Эссе моя профессия учитель биологии. Творчесское эссе учителя химии и биологии по работе по методу проектов

Эссе

Я и биология

Когда мы осмыслим свою роль на земле,

пусть самую скромную и незаметную,

тогда лишь мы будем счастливы.

Антуан де Сент-Экзюпери

Когда выдаётся свободная минута, я люблю перелистывать «Маленького Принца» Антуана де Сент-Экзюпери, одно из любимых мной произведений. Взгляд невольно останавливается на строчках, отмеченных карандашом: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». По мере взросления смысл этих строк для меня все более проясняется: мы, разумные существа, несем ответственность и перед теми, «кого мы приручили», и перед будущими поколениями за сохранение гармонии природы. Перелистываю страницы… «Разум обретает ценность тогда, когда он служит любви». Как просто и точно сказано об ответственности науки, об ответственности человека за путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Отсчитывает последние дни 2010 год – год, когда нам, выпускникам, уже необходимо было делать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать свою жизнь с бурно развивающейся в последние годы наукой биологией. Мне кажется, что у биологии самая важная миссия – не просто постичь закономерности жизни, разгадать ее тайны, но и суметь сохранить многообразие живой природы. Биология – великая наука. Она окружает нас повсюду.

Вспоминаю начало сентября: нас попросили назвать пятый предмет для тестирования. Многие задумались, некоторые не смогли определиться долгое время. Мне же было легко. Мой выбор сделан, наверное, в раннем детстве. Самые яркие детские воспоминания связаны с открытием мира вокруг себя. Это чудо открытия жизни, кипящей везде: и в маленькой речке, куда нас возили купаться, и в безбрежной степи, начинающейся сразу за нашим огородом. Мы живём на краю села, и у нас частые гости – перепелки, зайцы, лисы. А летом стоит поднять голову вверх: летают птицы, порхают бабочки, носятся стрекозы… К живой природе меня тянуло всегда: сколько неизведанного и интересного!

Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями и животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая свойства живого и жизнь во всех ее проявлениях, и есть биология. Наука, которую избрала я!

В судьбе любого человека случаются события, которые, сначала малопримечательные, в будущем оказываются для тебя своеобразной точкой отсчёта. Таким эпизодом в моей жизни стало появление в расписании урока биологии. Он стал самым любимым. Учебники, полученные в библиотеке, прочитывала ещё летом. С тех пор моим главным увлечением стало изучение Природы. Именно так, с большой буквы. Иначе я и не отношусь к любому живому существу, к любому цветку. О цветах, об этом чуде, я могла говорить бесконечно. Моя детская мечта, которую я надеюсь осуществить,– создать на своём участке цветочные часы. Чтобы сотворить это чудо, необходимы не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. Издревле было известно, что многие явления природы обладают определенной периодичностью. Раскрывание и закрывание цветков, появление росы на траве, множество других примет помогали раньше людям ориентироваться во времени. Еще в Древней Греции и Риме на клумбах высаживались растения, с помощью которых можно было определить время суток. Первые цветочные часы появились в 20-х годах XVIII века. Они показывали время с 3-5 часов утра. Чтобы ответить на вопрос «Какая сила заставляет цветы раскрываться и закрываться приблизительно в одно и то же время?», ученым предстояло сделать важное открытие: оказывается, растения тоже способны двигаться. До сих пор помню, с каким интересом постигала я мир растений и животных. Каждый день происходило маленькое чудо открытия. Оказывается, самое многообразное семейство цветковых растений – орхидные: в него входит от 17 до 30 тысяч видов. Самым старым деревом на Земле считается сосна остистая, растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. А ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных: он проводит всю свою жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. Меня всегда привлекала загадка появления жизни на Земле. В третьем классе я увлеклась греческой мифологией. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Согласно мифам, источник жизни заключался в вечном, безграничном Хаосе. Все возникло из него – весь мир и бессмертные боги. Мой пытливый ум не мог удовлетвориться таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла мне понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За годы учёбы сделано много открытий, но знаю, что ещё больше ждёт меня впереди, так как биология способна дать ответы на многие вопросы, волнующие человека.

Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Многовековая, полная драматизма история биологии отражает борьбу взглядов и идей, вбирает в себя особенности общественного развития в то или иное время. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В IV веке до н.э. Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии. В средние века развитие биологии существенно затормозилось. В это мрачное время хранителями знаний были арабские ученые. Развитие науки продолжилось в эпоху Возрождения, а с открытием в XVII веке кровообращения и микроскопа начинается бурное исследование всего живого. XIX и XX века – время потрясающих научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, появление генетики, установление структуры молекулы ДНК и расшифровка генома человека, открытие стволовых клеток…

В последние годы биология бурно развивается, становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. Думаю, что XXI век по праву будет веком биологии, так как эта наука может помочь решить многие проблемы, существующие в современном мире. Сегодня биология включает обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология), разные царства (ботаника, зоология). Она тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. В нашей стране развитию биологии уделяется большое внимание. В конце октября в Алматы на биологическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялась очередная Международная конференция «Биотехнология, нанотехнология и физико-химическая биология», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.Б.Дарканбаева. На конференции было представлено более 60 докладов ведущих ученых и специалистов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Цель данной конференции – определение состояния и перспектив развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – это передовая наука, наука будущего!

