Исследовательский проект "удивительные свойства воды". Исследовательская работа по физике «Удивительное вещество - вода Проект по теме удивительные свойства воды

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №19 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА

ИМЕНИ 212 ТОМАШУВСКОГО КИНЕШЕМСКОГО

СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 49-Й ИВАНОВСКОЙ ДИВИЗИИ

(МБОУ школа №19 имени 212 полка)

Научно – исследовательский проект

«Удивительные свойства воды»

Работу выполнил:

ученик 4 «Г» класса

Семёнов Степан

Руководитель:

Цветкова

Светлана Владимировна

учитель начальных классов

Кинешма 2017г.

Содержание.

1.Введение.

2.Цели и задачи.

3.Актуальность.

4.История.

5.Состав.

6.Анкетирование.

7.Практическая часть.

8 .Заключение и выводы.

9 .Использованная литература.

1.Введение.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты

наполняешь нас радостью, которую не объяснишь

нашими чувствами… Ты самое большое богатство

на свете…

Антуан де Сент-Экзюпери

Вода-это жидкий состав, который не имеет запаха, вкуса и цвета. Это тайна из тайн.Человеку стоит поглубже вглядеться в её суть. Вода-главное чудо планеты, это исток, из которого питается жизнь!

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли, она – незаменима, она была необходима во все века и всюду, где существуют земные формы жизни.




2.Тема научно-исследовательской работы:

«Удивительные свойства воды».

Я решил начать свою исследовательскую работу, поставив цель : узнать, какими свойствами обладает вода в разных состояниях и при взаимодействии с различными веществами.

Затем я сформулировал задачи :

Найти информацию о том, о том какими свойствами может обладать вода;

Выяснить у одноклассников, знают ли они о свойствах воды;

Получить у учителя химии ответы, на интересующие меня вопросы;

Провести опыты.

Объект исследования : вода.

Предмет исследования : какими свойствами обладает вода.

Методы исследования:

Опыты, фото и видео фиксация;

Работа с информативными источниками;

Социальный опрос, беседа;

Анализ и обобщение информации.

3.Актуальность : Вода покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Человек состоит из воды примерно на 65%.Человеку необходима живая вода, так же, как и большинству животных. Растениям также нужна вода в почве. Жизнь, как мы понимаем её, невозможна без воды. Хотя бы уже поэтому её можно считать волшебной.

Гипотеза : вода в различных состояниях и при взаимодействии с другими веществами обладает удивительными свойствами.

4.История.

Вода есть повсюду; она соприкасается с прошлым

и готовит будущее; она струится под полюсами и

присутствует на больших высотах. Если есть

что-то поистине загадочное на этой планете,

так это вода.

Лорен Эйсли

Происхождение слова «вода» точно неизвестно. Оно возникло еще в глубокой древности, и с тех самых пор, так говорят о любой «живой» жидкости, без которой невозможно наше существование, а также и всей природы. Происхождение слова «вода» имеет еще одно объяснение. Вода очень похожа на слово «Веда» – Да, что означает – добрая истина. Таким образом, зашифровано имя воды. И это свойство ей дано именно в русском языке.

С давнего времени высшие умы человечества задавали себе вопрос: в чём суть воды, какое значение она в человеческой жизни? Первое научное открытие в данной области, которое до нас дошло, называется «Учение о четырёх стихиях». Оно было написано в IV веке до н. э. древнегреческим философом Аристотелем. В состав четырёх стихий входят земля, огонь, вода и воздух. Причём вода служит источником холода и влаги. В последующее время вода все также приковывала к себе внимание лучших ученых умов своего времени. До XVIII века н. э. это вещество считалось отдельным химическим элементом.

Данные о том, что вода есть химическое соединение стали известны лишь в XIX веке. Лишь путем экспериментов было доказано, что вода есть химическое соединение, а не химический элемент. Таким образом, посредством длительных исследований была получена классическая формула воды.


5.Состав.

Вода – особенная жидкость. Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и одного атома кислорода. Таким образом, её химическая формула – Н2О .

В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из её трёх состояний, и её форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется, то есть переходит из жидкого в газообразное состояние. Газообразная форма воды – это водяной пар. Водяной пар конденсируется или превращается из пара в жидкость. Если нагреть воду до 100 градусов, она кипит и превращается в горячий водяной пар. При 0 градусах вода замерзает и превращается в твёрдый лёд.

