Логопедические занятия с ребенком на букву ч. Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук Буква Ч Детский сад

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад

Конспект логопедического занятия
(2 класс)
Тема: Звуки [ч’]­[ц]. Буквы Ч,ч­Ц,ц.
Цель: Научить детей дифференцировать звуки изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
2.Закрепление знаний о механизме образования звуков [ч’]­[ц].
3.Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме: «Бабочки».
4.Формирование навыков различения звуков [ч’]­[ц].
Коррекционные:
1. Закрепление условно­рефлекторных связей на звуки [ч’] – [ц].
2. Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических
отличий в чужой и самостоятельной речи.
3. Дифференциация звуков [ч’] – [ц] в слогах, словах и предложениях.
4. Закрепление навыков контроля над правильным произношением в
самостоятельной речи.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса детей к занятиям.
2. Формирование коммуникативных умений: отвечать у доски, вести диалог.
Оборудование: зеркала, опорная таблица целеполагания, схемы анализа
артикуляции и характеристики звуков, картинный материал, слоговые
дорожки.


п/п
1.
Этапы
Орг.
Момент
2.
Артикуля­
ционная
гимнастика
3.
Тема занятия
Ход занятия
Действие логопеда
Действие детей
Здравствуйте, ребята. Слушайте
Здравствуйте.
внимательно, работайте
старательно. Повторяйте за
мной:
«Мы пришли на логопедическое
занятие. Мы внимательно
слушаем логопеда. Мы четко и
внятно произносим каждый звук.
Мы пишем красиво и аккуратно.
Мы проверяем каждую букву,
каждый слог, каждое слово».
Но, чтобы четко и правильно
произносить звуки, надо
подготовить речевой аппарат к
работе. Проведем
артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала. Выполняем
следующие упражнения:
«рупор», «качели», «катушка»,
«горка», «грибочек», «чистим
нижние зубки», «лошадка»,
«почистим верхние зубки».
Молодцы!
Речевой аппарат мы
подготовили. А теперь
попробуйте сами
сформулировать тему нашего
занятия. Для этого отгадайте
загадку:
«Чуть выбравшись из кокона
Она вдруг превращается
Дети повторяют за
логопедом.
Дети берут зеркала и
выполняют
упражнения.
2

Из гусеницы в куколку,
А куколка – в красавицу».
(Картинка).
И еще одна загадка:
«Вьется, как веревка,
По листочку ловко,
Куколкой замрет вся,
Бабочкой проснется».
(Картинка).
Бабочка.
Гусеница.
Ребята, скажите какой пятый
звук в слове «бабочка»?
В слове «бабочка»
пятый звук [ч’].
А какой седьмой звук в слове
«гусеница»?
В слове «гусеница»
седьмой звук [ц].
Кто сформулирует тему нашего
Тема нашего занятия:
занятия?
звуки [ч’]­[ц].
Буквы Ч,ч­ Ц,ц.
Откройте тетради, запишите
число и тему сегодняшнего
Дети записывают тему
в тетрадь.
занятия.
А теперь все вместе определим
цели нашего занятия (опорная
таблица целеполагания):
1)правильно произносить звуки
[ч’]­[ц];
2)различать слова со звуками
[ч’]­[ц];
3)читать слоги и слова, в
которых есть буквы Ч,ч­Ц,ц;
4)составлять и записывать
предложения со словами, в
которых есть буквы Ч,ч­Ц,ц.
(Картинка).
Дети вместе с
логопедом определяют
цели занятия.
Ч­ч­ч­ч…
Как стрекочет кузнечик?
Ц­ц­ц­ц…
(Картинка).
3
4.
Целеполага­
ния
5.
Произноше­
ние звуков
в изолирован­
ном виде

6.
Анализ
артикуляции
каком положении находятся
губы?
При произношении
звука [ч’] губы
округлены, слегка
выдвинуты вперед.
При произношении звука [ч’]
между зубами есть щель, или
они сомкнуты?
При произношении
звука [ч’] между
зубами имеется щель.
При произношении звука [ч’] в
каком положении находится
язык?
При произношении звука [ч’]
какая воздушная струя?
При произношении звука [ч’],
что делают голосовые связки?
При произношении звука [ц] в
каком положении находятся
губы?
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’]),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
поднята к твердому
небу. Мягкое небо
поднято.
При произношении
звука [ч’] воздушная
струя теплая
толчкообразная.
При произношении
звука [ч’] голосовые
связки не вибрируют.
При произношении
звука [ц] губы
находятся в
положении «улыбка»
4

