Международные и внешнеэкономические связи. Внешние экономические связи россии

По предварительным данным, внешнеторговый оборот Республики Мордовия за январь - сентябрь 2016 года составил 203,4 млн. долл. США (147 % к уровню аналогичного периода 2015 года). Положительное сальдо – 22,0 млн. долл. США.

Экспорт товаров составил 112,7 млн. долл. США (198,1%), в том числе, в страны дальнего зарубежья – 72 млн. долл. США (157,2 %), в страны СНГ – 40,7 млн. долл. США (рост в 3,7 раза). Основными продуктами экспорта являлись: подвижной состав и его части, древесина и изделия из нее, химические продукты, электрические машины и оборудование, алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты переработки овощей и фруктов.

Основным партнером Мордовии по экспорту является Куба (21% общего объема экспорта и 33,2 % от экспорта в страны дальнего зарубежья), поставляемая продукция – подвижной состав и его части.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером по экспорту является Казахстан (17 % общего объема экспорта и 46,2 % – экспорта в страны СНГ), основная поставляемая продукция – электрические машины и оборудование.

Основные экспортеры Мордовии по итогам 9 месяцев 2016 года: ОАО «Рузхиммаш», ЗАО «Плайтерра», ООО «Хелиос-Ресурс», ТД «ВЦМ», ООО «МЗК», ООО «Карпай», ОАО «Ламзурь», ООО «Мордоввторсырье», ГУП РМ «Лисма», ООО «Ромодановсахар».

Импорт товаров составил 90,7 млн. долл. США (111,3 % к уровню аналогичного периода 2015 года), в том числе, из стран дальнего зарубежья – 84,5 млн. долл. США (114%), из стран СНГ – 6,2 млн. долл. (83,8%). Импортировались в республику электрические машины и оборудование, оборудование и механические устройства, продукты неорганической химии, готовые корма для животных, пластмассы и изделия из них.

Основным торговым партнером по импорту является Китай (удельный вес в общем объеме импорта составил 49 %, в импорте из стран дальнего зарубежья – 52,2%). Основная импортируемая продукция – электрические машины и оборудование.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером по импорту является Беларусь (3% от общего объема импорта, 38,7 % – от объема импорта из стран ближнего зарубежья). Основная статья импорта – пищевые продукты животного происхождения.

Основные импортеры Мордовии: ООО «Хелиос-Ресурс», ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ООО «Еврошоп Руссланд», ЗАО «Плайтерра», ГУП РМ «Лисма», ОАО «Биохимик», ООО МПК «Атяшевский», ОАО «Мир цветов», ОАО «Электровыпрямитель», АО «Оптиковолоконные Системы».

Анализ деятельности органов власти в сфере внешнеэкономических связей и показатели внешнеторгового оборота позволяют сделать вывод, что Республика Мордовия является одним из экономически развитых субъектов Российской Федерации, активно участвует в международных и внешнеэкономических связях в целях содействия социально-экономическому развитию, привлечения инвестиций, а также укрепления контактов с иностранными деловыми партнерами. Предпринимаются действенные меры по расширению географии внешнеэкономических связей, выходу на качественно новый уровень взаимодействия.

Цель внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и поэтапной интеграции в мировое экономическое сообщество содействовать становлению в республике социально-ориентированной рыночной экономики и повышению на этой основе уровня жизни населения республики.

В республике проводится системная работа по развитию инвестиционной деятельности, разрабатываются новые подходы и методы для привлечения инвестиций. Для достижения этой задачи Республику Мордовия посещают представители официальных и деловых кругов зарубежных стран с целью установления, укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества. Такое взаимодействие способствует налаживанию экономических связей и является одним из важных инструментов содействия региональному развитию.

В 2016 году продолжили активно развиваться взаимоотношения Республики Мордовия с традиционными партнерами – Германией, Венгрией, Нидерландами, Финляндией, Беларусью.

Одним из основных стратегических зарубежных партнеров Республики Мордовия является Федеративная Республика Германия, о чем свидетельствуют регулярные визиты в регион представителей дипломатических миссий, официальных и деловых кругов Германии.

В мае Саранск посетил региональный уполномоченный по Республике Мордовия Посольства Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Карстен Манке с целью проведения переговоров с руководством региона о дальнейшем развитии сотрудничества, а также посещения осужденных граждан Германии отбывающих наказание в УФСИН России по Республике Мордовия.

Продолжается сотрудничество с германскими партнерами в сфере обращения с отходами и переработки вторичных ресурсов, о чем свидетельствует визит в республику делегации компании «Ремондис» во главе с генеральным директором Хендриком Воннегутом (декабрь). Компания «Ремондис» является основным оператором по обращению с отходами в Саранске. В ходе визита обсуждались вопросы по расширению данной сферы по всей территории Мордовии. Кроме того, компания подтвердила готовность инвестировать в строительство крупных объектов по утилизации отходов в республике.

