Истории про маркиза де сада. Чем нас пугает маркиз де Сад? «Старость редко бывает приятной, ибо с ее приходом в жизни наступает такое время, когда более невозможно скрыть ни единого недостатка»

«Тот не преступник,
кто изображает
Поступки, что
Природа нам внушает».

Эпиграф, который выбрал де Сад для своей книги «Новая Жюстина».

Современники считали его воплощением зла и безудержного разврата. О его жестокости ходили легенды.

Феномен маркиза де Сада — самой колоритной фигуры в истории мировой эротической литературы, личности, которой мы обязаны появлением такого широко распространенного термина, как садизм — до сих пор не изучен.

Его изощренная фантазия, стремившаяся найти воплощение во все новых формах разврата, в немыслимых оргиях, в итоге вылилась в целый ряд талантливых литературных произведений.

Пытаясь дойти до пика наслаждения, маркиз в конце концов нашел выход своим страстям и желаниям, неприемлемым для подавляющего большинства его современников. Высший экстаз он обрел... в творчестве.

Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад появился на свет 2 июня 1740 года в Париже в богатой и знатной семье. В Провансе род де Сад считался одним из самых древних и знаменитых. Его отец был королевским наместником, управлявшим четырьмя провинциями, мать — фрейлиной принцессы. С рождения мальчика окружали роскошь и богатство. Он рос избалованным и высокомерным, необузданным в гневе и деспотичным. Он с детства считал, что его происхождение позволяет ему брать от жизни все и получать наслаждение так, как ему вздумается.

Первым учителем мальчика стал аббат д"Эбрей. Затем юный маркиз обучался в иезуитском Коллеж д"Аркур в Париже. Когда ему исполнилось 14 лет, он был записан в королевскую гвардию и через год получил чин младшего лейтенанта королевского пехотного полка. Его никак нельзя было упрекнуть в трусости: маркиз участвовал во многих войнах, которые вела Франция в то время. По отзывам современников, сражался он храбро (де Сад дослужился до полковника кавалерии). Кроме того, природа наделила его красотой, которая вкупе с прекрасными манерами и отвагой делала его неотразимым для женщин. Он легко завоевывал их сердца и так же легко расставался с ними...

В 1763 году, после окончания Семилетней войны, 23-летний маркиз был отправлен в запас и через пару месяцев женился. Это был брак по расчету, по крайней мере со стороны маркиза. Его супругой стала Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, старшая дочь президента Третьей палаты по распространению пошлин и налогов в Париже. Поговаривали, что маркизу гораздо больше импонировала младшая дочь, но родители отказались выдать ее замуж раньше старшей. Итак, получив в жены покорную, любящую его безумно, но нелюбимую им девушку, маркиз пустился во все тяжкие.

Первой известной жертвой его низменных страстей стала 20-летняя проститутка Жанна Тестар, которая согласилась на любовную встречу с маркизом в его доме. Он провел девушку в небольшую комнатку без окон, со стенами, задрапированными черными портьерами и украшенную порнографическими рисунками вперемежку с...распятиями. Здесь же стояли несколько плетей. Хозяин предложил ей выбрать любую и отстегать его, а затем самой подвергнуться такой же экзекуции. Девица наотрез отказалась, и отвергла предложение маркиза заняться анальным сексом. Де Сад пришел в ярость. Угрожая смертью, он приказал Жанне разбить одно из распя-тий... Насмерть перепуганной женщине удалось убежать.

А маркиз вскоре был заточен в королевскую тюрьму — в башню замка Венсенн (со дня его свадьбы не прошло и полугода). Однако благодаря вмешательству родителей жены, весьма влиятельных при дворе, распутного маркиза выпустили на свободу через 15 суток, правда, после «глубокого» раскаяния...

Урок не пошел впрок. Конечно, некоторое время маркизу пришлось по крайней мере, проявлять осторожность. Но успокаиваться он не собирался: встав на путь поиска наслаждений, маркиз уже не мог остановиться. Вот характерные строки из донесения полицейского инспектора Марэ, относящиеся к тому времени: «Я бы настоятельно советовал госпоже Бриссо (хозяйка публичного дома), не вдаваясь в подробные объяснения, отказать маркизу де Саду, если тот начнет требовать от нее девицу легкого поведения для забав в уединенном доме свиданий».

В 1764 году маркиз сменяет своего отца на посту королевского генерального наместника, а параллельно предается безудержному разврату в компании танцовщицы Бовуазен, известной своим распутным поведением. Он отправляется с танцовщицей, которую выдает за свою жену, в родовое поместье Лакост и здесь реализует свои фантазии в бесконечных оргиях...

После первого заключения проходит всего 4 года, и маркиз вновь попадает за решетку за аналогичное преступление. На этот раз в сети коварного маркиза попала 36-летняя вдова кондитера Роза Келлер. А дело было так: когда де Сад гулял по городу, разодетый охотником, он встретил эту женщину на площади Виктуар. Роза подошла к нему и попросила милостыню. В ответ маркиз предложил ей подняться с ним в поджидавший его фиакр и отвез ее на свою виллу. Здесь, пригрозив пистолетом, заставил ее раздеться, связал ей руки и начал избивать плетью семихвосткой с узелками на концах, а затем нанес ей множество неопасных порезов перочинным ножом. После чего маркиз уложил жертву на шелковые простыни и смазал ее раны бальзамом. Затем он накормил несчастную и запер ее в комнате.

Роза не стала дожидаться продолжения и, связав простыни, выбралась из заточения и сбежала, оглашая окрестности громкими воплями... Простолюдины были крайне возмущены — ведь маркиз издевался над Розой как раз на Пасху...

Израненная вдова побежала в полицию и подала на маркиза жалобу. Вскоре его арестовали и препроводили в тюрьму, где он находится чуть больше месяца — 2 400 ливров, которые маркиз передал Розе через своего поверенного, убедили потерпевшую отказаться от жалобы. Верховный суд Франции утверждает королевский указ о помиловании, и де Сад, заплатив штраф в 100 луидоров, вновь оказывается на свободе. Маркиза обязали жить тихо-мирно в своем замке, но не таков был де Сад, чтобы отказывать себе в привычных удовольствиях. Перебравшись в замок вместе с семьей, он пригласил туда «погостить» и младшую сестру своей супруги, которая вскоре стала его любовницей. Атмосфера в замке была сладострастной: с легкой руки маркиза здесь ставились целые эротические спектакли, в которых принимали участие и его жена вместе с сестрой. Однако, видимо, такая спокойная в общем-то жизнь вряд ли могла удовлетворить изощренные пристрастия де Сада.

Довольно быстро пресытившись, он отправился в Марсель под благовидным предлогом — получить долг. Здесь он приказал своему лакею Латуру привезти в замок несколько женщин легкого поведения. Лакей выполнил поручение господина—через некоторое время он вернулся в сопровождении четырех портовых проституток. Девиц заставили принять участие в оргии. Первым делом их по очереди отстегали плетьми, затем каждая проделала то же самое с маркизом, после чего де Сад и Латур занялись с женщинами сексом. При этом хозяин щедро раздавал всем девицам под видом конфет засахаренных и облитых шоколадом шпанских мушек.

По прошествии нескольких часов двум женщинам стало плохо — началась рвота, которую невозможно было остановить. Напуганные возможными последствиями, де Сад и Латур, бросив все и всех, поспешно бежали из города. Их опасения оправдались: местные власти заочно приговорили их к смертной казни — де Саду должны были отрубить голову, его слугу и компаньона — повесить. Однако казнь не состоялась по причине отсутствия приговоренных.

По прошествии нескольких месяцев маркиза и его слугу все-таки арестовали и посадили в Миоланский замок. Правда, ненадолго — с помощью все еще любящей де Сада жены им удалось бежать. Некоторое время беглецы скрывались в Женеве, затем отправились в Италию и, наконец, вернулись на родину.

Снова оргии следуют одна за другой. Оставив в покое дам легкого поведения, де Сад развлекается теперь тем, что развращает в своем замке молоденьких девушек. Двум его жертвам удается сбежать — одна из них была изранена до такой степени, что ей срочно потребовалась медицинская помощь.

Но этого ненасытному маркизу показалось мало: он подкупает монаха местного монастыря с тем, чтобы тот поставлял ему новые жертвы для оргий. Ходили упорные слухи, что некоторых девушек маркиз зверски убивал, однако подтверждения эти факты не нашли.

В начале 1777 года де Сад получает из Парижа весть, что его мать умирает. И хотя маркиз всегда относился к матери довольно равнодушно, он бросает все и мчится в Париж, невзирая на предупреждения друзей, что там его могут арестовать. Что и происходит. На этот раз маркиз попадает в заключение в Венсенский замок. И хотя смертный приговор давно обжалован влиятельными родственниками, по приказу короля освобождению де Сад не подлежит. Годы тюремного заключения не проходят даром. Именно в Венсенском замке маркиз всерьез занялся литературным трудом. Все его нереализованные фантазии находят воплощение на бумаге.

