Моцарт. Оперная реформа

Оперное реформаторство Моцарта

Наряду с Глюком, Моцарт является величайшим реформатором оперного искусства XVIII столетия.

Нельзя утверждать, что Моцарт и Глюк в своем реформаторстве противоречили друг другу, нет! Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт, как и он добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

В отличие от Глюка, Моцарт никогда не декларировал, но осуществил новый реформаторский взгляд на оперу.

Если Глюк боролся за то, чтобы исключить все устаревшее из оперы-seria, то Моцарт стремился внести в нее все недостающее из оперы-buffa. Он придал оперной форме изящество и человечность, углубил тени, чтобы сильнее подчеркнуть вспышки остроумия и веселья.

Основные оперные принципы Вольфганга Амадея Моцарта

  • 1) Музыка - основа оперы. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки»
  • 2) Eдинство музыки и сценического действия. Считая музыку основой оперы, Моцарт одновременно придавал большое значение драматическому содержанию оперы. В его зрелых операх музыка всегда находится в полном единстве с развертыванием сценического действия.

В одном из писем к отцу читаем «В последней сцене II действия у Идоменея между хорами есть ария или, скорее, род каватины - здесь лучше сделать просто речитатив; там смогут хорошо поработать инструменты, потому что в этой сцене, которая будет самой красивой во всей опере, на сцене будет стоять такой шум и такое смятение, что ария в этом месте произведет плохое впечатление - и, кроме того происходит гроза- и она- то уж не прекратится из-за арии господина Раафа».

3) Текст либретто должен быть лаконичным, не затягивающим действие, соответствующим законам музыкальной драматургии. Моцарт считал, что оперное либретто - это не самостоятельное драматическое произведение, он добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала.

В одном из писем Моцарт пишет: «…второй дуэт будет совсем выброшен и с большей пользой, чем вредом для оперы…»

  • 4) Обогащение оперного жанра элементами других оперных жанров и венского классицизма. Принципы Венского классицизма получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломлении; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых и финальных сценах.
  • 5) Музыкальные характеристики участников ансамбля, в зависимости от сценической ситуации, индивидуализированы или объединены. Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуана», секстете из «Дон Жуана» и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонической стройной ансамблевой сцены.
  • 6) Ансамбли являются узловыми, наиболее напряженными сценами оперы. моцарт опера реформаторский
  • 7) Следование номеров оперы обусловлено ходом драматического действия, а не застывшей схемой. Законченность отдельных номеров сочетаются со сквозным развитием оперной сцены

Музыкальные характеристики. Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались; в опере buffa подчеркивались не столько индивидуально - конкретные черты героев и героинь разных типов, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными «масками» с выработанными приемами выразительности, сопровождающими однотипных героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

Действующие лица в операх Моцарта - не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие единство типическое и индивидуально неповторимое.

Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон - Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («Свадьба Фигаро») - женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио - подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

В универсальном моцартовском творческом наследии выделены два основных жанра, а именно: симфония и опера. Моцарт интересовался оперой больше всего. В 10 лет было создано его первое оперное сочинение «Аполлон и Гиацинт». В венском периоде композитор написал свои ведущие оперы.

В венской опере 18 столетия определились три основные направления. Значительная и центральная роль принадлежала opera seria, в которой раскрывалась неповторимая атмосфера трагизма в жизни и смерти богов и классических персонажей. К менее официальной опере относилась opera buffa, создавшаяся на основе сюжетов итальянской комедии об Арлекине и Коломбине. Параллельно этим формам происходило развитие немецкой комической оперы. Она имела огромный успех благодаря исполнению партий на немецком языке.

Великим Моцартом эти три направления были объединены. Будучи подростком, он создал оперы каждого типа. В зрелом возрасте композитор продолжил работу над этими направлениями, хотя в этот период происходило увядание традиции серьезной итальянской оперы. Большую оперное произведение Моцарта «Идоменей, царь Крита» можно услышать и сегодня. Оно переполнено пламенем бушующих страстей.