При произношении звука [ц]
между зубами щель, или они
сомкнуты?
При произношении звука [ц] в
каком положении находится
язык?
При произношении звука [ц]
какая воздушная струя?
При произношении звука [ц], что
делают голосовые связки?
Скажите, в чем отличия
артикуляции звуков [ч’] и [ц]?
При произношении
звука [ц] между зубами
имеется щель.
При произношении
звука [ц] сначала
кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо. Мягкое
небо поднято.
твердому нёбу.
При произношении
звука [ц] воздушная
струя толчкообразная,
холодная.
При произношении
звука [ц] голосовые
связки не вибрируют.
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’]),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
5

поднята к твердому
небу. А при
произнесении звука [ц]
сначала кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо.
7. Характерис­
тика
звуков
Давайте дадим характеристику
звукам [ч’] и [ц].
Два человека запишут у доски,
Два человека пишут у
остальные записывают в
тетради.
доски, остальные
записывают в тетради.
Звук [ч’] какой – гласный или
согласный? Почему?
Звук [ч’] согласный,
потому что воздушная
Звук [ч’] какой – глухой или
звонкий? Почему?
струя встречает
преграду.
Звук [ч’] глухой,
потому что голосовые
связки не вибрируют.
Звук [ч’] какой – твердый или
Звук [ч’] мягкий.
мягкий? Почему?
А звук [ц] какой – гласный или
согласный? Почему?
Звук [ц] согласный,
потому что воздушная
Звук [ц] какой – глухой или
звонкий? Почему?
струя встречает
преграду.
Звук [ц] глухой,
потому что голосовые
связки не вибрируют.
Звук [ц] какой – твердый или
Звук [ц] твердый.
6

мягкий? Почему?
Скажите, в чем отличия звуков
Звук[ч’]
[ч’] и [ц]?
­ мягкий, а звук [ц] ­
твердый.
8.
Связь звука
с буквой
Ребята, скажите, какой буквой
на письме обозначается звук
[ч’]?
А какой буквой на письме
обозначается звук [ц]?
На что похожа буква ”че”?
«Извивался червь в земле,
Ну совсем, как буква “че”.
(Картинка).
Ч – вы правильно решили­
Пишут так же, как 4».
(Картинка).
На что похожа буква “це”?
«Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка».
(Картинка)
Звук [ч’] на письме
обозначается буквой
”че”.
Звук [ц] на письме
обозначается буквой
”це”.
На червя.
На кошачью лапку.
Из скольких элементов состоит
буква “че”?
Буква ”че” состоит из
2­х элементов.
Из скольких элементов состоит
буква “це”?
Буква “це” состоит из
3­х элементов.
Чем они отличаются?
Откройте тетради и запишите
букву “че” заглавную и
строчную, букву “це” заглавную
и строчную.
К вам прилетела бабочка, а на
крылышках­буквы. Найдите те
У буквы “це” на один
элемент больше – это
«хвостик».
Дети пишут в тетради
задание.
Дети записывают.
7

9.
Развитие
фонемати­
ческого слуха.
буквы, которые изучаем и
запишите в тетрадь.
Ребята, давайте поиграем в игру
«Поймай звук». Я буду
произносить звуки, а вы, когда
услышите звук [ч’], хлопните в
ладоши, а когда услышите звук
[ц], топните ногой.
Ж ­ ш ­ ц –ч­ б ­ ч ­ в ­ б ­ ц – ц –
н – ч – ч– н – з – ч – ц –л­ ц.
Я буду произносить слоги, а вы,
когда услышите слог со звуком
[ч’], хлопните один раз, а когда
услышите слог со звуком [ц],
хлопните два раза.
Ма – ча – цу – ич – цо – лму –
цве – бны – цку –вче – зва – чмы
–сли – цум –чик ­ цак.
Я буду произносить слова, а вы,
когда услышите слово со
звуками [ч’] и [ц], поднимите
соответствующую карточку.
Бабочка, гусеница, таракан, жук,
пчела, цветок, весна, кузнечик,
порхает, червяк, кокон, муха­
цокотуха.
Я буду говорить предложения, а
вы, когда услышите слова со
звуками [ч’] и [ц] поднимите
соответствующую карточку.
Дети хлопают и
топают.
Дети выполняют
задание.
Дети выполняют
задание.
Бабочки порхают над цветами, а
кузнечики стрекочут в траве.
Дети выполняют
задание.
Физминутка.
10
.
Ребята, сейчас мы немножко
отдохнем. Встаньте возле парты.
Дети выполняют
задание за логопедом.
8

