Азимут — что это такое и как его определить. Как определить азимут по карте

Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить. В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию. И так, что такое азимут?

Азимут - это угол, между направлением географического меридиана и направлением на любой удалённый обьект с точки наблюдения (обозначается как Аm). Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки. Азимуты могут быть прямыми и обратными. Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к передмету. Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°. Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°. Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке: Север - 0°(или 360°,если против часовой), Восток - 90°, Северо-восток - 45°, Юго-восток - 135°, Юг - 180°, Юго-запад - 225°, Запад - 270°, Северо-запад - 315°.

При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс. Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли. Чтобы не возникло путаницы в расчётах, нужно знать, что любая карта, сориентирована на географический полюс, а стрелка компаса указывает на магнитный полюс. Разница между ними составляет несколько градусов, этот угол называется, Магнитным склонением. Магнитное склонение, может быть Восточным,стрелка компаса отклоняется к востоку от истинного (географического) меридиана и обозначается "+". Или Западным, отклонение стрелки на запад и обозначение "-". Эту разницу нужно обязательно учитывать, при переносе азимута полученного на карте (истинный азимут) на азимут по которому вы будете идти, с помощью компаса (магнитный азимут). При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить. Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.

Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе (циферблат компаса). Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное преспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить. Отмечаем около какой цифры на лимбе, остановился указатель-треугольник, совмещаем в одну линию, предмет, мушку и целик, получившийся угол между, стрелкой компаса и предметом ориентирования и будет искомый азимут.

Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложеного маршрута, по азимутам. Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначеному ориентиру (обьекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности. И так, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями (пример на рисунке) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута. После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка. Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченым маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления. Затем, не меняя оринтировки карты, прикладываем компас, на первую линию маршрута, так чтобы направление Север - Юг совпало с прочерченым направлением, при этом Север должен быть направлен в сторону движения. После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученое число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления. Для примера (на рисунке) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута. Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов (средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200: 1,5=800 пар шагов. Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.

При движении по азимутам, на местности, могут встречатся всякого рода препятствия (лесные завалы, болота, озёра и тп) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки. Рассмотрим два способа, обхода препятствий, 1 когда противоположная сторона препятствия видна (рис. а), 2 когда противоположная сторона препятствия не видна (рис. б). В первом случае, всё просто: замечаем ориентир по направлению движения, на противоположной стороне препятствия, и не теряя его из вида, обходим препятствие, продолжаем движение по запланированному маршруту, от ориентира, который использовали при обходе (рис. а). Второй случай сложнее, действуем следующим образом, пример: (рис. б) допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием было пройдено 340 пар шагов. После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия (от точки А до точки В), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденое расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут (на рисунке обратный азимут равен 140°) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченому маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет расчитать расстояние пройденого пути, при обратном движении по тем же азимутам.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.

Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, (пример на рисунке, мост), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.

    Нужно сначала понять, что такое азимут. Прочтите определение ниже:

    Как видите, азимут найти на карте весьма просто. Определите северное направление, а потом отмеряйте угол по часовой стрелке от Севера до предмета, как показано на рисунке:

    Для начала нужно научиться пользоваться картой. Нас еще в школе учили, что верхний край карты - это север, нижний край - это юг, справа будет восток, а слева - запад. И параллельно учили ориентироваться на местности: нужно встать лицом к восходу солнца, тогда справа будет юг, а слева - север. Ну а со спины - запад. Но если нужно по карте определить азимут, то есть угол между той точкой, которая нам нужна и меридианом, на котором мы находимся, то нужен компас или транспортир. Компас устанавливаем в точке нашего пребывания, его стрелка смотрит на север, определяем угол по градусам на катушке. Или прочертите линию между точками: ваше место нахождения - объект - ближайший меридиан. Транспортир нужно приложить к этому меридиану и по градусам определить угол.

    Для того чтобы передвигаться по местности, используя компас, нужно будет определить по карте азимут. Это важно как для морских и воздушных судов, которые совершают длительные плавания и перелеты, так и для пеших путешественников, которым нужно найти дорогу в условиях недостаточной видимости, например ночью, когда невозможно передвигаться по ориентиру.

    Для того, чтобы определить азимут, нужно взять

    • путевую карту
    • компас
    • транспортир
    • карандаш
    • линейку

    Азимутом называется угол между меридианом Вашего местонахождения и направлением на объект. Он определяется в градусах от нуля до трхсот шестидесяти и отсчитывается по направлению часовой стрелки.