Настоящими шедеврами творчества великого маэстро, которые можно сравнить с шекспировскими пьесами, являются комические оперы, представленные «Женитьбой Фигаро», «Дон Жуаном». Благодаря новым введенным автором композициям произошло значительное расширение жанровых границ. Основной темой каждого сочинения является любовь, выраженная в необычных формах. «Фигаро» повествует о слуге, препятствующем любовным похождениям графа Альмавивы, своего хозяина-аристократа.

Моцартом эта опера названа комической. Он по-новому трактовал данный жанр. Тут каждый герой обладает своим музыкальным языком, интонационным кругом, который остается и в ариях, и в ансамблевых номерах. Поэтому как раз характером тех или других персонажей определен круг средств, которые используются для его выражения и обрисовки.

«Дон Жуан» рассказывает о приключениях женского угодника, который был затянут статуей мужа любовницы в ад. Композитором эта опера была названа «веселой драмой». Она относится к жанру buffa по некоторым признакам, состоящим из двухактной композиции, имеющей большие финалы; чередования музыкальных номеров и речитативов; отчетливого акцента в партии Лепорелло на буффонаде; сцен переодевания и драк; доминирования низких мужских голосов. Оперные либретто написал блестящий и эксцентричный поэт Лоренцо да Понте.


    Увертюрой называется инструментальное произведение для оркестра, которое представляет собой вступление к операм, балетам, драматическим театральным...


    Комическая опера Это крайне легкая опера комедийного характера, которая не затрагивает непростых и серьезных тем, постоянно заканчивается очень...


    Опера является жанром музыкально-драматического искусства с литературно-драматической основой, представленной словесным текстом (либретто), ...


    Рихард Вагнер появился на свет 22-ого мая 1813-ого года в городе Лейпциг. Его отец, чиновник полиции, весной 1813-ого года поехал в Берлин по рабочим...

Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур (больше всего итальянской), единство глубокого идейного содержания и совершенной художественной формы.

Австрийская народная песенность -- основа музыки Моцарта. Музыка Моцарта, как и Гайдна, своими корнями уходит в австрийскую народную песенность; но у Моцарта эти связи с народнопесенными истоками, может быть, не столь прямые и непосредственные, как у Гайдна, сложнее и тоньше. Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью.

Мелодика Моцарта. Моцарт -- один из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены, отличаются богатством внутреннего содержания. Для многих мелодий Моцарта характерны изысканные хроматизмы, задержания при ясной мажорной или минорной ладовой основе и простоте гармонических функций.

Но в музыке Моцарта часто встречаются и мелодии мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом, заключающие в себе контрастные элементы. Источник мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем. Это многократно отмечали выдающиеся музыканты. Н. А. Римский-Корсаков писал в 1897 году своему другу, московскому музыкальному критику С. Н. Кругликову: <<Чистая мелодия, шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить, без нее судьба музыки -- декадентство>>.

Роль полифонии. Большое значение в музыке Моцарта имеет полифония, развивающая некоторые стороны баховской полифонии, но на основе новых стилистических принципов венской классической школы -- с господством в ней гомофонно-гармонического типа мышления. Новое в полифонии Моцарта, по сравнению с Бахом, связано, главным образом, с характером самих тем, подвергающихся полифонической разработке. Тема любой баховской фуги сама в себе таит необходимость полифонического, имитационного развития. Тема Моцарта (в его симфониях, квартетах, сонатах) большей частью гомофонна по своей природе и представляет собой мелодическую основу музыки гомофонно-гармонического склада. Но в процессе развития тематического материала (большей частью в сонатно-симфонических разработках) Моцарт широко пользуется и полифоническими приемами. В тех случаях, когда произведение или его отрывок задуманы в полифоническом стиле, тема по своему характеру приближается к баховской. Примером может служить знаменитая двойная фуга (Kyrie eleison) из <<Реквиема>>.