Активным партнером Мордовии является Венгрия. Подтверждением заинтересованности в продолжении продуктивного взаимодействия стал визит в мае 2016 г.делегации Мордовии под руководством Главы республики В.Д.Волкова в Будапешт с целью проведения презентации экономического потенциала региона в Торгово-промышленной палате Венгрии. В рамках визита состоялся ряд встреч и переговоров делегации Республики Мордовия с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сийярто, Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Венгрии В.Н.Сергеевым, представителями компании «Хунланд» о дальнейшем углублении взаимовыгодного сотрудничества с акцентом на развитие взаимодействия в сфере племенного животноводства, птицеводства и растениеводства. Дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества послужат подписанные в ходе визита Соглашение о сотрудничестве между Республикой Мордовия и Венгрией в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной, культурной и иных областях, Протокол о намерениях между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и компанией «Хунланд трейд Кфт.», меморандум о взаимопонимании между ГУП РМ «Лисма» и венгерской финансовой группой EHT Ltd.

В июне 2016 г. руководитель венгерской компании «Полюс» Ласло Хорват инициировал переговоры с руководством Мордовии о сотрудничестве в области сельского хозяйства и строительства. Также венгерская сторона предложила свои компетенции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и поставки промышленного и медицинского оборудования.

Заинтересованность компаний Венгрии в развитии взаимовыгодного сотрудничества в сфере племенного животноводства с Республикой Мордовия показывает состоявшийся визит в Саранск руководства компании «Хунланд» (сентябрь).

Продолжает успешно развиваться сотрудничество с нидерландскими компаниями. В продолжение договоренностей о развитии сотрудничества, достигнутых в ходе визита в 2015 году делегации Республики Мордовия в Королевство Нидерландов, в 2016 г. для проведения презентации своих возможностей республику посетили представители транспортных, логистических и сельскохозяйственных предприятий Нидерландов.

В республике успешно работает в сфере цветоводства компания Dalsem Horticultural Projects B.V. (Королевство Нидерландов).

Следует отметить развитие сотрудничества Республики Мордовия с Французской Республикой. Результатом взаимодействия с компанией «Ашан» по вопросам развития розничной торговли в республике, стал сданный в эксплуатацию гипермаркет. Развивается сотрудничество с российско-французской компанией «Данон» в области производства молочной продукции.

В июне председатель Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Д.М.Борисов принял участие в семинаре «Современные методики прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах. Статистика, мониторинг, анализ рынка труда», проходившем в Париже.

Важным событием, давшим дополнительный импульс развитию торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей между Мордовией и Кубой стал визит в августе в Республику Мордовия делегации Посольства Республики Куба в России во главе с Послом Кубы в Москве Эмилио Гарсией. На встрече с Главой Республики Мордовия В.Д.Волковым стороны обсудили дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества, в частности, в сфере вагоностроения.

В июне Саранск посетил генеральный директор железных дорог Республики Куба Мигель Антонио Акун Фернандес для обсуждения вопросов по развитию сотрудничества в железнодорожной сфере.

Делегация Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром промышленности, науки и новых технологий А.И.Седовым в составе российской экспозиции приняла участие в 34-ой Международной Гаванской Ярмарке «FIHAV – 2016». Республикой Мордовия были представлены достижения промышленности в области транспортного машиностроения. В рамках мероприятия была проведена презентация бизнес возможностей Республики Мордовия для иностранных партнеров, а также было подписано соглашение на поставку 225 вагонов производства «РМ Рейл».

Повышенное внимание в 2016 году было уделено развитию связей с Китайской Народной Республикой. В соответствии с планом развития сотрудничества между регионами Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего, среднего течения реки Янцзы (формат «Волга-Янцзы») продолжилась активная работа Правительства Республики Мордовия по установлению новых и развитию существующих связей между Республикой Мордовия и китайскими провинциями.

В продолжение работы в формате «Волга –Янцзы» в мае представители республики в составе делегации ПФО приняли участие в очередном заседании Совместной рабочей группы регионов ПФО и верхнего, среднего течения реки Янцзы по изучению сотрудничества с провинцией Аньхой КНР в г.Хэфэй. В ходе визита был подписан Протокол о намерениях между Министерством культуры и туризма Республики Мордовия и Аньхойским туристическим бюро.

19 июля 2016 г. делегация Республики Мордовия приняла участие в Первом заседании Совета по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга - Янцзы» под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО М.В.Бабича и члена Госсовета КНР Ян Цзечи, проходившем в Ульяновске. По рамках заседания было подписано Соглашение между Правительством Республики Мордовия и Народным Правительством провинции Аньхой Китайской Народной Республики о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах.

