Тексты для автоматизации и дифференциации шипящих и свистящих звуков картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему. Индивидуальное занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале игры "веселый маршрут"

Открытое занятие на методическом объединение:

Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах

«В гости к бабушке- загадушке»

Учитель- логопед Сафина Л. А.

Организационная часть :

Логопед . Ребята. Посмотрите,к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети .Здороваются.

Логопед. Ребята,а вы любите сами ходить в гости?

Дети. Да.

Логопед. Я бабушка- загадушка., хочу вас пригласить к себе сегодня в гости. а живу я в красивом домике, рядом с волшебной полянкой. На этой волшебной полянке растет зеленая травка, потому что здесь тепло круглый год.

А отправимся мы туда по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай. Дети ходят высоко поднимая колени

руки разведены в стороны

Ноги выше поднимай. Шагают на всей ступне, руки на поясе.

И топай по дорожке.

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги.

На носочках ты беги Бегут на носках руки согнуты перед груд.

И на пяточках пойдем.

Топать громко мы начнем Ходят на пятках руки за спиной.

Ты скачи,ты скачи, Скачут руки на поясе

На лошадке ты скачи.

Маршируй веселее. Маршируют.

Ножки топают дружнее.

Логопед . Вот мы и пришли. Посмотрите как красиво на моей полянке. Она действительно, волшебная. Как вы думаете почему?

Дети . Потому, что сейчас зима, а на полянке лето. Ребята отгадайте мою загадку: На полянке мы растем

Очень дружно мы живем

У нас ни пальцев нет, ни рук

Лишь только лепестки вокруг

(цветы)

Логопед . Посмотрите сколько красивых цветов, полюбуемся ими. Я для вас приготовила красивые цветы. Давайте понюхаем, как они пахнут.

Дыхательная гимнастика: «Ах, как пахнет!»

Вдох- вдыхаем «аромат» цветка, на выдохе произносим – «Ах, как пахнет!»

Упражнение выполняем 3-4 раза.

Логопед . А теперь давайте присядем на поляну и полюбуемся деревьями.

(рассматриваем части дерева: ствол, крона, корни).

Артикуляционная гимнастика: «Дерево».

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ -топ, топ - топ -топ.

Имитация ходьбы пальчиков в за данном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указатель ным

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Дерево растет

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

5. Вот его крона

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

6. Крона состоит из веток и листьев

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони со единяются «чашечкой»

Язык в позе чашечки

7. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают

Пальцы широко расставлены и по переменно двигаются. Кисти рас слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

8. Вот его корни

Кисти рук тыльной стороной соеди няются у запястья, пальцы напря женно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в сто роны.

Язык «чашечкой».
Язык движется вверх-вниз и попе ременно в стороны или убирается за зубы

А теперь сядем за столы.

Основная часть:

Логопед . Посмотрите на эти два предмета: справа от меня –сундук, слева- шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети. повторяют.

Логопед . Скажите,чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети: сундук больше,чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок….

Логопед . А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук-ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком; шкатулка- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.)

Логопед . Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Дети. Ш-ш-ш

Логопед . Кому мы подражаем когда произносим этот звук.

Дети . Так шипит змея.

Логопед . Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают губы.когда произносим звук Ш – губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены, а что делает язычок- язычок поднимается за верхние зубки -резцы).

Логопед . А теперь произнесем слово сундук и выделим первый звук.

Дети. С -с-с.

Логопед . Кому мы подражаем,когда произносим звук С.

Дети. Ветру.

Логопед . Да, так поет свою песенку ветерок. Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают наши губки, когда мы произносим звук С- губы улыбаются, зубы смыкаются, а язычок лежит в низу и упирается в нижние зубки-резцы.)

Логопед. Сегодня мы будем, учиться различать звуки (Ш) и (С) Я для вас приготовила задание: нужно все картинки разложить в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук Ш, то картинку (предмет) положите в шкатулку, если слышите звук С, то в сундук.

Дети . Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку… и т.д.

Логопед . Молодцы,справились с моим заданием.

Логопед . А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка. Поиграем в игру «Ловишки».

Когда вы услышите слог со звуком Ш – нужно присесть, а когда услышите слог со звуком С- нужно встать и поднять руки в верх.(ша-са,су-шу, се-ше, ши-си, ос-ош, ыс-ыш, оша- ыса).