Гармонический стиль. Гармонии Моцарта еще больше оттеняют выразительность и красоту мелодического образа. Как это было свойственно всей музыке XVIII века, они основаны на взаимосвязи главных функций: тоники, субдоминанты и доминанты. Но эти функции используются в музыке Моцарта разнообразно, -- с употреблением побочных ступеней лада, внутритональных отклонений, сложных для своего времени модуляций. Смелые модуляции и далекие тональные сопоставления в музыке Моцарта неоднократно приводили в смущение его современников и казались им музыкальной дерзостью. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного лада; напротив, оно обогащает лад, расширяет его выразительные возможности. Но и самые простые гармонии, основанные на функциях I, IV, V ступеней, кажутся в творчестве Моцарта свежими и получают новую жизнь благодаря красивым и изящным мелодиям.

Фактура. Красота музыки Моцарта в огромной степени связана с фактурой его произведений, всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна,-- все эти свойства музыки Моцарта, наряду с ее высоким артистизмом и поэтической одухотворенностью, придают ей чарующую силу.

bobbogi.com.ua: одежда для мальчиков недорого! ; Доступные цены - ключарск услуги - посмотрите наш каталог.

«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata) - опера-буффа Моцарта на итальянском языке, написанная на либреттоЛоренцо да Понте по одноимённой пьесе Бомарше.

История создания

К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года в своей квартире на Домгассе в Вене и закончил его через пять месяцев. Премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Сначала пьеса Бомарше была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией.

Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.

Дон Жуан, или Наказанный развратник (KV 527, итал. Don Giovanni ossia Il dissoluto punito ) - «весёлая драма» (итал. dramma giocoso ) в двух актах В. А. Моцарта на либретто Лоренцо да Понте.



Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte ) (K.620) - опера-зингшпиль Моцарта в двух действиях; либретто Э. Шиканедера.

8. Музыка периода романтизма - это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800-1910 годы.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Принято считать, что непосредственными предшественниками романтизма были Людвиг ван Бетховен - в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини - во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К.В. Глюка. Период перехода от классицизма к романтизму считаетсяпредромантическим периодом - сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигаетсяпроблема личности , причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона . Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующееположение приобретает лирика , в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи измоцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес кнародному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща­ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось .

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа­ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав­ления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственнои в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств , которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

42

Влияние музыки на человека 07.02.2016

Дорогие читатели, сегодня мы с вами вновь продолжим наше путешествие в мир музыки венского композитора В.А.Моцарта. И поговорим мы с вами об операх Моцарта. Конечно, у нас не будет профессионального разбора этих опер. Мы послушаем некоторые фрагменты, поговорим о том, что всем нам может быть близко.

Своими мыслями поделится сегодня с нами Лилия Шадковска, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Многим уже знакома Лилия. На блоге уже были статьи о Солнечном Моцарте и его волшебном эффекте его музыки. Мы с Лилией хотим еще обязательно на блоге дать материал о колыбельных песнях Моцарта. Вот такое замечательное погружение у нас получилось на блоге к юбилею Моцарта. Можно сказать, что мы его тоже отметили, вот так приобщаясь к музыке композитора. Сейчас я передаю слово Лилии, а потом по традиции немного дополню ее мысли.

Виват, Моцарт!

Добрый день всем читателям блога Ирины. 27 января исполнилось 260 лет со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) По всему миру прошли торжества, но главные, конечно состоялись на родине композитора в Австрии.

«Пожалуй, нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт- символ самой музыки» . Так сказал о музыке композитора Б.Астафьев.

И мы сегодня предлагаем вашему вниманию удивительный мир оперного искусства великого Маэстро. Но прежде всего, небольшой экскурс. Театр начинается с волшебства, тем более, оперный. Это праздник и встреча, достойная королей. Лоджии, балконы, шитый золотом занавес и обитые бархатом сидения. Мы попадаем в настоящий дворец, где живет её величество Музыка! Перед нами несколько лучших оперных театров мира. Какая красота!

Опера де Монте – Карло» в Монако.

Опера Гарнье, Париж, Франция

Театр Ла Фениче, Венеция, Италия

Большой театр, Москва, Россия

Венская государственная опера.

Опера – одна из самых богатых и сложных жанров музыкального искусства, в котором воедино слиты и поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, танцы, живопись, декорации и костюмы. Опера имеет интересную историю.

