В каком звании погиб валерий чкалов. Валерий Чкалов: биография

А вместо сердца - пламенный мотор

Дочери легендарного летчика Валерия ЧКАЛОВА Валерия и Ольга: «Во время кремлевского приема отец, обратившись к Сталину на ты, преподнес ему полный бокал водки и предложил выпить на брудершафт. Это была роковая ошибка...»

Ровно 70 лет назад, 15 декабря 1938 года, Валерий Чкалов погиб во время рядовых испытаний нового самолета. Позже выяснилось, что в самолете было 48 различных дефектов

Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. В числе дорогих реликвий его фотография отправилась на борт Международной космической станции. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Бронзовый бюст летчика установлен перед входом в офис фирмы «Боинг» в Сиэтле. Трудно поверить, что этот человек прожил всего 34 года... Так много он успел. Чкалов окончил несколько летных школ, дважды был приговорен к тюремному заключению, трижды уволен из рядов РККА. Он совершил беспосадочный трансполярный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер, был чествован Рузвельтом в Белом доме, удостоен звания Героя Советского Союза, избран депутатом Верховного Совета. По нему, мужественному красавцу, который виртуозно управлял самолетом, вздыхали все женщины СССР. О нем шептались в кулуарах: Чкалов — любовник жены Ежова, у него роман с Марлен Дитрих... Летчик, успешно совершавший длительные беспосадочные перелеты, погиб при рядовых испытаниях самолета, в котором оказалось 48 различных дефектов. Но перед последним полетом его заверили, что самолет исправен и к испытаниям готов. До сих пор идут споры о причинах его гибели. О своей версии рассказывают его дочери Валерия и Ольга.

«САМОЛЕТ, НА КОТОРОМ РАЗБИЛСЯ ОТЕЦ, БЫЛ «СЫРОЙ». ПАПА ОБ ЭТОМ ЗНАЛ, НО БЫЛ АБСОЛЮТНО УВЕРЕН В СЕБЕ»

— Ольга Валерьевна, вы родились уже после гибели Валерия Павловича. Наверняка спрашивали у мамы: где папа, почему его нет?

— Как-то так получилось, что отец в нашей жизни всегда присутствовал. Это заслуга мамы — Ольги Эразмовны. Она была очень умной и мужественной. Она никогда не говорила нам: «Вы должны быть хорошими, потому что ваш отец — Валерий Чкалов». Просто поддерживала в доме атмосферу его присутствия. Рабочий кабинет отца в нашей квартире на Земляном валу был всегда открыт для всех желающих. Мама вообще вела большую просветительскую работу. К 70-летию ее даже наградили за это орденом Трудового Красного Знамени.

— А вы, Валерия Валерьевна, хоть немного помните отца?

Валерия: — Нет, мне было лишь три с половиной года, когда он погиб. Нашему брату Игорю — 10 лет. Вот кому повезло! В отличие от других детей Игорь не ходил, а летал с отцом на прогулки. У папы был личный самолет «По-2» — подарок от правительства. Ему как депутату приходилось часто встречаться с избирателями в Приволжском округе, а дороги там были плохие. Ныне эта машина стоит в Музее Чкалова на родине отца.

— В 1936-м за беспосадочный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, который длился больше 56 часов, Валерий Чкалов одним из первых в СССР был удостоен звания Героя Советского Союза. Через год состоялся беспосадочный перелет через Северный полюс в США, длившийся уже 63 часа. Даже сегодня, когда летать на самолете так же привычно, как ездить трамваем, понимаешь, насколько это было опасно. Ваша мама, наверное, очень переживала?

Валерия: — Точной даты перелета через Северный полюс она не знала. Женам вообще запретили появляться близ аэродрома. Правда, мама не смогла справиться с волнением и вечером 17 июля 37-го года отправилась в Щелково. Там она узнала, что на рассвете отец улетает, но с ним не виделась — почти до рассвета просидела неподалеку от аэродрома...

По ее словам, жены летчиков не спали до тех пор, пока не узнали, что 20 июня самолет приземлился в Ванкувере. В том полете случалось всякое — около люка навигационного прицела обнаружили масло, которое стекало внутрь фюзеляжа, самолет не раз попадал в зону циклонов, что привело к значительному перерасходу горючего. Но все обошлось: путь длиной 8582 километра экипаж успешно преодолел.

Начальник Ванкуверского военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свой трехэтажный особняк. Дом его напоминал филиал универмага — повсюду лежали пакеты с костюмами, рубашками, носками, ботинками. Все это было привезено летчикам в подарок из Портленда. Взамен американцы просили на несколько дней их летные костюмы, чтобы поместить в витринах своих магазинов, — это была для них лучшая реклама.

— А через год с небольшим в СССР хоронили Валерия Чкалова, и Сталин лично нес на плече гроб с телом летчика-героя. Как узнала семья о гибели Валерия Павловича?

Ольга: — Кажется, с утра мама была в поликлинике. Она ведь ждала ребенка, то есть меня. Около двух часов дня стала разбирать почту и готовить ответы на многочисленные письма избирателей на имя депутата Верховного Совета Чкалова. Часто звонил телефон. Спрашивали Валерия Павловича. Она потом вспоминала, что неизменно отвечала: «Его нет. Придет сегодня поздно»... Иногда ей казалось, что без причин спрашивают о самочувствии. По-видимому, многие уже знали о трагедии...

Пришел летчик, сын Василия Ивановича Чапаева (мы жили в одном доме). Разговор с ним маму насторожил: но мужества довести разговор до конца ему, видимо, не хватило. И снова зазвонил телефон... Сотрудница аэродрома, которую вся семья хорошо знала, сказала коротко: «Здравствуйте, я к вам сейчас приеду». Когда она вошла, мысль моментально созрела. Мама бросилась к ней: «Разбился?». Та опустила голову....