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь? Но знаю точно, что каждый человек должен владеть хотя бы элементарными биологическими знаниями. Без них немыслимо освоение основ медицины, сельского и лесного хозяйства, наконец, ведение здорового образа жизни. Дальнейшее развитие человечества, в связи с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий, возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей. Однако знания в руках безнравственных людей – страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Наука жизни и любви

К природе и дарам Земли

Научит мир воспринимать

И по другому понимать

Всё то, что окружает нас.

И в добрый путь, и в добрый час

Перешагнёт пусть человек

Тяжёлый XXI век.

Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Человек же до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. Роль биологии в познании природы человека велика: она развивается, осваивая гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, так как я хочу связать свою жизнь с медициной. Еще в детстве я хотела помочь людям, у которых были проблемы со здоровьем. Я знала, что врач должен быть ответственным в работе и в жизни, добрым и внимательным к людям, бескорыстным и благородным. Для него самая большая радость в жизни – счастье и здоровье окружающих. Он, как солнце, готов согреть каждого; у него добрые глаза и открытое сердце. Теперь я уже точно решила, кем быть. Я хочу стать врачом! Потому что это – зов сердца и души!

Я знаю, что хорошим специалистом стать очень трудно. Мечты без реального труда не воплотятся сами по себе, поэтому сейчас надо трудиться, учиться, набираться знаний. Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня я все свободное время посвящаю изучению биологии: с интересом читаю научно-популярную литературу, принимаю участие в конкурсах, олимпиадах, защите научных проектов – хочу каждый день узнавать что-то новое и не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии: именно люди, ставившие перед собой масштабные цели, победили черную оспу, научились пересаживать сердце. Сомерсет Моэм заявлял, что, в отличие от существующего мнения о бесполезности мечты, она – «не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Если бы люди не представляли себе свое будущее, не ставили перед собой четкие задачи, что побуждало бы их к активной деятельности, к самой жизни? Жизнь без мечты бесцветна, безрадостна и просто бесполезна.

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Уже сегодня я спрашиваю себя: «Если я стану врачом, смогу ли прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте?» Смогу ли я? Буду стараться. И в этом мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука Биология.

Ефремова Нина

ученица 11 класса ГУ «Пешковская средняя

школа» ОО Федоровского района»

Костанайская область

учителя биологии и химии

Матусевич Татьяны Валентиновны

МОУ Таганской СОШ им.

«С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал» В. Сухомлинский

Каждый из нас после окончания школы задает себе вопрос: « Кто я? Где мое место в обществе? На что я способен?» Ведь далеко не у каждого к этому времени сложился ясный ответ на такие жизненно важные вопросы. Быть учителем я мечтала с детства. Вместе с подружками играли в школу, ставили друг другу отметки, но в этих играх именно я была учителем. Поэтому вопрос о выборе профессии так остро для меня не стоял. И я им стала! Стала учителем биологии! Детство и юность мое прошло в красивейшем месте, на берегу озера Чаны и это определило мой выбор. Оказалось, в работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя (наблюдать, исследовать - живой мир природы), теперь стало не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

Лучше учить, лучше воспитывать - настоятельное требование времени. Эффективность моей работы зависит от того, насколько я осознала свои возможности и нашла пути и средства воспитания ученика. А активность, инициатива, творческий поиск учителя - необходимое условие в деле успешного воспитания детей. «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмёт инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» - совсем недавно я перечитала эти слова, как они современны сейчас. Я постоянно повышаю свое педагогическое мастерство: на курсах повышения квалификации, занятия в мастер - классах: по естествознанию и ботаническим исследованиям при международной лаборатории инновационных образовательных технологий. Обучение позволило осознать по-новому использование проектной и исследовательской деятельности учащихся. В школе для этого созданы все условия, имеются 10 компьютеров с выходом в Интернет.

