Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Конспект урока "Ударные и безударные гласные"

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 2 классов.

Тема: Дифференциация согласных [С] - [Ш].

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [С] - [Ш].

Задачи:

Закрепление знаний о механизме образования звуков;

Активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».

Коррекционно-развивающие:

Закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [С] - [Ш];

Закрепление связи звукового образа [С] - [Ш] с их графическим изображением;

Закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;

Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;

Коррекционно-воспитательные:

Оборудование: индивидуальные зеркала, макет «витрины», мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы С, Ш.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Аутотренинг:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

(дети повторяют вместе с логопедом слова)

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2 .Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [С] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для [Ш] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко». (Слайд №1) .

Артикуляционный аппарат подготовили к работе.

3. Сообщение темы занятия.

(Через проблемную ситуацию).

Тему сегодняшнего занятия вы определите сами, если выполните задание.

Возьмите чистые листочки бумаги. На каждой полоске вы будете писать одно слово, которое я продиктую. Записываем слова: сушка, мишка, кошка, мошка, миска, шишка. (Работы детей вывешиваются на доску)

Ребята, задание было у всех одно? Почему слова написаны по-разному? Почему ребята сделали ошибки?

(Выслушиваются версии учеников, приходят к выводу, что дети не слышат, не различают звуки на слух).

Правильно ребята, поэтому тема сегодняшнего занятия «Различай [С] - [Ш]» (Слайд №2) . Мы отправимся в магазин игрушек. Мы будем учиться слышать звуки [С] - [Ш], произносить, а также различать их.

4 . Анализ артикуляции звуков.

Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.

Ребята, посмотрите на меня и скажите какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

Губы занимают положение «улыбочки».

Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».

Ребята, посмотрите на артикуляционные профили и скажите, какое положение занимает язычок при произношении [С]?

Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».

Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

Язычок находится вверху, в виде «чашечки».

Давайте проверим характер воздушной струи.

Воздушная струя теплая.

Чем отличаются артикуляции этих звуков*

Положением губ, языка…

5 . Произношение звуков в изолированном виде.

Опираясь на артикуляционные схемы, потренируемся произносить [С] - [Ш], следите за правильным положением губ и языка, смотрите в зеркало.

Ребята посмотрите на слайд (слайд №3) . Что вы видите?

Стрелочки.

Высокая стрелочка, мы будем произносить звук громко, а низкая – тихо. Стрелочка (язычок) направлена вниз – значит, будем произносить [С], а если стрелочка направлена вверх – будем произносить [Ш]. Итак, внимательно следим за схемой, проверяем работу артикуляционных органов.

Мы с вами подробно познакомились с артикуляцией звуков. Это поможет нам, верно, дать анализ характеристики этих звуков.

6. Анализ характеристики звуков.

Что мы можем сказать о [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?

Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык.

Ребята, [С], [Ш] звонкие или глухие?

Глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают.

Ребята, что вы еще знаете об этих звуках?

- [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый.

Тем, что [С] может быть твердый и мягкий, а [Ш] всегда твердый.

Правильно ребята. Мы научились четко и правильно произносить звуки [С], [Ш]. А сейчас мы будем учиться слышать эти звуки.

7. Развития фонематического слуха.

Я буду произносить звуки. Если вы услышите [С] руки опустите вниз, если услышите [Ш], поднимите вверх. (Руки символизируют положение языка).

Итак, слушаем внимательно С, М, Н, Т, Ш, С, Ш…

8. Связь звука с буквой. (Слайд №4) .

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Ребята, какой буквой обозначается [С]?

Буквой С.

На что похожа эта буква?

Луна, месяц, на бублик… (Слайд №5) .

Перед вами картинка, на которой изображен месяц (из бархатной бумаги). Обведите месяц (букву С) каждым пальцем ведущей руки. (Слайд №6) .

Какой буквой обозначается [Ш]?

Буквой Ш.

На что похожа эта буква?

На вилы, стул…

Правильно, возьмите карточку, на которой нарисована вилка. Обведите букву Ш каждым пальцем ведущей руки.

