Нерезко выраженное недоразвитие речи. Нвонр нерезко выраженнное общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.



ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя “предпосылки” недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.


Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.



На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).



Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

Общее недоразвитие речи у детей – нарушение смысловой и звуковой (или фонетической) стороны речевой системы. Нередко оно наблюдается при таких патологиях, как алалия (в каждом случае), дизартрии и ринолаллии (иногда). При нарушениях интеллекта, слуха, задержке речевого развития детей, имеющих сниженный слух, олигофрении ОНР может выступать в качестве вторичного дефекта. Это очень важно принимать во внимание!

Как проявляется ОНР

В основном общее недоразвитие речи проявляется однообразно. Симптомы следующие:

Позднее начало речи: ребенок говорит первые слова в 3-4, а то и в 5 лет;
- речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична;
- ребенок понимает, что ему говорят, но не может правильно высказать собственные мысли;
- речь у детей с ОНР практически непонятна окружающим.

Кроме того, логопеды знают еще несколько симптомов проявления ОНР. Поэтому постарайтесь посещать его своевременно, чтобы как можно раньше выявить данное заболевание и скорректировать речь ребенка.

Причины ОНР

Следует сказать, что звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй и лексика детей с ОНР нарушены сильно. Причиной заболевания могут быть:

Токсикоз, интоксикации, инфекции у матери во время беременности;
- патология натального периода;
- травмы мозга и заболевания ЦНС в первые годы жизни;
- неблагоприятные условия обучения и воспитания;
- психическая депривация (отсутствие или лишь ограничение возможности удовлетворения жизненных потребностей);
- поражение мозга ребенка, возникшее во время беременности, родов, первого года жизни.
- некоторые другие факторы.

Выражено недоразвитие речи у детей может быть по-разному.

В зависимости от степени несформированности речи различают 4 степени ее недоразвития.

Первая степень

Дети данного уровня не разговаривают. Свои мысли и желания они выражают с помощью мимики, жестов, лепетных слов, разные предметы могут обозначать одним и тем же лепетным словом (например, «биби» - это у них , и пароход, и машина). Для них характерно использование однословных предложений, неправильное составление их конструкций, непостоянство в произношении звуков, сокращение сложных слов до 2-3 слоговых (например, слово «кровать» они могут говорить как «ават»). От детей с умственной отсталостью, которые имеют то же состояние речи, дети с ОНР первой степени отличаются тем, что имеют пассивный словарь, значительно превышающий активный. Как правило, у детей-олигофренов подобной разницы не наблюдается.

Вторая степень

К особенностям детей с ОНР второй степени относится то, что, помимо говорения лепетных слов и показывания жестов, они умеют пользоваться общеупотребительными словами. Однако речь ребенка по-прежнему бедна. Рассказ по картинкам строится примитивно, хотя и лучше, чем у детей с ОНР 1 степени. Ребенок практически не употребляет и не понимает те слова, которыми редко пользуется в быту. Не различает падеж, форму чисел и род. При произнесении слов допускает много ошибок, практически не употребляет частиц и союзов.

Третья степень

Данный уровень характерен появлением развернутой фразовой речи, хотя и не совсем правильной. Дети с общим недоразвитием речи третьей степени разговаривают с окружающими только в присутствии тех , которые могут дать соответствующие пояснения, «расшифровать» их слова. Свободное же общение затруднено. Дети с ОНР данного уровня пытаются избегать трудных для них выражений и слов, испытывают большие трудности при составлении правильных предложений, допускают ошибки при построении сложносочиненных предложений и словообразований. Могут составлять предложения по картинке.

Четвертая степень

У детей имеются лишь небольшие недостатки дифференциации звуков ([Р - Р"]). Они не способны удержать в памяти фонематический образ, а потому нередко переставляют звуки и слоги в словах, в каждом повторяют определенный слог, сокращают гласные при стечении. В некоторых случаях могут опускать слоги и добавлять звуки. Имеют небольшие сложности в речевом контакте и спонтанном проговаривании.