Я часто вспоминаю своих выпускников, кажется, что помню всех. Неправда, что у учителя нет любимых учеников, они есть, и в сердце они занимают определенный уголок и учитель в этом никогда не признаётся. У меня тоже они есть, и с ними до сих пор мы - большие друзья. Для моих учеников и для меня школа это второй дом, куда бывшие выпускники стремятся при первой возможности. Успех учителя – это успешность его учеников. И мои выпускники - это врачи, учителя, технологи. Многие связали свою жизнь с сельским хозяйством . Я горжусь своими учениками: Васильевой Мариной – врачом-стоматологом, Мельниковой Оксаной – врачом-акушером, Соловьевым Евгением - ветврачом, Пашук Анной - учителем биологии, Франц Ольгой - учителем биологии. Студентами ВУЗов, для которых биология и химия стали предметами, которые определили будущую профессию: Неверовой Анастасией, Волхонской Дарьей и многими другими. Школа воспитала их добрыми, честными, благородными и порядочными людьми. Победы и ошибки, удачи и промахи, поиски новых путей во взаимодействии учителя и учеников приводят к тому, что мои выпускники вырастают хорошими, талантливыми людьми. А это главный совместный результат. Дети дали мне понять, что педагогика – это мое призвание.

Учитель всегда и во все времена должен любить учеников и предмет, который преподаёт. Любить ученика – это значит понимать и уважать его.

Поэтому для себя я вывела формулу успешной работы:

педагог призван развивать творческие способности учащихся, а это может получиться лишь тогда, когда создан творческий, доброжелательный климат на уроке, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учителя внимание к каждому ребенку поощрение даже малейшего успеха, тогда на уроке ребенку будет интересно и радостно а это тоже не маловажное условие результативности обучения.

За годы работы я поняла, что и сейчас актуальны слова Г. Гегеля:

« Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. » Сотрудничество равных людей - вот образец современных взаимоотношений учителя и ученика, идущих рука об руку и смотрящих в будущее радостными глазами.
Учитель! Землю осветить,

Как солнце, твой способен разум.

Ты и поэтом должен быть,

И оптимистом быть обязан!

ЭССЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ «ПОЧЕМУ Я ХОЧУ СТАТЬ …?»

Я живу в старинном сибирском селе Петелино, которое привольно раскинулось в живописном месте на берегу Тобола и окружено березовыми перелесками, полями, да ромашковыми лугами. Для меня это лучшее место на свете, ведь это моя малая Родина. Я знаю, что на свете много чудесных мест, созданных природой, но, самыми удивительными и прекрасными считаю заповедные уголки сибирской лесов. Сколько в наших таёжных краях удивительных и редких растений, птиц и животных! Меня не перестаёт восхищать красота живой природы, поэтому мне так близка наука - Биология. Да, моя мечта - стать биологом и изучать всё живое, экосистемы…

Но любой современный человек знает, что биологический баланс нашей планеты, и, нашего региона серьёзно нарушен. Настоящей проблемой стало загрязнение окружающей среды. Дымящие трубы промышленных предприятий, выхлопные газы бесчисленных автомобилей, отходы химических производств наносят природе огромный урон. Если не принять срочных и решительных мер по защите экологии, то в скором времени в наших краях могут исчезнуть многие виды редких растений, птиц и млекопитающих. Я мечтаю научиться защищать природу, поэтому я хочу стать не просто биологом, но ещё и экологом .

Уже в течение трёх лет я занимаюсь научными исследованиями в области биологии и экологии. Изучая видовое разнообразие и структуру населения птиц окрестностей Крюковского озера, я побывала в незабываемых экскурсиях по Вагайским широтам, провела массу интереснейших наблюдений, и укрепилась в своём желании стать биологом - экологом.

В другой своей работе я исследовала экологическое состояние окружающей среды и использовала для этого доступные методы, не требующие материальных затрат, дорогого и сложного оборудования: лихеноиндикационный метод линейных пересечений и метод флуктуирующей асимметрии листьев, позволяющие при помощи биоиндикаторов определять степень загрязнения биологической среды.

Я хочу быть таким экологом, который сможет донести до людей основные правила: не засоряй, не задымляй, не отравляй природу, ведь ты - её неотъемлемая часть! Одна часть живого организма не может убить другую, и остаться при этом жить. Я считаю, что эколог обязательно должен быть на каждом промышленном предприятии, в каждом городском хозяйстве, в любой лесной или парковой зоне - короче, везде.

Думаю, что уже в обозримом будущем профессия биолога - эколога будет самой значимой, ведь, что в жизни может быть важнее самой жизни, яркой, полной, гармоничной и прекрасной!

Профессия учителя с раннего детства привлекала меня. Любимой игрой моего детства была игра в школу. Помню, школьной доской у меня была дверка от шифоньера. Моими учениками были младшие брат и сестра.