Валерия: — Ольга появилась на свет через семь месяцев после гибели отца. Перенеся тяжелейшее потрясение, мама никак не могла родить. Несколько раз ее отвозили в роддом и опять привозили на дачу. Маму окружили любовью и заботой все друзья нашей семьи: Тарасова и Москвин из МХАТа, писатели Галкин и Гладков, вдова Орджоникидзе Зинаида Гавриловна. Поддержать ее старались и соседи по дому: пианист Нейгауз, Кукрыниксы, летчики Юмашев, Данилин и Громов...

— Ваша мама понимала, что гибель мужа была не случайной?

Ольга: — Думаю, да, но мы с ней никогда не обсуждали эту тему. А вот своя версия у меня есть. Моя работа была связана с техникой — я всю жизнь занималась полупроводниковыми приборами и хорошо знаю, как торопит начальство, чтобы сдать работу в срок, как закрывает глаза на многочисленные недоделки. Самолет, на котором разбился отец, был «сырой». Папа об этом, скорее всего, знал, но был абсолютно уверен в себе. Моя сестра Валерия поднимала архивные документы... Оказывается, в плане Наркомата авиационной промышленности самолет И-180 не стоял вообще. В декабре 38-го его решили испытать, чтобы включить в план следующего года. Отца даже специально отозвали из отпуска...

Валерия: — Мама умерла в 97-м, ей было 96 лет. В том же году я написала заявление на рассекречивание архивных материалов. Благодаря тому, что по роду работы я имела так называемую «вторую форму допуска», мне удалось узнать многое. Теперь я не сомневаюсь, что смерть отца не была случайностью. Когда читала документы, меня пробивала дрожь. Сотрудница архива спросила: «Вам холодно?». Я ответила: «Мне страшно».

Надо учесть, что на 38-й год приходится пик репрессий в авиационной промышленности и в целом по стране. Испытания самолета И-180, на котором отец разбился, изначально были намечены на 12 декабря. Накануне вечером сотрудник НКВД в телефонном разговоре сообщил об этом директору авиазавода Усачеву. Следующим утром тот энкавэдист явился к Усачеву домой лично и снова предупредил: по их данным, у опытного образца самолета много дефектов. Но полет не был отменен!

Восемь руководящих чиновников различного ранга знали о неготовности И-180 к первому полету! Тем не менее они проводят совместное совещание за закрытой дверью: как осуществить испытание?! Думаю, что так выполнялось указание НКВД обеспечить выполнение полета, но «мягкими действиями», не при молчаливом согласии, а «в бурных дебатах».

Мне удалось прочитать секретное письмо Берии, только что назначенного наркомом внутренних дел, Сталину. Он ставил вождя в известность, что 12 декабря в 12 часов дня летчик-испытатель, Герой Советского Союза, комбриг Чкалов отправится в первый полет на самолете И-180, и подтверждал, что, по данным источника, возможна катастрофа в воздухе. Аналогичные письма были направлены Молотову и Ворошилову.

Для предотвращения этого полета вождь никаких мер не принял и своим молчанием, по сути, дал добро на убийство, как тогда писали, «сталинского сокола». Но катастрофа, запланированная на 12 декабря, сорвалась: из-за невыявленного дефекта отказала тяга нормального газа в начальной фазе первого полета — самолет вернулся в ангар. Коварный замысел был осуществлен чуть позже — 15 декабря.

Ольга: — После гибели Валерия Павловича начались разбирательства. Причину назвали сразу — отказ мотора, с которого накануне почему-то были сняты детали, предохраняющие его от переохлаждения. Представителя Запорожского завода, где мотор был изготовлен, спасло от расправы лишь то, что за день до трагедии он обнаружил отсутствие деталей и категорически запретил полет. А вообще по факту гибели Чкалова арестовали множество людей, среди них были 29-летний директор авиазавода № 156 Усачев, заместитель главного конструктора Томашевич. Их освободили через несколько лет досрочно и со снятием судимости — такое нечасто случалось в те годы.

«ПРОКУРОР ВЫШИНСКИЙ СКАЗАЛ ОТЦУ: «БЫЛ БЫ ЧЕЛОВЕК, А СТАТЬЯ НАЙДЕТСЯ»

Ольга: — Конечно, гибель отца могла стать следствием рокового стечения обстоятельств. Но вспомните, какое это было время, — Сталин уничтожил героев гражданской войны, которые долго оставались символами государства. Значит, на смену старым героям должны были прийти новые.

Не случайно после эпопеи спасения челюскинцев возникло восторженное отношение к летчикам. Это на самом деле были самоотверженные, бескорыстные люди, честно делавшие свое дело. Правительство умело пользовалось их профессионализмом для собственного возвеличивания, для сокрытия своих темных дел. Обстановка в стране была настолько ужасная, что, быть может, именно подвиги летчиков, гордость за них давали силы людям жить в этом ужасе. Но так как у нашего вождя был иезуитский мозг, он каждому из героев отвел свой шесток.

Отец был неординарным человеком, очень обаятельным, прекрасным оратором. Когда после знаменитого беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку его экипаж приземлился в Ванкувере, папа сразу наладил контакт с американцами, хоть и не знал ни слова на английском. Когда его выдвинули в депутаты Верховного Совета СССР, он ездил по Приволжскому округу, встречался с людьми и, видимо, приобрел известность гораздо большую, чем позволял тот шесток, на который он был посажен.