Мы вспомнили на что похожи буквы С,Ш, потренировались прописывать на бархатной бумаге, а теперь без труда найдем их на витрине магазина. (Дети находят в стилизованной витрине игрушек буквы С, Ш). (Слайд №7) .

Молодцы, но ведь мы с вами отправлялись в магазин игрушек. Посмотрите внимательно и скажите контуры, каких игрушек вы видите на витрине.

Кошка, собака, мишка…

Помогите продавцу упаковать все игрушки, подобрав коробки для подарков. Соедините контуры игрушек с их изображением. (У каждого ребенка индивидуальный набор карточек; ученики накладывают картинку на контурное изображение).

9. Развитие фонематического слуха в слогах.

Ребята, вы научились слышать звуки в изолированном виде, вспомнили, какими буквами обозначаем эти звуки, а теперь попробуем услышать эти звуки в слогах. Я буду произносить слоги, а вы поднимите карточку с соответствующей буквой, если услышите [С], [Ш].

АС, ОШ, СА, СУ, ЫС, ОСО, АШУ, ИС, ША, ЮС….

10. Физ. минутка.

Посмотрите, в магазине (Широко разводят руки в стороны )

Все игрушки на витрине. (Повороты вправо- влево)

Заводные зайчики, (Руки на поясе)

Куколки и мячики, (Приседают)

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

Вот солдатики стоят, (Шаги на месте)

Начинается парад.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы шагать.

Вот бегут машины (Бег на месте)

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные –

Все такие разные.

Всех красивей паровоз: (Топают на месте)

Две трубы и сто колес.

Ну, а едут в нем игрушки –

Куклы, зайчики, петрушки.

11 . Закрепление звуков в слогах.

А наш паровоз пока еще стоит на месте, но для того, чтобы паровоз отправился в путь, мы прочитаем слоги. (Слайд №8)

Ребята, скажите, с какой буквой не дружит буква Ш?

С буквой Ы.

Запишите слоги, которые вы запомнили . (Дети записывают слоги в тетрадях).

12. Закрепление звуков в словах.

Мы подобрали ключик, прочитав слоги, и наш паровоз готов отправляться в путь. Но вот беда, пассажиры (игрушки) стоят на прилавках магазина. Билеты на паровоз получат лишь те игрушки, в названиях которых есть дежурные звуки [С], [Ш]. (Дети выбирают игрушки).

Итак, кто может отправиться в путь?

Слон, собака, мышка, лягушка, мишка, лошадка, кошка…

(Вывешиваются слова названия игрушек ).

Правильно. Пассажирам пора рассаживаться по своим местам. В первом вагоне – игрушки, в названии которых один слог, во втором вагоне игрушки, в названии которых, два слога, а в третьем – три слога.

Давайте вспомним, как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных, сколько и слогов.

(Дети распределяют игрушки по вагонам).

Ребята, скажите, кто отправится в первом вагоне?

Слон.

Кто поедет во втором вагоне?

Кошка, мишка, мышка.

Кто в третьем вагоне?

Машинка, лошадка, матрешка.

Итак, ребята, какие игрушки отправятся в правом вагоне?

Слон.

А кто разместился в левом вагоне?

Матрешка, лошадка, машинка.

Правильно ребята! Послушайте внимательно слова: матрешка, машинка, лошадка, названия каких игрушек звучат ласково?

Машинка, лошадка.

Давайте произнесем слово матрешка ласково.

Матрёшечка.

Ребята, когда мы можем употреблять слово матрешка, а когда матрешечка?

Матрешка большая, а матрешечка маленькая.

13. Закрепление звука в словосочетаниях. (Слайд №9) .

Правильно, ведь в большой матрешке хранится несколько игрушек-матрешек.

Давайте посчитаем, сколько всего у нас матрешек.

Одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек.

Ребята, скажите, а матрешка какая? Подберите слова признаки к слову матрешка. (Слайд №10)

Красивая, деревянная, красочная…, русская.

14. Закрепление звуков в предложении.

Используя словосочетание, русская матрешка закончите предложения:

У меня есть ….

