Что построил тома де томон. Смотреть что такое "Тома де Томон Жан" в других словарях

АРХИТЕКТОР ТОМА ДЕ ТОМОН

Жан Франсуа Тома родился в Париже в семье мещанина в 1760 году. После окончания школы он стал одним из лучших учеников Королевской академии архитектуры в Париже, однако Большой Римской премии не удостоился, заняв на конкурсе лишь четвёртое место и пропустив вперед Жана-Шарля-Александра Моро, Пьера Франсуа Леонара Фонтена и Тома Фруадо. Соревнование на равных с такими мастерами уже говорит о многом. Не получив денег от Королевской академии художеств, Жан Франсуа на свой страх и риск отправился в Италию продолжать обучение.

На протяжении четырех лет, с 1785 года, он жил на Апеннинском полуострове и проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка.

После французской революции ему пришлось сначала перебраться в Вену, затем он оказался в Польше, в имении князей Любомирских, одно время даже претендовавших на польскую корону. Чтобы восточноевропейская знать его лучше приняла, Жан Франсуа прибавил к фамилии частичку «де» и стал Тома де Томон.

В Венгрии он работал у герцога Миклоша Эстерхази, но те деньги, что ему платил венгерский магнат за работу по переустройству роскошного дворца и парка, позволяли к тому времени уже женатому Тома де Томону едва сводить концы с концами. В 1798 году Жан Франсуа покинул Венгрию и в январе 1799 года прибыл в Гамбург, где около двух месяцев провёл в ожидании русского паспорта. Из-за натянутых отношений между Петербургом и Парижем въезд для граждан Франции в Россию был почти закрыт, поэтому Тома де Томон решил схитрить и представился подданным Швейцарии.

Оказавшись в России, год он проработал в имении Самойлово, у князя Голицына, спроектировав и построив там церковь во имя Пречистой Богородицы. Только после этого Тома де Томон получил высочайшее дозволение отправиться в Петербург.

Столица произвела на Томона неизгладимое впечатление. Такого города он ещё никогда не видел. Петербург, построенный очень быстро, не знал западноевропейского архитектурного разнобоя: только барокко и классицизм господствовали в его облике. Вскоре Тома де Томону удалось принять участие в конкурсе проектов на постройку Казанского собора. Среди его конкурентов были такие архитекторы, как Чарльз Камерон, Андрей Воронихин и Пьетро ди Готтардо Гонзаго. И хотя конкурс выиграл Воронихин, Тома де Томона заметили, а его знакомство с Воронихиным переросло в крепкую, многолетнюю дружбу. Конкурс показал, что «швейцарец» способен учитывать особенности русской архитектуры.

Через несколько недель Тома де Томону поручили проект триумфальных ворот у одной из застав Москвы. За короткое время архитектор разработал несколько вариантов. Павлу I понравились все, но, естественно, он был вынужден остановиться только на одном, на нём и начертал: «Быть по сему». Воплотить проект в жизнь помешало убийство царя в марте 1801 года.

За полгода до этого события, 18 августа 1800 года, Академия художеств в Санкт-Петербурге за серию графических работ присвоила Тома де Томону звание академика. Архитектор обратил на себя всеобщее внимание, но деятельность зодчего Тома де Томона в Петербурге началась только в 1802 году.

30 января 1802 года Александр I издал указ: «Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год». Перед Томоном открылись широкие возможности для раскрытия его замечательного таланта. Он стал придворным архитектором и получил заказ на перестройку Большого театра в Петербурге - его открытие явилось значительным событием не только театральной, но и повседневной жизни столицы. Красота, удобство и техническое оснащение здания сделали Тома де Томона известным в России и в Европе.

Вот что писали об этом событии современники: «Несколько месяцев тому назад газеты с похвалой говорили о новом театре… и дали описание этого сооружения, одного из самых замечательных среди ныне существующих по своей величине и великолепию… Подобного сооружения ещё нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загромождён, чем украшен…»

Проектную и строительную работу, а также службу на стекольном заводе Томон сочетал с педагогической деятельностью. 5 мая 1802 года президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов предложил совету академии с формулировкой «как человека по сей части совершенно знающего и способного» зачислить Тома де Томона для преподавания в архитектурный класс.

С Бетанкуром Тома де Томона познакомил скульптор Мартос. При первой встрече, не подозревая, что Бетанкур не просто испанец, а уроженец Канарских островов, Тома де Томон, в компании преподавателей Академии художеств, сказал, что из всех вин, которые он когда-либо пробовал во Франции, Италии или Венгрии, ему нравятся больше всего канарские. Бетанкуру весьма польстило это замечание - он специально подошёл к Тома де Томону, и они разговорились. Беседа закончилась тем, что Бетанкур предложил архитектору прочесть цикл лекций по перспективе в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Так в 1810 году завязалась их дружба, к сожалению, продлившаяся всего три года…

Бетанкур тяжело переживал утрату друга. В тот вечер никто из домашних не осмелился его беспокоить. Он заперся в кабинете и долго не выходил. И только ближе к полуночи в свете догорающих свечей жена заметила, что его глаза, всегда горящие огнём, стали водянисто-мутными и потускнели. В них она прочла безысходную тоску.

Тома де Томон проработал в России тринадцать лет. Он строил в Одессе и Москве, но мировую известность ему принес великолепный ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами в Петербурге. Тома де Томон обессмертил себя, превратив Петербург в один из красивейших городов мира - сегодня без Стрелки Васильевского острова город на Неве представить невозможно.

Этому проекту Томон отдал пять лет, насыщенных неустанными творческими поисками. Он подготовил несколько эскизов для совета Академии художеств. Но все они были отвергнуты. Только после пятого отклонения совет принял последний вариант. Он был показан императору, утвердившему его 26 февраля 1804 года.