Дальнейшему развитию сотрудничества с Китаем способствовал визит в республику делегации официальных и деловых кругов провинции Аньхой Китайской Народной Республики во главе с инспектором Департамента науки и технологий Народного Правительства провинции Аньхой Жэнь Мин (октябрь).

Налаживанию взаимовыгодных межрегиональных связей с Индией способствовало участие делегации Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром экономики Республики Мордовия В.Н.Мазовым в составе официальной российской делегации в выездной презентации инвестиционного потенциала регионов России в Нью-Дели, организованной АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках инвестиционного форума The Economic Times Global Business Summit. В продолжение договоренностей достигнутых в ходе данного визита в сентябре 2016 г. Мордовию посетили представители индийских компаний GreenT и StarOver с целью обсуждения возможности инвестирования в строительство теплиц в республике.

В 2016 году продолжилось активное взаимодействие со странами СНГ.

В структуре торгово-экономических связей со странами-членами СНГ приоритетное значение сохраняет сотрудничество с Республикой Беларусь.

В мае Саранск посетил руководитель Отделения Посольства Республики Беларусь в России в Нижнем Новгороде А.О.Власов с целью знакомства с республикой и проведения переговоров с руководством Мордовии по вопросам развития разнопланового взаимовыгодного сотрудничества. Готовится к подписанию Соглашение между Республикой Мордовия (Российская Федерация) и Республикой Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

В 2016 году была заложена хорошая основа для активизации сотрудничества с Республикой Абхазия. В сентябре Саранск посетила делегация Республики Абхазия во главе с Премьер-министром Б.К.Барцицом. В состав делегации вошли министр экономики Республики Абхазия А.А.Ардзинба, президент Торгово-промышленной палаты Г.Л.Гагулия, глава администрации Гудаутского района Р.М.Ладария, спецпредставитель Президента, начальник Управления протокола Президента Республики Абхазия Д.В.Кове, Почетный консул Республики Абхазия в Нижнем Новгороде В.И.Литвинчук. В ходе визита состоялась встреча абхазской делегации с Главой Республики Мордовия В.Д.Волковым, в ходе которой стороны обсудили перспективы развития сотрудничества в сферах представляющих взаимный интерес. По итогам визита было подписано Соглашение о сотрудничестве между Союзом «Торгово-промышленная палата Республики Мордовия» и Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, которое позволит расширить торгово-экономические связи между Мордовией и Абхазией.

Большое значение придается развитию сотрудничества с Республикой Корея в области импорта технологий. Продолжается сотрудничество Мордовии и корейской корпорации «Nepes» в сфере производства светодиодов и светодиодной продукции.

2016 год можно характеризовать как период активного сотрудничества с Республикой Бурунди. Дважды, в марте и мае, делегации Бурунди посещали Мордовию с целью знакомства с промышленным потенциалом региона, проведения переговоров с представителями республиканского бизнеса об установлении взаимовыгодного сотрудничества и обсуждения возможностей запуска совместных проектов в области светотехники. С целью обсуждения технических и стратегических вопросов по созданию совместного светотехнического производства на территории Республики Бурунди состоялся визит делегации Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия А.И.Седовым в Бужумбура (октябрь).

С целью активизации сотрудничества Мордовии с Японией в Посольстве Японии в России заместитель Председателя Правительства – министр экономики В.Н.Мазов провел презентацию инвестиционных возможностей Республики Мордовия для предприятий-участников Японского бизнес-клуба в Москве.

Ежегодно представители иностранных дипломатических миссий в России посещают осужденных граждан своих государств, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия. Так, в 2016 году осужденных иностранных граждан посетили 15 дипломатов иностранных государств, в частности, Турции, Ирана, Германии, Норвегии, Египта, Израиля, США, Украины, Вьетнама, Филиппин.

Важным фактором международного сотрудничества являются связи в области образования, науки и культуры. Развитию международного сотрудничества региона в научно-образовательной области будут способствовать состоявшиеся в 2016 году визиты представителей Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева в Университет Бабеш-Бойяи в Клуж-Напока (Румыния), а также визиты в республику сотрудника офиса английского языка отдела прессы и культуры Посольства США в России Фрэнка Джерольда Джеймса, делегации студентов Высшего коммерческого института Парижа (Франция), делегации Университета науки и технологии Цзянсу (Китай), руководителя бизнес-инкубатора при Rady School of Management, профессора Университета Калифорнии в Сан-Диего (США) Кимберли Дэвис Кинга.