У моего друга нет ….

Я подошел к ….

Я любуюсь…

Я писал сочинение о… (Слайд №11) .

15. Закрепление звуков в тексте.

Действительно ребята, матрешка - очень красивая кукла. Прочитайте, как описывают матрешку в рассказе. (Дети читают рассказ) (Слайд №12)

Русская матрешка.

Матрешка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрешку красотой. У матрешки синие глаза, алые губки. Нарядная шаль и яркое платье украшают игрушку. Русская матрешка – лучший подарок.

Поставьте вопросы к тексту.

Из чего сделана матрешка? Как выглядит эта игрушка?

16. Итог занятия.

Наше путешествие в магазин игрушек подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

Мы учились различать [С], [Ш].

Скажите, чем отличаются артикуляции [С], [Ш]?

Чем отличаются характеристики этих звуков?

Сможем мы теперь исправить ошибки учеников, допущенные в начале урока?

17. Рефлексия.

Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

Занятие окончено.

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: Ударение.

Ударные и безударные гласные.

Подготовила

Учитель-логопед

БОУ «СОШ №21»

Лучина Маргарита

Геннадиевна.

Омск-2012.

Тема : Ударение. Ударные и безударные гласные.

Цель: Совершенствовать умения выделять ударный и безударный слог в слове. Совершенствовать умения проверять безударный гласный в слове, используя алгоритм.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить представление учащихся об ударении, ударной гласной и ударном слоге;

Закрепить представления детей о безударном гласном;

Закрепить знания о правописании слов с безударными гласными в корне слова;

Активизация лексического запаса по теме: «Птицы».

Коррекционно-развивающие:

Развитие моторики речевого аппарата;

Закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

Закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;

Развитие зрительно-пространственных функций.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование: зеркала, карточки,

Ход занятия :

1.Организационный момент:

Каждый день, всегда везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы верно, четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправимся в зимний лес. Мы услышим голоса птиц, которые живут в зимнем лесу. Мы будем учиться определять ударный слог в слове, выделять безударный гласный, проверять его, пользуясь алгоритмом, составленным на прошлом занятии.

Какое время года за окном? (Зима)

Куда мы ходим гулять? (в парк, в сквер, в лес, на улицу….)

Какие звуки мы можем услышать? (вой ветра, шум деревьев, пение птиц…)

4. Развитие фонематического слуха.

* Звучит фонограмма: пение птиц.

Что услышали? (пение птиц)

А как пели птицы? Какие звуки услышали? (синь, чик, щег, пел….д-д-д)

5. Закрепление в слогах:

(Чтение слогов на слайде)

Синь- синь, чик-чирик, щег-щег, пел-пел, д-д-д.

Что из прочитанного лишнее? (д-д-д)

Почему? (Потому, что это не слог)

6. Закрепление в слогах.

Слайд: чтение слогов и слов. Соедини слог-слово.

Синь-синь синица

Чик-чирик воробей

Щег-щег щегол

Сви - сви свиристель

Кар-кар ворона

(Развитие зрительной памяти ) Слайд

Итак: синичка, воробей, щегол, сорока, свиристель, ворона, снегирь.

Кто прилетел? (сорока, снегирь).

Поставьте ударение в каждом слове, выделите ударный слог.

Слайд:

Во ро на

Со ро ка

Воро бей

Сне гирь

Ще гол

Си нич ка

Слайд: алгоритм.

Назовите гласные в безударных слогах. (о, е, и)

Какие это гласные?

Вспомните, написание, каких гласных надо проверять? (а, о, е, и)

Написание, каких гласных проверять не надо? (у, ы)

Подберите проверочное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

Синичка – синяя

Снегирь- снег

Щегол - щелкает

Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.

Запишите эти слова в соответствии со звуками, которые слышите под ударением.

К каким словам не смогли подобрать проверочные слова?

Эти слова являются словарными словами, написание которых проверяем по словарю. Написание этих слов необходимо запомнить.

Слайд: вОрОбей, вОрОна, сОрОка.