В экспертный совет академии входили Андрей Воронихин и Андреян Захаров, главный архитектор Адмиралтейства. Их замечания и предложения предопределили успех проекта. Подготовительные работы на Стрелке Васильевского острова начались весной 1804 года, а торжественная закладка Биржи прошла в присутствии царя 23 июня 1805 года. Однако из-за постоянных войн с Наполеоном и Турцией строительство здания шло очень медленно и, казалось, измучило всех. Только 25 декабря 1811 года был объявлен высочайший указ о завершении строительных работ, а Тома де Томону пожалован орден Святого Владимира 4-й степени. При приёме здания Биржи обнаружились многочисленные недоделки, что затянуло открытие ещё на два года. В окончательном, полностью достроенном виде Биржу Тома де Томон так и не увидел…

Отпевали архитектора в католической церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, а похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. На похороны пришла вся семья Бетанкура. Домашние очень любили француза и не раз бывали у него в гостях в доме рядом с Академией художеств, на Васильевском острове. Позднее на могиле Тома де Томона, усилиями друзей, будет поставлен на высоком постаменте памятник из розового гранита в виде античного жертвенника.

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Светлана ТОМА Первой любовью Светланы стал ее «крестный отец» в кинематографе режиссер Эмиль Лотяну. В пору их знакомства Лотяну было 29 лет, а Томе – 19. Их встреча оказалась делом случая.Окончив среднюю школу, Тома собиралась пойти по стопам своей тети, которая, закончив

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Главный архитектор собора Святого Петра А в августе 1546 года скончался Антонио да Сангалло, который после смерти Рафаэля много лет был главным архитектором собора Святого Петра в Риме. После этого на его место назначили Микеланджело.Когда папа Павел III объявил ему об этом,

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Новенькая Тома Тома пришла в наш класс среди зимы, мы с ней подружились. В том смысле, что она пока не определилась, с кем ей дружить, а я была «свободным художником», ни с кем не ходила в парочке, как шерочка-с-машерочкой, поэтому каждая новая девочка в классе дружила сначала

Из книги Специалист в Сибири. Немецкий архитектор в сталинском СССР автора Волтерс Рудольф

Рудольф Волтерс Специалист в Сибири Немецкий архитектор в сталинском

Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

«Приключения Тома Сойера» Написав о лоцманах, Твен смог вернуться к «Приключениям Тома Сойера».Вскоре повесть была завершена и вышла в свет. В «Приключениях Тома Сойера» Твен показывает себя мастером приключенческой литературы. Книга полна юмора, вызывает то улыбку, то

Из книги В Сталинграде автора Павлов Яков Федотович

Площадь обороны. И. Е. Фиалко, архитектор Сталинград - город мировой славы, завоеванной в жестоких боях с белогвардейцами и интервентами в годы гражданской войны и в еще более тяжелых и жестоких боях в период Отечественной войны советского народа с фашистскими

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

Знакомство с Тома Вновь Фонвизин обращается к литературному творчеству лишь через несколько лет после завершения потрясших Россию внутренних и внешних неурядиц. В 1777 году в Петербурге выходит анонимный, но, несомненно, принадлежащий Фонвизину перевод «Слова

Из книги Красавица и чудовище автора Тарасова Татьяна Анатольевна

Турне Тома Коллинза Тома Коллинза я называю Колумбом, потому что он открыл для русских фигуристов Америку. Том знает и любит каждого из нас, он знает, наверное, лучше нас, во всяком случае не хуже, советское, а теперь российское фигурное катание. Коллинз - великий человек,

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

АРХИТЕКТОР МОДЮИ В России его звали Антоном Антоновичем; он попал на русскую службу по рекомендации французского посланника в Петербурге Армана де Коленкура. В России Модюи повезло больше, чем его соотечественникам - преподавателям Института Корпуса инженеров путей

Из книги Как это было… К истории Компартии РСФСР – КПРФ автора Осадчий Иван Павлович

ИМПЕРАТОРСКИЙ АРХИТЕКТОР На следующий день после приёма у Государя в Царском Селе председатель Комитета для строений и гидравлических работ вызвал своего помощника Филиппа Филипповича Вигеля и потребовал, чтобы тот подготовил указ об определении Монферрана

Из книги Стюарты автора Янковяк-Коник Беата

ЛЮБИМЫЙ АРХИТЕКТОР РУССКОГО ЦАРЯ Многие архитекторы в России ненавидели Бетанкура за то, что на протяжении многих лет, являясь главой Комитета для строений и гидравлических работ, ко всем самым интересным, с их точки зрения, проектам он постоянно привлекал только одного

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

АРХИТЕКТОР АНТОН ЛАВРЕНТЬЕВИЧ ЛЕЕР В 1823 году Бетанкур и Гесте включили стрелицу Оки и Волги в общий план развития города. Внесли существенные изменения в генеральный план и наметили этапы работы. Что касается самой ярмарки, то там, кроме православного храма, решено было

Из книги Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи автора Твен Марк

Из книги автора

Великий архитектор Катаклизм 1666 года решил судьбу Старого Святого Павла - его постановили заменить новым строением, лучше отвечающим современному вкусу, растущей политической и экономической мощи Англии, ну и - last but not least - обновленному институту монархии в лице

Из книги автора

Архитектор Браманте – товарищ Леонардо В это время при миланском дворе находился еще один человек, с чьим именем неразрывно связана эпоха Высокого Возрождения.Это Донато Браманте, архитектор, спроектировавший собор Святого Петра в Ватикане. Правда, он не успел его