В рамках европейской программы TEMPUS в ноябре в МГУ им.Н.П.Огарева прошло координационное совещание вузов-участников международного проекта MetaMath. В совещании приняли участие представители российских и европейских вузов, а также научно-исследовательских организаций из Германии, Финляндии, Франции.

В 2016 году в Мордовии прошли масштабные культурные мероприятия международного характера: Х Юбилейный Кубок Главы Республики Мордовия по современным танцевальным направлениям (март); XI Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (март), XI Международный детский фестиваль «Подводный мир» (апрель), XV Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов» (июнь-июль), XV Международный фестиваль джазовой музыки "Вейсэ-jazz - 2016" (октябрь), Фестиваль культур «Огарёвский колорит» (ноябрь).

В рамках международной программы профессионального развития для специалистов работающих в сфере культуры CulturalManagementWorkshop консультант Британского Совета Джо Харгривз (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) провела в Саранске семинар «Арт-маркетинг и работа с аудиторией» (март).

В ноябре республику посетил советник Посольства Аргентинской Республики в Российской Федерации Орасио Луис Мария Лассари Матьеу с целью участия в торжественных мероприятиях посвященных 140-летию со Дня рождения С.Д.Эрьзи, а также в Международной научно-практической конференции «VI Эрьзинские чтения».

Делегации Республики Мордовия приняли участие в крупных мероприятиях, посвященных этнической самобытности финно-угорской культуры: VII Всемирном конгрессе финно-угорских народов на тему «Финно-угорские народы – к устойчивому развитию», проходившем в Лахти (Финляндская Республика) (июнь) и XVII Российско-Финляндском культурном форуме, проходившем в Тампере (Финляндская Республика) (сентябрь-октябрь) .

В рамках подготовки Саранска к Чемпионату мира по футболу 2018 года в сентябре состоялся инспекционный визит представителей FIFA, Оргкомитета «Арена – 2018» и Sports Turf Research Institute (STRI) с целью ознакомления с уровнем готовности города к проведению чемпионата. Делегацию возглавили генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» А.Л.Сорокин и директор департамента FIFA по проведению соревнований и мероприятий Колин Смит.

В 2016 году состоялось 7 визитов делегаций Республики Мордовия за рубеж: в Республику Индия (январь), Китайскую Народную Республику (май), Венгрию (май), Финляндскую Республику (2 визита – июнь, сентябрь-октябрь), Республику Бурунди (октябрь), Республику Куба (октябрь-ноябрь). Всего в 2016 году Республику Мордовия посетили 33 иностранных делегации.

Город Саранск имеет город-побратим Ботевград (Болгария).

На настоящий момент действует 21 документ о сотрудничестве Республики Мордовия с иностранными партнерами, в том числе Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия (2016 г.), Минским (2014 г.) и Могилевским (2007 г.) отделениями Белорусской торгово-промышленной палаты, Торгово-промышленной палатой Согдийской области Таджикистана (2009 г.), Торгово-промышленной палатой Карагандинской области Казахстана (2005 г.), Эстонско-Российской Палатой Предпринимателей (2001 г.), Каунасской торгово-промышленной и ремесленной палатой (1997 г.), Министерством промышленности Республики Беларусь (2009 г.); Министерством внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии (2016 г.); а также провинциями Аньхой (2016) и Хубей и городом центрального подчинения Чунцин КНР (2015), Республикой Тюрингией ФРГ (2006 г.).

Сегодня субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана – в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл – в Молдове; Татарстана – во Франции) Данные представительства не обладают не обладают дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Учитывая уровень опережающего законотворчества субъектов Федерации, регионы осуществляли собственное правовое регулирование международной деятельности вплоть до вступления в силу Федерального Закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот процесс сопровождался появлением соглашений, противоречащих Конституции РФ и положениям федерального законодательства, коллизиями между законами субъектов Федерации, затрудняя тем самым проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Стоит сказать - положения об участии субъектов РФ в международном сотрудничестве содержались в Конституциях республик - Карачаево-Черкессия, Тыва, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Мордовия, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чечня, а также в нормативных правовых актов многих других регионов. Важно знать, что большинство вышеуказанных нормативно-правовых актов не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали Конституции РФ. В первую очередь, субъект Федерации объявлялся как субъекта международного права (например, статья 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года) Во-вторых, международные и внешнеэкономические связи включались в сферу исключительного ведения субъекта Федерации (например, статья 38 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)) В-третьих, предусматривалась возможность самостоятельного определения и проведения субъектом РФ внешней политики (например, часть 2 статьи 1 Конституции Республики Бурятия 1994 года) В части, касающейся заключения международных договоров и соглашений, данные положения противоречили пункту «к» статьи 71 Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», так как внешняя политика и международные отношения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Принятие закона о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации во многом способствовало разрешению сложившейся противоречивой ситуации путем приведения законодательства субъектов РФ в сфере международной деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами. Составные части Российской Федерации не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не будут международными договорами. Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют исключительно процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности

Порядок регистрации соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами разъясняется в Правилах государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждены Постановлением Правительства РФ. Исключая выше сказанное, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство юстиции РФ утвердило Порядок организации работы с соглашениями субъектов Федерации с иностранными партнерами (в кᴏᴛᴏᴩом определило компетенцию Управления законодательства субъектов РФ по работе с данными соглашениями) и Разъяснения по применению правил государственной регистрации международных и внешнеэкономических соглашений регионов.