Революция 1778 года застает неутомимого маркиза в Бастилии. Высунувшись из окна своей камеры и используя в качестве рупора жестяную трубу для нечистот, он призывает народ на штурм крепости. Об инциденте становится известно королю, и де Сада срочно переводят в психиатрическую лечебницу в Шантарон — за 10 дней до штурма и разрушения Бастилии.

Из дома умалишенных он освобождается в марте 1990 года. К этому времени его верная жена, не в силах больше выносить «художества» супруга, разводится с ним и принимает постриг. Маркиз, похоже, не слишком сильно переживает утрату: рядом с ним постоянно находится какая-нибудь пылкая утешительница.

Казнь короля сильно меняет его жизнь. Де Сада назначают присяжным революционного трибунала. Однако террор, развязанный кликой Робеспьера, оказывается ему не по нутру. Любопытно, что, имея прекрасную возможность реализовать свои порочные наклонности в период смуты, маркиз не использует ее. Красочно описывая в своих произведениях запредельную жестокость, в реальной жизни маркиз резко осуждает зверства, которые творят приспешники Робеспьера. Революция оказалась для де Сада... излишне жесткой.

Маркиз расстается с «товарищами» по революции, пытаясь полностью посвятить себя литературному труду. Не тут-то было. На сей раз его обвиняют «в умеренности» и снова препровождают в тюрьму.

Из очередного заточения он освобождается лишь после падения режима Робеспьера. Уже больной, практически без средств к существованию, он вынужден участвовать в театральных представлениях, зарабатывая себе на пропитание. Жизнь катится под уклон.

В 1800 году де Сад пишет роман «Золоэ и два ее спутника», в героях которого, предающихся безудержному разврату, легко угадываются император Бонапарт и Жозефина. И снова тюрьма, затем — психиатрическая лечебница, которая и стала последним пристанищем этого незаурядного человека. Один из современников де Сада вспоминал: «Старый садовник, который знал маркиза во время его заключения здесь рассказывал нам, что одним из его развлечений было приказать принести ему полную корзину роз, самых красивых и дорогих, какие только можно найти в окрестностях. Сидя на табуретке около грязного ручья, пересекающего двор, он брал одну розу за другой, любовался ими, с видимой страстью вдыхал их аромат... Затем опускал каждую из них в грязь и отбрасывал от себя, уже смятую и вонючую, с диким смехом».

Перед смертью маркиз де Сад впал в полное безумие. Он умер в психиатрической лечебнице Шарантон 10 декабря 1814 года. Еще будучи в здравом уме, он написал завещание, в котором есть и такие строки: «Я льщу себя надеждой, что имя мое изгладится из памяти людей»...

Надежды де Сада не оправдались — интерес к его творчеству не ослабевает. Напротив, многие исследователи находят в его произведениях все новые грани. И он по-прежнему остается одной из самых загадочных и противоречивых личностей в истории литературы...

Алиса МИНИНА

План Бастидии.Сначала его камера находилась на 2 ом этаже,затем на 6-ом

Наиболее значимые работы Маркиза де Сада

  • 1782: Диалог священника с умирающим;
  • 1785: Сто двадцать дней Содома, или Школа разврата;
  • 1787: Несчастья добродетели;
  • 1788: Жюстина, или Несчастная судьба добродетели;
  • 1788: Алин и Валькур, или Философский роман;
  • 1788: Дорси, или Капризы судьбы;
  • 1787—88: Сказки, басни и фаблио;
  • 1787—88, 1799:
  • 1791—93: Политические труды: Послание парижских граждан королю Франции, Секция Пик и т. п.;
  • 1790: Философия в будуаре;
  • 1790: Новая Жюстина, или Несчастья добродетели, или Успехи порока;
  • 1790: Окстьерн, или Несчастья развратной жизни;
  • 1797: Жюльетта;
  • 1800: Обращение автора «Преступлений любви» к Вильтерку, презренному писаке;
  • 1803: Заметки к «Дням Флорбеля» под заглавием «Последние наблюдения и замечания к данному великому труду»;
  • 1812: Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская;
  • 1813: Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции.
  • 120 дней Содома, или Школа разврата (Les 120 journées de Sodome, ou l"École du libertinage , роман, 1785)
  • Несчастья добродетели (Les Infortunes de la vertu , роман, первая редакция «Жюстины», 1787)
  • (Justine ou les Malheurs de la vertu , роман, вторая редакция, 1788)
  • Алин и Валькур, или Философский роман (Aline et Valcour, ou le Roman philosophique , роман, 1788)
  • Дорси, или Насмешка судьбы (Dorci, ou la Bizarrerie du sort , новелла, 1788)
  • Сказки, басни и фаблио (Historiettes, Contes et Fabliaux , 1788)
    • Змей (Le Serpent )
    • Гасконское остроумие (La Saillie Gasconne )
    • Удачное притворство (L’Heureuse Feinte )
    • Наказанный сводник (Le M… puni )
    • Застрявший епископ (L"Évêque embourbé )
    • Привидение (Le Revenant )
    • Провансальские ораторы (Les Harangueurs Provençaux )
    • Пусть меня всегда так надувают (Attrapez-moi toujours de même )
    • Угодливый супруг (L"Époux complaisant )
    • Непонятное событие, засвидетельствованное всей провинцией (Aventure incompréhensible )
    • Цветок каштана (La Fleur de châtaignier )
    • Учитель-философ (L’Instituteur philosophe )
    • Недотрога, или нежданная встреча (La Prude, ou la Rencontre imprévue )
    • Эмилия де Турвиль, или жестокосердие братьев (Émilie de Tourville, ou la Cruauté fraternelle )
    • Огюстина де Вильбланш, или любовная уловка (Augustine de Villeblanche, ou le Stratagème de l’amour )
    • Будет сделано, как потребовано (Soit fait ainsi qu’il est requis )
    • Одураченный президент (Le Président mystifié )
    • Маркиз де Телем, или последствия либертинажа (La Marquise de Thélème, ou les Effets du libertinage )
    • Возмездие (Le Talion )
    • Сам себе наставивший рога, или непредвиденное примирение (Le Cocu de lui-même, ou le Raccommodement imprévu )
    • Хватит места для обоих (Il y a place pour deux )
    • Исправившийся супруг (L"Époux corrigé )
    • Муж-священник (Le Mari prêtre )
    • Сеньора де Лонжевиль, или отмщенная женщина (La Châtelaine de Longeville, ou la Femme vengée )
    • Плуты (Les Filous )
  • Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir , роман в диалогах, 1795)
  • Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu , роман, третья редакция, 1799)
  • Преступления любви, героические и трагические новеллы (Les Crimes de l’amour, Nouvelles héroïques et tragiques , 1800)
    • Мысли о романе (Une Idée sur les romans )
    • Juliette et Raunai, ou la Conspiration d’Amboise
    • Двойное испытание (La Double Épreuve )
    • Miss Henriette Stralson, ou les Effets du désespoir
    • Faxelange, ou les Torts de l’ambition
    • Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы (Florville et Courval, ou le Fatalisme)
    • Rodrigue, ou la Tour enchantée
    • Лауренция и Антонио (Laurence et Antonio )
    • Эрнестина (Ernestine )
    • Dorgeville, ou le Criminel par vertu
    • La Comtesse de Sancerre, ou la Rivalle de sa fille
    • Эжени де Франваль (Eugénie de Franval )
  • История Жюльетты, или Успехи порока (Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice , роман, продолжение «Новой Жюстины», 1801)
  • Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe , роман, 1812)
  • Маркиза де Ганж (La Marquise de Gange , роман, 1813)
  • Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции (Histoire secrète d’Isabelle de Bavière, reine de France , роман, 1814)

Об историях Венсенского замка в Париже я писала в постах и . Когда-то этот замок был королевским дворцом, а потом стал тюрьмой, в которой побывали многие знаменитые персонажи французской истории: будущий король Генрих IV, Дидро, Мирабо. Среди знаменитых узников оказался печально известный маркиз де Сад, прославившийся своими извращенными наклонностями, от его имени и появился термин «садист». Его похождения вызвали ужас даже в галантном обществе 18 века, не отягощенном моральными принципами.

В Венсенский замок маркиз де Сад был заключен дважды. Первый раз за святотатство - заключение было недолгим, через несколько дней он был выпущен на свободу. Второй раз маркиз де Сад оказался в тюрьме Венсена за «отравление проститутки и содомию» , это заключение продлилось несколько лет.