6.Анкетирование:

В своём классе я провёл небольшую анкету.

Цель: узнать у своих одноклассников, знают ли они, что вода обладает удивительными свойствами, и хотят ли они узнать о них.

Вопросы:

1. Приходилось ли вам проводить опыты с водой в домашних условиях?

2. Как вы думаете, если положить в стакан с водой канцелярскую скрепку, она утонет?

3. Как вы считаете, что тяжелее вода или масло?

а) масло;

б) вода;

в) одинаковые.

4. Хотели бы вы проверить это на примере моих опытов с водой и посмотреть наглядно?

В результате анкетирования:

1. Опыты с водой проводили дома 10 человек, что составляет 44 %;

2. 9 человек,39%, посчитало, что канцелярская скрепка утонет в стакане с водой;

3. На вопрос: что тяжелее всего, 10 человек, 44 %, ответили, что масло;

9-39%,человек посчитали, что вода и 4 человека,17%, написали, что они одинаковые.

4. 22 человека из 23 опрошенных, 96%, хотели бы посмотреть все опыты наглядно.

Вывод : мои одноклассники заинтересовались и хотели бы увидеть эти опыты наглядно.

7.Практическая часть.

Опыты 1, 2,3,4.

Цель : доказать, что вода имеет большое поверхностное натяжение.

Опыт 1.

Потребуется:

Вода;

Монета;

Пипетка.

Инструкция:

1). Я взял монету и положил её на ровную поверхность.



2). Аккуратно начал капать на монету воду из пипетки.



3). На двухрублёвую монетку убралось 45 капель воды. При этом вода не стекала с монетки и принимала выпуклую форму.

Вывод: вода имеет высокое поверхностное натяжение. И именно из-за него капли воды не стекают с монетки, а стойко держат выпуклую форму.

Видео прилагается.

Опыт 2.

Потребуется:

Вода;

Стакан;

Металлическая скрепка.

Инструкция:

1). Я налил в стакан воду.

2). Затем постарался положить на воду канцелярскую скрепку. Сначала скрепка тонула .



3). Затем я постарался сделать всё аккуратно. Опыт получился! Скрепка плавала на поверхности воды

Вывод: вода имеет высокое поверхностное натяжение. Оно не даёт маленькой металлической скрепке утонуть.

Видео прилагается .

Опыт 3.

Потребуется:

Вода;

Тарелка;

Молотый перец;

Жидкое мыло.

Инструкция:

1). Я налил на тарелку воду.

2). Насыпал молотый перец. Он распределился по поверхности воды.

3). На палец я капнул жидкого мыла и опустил палец в центр тарелки. Весь перец притянулся к краям тарелки.

Вывод: вода имеет высокое поверхностное натяжение. Мыло же ослабило поверхностное натяжение воды в центре тарелки, и поэтому перец притянулся к краям тарелки, где поверхностное натяжение осталось высоким.

Видео прилагается .

Опыт 4.

Потребуется:

Мыльный раствор;

Соломинка.

Инструкция:

1).Мы заранее приготовили мыльный раствор.

2).Мыльные пузыри я пошёл выдувать на улице. Температура воздуха была ниже -15 градусов. Мне хотелось посмотреть, что произойдёт с мыльными пузырями на морозе.



3). Я аккуратно выдувал пузыри на снежную поверхность. Они не лопали, а замерзали, а со временем разрывались, как плёнка. Это было очень красиво.


Вывод: вода имеет высокое поверхностное натяжение. Мыло уменьшило поверхностное натяжение и позволило поверхности воды растянуться и создавать мыльные пузыри .

Видео прилагается .

Вывод: проведя несколько опытов, я сделал вывод, что вода имеет высокое поверхностное натяжение.

Опыты 5,6.

Цель: доказать, что давление воды меньше давления воздуха.

Опыт 5.

Потребуется:

Вода;

Пустая бутылка;

Пластмассовый шарик.

Инструкция:

1).Я налил полную бутылку воды.


2).Положил на горлышко пластмассовый шарик и перевернул бутылку. Он не упал.