Заключение международных Соглашений Правительства РФ с органами исполнительной власти некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств, кᴏᴛᴏᴩые конкретизируют некᴏᴛᴏᴩые положения нормативных правовых актов федерального уровня, способствует также дальнейшему развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Сегодня международные соглашения заключенные с Правительством Республики Индия, Правительством Республики Армения, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством социалистической Республики Вьетнам и Правительством Канады и основываются на следующих принципах взаимовыгодного партнерства:

Активное содействие развитию двустороннего сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств;

Строгое соблюдение и учет национального законодательства и международных договоров при обсуждении, заключении и выполнении соглашений между договаривающимися сторонами;

Проведение консультаций для разрешения спорных вопросов, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в ходе реализации заключенных соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств; в случае если стороны соглашений не могут достигнуть согласия, то споры разрешаются компетентными органами Договаривающихся Сторон по дипломатическим каналам;

Согласование процедуры подписания и порядка вступления в силу соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными правительствами иностранного государства.

Основу сотрудничества субъектов Федерации с иностранными партнерами всегда составлял принцип экономической выгоды, поскольку большинство международных связей регионов основываются на взаимовыгодном и равноправном партнерстве прежде всего в торгово-экономической сфере. Данные нормы зафиксированы в ряде международных документов, например в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, а также в законе Воронежской области «О ратификации соглашений и межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью Российской Федерации. Международное сотрудничество субъектов Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан в торгово-экономической сфере осуществляется на базе договоров, заключенных между организациями и их объединениями независимо от формы собственности и подчиненности. При ϶ᴛᴏм по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках заключенных ими договоров, государственно-территориальные образования России и Узбекистана не несут ответственности, за исключением случаев, когда они принимают на себя поручительство по таким обязательствам. Организации, расположенные на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, самостоятельно определяют с соблюдением законодательства ϲʙᴏих государств условия, сроки и порядок расчетов за поставки продукции и предоставление услуг. Это Соглашение предусматривает обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и нормального функционирования создающихся и действующих на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан организаций с совместным или иностранным капиталом. Исключая выше сказанное, субъекты Федерации вправе открывать ϲʙᴏи представительства на территории Республики Узбекистан в целях координации работы, связанной с осуществлением и дальнейшим расширением торгово-экономического сотрудничества.

При всем этом при заключении соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами, особенно при осуществлении внешнеэкономических связях, крайне важно учитывать степень воздействия экономико-географического фактора – комплекса природных, экономических и социальных условий развития производства на той или иной территории, что важно при формировании перспектив развития субъекта Федерации. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Монголии особое внимание обращено на углубление всестороннего сотрудничества между приграничными органами исполнительной власти РФ (Республиками Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областями) и приграничными местными администрациями Монголии. В рамках данного международного соглашения договаривающиеся Стороны будут продолжать консультации по актуальным вопросам регионального и приграничного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вышеуказанные международные соглашения направлены не только на активное содействие двустороннего сотрудничества между субъектами Федерации и иностранными партнерами, но к тому же создают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономических связей путем расширения их прав.

Лекция 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках

Внешнеэкономические связи отражают торгово-экономические отношения, возникающие в результате международного разделения труда.

Международное разделение труда (МРТ) - представляет собой закрепление за определенными странами производство отдельных видов товаров, работ или услуг.

МРТ обусловливает:

1)обмен товарами и услугами между странами;

2)движение капиталов из одной страны в другую;

3) миграцию рабочей силы;

4)4) интеграцию.

Для развития МРТ важное значение имеют:

Сравнительные преимущества, т.е. способность каждой отдельной страны производить определенный товар (или группу товаров) с более низкой стоимостью по сравнению со средней мировой;

Государственная политика, в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

Концентрация производства, т.е. создание крупной промышленности и развитие массового производства;

Растущий импорт сырья, материалов, топлива из развивающихся стран в развитые страны;

Развитие транспортной инфраструктуры.