Валерия: — Совершив беспосадочный трансполярный перелет через Северный полюс в США, отец увидел, что в этой стране люди живут совсем иначе. Он другими глазами посмотрел на жизнь в СССР, где уже были арестованы главный конструктор Туполев, потом начальник ВВС Алкснис, товарищи отца по летному делу. Марк Галлай, Герой Советского Союза, вспоминал, как после аварии одного из самолетов НКВД арестовал несколько человек, причастных к его испытаниям, а позже комиссия разобралась, что они невиновны. Чкалов поехал в НКВД и стал хлопотать об их срочном освобождении. Этих людей выпустили, и Валерий Павлович лично развозил их по домам.

В марте 38-го отца пригласили на суд над Бухариным и Рыковым. Понятно, какое впечатление на него мог произвести этот откровенный фарс. В перерыве отец подошел к Вышинскому и прямо заявил: не верит он в то, будто соратники Ленина вдруг стали врагами народа. Вышинский снисходительно усмехнулся ему в лицо и совершенно спокойно ответил: «Какой вы все-таки человек, Валерий Павлович. Да разве же в этом дело? Был бы человек, а статья найдется!».

— Это правда, что со Сталиным Валерий Павлович был на ты?

Ольга: — Георгий Филиппович Байдуков, папин друг и второй пилот его экипажа, рассказывал маме, что во время кремлевского приема отец, обратившись к Сталину на ты, преподнес ему полный бокал водки и предложил выпить на брудершафт. Все присутствующие затаили дыхание, Чкалов осушил свой бокал до дна, а Сталин — лишь пригубил. Думаю, это была роковая ошибка отца. Отношение Сталина к Чкалову очень точно передает один анекдот.

Сталин читает Пушкина: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит одиноко со мной наравне...», потом звонит Берии и говорит: «Лаврентий, убрать орла!». Вот орла и убрали. Хотя какие у них могли быть счеты? Один всемогущий вождь, второй — просто летчик, на какое-то время ставший известным.

Почему посадили Туполева? Наверное, в его глазах появилось самоуважение, ведь именно на его самолетах совершены столь успешные перелеты. А Сталину было на это наплевать. Он ставил галочки, кого убрать, а кого оставить, по принципу, понятному только ему самому.

— А может, вождь не простил летчику его отказа возглавить НКВД? Я читала, что Чкалов сослался на необходимость закончить важные испытания, а потом, мол, будет видно...

Ольга: — В архивных документах никакого подтверждения тому, что отцу предлагали возглавить НКВД, найти не удалось. И мама об этом никогда не говорила, от нее мы слышали лишь то, что отца звали на государственную службу. Но если попытки слепить из летчика-профессионала с отличной репутацией некое подобие Ягоды, Ежова или Берии все-таки предпринимались, это лишний раз говорит о подлости Сталина. Только у мерзавца мог родиться такой дьявольский план.

— Если не ошибаюсь, на жизнь Чкалова покушались неоднократно.

Ольга: — Да. Мама рассказывала, что перед поездкой на родину, в отпуск, отцу — заядлому охотнику! — подарили патроны, но воспользоваться презентом он не успел. Мама передала патроны кому-то из родственников, и когда тот попытался пустить их в ход, выяснилось, что они с самовзрывателем. Иными словами, когда охотник переламывал ружье, патроны стреляли сами. Наш родственник тогда выжил чудом. Кстати, мама рассказывала, что в последнее время перед сном отец под подушку клал револьвер. Значит, знал, что ему грозит опасность.

«КОГДА ЦВЕТЫ ПРЕПОДНЕСЛИ ЧКАЛОВУ, МАРЛЕН ДИТРИХ ОПЕШИЛА. ОТЕЦ ГАЛАНТНО ВЫТАЩИЛ РОЗУ ИЗ БУКЕТА И ВРУЧИЛ ЕЙ»

— Как вы думаете, если бы он не разбился во время испытаний, его бы репрессировали?

Ольга: — Скорее всего, так и случилось бы. Отец был справедливым человеком, говорил то, что думал. Когда посадили его товарищей по Горьковскому авиационному заводу, он ездил туда, просил за них, но услышал в ответ: «Вы летаете, вот и летайте. А мы тут сами разберемся». Не удалось ему спасти и своего друга журналиста Ефима Бабушкина...

— Любопытную версию о причинах гибели Чкалова выдвинул Юлиан Семенов в романе «Отчаяние». Дескать, Сталин был увлечен женой Ежова Евгенией, она же «стала ежедневно встречаться с Валерием Чкаловым, который, словно магнит, притягивал окружающих, дружили они открыто, на людях появлялись вместе. Через неделю после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах». У Валерия Павловича действительно был такой роман?

Ольга: — Не знаю, откуда это известно Семенову, но лично я ничего подобного не слышала. По словам мамы, ему часто звонили незнакомые женщины, и однажды какая-то из них заявила, будто у нее от Чкалова ребенок. Отец ответил: «Вот и отлично. Я очень люблю детей. Везите его скорее!».

Валерия: — Отец был достаточно умным человеком, чтобы не вести себя легкомысленно.

— А роман с Марлен Дитрих — это тоже выдумка, легенда?

Валерия: — Я знаю, что после беспосадочного перелета через Северный полюс Чкалов, Байдуков и Беляков возвращались из США на теплоходе «Нормандия». На его борту была и Марлен Дитрих. Наверняка они раскланивались на палубе, сидели вместе за капитанским столом. Когда теплоход пришвартовался во французском порту, пассажиры пересели в поезд, доставивший их в Париж. Там на перроне собралось множество людей. Марлен решила, что встречают ее. Когда цветы преподнесли Чкалову, она опешила. Отец же галантно вытащил розу из букета и вручил ей.