Общее недоразвитие речи любой степени корректируется. Поэтому очень важно своевременно обращаться к логопеду и читать различную педагогическую и психологическую литературу, в которой широко освящен вопрос образования словарного запаса и развития детей с ОНР.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

г. ЧЕЛЯБИНСК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III ур. и НВ ОНР »

Учитель — логопед

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Положением « О механизме создания рабочих программах по предмету учителя МОУ №33» разработана рабочая программа

«Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленных ОНР III ур. и НВ ОНР» у учащихся 1 С(К) класса

Рабочая программа осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

1 .Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

2. Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»

Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Письмо МОРФ от 04.09.1997 № 48 « О специфики деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»

Приказ ГУО администрации Челябинской области от 08.12.2000г. № 487 « Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждениях

Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.

По ложение о логопедическом пункте МОУ №33

Положение о рабочей программе по курсу, учебному предмету(модулю) МОУ № 33

ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ СТАЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О:

Классификации речевых нарушений (М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау,О.В.Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е.Левина и др.)

Коррекции нарушений речи (Ф.А.Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичёва,Т Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В. Чиркина и др.)

Возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский, Л.О.Бадалян, Гвоздева)

Формировании фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих н/в общее недоразвитие речи(А.В.Ястребова, Л.Н.Ефименкова)

Принципах анализа речевых нарушений(Э.А Александрян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.)

Рабочая программа «Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленных ОНРIII ур. И НВ ОНР» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с методическими рекомендациями по организации, планированию и содержанию логопедических занятий с основным контингентом учащихся общеобразовательной школы и отражает базовые направления коррекционного обучения учащихся, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи. (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе)

Дети, имеющие общее недоразвитие речи принадлежат к той категории учащихся, которые в первую очередь нуждаются в логопедической помощи. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Характеристика группы

Результаты диагностики, проведённой на логопункте МОУ № 33, свидетельствуют о том, что дети данной группы имеются пробелы в развитии фонетической стороны речи(причём у 3 учащихся выявлена стёртая форма дизартрии), учащиеся имеют дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Недостаточная сформированность фонематических процессов. Кроме того, дети не владеют навыками звукового анализа и синтеза. Так же наблюдается недоразвитие лексико–грамматической стороны речи: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

У детей с задержкой психического развития наряду с нарушениями психических функций оказываются несформированными различные компоненты речи и оперирование элементами речи на практическом уровне, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Речь у детей данной группы хаотична, фрагментарна, высказывания разорваны, пересказ детализирован, примитивен, с привнесением прямой речи и неумении самостоятельно выделить основную мысль. Поэтому дети коррекционного классов принадлежат к той категории учащихся, которые в первую очередь нуждаются в постоянной логопедической помощи. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию познавательной и мыслительной деятельности, лучшему усвоению школьной программы и социальной адаптации.

Коррекционная работа данной программы в первую очередь направлена на восполнение пробелов звуковой стороны речи и реализует первый этап программы.

Учебный материал данной коррекционной программы был разработан в соответствии с письмом МОРФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и спецификой речевых нарушений у детей данной групп (ОНР Шур. и н/в ОНР у учащихся 1С(К) класса), из расчёта 90 часов в год (три академических часа в неделю на протяжении учебного года).

Цель логопеда в общеобразовательной школе – оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, т.е. профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.

Цель данной рабочей программы:

коррекция нарушений устной речи у учащихся первого С(К) класса общеобразовательной школы, обусловленные

ОНР III ур и НВ ОНР

Задачи программы:

Устранение дефектов произношения

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста

Формирование и развитие грамматически правильной речи

Формирование и развитие выразительной связной речи

Обогащение словарного запаса

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем

Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров

Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического

Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления

Помимо специфических, существует ряд общих задач ,

решение, которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

Активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков

Формирование просодической стороны речи

Активизация внимания, памяти, мышления

Развитие мелкой пальцевой моторики

Развитие языковой интуиции

Индивидуализация коррекционного обучения

Параллельно осуществляется работа по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:

Развивать устойчивость внимания

Наблюдательность, особенно к языковым явлениям

Способность к запоминанию, переключению

Познавательную активность

Навыки и приёмы самоконтроля

Система коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Программа состоит из трёх этапов коррекционно – развивающей работы; этапы в свою очередь разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач :

Развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным)

Развитие фонематического восприятия

II этап программы «Развитие лексико – грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода:

1период. Формирование грамматического строя речи

2 период. Уточнение и расширение лексического запаса

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и значений)

Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний)

Развитие слогового анализа и синтеза

Наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

Формирование полноценной самостоятельной речи.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:

Усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений

Обогащение фразовой речи учеников

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ .

В связи с тем, что у детей с ОНР обусловленным задержкой психического развития, ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Т.о. ставятся такие задачи как:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекционная работа строится в соответствии с основными принципами:

Принцип комплексности (охват всего комплекса речевых нарушений: устной речи, чтения и письма)

Патогенетический принцип (учёт механизмов нарушения устной речи, чтения и письма)

Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, анализаторы, на их взаимодействие.

Принцип поэтапного формирования умственных действий

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»

Принцип системности

Онтогенетический принцип (учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе)

Общедидактические (наглядность, доступность, индивидуальный подход)

Методы логопедического воздействия.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. К ним относятся различные виды упражнений

Конструктивные (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую) – во время работы по уточнению оптико-пространственных ориентировок

Творческие – во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза

Несмотря на поэтапное планирование, работа строится, интегрировано, охватывая все тапы одновременно, но отдавая ведущую роль решению задач текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи первого этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идёт одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе допустимо групповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы планируются в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведётся без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Оценка результатов деятельности детей на коррекционных занятиях не осуществляется. Ведётся мониторинг развития устной и письменной речи.

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОСОБИЯМИ:

Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе ».

Методическое пособие для работы логопеда в коррекционных классах (Р.И.Лалаева).

Логопедические альбомы (Ткаченко Т.А )

Конспекты занятий и рабочие тетради Е.В.Мазановой, програмно-методические разработки и рабочие тетради Л М Козыревой, Л.Н. Ефименковой

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Для диагностики и проведения мониторинга используется

«Тестовая методика диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой,

Сборник материалов для диагностики письма и чтения у младших школьников (составители: Н.В.Струнина, Яцук Т. А. МОУ №14 Челябинск 2010г)

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

Программа по коррекции ОНР Шур у учащихся С(К) класса рассчитана на 3 года обучения.

Первый год обучения – реализация 1 этапа коррекционной программы – предусматривает 87-90 часов, что соответствует учебному графику МОУ на 2011-2012 учебный год и особенностям организации работы логопункта.

Оценка результатов деятельности детей на коррекционных занятиях не осуществляется. Ведётся мониторинг развития устной и письменной речи.

Итоги коррекционной работы

первого года обучения по программе «Коррекция ОНР III ур. И НВ ОНР у учащихся 1 С(К) класса» на логопедических занятиях.

Учащиеся должны знать:

Строение артикуляционного аппарата

Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков

О значении правильного дыхания

Основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Учащиеся должны уметь:

Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке

Называть отличия гласных и согласных звуков

Правильно обозначать звуки буквами

Производить звуко-слоговой анализ и синтез слов

Дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме

Определять место ударения в слове

Правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство

Календарно-тематическое планирование

Дата

План/

Факт

Кол-во часов

Темы

Звуковой анализ

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Звук. Слово. Предложение.

Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений. Точка.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый

Слова – предметы.

Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это?»

Слова – действия.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые

Отработка понятий «правый» и «левый

Слова – признаки.

Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые

Слова – предметы, действия, признаки.

Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.

Звук и буква А

Выделение звука из слова

«Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Тема: Посуда.

Цели и задачи:

1. Расширять имеющиеся представления о посуде; познакомить с основными материалами, из которых изготовляется посуда;
2. Развивать активный и пассивный словари словами кухонная, столовая, чайная, хрустальная, фарфоровая, донышко, стенки, крышка, ручка, носик, горлышко;
3. Продолжать работу по формированию внимания, памяти, конструктивного мышления, координации движений, навыков в ориентировке в пространстве;
4. Учить детей работать в коллективе; продолжать формировать интерес к учебе, умение отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование: дидактическая игра “Собери посуду” (разрезные картинки); дидактическая игра “Подбери и назови”; предметы кухонной, чайной, столовой посуды; предметы домашнего быта.