Из книги автора

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА Предисловие Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три приключения - со мною, остальные - со школьными моими товарищами. Гек Финн существовал на самом деле. Том Сойер тоже. Но не в качестве отдельного лица: в

Среди архитекторов, работавших в Европе в сложную "пограничную" эпоху между классицизмом и романтизмом, немногим удалось воплотить художественные идеалы времени с такой глубиной и в то же время с таким размахом, как Тома де Томону. Томон родился в 1760 году в Берне. Образование он получил в Королевской Академии архитектуры в Париже, которую окончил в 1785 году. После традиционного итальянского путешествия, право на которое давала полученная им академическая премия, он целый ряд лет работал для крупной европейской знати за пределами Франции. Из Вены он приехал в Петербург с рекомендацией русского посла Д. М. Голицына и быстро сделался известным - прежде всего своими рисунками. С воцарением Александра для него начался период интенсивной архитектурной деятельности.

Классический стиль всем известных построек Томона в России (а среди них - ансамбль Биржи, дом графини Лаваль, мавзолей "Супругу-благодетелю" в Павловске, не сохранившиеся ныне Большой театр и амбары Сального Буяна в Петербурге и др.) только внешне выглядит ясным и простым. На самом деле за чеканными, лапидарными формами его классики, по существу, лежит уже романтически-образный подход к архитектуре, интерес к настроению, эмоциональному отклику, рождаемому архитектурным образом.

Выражением этой сложности художественной концепции Томона является бросающаяся в глаза "двойственность" его творчества. Тома де Томон - архитектор, опытный строитель, и он же - известный рисовальщик, рисунки которого - самостоятельные станковые произведения - чрезвычайно ценило тогдашнее общество. Причем если в архитектуре стилю Томона были присущи монументальность, весомость и предельный лаконизм, то в рисунке он стремился к грациозной изысканности линии, доходящей иногда до орнаментальности. Однако представляется, что это лишь видимое противоречие, и на деле графика Томона как раз и интересна тем, что объясняет многое в характере его архитектуры.

Наиболее постоянная тема рисунков Томона - это Италия. Но напрасно было бы искать здесь реальных итальянских впечатлений. По большей части это рисунки-фантазии, произвольные романтические "воспоминания", в которых реальность уже смешалась с творческими идеями самого автора. Недаром самая известная графическая серия Томона так и называется "Воспоминание Италии". Более того, в рисунках, навеянных Италией, временами, пожалуй, больше ощущается не Италия, а...Греция. Художник настойчиво изображает греческие надписи на статуях богов и надгробиях, да и сам характер своего тонкого перового рисунка он стремится приблизить к "греческому" - любуясь, стилизуя, не избежав при этом момента романтического преувеличения. Идиллические стаффажные фигурки, населяющие его листы, должны были тогда казаться буквально "сошедшими" с греческих ваз и барельефов.

Однако очевидно, что и формы архитектуры Томона были по-своему навеяны Грецией, а именно, архаическими храмами Пестуна, которые в то время считались воплощением эллинского в архитектуре. "Открытые" невдалеке от Неаполя еще в середине XVIII века, они уже тогда поразили художественный мир своей монументальностью и мужественной мощью. Архитекторы рубежа XVIII -XIX веков уже осмеливались придавать эти качества своим проектам. Очевидно, что в своей интерпретации этого стиля Томон так же стремился к выражению "антично-греческого", как и в утонченном графизме своих рисунков. Поэтому можно было бы сказать, что архитектурный стиль Томона есть также, в свою очередь, некоторый художественный "образ", выразительно "рисующий" дух и характер эллинской культуры.

О том же по-своему свидетельствует и обратное "перетекание" архитектурной мысли Томона в рисунок. Здесь и там в его "Воспоминаниях Италии" на втором плане рисунка возникают своеобразные сооружения - не собственно римские или греческие, а совершенно оригинальные, томоновские, среди которых можно угадать ряд невоплощенных замыслов архитектора. Рисунки такого рода дают возможность понять главную особенность архитектурного мышления Томона. Ему было присуще органическое видение пейзажиста, в котором архитектура живописно сливается с окружающей ее природой. Он предпочитал "отодвинуть" придуманную им архитектуру на задний план и рассматривать ее издали, так чтобы она зрительно врастала в окружающий пейзаж, утверждала себя в нем как элемент пейзажа.

Эта черта искусства Томона уже окрашена романтическим культом природы, заставлявшим по-новому всматриваться в пейзаж и включать его в свой замысел. Как архитектор Томон, там, где это было возможно, сознательно искал контакта сооружения со средой, извлекая отсюда живописные и эмоциональные эффекты, "говорившие" людям начинавшейся романтической эпохи больше, чем язык чистой архитектуры. Таков был, например, его замысел театра для Одессы, здание которого, напоминающее древний храм, должно было быть отлично видно с суши и моря, венчая собой пейзаж, придавая ему символическое звучание.

С еще большей определенностью эта творческая установка выразилась в мавзолее "Супругу-благодетелю", который был выстроен Томоном в Павловском парке. Здесь архитектором было спланировано не только само здание, но и все его природное окружение, которое должно было выглядеть "мрачным" и "диким", создавая тем самым эмоциональный фон для траурно-сурового архитектурного образа.

Именно эти черты метода Томона, которые вытекают из видимой двойственности его фигуры как "архитектора-художника" (связь его архитектуры с образным воссозданием античного мира; живописное видение архитектуры в единстве с пейзажем), определили характер главного его произведения и одного из наиболее выразительных ансамблей мировой архитектуры - Стрелки Васильевского острова со зданием санкт-петербургской биржи.