Венсенский замок, ставший тюрьмой развратного маркиза

Первый раз маркиза арестовали, когда ему было 23 года.
Как у большинства аристократов галантного века у де Сада был «маленький домик» для свиданий. Однажды он привел в свою обитель проститутку Жанну Тестар, которую собрался выпоротой розгами. Испуганная женщина попыталась убежать, но маркиз не пустил ее. В обмен на свободу, де Сад приказал жрице любви разбить распятье, висевшее на стене рядом с развратными картинками.

На следующий день Жанна немедля сообщила куда следует о святотатстве маркиза, он был арестован и заключен в замок Венсен. Вскоре де Сада выпустили на свободу благодаря ходатайству тещи – мадам де Монтрей, которая была очень влиятельна при дворе.

«Маленькие домики» были традиционным местом любовных свиданий времен галантного века – эпохи свободных нравов, дамы легко отправлялись на встречи с любовниками в уютные особняки… Но «маленький домик» маркиза де Сада получил зловещую репутацию.

Говорили, что маркиз порол, избивал и резал женщин. Тех, кто умирал, не выдержав пыток, он закапывал в саду. Жертвами становились обычные проститутки, простушки-простолюдинки, малоизвестные актрисы, селянки, которые случайно набрели на обитель злодея.

Рене-Пелажи, супруга маркиза, не догадывалась о своеобразных развлечениях своего мужа в «маленьком домике».
Брак де Сада и Рене-Пелажи де Монтрей был долгожданным союзом двух знатных фамилий Франции, маркиз не любил свое жену. Обычно супруги подобных браков жили раздельно, каждый вел свою личную жизнь. В галантном 18 веке это даже не скрывалось. Как рассуждали выгодно женившиеся мужья – пусть супруга придается любовным утехам с кем угодно, лишь бы не с лакеем.


Маркиз де Сад в молодости

Рене-Пелажи любила маркиза и хотела добиться его благосклонности своим кротким нравом и добродетелью, но только вызывала раздражение и неприязнь мужа. Чем больше она пыталась угодить ему, тем больше он злился.
Напрасно мать пыталась вразумить дочь, советуя ей прекратить угождать неблагодарному супругу.


Добродетельная Рене-Пелажи

Вскоре в 1768 году мадам Монтрей снова пришлось спасать «честь семьи». Маркиз избил до полусмерти горничную Розу Келлер, которую для истязания привязал вверх ногами к кровати. Он выпорол несчастную хлыстом, а на раны лил мазь из воска. Маркиз угрожал Келлер убить ее и закопать в саду. Горничной удалось бежать и пожаловаться на мучителя.

Этот случай обсуждали во всех салонах Франции. Маркиза де Дефан так писала о скандальной истории в письме к Горацию Вальполю:
«Он (маркиз де Сад) провел ее по всем комнатам домика и наконец привел на чердак. Там он заперся с ней и, приставив пистолет к груди, приказал раздеться голой, связал руки и начал жестоко сечь. Когда она была вся в крови, он перевязал ей раны и ушел... Женщина в отчаянии разорвала связывавшие ее бинты и выбросилась в окно, выходящее на улицу. Толпа окружила ее. Начальник полиции был уведомлен. Маркиза де Сада арестовали. Он находится, как говорят, в Сомюрской тюрьме.

Неизвестно, что выйдет из этого дела, быть может, этим наказанием ограничатся. Это весьма возможно, так как он принадлежит к числу людей, имеющих влияние».

В другом письме, написанном на следующий день, маркиза де Дефан продолжает рассказ:
«Со вчерашнего дня я узнала кое-что о маркизе де Саде. Местность, где находится его "маленький домик", называется Аркюэль; он сек и резал несчастную в тот же день (3 апреля), а затем полил бальзамом ее раны и ссадины; он ей развязал руки, обернул ее в несколько простынь и положил на хорошую постель. Как только она осталась одна, она тотчас воспользовалась простынями, чтобы спастись бегством через окно; аркюэльский судья посоветовал ей принести жалобу генеральному прокурору и начальнику полиции. Последний распорядился разыскать маркиза де Сада...»


Вариации биографии маркиза (1960е годы)

Некий де Дюлор в своей статье представил историю де Сада еще страшнее.
«Злодей, после совершения своего гнусного преступления оставив эту женщину (Розу Келлер) умирающей, стал сам копать в саду ей могилу; но несчастная, собрав все свои силы, успела спастись, обнаженная, окровавленная, через окно. Добросердечные люди расспросили ее и вырвали жертву из власти разъяренного тигра».

Мадам Монтрей, спасая честь семьи, откупилась от Келлер, заплатив ей 2 400 ливров. Также маркиз получил помилование лично от короля Людовика XV.

Маркиз де Сад возмущался, почему его развлечения вызвали бурное осуждение и скандал. Он напомнил властям о голоде и разорении в стране. «Выпоротый зад уличной девки вызвал больше сожаления, чем толпы, брошенные на голодную смерть» - писал возмущенный маркиз.

Возмущение де Сада вызывали и местные законы - почему во Франции относятся к проституткам слишком бережно? В других странах продажные женщины могут жаловаться на клиента, только если он не заплатил за услуги. После оплаты клиент получает любую власть над телом женщины и может ее избить, проститутка не имеет права пожаловаться. Де Сад злился, что во Франции истязания публичных девок вызывают осуждения.

А вот следующее «Марсельское дело» привело маркиза к многолетнему заключению в Венсенском замке в 1777 году. Маркиза де Сада обвинили в «отравлении и содомии».

Дело началось в 1772 году, когда де Сад жил с семьей в Марселе. Отправив надоевшую добродетельную жену и детей из города, маркиз решил поразвлечься с особым размахом и устроить бисексуальную оргию вместе со своим слугой-любовником Латуром.

Проститутки, с которыми развлекались маркиз и слуга, подали жалобу, что де Сад пытался отравить их. Маркиз часто угощал дам «шпанской мушкой» - сильно действующим наркотиком, вызывающим возбуждение.

Шпанские мушки называли «конфеты а-ля Ришелье». Говорили, что занятой кардинал, дабы не тратить время на ухаживания и соблазнение дамы, просто угощал ее этими наркотическими конфетами.

У одной "жрицы продажных наслаждений" на следующий день после ночи у де Сада начались боли от передозировки. Сообща с напарницами по ремеслу она пожаловалась в местную полицию, что маркиз хотел их отравить.


Арест маркиза

В Марселе шептались, что «какие-то вооруженные негодяи ворвались в публичный дом, силой заставили несчастных женщин съесть отравленные конфекты, что одна из этих женщин в горячечном припадке выбросилась в окно и сильно разбилась, две другие умерли или умирают».

Решение королевского судьи прозвучало так:
«Маркиз де Сад и его слуга Латур, вызванные в суд по обвинению в отравлении и содомии, на суд не явились и обвиняются заочно. Их приговаривают к публичному покаянию на паперти кафедрального собора, затем их должны препроводить на площадь Святого Людовика с тем, чтобы отрубить де Саду голову на эшафоте, а помянутого Латура повесить на виселице. Тела де Сада и Латура должны быть сожжены, а прах - развеян по ветру» .

Казнь не состоялась – маркиз и его слуга сбежали в Италию (до решения суда они не были арестованы). Перед побегом де Сад устроил в городе прощальную оргию и соблазнил сестру своей жены Луизу, которая потом бежала вместе с ним. Для раскрепощения приглашенных гостей снова были использованы «шпанские мушки».

По письмам современника:
«Нам пишут из Марселя, что маркиз де Сад, наделавший столько шуму в 1768 году по поводу безумных зверств, проделанных им над девушкой, под предлогом опытов с лекарством, только что устроил здесь зрелище, с одной стороны, довольно забавное, но имевшее ужасные последствия. Он дал бал, на который пригласил много гостей, а на десерт были поданы шоколадные конфекты, такие вкусные, что все приглашенные ели их с удовольствием.
Их было большое количество и хватило всем, но оказалось, что это - засахаренные и облитые шоколадом шпанские мушки.

Известно свойство этого снадобья. Действие его было так сильно, что все те, кто ел эти конфекты, воспылали бесстыдной страстью и стали предаваться с яростью всевозможным любовным излишествам.
Бал превратился в одно из непристойных сборищ времен Римской империи: самые строгие женщины не были в состоянии преодолеть страсть, которая их обуяла.
По имеющимся данным, маркиз де Сад овладел своей свояченицей при помощи этого ужасного возбудительного средства и бежал, чтобы избавиться от грозившего наказания.

Бал закончился трагически. Все залы являли собой сплошное ложе разврата. И эта "афинекая ночь" продолжалась, к немалому удовольствию де Сада, до самого утра, когда изнеможенные страстью гости заснули на коврах в самых смелых позах.
Много лиц умерло от излишеств, к которым их побудила яростная похотливость; другие до сих пор совершенно больны».

