем на сооружение жилища уходит от 50 до 100 человекодней.

На полу из бамбуковых стланин могут стоять лишь легкие предметы. Циновки служат и постелью, и сидением, и скатертью.

О дежда

Традиционная мужская одежда кхмеров близка к сиамской. Она состоит из прямозастежной куртки с узкими рукавами и сампота. Сампот - это широкое черное полотнище, обертываемое вокруг бедер и пропускаемое назад между ног. Сампот закрывает ноги до колен, напоминая по контурам бриджи, которые в последнее время стали носить в высших слоях общества. В настоящее время сампот надевают лишь по торжественным случаям, обычно же носят куртку-рубаху с короткими рукавами и брюки-шорты, не доходящие до колен. По праздникам и на досуге мужчины надевают широкий саронг - сшитый цилиндром кусок ткани, часто клетчатый, который обертывают вокруг талии. Мужчины и спят в саронге, закрепляя его под мышками.

Женщины носят плотно облегающую тело кофточку (в новейшее время из синтетических тканей) и саронг или сампот. На досуге и во время сна женщины обертывают сампот вокруг талии как юбку, но при работе носят его одинаково с мужчинами.

Преобладающий цвет одежды - черный. Куртка-рубаха и особенно женская кофта нередко бывают белыми, саронг - набивной или в чернобелую клетку. Черную краску получают из плодов дерева маклу.

Неотъемлемая часть кхмерского костюма - широкое полотенце-шарф (крама). Его носят то как пояс, то как плед, то как тюрбан. Тюрбан-крама - наиболее распространенный из головных уборов. Крама обычно ткут в яркую клетку, чаще бело-сине-красную. В западной Камбодже распространены головные уборы, идентичные с сиамскими, в восточной - вьетские конические шляпы. Обуваю служат сандалии на ремнях или (реже) ботинки. Впрочем, в сельской местности чаще всего ходят босиком.

Волосы кхмеры - и мужчины и женщины - обычно коротко стригут. Монахи бреют голову.

Пища

Основа питания кхмеров - рис, который, как и повсюду в Индокитае, варят без каких-либо добавлений, в том числе без соли. Наиболее обычными приправами к рису служат сушеная рыба, прахок (остросоленая рыбная паста со специфическим запахом, приготовляемая квашением соленой мелкой рыбы в глиняных кувшинах), овощи и ныок мам. Соус ныок мам, заимствованный у вьетов (см. стр. 109), стал у камбоджийцев, в особенности на юге страны, обязательным блюдом.

Кхмеры едят куриные и утиные яйца, птицу, свинину и говядину, но эти продукты редко входят в повседневные трапезы трудовых слоев народа.

После еды пьют холодную воду. Чай (чаще всего зеленый) пьют обычно в промежутках между трапезами.

Перед едой кхмеры, особенно после тяжелой работы, стараются вымыть не только руки, но и все тело.

Руки моют также и после еды. Обедают, сидя вокруг постеленной на пол циновки, на которой стоит большое плоское медное или деревянное блюдо; на блюдо ставится большая общая миска с рисом, мисочки с приправами и чашка с водой для полоскания пальцев, так как едят руками. Впрочем, рис нередко раскладывают по отдельным тарелкам. Миску с прахоком часто ставят прямо в середину большой миски с рисом. Кроме того, прахок добавляют к салатам из свежих овощей и едят также в вареном виде.

Как и во Вьетнаме, посетителю как в частном доме, так и в учреждении в знак уважения прежде вбего предлагают выпить чашку чая, отказываться от которой не принято.

Разнообразные блюда кхмерской кухни служат прежде всего добавлениями к рису. В их приготовлении широко используются ароматические травы, лук, чеснок, перец и кислые травы, а также плоды - лимоны, тамаринды (ампиль), крассанг (Poligonum adoratum). Очень характерны для кхмерской кухни супы. Их подают вместе с рисом. Это прежде всего рыбные супы, приправляемые крассангом (суп самлор-мачу) или лимоном (суп сам- лор-крочмар). Свинину и реже говядину едят мелко нарезанными. Куриное мясо готовят с семенами лотоса или же в виде карри, менее острого, чем индийское, с большим количеством арахиса. Кроме того, едят черепашье мясо, кузнечиков (в пищу идут яйценосные самки), лягушек, фаршированных рубленым мясом с тыквой и приправой из апельсиновых листьев.

Рыбу употребляют в пищу в разных видах: свежую рыбу варят, жарят, запекают в карамель. Ее добавляют в фарш для пирожков (фаак) с забродившим клейким рисом, с рисовой или кукурузной мукой, с плодами. Фаак- понгтрей представляет собой лепешки из сушеной икры змееголова с солью и рисовой мукой, фаак-крапус делается из креветок с обжаренным толченым рисом и папайей. Креветок едят также вареными и жареными с овощами, лимоном и перцем