    Для того, чтобы определить азимут а именно направление на объект а также, вероятно, и направление Вашего движения, необходимо узнать свое актуальное местонахождение. Пометьте его на Вашей карте, ориентируясь по тем данным, которые обозначены на карте.

    Теперь надо найти ориентир, по направлению которого Вам нужно двигаться. Обычно прямолинейное движение по азимуту возможно только по воздуху, а также в открытом море. Но на суше это возможно только в пустыне или в открытой степи. Поэтому в-основном движение по суше происходит по ломаной линии, огибая при этом естественные природные препятствия. По этой причине азимут по ходу движения надо будет периодически корректировать.

    Для то, чтобы определить азимут, возьмите транспортир, лучше всего прозрачный, а также карандаш и линейку. Линейку надо положить на карту таким образом, чтобы точка, в которой Вы находитесь, и ориентир оказались на одной линии по линейке, а затем прочертить карандашом линию до е пересечения со следующим меридианом. Теперь следует приложить транспортир его основанием к линии меридиана. Центральную риску теперь доведите до е пересечения с уже начерченной Вами линией направлением на желаемый ориентир. На дуге транспортира, в том же месте, где он пересекается с той же линией снимите показания (в градусах). Это и есть искомый азимут.

    Если у Вас нет транспортира, можно использовать также компас, используя при этом его градуированную картушку.

    Но это пока еще не вс. К примеру, в результате вычисления Вашего направления на объект (азимут) Вы получили 30 градусов. Это - истинный азимут, который обычно отличается от магнитного. Поэтому, если Вы будете ориентировать Ваш компас на 30 градусов, Вы будете двигаться в неправильном направлении. Поэтому надо найти на карте ближайшую к точке Вашего расположения ремарку со значением магнитного склонения, которое выражено в градусах и может быть как с минусовым, также и с плюсовым значением. Введите теперь поправку, и смело передвигайтесь, теперь уже ориентируясь по компасу.

    Приложи к карте компас, туда где есть стрелка север и юг, и смотри какой азимут показывает на объект, который ты хочешь узнать!

    От нас требуется:

    • компас;
    • карта;
    • понимание того, куда нам нужно идти (направление движения);
    • память, чтобы запомнить следующую информацию.

    Берем наш компас, накладываем его на карту. Крутим компас так, чтобы в конце концов стрелка легла по линии Серер - Юг. По этой линии, кстати, пролегает магнитный меридиан. Теперь последний шаг: определяем угол между линией магнитного меридиана и направлением нашего движения (считаем от севера, причем всегда по часовой стрелке!).

    По карте азимут определить легко, куда сложнее идти по нему в условиях реальности! Даже есть присказка: иду по Азимуту, т.е. по плохой дороге рядом с хорошей.

    Азимутом называют угол между направлением на какую-либо точку и направлением на другую точку, объект от места наблюдателя.

    Азимут бывает магнитный и географический.

    Проще всего определить азимут как по компасу , вторым способом является использование транспортира и карты.

    Ставите компас в ту точку где вы сейчас находитесь и смотрите направление в градусах на тот объект куда хотите попасть.Для более точного определения лучше пользоваться туристическим компасом(прозрачным) с линейкой для определения расстояний.Можно на карте провести карандашом линию от точки своего нахождения к точке куда хотите попасть - тогда азимут будет более точным.На некоторых картах есть стрелка ориентирования карты в направлении север - юг.Если стрелка не обозначена то всегда верхний обрез карты это север,нижний - юг.

    Когда то я умел пользоваться компасом, и он даже был у меня, знаете ли такой с ремешком от наручных часов и размещающийся на запястье, а еще у него была фосфорная стрелка. Очень замечательная вещица, но для определения азимута обязательно нужен прозрачный компас с колбой (желательно Плата - то есть он такой прямоугольной формы, как плата).

    Так же нам потребуется топографическая карта, и лучше, если она будет с крупным масштабом. Так легче для последующей работы и получения навыка использования и применения, так как на карте мира понять будет несколько сложнее.