Этот поступок лишил маркиза покровительства влиятельной тещи. Мадам Монтрей сама стала настаивать на аресте зятя. Потом она простила непутевую дочь Луизу, которая после расставания с маркизом спряталась от гнева родственников в монастыре.

Надолго затаиться маркизу не удалось, начался новый скандал. Маркиз похитил трех сельских девушек, к счастью, об их исчезновении узнали быстро. О развлечениях де Сада знали все, поиски длились недолго. Девушки были спасены.

Скандала добавила история с отцом служанки Катерины Триле (которая стала прототипом Жюстины, героини романа де Сада). Отец требовал де Сада отпустить дочь, которую маркиз удерживал в своем замке. Маркиз любил «Жюстину», но своей своеобразной любовью мучителя. Де Сад отказался расстаться с любимой служанкой, тогда отец решился на самосуд и попытался застрелить злодея, но промахнулся.

Маркиза арестовали спустя пять лет после вынесения приговора, когда он отправился в Париж. По одной из версий – проститься с умирающей матушкой, по другой – отдохнуть от провинциальной скуки в гостях у любовницы.

Приговор был смягчен, казнь заменили на тюремное заключение. Маркиза привезли в замок Венсен. Аристократ, привыкший к шикарным салонам, оказался в жутких тюремных условиях. Обстановка камеры была более чем скромной - кровать, два деревянных стула, засаленный стол со сломанной кружкой.

Самым протежируемым узникам разрешались бумаги для письма и книги, которые тщательно перелистывались и выдавались по одной. Таким узникам была позволительна прогулка по часу в день в саду замка под присмотром тюремщиков.

Начальником тюрьмы был некий де Ружемон, который не заботился о благе заключенных, даже если они принадлежали к знатным фамилиям. Он неплохо наживался, прикарманивая деньги, полученные из казны на содержание арестантов.


Маркиз в тюрьме

Как утверждали современники: «он кормил заключенных только потому, что смерть их ему невыгодна; кислое вино, тухлая говядина, гнилые овощи и по четвергам пироги, почти всегда недопеченные».

Маркиз тяжело переносил заключение.
«Отчаяние овладевает мною. Временами я не узнаю сам себя. Моя кровь слишком горяча, для того чтобы я мог вынести эту ужасающую пытку» - писал он родственникам.

Теща отвечала ему: «Все идет, как и следует по справедливости».


Вариация приключений маркиза в Стамбуле


И на диком западе

Добродетельная жена помогала арестованному мужу несмотря на запреты матери. Благодаря ее стараниям маркизу дали книги, бумагу для письма и разрешили прогулки.

Из письма жены маркизу:
«Я виделась с мсье де Нуар и буду ему надоедать до тех пор, пока не будет исполнено все то, что ты желаешь. Относительно прогулок он сказал мне, что в настоящее время, ввиду обилия заключенных, нельзя их разрешить тебе чаще четырех раз в неделю. Перевести тебя в твою прежнюю комнату - тоже невозможно, так как она занята.
Будь покоен, мой милый, относительно моего присутствия в Париже. Я не уеду из него никуда, даже в Валери, раз это тебе неприятно. Я обещала эту экскурсию твоим детям, но отложу ее до тех пор, когда у нас будет возможность отправиться вместе с тобой».

Однако благодарности в ответ супруга так и не получила.

«Разве ты недоволен, тем, что я тебе прислала? Разве ты не желал ничего в течение этих двух недель? Твое молчание меня убивает , - писала Рене, - Всевозможные мысли лезут мне в голову...»

«А мне в другое место...» - грубо ответил маркиз.

В одном из писем на упрек жены о своем молчании он грубо ответил:
«Вот наглая ложь! Надо быть явным чудовищем, бессовестной потаскушкой, чтобы придумать такую бесстыдную клевету».

В одном из писем жена шутливо пишет, что боится растолстеть и уподобиться «толстой свинье», на что маркиз грубо отвечает:
«Трудно будет ее поворачивать моему заместителю…»

Да, бедная женщина, лучше бы ей и вправду найти «заместителя» и не тратить себя на неблагодарного мужа.

Маркиз и начал выносить эмоции на бумагу, открыв в себе дар писателя. Все его извращенные фантазии обрели литературную форму.

Труды маркиза, написанные в тюрьме:
1785 - 120 дней Содома, или школа разврата / Les 120 journées de Sodome, ou l"École du libertinage (роман)
1788 - Алина и Валькур, или философский роман / Aline et Valcour, ou le Roman philosophique (роман)
1788 - Короткие истории, новеллы и фаблио / Historiettes, Contes et Fabliaux (сборник рассказов)

Своей вины де Сад не признавал.
«Да, я распутник, и признаюсь в этом; я постиг все, что можно постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца».


Стены тюремного замка

Соседом маркиза по заключению оказался граф Мирабо, который записал впечатления от встречи с де Садом, называя его «чудовищем».

Маркиз набросился на Мирабо с бранью, о чем граф рассказывает в письме другу:
«Господин де Сад привел вчера в смятение всю башню и сделал мне честь, позволив себе, без всякого с моей стороны повода - вы, надеюсь, поверите мне - наговорить бесчисленное множество самых резких дерзостей. По его словам, я любимец Ружемона. Все это вследствие того, что мне разрешили прогулку, которую запретили ему; наконец, он спросил у меня мое имя, чтобы, по его словам, обрезать мне уши, когда он будет на свободе. Терпение мое лопнуло…»

В ответ Мирабо резко парировал нападки де Сада:
«Мое имя - имя честного человека, который никогда не резал и не отравлял женщин, я напишу его вам тростью на спине, если вы не будете казнены раньше».

Хотя Мирабо было неловко, что он поскандалил с сумасшедшим, о чем граф говорит другу:
«Если вы меня будете за это бранить - браните, но он способен вывести из себя. Очень печально жить в доме вместе с таким чудовищем».

Вот так в галантном веке происходили конфликты между знатными заключенными.

Больше маркиз не оскорблял Мирабо «замолчал и не раскрыл больше рта» - как отметил сам граф. Да, маньяки боятся тех, кто может дать им отпор.


Граф Мирабо дал отпор маркизу в тюрьме

В Бастилию де Сад был переведен в 1784 году, в Венсенском замке он провел 7 лет.
Ему разрешили встречи с родственниками. Жена приходила к маркизу на тюремные свидания, и он жестоко избивал ее каждую встречу. Верно говорят, палач находит свою жертву. Когда об этих побоях стало известно, маркиза заключили в сумасшедший дом, а жену отправили в монастырь для успокоения нервов. Рене наконец-то прислушалась к доводам родственников и подала на развод.

Освободили де Сада в годы Французской революции, когда ему было 49 лет. Всего маркиз провел в заключении 13 лет. При новой власти тюремные рукописи де Сада были изданы.


Революционное издание "Жюстины" маркиза де Сада

Маркизу благоволило революционное правительство, одобряя его богохульные произведения. Однако вскоре де Сад стал жертвой революционных репрессий, но ему удалось избежать казни.

В годы правления Наполеона финансовые дела маркиза шли неважно, хотя он умудрялся ставить свои развратные пьесы, принимая в них участие. Так маркиз развлекался до самой смерти. В последние годы жизни он написал и серьезные исторические труды о персонажах эпохи средневековья.


Современная экранизация биографии маркиза

Умер маркиз в 75 лет, оставив завещание: «Когда меня засыплют землей, пусть сверху разбросают желуди, чтобы молодая поросль скрыла место моего захоронения и след моей могилы исчез бы навсегда, как и я сам надеюсь исчезнуть из памяти людей».
Но его просьба не была выполнена.

Труды маркиза де Сада, написанные на свободе:
1795 - Философия в будуаре / La Philosophie dans le boudoir (роман)
1799 - Новая Жюстина, или несчастья добродетели / La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu (роман)
1800 - Окстьерн, или несчастья либертинажа / Le Comte Oxtiern ou les Effets du Libertinage (пьеса)
1800 - Преступления любви, героические и трагические новеллы / Les Crimes de l"amour, Nouvelles héroïques et tragiques (сборник из 12 повестей; опубликовано 11; не вошло вступление «Мысли о романе»)
1801 - Жюльетта, или успехи порока / Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice (роман)
1812 - Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe, исторический роман)
1812 - Маркиза де Ганж / La Marquise de Gange (исторический роман)
1814 - Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции, содержащая редкие, прежде неизвестные, а также давно забытые факты, тщательно собранные автором на основании подлинных рукописей на языках немецком, английском и латинском / Histoire secrète d"Isabelle de Bavière, reine de France, dans laquelle se trouvent des faits rares, inconnus ou restés dans l"oubli jusqu"à ce jour, et soigneusement étayés de manuscrits authentiques allemands, anglais et latins (исторический роман)
«Письма вечного узника» - сборник писем.