Восточная часть Васильевского острова издавна формировалась как торговый и деловой центр города. В различное время, при составлении генеральных планов, уже предполагалось превращение его в единый архитектурный ансамбль. Градостроительное мышление зодчих XVIII века понимало эту задачу как застройку набережной, ориентированной на противоположный берег Невы и Зимний дворец. В соответствии с таким планом в 1784 году здесь началось строительство каменного здания биржи по проекту Дж. Кваренги. Это строительство к началу XIX века так и не было доведено до конца.

Когда работы по исправлению биржи были переданы Тома де Томону, то он составил совершенно новый проект, который шел вразрез со всей сложившейся традицией ведения застройки этой части острова. Старую кваренгиевскую биржу предполагалось разобрать, а новую строить не на набережной, а на самой оконечности острова, разделяющей Большую и Малую Неву, так называемой "стрелке", по основной ее оси.

Отныне в этом месте создалась совершенно иная градостроительная ситуация. Весь ансамбль приобрел другую ориентацию - не на противоположный берег, а на саму реку, которая, таким образом, сама стала важнейшим образным элементом ансамбля и получила подобающее ей художественное осмысление. Здание биржи стало доминирующим элементом этого нового пейзажа.

При таком положении биржи вопрос о ее архитектурном облике становился особенно ответственным. Отталкиваясь от проектов французской архитектурной школы конца XVIII века, Томон постепенно приходит к излюбленной им простой монументальной форме храма-периптера, подобного пестумским храмам. Но организовать вид с реки с помощью одного простого объема кажется ему недостаточным. С самого начала в поле его размышлений входит идея двух ростральных колонн-маяков, фланкирующих биржевое здание. Эти маяки и устроенная между ними пристань для кораблей завершают задуманную Томоном "картину". Ибо что, как не монументальную картину, представляет его замысел? Реальную необходимость мощных маяков на реке можно счесть весьма относительной. Но сочетание стоящего над самой водой периптера с ростральными колоннами - излюбленным элементом театральных архитектурных фантазий классицизма на тему античности - превращало выстроенную на реке биржу в художественный образ "морских ворот" города, достойных какой-нибудь могущественной древней державы.

Этот образ был полностью созвучен духу классического Петербурга. И не только созвучен, но и внес в его "звучание" одну из наиболее эмоциональных торжественных нот. Если предшествовавшая Тома де Томону классика XVIII века притягивала своей строгой архитектурностью, то его специфическое художественное видение привнесло сюда живописный и ассоциативно-смысловой момент, приоткрывающий романтическую поэзию "воспоминаний об античности", лежащую в глубокой основе всякой классической формы.

Е. Кантор

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.

Или про то, как под видом великого русского мастера северной столице подсунули шотландского химика.

Неоднократно было говорено — и в связи с немецким автоматом на постаменте Калашникову, в Ялте, что нельзя, нельзя отливать в бронзе то, что найдено в интернетиках! Скульптор, сходи в библиотечку, сделай ксерокс с бумажной книги советских времен, тогда еще существовал фактчекинг! Другими источниками не пользуйся. (А еще лучше, как я писала в материале " ", доверь составление программы профессионалам, настоящим).

Итак, феерический ляп углядел в Питере у станции метро Горьковская уважаемый kir_posternak (Кирилл Постернак - историк архитектуры, старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева ):

Там в Александровском парке стоит скульптурная группа "Зодчие", которая изображает великих архитекторов Российской империи, создавших облик Петербурга: Воронихин, Баженов, Тома де Томон, Росси, Растрелли, Трезини, Захаров и Монферан.

Томас Томсон (1773 — 1852) — выдающийся шотландский химик, профессор химии, врач, доктор медицинских наук и минералог, научные работы и научная деятельность которого были связаны с исследованием химического состава растений и способствовали распространению теории атомного строения вещества Джона Дальтона.

Всю жизнь прожил в Британии, и к Петербургу не имеет никакого отношения. Бедненький, наверно ему сейчас так неуютно среди таких увлеченных своею работой людей, как Воронихин, Баженов, Росси, Растрелли, Трезини, Захаров и Монферан (впрочем, стоит сравнить их изображения с портретами — может, на самом деле там Склодовская-Кюри, Менделеев и Ломоносов изображены?)

Что произошло — понятно: кто-то ошибся, подписывая картинку в интернете (они ж практически тёзки), кто-то, не проверив её, залил в статью в Википедии (UPD: загружена в 2011 году с буржуйского сайта https://www.findagrave.com/memorial/11266 , где уже была ошибка). Настоящего портрета архитектора не сохранилось, а коллективное бессознательное не терпит портретной пустоты (). Впрочем, может, портрет и сохранился, но это надо у историков архитектуры уточнять специально.

UPD: из Википедии докладывают, что они тут ни причем: к ним портрет загрузили в июне 2011 года, когда памятник уже месяц как был открыт. Т.е. скульптор вообще "из интернету" взял картинку.
***

Скульптурная группа была поставлена в 2011 году.

Ну а автор композиции ОФИЦИАЛЬНО заслуженный художник РФ — Александр Михайлович Таратынов (1956 г.р).

Живет и работает в Москве и Голландии. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 1997), Заслуженный художник РФ (2005), лауреат всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству.

Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1981), мастерская скульптуры профессора Л.Е. Кербеля. Учредитель Музея скульптуры в Москве (Химки).