Знаете ли вы, что:

  • По словам Аристотеля, театр был создан для того, чтобы люди испытывали «катарсис»- очищение души.
  • Что родиной оперы стала Италия, народ которой всегда славился своими голосами и песнями.
  • Что «opera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.
  • Что оперное искусство родилось в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
  • Что первый оперный спектакль был поставлен во Флоренции в 1600 году.
  • Что уже в 1637 году был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», для которого писал свои первые оперы Клаудио Монтеверди.
  • Что опера настолько стала популярной, что распространилась по всей Европе.

Оперы Моцарта

Опера особо интересовала и Моцарта. Известны его слова: «Я завидую тем, кто пишет оперы». Путь Моцарта к своим шедеврам шел через освоение, а потом и преодоление устоявшихся канонов оперного искусства. Он великолепно разбирался в театральной культуре и тщательно работал над либретто своих опер. Поэтому традиционные жанры в творчестве Моцарта отличались новизной.

Более того, он обращался к разным жанрам. Например, весной 1676 года он получает заказ на создание оперы по случаю окончания учебного года в Зальцбургском университете. Это была одна из первых театрализованных ораторий «Аполлон и Гиацинт» на сюжет древне-греческого мифа.

Дарование юного Моцарта проявилось самым наилучшим, не смотря на то, что были узнаваемы интонации Баха. Спектакль был исполнен силами студентов и имел большой успех. В 12 лет в Вене он создает оперу-buffa «Мнимая пастушка» (итальянская комическая опера).

Позднее были созданы «Митридат, царь Понтийский», «Идоменей» оперы–seria (серьёзные оперы). Среди немногих опер наиболее важным был немецкий зингшпиль -singspiel- буквально (пьеса с пением), строились на бытовых и прозаических сюжетах «Похищение из Сераля». И несмотря на то (так гласит легенда), что после премьеры этой оперы император Иосиф II сказал: «Слишком много нот», опера имела огромный успех и принесла композитору известность и за пределами Вены. Всем этим жанрам композитор дал новое толкование.

Моцарт работал как одержимый. Всего им было написана 21 опера, но самые известные оперные произведения были им созданы на протяжении последнего венского периода (1781-1791г.г.) «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Вашему вниманию мы предлагаем отрывки из самых популярных оперных спектаклей.

Моцарт Опера «Волшебная флейта»

В последнем оперном сочинении Моцарта – «Волшебной флейте» была осуществлена его мечта о создании национальной оперы, на немецком языке. Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил друг драматург, режиссёр, артист, либреттист Эммануэль Шиканедер. Сюжеты были взяты в сказке «Лулу» Виланда, фантастических поэмах «Джиннистан, в избранных сказках про фей и духов.

Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время экзотических чудес: царство ночи, солнечное царство, мистерии, посвящения и таинственные превращения Торжество света и разума, вера в братство людей и добро привлекли Моцарта и стали высшей философией «Волшебной флейты».

Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года. После премьеры он написал своей жене Констанце: «Я только что вернулся из оперы, театр, как и всегда, был переполнен…

Ясно видно, что успех оперы непрерывно возрастет…» А через два месяца Моцарт умирает. Но и сегодня для нас, любителей музыки, эта опера является величайшим творением композитора. Давайте послушаем Арию царицы Ночи из этой оперы.

И вот еще фрагмент из этой оперы. Евгений Кунгуров исполняет арию Папагено «Волшебная Флейта». Она называется «Известный всем я птицелов».

Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Основой для этой оперы послужила пьеса Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Но французский король Людовик 16 наложил запрет на комедию. Моцарт читал комедию Бомарше, и его сердце переполняли бурные чувства, в его голове уже звучали мелодии.

Результатом создания оперы послужил творческий союз композитора и поэта Лоренцо да Понте, который предложил держать в большом секрете работу над оперой, чтобы обмануть бдительность цензуры.

Моцарт работал над этой оперой невероятно быстро. Опера была поставлена и принята зрителями с триумфом: «Виват, Моцарт!». Многие арии исполнялись на «бис» «Свадьба Фигаро». Опера прежде всего привлекает живостью характеров, стремительностью действий, комедийной остротой, а живой танцевальный ритм и простота мелодий выразительно рисуют жизнерадостность и искренность чувств Фигаро и Сюзанны. Моцарт был счастлив одержанной победой, и эта опера стала самой любимой у композитора. Давайте послушаем с вами два фрагмента: увертюру к опере и Арию Фигаро.