Вывод: с одной стороны на шарик давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воды в бутылке меньше, чем давление воздуха, вот шарик и не падает.

Видео прилагается .

Опыт 6.

Потребуется:

Вода;

Краситель;

Тарелка, стакан;

Монетка;

Жевательная резинка;

Спички.

Инструкция:

1).Я налил на тарелку воду, подкрашенную красителем.

2).На монетку налепил жевательную резинку и прикрепил к ней три спички.

3).Эту конструкцию я поставил в тарелку с водой и поджёг спички.

4).Быстро накрыл горящие спички стаканом. Когда спички потухли, вода втянулась внутрь стакана.



Вывод: огонь нагрел воздух внутри стакана. В результате чего воздух расширился, а значит, выросло и его давление. В итоге часть воздуха из стакана начала выходить. Когда огонь потух, воздух остыл и снова уменьшился в объеме, а значит, его давление тоже уменьшилось и стало меньше давления наружного воздуха. Именно это наружное давление и вдавило воду внутрь стакана.

Видео прилагается .

Вывод: давление воды меньше, чем давление воздуха.

Опыт 7,8.

Цель: доказать, что проходя через воду, свет может менять своё направление.

Опыт 7.

Потребуется:

Вода;

Пустая банка;

Несколько монет.

Инструкция:

1). Я налил в банку воды. Положил под банку две монетки. Затем посмотрел сквозь воду сбоку банки и не увидел монетки.

3). Для придания опыту большего интереса, я опустил в банку монетку. Через стекло её было видно. Посмотрев сверху, я увидел все три монетки .

Вывод: Когда свет переходит из менее плотной среды - воздуха, в более плотную воду, на границе этих двух веществ происходит изменение направления лучей света. Переходя из воды в воздух. Когда свет переходит из более плотной среды воды в менее плотную среду воздуха, свет отклоняется в противоположном направлении. Поэтому мы не видим монетку.

Видео прилагается .

Опыт 8.

Потребуется:

Вода;

Лист бумаги с нарисованными стрелками;

Пустая банка.

Инструкция:

1). Лист с нарисованными стрелками я поместил за пустой банкой.


2).Затем я стал наливать в банку воду. По мере того, как вода доходила до стрелок, они меняли своё направление.


Вывод: банка воды работает как линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

Видео прилагается.

Вывод: луч света, проходя сквозь воду, может менять своё направление.

Опыт 9.

Цель: доказать, что плотность холодной воды больше, чем плотность горячей воды.

Потребуется:

Два стакана с холодной водой;

Два стакана с горячей водой;

Красители;

Пластиковая карточка.

Инструкция:

1). В стаканы с холодной водой я добавил жёлтый краситель, а в стаканы с горячей водой - красный.

2). На стакан с холодной водой я положил пластиковую карточку. Перевернув стакан, я поставил его на стакан с горячей водой и аккуратно убрал карточку. Холодная и горячая вода смешались.

3). Затем таким же способом мы поставили стакан с горячей водой на стакан с холодной водой. Холодная и горячая вода не смешались.


Вывод: плотность холодной воды больше, чем плотность горячей воды.

Видео прилагается.

Опыт 10 «Лавовая лампа»:

Цель: доказать, что вода тяжелее подсолнечного масла.

Потребуется:

Вода;

Подсолнечное масло;

Краситель;

Шипучая таблетка аспирина;

Банка.

Инструкция:

1). Я заполнил 1/3 часть банки водой, а остальную часть долил маслом.

3).Опустил в банку шипучую таблетку аспирина.

4).Вода тяжелее масла. К тому же они обладают свойством не смешиваться. Когда я добавил внутрь банки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение.


Вывод: вода тяжелее масла.

Видео прилагается .

8 .Заключения и выводы:

Заключения: для проведения каждого отдельного опыта нужно создать следующие условия:

1). Температура воды для каждого опыта должна быть разной.

2). Для выполнения опытов могут потребоваться различные вещества или предметы.

3). Некоторые опыты требуют внимательности и аккуратности выполнения.

4). Определённая группа опытов требует помощи взрослого помощника.

5). При выполнении всех условий все приведённые выше опыты можно выполнить в домашних условиях.

Вывод: вода - интересное для проведения опытов вещество, имеющее много различных свойств.