Однако не факт, что именно Таратынов автор "Зодчих". Во-первых, оплатил этот банкет с установкой памятника, слава богу, не собственно город, а судя по всему, ГАЗПРОМ, точнее его глава Алексей Миллер. То есть, это вы представляете какие деньги. Во-вторых, как написал всеведающий пассионарный Михаил Золотоносов в издании 812"online, в репортаже об открытии скульптурного парка в 2011 году:

"Официально звучала только одна фамилия - Таратынов, однако св. Петра лепил Михаил Дронов, а восемь фигур архитекторов - Игорь Козлов (вся бригада московская). Принимал ли участие в лепке сам Таратынов или он был только менеджером, работавшим с А. Миллером, мне узнать не удалось".

Вероятно, речь идет об скульпторе Игоре Александровиче Козлове (1952 — 2012).

***
На месте Газпрома я бы попросила артель скульпторов во главе с Таратыновым, ну и остальных, кто осваивал бюджет, вернуть 1/8 суммы за скульптурную группу "Зодчие", раз один из 8 архитекторов оказался фальшивым...

Напоследок что имею сказать:
Товарищи скульпторы! Пожалуйста, лепите, ваяйте, отливайте — продолжайте свое благое артистическое дело.
Только ради бога помните, что составление иконографической программы монументов на тему истории — это дело весьма опасное. Перестраховывайтесь, будьте добры, приглашайте профессионалов, историков, искусствоведов. Не надо гуглить.

А Томас Томсон, который не Тома де Томон, смотрит на нас с осуждением.



  • Неизвестный художник, начало 1790-х годов. Портрет И.И.Панаева / Коллекция Подстаницких

    Иван Иванович Панаев (1753-1796) - дворянин, находился на военной службе (с 1775 адъютант П.Румянцева, в 1777-1780 - адъютант Я.Брюса, участник польской кампании). Писатель и перводчик, близкий друг Н.Новикова и Н.Карамзина. С 1781 - на гражданской службе в Перми и Казани. На время создания портрета - прокурор и директор народных училищ Пермской губернии (изображен в дворянском мундире Пермской губернии). Известно несколько копий, восходящих, по всей видимости, к данному оригиналу: живописные (Мемориальный музей-квартира Н.Некрасова, Петербург и частное собрание, Москва) и миниатюрная (И.Батлер, 1803 г., Государственный Русский музей). Происхождение: аукцион Polgar (Будапешт) 8-10 декабря 2003 г. (лот № 60, как «Портрет неизвестного»).

    UPD2: нам пишут
    В эрмитажном каталоге работ Томона говорится что существовал его портрет работы Виже-Лебрен, однако уточняется что "местонахождение портрета неизвестно".