Управление МРТ и вешней торговлей обусловили необходимость международного менеджмента. Международный менеджмент - это особый раздел управления, в котором рассматриваются вопросы планирования и организации внешнеторговой деятельности, действия таможенной системы, методика формирования внешнеэкономических стратегий и т.п.

Международный менеджмент совершенствовался по мере развития внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В частности, в последние годы получили развитие такие направления международного менеджмента, как управление внешнеэкономической деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), управление международными интеграционными процессами в рамках ЕЭС, управление финансовыми операциями на международном валютном рынке и т.п.

Однако во все времена в международном менеджменте рассматривались тенденции развития мировой торговли.

Основные тенденции развития мировой торговли заключаются в следующем.

1. Происходит быстрое обновление товарного ассортимента, увеличение на рынке доли принципиально новых товаров - продуктов наукоемких отраслей и сфер высоких технологий.

2. Научно-технический прогресс дает новый импульс для МРТ и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами, и комплектующими изделиями, которые изготовляются на предприятиях различных стран.

3. Возрастает роль транснациональных корпораций. ТНК - это корпорация, капитал которой принадлежит предпринимателям одной страны, а сферой его приложения могут быть несколько стран (или все мировое сообщество). В настоящее время внутренний товарооборот ТНК увеличивается более высокими темпами, чем объем внешней торговли в целом. При этом ТНК в целях получения сверхприбыли все шире практикуют вывоз в развивающиеся страны капитала, вынос экологически вредных производств и захоронение опасных для жизнедеятельности человека отходов.



4. В развитых странах при государственной поддержке растет производство услуг, увеличивается доля наукоемких отраслей и развивается торговля услугами. Причем крупнейшими экспортерами технология являются США, Германия, Франция и Япония.

5. От международного разделения труда максимальную выгоду получают индустриальные страны с высоким научно-техническим потенциалом, а не поставщики сырья.

Россия в системе международного разделения труда

Россия вписалась в международное разделение труда в основном как поставщик сырья. Состояние бюджета страны зависит главным образом от спроса и цен на мировом рынке на нефть, газ и другие природные и сырьевые ресурсы.

Между тем запасы природных богатств в нашей стране не столь велики, как это принято считать (табл. 17.1).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Внешнеэкономические связи
  • 2. Механизм регулирования внешнеэкономических связей
  • 3. Регулирование внешнеэкономической деятельности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

1. Внешнеэкономические связи.

Внешнеэкономические связи. Это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

Внешнюю торговлю;

Международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

Международное инвестиционное сотрудничество;

Международное научно-техническое сотрудничество;

Экономическое и техническое содействие;

Валютно-финансовое сотрудничество.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:

1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

3. Организация международного денежного обращения.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость темы доклада.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.

Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах.

Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

2. Механизм регулирования внешнеэкономических связей

Механизм регулирования внешнеэкономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:

Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;

Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций;

Обеспечение занятости населения;

Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне;

Стабильность цен;

Качество жизни в обществе;

Экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

Сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

Улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

Переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.

“Технологическим” элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:

Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.

Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.

Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.

Добровольное ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.

Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина - это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. В ряде стран, в т.ч. и на Украине, законодательством установлены предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признается демпингом.

Инструментом регулирования экспорта-импорта являются также акциз и налог на добавленную стоимость.

Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат.

Льготы и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами.

Валютная выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного производства остается полностью в их распоряжении.

Гарантирование экспортных кредитов - выдача гарантии государством, коммерческими банками по обязательствам клиентов перед зарубежными партнерами. Основная их цель - страхование покупателя от убытков, вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от иностранных кредитов.

Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических связей являются различные стандарты и технические нормы.

Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.

В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного характера для их использования, однако применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией. Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином комплексе.

Соответствие продуктов международного обмена определенным стандартам и техническим требованиям подтверждается посредством сертификата. Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя). Государство может влиять на потоки экспортно-импортных товаров, устанавливая соответствующие сертификатные требования.

Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика - это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

3. Регулирование внешнеэкономической деятельности

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.

Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

1. выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

2. разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

3. осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

4.сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

5. подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

6. координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

7. осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

Оказание помощи предпринимателям и предприятиям;

Организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

Содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

Оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

Содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

Принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;

Содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

Предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные, при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран.

Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой -- информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функци:

Контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;

Участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

Формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;

Защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;

ведение таможенной статистики;

Участие в валютном и экспортном контроле;

Участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран.

При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся: межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля; аудиторская проверка отдельных участников ВЭД; координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России; содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю; анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ.

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

Основные направления развития ВЭС в современных условиях:

Восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

Использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

Повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

Изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

Обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство.