Важно помнить!

Роль воды в жизни нашей планеты удивительна и раскрыта еще не до конца. Даже страшно поразмыслить над тем, что было бы морей и океанов, озер и рек на земле. Как бы все живое развивалось в таком случае? В данном случае жизнь на нашей планете не смогла бы даже появиться. Именно воде Земля обязана появлением и развитием жизни, следовательно, не будь ее, не было бы и нас. Не будь воды, не знали бы мы ее строения, ее свойств, ее ценности, ее особенностей.

Вода – один из важнейших природных ресурсов любой территории. Стремительный рост потребления воды, загрязнение рек, вызванное сбросом в них сточных вод, снижают качество воды в водных объектах. Загрязняются и зарастают озера. Потребности же в питьевой воде в мире постоянно растут. Сегодня мы часто не ценим это сокровище, в котором многие ощущают недостаток.

Хотя, в конечном счете, от загрязнения природных вод страдает сам человек и его деятельность. В силу этих обстоятельств, здоровье людей подвергается серьезному риску. Поэтому надо создавать все условия для сохранения водных богатств. Нужно рационально использовать водные ресурсы, предотвращать их загрязнения. Только при наличии чистой воды наша цивилизация будет развиваться. В домашних условия можно тоже очищать воду. Я расскажу о способах очистки воды в следующем видео.

Видео прилагается

9 .Используемые материалы :

    Опыты с водой// Уроки волшебства (Электронный ресурс).

    Опыты с водой для школьников (Электронный ресурс)

    Физические свойства воды// Все о воде (Электронный ресурс).

    Я. Перельман «Занимательная физика».

Клочкова Анастасия

Руководитель проекта:

Шитикова Л.В.

Учреждение:

МОУ "Пеновская СОШ" Тверской области

Исследовательская работа по биологии "Удивительные свойства воды" посвящена изучению значения воды в природе и её применении в хозяйственной деятельности человека. Ученица проводит эксперименты для ознакомления с физическими и химическими свойствами воды.

Проект по биологии (окружающий мир) "Удивительные свойства воды" содержит проведение опытов, демонстрирующих свойства главного вещества, содержащегося в живых организмах. Таким образом, ученица 5 класса связывает полученные результаты с природными явлениями.


Исследовательский проект "Удивительные свойства воды" покажет, как интересно и с пользой применить полученные знания на занятиях по биологии.

Введение
Глава 1. Вода в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Глава 2. Удивительная вода.
2.1 Вода эталон для измерения температуры, массы, количества тепла и высоты
2.2 Три состояния воды
2.3 «Сверхохлажденная » вода
2.4 «Эффект Мпемба »
2.5 Изменение свойств льда при воздействии давлением
2.6 Теплоемкость воды
2.7 Теплопроводность воды
2.8 Поверхностное натяжение воды
2.9 Вода универсальный растворитель
Глава 3. Описание проведённых опытов, демонстрирующих удивительные свойства воды.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


В этом году я перешла в пятый класс, и мы начали изучать новый, очень интересный предмет - биологию. На уроке я узнала, что из иллюминаторов космических кораблей поверхность Земли кажется голубой. Это происходит потому, что 71 % поверхности планеты покрыт водой и льдом.

В случае таяния ледников вода в Мировом океане поднимется более чем на 50 метров, что приведёт к затоплению гигантских территорий суши на всём земном шаре. Мне кажется, правильнее было бы называть нашу планету не Земля, а Вода или Океан. (см. рис.1)

Мало кто из нас задумывался над тем, что представляет собой вода. Она сопровождает нас повсюду и, кажется, нет ничего более обычного и простого. Однако это далеко не так. Почти все свойства воды – исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете.

Ученые уже немало узнали о воде, разгадали многие ее тайны. Но чем больше они изучают воду, тем больше убеждаются в неисчерпаемости ее свойств, некоторые из которых все еще не поддаются объяснению.

И вот я поставила перед собой:

Цель: исследовать удивительные свойства воды.

Задачи:

  • изучить информацию по данной теме;
  • узнать о значении воды в природе и её применении в хозяйственной деятельности человека;
  • познакомиться с физическими и химическими свойствами воды;
  • провести опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды и попробовать связать их с природными явлениями.