Оформление учебного кабинета: кабинет оформлен под внутреннее убранство старинной русской избы: печь, дрова, самотканые дорожки и коврики, скатерти, рушники ручной работы, старинные предметы домашней утвари (коромысло, деревянное ведро); на стенах прикреплены изображения тараканов и паутина.

Логопед в костюме Федоры Егоровны из сказки К.И. Чуковского “Федорино горе”.

Ход занятия.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, милые! Давно к Федоре Егоровне никто в гости не заходил. Сейчас я вас за стол усажу. Чаем напою!

Что такое? Не пойму?!
Что случилось? Почему?
“Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы я вам щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы…
Остались одни тараканы…
Ой, горе, Федоре, горе!!!”
- Ну, что ж, раз пришли, садитесь.

/Дети садятся на стульчики полукругом /

Сообщение темы занятия. Развитие конструктивного мышления.

Посмотрю, что у меня осталось… ой, бедная я, Федора, бедная! Вот одни осколки какие – то? Ребята, помогите мне прибраться в доме, да заодно тараканов повывести, пауков повымести. Соберите черепки. Что получится?

/Дидактическая игра “Собери посуду”/

Что получилось у Димы (Ромы, Кати…)? (сковорода, сахарница, чайник заварочный, чашка с блюдцем, тарелка, ложка, кастрюля, нож и вилка )

Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда )

Правильно, сегодня мы и поговорим о посуде.

Закрепление навыков образования множественного числа существительных.

Назовите еще раз предметы, которые у вас получились, но во множественном числе. Например: чашка – чашки и т.д.

Ребята, вы молодцы! Правильно образовали множественное число! Вот и нет одного таракана!!!

/Один из тараканов снимается со стены /

Работа по уточнению словаря.

Скажите, какие предметы посуды вы еще знаете?

Назовите предметы посуды, в которой готовят еду. (кастрюля, сковорода, дуршлаг, скороварка, противень и т.д. )

Эта посуда называется “кухонная”.

/Вывесить на доску полоску со словом “кухонная”/

Назовите предметы, из которых мы едим суп, вторые блюда. (тарелка глубокая, салатник, солонка и т.д. )

Как называются приборы, которыми мы пользуемся при еде? (ложка, вилка, нож )

Эта посуда называется “столовая”.

/Вывесить на доску полоску со словом “столовая”/

Что мы еще с вами не назвали? (чашка, блюдце, сахарница и т.д .)

Правильно, ребята. Зачем нам нужна такая посуда? (пить чай )

Эта посуда называется “чайная”.

/Вывесить на доску полоску со словом “чайная”/

Итак, посуда, в которой готовят еду, называется…. (кухонная )

Посуда, из которой мы едим, называется … (столовая )

Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (чайная )

Посуда бывает кухонная, столовая и чайная. Посмотрите, еще один таракан убежал.

/Шорох за дверью /

Ребята, кажется под дверью кто-то копошится.

/“Федора” втаскивает в “комнату” корыто с посудой /

Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пришли, мои немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Оболью вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.

Ребята, вернулась моя посуда. Только вот перепуталась вся: тут и тарелки и щетки, и утюги. Помогите мне разобраться. Возьмите в руки посуду, а ненужные вещи оставьте в корыте.

/Дети выбирают из корыта посуду: сковорода, кастрюля, супница, тарелки глубокие и плоские, стакан, глиняная чашка, пластмассовый стакан, сахарница, салатник, солонка…/

Работа по составлению предложений.

Давайте посмотрим, что у нас осталось в корыте? (утюг, щетка, подсвечник, ножницы )

Это не посуда.

Тогда докажите, что у вас в руках именно посуда. Расскажите, что вы отобрали и как это применяют.

/Дети составляют предложения. Например: У меня в руках кастрюля. В ней варят суп, тушат картофель. /

Молодцы. Хорошие получились предложения. Вы убедили меня в том, что у вас в руках посуда. И еще один таракан убежал.

Закрепление умений словообразования прилагательных от существительных.

Ребята, кто из вас знает, из чего делают посуду. (из дерева, пластмассы, глины, хрусталя, фарфора )

Как назвать посуду, сделанную из стекла? (стеклянная посуда )

Из пластмассы? Из хрусталя? Из глины? Из фарфора?