А что касается романа, все это чепуха. Никто из летчиков не знал английского, как же они могли бы общаться? И потом... отец очень любил маму. Он писал ей такие красивые письма! Когда я повзрослела и прочла их, была просто поражена его слогом, способностью точно выражать свои чувства. Он вообще был одаренным человеком — перемножал в уме трехзначные цифры, сам писал для себя тексты выступлений, которыми всегда покорял аудиторию.

— Ваши родители венчались, хотя Валерий Павлович был членом партии. Он не опасался, что это может стоить ему карьеры?

Валерия: — Венчание состоялось в 27-м, когда у него еще не было партбилета. Он и заявления-то не подавал, но сразу же после первого перелета сверху поступило распоряжение принять в партию весь экипаж: Чкалова, Белякова и даже Байдукова, у которого был арестован отец. А ведь чуть раньше ему, кандидату в члены РКП(б), на этом основании отказали. Думаю, папа решил венчаться из уважения к своему отцу, нашему деду Павлу Григорьевичу, который был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Кстати, церковь, где состоялось таинство, до сих пор стоит в Санкт-Петербурге.

— У вас очень редкая фамилия. Вы знаете, откуда она в вашем роду?

Ольга: — «Чка» — это значит «плавучая льдина». Говорят, наш прадед на льдине и родился. Летом Чкаловы работали бурлаками на Волге, а зимой занимались извозом. Дед наш, Павел Григорьевич, стал молотобойцем, чинил суда, заходившие на ремонт.

Валерия: — Рассказывали, что дед раскусывал зубами орехи, а однажды на спор поднял зубами на стуле приятеля. И жену взял себе под стать — сильную, широкоплечую и, говорят, очень добрую... Валерий был у них десятым. Роды были трудные, и на свет младенец появился без сознания. Кто-то предложил зажечь крашеную тряпку, чтобы пошел едкий дым, и дали ему понюхать. Ребенок начал чихать, закричал и больше уже не останавливался.

Ольга: — В 31-м дедушка умер, а его вдову Наталью Георгиевну раскулачили, отобрали часть имущества. Потом Нижегородский крайисполком постановил изъятые вещи вернуть, но возвращать уже было нечего. Теперь в Музее Чкалова нет подлинных домашних вещей, принадлежавших его семье. Стол, стулья и другие вещи появились в доме уже в 36-м году — они сделаны по его заказу. Из-за этого были неприятности и у Валерия Павловича.

Валерия: — В то время он испытывал в НИИ ВВС сконструированный Вахмистровым самолет-этажерку: на крылья истребителя устанавливались два бомбардировщика, и вся эта конструкция поднималась в воздух. Смысл в том, что бомбардировщики, изначально не рассчитанные на дальние полеты, могли находиться в воздухе столько же, сколько и истребитель, который их и прикрывал.

Отец написал маме, что по результатам испытаний представлен к ордену, а еще в награду получает мотоцикл с коляской. В это время кто-то из односельчан написал донос: дескать, нэпман не имеет права находиться в рядах Красной Армии. «Нэпманом» он оказался потому, что мачеха переписала на него все наследство: дом, подсобные помещения и яблоневый сад — красноармейцам полагались какие-то льготы. Донос ушел наверх, в ВВС РККА, но отец о нем не узнал — эти документы рассекретили гораздо позже. А обещанных наград он так и не получил.

— Не по этой ли причине его увольняли из рядов РККА?

— Нет, все летчики-истребители были отчаянными ребятами. Когда отец прибыл на первое место службы — в 1-ю Краснознаменную истребительскую эскадрилью, его сразу спросили, получил ли он жалованье. Оказалось, что на первую получку новички покупали только фуражку за три с полтиной, на остальные же деньги — 140 рублей — фуражку обмывали.

За Чкаловым сразу закрепилась репутация хорошего, но исключительно недисциплинированного летчика. То он начал делать очень резкие фигуры на стареньком самолете, что могло привести к разрушению машины, то вышел на дежурство в состоянии опьянения. Он загремел на 20 суток на гауптвахту, а в день освобождения снова напился и был осужден на год. Но через несколько месяцев его освободили досрочно и направили в ту же часть.

Позже, за самовольное пике в свободном полете, была еще одна гауптвахта, потом — еще одно заключение. Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, Чкалов вел группу бреющим полетом, врезался в телеграфные провода и сломал машину. Это было квалифицировано как воздушное хулиганство. В тюремном дневнике отца есть такие слова: «Я, если не подхожу по своим взглядам, то меня просто нужно убрать, и все, а не переделывать того, что уже глубоко в крови. Я своих убеждений и взглядов менять не буду».

Этим принципом он оставался верен до конца жизни и умел убедить в своей правоте других. Например, в военную коллегию в своей кассационной жалобе отец писал: «Летчик-истребитель должен быть смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах»... Из заключения его освободили через 16 дней.

«НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ПРИЕМЕ СТАЛИН СКАЗАЛ МАМЕ: «МОЛОДЕЦ, ПОМНИШЬ МУЖА». ПОТОМ ПОВЕРНУЛСЯ К АКТРИСЕ ВАЛЕНТИНЕ СЕРОВОЙ: «А ВЫ НАЧИНАЕТЕ ЗАБЫВАТЬ...»

— Валерий Павлович был самодостаточным и, наверное, упрямым. Жена имела на него влияние?

Валерия: — Она разделяла взгляды мужа на людей. Но если бы в числе его товарищей оказался человек недостойный, мама смогла бы его убедить. Одно время отец увлекся посещением ипподрома, где проигрывал приличные суммы. Она решила вмешаться в это дело и пошла на ипподром вместе с ним. Общими усилиями они проиграли все деньги и вернулись домой ни с чем. Насколько я знаю, больше на ипподром отец не ходил.