Объект исследования: вода

Предмет исследования: свойства воды.

Гипотезы: хотя вода является эталоном нескольких величин, это самое аномальное вещество в природе и наше повседневное представление о ней не всегда соответствует действительности;

Если бы свойства воды не были столь необычны, то жизнь на Земле была бы невозможна, или приобрела бы совсем другие формы.

Групповая работа учеников 4 "В" класса

Проект "Удивительные свойства воды".Вода в природе,свойства воды, свойства воды на службе у человека,опыты с водой,охрана воды,мастер -класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Где и как использует человек свойства воды

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.


Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.


Вода “добывает ” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

Неизмеримо велика роль воды в природе и жизни человека. Можно сказать, что все живое состоит из воды и органических веществ. Она - активнейший участник формирования физической и химической среды, климата и погоды. При этом она влияет и на экономику, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и энергетику.

В первую очередь человек воду употребляет в пищу: утоляет ею жажду, готовит на ней блюда. Учеными выявлено, что для нормального физического состояния всех человеческих органов, необходимо в день выпивать 1,5-2 литра воды, не считая выпитых в течение дня соков и прочих жидкостей

Личную гигиену не совершить без воды. На умывание требуется на одного человека до 10 литров воды, при использовании туалета в доме с принужденной канализацией – до 45 литров ежедневно, на купание отводят в среднем до 190 л.

С помощью воды осуществляют уборку помещений. Подсчитано, в среднем на мытье посуды, полов, окон, стирку, полив комнатных цветов в сутки уходит до 180-200 литров воды.

Воду используют широко на сельских угодьях, в земледелии. Также ежегодно в сезон расходуют воду в больших количествах для полива огородов и садов дачники.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

При тушении пожаров без больших объемов воды не обойтись, так как вода в таких случаях используется и как охладительная жидкость, и как изоляционная в пенном составе (не допускает к открытому огню поток воздуха).

Используется вода и как основной теплоноситель. Для этого она применяется в теплосетях, теплотрассах.

Трудно себе представить многие виды спорта без воды, такие как плавание, водное поло, гребля.

К здоровому отдыху относится и возможность посетить баню, сауну, аквапарк, бассейн, где без воды также не обойтись.

Широко используется вода в области химии, как растворитель и разбавитель многих веществ, в промышленности, например, горнодобывающей и нефтяной.


В настоящее время остро ощущается дефицит чистой воды. Задача человека использовать воду и ее свойства в свое благо, не создавая проблем в водной экосистеме, которые могут привести к катастрофе – загрязнению и сокращению объемов пресных вод и вод морей и океанов.


Знание о свойствах воды позволяет нам более умело использовать их в повседневной жизни

В химии вода – растворитель; один из составных частей некоторых химических реакций. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов.
В медицине вода – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.


В сельском хозяйстве вода – "транспортное средство" питательных веществ к клеткам растений и животных, участник процесса фотосинтеза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.
В быту вода – средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи. Вода моет всех людей, машины, дороги.


Норма водопотребления на одного человека существенно отличается по отдельным городам. Вспомним о приблизительно 6 миллиардах человек, населяющих планету Земля и нам станет ясно, почему время от времени возникают разговоры о все возрастающих проблемах с питьевой водой даже в регионах планеты, где очень много воды.

Вода – вещество, которое находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму и растворять разные вещества.

Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен и другое.

Вода не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться. Это свойство воды человек использует, например, при спасении от преследующих хищных животных: стоит войти в воду – как след человека будет потерян, животное не сможет определить направление движения человека, вошедшего в воду.

Вода течет. Например: если вылить ее на плоский поднос - она растекается в лужу. Человеком это свойство воды широко используется в жилищно коммунальном хозяйстве: вода, протекая по трубам, поступает в наши дома и квартиры.

Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то вода станет мутной потому, что часть мела растворилась в воде.

Вода - прекрасный растворитель и потому невозможно встретить в природе жидкую "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества. Воду можно очистить с помощью фильтра. Если положить в воронку бумажную салфетку или вату и пропустить через нее воду, в которой растворен мел, то можно увидеть, что вода стала более чистой. Если сделать это еще несколько раз, вода станет совсем прозрачной.


Предварительный просмотр:

« Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму».