В.А. Моцарт — Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Моцарт. Ария Фигаро

Опера Моцарта «Дон Жуан»

После огромного успеха оперы «Свадьба Фигаро», Моцарт получает заказ от пражского театра написать новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана» в основе которого лежит старинная легенда о дерзком искателе приключений и любителе женщин. Эта средневековая испанская легенда была известной в Европе.

Музыка оперы вышла за рамки комедии. Моцарт создал совершенно новый оперный жанр — психологическая музыкальная драма, в которой буйство страстей и острых столкновений характеров героев. Приглашаю вас послушать два фрагмента из этой оперы.

Д.Хворостовский и Э.Гаранча, дуэт Дон Жуана и Церлины

Георг Отс. Ария с шампанским из оперы «Дон Жуан»

Герои опер Моцарта были подобны людям, с их достоинствами и недостатками. И Моцарт сумел подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа, и в этом проявлялось главное достижение композитора, как оперного драматурга. Последние его оперы — подлинные шедевры, как впрочем, и все его творчество совершают и сегодня триумфальное шествие по всему миру: «Виват, Моцарт!»

Я благодарю Лилию за такое музыкальное путешествие по операм Моцарта. От себя еще немного дополню.

Конечно, если вы когда-нибудь сами были в оперных театрах, слушали вживую музыку, наверняка прониклись и атмосферой театра, и музыканты вас тронули, и певцы. И сама постановка всегда очень запоминающаяся.

Для тех, кто не видел оперы вживую, сейчас столько возможностей. Можно и в интернете многое посмотреть, почитать либретто, чтобы было более понятно нам всем содержание опер. Приобщайте к такому искусству и своих детей. Пусть это будут детские оперы, или вы вместе прослушаете какие-то фрагменты из опер, расскажите детям, что происходит, заинтересуйте их. Ведь даже вот такое небольшое прикосновение к музыке бывает очень полезным.

Когда я работала с вокалистами или своими студентами в театральном институте, когда мы брали в репертуар фрагменты из опер Моцарта, всегда удивлялась отклику. А ведь были и те исполнители, кто впервые приобщился в музыке Моцарта. И всегда они говорили: «Надо же, и почему мы раньше не обращали внимание на Моцарта, почему не слушали его музыку». Сюзанна, Лепорелло, Церлина. Дон-Жуан, Керубино, Папагено, Фигаро (да и многие другие) – сколько образов предстало в работе.

И всегда была интересна работа в дуэтах. Это ведь как мини-спектакли. Начинаешь разбирать характеры, учишь партии, обращаешь внимание на средства выразительности в музыке – и вот по-новому уже звучит она… Сколько героев, сколько характеров, какие все разные, интересные. Словом, приобщение к музыке Моцарта никого не оставляет равнодушным.

А сейчас давайте послушаем еще один фрагмент. Это дуэт Папагено и Папагены из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Желаю всем прекрасного настроения. У нас почти весна! Здоровья всем, радости жизни и, конечно, душевного наполнения.

Смотрите также

42 комментария

    Ответить

    Error
    24 Фев 2016 в 17:16

    Ответить


    12 Фев 2016 в 8:11

    Ответить

    Дмитрий с Буридо
    11 Фев 2016 в 9:25

    Ответить

    Иван
    10 Фев 2016 в 22:23

    Ответить

    Артур
    09 Фев 2016 в 22:59

    Ответить

    Елена
    09 Фев 2016 в 20:58

    Ответить

    Лидия (tytvkysno.ru)
    09 Фев 2016 в 14:34

    Ответить

    Надежда
    09 Фев 2016 в 13:43

    Ответить

    Елена Прекрасная
    09 Фев 2016 в 10:17

    Ответить

    Людмила
    09 Фев 2016 в 5:38

    Ответить

    Ирина Широкова
    09 Фев 2016 в 1:12

    Ответить

    Евгения
    08 Фев 2016 в 22:39

    Ответить

    Ирина Лукшиц
    08 Фев 2016 в 22:17

    Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Но высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782--1791 годы). Моцарт писал оперы разных типов и жанров: зингшпили (>, >), оперы- buffa (>, >), оперы-seria (>, >). Опера >, сочетающая особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов.