Слайд: Подберите к данным словам однокоренные слова.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли Движения в соответствии с

За природой наблюдали. текстом.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок. Кружимся на месте .

Вот присела на минутку, Присели.

Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево, вправо .

И с дорожки - на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.

Тири-тири, Прыжки на месте на правой ноге.

Тень, тень, тень. Прыжки на месте на двух ногах.

7. Закрепление в словосочетаниях.

На какие группы мы можем разделить эти слова? (слова предметы, слова действия)

Подберите к словам-предметам, слова-действия.

СвИристели чИрикает

Воробей стрЕкочут

Щегол свИристят

Сороки щЕлкает

Ворона кАркает

Назовите слова-предметы, в которых три слога. (воробей, сорока, ворона)

Подберите к словам-предметам слова признаки.

Ворона проворный

Воробей вороватая

Сорока белобокая

Запишите полученные словосочетания.

Посчитай: Один проворный воробей, три проворных воробья, пять проворных воробьёв….(Слайд)

8. Закрепление в предложениях.

Зимой птицам холодно и голодно. А как люди могут помочь птицам? (Строят кормушки, подкармливают птиц.)

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Работа с моделью кормушки. Логопед передвигает макет птицы, одновременно спрашивая учеников, где находится птица по отношению к кормушке.

Где воробей? (За кормушкой, перед кормушкой, у кормушки, на кормушке).

Из данных слов составьте предложение.

ПОЛЕ В СОРОКА СТРЕКОЧЕТ

(В пОле стрекОчет сОрОка.)

Запишите предложение, отметьте безударные гласные словах.

Повтори скороговорку:

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА.

9. Закрепление в тексте.

Прочитайте рассказ. Вставьте пропущенные буквы.

В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда-то из далека до меня доносится тихий свиристящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?

Я осматриваюсь. ТрОпинка. Кусты. Впереди – огромный тополь. На его ветках сИдят птицы. Каждая чуть больше вОрОбья, опЕренье рОзоватое, на гОлОве – хохолок. Так вот кто издАёт загадочные звуки: «Свири-свири-свири»! Кажется, что пОёт само дерЕво.

Это свИристели, которые в наши края прилЕтели только на зиму.

10. Итог занятия.


Конспект логопедического занятия для группы детей с ФФНР. 2 класс.

Учитель-логопед ВКК

Буркова Галина Салимгареевна,

Гимназия № 212 «Екатеринбург - Париж",

г. Екатеринбург, 2014 г.

Тема : Ударные и безударные гласные в корне.

Цели :

1.Коррекционно-образовательные :

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции;

Тренировать в подборе проверочных слов;

Закрепить умения составлять словосочетания, предложения, писать тексты со словами с безударными гласными.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую моторику и пространственную координацию;

Развивать моторику пальцев рук (координация, переключение);

Развивать кинестетические ощущения от положения органов артикуляции;

Развивать зрительную и слуховую память;

Развивать абстрактное мышление.

3. Коррекционно-воспитательные :

Развитие навыка самоконтроля;

Развитие навыка аккуратного письма;

Развивать сознательное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: гласные буквы, вырезанные из картона, разной величины, карточки с заданиями, материал для развития общей моторики и пространственной ориентировки, мяч.

Ход урока

Этапы

занятия

-Вспомните правило о проверке безударных гласных в словах:

Безударный тихий гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Слуху вы не доверяйте!

Удареньем проверяйте!

- Прочитайте слова. Перенесите ударение на безударную гласную. Запишите ударный слог. Спишите слова. Вода, во.., во… Зима, зи.., зи.. . Река, ре.., ре.. . - Спишите слова: трава - травинка, травушка, травы, травянистый. Почему не все эти слова являются проверочными? - Тренировка в подборе проверочных слов с перекидыванием мяча. Один - много: стена- стены, сосна- сосны, гроза, страна, плечо, ядро, коза, вода; Вчера – сегодня: платил –платит, просил- просит, плясал, носил, вязал, чертил, тащил; Много – один: дела- дело, ряды -ряд, грибы, поля, снега,…. Сегодня – вчера : везёт- вёз, цветёт- цвёл, пасёт, метёт, плетёт,… - Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение.