Биография
Тома де Томон родился в 1760 году в швейцарском городе Берне. Образование он получил во Франции, где отец его находился на военной службе. Сведения о детстве и юности Томона, об его первоначальном воспитании скудны и зачастую противоречивы. Но рисунки и акварели Томона дают представление об его первых опытах в искусстве.
После успешного окончания Парижской академии архитектуры Тома де Томон уехал в Рим продолжать образование. От итальянского периода сохранились многочисленные рисунки. Наиболее ранний из них датирован 1784 годом. Из Рима он совершил путешествие в Неаполь и Флоренцию, а также в Венецию.
Томон поступил на службу к графу д`Артуа, брату короля Людовика XVI, в качестве рисовальщика и архитектора. Возвращение во Францию, казалось, сулило ему многочисленные заказы в придворных кругах. Но аристократии было не до того назревали бурные политические события - Великая французская буржуазная революция.
В начале 1790-х годов Томона пригласили в имение князей Любомирских, в польский город Ланьцут. Здесь до наших дней сохранился великолепный дворец, построенный в первой половине XVII века в стиле барокко, - резиденция магнатов Любомирских. Тома де Томон принял участие в работах по его перестройке.
В конце 1794 года Томон приезжает в Венгрию, где заключает контракт с герцогом Миклошем Эстергази на «руководство и составление всех архитектурных проектов, которые его высочество пожелает осуществить, и съемку планов дворцов и имений...». В свободное время архитектору предоставляется возможность выполнять заказы и совершенствовать свое мастерство. Первые два года службы Томона у Эстергази были наиболее плодотворными. В это время он создает несколько интересных проектов, сохранившихся до наших дней.
Проект школы - первый известный проект общественного сооружения Томона, был выполнен, очевидно, для Вены. Как в жилых античных постройках, композиционным центром, по замыслу Томона, стал двор, приобретающий здесь значительные размеры. Вокруг двора должны были группироваться классные помещения. В том же 1795 году для города Эйзенштадта, где долгое время находилась резиденция Эстергази, Томон создает проект серных бань.
Жалованье в девятьсот флоринов в год, которое Томон получал из княжеской казны, не было щедрым. Архитектор часто с трудом сводил концы с концами и неоднократно обращался к князю с просьбой оплатить его расходы, связанные, главным образом, с содержанием квартиры.
После долгих колебаний Томон в конце 1797 года решил оставить службу и уехать в далекую и загадочную Россию. Весной 1798 года архитектор навсегда покинул Вену, забрав с собой чертежи, коллекции, неосуществленные творческие замыслы и надежды. После приезда в январе 1799 года в «вольный город» Гамбург Томон смог, наконец, получить у русского посланника паспорт, выданный ему по особому разрешению царя. К весне архитектор добрался до русской границы, а затем из Риги направился в Москву.
Спустя некоторое время по поручению Александра Михайловича Голицына Тома де Томон отправился в его имение Самойлово, где проектировал и строил церковь во имя Пречистой Богородицы. Вскоре архитектор уехал в Петербург.
Столица произвела на Томона необыкновенное впечатление. Такого города он еще не видел. Построенный в течение короткого времени, город не знал западноевропейской пестроты. Барокко и классицизм господствовали в его архитектуре, придавая облику города стилистическую цельность.
В архитекторах и строителях Петербург испытывал постоянную потребность, и Томон полностью окунулся в радостную для него атмосферу творчества. Вскоре Томона допустили к конкурсу на проект Казанского собора, в котором принимали участие архитекторы Камерон, Воронихин и Гонзага.
Утвердили проект Воронихина, но для Томона участие в конкурсе было хорошей практикой. Знакомство с Воронихиным переросло впоследствии в дружбу, подкреплявшуюся совместной работой. В проекте Казанского собора Томон показал себя способным решать сложные проблемы, связанные с новым, ансамблевым характером русской архитектуры. Не случайно ему поручили составление проекта триумфальных ворот с кордегардиями у одной из застав Москвы.
В течение короткого времени архитектор разработал несколько вариантов проекта и позаботился о воплощении идеи заказчика - Павла I центральные триумфальные ворота, символизирующие мощь Российского государства, должны были составить единую архитектурную композицию с фланкирующими их кордегардиями. Царю-заказчику понравился третий вариант, на проекте фасада которого он написал «Быть по сему». Проект триумфальных ворот явился первой большой удачей архитектора, но смерть Павла I помешала его осуществлению.
Первый год пребывания архитектора в Петербурге ознаменовался радостным для него событием. По решению совета Академии художеств от 18 августа 1800 года он удостоился звания академика «по трем рисункам, представляющим внутренние и наружные виды в проспекте...». Признание Тома де Томона превосходным рисовальщиком значительно опередило будущую славу его как архитектора. Своими превосходно выполненными графическими работами Томон обратил на себя всеобщее внимание. 24 мая 1801 года «архитектору Томону за гравировку» был выдан из «Кабинета» «перстень бриллиантовый с изумрудом».
Практическая деятельность Тома де Томона-зодчего в Петербурге началась в 1802 году. 30 января 1802 года Александр I издал указ «Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить его в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год». С этого момента перед Томоном открылись широкие возможности для полного раскрытия его замечательного таланта. Он получил заказ на перестройку Большого театра в Петербурге.
Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. Открытие его состоялось в 1783 году. Через два года потребовались различного рода внутренние переделки. А в 1802 году было решено произвести в театре капитальный ремонт и сделать более парадным его внешний облик. Ремонт закончился полной перестройкой здания по проекту Тома де Томона. Неузнаваемо изменился не только его внешний облик. Здание было заново распланировано, и его помещения получили иную отделку. Проект театра утвердили 9 апреля 1802 года. Все работы были выполнены за восемь месяцев - необычайно короткий по тому времени срок.
Если с решением плана Томон справился быстро, то над созданием фасада пришлось потрудиться. Задача была не из легких в строго определенных габаритах найти вариант, наиболее обогащающий облик здания, улучшающий его пропорции. И Томон нашел такое решение. В центре главного фасада по ширине возвышающейся сценической коробки архитектор задал сильно выступающий вперед восьмиколонный портик со свободно стоящими колоннами ионического ордера.
Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют об его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий. А первый вариант театра драмы и комедии по своим небывалым масштабам превосходил все известные театральные здания того времени.
Открытие нового театра явилось значительным событием не только для Петербурга. Красота, удобство и техническое оснащение здания сделали его известным не только в России, но и за границей. Вот что писал один из современников Тома де Томона об этом событии «Несколько месяцев тому назад газеты с похвалой говорили о новом театре... и дали описание этого сооружения, одного из самых замечательных среди ныне существующих по своей величине и великолепию... Единственный перистиль в восемь колонн, находящийся на главном фасаде, позволяет удобно выходить под его защитой, так как колонны находятся на уровне земли, достаточно удалены от стены, давая возможность проезда экипажам... Подобного сооружения еще нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загроможден, чем украшен... Ни один из них не позволяет еще ставить оперу с помпой, требуемой при собрании богов и героев».
Свою проектную и строительную работу, а также службу на стекольном заводе Томон сочетал с педагогической деятельностью. 5 мая 1802 года президент Академии художеств А.С. Строганов предложил совету Академии зачислить для преподавания в архитектурный класс академика Томона - «человека по сей части совершенно знающего и способного». Окончательное решение «об определении академика Томона для обучения воспитанников архитектурного класса» было принято в конце мая.
В Академии художеств Тома де Томону была предоставлена квартира, занимаемая ранее академиком Павлом Брюлловым. Из архивных источников удалось установить, что квартира Томона имела «по фасаду семь окон и шесть комнат, в коридоре один покой в одно окно и кухню; в антресолях по фасаду три комнаты, в них пять окон, и по коридору три комнаты». Квартира эта находилась на первом этаже со стороны Четвертой линии Васильевского острова в северной части здания, а классы, в которых Томон преподавал, размещались в противоположном конце здания на втором этаже.
Еще в 1803 году, когда Томон работал над проектами нового петербургского театра, он проектировал также театр для города Одессы. Хорошо понимая градостроительные особенности приморского города и учитывая его рельеф, архитектор создает театр на возвышении как отдельно стоящее здание. Он стремится поставить театр там, где бы его можно было обозревать с самых различных точек, и с суши, и с моря.
В опубликованном Тома де Томоном проекте одесский театр - монументальная, прямоугольная в плане постройка с самым необходимым количеством парадных и служебных помещений. В процессе строительства театра, которое затянулось на несколько лет, внешний облик его, по сравнению с проектом, значительно изменился. Портик занял всю ширину фасада. Колонны строгого ионического ордера сменились колоннами пышного коринфского ордера, величину которых архитектор рассчитал на высоту здания. Театр утратил цельно-воспринимаемый объем, но вид его стал более величественным.