— Ваша мама овдовела в 36 лет. Ольга Эразмовна больше не выходила замуж?

Ольга: — Мама была очень красивой. К ней кто-то сватался, но услышал в ответ: «Я вам нужна, а вот мои дети?». Никаких мужчин в нашем доме не было. Она потом говорила, что не встретила подобных отцу.

Валерия: — Однажды мама была приглашена на торжественный прием в Кремль. Там же оказалась и актриса Валентина Серова — ее муж Анатолий Серов, тоже летчик, погиб во время войны. Сталин взял обеих вдов под руки. Повернул голову к маме и сказал: «Молодец, помнишь мужа». Потом посмотрел на Серову: «А вы начинаете забывать». Вождь знал все, даже если это касалось таких интимных вещей, как супружеская верность.

— Государство поддерживало осиротевшую семью легендарного летчика?

Ольга: — Помню, в 50-х годах к какой-то дате из Министерства авиации маме прислали передачу. А так... Правда, постановлением правительства за нами закрепили машину с шофером и дачу в Серебряном Бору. Маме была назначена пожизненная пенсия — 120 рублей, дети тоже до окончания учебы получали какие-то деньги за отца. Откровенно говоря, жилось нелегко, но маме как-то удавалось сводить концы с концами, вести хозяйство. У нее была помощница тетя Маруся, которая прожила с нами почти полвека.

— При жизни Валерия Павловича у вас в доме часто собирались гости. А после его гибели у Ольги Эразмовны не было чувства, что вашу семью забыли?

Ольга: — Друзья отца остались с нами на всю жизнь. Они собирались у нас в дни его рождения и смерти. Очень часто у нас бывали певец Иван Семенович Козловский, артист Белокуров, исполнивший главную роль в фильме «Чкалов», скульптор Менделевич (он автор памятников отцу в Нижнем Новгороде и в Оренбурге), летчики Беляков и Байдуков — мы, когда повзрослели, и сами поддерживали отношения с их детьми.

— К могиле Чкалова у кремлевской стены кладут цветы лишь по официальным поводам или, случается, кто-нибудь из прохожих?..

Валерия: — К кремлевской стене не так-то просто подойти. Да и постоять, пообщаться, как на обычной могиле, не получается — там ведь охрана.

— Вас согревает мысль, что улица Чкалова существует не только в каждом городе бывшего СССР, но и в далеком Ванкувере? А в 75-м американцы открыли монумент в память о первом трансполярном перелете.

Валерия: — Конечно, это приятно сознавать. Они решили установить его еще тогда, в 37-м, но помешала Вторая мировая война. Они очень чтят свою историю и тех, кто ее делает.

На открытие памятника был приглашен экипаж: Байдуков, Беляков и Чкалов. Только вместо отца полетел наш брат — Игорь Валерьевич Чкалов. Как и в 37-м, Америка встретила летчиков с восторгом. Кто-то из местных жителей даже вернул им сувениры, полученные почти 40 лет назад: галеты, мешок из-под продуктов, даже папиросы «Элита» московской фабрики «Дукат». На приеме в Белом доме президент США Форд сказал, что этот перелет американцы считают событием века. На открытии монумента раздавали буклеты. Игорь Валерьевич прочел в нем: «Валерий Чкалов. Советский летчик-испытатель. Убит в 1938-м».

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца.

Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет. Вскоре мальчик начал учиться в школе.

К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.


Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет.

В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.


Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.

Летчик

Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения.


Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности.

Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолётов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом и Красной Звезды.

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва - Петропавловск-Камчатский».


Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров.

За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.


Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро.

И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.


Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва - Северный полюс - Северная Америка».

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.


Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха.

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.


Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота.

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.


Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и .

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами.


В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей.

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер , был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Начало службы в авиации

Лётно-испытательная работа

Рекордные перелёты

Гибель Чкалова

Альтернативные версии

Памятные места

Названы в честь Чкалова

Памятники

В филателии и монетах

Фильмография

Валерий Павлович Чкалов (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя - 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) - советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза.

Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон).

Биография

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика василёвских казённых мастерских. Русский.

Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем - в училище. Учился средне, но отличался отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). В 1918 годуучилище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку «Волжская-1».

Начало службы в авиации

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк вНижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923-1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Junkers). Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Инструктор А. И. Жуков дал следующую характеристику Чкалову:

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде, что, впрочем, документами не подтверждается. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.

В 1926-м году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня - Гатчина), где Чкалов служит с 1926 по 1928 годы.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имениМенжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15(биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Рекордные перелёты

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолётУ-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССРот Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох»; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10-15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1-2 полёта по 30-68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. П. Супруна .

По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

…Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков - Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны - тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко.

Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом:

а) преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;.

е) самое главное, недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших лётчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза…

2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб.

Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Находится близ дома № 52, корп. 2 по Хорошёвскому шоссе.

Альтернативные версии

Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар (расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта). Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод имени П. О. Сухого.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта (например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора).

Семья

  • Жена - Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова (1901-1997), в браке с 1927 года, ленинградская учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.
    • Дочь - Валерия (1935-2013).
    • Дочь - Ольга (р. 1939).

Игорь Валерьевич Чкалов (1 января 1928, РСФСР, СССР - 2006, Москва, Российская Федерация) - окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.12.1997 г. № 8). Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. П. Чкалова в г. Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство («Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина» ).

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза (24.07.1936, учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004 году);
  • два ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936);
  • орден Красного Знамени (июль 1937);
  • медаль «XX лет РККА» (февраль 1938).