внешнеэкономический международный регулирование

Заключение

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, -- принимать законодательные акты, устанавливающие правила, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям, таким как: обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами; развитие торговли; рост обмена научно-техническими знаниями; международную миграцию рабочей силы.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами.

Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции., необходимость расширения участия стран в международных связях.

Список литературы

1. Волгина Н. А. Международная экономика: Учебное пособие. - М: Эксмо, 2006.

2. Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. - М: Омега-Л, 2007.

3. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. - М.: Международные отношения, 2002. - 353 с.

4. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М.: ТПК «Квадрат», 2001. - 442 с.

5. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 1999.

6. Материалы сайта // www.helpeducation.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и функции внешнеэкономических отношений. Разработка нефти и попутного газа на шельфе Каспийского моря. Участие Туркменистана в Европейском газовом проекте - "Наббуко". Внешнеэкономические связи Туркменистана с Казахстаном и Узбекистаном.

    реферат , добавлен 27.02.2012

    Анализ международного экономического положения России и перспективы развития ее международных экономических связей. Формы внешних экономических связей: торговля, кредитно-финансовые отношения. Сфера международного сотрудничества - услуги и туризм.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2008

    Функции и классификация внешнеэкономических связей, их формы и значение для российской экономики. Политические и экономические цели присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Перспективные направления сотрудничества РФ со странами АТР.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Внешняя торговля как основная форма мировых хозяйственных связей. Инвесторы капитала в экономику России. Общее понятие про транснациональные корпорации. Конкурентоспособность на мировом рынке. Внешнеэкономические связи и феномен новоиндустриальности.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2011

    Организационно-правовые основы внешнеэкономических связей России и Белоруссии. Внешнеторговые и кредитно-финансовые отношения между странами. Перспективы двустороннего сотрудничества в топливно-энергетической сфере, в сфере промышленности и связи.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия. Проблемы и противоречия в развитии, пути повышения эффективности, государственное регулирование и анализ зарубежного опыта организации системы внешнеэкономических связей.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2009

    Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ. Основные направления и особенности экономического взаимодействия. Взаимная торговля товарами и услугами. Главные конкуренты России в СНГ. Формирование общего экономического пространства.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2013

    Функции внешнеэкономических связей. Торговля лицензиями, банковская система и кредитование. Предоставление международных услуг. Свободные экономические зоны. Место и роль России в мировой торговле. Типология регионов по характеру открытости экономики.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Социально-экономические предпосылки "левого поворота". Международная жизнь "левой" Латинской Америки, характер и эволюция отношений с Россией. Внешнеэкономические связи Венесуэлы. Россия как внешнеэкономический партнер Венесуэлы, перспективы отношений.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции. Региональные и универсальные международные организации, объекты их деятельности, основные провозглашенные цели. Основные направления многостороннего регулирования мировой торговли.

В международно-правовой доктрине всеобщее признание получило положение, согласно которому субъекты Федерации являются не полными субъектами международного права, поскольку не относятся к международным лицам со всеми правами и обязанностями 129 . Субъекты Федерации признаются международными лицами только в отношении некоторых объектов 130 регионального значения, круг которых определяется законодательно.

В то же время объем международной правосубъектности субъектов РФ в законодательстве точно не установлен. И это, видимо, неслучайно. Указанная проблема до настоящего времени не получила однозначного решения в теории и правоприменительной практике. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы и публикации в периодической печати 131 .

Вместе с тем весь законодательный массив, определяющий международный правовой статус субъектов РФ, еще не подвергался комплексному исследованию. Согласно п."о" ч.1 ст.72 Конституции РФ субъекты РФ должны рассматриваться как участники международных и внешнеэкономических связей.

Это положение конкретизируется в федеральном законодательстве и нашло применение в конституционно-правовой практике. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности 132 (с изм. на 08.12.2010 № 336-ФЗ)субъекты РФ вступают во внешнеэкономические связи с субъектами иностранных государств, с административно-территориальными образованиями, органами государственной власти иностранных государств. В данном законе определяются также вопросы компетенции.

Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности согласно ст. 8 № 164-ФЗ относится:

1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;

3) открытие представительств в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 № 164-ФЗ:

1) федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов РФ и находящихся в пределах их компетенции;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона;

3) непредставление официального заключения органом исполнительной власти субъекта РФ рассматривается как его согласие с направленнымна согласование проектом плана и программы;

4) органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, обо всех действиях, предпринятых субъектом РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Кроме того, в ведении субъектов РФ находятся также вопросы, связанные с заключением и исполнением международных договоров Российской Федерации. Согласно № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается только по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ (ч.1 ст.4).