(китайская притча )

Опыты с водой

Для выявления свойств воды нами было проведено несколько опытов.

Опыт первый. Нальем немного воды в формочку для льда, поместим ее в морозилку. Через пару часов вытащим формочку, убедившись, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Неужели твердый лед – это та же вода?

Сейчас проверим! В тепле лед быстро тает и превращается в обычную воду.

Вывод: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Выльем талую воду в кастрюльку, поставим на огонь и внимательно за ней понаблюдаем.

Когда вода закипит, появится пар. Аккуратно поднесем к кастрюльке зеркальце и видим образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода!

Если же кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Вся вода превратится в пар, который разлетится по воздуху.

Вывод: Жидкая вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0 градусов. При нагревании до 100 градусов вода кипит и превращается в пар.

Опыт второй. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. Но в первом случае под воздействием высокой температуры вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней.

Вывод: Вода способна испаряться.

Опыт третий. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью. Чтобы это доказать, в столовую ложку наберем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. В ложке останется белый порошок. После того, как ложка остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод : Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой - кристаллы сахара.

Опыт четветый. «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта нам понадобилось сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт пятый . «Заколдованная непроливайка».

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Опыт шестой .

Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Разместим стакан с водой и карандаш на столе. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Опыт «Торнадо в бутылке»

  • Вода
  • Прозрачная пластиковая бутылка с крышкой
  • Блеск
  • Жидкость для мытья посуды

Время на проведение эксперимента: примерно 15минут.

Начинаем эксперимент:

  1. Заполняйте пластиковую бутылку водой, пока она не заполнит ¾ части бутылки.
  2. Добавьте в водичку несколько капель жидкости для мытья посуды.
  3. Через несколько секунд добавьте несколько щепоток блеска. Это поможет Вам лучше увидеть торнадо.
  4. Плотно закройте бутылку крышкой.
  5. Переверните бутылку верх дном и держите ее за «шею». Быстро, в течение нескольких секунд, покрутите бутылку круговыми движениями, остановитесь и загляните внутрь.

Примечание:

Возможно, Вам придется покрутить бутылку несколько раз, прежде чем Вы заставите торнадо работать должным образом.

Как это произошло?

Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Центробежная сила – это сила внутрь направляющего объекта или жидкости, такой как воды по отношению к центру его круговой траектории. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.

Опыт «Мыльные пузыри»

Для проведения опыта понадобится:

  • Жидкое мыло
  • Вода
  • Баночка
  • Кусок проволоки

Время на проведение эксперимента:

Около 5 минут

Начинаем эксперимент:

  1. Смешайте один стакан жидкого мыла с шестью стаканами воды.
  2. Вылейте смесь в банку.
  3. Конец проволоки согните в форму кольца.
  4. Опустите проволоку в смесь, помакайте и осторожно вытащите ее.

Примечание:

Прежде чем проводить опыт «Мыльные пузыри» убедитесь в том, что Ваша проволока не покрыта нейлоновым слоем, так как если проволока будет покрыта нейлоновым слоем, Вы не сможете создавать мыльные пузырьки.

Наблюдение:

Попробуйте использовать средство для мытья посуды, шампунь или гель для душа и посмотрите, что из них создает лучше мыльные пузыри. Насколько большой мыльный пузырь Вы можете сделать?

Результат:

Пузыри образуются за счет того, что Вы смешиваете мыло с водой . Когда Вы согнули конец проволоки в колечко и, опустив в смесь, помакали ее, вода с частичками мыла перебралась на проволоку, а после того, как Вы подуете в колечко, оттуда вылетит мыльный пузырёк.


Предварительный просмотр:

Охрана воды.


Человек должен следить за чистотой всех водоёмов.
Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом, - насекомые, моллюски и другие. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.


Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

Почему воду нужно беречь?

«Воду нужно беречь» - твердят родители и воспитатели, дома и в детском саду. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же ее беречь, если ее вон сколько вокруг?

Дома отвернул краны – течет, хорошим напором, широкой струей. Хочешь тебе – холодная, хочешь - горячая. Готовь еду, купайся, стирай, сколько влезет. На улице измазался, играя в футбол, – колонка неподалеку. Нажал на рычаг – вода льется рекой, мойся, плещись сколько угодно. А вон по городу и за городом - сколько озер, рек, прудов. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаешь понимать, зачем же ее так беречь, воду-то эту, если ее огромные объемы, куда ни взгляни.