Одновременно с театром Томон проектирует для Одессы военный госпиталь - грандиозное сооружение, задуманное как больничный комплекс. В случае осуществления этого проекта Одесса украсилась бы одним из самых монументальных и выразительных сооружений эпохи классицизма. Но замыслу не суждено было воплотиться в жизнь - архитектору поручили проектирование госпиталя значительно меньших размеров.
В те же годы Томон разрабатывает проект амбаров Сального буяна в Петербурге. Буяном называли специально отведенное обширное место для выгрузки больших партий товаров. Строгая архитектура амбаров Томона стала прекрасным «аккомпанементом» монументальному образу, созданному гением Воронихина.
После смерти Павла I императрица Мария Федоровна решает воздвигнуть в его память мавзолей. Строительство предполагалось в живописном Павловском парке недалеко от дворца - резиденции вдовы. Она поручает Томону разработать проект памятника. В начале октября 1807 года Мария Федоровна утвердила «учиненный архитектором Томоном план саду, где будет сооружаться памятник», и приказала «оный план для наблюдения за работой отдать при повелении садовому мастеру Асмусу». Но только 21 июня 1809 года Томон смог написать рапорт об окончании работ.
Созданный талантом Тома де Томона и воплощенный в камне Карлом Висконти, мавзолей явился одним из блестящих шедевров парковой архитектуры русского классицизма. Общая планировка, объемно-пространственное решение и искусно выполненные архитектурные и скульптурные детали, - все свидетельствует здесь о высоком художественном мастерстве.
Мавзолей словно неожиданно вырастает из земли и представляется монументальным, несмотря на действительные скромные размеры. Отсюда видны одновременно и главный, и боковой фасады. Впечатление монументальности усиливается далее при подходе к гранитным ступеням мавзолея. Четыре мощные колонны дорического ордера, вытесанные из каменных монолитов, поддерживают тяжелый фронтон, в тимпане которого начертаны слова «Супругу-благодетелю».
В ходе проектирования и строительства мавзолея в Павловском парке Тома де Томон получает заказ на создание другого монументального сооружения - триумфальной колонны в Полтаве. Весной 1805 года проект был уже готов и вскоре утвержден. Об основной идее монументального сооружения, построенного в июне 1811 года, его композиционных и конструктивных особенностях архитектор писал «Так как колонна является триумфальным памятником, воздвигнутым в память Петра Великого, в честь самого памятного и решительного события его царствования, то я старался дать всей этой композиции характер оригинальный и, так сказать, присущий герою и его творчеству. С этой целью я прибегнул к аллегориям простым, но точным и ясным. Колонна из железа в четыре куска, и, чтобы скрыть их соединение, каждый шов закрыт венком; первый из лавра и пальм, второй из лавра, а третий из дубовых листьев. Промежутки между венками заполнены изображениями перекрещенного оружия. Капитель образована из больших пальмовых листьев. Наверху возвышается цоколь, увенчанный полусферой. Над полусферой распростер свои крылья орел, держащий в когтях молнии войны, а в клюве лавровый венок...»
В 1806 году Томон вместе с Воронихиным получил заказ на проектирование фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Фонтан на склоне Пулковой горы Томон проектировал и строил вместе с Воронихиным, а остальные сооружал один. Совместному творению зодчие придали облик грота - пещеры, как бы открывающей вход в земные недра. Грот оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами дорического ордера, каннелированные стволы которых словно вросли в землю.
Одновременно с фонтаном на Пулковой горе Томон соорудил три фонтана на Царскосельской дороге. В 1807 году он разработал проект и составил смету на строительство фонтана в деревне Пулковой. Тщательно прорабатывая композицию и выверяя пропорции, архитектор продумывал каждую деталь, строго отбирая только то, что усиливает звучание архитектурного образа. В результате Томон создал сооружение величественное и монументальное, несмотря на его небольшие размеры.
Первое десятилетие века для Тома де Томона явилось временем необычайного творческого подъема. Архитектор много работал над проектами для губернских городов. В 1806-1807 годах в мастерской архитектора один за другим рождались проекты жилых и общественных зданий, причем последним отводилась немаловажная роль.
В период между 1806 и 1809 годами по проекту Томона в Петербурге перестраивался дом Лаваля, сохранившийся до наших дней и представляющий собой один из наиболее интересных архитектурно-художественных и исторических памятников города. Архитектор сохранил в общих чертах планировку и назначение отдельных помещений. Однако заново отделал здание и его интерьеры. Неузнаваемо преобразился фасад. Он получил богатый архитектурно-художественный декор, сразу же выделивший дом Лаваля среди особняков знати, разместившихся вдоль набережной Невы.
Будучи придворным архитектором, Томон участвовал в переделке интерьеров Зимнего дворца. Он разработал проекты Овальной столовой и так называемых Холодных бань. В 1810 году придворного архитектора привлекли к работам, развернувшимся в летней царской резиденции на Каменном острове. Томон подошел к переделке сада тактично. Сад приобрел строгую, логически построенную, четкую планировку, основанную на сочетании регулярного принципа с пейзажным.
1810 год для Томона ознаменовался еще одним радостным событием. 1 сентября в большом общем собрании Академии художеств ему единодушно было присвоено звание профессора архитектуры.
Период работы Тома де Томона в Петербурге охватывает тринадцать лет. Деятельность его была плодотворной. Но один из его замыслов принес ему мировую известность. Это прославленный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Он достойно завершил неповторимый архитектурный облик центра Петербурга - одного из красивейших городов Европы.
Проектирование и сооружение этого ансамбля охватывает почти весь петербургский период творчества Тома де Томона - наиболее продолжительный и плодотворный в его жизни. Именно в этом произведении наиболее ярко проявился творческий гений мастера. Томон создал прекрасный архитектурный памятник, символизирующий новую эпоху в развитии русской архитектурной мысли.
Для составления проекта Томону потребовалось несколько лет неустанных поисков при постоянной творческой поддержке совета Академии художеств. Архитектор сделал несколько проектов. Неустанные поиски привели Томона к созданию лучшего из них, который и был утвержден 26 февраля 1804 года. Основные усилия при разработке его были направлены на улучшение общих пропорций и планировочной структуры, а также на доработку деталей. Число колонн на боковых фасадах уменьшилось до четырнадцати. Плоские перемычки окон первого этажа были заменены декоративными замковыми камнями укрупненных пропорций. Исчезли ненужные мелкие декоративные элементы, не различимые на значительных расстояниях, - к примеру, барельефы во фризе. Изменилась и внутренняя планировка. Улучшились пропорции отдельных помещений, в том числе и центрального зала. Сохранились только две внутренние лестницы, но зато с достаточно широкими маршами. Для удобства они располагаются по диагонали в противоположных углах здания.
Работы на Стрелке начались весной 1804 года, а 23 июня 1805 года в присутствии царской семьи и при большом стечении народа состоялась торжественная закладка Биржи.
25 декабря 1811 года объявили «высочайший указ, которым повелено было закрыть строительную комиссию, а новое биржевое здание со всеми оными принадлежностями, ростральными колоннами, площадью и набережной, сдать в ведение министра финансов». В связи с завершением работ чиновники, бывшие при построении новой Биржи, получили из царской казны перстни с драгоценными камнями, а Тома де Томону был пожалован орден Св. Владимира IV степени.
Во время приема здания Биржи обнаружились недоделки, что затянуло работы еще на два года. Но и в 1814 году открытия Биржи не состоялось - еще продолжалась война с Наполеоном. Это произошло 15 июля 1816 года и стало настоящим праздником. Биржа настолько всем нравилась, что ее повсеместно стали изображать на картинах, акварелях, гравюрах и предметах прикладного искусства шпалерах, вазах, стеклянной и фарфоровой посуде.
Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление, откуда бы вы к нему ни приближались с Дворцовой набережной или со стороны Петропавловской крепости. На значительных расстояниях хорошо воспринимаются весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению быстрой реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и упругая лента набережной. Объединенные в единое и неразрывное целое части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной. Он явился тем звеном, которого так не хватало для завершения столь привычного теперь облика городского центра.
Тома де Томон скончался 23 августа 1813 года. Отпевали его в католической церкви Св. Екатерины и похоронили на Смоленском кладбище. На могиле был поставлен памятник из розового гранита в виде античного жертвенника на высоком постаменте.
Долгое время оставался спорным вопрос относительно причины скоропостижной смерти Тома де Томона. Многие документы на французском языке (ни Томон, ни его жена русского языка не знали) оставались вне поля зрения исследователей. В их числе прошение вдовы Клер де Томон от 22 марта 1816 года на высочайшее имя, в котором есть такие строчки о кончине зодчего «Смерть явилась следствием падения, которое произошло в Каменном театре при осмотре состояния стен этого здания после пожара».