В указанном законе закрепляется процедура согласования и участия представителей субъекта РФ в подготовке проекта договора (ч.2-4 ст.4 № 101-ФЗ), а также законодательные гарантии международной деятельности субъектов РФ. Наряду с этим органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение названных международных договоров (ч.3 ст.32 № 101-ФЗ).

Законодательная конкретизация конституционных вопросов ведениясубъектов РФ в международной сфере в полной мере отвечает принципам современного международного права, признающим частичную международную правосубъектность внутритерриториальных государственных образований.

В то же время следует констатировать, что понятие международных и внешнеэкономических связей не раскрывается в полном объеме ни в российском законодательстве, ни в международном праве, ни в национальном праве зарубежных стран. И это не может не создавать трудностей в законодательном регулировании указанных отношений.

В частности, в ч.2 ст.1 ФЗ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации дается примерный перечень сфер общественной жизни, являющихся предметом указанных связей. К ним относятся: торгово-экономическая, научно-техническая, экологическая, гуманитарная, культурная и иные области.

При этом в сравнении с № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности вышеназванным федеральным законом определен более широкий круг субъектов, с которыми государственно-территориальные образования Российской Федерации вправе вступать в международные и внешнеэкономические связи с согласия Правительства РФ. Наряду с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государстви органами государственной власти иностранных государств закрепляются органы международных организаций (ч.1 ст.1).

Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. определяет правовые основы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также закрепляет законодательные гарантии их международной деятельности и др.

Ряд положений закона конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 91 О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласовании на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств 133 .

В названном постановлении устанавливается порядок принятия решений Правительством РФ по вопросам, составляющим предмет регулирования постановления. Этот порядок предусматривает в качестве основанийпринятия решений обращение органов власти субъектов РФ с аргументацией необходимости осуществления международных связей и наличие положительного заключения контрольных ведомств (Министерства иностранных дел РФ и Министерства юстиции РФ).

В российском конституционном праве не достаточно четко определен вопрос юридического оформления международных и внешнеэкономических связей.

Согласно ст. 8 № 164-ФЗ и п.32 ч.2 ст.26.3 №184-ФЗ в области внешнеэкономических, внешнеторговых связей субъект РФ заключает соглашения. В то же время необходимо иметь в виду, что Комиссия международного права ООН в 1996 г. предложила следующее положение: Государства – члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если такая способность допускается федеральной конституцией и не выходит за установленные ею пределы 134 .

Данное правило, по мнению Г.В. Игнатенко, пока не приобрело качества обычной нормы международного права, а само оно (право) "практически свободно от норм, которые хоть в какой-то мере определяли бы международно-правовой статус политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративных государств" 135 . Приведенное высказывание автора прямо противоположно суждению В.В. Пустогарова по данной проблеме.

Не касаясь подробностей дискуссии, подчеркнем, что, по мнению В.В. Пустогарова, в международной практике обычным стало заключение субъектами зарубежных федераций договоров с иностранными государствами 136 . Такие договоры ограничены конституционной компетенцией соответствующих субъектов и касаются вопросов, которые, как правило, не затрагиваются международными договорами самой Федерации.

Международная деятельность субъектов РФ рассматривается международным сообществом в качестве одного из важнейших направлений дальнейшего развитияЕвропейского Союза и нашла активную поддержкуЕвропарламента. В юридической печати уже неоднократно отмечалосьстремление этого наднационального учреждения закрепить за регионами функции, необходимые для их активного участия в создании политического, социального и экономического единства Европы, достижениекоторого определено в качестве одной из задач в так называемойХартии регионализма 1988 г. 137

Таким образом, следует признать, что международное право не содержит запрета на установление договорных отношений между иностранными государствами и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации различных иностранных государств. Данные договоры (соглашения) занимают особое место в системе источников права, они не относятся к межгосударственным договорам, заключаемым самой Федерацией с другими государствами.

В Конституции РФ нет положений, устанавливающих право субъектов РФ заключать международные договоры. Право субъектов РФ заключать международные договоры прямо не определяется ни в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., ни в федеральных законах. Более того, законодательно закрепляется, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст.7 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей…"). Видимо, законодатель в термин "международный договор" вкладывает смысл договоров, заключенных Россией. Таковыми являются межгосударственные договоры Российской Федерации.

Однако, реализуя свои полномочия в области международной правосубъектности, многие субъекты РФ заключили договоры о торгово-экономическом сотрудничестве с государствами ближнего зарубежья и открыли в них свои представительства. В их числе: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и др. Такие договоры (соглашения) нередко заключались с нарушением федерального законодательства 138 . Поэтому корректировка подобного рода практики должна исходить не из того, чтобы ставить под сомнение сам факт заключения подобных договоров, а должна быть связана с выполнением предписаний федерального законодательства.