    Оперное реформаторство Моцарта. Наряду с Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства XVIII века. Но, в отличие от него, свою реформу не декларировал теоретически. Исходя из других эстетических предпосылок, Моцарт создал иной тип музыкальной драматургии. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что >. Но из этого не следует, что Моцарт не придавал большого значения либретто оперы. Напротив, оперная музыка Моцарта находится в полном единстве с развитием сценического действия.

    Отношение к либретто. О том, что Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер, свидетельствуют его высказывания в письмах. Особый интерес представляют в этом отношении письма Моцарта к отцу из Мюнхена в связи с готовившейся там постановкой оперы >. Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим действие. В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутье и понимание оперной сцены с ее специфическими закономерностями. Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, несмотря на традиционные условности жанра оперы-seria в >.

    Будучи твердо убежден в том, что оперное либретто -- это не самостоятельное драматическое произведение, Моцарт настойчиво и упорно добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала (В этом отношении эстетика Моцарта близка эстетике Римского-Корсакова, утверждавшего, что >). Так он работал с либреттистами: Стефани (>), да Понте (>, >, >), Шиканедером (>). Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

    Соотношение оперных жанров. Как уже было сказано, Моцарт писал оперы в жанрах оперы-seria, оперы- buffa и зингшпиля. Но при этом каждый из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов другого жанра и принципов венского классического симфонизма. Так, > написана в традициях оперы- buffa , но не все в ней укладывается в рамки этого жанра, в частности обе арии графини характерны скорее для оперы-seria. То же можно сказать о роли Констанцы в > или о партии Царицы Ночи в >. Если опера-seria деградировала в XVIII веке, то отдельные ее элементы получили новую жизнь, влившись в другие оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Оперы-seria Моцарта > и > уже утратили свою сценическую жизнь; но они сыграли существенную роль, обогатив его оперы- buffa и зингшпили, сохраняющие свое значение в репертуаре оперных театров.

    Вместе с тем стилистическая основа во всех операх Моцарта одна: венский классицизм. Его принципы получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломление; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых сценах и финалах.

    Музыкальные характеристики. Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере-seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались, в опере- buffa подчеркивались не столько индивидуально-конкретные черты героев, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными > с выработанными приемами выразительности, сопровождавшими однотипных героев и героинь в разных операх. До Моцарта в оперном жанре не было достигнуто единство обобщенного, типического и индивидуального, конкретного в музыкальных характеристиках героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

    Действующие лица в операх Моцарта -- не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие в единстве типическое и индивидуально-неповторимое. В этом отношении музыкальный театр Моцарта -- высшее достижение реализма в музыкальной драматургии XVIII века.

    По поводу мастерства музыкальных характеристик действующих лиц в операх Моцарта писал А. Н. Серов: >.

    Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны (>) -- женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио -- подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

    Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или в дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах > и >, в секстете из > и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонически-стройной ансамблевой сцены.

    Однако в некоторых случаях, когда это диктуется сценической ситуацией, Моцарт наделяет единой характеристикой группу действующих лиц, живущих общими помыслами и стремлениями. Такой прием использован, например, в финале первого действия > или в сцене письма из второго действия той же оперы. Сюзанна и графиня, отправляющие графу любовную записку, объединены одним желанием: одурачить графа и наказать его. Поэтому они охарактеризованы одинаковой музыкой.

    В некоторых случаях одни действующие лица как бы > характеристику у других. Например, в арии Лепорелло, посвященной описанию любовных похождений Дон-Жуана, охарактеризован не только Лепорелло, но и Дон-Жуан. Так гибко и свободно подходил Моцарт к проблеме музыкальных характеристик в опере, являющихся одним из высоких достижений его музыкальной драматургии.