Слушайте меня внимательно,
повторяйте за мной старательно.
Весною бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Молодцы! Садитесь на свои
места.
11 Дифференциа­
ция: звуков в
слогах,
словах,
предложении.
1. Ребята, почитаем слоговые
Дети выполняют
дорожки.
Ча – ца, чу – цу, чо – цо,
че – це, ач – ац, уч – уц,
оч – оц, ич – иц.
задание.
Запишите слоги, которые
Дети записывают
запомнили.
2. Ребята прочитайте слово
правильно:
СЕ­НИ­ЦА­ГУ
слоги.
Гусеница.
Скажите сколько звуков в слове
В слове «гусеница»
«гусеница»?
8 звуков.
На каком месте в слове
находится звук, который мы
Звук [ц] в слове щенок
находится на седьмом
изучаем?
месте.
Запишите это слово в тетради.
Дети записывают.
Ребята, я вам буду показывать
бабочек, а вы попробуйте
отгадать их названия.(Названия
бабочек на карточке).
Репница, пяденица
пятнистая, траурница,
лимонница,
боярышница,шашечниц
а красная, червонец
огненный..
9

Запишите в тетрадь названия
Дети записывают.
бабочек, которые вам
понравились тетради и
подчеркните изучаемые буквы.
Ребята, на поляну прилетели
бабочки, давайте их посчитаем.
3. Бабочка принесла вам
предложение. Но она так
спешила, слова разлетелись и
поменялись местами. Помогите
правильно расставить слова.
Одна бабочка, две
бабочки, три бабочки,
четыре бабочки, пять
бабочек.
Дети расставляют
слова в предложении.
А теперь запишите предложение
Дети записывают.
12
Работа над
текстом
в тетрадь.
Ребята, сейчас я вам прочитаю
текст, а вы внимательно
послушайте и запомните слова
со звуками [ч’] и [ц].
Гусеница.
Гусеница вылупляется из
личинки. С нею происходят
удивительные изменения. Она
свивает себе кокон из липкой
жидкости. Ее она вырабатывает
нижней губой. Эта жидкость
затвердевает на воздухе и
становится нитью. А многие
волосатые гусеницы прядут
кокон из своих волос. Потом из
кокона появляется бабочка. Она
живет своей взрослой жизнью.
Дети внимательно
слушают.
Ребята, назовите слова со
звуками [ч’] и [ц], которые вы
запомнили.
Дети называют слова и
пишут пропущенные
буквы.
10

Вставьте пропущенные буквы в
тексте.
13 Итог занятия
Ребята, расскажите с какими
звуками и буквами мы работали
сегодня на занятии.
Сегодня на занятии мы
работали со звуками
[ч’] и [ц] буквами “че”
В чем отличия артикуляции
звуков [ч’] и [ц]?
и “це”.
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’]),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
поднята к твердому
небу. А при
произнесении звука [ц]
сначала кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо.
Звук[ч’]
­ мягкий, а звук [ц] ­
Какие отличия в характеристике
твердый.
звуков [ч’] и [ц]?
Дети отвечают.
Какие слова вы запомнили со
звуками [ч’] и [ц]?
11

14
Оценка
Что было интересного на
занятии?
Занятие наше закончено. Вы
сегодня хорошо поработали.
Молодцы.
12

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
  • научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память;
  • упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей;
  • создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:
- Надо, надо умываться
Поглаживающие движения.
По утрам и вечерам,
Растирающие движения.
А детишкам неумытым
Пощипывающие движения.
Стыд и срам!
Поглаживающие движения.

3. Развитие артикуляционной моторики.

«Заборчик»

Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

«Трубочка»

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать на счет до 5.

«Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движение вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели»

Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?

Дети: Черепаха.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме.

На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Посмотрите в зеркала. Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука[Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы разомкнуты.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом.

Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч.

Можно его пропеть?

Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы.

В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.
У ёжихи – ежёночек.
У лошади – жеребёночек.
У медведя – медвежёночек.
У львицы – львёночек.
У белки – бельчёночек.
У оленихи – оленёночек.
У овцы – ягнёночек.

11. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)

Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
(грач)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет.

А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка

Логопед: Черепаха очень любит игры с мячом. Давайте мы с вами тоже поиграем в мяч, покажем, какие мы ловкие.

Колобок (с мячом).

Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили они очень
На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже кушать его грустно.
Мышка серая бежала,
- Ой! Как пахнет Колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек.
Колобочек убежал,
По дорожке поскакал.

Движения:

Стоять, мяч за спиной, наклоны вправо, влево.
Стоять, мяч перед собой.
Передавать мяч из одной руки в другую.
Присесть, мяч внизу.
Катать мяч по полу.
Встать, перекладывать мяч из одной руки в другую.
Мяч на полу, бег вокруг мяча.
Наклоны к мячу.
Стоять, отбивать мяч от пола и ловить его двумя руками.

13. Знакомство с буквой Ч. Дидактическая игра «Туча».

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч. Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек.

Логопед: Налетела большая туча, закапал дождик. Везде лужи. Но дождик необычный – в каждой капельке буквы и каждой лужице буквы (в каждой лужице по одной букве а, о, у, и). Назовите, какие буквы вы видите в лужицах.

Дети называют буквы.

Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы и почему?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки, потому что воздух не встречает в ротике преграды, эти звуки можно пропеть.