Мои другие посты на французскую тему

Донасьен Альфонс де Сад родился 2 июня 1740 года в отеле «Конде» в Париже. Он был сыном Жана Батиста Франсуа де Сада, графа де Сада, и Марии Элеоноры де Мелье де Карман. Со стороны отца он принадлежал к старинному провансальскому дворянству, а по материнской линии его родственниками были представители младшей ветви королевского дома Бурбонов.

Как оказалось впоследствии, происхождение отразилось на судьбе и характере этого своеобразного человека. Многие поступки маркиза де Сада объяснялись родовой гордостью феодала, который не желал подчиняться ничему и никому и не признавал никаких законов.

В автобиографическом романе «Алина и Валькур» де Сад дает свой автопортрет: «Связанный материнскими узами со всем, что в провинции Лангедок было самого лучшего и блестящего, рожденный в Париже, в роскоши и богатстве, я считал с момента, когда пробудилось мое сознание, что природа й судьба соединились лишь для того, чтобы отдать мне свои лучшие дары; я думал это, так как окружающие имели глупость мне это говорить, и этот более чем странный предрассудок сделал меня высокомерным, деспотом и необузданным в гневе; мне казалось, что все должны мне уступать, что весь мир обязан исполнять мои капризы, что этот мир принадлежит только мне одному».

До четырехлетнего возраста мальчик воспитывался в Париже вместе с малолетним принцем Луи-Жозефом де Бурбоном. Затем был отдан на воспитание дяде, аббату д"Эдрей, и переехал в замок Соман. Аббат был весьма просвещенным человеком: переписывался с Вольтером, составил «Жизнеописание Франческо Петрарки». В 1750—1754 годах де Сад обучался в коллеже Людовика Великого у иезуитов, по окончании которого поступил в офицерскую школу и был зачислен в королевскую гвардию. Маркиз де Сад участвовал в последних сражениях Семилетней войны. В 19 лет он уже имел чин кавалерийского капитана.

Будучи придворным офицером, он вел необузданную, сумасшедшую жизнь: посещал собрания, спектакли, блистал на балах, был отъявленным дуэлянтом и покорителем женских сердец. Отдавая дань моде, де Сад быстро завоевал себе репутацию «негодяя», которая сохранилась за ним на всю жизнь.

После окончания войны де Сад вышел в отставку, и отец решил его женить. В супруги ему прочили двадцатитрехлетнюю Рене-Пелажи — старшую дочь президента третьей палаты по распределению пошлин и налогов в Париже Клода Рене Кордье де Монтреля. Однако молодой офицер безумно влюбился в ее младшую сестру Луизу, которая в отличие от Рене-Пелажи была миловидной, женственной и к тому же обладала пылкой натурой. Однако препятствием их браку с маркизом де Садом стал ее возраст. Девушке было всего 16 лет. Супруга президента категорически отказалась выдать замуж свою юную дочь раньше ее старшей сестры. Подчиняясь интересам семьи и воле родителей, де Сад вынужден был жениться на нелюбимой женщине, которая надеялась силою своей нежности и кроткой души завоевать благосклонность супруга.

Жена стала ненавистной для маркиза. Чтобы забыться или с целью ей досадить он начал делать долги, завел любовниц и всячески афишировал связь с ними. Несчастных женщин, попадавших в его сети, он презирал и глумился над ними. Он мстил любви за то зло, которое она ему причинила. Сам де Сад объяснял, что именно это стало причиной того явления, которое впоследствии получило название «садизм». В принадлежавший ему «маленький домик» в Аркюэле маркиз привозил не только актрис Большой оперы и Французской комедии, но и менее известных и менее элегантных горожанок и просто проституток. Подобные «маленькие домики» стали результатом испорченности нравов XVIII века. Они служили убежищем для тайных интимных встреч многим знатным господам.

Подробности эротических безумств маркиза де Сада покрыты мраком неизвестности. Большинство из его жертв получали неплохое вознаграждение и поэтому молчали. Но жалобы одной из них все-таки были услышаны. В октябре 1763 года двадцатилетняя проститутка Жанна Тестар согласилась встретиться с молодым дворянином в его доме. Маркиз привел ее в маленькую комнату без окон, стены которой были задрапированы тяжелыми черными портьерами. Дворянин предложил Жанне отстегать его одной из плетей, стоявших здесь же, а потом выбрать другую плеть, которой он отстегает ее. Женщина отказалась. Тогда де Сад под угрозой смерти заставил ее разбить одно из распятий, которые висели на стенах комнаты рядом с многочисленными порнографическими картинками.

Людовик XV приказал расследовать происшествия в «маленьком домике», и 29 октября 1763 года маркиз угодил в королевскую тюрьму в Венсене. Семья была шокирована известием об аресте сына и зятя. Пользуясь большим влиянием при дворе, родители жены де Сада способствовали его освобождению. Отсидев в тюрьме 15 дней, маркиз был выслан в провинцию, откуда писал своей жене, что мечтает о тихой семейной жизни. Его излияния достигли желаемого результата: 11 сентября 1764 года де Сад получил разрешение вернуться в Париж.

Не уверовав в добрые намерения маркиза, полиция на всякий случай предупредила владельцев публичных домов о его необычных наклонностях и запретила отпускать с ним девушек в «маленькие домики». Его теща, госпожа де Монтрель, была в курсе всех похождений своего зятя. Жена же ни о чем не догадывалась. После приезда де Сада в Париж теща отметила, что он немного остепенился.

Как и все представители знати, маркиз стал заводить любовниц, в числе которых, например, были актриса Итальянской комедии мадемуазель Колет и мадемуазель Бовуазен. Впрочем, одному де Саду было известно, что последняя была избрана им в качестве учительницы порока, поскольку была знаменита своим развратом.

Чтобы каким-то образом отвлечь зятя от беспутной жизни, президентша де Монтрель выхлопотала ему назначение на военную службу. В 1767 году де Сад принял командование драгунским полком. Однако в то время офицеры нередко получали отпуска, которые длились месяцами. В один из таких приездов маркиз преподнес своей жене дорогой подарок: 27 августа 1768 года она родила первенца, но даже рождение ребенка не остановило де Сада, и вскоре обнаружились новые следы его гнусных деяний.

3 апреля 1768 года на площади Виктуар маркиза остановила женщина и попросила у него милостыню. Он стал ее расспрашивать и узнал, что зовут ее Роза Келлер и что она вдова пирожника Валентина, который оставил ее без средств к существованию. Естественно, маркиз пригласил ее в «маленький домик». Несчастная женщина, не задумываясь, согласилась, не представляя, что ее там ожидает. А де Сад решил осуществить свою дикую фантазию и разыграть роль палача.

Маркиз привел Розу в комнату, где стоял стол с хирургическими инструментами. Угрожая ей ножом, он кричал, что зарежет ее, как птицу. Испуганная женщина звала на помощь, но никто не услышал ее мольбы. Де Сад нанес ей серьезную рану, из которой брызнула кровь. Обезумев от страха, Роза кричала все сильнее. Крики жертвы вернули рассудок ее мучителю. Маркиз завязал Розе рот, смазал раны целительным бальзамом, рецепт которого из поколения в поколение передавался в их семье, связал, завернул в простыни и положил на кровать. Опасаясь того, что Роза подаст жалобу в суд, маркиз решил оставить ее на несколько дней в домике. Однако инстинкт самосохранения помог женщине освободиться от бинтов, которыми она была связана. С риском для жизни Роза выпрыгнула в окно и обратилась к судье.

Семья маркиза выплатила Розе Келлер громадную сумму в 2400 ливров, после чего она забрала свою жалобу, а де Сад снова избежал наказания. После шестинедельного заключения его вернули в лоно семьи. В 1770 году де Сад снова отправился на службу и был произведен в полковники. К этому времени он уже был отцом троих детей: в 1769 году у него родился сын, а еще через год — дочь.

В 1772 году разразился очередной скандал, на этот раз в Марселе. Маркиз дал бал, на который было приглашено много гостей. На десерт подали засахаренные и облитые шоколадом шпанские мушки. Эффект от съеденных «конфет» не замедлил проявиться, и бал превратился в настоящую оргию, подобную непристойным сборищам времен Римской империи. Надо сказать, в многочисленных любовных утехах маркиз довольно часто применял это возбуждающее снадобье. За предыдущей последовала еще одна оргия, устроенная маркизом в одном из публичных домов. Происходящее не поддавалось описанию. Из-за закрытых ставен раздавались дикие вопли, перемежающиеся с безудержным хохотом рыдания и шум борьбы. Только к утру вакханалия прекратилась.