ФИЗМИНУТКА:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела.

Осуществление анализа наглядных образов – предметов.

Что мы сейчас изобразили? (чайник )

А теперь я посмотрю, как хорошо вы знаете части посуды.

/На столик выставить чашку, чайник, стакан, кастрюлю с крышкой ./

Найдите общее в этих предметах. (дно, стенки)

Что значит “выпил до дна”? (ничего не осталось )

Назовите особенности каждого предмета. Чем они отличаются друг от друга?

Подумайте и скажите, какой предмет здесь лишний? (стакан – без ручки )

Вот какие молодцы вы у меня! Долой еще одного таракана!!!

Итог занятия.

Ну вот, с посудой разобрались. Осталось только расставить ее по местам.

/Дети расставляют посуду под соответствующими надписями на доске /

Итак, Дима, что у тебя в руках? (кастрюля)

К какому виду посуды относится кастрюля? (кухонная ) и т.д.

Замечательно справились с заданием. Теперь вся посуда расставлена по своим местам: кухонная посуда на столике для кухонной посуды, предметы чайного сервиза на столике для чайной посуды, а столовые приборы стоят на столике для столовой посуды.

Вот и паутины больше нет!!! Слышу. Кто-то копошится опять за дверью…

/“Федора” вносит самовар с баранками /

- “А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит
Словно жар горит
И пыхтит и на бабу поглядывает:
“Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна,
Угощай своих детушек славненьких!”

/“Федора” угощает детей чаем с баранками. /

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕФЕКТАХ РЕЧИ

Этапы развития речи

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а» , «ы» , «у» , иногда в сочетании с «г» );

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба» );

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа» , «мама» , «баба» , «дядя» );

2-3 года: появляются первые предложения;

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

· Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

· Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!! Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!

Признаки нарушений речи

· к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

· к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

· к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

· к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

· к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

· к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

· к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

· к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

· к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

· к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

· к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

· в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

· в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

Виды дефектов речи

V Дислалия – это самое распространенное нарушение.
Особенности : хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

V Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности : «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

V Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата («волчья пасть, заячья губа»)
Особенности : голос приобретает «носовое звучание».

V Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности : вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а»,«и») .

Профилактика заикания

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегайте психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
  • не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
  • не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
  • не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

V Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности :

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля» , «биби» ;
  • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень ОНР
Особенности :

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень ОНР

Особенности :

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р» , «л» ;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

НВ ОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи)

Особенности :

· обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка

· как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков («р-рь-л-ль», «щ-ч-ш», «ть-ц-с-сь»)

· ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных ВОЛЧИЙ -«ВОЛКИН» ; ЛИСИЙ -«ЛИСОВЫЙ»;

· ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов ( «В ЗООПАРКЕ КОРМИЛИ ЛИСОВ, СОБАКОВ» ); в использовании некоторых предлогов (ВЫГЛЯНУЛ ИЗ-ЗА ДВЕРИ- «ВЫГЛЯНУЛ И ДВЕРИ» , УПАЛ СО СТОЛА -«УПАЛ ИЗ СТОЛА», «МЯЧ ЛЕЖИТ ОКОЛО СТОЛА И СТУЛА» ВМЕСТО МЕЖДУ СТОЛОМ И СТУЛОМ;

· особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными: пропуски союзов ( « МАМА ПРЕДУПРЕДИЛА, Я НЕ ХОДИЛ ДАЛЕКО» - ЧТОБЫ НЕ ХОДИЛ ДАЛЕКО); замена союзов («Я ПОБЕЖАЛ, КУДА СИДЕЛ ЩЕНОК»- ГДЕ СИДЕЛ ЩЕНОК); инверсия («НАКОНЕЦ, ВСЕ УВИДЕЛИ ДОЛГО ИСКАЛИ КОТОРОГО КОТЁНКА»- УВИДЕЛИ КОТЁНКА, КОТОРОГО ДОЛГО ИСКАЛИ);

Причины нарушений речи

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца;

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

V Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
Нужно : Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

V Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
Нужно : Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово → попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете → и только потом объясните «как звучит» или «как говорит»;