Родина- р-дной, страны – стр-на, воды- в-да, реки- р-ка, росы- р-са, белый- б-лить.

Дополнительные тренировочные упражнения по данной теме:

    Подберите только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам:
- садовый – посадить, посадка , сады, садик , садовник; - лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок , лесорубы; - лиса – лисица, лисята, лисий , лисичка, лисонька ; - снежок - снегирь, снежный , снеговик, снег, подснежник ; - Почему не все родственные слова являются проверочными? 2 . Вставить безударную гласную в корне. Доказать, что это нужная буква, подобрав проверочное слово. Сначала повторить правило проверки безударных гласных в корне слова. М.ряк- (море), тр.пьё –(тряпка), С. лач- (сила), в.ренье –(варит), Н. члег- (ночь), д.брота –(добрый), Ст.рик – (старый), м.рщинка – (морщить), Х. трец – (хитрый), с.лонка- (соль).

3. Выписать из предложений парами однокоренные слова, поставить ударение, безударные гласные подчеркнуть. Списать предложения, вставляя безударные гласные. Образец: ч а с-ч а сы Объяснить, почему одно слово является проверочным для другого. Целый час я решал задачу. Наши ч.сы идут верно. Ветер надул парус . Корабль подн.л п.руса . У больного поднялся жар. Дедушка сегодня болен . С.довник осмотрел посадки . В. ренье варят в т.зах . Налей воды в таз .

4. По цепочке у доски. Найти безударную гласную в слове, проверить её, подобрав несколько проверочных слов. Поставить ударение в проверочных словах. Например , кормушка-корм, кормит, подкормка. Боец, снеговик, часовой, скрипач, топить, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, свистеть, глазной, мясной, ночной, грибной и др.

5. К данным словам подобрать родственные слова, которые отвечают на вопрос - Что делал? Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные в словах. Образец : к О сит - к о с и л Ходит, тащит, точит, хвалит, носит, катит, кормит, ловит, варит, бросить.

Конспект урока по коррекции дисграфии с группой обучающихся 3 класса

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Цель: Закреплять навык правописания слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Формировать умение распознавать и грамотно писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова,

    Формировать умение подбирать проверочные слова, проверять словарные слова по орфографическому словарю.

Коррекционно-развивающие:

    Развивать орфографическую зоркость.

    Развивать словесно-логическое мышление, внимание, межполушарное взаимодействие, общую и мелкую моторику.

    Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в парах.

    Воспитывать адекватную самооценку.

Оборудование : алгоритм, магниты, маркер, слова напечатанные, орфографические словари на каждого, наглядное пособие «Правило правописание безударной гласной в корне слова», мячи-массажёры», ребусы, табло и магниты, 2 карточки со словосочетаниями.

Приветствие детей:

Вот и снова дан звонок, начинается урок.

Интересные задания – для вас.

Пожелаем вам удачи, в добрый час!

Настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Вспомним, чему учились на прошлых уроках?

Какие слова называются родственными?

Проверим ваши знания. Выполним задание «4-ый лишний». Прочитайте слова, выделите корень. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

Полёт гора медовый вода

лето горе медок провод

лётчик горка медный водичка

летать горный мёд водяной

Ответы детей: Учились подбирать родственные слова, выделять корень.

Родственные слова - слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению.

Каждый ребёнок поочерёдно выполняет задание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III . Постановка учебной задачи

Тему нашего урока вы узнаете, выполнив следующее задание. Прочитайте слова, поставьте ударение, выделите корень, вставьте пропущенные буквы маркером, объясните написание:

Св_сток зв_нить

м_рковь л_гушка

На какие две группы можно разделить эти слова? Слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). Какая тема урока? Поверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Какую цель поставим? Чему будем учиться на уроке?

Учиться грамотно писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Дети поочерёдно выполняют задание (читают слово, ставят ударение, выделяют корень и подбирают проверочные слова, вставляют карточку-букву).