Де Сад был приговорен к публичному покаянию на паперти Марсельского собора, после чего его должны были обезглавить на эшафоте. Однако самого маркиза даже не допросили. Он отправился к Луизе де Монтрель, которая с несколькими слугами жила в Соманском замке. Со слезами в голосе де Сад рассказывал ей о случившемся в Марселе, каялся в своих грехах, клялся, что презирает себя и готов понести наказание. Луиза до сих пор его любила, считая каждое преступление, им совершенное, доказательством любви к ней. Де Сад увел ее в спальню, где наконец осуществилась его заветная мечта, после чего маркиз посадил Луизу в почтовую карету, и они вместе бежали в Италию.

В течение нескольких месяцев любовники разъезжали по городам Пьемонта. Луиза так и не смогла избавиться от мучивших ее угрызений совести. Она все время думала о матери и сестре, которую предала. В ноябре любовники приблизились к Франции, остановившись в Шамбери. В первых числах декабря маркиз был арестован, а Луиза получила приказ вернуться во Францию. Она приехала в Прованс, некоторое время провела в монастыре, пока наконец семья не простила ее.

Маркиз де Сад был заключен в Миоланский замок 8 декабря 1772 года, откуда мечтал совершить побег. Его подготовила Рене-Пелажи. В апреле следующего года де Сад оказался на свободе, но ненадолго. Таким образом маркиза надеялась вернуть себе мужа, однако ее старания, как всегда, оказались тщетными. Возвратившись во Францию и поселившись в замке де ла Коста, де Сад снова предался разврату. Его неудержимо влекло в Париж, и во время одной из таких поездок он был арестован и заключен в Венсенскую тюрьму, куда попал не без содействия своей тещи. В тюрьме маркиз провел ни много ни мало 12 лет. Он писал: «Отчаяние овладевает мною. Временами я не узнаю сам себя. Моя кровь слишком горяча, для того чтобы я мог вынести эту ужасающую пытку».

Рене-Пелажи хранила верность своему мужу и посылала ему полные любви и нежности письма, стараясь всячески поддержать супруга, которому она становилась все более ненавистной. Несмотря ни на что, маркиза внушила любовь и уважение к отцу и их детям.

До конца своего пребывания в тюрьме де Сад ненавидел своих преследователей за несправедливое лишение свободы. «Да, я распутник, — писал он Рене-Пелажи, — и признаюсь в этом; я постиг все, что можно постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца».

Главным развлечением маркиза в Венсенской тюрьме было чтение, в том числе и писем. В 1778 году он начал интимную переписку с подругой жены, девицей де Руссе, которая продолжалась до 1781 года, когда маркиза де Сад раскрыла их тайну. В своей ненависти к несчастной, любящей его женщине де Сад дошел до того, что на свиданиях стал жестоко избивать ее. Несколько раз Рене- Пелажи спасали от серьезных ранений. Де Сад сам подписал себе приговор: свидания были запрещены и его перевели в Бастилию.

В тюрьме маркиз много читал. Находясь в заключении, де Сад почувствовал потребность писать и создал огромное количество литературных произведений. Большинство из них были эротическими. Его первыми книгами стали атеистический «Диалог между священником и умирающим» (1782 год), роман в письмах «Алина и Валькур» (1786- 1788 годы) и «120 дней Содома» (1785 год). В последнем были изложены основные постулаты садизма. В двухнедельный срок здесь же де Сад написал ставшую знаменитой «Жюстину, или Несчастья добротели» (1787 год).

Пребывание в тюрьме тяготило привыкшего вести бурную жизнь маркиза. Постоянное возбуждение, в котором он находился, привело его к сумасшествию, поэтому его перевели в психиатрическую лечебницу Шарантон, где де Сад, окруженный людьми чуть более сумасшедшими, чем он сам, играл роль непризнанного «великого» человека.

В 1790 году Национальным собранием был издан декрет об отмене королевских приказов об аресте. Маркиза де Сада освободили. Он отправился в монастырь Святого Ора, где жила его жена, полностью посвятившая свою жизнь делам милосердия. Однако Рене-Пелажи отказалась его принять и вскоре оформила развод. Де Сад остался без средств к существованию. Он вынужден был устроиться в версальский театр и работать суфлером, получая всего лишь два су в день. Маркиз снова начал писать. При переводе из Бастилии в Шарантон была утеряна рукопись «120 дней Содома». Это сочинение он попытался восстановить в «Жюльетте, или Благодеяниях порока».

После освобождения де Сад участвовал в революционных событиях. Он писал: «Я обожаю короля, но ненавижу злоупотребления старого порядка». Маркиз даже отрекся от дворянского звания и превратился в гражданина де Сада, патриота не только по имени, но и по убеждению. В течение года он занимал важные общественные посты. В 1792 году маркиз служил в национальной гвардии, участвовал в деятельности парижской секции Копьеносцев. Написанное им «Размышление о способе принятия законов» признали полезным и оригинальным. Оно было издано, после чего разошлось по всем парижским секциям. Маркиз де Сад писал: «Если для составления законов необходимы специально избранные люди, то не следует считать, что они же и должны их утверждать. Только народ, и никто иной, имеет право утверждать закон, в согласии с которым законодатели станут руководить этим народом».

В 1793 году де Сад стал председателем секции Копьеносцев. Он дал себе клятву отомстить семье Монтрель, однако не внес ее членов в «черные» списки. Тем самым он оградил бывших родственников от преследований, а может быть, даже спас от гильотины. В сентябре этого же года маркиз произнес речь, которую посвятил памяти Марата и Лепелетье. В ней де Сад выразил призыв к суровому наказанию убийц, предательски вонзающих нож в спину народных защитников. Речь эта также была напечатана и распространена по всем департаментам охваченной революцией Франции.

Незадолго до ареста маркиз де Сад составил «Петицию», в которой предлагал ввести культ Добродетелей. Это было крайне неестественно для человека, который был атеистом и всегда насмехался над добродетелью. Именно поэтому многие восприняли его петицию как очередное проявление склонности маркиза к черному юмору, которым изобиловали его романы. Так или иначе, в декабре 1793 года де Сада посадили в тюрьму. О своем заключении он впоследствии вспоминал: «Мой арест именем народа, неумолимо нависшая надо мной тень гильотины причинили мне больше зла, чем все бастилии, вместе взятые». Лишь счастливая случайность спасла маркиза от казни. Тюрьмы в то время были переполнены, и приговоренного к гильотине де Сада просто-напросто не нашли, а через полгода он вышел на свободу.

Оказавшись на воле, де Сад вернулся к писательской деятельности. Однако многие написанные им пьесы руководители театров хотя и принимали, но ставить их на сцене опасались, не зная, как они будут восприняты публикой. В 1801 году цензор Наполеона возбудил против маркиза судебный иск, предлогом для которого послужило издание очередного эротического романа. Настоящая же причина крылась в другом: де Сад написал памфлет, который высмеивал Наполеона и Жозефину. В результате он попал в категорию т. н. «государственных сумасшедших» (то есть людей, которые чем-то не угождали государю и посему оказывались своеобразными заключенными в специальных психиатрических лечебницах, становившихся нередко их последним в жизни пристанищем) и снова отправлен в Шарантон.

Де Сад руководил местным театром и не только ставил свои пьесы, но и сам принимал в них участие в качестве актера.

В возрасте 72 лет маркиз был освобожден и не упустил случая завести себе любовницу, и не одну. Сначала несколько месяцев он жил с сорокалетней вдовой, потом его пленила молодая актриса Мари-Констанс Ренель, которую де Сад привез в лечебницу, выдавая за незаконнорожденную дочь. О ней он восторженно писал: «Эта женщина — ангел, ниспосланный мне богом». Однако это не помешало ему бросить возлюбленную и завести новый роман с молодой прачкой, причем последней было всего лишь 15 лет.

Остается только удивляться, каким образом этот рас- толтевший, ревматический, полуслепой старик, в которого превратился де Сад, мог привлекать внимание молоденьких женщин.

Умер великий развратник 2 декабря 1814 года в возрасте 75 лет. Доктор, занимавшийся лечением де Сада, определил его болезнь как засорение легких в форме астмы. Предсмертное завещание маркиза, не менее оригинальное, чем все созданные им произведения, раскрывает его как человека необыкновенного. «Я запрещаю, — пишет маркиз де Сад, — чтобы мое тело было под каким бы то ни было предлогом вскрыто. Я настойчиво желаю, чтобы оно хранилось сорок восемь часов в той комнате, где я умру, помещенное в деревянный гроб, который не должны забивать гвоздями ранее сорока восьми часов. В этот промежуток времени пусть пошлют к господину Ленорману, торговцу лесом в Версале, на бульваре Эгалитэ, и попросят его приехать самого вместе с телегой, взять мое тело и перевезти в лес моего имения Мальмэзон около Эпренова, где я хочу быть зарытым без всяких торжеств в первой просеке, которая находится направо в этом лесу, если идти от старого замка по большой аллее, разделяющей этот лес.