Теперь давайте посчитаем более конкретно. Каждый человек ежедневно выпивает около полутора-двух литров воды. Да плюс суп, да еще чай, кофе, компоты всякие. Это только внутрь. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из жильцов многоквартирного дома. А в деревне еще коровок-овечек напоить, а огород полить каждый вечер в жаркую погоду. Еще вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая энергию для нас, еще переносит на своих волнах огромные корабли. А сколько воды используется на любом производстве! Для охлаждения, увлажнения, промывания. Тонны, десятки тонн, сотни тысяч тонн ежедневно.

А теперь посмотрим на нашу планету. Нет, не на Вселенную – она как раз бесконечна. А планета, Земля? У нее есть северная и южная крайние точки, западная и восточная. То есть она ограничена в размерах, как ни крути. А, следовательно, ограничены и ее природные ресурсы. Представьте на минуточку: вода может закончиться! Одновременно, на всей планете. То есть совсем-совсем. Ни к соседям не сходить, чтобы набрать воды в чайник, ни у колонки не вымыться, и воды тебе ни отдадут, ни продадут ни за какие богатства мира. Представили? И как? Не очень, правда? Ну, помыться можно и подождать. А суп сварить? А просто – глотнуть свежей чистой воды, придя с тренировки или, вернувшись домой с жаркой улицы. А между тем, в течение одних суток, то есть двадцати четырех часов, человечество использует – вдумайтесь на минутку – семь миллиардов тонн воды! Даже страшно себе представить такое количество, не говоря уж о том, чтобы с ним навсегда попрощаться.

Да что там говорить – на нашей планете уже и сейчас существуют населенные пункты, страны и даже целые части материков, где люди страдают от нехватки воды. И будьте уверены: там они ее так бездумно не расходуют, берегут каждую капельку и очень точно просчитывают, сколько и когда ее потратят. Вот для того чтобы не пришлось скоро считать каждую каплю воды всему человечеству на Земле, воду крайне необходимо беречь. Закрывать краны, как только перестаешь пользоваться водой, экономно расходовать ее на любые нужды. Ну и, конечно, стараться не засорять любой из водоемов, будь то речка, озеро или пруд – каждому из нас когда-то придется напиться из такого же.

Вода выступает важным фактором жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Окажись вы в пустыне под ее беспощадно палящим солнцем, вы будите рады променять пусть не все, но некоторые сокровища на воду, на хотя бы один глоток этого живительного и бесценного «жидкого золота». Бедуины, путешествуя по пустыням, старались хорошо запасаться водой, так как если она закончится - они погибнут.

Что есть для нас вода сегодня? Разгадали ли мы ее главный секрет?

С уверенностью говорить о том, что да, мы познали ее смысл нельзя. О воде написано много статей, воде посвящены стихи и пословицы, она олицетворение жизни в литературных произведениях. И еще больше будет написано в самое близкое время. К осознанию значимости и роли пресной воды в нашем повседневном мире привлечено внимание многих ученых земного шара. К изученным и открытым характеристикам воды со времен ее представления с точки зрения химии как два атома водорода и один атом кислорода немецким естествоиспытателем А. Гумбальтом, в наши дни добавилось очень много иных ее физико-химических свойств и ролей в жизни всего живого.

Многие столетия люди не знали, что представляет собой вода, и каким образом она появилась на планете. До XIX века люди не думали, что вода - химическое соединение. Данные о том, что вода есть химическое соединение стали известны лишь в XIX веке. На ранних стадиях ее изучения, воду относили к химическим элементам. Весь мир знал, что вода - химическое соединение, формула которого Н2О.

О наличии тяжелой воды стало известно в 1932 году. В наше время известно, что может быть 135 изотопных типов воды. Внешне тяжёлая вода смотрится как обыкновенная, но при этом ее состав непрост и многообразен. Вода - одно из бесчисленных химических соединений, с, казалось бы, легкой и совершенно непримечательной формулой, но в то же время - такой сложный смысл сокрыт в ней.