Память

Памятные места

  • Мемориальный музей В. П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
  • 1924-1927 - улица Милосердия, 21 (ныне - улица Всеволода Вишневского, 11);
  • 1926-1928 - Троцк (Гатчина) Красноармейский проспект, 4; на доме проживания установлена мемориальная доска.
  • 1929-1930 - улица Текстилей (бывшая улица Милосердия), 21.
  • Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».
  • Вблизи места падения самолёта Чкалова на Ходынском поле (в настоящее время это район дома № 52, к. 2 по Хорошёвскому шоссе, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская») установлен мемориальный камень.

Названы в честь Чкалова

  • С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область.
  • Населённые пункты :
    • город Чкаловск в Нижегородской области,
    • город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана,
    • село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана,
    • посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
    • посёлок Чкаловский (Московская область),
    • посёлок Чкаловск (Калининградская область),
    • посёлок Чкалова в Запорожье, Украина,
    • с 1938 по 1957 годах город Оренбург назывался Чкаловым,
    • село Чкаловское (Приморский край).
  • Район города - Чкаловский административный район в Екатеринбурге.
  • Микрорайоны городов :
    • посёлок имени Чкалова в городе Каменске-Уральском Свердловской области;
    • посёлок Чкаловск в составе Калининграда;
    • Чкаловский микрорайон в Екатеринбурге;
    • Чкаловский микрорайон в Омске;
    • Чкаловский микрорайон в Переславле-Залесском;
    • Чкаловский микрорайон в Ростове-на-Дону;

Микрорайон имени Чкалова в городе Ковров Владимирской области.

  • Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в России , а также ряд улиц за рубежом:
    • Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге,
    • площадь Чкалова в Ростове-на-Дону.
    • Улица Чкалова :
      • в России - в Абакане, Азове, Архангельске, Ачинске, Борисоглебске, Белове, Брянске, Барнауле,Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Дивногорске, Екатеринбурге,Жуковском, Ижевске, Иркутске, Искитиме, Калининграде, Кемерово, Керчи, Коврове, Коломне,Котласе, Красноармейске, Краснодаре, Красноярске, Магнитогорске, Миассе, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Петрозаводске, Перми, Рязани, Рыбинске,Самаре, Смоленске Стерлитамаке, Ступино, Сыктывкаре, Томске, Улан-Удэ, Химках, Хабаровске,Череповце, Черногорске, Чистополе, Чите, Элисте, Ярославле, Кимовске;
      • за рубежом - в Ванкувере (США), в Праге, в Минске, Гомеле, Бресте, Витебске, Барановичах(Республика Беларусь), в Луцке, Виннице, Днепропетровске, Измаиле, Малине, Николаеве, Харькове,Херсоне, Хмельницком, Лубнах, Черновцах и Геническе (Украина), в г. Караганде,Костанае,Павлодаре, Усть- Каменогорске и Талгаре (Казахстан).
  • Учебные заведения :
    • Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова.
    • Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в городе Борисоглебске Воронежской области (постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 года). Там же установлен бронзовый бюст героя.
    • Инженерно-строительный институт в Нижнем Новгороде.
    • Воронежский авиационный техникум имени В. П. Чкалова.
    • Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации имени В. П. Чкалова.
    • Школа № 1397 имени В. П. Чкалова, город Москва.
    • Школа № 116 имени В. П. Чкалова, город Нижний Новгород.
    • Школа № 3 имени В. П. Чкалова, город Арзамас Нижегородской области.
    • Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова в рабочем посёлке Шугурово (Татарстан).
    • Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова в городе Нарын (Кыргызстан).
    • МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В. П. Чкалова (Хабаровск).
    • МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» (Новокузнецк).
  • Станции рельсового транспорта :
    • станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте (в октябре 2012 года переименована в Дустлик) и в Екатеринбурге;
    • железнодорожная станция Чкаловская.

Памятники

  • В Днепропетровске, Киеве, Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
  • Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.
  • Мемориальная доска в Петрозаводске (открыта 31 мая 2013 года).
  • Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика.
  • Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
  • Бронзовый бюст на территории Севастопольского Авиационного предприятия.
  • Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
  • Бронзовая скульптура высотой в шесть метров на семиметровом пьедестале установлена в 1954 году на набережной реки Урал в Оренбурге.
  • Бронзовый памятник в городе Жуковском. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. П. Чкалове и его героических перелётах.
  • В Новосибирске памятник перед зданием управления авиационного завода (НАПО имени В. П. Чкалова).
  • Памятник на железнодорожной станции Берёза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии. Согласно табличке на пьедестале «памятник установлен в честь остановки здесь В. Чкалова вместе с Г. Байдуковым и Беляковым в 1937 году по пути на Родину после исторического перелёта через Северный полюс в США». По другой версии, определяющим в выборе места для установки памятника стал тот факт, что в деревне Первомайская (тогда - Блудень) родился бортмеханик самолёта АНТ-25 Василий Бердник.
  • Памятник В. П. Чкалову в Одессе, во внутреннем дворе санатория имени Чкалова на Французском бульваре.

В филателии и монетах

  • Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году - «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова»; в 2004 году - «100-летие со дня рождения В. П. Чкалова».
  • Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В. П. Чкалов».

Другое

  • 20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелёта - общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
  • Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
  • Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
  • Валерий Павлович Чкалов - единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою - Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».