Мою могилу в этой просеке выроет фермер Мальмэзона под наблюдением господина Ленормана, который не покинет моего тела до тех пор, пока оно не будет зарыто в этой могиле; он может взять с собой тех из моих родных и друзей, которые пожелают запросто выразить мне это последнее доказательство внимания. Когда могилка будет зарыта, на ней должны быть посеяны желуди, так чтобы в конце концов эта просека, покрытая кустарниками, осталась такою же, какою она была, и следы моей могилы совершенно исчезли бы под общей поверхностью почвы. Я льщу себя надеждой также, что и имя мое изгладится из памяти людей».

Однако к последним словам маркиза не прислушались. Он был похоронен как казненный преступник. Несмотря на просьбы семьи, его могила была разрыта через несколько дней после захоронения, а труп вскрыт.

Биография де Сада - это настоящая летопись наказаний и властного произвола XVIII–XIX веков. Первый скандал с участием маркиза - изнасилование простолюдинки Розы Келлер. Согласно материалам дела, де Сад пригрозил, что убьет ее и закопает, если та не согласится заняться с ним сексом. Девушке чудом удалось сбежать через окно, скрутив из простыней веревку. За такие проступки де Сада недолго подержали в тюрьме и присудили солидный штраф. Дворянам очень многое сходило с рук в те времена.

Второй эпизод - так называемое «Марсельское дело». Там было замешано сразу четыре девушки и лакей маркиза. В программе - групповой анальный секс, флагелляция и употребление афродизиаков, которые и испортили приятный вечер: одна из участниц оргии ими отравилась, что стало поводом для жалобы в полицию.

Дворянам сходило с рук многое, но не анальный секс (особенно с лакеем) и отравление. Суд постановил, что де Саду следует покаяться, а затем пройти на площадь, где ему отрубят голову.

Обезглавленное тело любителя пикантных практик предписывалось сжечь, а прах развеять по ветру. Маркиз не стал дожидаться казни и сбежал из-под стражи.

Третье происшествие служит прекрасной иллюстрацией картины нравов того времени. После Великой французской революции дворян махом лишили всех бонусов, полагавшихся им по праву рождения. Наш герой ловко адаптировался к новым порядкам и превратился из «маркиза де Сада» в «гражданина Сада» - видного комиссара революции.

Люди тогда стояли в очередях не только за едой, но и на гильотину. Экс-дворянин изо всех сил пытался сократить число приговоренных, за что и поплатился.

Революционный трибунал приговорил гражданина Сада к гильотинированию за «излишнюю умеренность». Но ему удалось избежать казни из-за бюрократических проволочек.


Наконец, четвертый скандал произошел уже при Наполеоне. Маркиз счел хорошей идеей написать про новоиспеченного императора и его любовницу сатирический памфлет. Власть остроумия не оценила и упекла уже престарелого де Сада в психиатрическую лечебницу Шарантон, где маркиз в итоге и умер.

Спустя более полутора веков философ Мишель Фуко напишет труд «Надзирать и наказывать», где без упоминания де Сада расскажет, как эволюционировали экзекуции. Сначала в ходу были казни с размахом - публичное покаяние с публичным же умерщвлением. Власть превращала уничтожение преступников в шоу с кострами и криками. Затем вся движуха свелась к простому и экономичному убийству: раз - и нет человека. Палача, который мог часами препарировать жертву, сменила гильотина - теперь нужно было просто сдвинуть рычаг, чтобы лезвие со свистом отсекло голову. Наконец пришло время . Преступники из легиона богомерзкого зла переместились в категорию больных девиантов, которых нужно просто как следует пролечить.

Де Сад прошел все этапы этого тернистого пути.

Вы только вдумайтесь: Достоевский пережил всего одну казнь (бутафорскую и через расстрел) и одно тюремное заключение (в остроге), однако его впечатлений хватило на «Идиота» и «Бесов». Что уж говорить о человеке, который суммарно отсидел около тридцати лет и был приговорен к сожжению и декапитации (дважды).

На протяжении всей жизни де Сад постоянно контактировал с карающими институтами государства и фактически никогда не принадлежал самому себе: его то направляли на эшафот, то сажали за решетку, то запирали в палате. Это ключ к пониманию творчества маркиза.

Садизм исходит не от извращенцев и психопатов, но от власти как таковой: тот, кто стоит у руля, в любой момент может позволить себе обезглавить и сжечь каждого неугодного.

Садизм порождает власть.


Де Сад против Иисуса Христа

Лучшую рецензию на труды маркиза написал не литературный критик, а префект полиции. Она довольно лаконична, и точнее просто не скажешь:

«Невозможно читать подряд все эти десять томов, наполненных жестокостями, богохульствами и нечестивыми речами. В них царят непристойность и самый утонченный разврат, любая выходка персонажей находит себе обоснование, но, к счастью, мало кто из людей способен на подобные поступки».

Структура практически любой книги де Сада, от «Жюстины» и «Жюльетты» до «120 дней Содома» и «Философии в будуаре», проста. Максимально жестокий гэнг-бэнг с лицами обоих полов в самых невероятных конфигурациях, коллективный оргазм, а затем длительный философский диспут выживших.

Какой бы темы ни касались развратники, главный тезис неизменен: религия, политика, благотворительность и прочие достижения цивилизации суть лишь ширма для закабаления одного индивида другим.

Все зиждется на власти сильного над слабым, однако роли постоянно меняются - вчера ты могущественный монарх, а завтра твоя голова уже лежит на плахе, поскольку какой-нибудь народный мститель воспылал праведным гневом и взял верх над тобой.

Читатель, хотя бы мало-мальски разбирающийся в философии, приметит, что маркиз писал не порнуху средней руки, но многостраничное разоблачение эпохи Просвещения и идей ее главных мыслителей. Во многом садизм стал ответочкой Жан-Жаку Руссо, который всерьез полагал, что человек от природы прекрасен, а портит его исключительно дурное воспитание. Дескать, на свет мы появляемся с полным пакетом добродетелей, но, оказавшись в обществе, стремительно начинаем их терять и становимся заложниками системы, где процветают неравенство, нищета и угнетение.


Де Сад возражает: изначально люди как раз неравны и оттого по натуре своей жестоки. Более того, учиться нравственности у природы, где сильный пожирает слабого, а выживает самый изворотливый, та еще глупость.

Да и вообще, мораль выдумал человек, она относительна и меняется в зависимости от страны, погодных условий и количества выпитого. Это также касается веры, политики и других «достижений цивилизации».

Больше всего маркиз оттягивается на религии, а конкретно на «золотом правиле нравственности» (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) в его христианском изводе (люби ближнего, как самого себя). Садисты взламывают этот постулат изнутри: они пытают «ближних» по праву сильного, но также признают, что с ними в будущем может произойти ровно то же.

Садизм породила природа. А от природы не сбежать.

Когда нет сил это читать, но есть силы смотреть

Если бы мы предложили вам прочесть хотя бы одну книгу де Сада - это тянуло бы на преступление против человечества.

Кто-то скажет, что они плохо написаны (и будет прав), однако проблема в другом: маркиз всеми силами и средствами французского языка пытается вызвать у читателя максимальное отвращение.

Потоки испражнений, крови и спермы, калейдоскоп изнасилований и расчленений (иногда в обратном порядке) и практически полный перечень сексуальных девиаций, где садомазохизм занимает далеко не первое место.


Поэтому из всего обширного списка экранизаций, основную часть которых составляет чистая порнография, рекомендуем ровно одну - фильм «Перья» (он же «Перо маркиза де Сада»): старый дворянин (Джеффри Раш) доживает последние дни в психиатрической лечебнице и поднимает бунт против дирекции в лице священника (Хоакин Феникс) и доктора (Майкл Кейн).

Если хотите понять, о чем писал де Сад, всего за два часа - посмотрите «Перья», лучше ничего не найдете.

Свобода, равенство, братство, кровь, смерть, кладбище

Но вернемся к реальной биографии де Сада - именно в ней можно найти ответ на все заданные им в книгах вопросы.

Аристократ по происхождению, Донасьен воспитывался при дворе. Обретавшийся там же граф де Шароле (о котором, правда, в учебниках истории предусмотрительно не пишут) был личностью незаурядной. Про него ходило множество интересных баек. По слухам, ему ничего не стоило подстрелить средь бела дня кровельщика, чинящего черепицу, - для тренировки меткости.