Вода все время контактирует с различными веществами в природе. Вода химически не меняется под действием большего количества соединений, которые она растворяет. Вода имеет возможность растворить, как и твердые тела, жидкости, так и газы. Воду можно отнести к категории максимально сложных веществ по своим качествам и способностям. Вода, какой бы она не была по составу, имеет разное воздействие на здоровье человека. Всякий вид воды формируется в своих установленных обстоятельствах. И если жизнь - это одушевленная вода, то, также как и жизнь, вода многолика и характеристики ее неиссякаемы. Вода обладает очищающим и освежающим влиянием, в связи с чем, часто используется в целительстве. Исходя из многих высказываний, имеющих отношение к воде: «много воды утекло», «воды не замутит», можно вообразить, что раньше люди знали о воде больше, чем мы и применяли ее силу на благо себе.

Хотя мы и представляем себе полную значимость воды в современном мире для нас, но не предполагаем, что наши представления не полны. Представим себе на минуту, что на Земле не стало бы питьевой воды, рек, морей, океанов. Что могло бы произойти? В подобном случае жизнь на нашей планете не могла бы даже появиться. Собственно воде Земля обязана появлением и развитием жизни, в таком случае, не будь ее, не было бы и нас. В данном случае ни один живой бы организм не выжил бы, а жизнь бы не возникла. Не будь воды, не знали бы мы ее строения, ее свойств, ее значимости, ее особенностей, не знали бы мы что такое жизнь.

Берегите воду! Вода незаменима никакими сокровищами мира. Вода несёт информацию о состоянии нашей планеты, в связи с этим ее требуется оберегать.


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Удивительные свойства воды»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери

Привычное не удивляет и то, что мы постоянно используем, лишено налета таинственности и воспринимается обыденно. Но все же есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. Они не подчиняются известным законам.

К примеру, вода. Ученые обнаружили у неё свойства, которые они не могут объяснить. То есть их не должно быть. Но они есть. Чудо! Или загадка… Наперекор законам.

Цель работы : выявить удивительные свойства воды.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи :

  • изучить информацию по данному вопросу;
  • провести опыты;
  • проанализировать полученные результаты;
  • сделать выводы.

Предмет исследования : свойства воды.

Объект исследования : вода и её различные состояния.

Методы исследования :

  • изучение и анализ литературы и Интернет-статей по данной теме;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Я рад представить вам результаты, проделанной работы.

Для начала я вспомнил основные физические свойства воды : Вид молекулы воды H 2 O. Ученые выделяют как минимум 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде. При атмосферном давлении вода замерзает при температуре 0°C и кипит при температуре 100°C.

Вода - удивительное вещество. У неё необычно высокая температура кипения и парообразования, высокая теплоемкость и необычно высокое поверхностное натяжение.

Следующим шагом моей работы стало проведение опытов.

Опыты на поверхностное натяжение воды:

Опыт № 1 «Вода течёт вверх».

Опыт № 2 «Скрепка на поверхности воды».

Опыт № 3 «Трусливый перец».

Опыт № 4 «Вода не выливается из перевернутого сосуда».

Опыты на таяние льда:

Опыт № 5 «Таяние от давления».

Опыт № 6 «Таяние от соли».

Опыт на теплопроводность воды:

Опыт № 7 «Свеча и шарик».

Опыт со сверхохлажденной водой:

Опыт № 8 «Мгновенная заморозка».

Во время выполнения работы мною были проведены 8 опытов с водой для подтверждения её удивительных свойств. Благодаря проведенным опытам я узнал много нового и интересного.

Во-первых, вода самостоятельно может подниматься вверх, благодаря своим капиллярным свойствам, хотя мы привыкли думать, что она течет только вниз.

Во-вторых, вода может не выливаться из перевёрнутого сосуда и удерживать на плаву скрепку, благодаря высокому поверхностному натяжению.

Так же я узнал, что лед можно заставить таять и под воздействием соли или давления, а не только от тепла. А ещё вода может превратиться в лед за секунды, она обладает отличными теплопроводными свойствами. Поэтому воду можно даже вскипятить в пластиковой бутылке или в бумажной коробке из-под сока или молока.

Оказалось, что проведение опытов - это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Такие опыты-фокусы очень понравятся детям и помогут им познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.

Видео с проделанными опытами