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Скажите, как мы можем проверить написание словарных слов? С помощью орфографического словаря (показ ). А лучше словарные слова запоминать, т.к. не всегда в жизни мы можем воспользоваться орфографическим словарём.

Как мы должны проверять проверяемую безударную гласную в корне слова?

Вспомним правило правописания безударной гласной в корне слова. (Показ наглядного пособия с правилом после ответов детей)

Учёные подсчитали, что это правило чаще других применяется в русском языке.

А ещё я предлагаю запомнить небольшой стишок:

Если буква гласная вызвала сомнение

Ты её немедленно поставь под ударение.

Предлагаю поработать в группе и составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. Для чего? Чтобы запомнить, какие действия мы должны совершать по порядку для проверки безударной гласной.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

    Прочитай слово

    Поставь ударение

    Выдели корень.

    Подбери проверочное слово: измени слово или подбери родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

    Запиши слово, вставляя букву, подчеркни орфограмму.

Дети называют правило : Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.

На магнитной доске плакат с алгоритмом и пунктами.

Дети в группе составляют порядок действий и прикрепляют на плакат по пунктам на магниты.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

VI . Подготовка кистей и пальцев рук к письму

Прежде, чем приступить к выполнению письменных упражнений сделаем массаж кистей и пальцев рук при помощи массажных мячей.

Дети повторяют за логопедом движения.

V П. Первичное закрепление

1-е упражнение «Лестница».

Используя алгоритм проверки безударной гласной, «спуститесь по лестнице». На доске – слова:

Пов_р

стр_ла

к_бина

гр_чата

д_журный

п_чтальон

ск_листый

м_линовый

Назовите словарные слова? Проверьте их написание по своим орфографическим словарям.

Дети поочерёдно работают у доски, остальные – в тетрадях.

Регулятивные:

Познавательные:

VII . Закрепление материала.

Работа в парах

Предлагаю поработать в парах.

2-е упражнение. Работа со словосочетаниями. (запись на карточках).

Прочитайте словосочетания. Как думаете, какое задание нужно выполнить?

Выполняем упражнение, используя порядок действий проверки безударной гласной (алгоритм). Будьте внимательны. Проверяйте словарные слова по словарю, если сомневаетесь в их написании. Записи выполняем на карточке фломастером.

1 карточка:

Др_жать () от м_роза ()

др_знить () с_баку ()

кр_кливая () в_рона ()

2 карточка:

Т_жёлый () т_пор ()

гн_здо () с_роки ()

б_льшой () п_рог () ПРОВЕРКА!

Что заметили? Одно слово в словосочетании с проверяемой безударной гласной, а другое – с непроверяемой, словарное слово.

Подобрать проверочные слова, записать их в скобках, вставить пропущенные буквы. Указать в скобках, если слово словарное.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

VIII . Физминутка

    Упражнение на внимание . Если я назову слова с корнем лес , то вы руки поднимаете вверх, а если слова с корнем лет или лёт , то разводите руки в стороны.

Лётчик, лесной, лесоруб, летать, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолёт.

    Гимнастика для глаз.

Выполняют упражнение на внимание

IX . Работа с предложениями

Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

1. Коррекционные:

Развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2. Обучающие:

Формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

Развитие познавательной активности детей.

Оборудование:

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

Ход занятия:

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

Круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

(Незнайка)

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

К…тёнок.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
- Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
- Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
- Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
- Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
- Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
- Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один - много».



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети - в тетрадях.
Например: лиса - лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
- Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.



Ребята, мы сегодня работали с именами существительными, но ведь и в других частях речи может встречаться орфограмма: безударная гласная, посмотрите на наш рассказ. На следующем занятии мы будем продолжать находить безударную гласную в корне слова в разных частях речи.

11. Подводим итог.

Чему мы учились?
Какие слова будут проверочными?
Что понравилось?
Кому было трудно?


Приложение 1.


Ранняя ос…нь (осина, осенний)
Чистая в…да (воды, водит)
Лесная тр…па (тропочка, трап)
Высокая г…ра (горка, горе)


Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка)

Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница)

Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек)

Гн…здо (гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда)


Приложение 2.