Логопед . Отдохнули, размялись. А теперь посмотрите внимательно на доску, что вы видите? Картинки. Постарайтесь объяснить каждое слово из пары, выделяя звуки Ш и С.

Уши- усы; маска- Машка; башня- басня; мишка- миска; крыса- крыша; кашка- каска; шитый- сытый.

Составить с каждым словом предложение.

Логопед . Молодцы и с этим заданием справились.

Логопед . Ребята отгадайте загадку.

Встает рано, ложится поздно,

Светит ярко, греет жарко.

Дети . Солнышко!

Логопед . Есть ли в этом слове звук Ш и С. Где стоит звук С?

Дети . В начале слова.

Логопед . А где стоит звук Ш?

Дети. В середине слова.

Логопед. Посмотрите на моё СОЛНЫШКО, чего у него не хватает?

Дети. Лучиков.

Логопед . Давайте поможем СОЛНЫШКУ и подарим ему лучики.

(На картоне желтого цвета дети заранее обводили свою ладошку и вырезали её ножницами.)

Логопед . Какое получилось солнышко.

Дети. Яркое, ласковое, лучистое, горячее, золотое, нежное, теплое….

(Когда ребенок говорит, логопед кладет ему в ладошку вязаное солнышко.)

Логопед. Отдохнем понежимся на солнышке. Я вас всех приглашаю на полянку.

Дети ложатся на ковер в свободных позах. Звучит фонограмма «Спокойное море».

Логопед. Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко (длительная пауза).

Хорошо понежиться, полежать под лучами ласкового солнышка. Но пора вставать. (Дети встают)

Итог занятия:

Логопед. Понравилось вам у меня в гостях?

Дети. Да.

Логопед .Что необычное вы сегодня увидели?

Дети. Мы побывали в гостях у лета! Видели красивые цветы, грелись под лучами летнего солнышка!........


В качестве примера предлагается описание последователь­ности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш.

Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытяну­ты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альве­олам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднима­ется к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении зву­ка с узкая и холодная, а при произношении звука ш - ши­рокая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с нере­чевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш - с шипением змеи.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

    Определить звуки по беззвучной артикуляции.

    Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления.

Упражнения для произносительной дифференциации: 1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с оди­наковой гласной, затем с разными гласными:

шу-су ши- сы

со-ша су-ша шо- са шу- са

суш- шус шис- сош

сы-ша ши-са

ша- са шо- со

са-шо са-шу са-ши ша- со ша- су ша- сы

саш - шас сош - шос

саш- шус шос- суш

2. Чтение слов, запись слов под диктовку.

    Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.

    Придумать слоги со звуками с и ш.

    Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот.

    Диктанты слогов со звуками с к ш.

Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фоне­матического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, оп­ределение последовательности, количества и места звука в слове.

1. Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки с и ш находятся в начале, а затем в середине и в конце слова.

Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

    Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере­ дина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (с или ш), затем определяется его место в слове. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­ ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­ ша.

    Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.

    Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

    Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

    Разложить картинки со звуками с или ш под соответ­ ствующими буквами.

    Записать слова в два столбика: в первый - слова со звуком с, во второй - со звуком ш.

    Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву­ чание этих слов и найти, в чем их различие.

И. Игра в лото 1 . Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками сии/. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) Детям раздаются карточки и буквы сию. Логопед назьюает слово. Ученик должен найти соответствующую кар­ тинку на своей карточке, определить, какой звук слышится в этом слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

б) Детям раздаются карточки лото и полоски, разделен­ ные на три части. На двух полосках буквы сию написаны в начале полоски, на двух других- в середине, на осталь­ ных- в конце.

Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове или ш), его место (начало, середина, конец), и закрывают картинку соответствующей полоской.

    Диктанты слов со звуками сию.

    Составление слов со звуками с и ш из букв разрезной азбуки.

    Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука с или ю.

Евгения Асавлюк
Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков».

Тема : «Поможем лесным друзьям» .

Цель : с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

Задачи :

1. Образовательные :

Отрабатывать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков ;

Автоматизировать звуки [С-З-Ш-Ж] в словах ;

Учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки .

2. Коррекционно-развивающие :

Совершенствовать артикуляционную моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

Развивать слуховое внимание, слуховую память.