Фильмография

  • В 1941 году на киностудии имени М. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» (новая редакция выпущена в 1962 году). В главной роли: Владимир Белокуров. Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов.
  • В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова «Рейс сквозь память» о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937 году, в создании которого принимали участие киностудия «20th Century Fox» и актриса Ширли Темпл.
  • Образ Чкалова в 2007 году был использован в сериале «Сталин. Live» (в роли Дмитрий Щербина).
  • В 2012 году кинокомпаниями «Соло Фильм» и «Централ Партнершип» был снят восьмисерийный биографический сериал «Чкалов» («Крылья») о жизни лётчика с 1924 по 1937 год. Режиссёр Игорь Зайцев. В главной роли - Евгений Дятлов. Трансляция сериала началась 1 октября 2012 года по Первому каналу. Дочь Валерия Чкалова Ольга крайне отрицательно отнеслась к данной экранизации.
  • В 2014 году «РД Студия» был снят четырёхсерийный фильм «Люди, сделавшие Землю круглой» о рекордных перелётах 1930-х годов, в котором рассказывается о перелёте В. П. Чкалова через северный полюс.

«Если быть, то быть первым» - В.П. Чкалов

Где улица Чкалова? Такой вопрос можно услышать в разных городах. Именем Чкалова названы не только улицы, но и населенные пункты, заводы, пароходы и учебные заведения.

Про Чкалова сняты фильмы, написаны книги, но не многие знают о выдающихся подвигах этого человека.

Валерий Чкалов. Биография

Валерий Павлович Чкалов - летчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый перелет через Северный Полюс в Америку без пересадок.

Летчик Чкалов родился 20 января 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Сейчас это город Чкаловск Нижегородской области. По национальности Чкалов - русский, происходил из рабочей семьи. Его отец - Павел Григорьевич работал котельщиком, а мать, Ирина Ивановна, была домохозяйкой, умерла, когда мальчику исполнилось всего 6 лет.

Образование

Валерий Павлович учился в Василевской начальной школе. Имел средние оценки, при этом отличался хорошей памятью и склонностью к точным наукам. Характер будущего летчика был спокойный, уравновешенный. Чкалов хорошо плавал, переплывал Волгу и нырял под пароходы и плоты.

В 1916 году Валерий Чкалов поступил в Череповецкое техническое училище (сейчас это БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Через два года учебное заведение было закрыто в связи с недофинансированием, а будущий летчик вернулся к отцу и начал работать молотобойцем в Василевском затоне, а позднее, с началом навигации трудился кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».

Жизнь Чкалова перевернулась в 1919 году, когда он впервые увидел самолет. Мечты об авиации привели его в Нижний Новгород, где он вступил добровольцем в Красную армию в возрасте 15 лет и начал трудиться учеником слесаря-сборщика самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке.

В 1921 году Чкалов был направлен в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил (ВВС). После ее окончания был переведен в Борисоглебскую авиационную школу, где Валерий Павлович совершил первый самостоятельный полет. Далее в числе лучших курсантов Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометании.

Летчик Валерий Чкалов

Служил Чкалов в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. За время службы проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В 1925 году «за поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии», был демобилизован и осужден на полгода.

В 1926 году 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (Гатчина), где Чкалов, восстановленный в армии, служит с 1926 по 1928 год.

В 1927 году как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи Чкалов направлен в столицу для участия в параде в честь десятилетия Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова.

В марте 1928 года Чкалов был переведен на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. Здесь случилась авария, самолет Чкалова врезался в телеграфные провода при перегоне авиации из Гомеля в Брянск на бреющем полете. Чкалов возглавлял группу самолетов, поэтому был осужден на год. Правда, отсидел он только 16 суток, за него ходатайствовали Я. И. Алкснис и К. Е. Ворошилов. При этом из рядов армии он был уволен.

В запасе Чкалов продолжал трудовую деятельность. Вернувшись в Ленинград, работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.

Испытатель Валерий Чкалов

В 1930 году Чкалов был восстановлен в ВВС, назначен летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За время работы в НИИ Валерий Павлович совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика (авиаматки), несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В 1932 году был переведен с Ходынского поля в Москве на щелковский аэродром в Московской области. Полет Чкалова при перебазировании превратился в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Колонну из 46 крылатых машин, выстроившихся по три в ряду, возглавил самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

В 1933 году Чкалов снова попал в запас и был переведен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Здесь он испытывал самолеты-истребители авиаконструктора Николая Поликарпова :

  • истребитель бипланной системы И-15,
  • истребитель И-16 (один из первых монопланов),
  • истребители танков «ВИТ-1», «ВИТ-2»,
  • тяжелые бомбардировщики «ТБ-1», «ТБ-3 и др.

Фигуры высшего пилотажа Чкалова

  • восходящий штопор
  • замедленная бочка

В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина за создание лучших самолетов-истребителей.

Герой Чкалов

Перелет на Дальний Восток

20—22 июля 1936 экипаж Валерия Чкалова со вторым пилотом Георгием Филипповичем Байдуковым и штурманом Александром Васильевичем Беляковым совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на дальневосточный остров Удд (ныне остров Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут.

Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохраненная и при следующем перелете — через Северный полюс в Америку.

24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2. Сейчас этот самолет находится в музее в Чкаловске.

Перелет через Северный полюс

18—20 июня 1937 с тем же экипажем Чкалов совершил перелет из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут). Экипаж был награжден орденами Красного Знамени.

В 1937 году Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.

В 1938 году получил звание комбрига. Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался, предпочитая заниматься летной испытательной работой.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб очень молодым, в возрасте 34 лет, при испытаниях нового истребителя «И-180» конструкции Поликарпова, 15 декабря 1938. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Уходя от столкновения с жилыми домами, летчик врезался в высоковольтную опору, получил травмы и через 2 часа скончался в Боткинской больнице.

Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Документация о расследовании катастрофы получила гриф «Совершенно секретно». Гибель Чкалова до сих пор окутана завесой тайны. Споры о том, по чьей вине случилась трагедия, ведутся и сейчас.