Логопед: Выберите только те капельки, на которых буква Ч и опустите её в лужицу перед гласной, прочитайте слоги.

Дети читают получившиеся прямые слоги – ча, чо, чу, чи и проводят звуко-буквенный анализ (выкладывают кружки зеленого и красного цветов).

Логопед: Положите капельку с буквой Ч после гласной, прочитайте слоги.

Дети выкладывают получившиеся обратные слоги – ач, оч, уч, ич и проводят звуко-буквенный анализ этих слогов.

14. Проговаривание чистоговорок с движением.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе стоит свеча. Левая рука лежит на столе, правая — согнутая в локте, поднята вверх, локоть стоит на столе.

Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. Две ладони сомкнуты на уровне груди, описывают круг и снова соединяются.

Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. Руки согнуты в локтях, локти стоят на столе. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Че-че-че – чай попили при свече. Имитируют движение ведущей рукой.

Ча-ча-ча — догорела вся свеча. Обе руки согнуты в локтях, локти стоят на столе, затем дети кладут руки друг на друга на стол.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай
Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл –
Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось? Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть. Она дарит вам по цветочку, в лепестках которого вы должны будете нарисовать картинки, в названии которых есть звук Ч, определить место звука в слове и определить количество слогов.

Кудакова Татьяна Михайловна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 32,
МБДОУ д/с № 16 г. Арзамас

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ч]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка касается альвеол (бугорков за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. При произнесении звука [Ч] кончик языка отрывается от альвеол.

Ч, ч, ч, ч, ч…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ч].

АЧ

ОЧ

УЧ

ЫЧ

ИЧ

ЯЧ

ЮЧ

ЕЧ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ч].

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-уч

Ыч-ыч-ыч

Ич-ич-ич

Яч-яч-яч

Юч-юч-юч

Еч-еч-еч

Ач-оч-уч

Ич-еч-ач

Яч-юч-еч

Ич-ыч-оч

Еч-оч-уч

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч]:

Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).

Оч: ночь, дочь.

Уч: могуч, тянуч, тягуч.

Ич: дичь.

Яч: мяч.

Юч: ключ, колюч.

Еч: меч, течь, печь.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч] :

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.

Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.

Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.

Ыч: кавычки; бычки.

Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.

Яч: ячмень.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.

Чу: хочу, каучук; жемчуг.

Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.

Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.

Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.

Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: чай, чайник, чайка, час, часто, чашка, чадо, чан, чаша.

Чу: чудо, чуб, чуткий; чугун, чугунок, чудак, чудеса, чугунный, чудной, Чукотка.

Чи: чиж, чижик, чинный, чистить; читать, чихать, читатель.

Че: чек, чей, чешки; чемодан, чемпион.

Чё: чётный, чёткий.

Чтение, чтец.

8. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ч].


9. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Пень - пенёчек

замок -

стакан -

кувшин -

палец -

язык -

гамак -

бок -

бак -

ваза -

коза -

вода -

собака -

коса -

кофта -

сани -

кисть -

ключ -

мяч -

10. Игра на автоматизацию звука [Ч] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ч; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ч].

11. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ч]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ч] в названии выпавшей картинки.

12. Проговаривать слова с двумя звуками [Ч]:

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

13. ДИ «Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?»:

Образование притяжательных прилагательных.

Заяц - (заячий, заячья, заячьё)

Белка -

14. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ч]:

Мамочкина шапочка ягодная начинка

чугунная печка Ванечкин зайчик

удобные ботиночки кожаный чемоданчик

чугунная ванна новая маечка

тонкая веточка мягкие тапочки

чайные чашки пахучий мёд

Анечкин мячик дикая уточка

мягкая овчинка тёмная тучка

умный ученик дубовая бочка

новый учебник

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

новый учебник

чугунная печка

чайная чашка

16. Проговаривать предложения:

Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Танечка играет с мячиком. Бабушка сшила внучке юбочку. Мальчик пьет молочный коктейль. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. Светочка достает из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

17. Проговаривать тексты:

Дачники.

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками.

Паучок.

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке, от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадёт муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Текст проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]:

У бабушки.

Летом Танечка ездит отдыхать к бабушке в деревню. У бабушки большой кирпичный дом. В бревенчатом хлеву живут бычок и овечка. За домом течёт ручеёк. Там плавают уточки.

Вечером внучка с бабушкой накрывают на стол. На столе чай в чайнике, молочко, клубничка, черника, свежие булочки.

Из печки бабушка достаёт чугунок с картошечкой, печёные яблочки, а из бочонка грибочки. Часто к ним заходит соседская девочка Олечка и мальчик Ванечка.

После ужина дети по очереди читают интересные книжечки.

18. Проговаривать чистоговорки:

У зайчика значок,

На значке - кабачок.

Ученик задачей

Очень озадачен.

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.