3. Воспитательные :

Воспитывать самоконтроль за речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению заданий.

Оборудование : индивидуальные зеркала, вертушки, карточки с образами звуков , мягкие игрушки мышь и ёж, цветные карандаши, бумага для рисования, шаблоны-призы ежи, схема «правила поведения на занятии » , проектор, компьютер, презентация «Поможем лесным друзьям» ,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие гости из лесного детского сада едут на автобусе. А кто это, мы узнаем чуть позже. Прежде чем встретить наших гостей, сделаем дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика. (стоя)

1) Разогреем руки (тёплый выдох) ;

2) Вертушки (холодный выдох) ;

3) «Короткий - длинный» .

3. Целевая установка.

А теперь пора узнать, кто же к нам приехал? (ежонок и мышонок) .

Их из лесного детского сада направили к нам посмотреть и поучиться у вас, как вы научились правильно произносить звуки [Ш-Ж-З-С] . Поможем им?

4. Артикуляционная гимнастика.

Прежде, чем приступить к звукам , подготовим язычок , гимнастика для языка : «Улыбка, заборчик, трубочка, лопатка, варенье, парус, чашечка» .

5. Проверка домашнего задания.

А теперь покажем гостям, как вы приготовили дома стихи. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не допустить ошибок. (дети по очереди рассказывают стихи из домашнего задания) .

6. Игра «Чей звук .

Давайте поиграем. Приготовьте карточки. Слушайте внимательно звуки , показывайте соответствующие карточки.

7. Динамическая пауза с пальчиковой гимнастикой.

Ещё покажем гостям гимнастику для пальчиков «Про ежей» . Стоя.

8. Игра «Внимательные уши» .

А теперь покажем, какие у вас внимательные уши. Я буду произносить слова, вы внимательно слушайте, проговаривайте и карточками показывайте, какой слышится звук .

Сок-шок, Нос-нож, жук-зуб, усы-уши, ежи-вазы.

9. Игра «Кто спрятался в словах» .

Поиграем ещё одну игру? Проговаривайте правильно и чётко название изображённого предмета и покажите карточками, какой звук спрятался в слове . (подобраны предметные картинки, в названиях предметов шипящие и свистящие в разных позициях ).

10. Работа с текстом.

У меня есть стихотворение про мышь и ежа. Давайте его заучим, лесным гостям будет очень приятно.

11. Графическое упражнение.

Гости привезли вам подарки. Шаблоны ежи. Их можно обвести и нарисовать красивых ежей.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете пригодиться в лесном детсаду всё, что вы показали? Что вам больше всего понравилось? Гостям пора возвращаться в лес, а вам в свои группы.

Формирование правильной речи - это часть воспитания. Иногда данному процессу препятствуют какие-то факторы, и тогда появляются дефекты. Одна из самых часто возникающих проблем у дошкольников - звуки "с","ш". Как же преодолеть трудности?

Развитие речи у детей

Ни один ребенок не научился говорить сразу. Тем не менее, формирование речи - процесс, который начинается практически с рождения. Разговаривая с малышом, родители помогают ему понять, как общаются люди, чем отличаются разные интонации и звуки. Затем ребенок начинает пытаться повторять слова за взрослыми, формирует собственный язык, основываясь на материнском. Наконец, происходит переломный момент - маленький человек начинает общаться с помощью понятных родителям и окружающим фраз. Но на этом процесс развития не заканчивается. Словарный запас, совершенствование артикуляции, дифференциация звуков и слов как на слух, так и в разговоре - всему этому необходимо уделять должное внимание. Часто все указанные процессы происходят сами по себе, но иногда детям необходима помощь. И в этом случае главное - вовремя заметить ошибки и не дать закрепиться неправильной модели в памяти. В ином случае есть риск переноса всех проблем и в письменную речь, а от этого избавиться будет гораздо сложнее.

Свистящие и шипящие звуки

В процессе становления речи и расширения словарного запаса часто случается так, что не позволяет малышу произносить все правильно. Дело в том, что активное усвоение фонетической системы начинается в 1,5 и заканчивается примерно к 5 годам. При этом выделяют несколько этапов.