Сын Чкалова, Игорь Валерьевич, был убежден, что гибель отца была преднамеренным убийством: «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина».

Семья Чкалова

В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле.

Жена Чкалова

Но все изменилось в 1924 году, когда на занятиях драмкружка он встретил свою вторую половинку, Ольгу Орехову. Между воздушным хулиганом и прекрасной учительницей русского языка и литературы сразу вспыхнули нежные чувства.

Ольга долго не могла решиться выйти замуж за Чкалова. Но ухаживания Чкалова, его смелость и мужество сделали свое дело. Поженились молодые люди в 1927 году. Чкалов просил свою супругу никогда не удерживать его от полетов и не беспокоиться за него. Ольга серьезно отнеслась к этому договору и ни разу не нарушила его. Чкалов это очень ценил, был рад тому, что его в семье поддерживают.

Кстати, Валерий и Ольга не просто расписались в ЗАГСе. Несмотря на гонения на Церковь, они венчались — из уважения к чувствам отца Чкалова, Павла Григорьевича, который в родном селе был церковным старостой.

Дети Чкалова

Чкаловы прожили вместе 11 лет, в браке родились дети:

  • Сын - Игорь (1928-2006), пошел по стопам отца, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС.
  • Дочь - Валерия (1935—2013)
  • Дочь - Ольга (р. 1939)

Память

Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде

В августе 1937 года, еще при жизни Валерия Чкалова, поселок Василево в Нижегородской области был переименован в Чкаловск.

В 1938 году его именем был назван город Оренбург (историческое название возвращено в 1957 году).

7 июля 1940 года в городе Чкаловске открыт мемориальный музей Валерия Чкалова, объединяющий дом, где родился летчик, и павильон с экспозицией самолетов 1930-х годов.

Именем Чкалова названы улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке. В Нижнем Новгороде и многих других городах установлены памятники Чкалову, в Москве на месте гибели — памятный знак.

На доме по адресу Земляной вал, 14, где жил Чкалов в Москве, установлена мемориальная доска.

20 июня 1975 года в городе Ванкувер (штат Вашингтон, США) благодаря усилиям Комитета трансарктического перелета Чкалова (Chkalov Transpolar Flight Committee), позже переименованного в Комитет культурного обмена имени Валерия Чкалова (Valery Chkalov Cultural Exchange Committee) в присутствии членов экипажа Байдукова и Белякова, а также сына летчика Игоря Чкалова был установлен памятник Валерию Чкалову, его именем названа новая улица. В городском музее авиации хранится макет самолета АНТ-25.

Фильмы о Чкалове

  • «Валерий Чкалов», 1941 год. Историко-биографический фильм
  • «Рейс сквозь память», 1987 год. Документальный фильм
  • «Сталин. Live», 2007, сериал
  • «Чкалов» («Крылья»), 2012 год, биографический сериал
  • «Люди, сделавшие Землю круглой», 2014 год, четырехсерийный фильм о рекордных перелетах

Фильм «Валерий Чкалов»

Советский летчик, Герой Советского Союза (1936), комбриг ВВС СССР (1938).

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город , райцентр ) в семье рабочего-котельщика Василевских казенных мастерских Павла Григорьевича Чкалова (ум. 1931).

В 1911-1915 годах В. П. Чкалов учился в начальной школе, затем в училище в селе Василево. В 1915-1918 годах он обучался в Череповецком техническом училище. После его закрытия вернулся в Василево, работал молотобойцем в кузнице, затем кочегаром на землечерпалке, позднее на пароходе «Баян».

В 1919 году В. П. Чкалов добровольно вступил в РККА, работал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в .

В 1921-1922 годах В. П. Чкалов учился в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, в 1922-1923 годах - в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. В 1923-1924 годах он продолжал обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В 1924-1928 годах военный летчик-истребитель В. П. Чкалов служил в Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье им. П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье прославился как искусный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В ноябре 1925 года был осужден военным трибуналом за драку в пьяном виде, в течение 6 месяцев отбывал срок заключения.

С марта 1928 года В. П. Чкалов служил в 15-й Брянской авиационной эскадрилье. В совершил аварию, был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 года военным трибуналом Белорусского военного округа был приговорен к 1 году лишения свободы и уволен из РККА. По ходатайству Я. И. Алксниса и менее чем через месяц наказание было заменено на условное. Летчик был освобожден из Брянской тюрьмы и вернулся в .

В 1929-1930 годах В. П. Чкалов работал в ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года В. П. Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов.

С января 1933 года В. П. Чкалов вновь был уволен в запас запасе и переведен летчиком-испытателем на Московский авиационный завод № 39 им. В. Р. Менжинского. Он испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Н. Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Н. Н. Поликарпова. В. П. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой.

В мае 1935 года авиаконструктор Н. Н. Поликарпов и летчик-испытатель В. П. Чкалов были награждены орденами за работу над созданием самолетов-истребителей. По случаю награждения В. П. Чкалов лично познакомился с . В 1936 году он вступил в ВКП (б).

20-22 июля 1936 года В. П. Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет из до через Северный Ледовитый океан и далее на остров Удд /ныне остров Чкалова/ (9374 км за 56 часов 20 минут). За это достижение был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом . В. П. Чкалов приобрел всенародную известность, стал подлинным народным героем СССР.

18-20 июня 1937 года с тем же экипажем и на самолете той же модели В. П. Чкалов совершил перелет из в Ванкувер (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут), установив мировой рекорд беспосадочного полета. За этот перелет был награжден орденом Красного Знамени.

В 1937 году В. П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Горьковской области и Чувашской АССР.

В. П. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади в .