Жан Тома де Томон (фр. Jean-Francois Thomas de Thomon, 1 (12) апреля 1760, Берн - 23 августа (4 сентября) 1813, Санкт-Петербург) - французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма (ампир ), работавший в России.

В 1780-х гг. учился в Парижской академии и, получив от неё большую римскую премию, отправился в Италию. Поселившись в Риме, усердно изучал архитектурные памятники императорской эпохи и так пристрастился к их стилю, что потом держался исключительно его в своих проектах и постройках. Живя в Риме, он, кроме того, писал акварелью и масляными красками перспективные виды и пейзажи в характере картин Гюбера Робера и Гаспара Пуссена. Французская революция помешала ему - дворянину и роялисту - вернуться на родину; он перебрался в Вену.

В 1799 году по приглашению кн. А. М. Голицына прибыл в Санкт-Петербург. Здесь он вскоре приобрёл в высшем обществе известность своими мастерскими карандашными и акварельными рисунками. С 1800 года начал преподавать в Академии художеств, с 1811 года - в Институте корпуса инженеров путей сообщения. В 1801 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, выстроенный в Санкт-Петербурге Л. Ф. Тишбейном. Эта задача была возложена на Тома де Томона, и он окончил её в 1805 году блестящим образом, за что получил титул придворного архитектора.

В 1805 году Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове, остановленный в 1787 году, так как возводимое здание не соответствовало облику города и градостроительным задачам. Вариант Тома де Томона был реализован в 1805-1810 гг. в виде существующего доныне величественного здания, построенного по образцу храма в Пестуме. Здание Биржи охвачено двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И.П. Прокофьева и Ф.Ф. Щедрина. Одновременно с постройкой Биржи Тома де Томон реализовывает свой проект ансамбля стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами.

В 1806 году Ж. Ф. Тома де Томон победил в конкурсе на лучший проект мавзолея Павлу I в Павловске. Этот павильон имеет вид греческого античного храма из четырех дорических колонн красного гранита, стоящих на гранитном подиуме и поддерживающих фронтон с надписью: «Супругу-Благодетелю».

Зодчие Санкт-Петербурга. Х1Х - начала ХХ века / Сост. В. Г. Исаченко. СПб., 1998 г.
Курбатов В. Петербург. - Санкт-Петербург: Лениздат, 1993 г.
Шуйский В. К. Тома де Томон. Лениздат, 1981 г.
ru.wikipedia.org