Ребенок растет, а вместе с ним - и его возможности. Поначалу некоторые звуки смешиваются или заменяются на более простые в образовании. В действительности заднеязычные, шипящие и дрожащие [р] и [р"] представляют для детей наибольшую трудность. Их освоение происходит практически в последнюю очередь - к 5-6 годам. До этого наблюдается тенденция к смягчению, оглушению и упрощению. Так, свистящие звуки достаточно успешно заменяют шипящие. Однако освоив правильное произнесение самых сложных для себя фонем, ребенок может начать употреблять их даже там, где это не требуется. И тогда необходимо помочь ему все исправить до появления привычки.

К логопеду: когда и зачем

Недостаточное развитие речи - часто встречающаяся проблема, например, у детей, воспитывающихся в двуязычной семье. Кроме того, особенности становления каждого ребенка индивидуальны, но есть определенные признаки, заметив которые, можно начать думать о том, чтобы посетить специалиста. Проведя диагностику, логопед выявит проблемы, требующие коррекции. Так, часто бывает необходима дифференциация звуков [ш]-[с], [р]-[л], [ч]-[с] и некоторых других. Специалист разработает подходящую программу, включающую комплексную работу над проблемными парами.

Стоит помнить, что хотя коррекция возможна даже во взрослом возрасте, она гораздо проще и эффективнее проводится в период до 12 лет. Заметив, что на протяжении длительного времени ошибки не исчезают, не стоит закрывать на это глаза. Это может быть вызвано анатомическими причинами или психологическими проблемами.

Совершенствование и коррекция артикуляции

Разговаривая, люди не задумываются, что, произнося те или иные звуки, они задействуют огромное количество мышц. И от того, как происходило развитие ребенка в раннем возрасте, может зависеть, столкнется ли он с проблемами в дальнейшем.

Существует специальная которую необходимо проводить несколько раз в день. Она позволит развить и укрепить лицевые мышцы, что позитивно скажется на умении ребенка правильно произносить те или иные звуки, в том числе и шипящие со свистящими.

Дифференциация

[C]-[ш] - довольно часто встречающаяся в практике логопедов пара, требующая разграничения. Игровые методы, даже танцы и физические упражнения, разноцветные картинки и наглядные примеры, все это - оружие специалистов в борьбе с речевыми дефектами, ведь занятия не должны быть скучными.

Пренебрежение правильным произнесением гласных звуков может стать ошибкой, ведь именно они связывают слова воедино. При необходимости должна быть проведена работа по расслаблению лицевых мышц и формированию навыков правильных движений. Для этого логопед произносит все фонемы утрированно и медленно, объясняя, где должны находиться органы, участвующие в звукообразовании.

Механизм и этапы

Решение проблемы должно проводиться комплексно. При этом необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Итак, обычно предварительная коррекция проходит по следующей схеме:

  • Уточнение артикуляции звуков. С помощью зеркала или преподавателя ребенок может видеть, как должны работать лицевые мышцы, слышать, как правильно произносится та или иная фонетическая единица, ощущать поток выдыхаемого воздуха и то, какое положение занимают язык, губы и т. д.
  • Выделение звука в слоге. Упражнения включают имитацию речи, ребенок должен узнавать фонемы на слух и уметь повторять их.
  • Выделение звука в слове. Задача усложняется, поскольку в дело вступают многосложные Необходимо исключить примеры со сходными по акустическим свойствам фонемами.
  • Связывание с другими звуками. На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, что идет перед ней или после нее.
  • Выделение звука в предложении. Это завершающий этап.

Основная часть работы, то есть непосредственная дифференциация звуков [ш]-[с], производится с помощью их сопоставления. Важную роль в данном случае играют навыки фонетического анализа, приобретенные на предварительном этапе.

Стандартное занятие с детьми до 8 лет длится до получаса в зависимости от усидчивости и работоспособности в каждом конкретном случае.

Самостоятельные занятия

Эффективность работы над правильной речью, безусловно, повысится, если помимо специалиста с ребенком будут упражняться родители. Расспросите о методиках домашних занятий логопеда или разработайте их самостоятельно. После того как будет произведена слуховая дифференциация [с]-[ш], звуки следует разграничить и в смысле произношения. Для того чтобы научить ребенка правильно складывать фонемы друг с другом нужно регулярно проводить упражнения по имитации следующих слогов: са, со, су, ша, шо, шу. Для продолжения процесса, то есть в целях интеграции полученных единиц в слова и предложения, используются так называемые чистоговорки. В конечном итоге правильное произнесение звуков в каждом конкретном случае не будет вызывать никаких затруднений и станет машинальным. Тогда можно считать, что дифференциация звуков [ш]-[с] завершена.