А еще поговаривали, что, когда любовница Шароле принесла ему новорожденного сына, тот взял и напоил его водкой, после чего ребенок скончался. «Не мой, значит», - резюмировал граф.

Когда же органы власти пытались завернуть Шароле за его бесчинства, он сразу бежал к королю за прощением. Монарх демонстрировал свое великодушие, но с оговоркой: если кто вздумает учинить над графом самосуд, этого человека тоже помилуют. Донасьену тогда было восемь лет.


Потом де Сада ждала Семилетняя война (сотни тысяч жертв) и Великая французская революция (сотни тысяч жертв). Наполеоновские кампании (сотни тысяч жертв) маркиз в полном объеме не застал - он к тому моменту уже сидел в психиатрической лечебнице.

Каждый раз некий властитель обрекал на смерть огромное количество людей, руководствуясь политическими, геополитическими, личными - да какими угодно мотивами. Важно лишь одно: он имел на это право, которое даже после низвержения монархии никуда не делось.

Людовик XVI, Робеспьер, Наполеон - де Сад видел каждого из них, но гораздо чаще - трупы: разорванные в клочья, обезглавленные, насаженные на колья и просто раскиданные по парижским улицам. И за всяким убийством стоял властитель, чей портрет можно найти в учебнике истории. Чье имя красуется на десятках улиц и чье тело покоится если и не в парижском Пантеоне, то как минимум на элитном кладбище. Что же до их жертв, то им повезло меньше: никаких табличек и место в братской могиле.

Где похоронен Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, достоверно не знает никто.

Чета де Сад прожила в браке 27 лет. Все это время жена маркиза не только терпела ужасные выходки супруга, но и горячо его любила…

В письме к одной из своих сестер Донасьен Альфонс Франсуа так представил свою невесту Рене-Пелажи де Монтрей, будущую маркизу де Сад: «Она хорошо сложена, грудь очень красива, руки и плечи белые. Ничего шокирующего, но прекрасный характер».

21-летняя Рене-Пелажи Кордье де Монтрей увидела своего будущего супруга, 22-летнего Донасьена Альфонса Франсуа де Сада, незадолго до свадьбы, состоявшейся 17 мая 1763 года в Париже. Брак устроили их родители по меркантильным соображениям: старые аристократы де Сады, дальние родственники королевской семьи, во второй половине XVIII века совсем обнищали и еле-еле сводили концы с концами, а вот финансовое положение де Монтреев, по уровню знатности уступавших «клану» сватов, напротив, отличалось особой прочностью.

Маркиз де Сад о жене: «…Ничего шокирующего, но прекрасный характер"


Донасьен и Рене были совершенно разными людьми. Голубоглазый красавец маркиз славился своим язвительным умом и вспыльчивым характером, любил погулять и приударить за дамами. Тихая и замкнутая Рене-Пелажи предпочитала сидеть дома и не отличалась ни особой красотой, ни ярким умом. Но тем не менее они, с благословения Его Величества короля Людовика XV, уступили воле родителей.

Точнее, уступил Донасьен, который незадолго до женитьбы (как принято считать) предпринял попытку изменить брачный контракт с тем, чтобы жениться на младшей дочери господина де Монтрея, Анн-Проспер, поразившей его воображение. Рене же, как и положено доброй христианке, была готова безропотно принять нареченного супруга, любить его и подчиняться ему.

Портрет маркиза де Сада работы Шарля Амедея Филиппа ван Лоо, 1760 год

Всего через пять месяцев после свадьбы браку был нанесен первый удар: новоиспеченная маркиза де Сад вдруг получила известие об аресте своего благоверного. Произошло это в Париже 29 октября 1763 года. Некая Жанна Тестар, которую Донасьен завлек в свой «домик свиданий», отхлестал розгами и заставил богохульствовать, пожаловалась в полицию. Маркиза арестовали и по приказу короля заточили в башню Венсенского замка. Отсидев в тюрьме 15 дней, де Сад вышел на свободу (благодаря хлопотам семейства де Монтрей) с условием — отправиться в провинцию и пребывать там до тех пор, пока Людовик XV не дозволит ему вернуться в столицу. От Рене-Пелажи, которая тогда находилась в интересном положении, истинную причину заключения мужа скрыли.


Через пять месяцев после свадьбы чете де Сад был нанесен первый удар


О том, что на самом деле представляет собой Донасьен, она впервые узнала в 1768 году, спустя несколько месяцев после рождения первенца. За изнасилование француженки Розы Келлер де Сад был привлечен к суду и заключен в крепость Пьерре-Ансиз, расположенную недалеко от Лиона. Однако Рене не только не разлюбила супруга, но, как это ни странно, даже стала любить его еще сильнее. Она сумела очаровать коменданта крепости, который беспрепятственно пускал ее в камеру мужа. Здесь они зачали своего второго сына.


Портрет Анн-Проспер де Монтрей, младшей сестры маркизы де Сад

Спустя три года года после освобождения из Пьерре-Ансиз, осенью 1771 года, спасаясь от кредиторов и дурной славы, чета де Сад с детьми пе-реехала из Парижа в Прованс. Здесь, в Лакосте (фамильном замке маркиза), Рене-Пелажи ожидало самое тяжелое испытание, которое только мог уготовить ей супруг — де Сад закрутил роман с Анн-Проспер, своей свояченицей.

Рене не только терпела ужасные выходки де Сада, но и горячо его любила


Тогда же последовали и скандал с марсельскими проститутками, чуть было не погибшими из-за прихоти неугомонного маркиза, и побег с мадемуазель де Монтрей в Италию, и арест в Савойе с последующим заключением в крепость Миолан. Но ничто не могло заставить Рене разлюбить мужа. Узнав о его заточении, она отправила детей к матери в Париж и помчалась к нему на помощь. Облачившись в мужской наряд, маркиза де Сад несколько недель прожила в соседней деревушке и, в конце концов, помогла Донасьену совершить побег.


Портрет Рене-Пелажи де Сад

Очутившись на свободе, маркиз перешел на положение нелегала, а Рене-Пелажи стала его верной спутницей. Любящая жена, она искала деньги, нужные вещи и книги для супруга, вместе с ним подбирала «актеров» для его «домашнего театра»…

А тем временем мадам де Монтрей, возненавидевшая зятя, а заодно и дочь за то, что та отказывалась развестись, плела против Донасьена заговоры. В результате, 13 февраля 1777 года де Сад был задержан и на основании королевского указа об аресте без суда и следствия препровожден в Венсенский замок и заперт в камере № 11.


Всю свою жизнь маркиз де Сад был недоволен женой


Для Рене-Пелажи наступила пора суровых испытаний: став заключенным, маркиз оказался еще большим тираном и себялюбцем, чем был прежде. Отчаянные усилия жены угодить ему зачастую встречались бранью, ледяной критикой и надменным окриком: «Вы настоящая дура… Если бы только можно было и вас, и вашу омерзительную семейку запихнуть в один мешок и бросить в воду, то миг, когда бы я узнал об этом, стал бы самым счастливым из всех, кои мне довелось пережить за всю мою жизнь».


Вымышленный портрет маркиза де Сада, гравюра XIX века

Она прощала ему все: постоянные оскорбления, упреки, необоснованную ревность. Но, рано или поздно, чаша терпения мадам де Сад должна была переполниться. 19 сентября 1783 года она получила от Донасьена послание следующего содержания: «Утром я получил от вас пухлое письмо, которое показалось мне бесконечным. Пожалуйста, умоляю вас, не нужно писать так длинно: неужели вы думаете, что мне нечего больше делать, чем читать ваши бесконечные повторения? Поистине, у вас должно быть чудовищное количество свободного времени, если вы пишете такие длинные письма, и, должно быть, вы также полагаете, что у меня куча времени на то, чтобы вам на них отвечать».

И Рене-Пелажи, безмерно уставшая, столько лет безответно помогавшая супругу во всем, решила искать спасения в монастыре. В письме к де Саду она написала: «Монастырь строгих правил: другие женщины не были бы этим довольны, но я не боюсь этой строгости. Она меня не беспокоит, все будут знать, что я делаю».


2 апреля 1790 года, после 13 лет заключения, маркиз де Сад вышел на свободу. Одетый в лохмотья, облысевший и довольно тучный, он отправился прямиком к жене в монастырь. Однако Рене отказалась от встречи с некогда любимым супругом и сообщила ему о разводе, который состоялся 9 июня 1790 года.

На этом история четы де Сад завершилась. Дальше каждый из супругов пошел своей дорогой: Рене-Пелажи — к благотворительности и умиротворению, а Донасьен Альфонс Франсуа — к сомнительной известности, упокоению в Шарантоне и славе одного из величайших писателей эпохи Просвещения.