В школу я пошла с большим энтузиазмом. Время пролетело быстро, и настал период профессионального самоопределения. Я без сомнений знала, кем я хочу быть - учителем биологии. Но время было сложное, годы перестройки. Мне пришлось сразу после школьной скамьи поступить на заочное обучение вКар ГУ им. Е. А. Букетова на специальность биология и устроиться на работу учителем биологии в малокомплектную школу. Теперь моя жизнь стала измеряться не годами, а звонками, то зовущими на урок, то провожающими во взрослую жизнь, поурочными планами, волнениями, радостями за своих учеников. Я ни разу не пожалела, что стала учителем и вот уже четырнадцать лет работаю в школе.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, находить новые методы и внедрять новые технологии. Внедрение в образовательную систему компьютеров и ИКТ позволило привлечь внимание учащихся, сделать уроки живыми, интересными.

С 2010 учебного года провожу уроки в оборудованном современном кабинете биологии. Использование интерактивной доски на уроке дает мне возможность увлечь школьников интересным материалом, но и мне, как учителю по-новому взглянуть на свой предмет. С помощью интерактивной доски гораздо легче проводить нестандартные уроки, такие как семинар, круглый стол и многие другие. Мною собраны самые разнообразные презентации по программе биологии в 6-11 классах, разработаны и апробируются система уроков с использованием интерактивной доски. В нашей школе обеспечен стабильный Интернет, что позволяет использовать в своей работе разнообразные цифровые ресурсы для создания уроков биологии с помощью интерактивной доски, а также виртуальной лаборатории.

В результате, работа с интерактивной доской дает возможность учащимся: быстро воспринимать информацию, снижает тревожность учащихся при работе у доски, стимулирует школьников к групповым дискуссиям и обсуждениям, коллективному решению учебных проблем. А также активизируется проверка знаний, формируется обратная связь «учитель-ученик», стимулируется рациональное использование учебного времени, создается база методических и дидактических материалов, уроки стают живыми и привлекательными. Результативность использования - в положительных изменениях в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала.

Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему.

Учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Я постоянноповышаю свой профессиональный уровень. Повышаю своё мастерство, обучаясь на курсах. Активно участвую в профессиональных конкурсах, в педагогических конференциях, семинарах, мастер-классах.

Любой путь бывает не прост, в моей работе тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогает постоянная работа по самосовершенствованию, способности и оптимизм. Учителю необходимо следить постоянно за своим внутренним душевным состоянием. И этот ресурс мне дает моя семья.

А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. И я ею наслаждаюсь, обладая великой силой - владеть сердцами своих учеников!

Эссе «Я - учитель»

Школа - это клад знаний. Искатели этого сокровища - детское королевство, а ее путеводители - учителя.

Учитель, педагог… Профессия учителя всегда была уважаемой в обществе. И учитель, который полюбил и выбрал эту профессию, думаю, уже не может представить себя на другой работе, с другим коллективом. Слово учитель звучит гордо и красиво, тепло и душевно.

Учитель - творец личности. Может быть благодаря тому, что мои родители работали учителями, уже в раннем детстве твердо решил - я буду только учителем. Благодарю я свою судьбу за то, что я обучался у чутких и внимательных, знающих свое дело учителей.

Выбирая профессию учителя, я не знал, что работа учителя так трудоемка и очень сложна, ведь мне казалось, что он знает все и может ответить на все вопросы мира.

Учитель - человек влюбленный в свою профессию, обладающий огромной душой и терпением. Да, конечно, профессия является сложной и многогранной: есть свои трудности, но есть и радости - и они на протяжении всего времени.

Вспоминаю свои первые уроки… На меня смотрят дюжина детских глаз, я готов более чем на 100%, но за урок я реализовал не более 20% от подготовленного. Был не доволен собой, но учащиеся не уходят, они ждут... С ними я понял, как необъятен мир ребенка - открытые, наивные, пустые, но в то же время готовые пополнять неизведанное, неизвестное, непонятное…

«Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами», сказал мудрец. Учитель не ограничивается только уроком и учебной программой. Он ведь, прежде всего, человек, который передает мысль, будит эту мысль в сознании детей, помогает найти себя. Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая у учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью.

Считаю, что только искренне любящий детей человек сможет работать в школе. Особенно в наше время, когда современное общество потребовало людей умственного труда. Почему так произошло? Да, раньше мы жили в индустриальном обществе - где требовались работники физического труда. А сейчас, сами того не осознавая мы переходим, а скорее всего уже живем в информационном обществе, где требуется и ценится инновационное мышление, умение учиться всю жизнь и самосовершенствование.

Я ни о чём не жалею! Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужен я и которые нужны мне.

Работа в школе позволяет постоянно идти вперед, развиваться, учиться, познавать непознаваемое, преодолевать трудности, совершенствоваться и помогать открывать в детях их таланты, учить учиться, давать им знания.

Сегодня, я могу точно сказать, что я удачно выбрал профессию учителя и вложил в него свою душу, так как состояние постоянного счастья, стало неотъемлемой частью моей жизни!