О важности правильного настроя

Разумеется, многие мамы очень переживают, обнаруживая, что ребенок несовершенен в своем развитии. Слишком большая психологическая нагрузка может сказаться на детях, в том числе она проявляется в форме речевых дефектов. В первую очередь необходимо несколько умерить перфекционизм, снизить требования (да, это человек, но маленький!), дать ребенку понять, что его будут любить во что бы то ни стало.

Дифференциация звуков [ш]-[с] или любых других должна происходить в дружелюбной атмосфере, нельзя ругать или наказывать детей за непреднамеренные ошибки, а можно лишь корректировать и настаивать на правильном произнесении. Для этого необходимы любовь и терпение.

Ёжик ([ж], [ш], [с])

Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать,
Чтобы с ежонком играть.

Мышь с мышонком ([ш], [ж], [с], [с"], [з])

Зашептала тихо мышь:
«Что ж, сыночек, ты не спишь?»
«Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу».
«Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик», - шепчет мышь.

Совы ([ш], [с], [с"])

На макушке старой ели,
На сухом суку сидели
Две подружки, две совы,
Две большие головы.

Три старушки ([с], [с"], [з], [ш], [ж])
Вышел мишка на опушку,
Там - волшебная избушка.
Три весёлые старушки
В ней с утра пекут ватрушки.
Тут из леса вышли лоси -
Угостить ватрушкой просят.
А за ними волк с лисой,
Ёжик, белка и косой.
И у всех лесных зверюшек
По гостинцу для старушек.
Ёж - лукошечко волнушек,
Белка им грибочки сушит,
Мишка - дров, берёсты - лось,
Волк с лисой - пушнины воз,
A зайчишка - серый хвост -
Шерстяную шаль принёс.
В шаль старушка нарядилась -
И в девчушку превратилась.

Про мышей ([ш], [с], [з])

В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке,
A не бегать за мышами,
Не шуршать бы камышами.
Но от шёпота мышей
Вся у кошки встала шерсть.
Шевелит она ушами:
«Не пора ли за мышами?»
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

Котёнок ([ш], [ж], [с], [с"])
Котёнок - чуть больше напёрстка,
На брюшке - пушистая шёрстка,
И рыжие с чёрным полоски
Со спинки уходят на хвостик.

Дождик ([ш], [ж], [с], [с"])
Шлёпал дождь по свежим лужам,
И сейчас сидит, простужен.
Дождик, ножки посуши
Где-нибудь в лесной глуши.

Дождливый день ([ш], [ж], [с], [с"])
Мокрая кошка на кресле лежит.
В будке промокшая Жучка дрожит.
Дождик, скорее все слёзки пролей.
С солнышком нам и светлей, и теплей.

Пушок и Снежок ([ш], [ж], [с])
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.

Жёлтый жук ([ж], [ш], [з], [с], [с"])
Жёлтый жук жужжит, бедняжка,
Что ему живётся тяжко;
На берёзке, на осинке -
Западни из паутинки.

Детский сад ([с], [с"], [ж], [ш])
Листья кружат, листопад.
В сад сестру приводит брат.
И в дожди, и в снегопад
Мамы в сад с детьми спешат.

Усы ([ш], [ж], [с], [з])
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

Пастушок ([с], [ш])
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок,
Сумку из рогожки
С миской, сушкой, ложкой.

Зайка ([с], [з], [ш])
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Не нашёл он ни волнушки,
Ни горькушки, ни серушки,
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

Жук и лягушка ([ж], [ш], [с])
Жук купил лягушке
Жёлтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
A жучок и мушка
С мёдом съели сушки.

Нож ежа ([с], [с"], [ш], [ж])
Затупился нож ежа,
Плачет ёжик без ножа.
Поточить ежовый нож
Попросил колючий ёж.
Заточили старый ножик,
Очень радовался ёжик.

Лягушкино брюшко ([ш], [ж], [с])
В камыше желтело брюшко
У лягушки у квакушки.
Вшестером решили мушки
Жить под носом у старушки.
Доживали эти мушки
В жёлтом брюшке у лягушки.

Лягушка Маша ([ш], [ж], [с], [з])
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
A лягушка Маша Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.

Весна в пути ([ж], [ш], [с])
Весна уж в пути - лежебока-снежок
Об солнечный лучик снежинки обжёг.
От боли заплакал, ручьём убежал,
Подснежникам нежным он путь указал.
Весна уже ближе, уж скоро жара.
Ежихе с ежом вылезать уж пора.
Согрелся на солнце живот у ужа,
Жуки на лужайке жужжат и кружат.

Смешинка ([ш], [с], [с"], [ц], [з])
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.

Кошка у кассы ([ш], [ж], [с], [с"], [з])
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

Щенок и птичка ([щ"], [ч"], [ж], [ш], [с])
Щебечет птичка для щенка.
И чёрный нос дрожит, пока
Звенит пичужкин голосок,
Так нежен, чист и так высок!
Щенок в восторге: для него
Звучит такое волшебство!
О, никогда не сможет он
Нарушить песни этой звон.
И птичка рада: повстречала
Она любителя вокала.

Лягушка ([ш], [с], [с"])
Весною лягушка сидит в камышах,
За мошкою смотрит она, чуть дыша.
И только кувшинки в озёрной глуши
Лягушкины вздохи услышат в тиши.

Кошки ([с], [с"], [ш], [ж])
На окошке, свесив ножки,
Целый день болтали кошки,
Что у рыжих у котов
Больше пышных нет хвостов;
Что ушли куда-то мыши,
А куда - никто не слышал;
Что с утра на лужах лёд -
Позже солнышко встаёт;
И что ножки бедных кошек
Очень мёрзнут без калошек.
Тяжела кошачья жизнь -
Спи, мурлыкай, ешь, лежи.

Сороконожка ([ш], [ж], [с], [з], [з"])
В «Пассаже» босоножки
Брала сороконожка -
На каждую на ножку
По жёлтой босоножке.
Ещё взяла застёжки
Детишкам на сапожки.
А нашей кошке Пушке -
Пуховые подушки.

Ужи и жабы ([ж], [ш], [с], [с"])
Три доверчивых ужа
Пили чай у старых жаб.
Меж собой шептались жабы:
«Кабы съесть бы нам ужа бы!
Долго б сыты были мы,
И под кроною сосны
Мы б толстели, хорошели
И в густой траве кишели».
Их услышал старый уж
И подумал: «Что за чушь?
Мы б давно всех жаб поели,
Если б дружбы не жалели».
И обиделись ужи,
И отдельно стали жить.
Жабы долго извинялись,
Но ужи не возвращались.

Ёжик ([с], [с"], [з], [ш], [ж])
Спят и зайцы, спят и лисы,
Только ёжик в лес пошёл.
Красну ягодку и листик
На дорожке он нашёл.
Дальше видит - что такое? -
В луже звёздочка лежит.
Что за чудо голубое?
Надо листиком прикрыть.
Только утром под листочком
Ёжик солнышко нашёл.
Ничего-то он не понял,
Рассмеялся и ушёл.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ

1. На дифференциацию шипящих звуков (свистящие исключены)

Кот Пушок пошёл на лужок.

Вышла на площадь рыжая лошадь.

Рыжая Клуша лежит в луже.

У мышей - мышата, у ежей - ежата.

Положи в мешок ржаной пирожок.

2. На дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Саня - шахтёр, Миша - шофёр.

Серый зайка спит на лужайке.

Можно и подождать, лишь бы не опоздать

Ветер-суховей шевелит шалфей и щавель.

В озере жили щуки, ерши, жуки и лещи.

В шкафу лежат вещи ваши, в буфете стоят чашки наши.

Лисица-сестрица сочинять мастерица.

В роще - скворцы, в парнике - огурцы.

Овцы - в овчарне, собаки - на псарне.

Сварили из кизила кисло-сладкий кисель.

Снег сошёл - за зимой ушёл.

Мы ели салат на опушке лесной.

Стоял наш шалаш под высокой сосной.

Смешной шут пришёл в суд.

Сашу послали в «Пассаж», чтобы купила сутаж.

Серый сурок нашёл шнурок.

У собаки на шее кожаный ремешок.

Зелёная жаба жевала жука, а птичка клевала с сучка паучка.

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Выучить наизусть стихи.

Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.

Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
(К. Стюарт)

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый.
Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.