    Теперь остановившись на местности, и разложив карту на ровной поверхности, прикладываем компас к карте. Для этого мы проводим линию от точки, где мы в настоящий момент находимся, до той точки, к которой планируем двигаться, и где хотим оказаться через некоторое время. Теперь когда мы линию провели, можно карандашом, а можно мысленно, вот только теперь мы прикладываем компас линейкой. На любом компасе, предназначенном для определения азимута имеется линейка с красной полосой, и вот эту полосу мы совмещаем с линией движения. Теперь закрепляем положения компаса пальцами, надежно удерживая его в одном положении, немного прижимая. Далее, теперь мы должны ориентировать колбу компаса, по отношении к северу и югу карты. Для этого на карте нанесены линии. Эти линии идут снизу карты, от юга, к верху карты, на север. Учитывая, что колба компаса прозрачная, и на колбе так же имеются линии и градусы, мы поворачивая колбу, совмещаем северные полюса карты и колбы компаса (совмещаем линии).

    Теперь, когда компас ориентирован по курсу движения, а так же по полюсам карты, необходимо выровняться и самим вместе с картой и компасом, относительно полюсов. То есть поворачиваясь в пространстве, делаем так, что бы магнитная стрелка компаса стала своим острием на север.

    И вот теперь мы можем определить азимут, который откладывается по часовой линии от красной отметки на компасе. Иными словами, азимут соответствует градусному разбиению картушки по кругу горизонта, что составляет триста шестьдесят градусов. А нами достаточно теперь посмотреть внимательно на цифры, и та которая будет как бы по центру направления вперед, и будет искомой величиной азимута в данном нашем положении, достигнутом в результате верного ориентирования в пространстве и на местности. В приложенном одном из видеопримеров эта цифра в районе двухсот двадцати девяти.

Информация для ориентирования складывается из трех элементов: направлений, расстояний и ориентиров (предметов), расположенных на местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы, которые выделяются среди других местных предметов, хорошо видны даже издалека и бросаются в глаза на близком расстоянии.

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту он всегда имеет вокруг себя пространство: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность — линию горизонта.

Люди заметили на этом круге, т.е. на линии горизонта, несколько особенных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стоит над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (т. е. в состоянии свободы поведения) всегда поворачиваться одним своим концом в направлении этой звезды. И так постепенно на круге горизонта наметились четыре точки — север, восток, юг и запад.

С помощью Полярной звезды или с помощью специальных намагниченных предметов (стрелки компаса) человек может, находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты, определить сначала направление на главную точку горизонта — север, а затем, встав к ней лицом, по сторонам своего тела найти справа восток, сзади юг, а слева запад.

Круг горизонта разделен на маленькие, равные между собой отрезки общим количеством 360 штук: примерно по количеству дней в круге времени — году. Каждый отрезок назвали словом «градус» и дали свой порядковый номер — от первого до трехсот-шестидесятого.

Таким образом получилось, что каждая четверть круга вместила в себя по 90°.

Счет градусов начинается с той точки круга горизонта, которая находится точно под Полярной звездой, и ведется от этой нулевой точки только вправо.

Угол — это фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки. Каждый градус окружности (и даже доли его) есть угол, так как если из центра круга провести две прямые линии к концам градуса, то это и будет фигура, состоящая из двух лучей, которые начинаются из одной точки.

У простого геометрического угла оба луча произвольные, т.е. они в пространстве могут иметь какое угодно направление и при этом угол останется углом. А у угла, называемого азимутом,

один луч особый — он в пространстве может иметь только одно единственное направление — на север. Если этому лучу придать какое-нибудь другое направление, азимут станет просто углом. Кроме того, в геометрии внутренние углы могут иметь величину до 180° (развернутый угол), а азимуты могут быть и больше — от нуля до 360°.

Следовательно, азимут — это угол, образованный направлением на север {первый луч) и направлением на ориентир — цель {второй луч). Азимуты измеряются в градусах и отсчитываются от нуля только по ходу часовой стрелки (рис. 111).

На линии горизонта мы отмечаем не только четыре основные точки и направления на них из центра — север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3), но и промежуточные, т.е. расположенные посередине между двумя соседними основными направлениями. Например, между направлением на С и В можно провести под углом 45° промежуточное направление, название которого будет складываться из названий двух соседних направлений — северо-восток. Такое же промежуточное направление можно построить в каждой четверти круга горизонта, и тогда получится так называемое азимутальное кольцо, на котором еще отметим вспомогательные направления под углами в 22,5°. Их названия тоже будут складываться из названий соседних направлений: север-северо-восток (ССВ), северо-восток-восток (СВВ), юго-восток-восток (ЮВВ) и т. д. (рис. 112).

Опытный турист, определив направление на север, найдет любое другое направление на стороны горизонта без компаса как днем, так и ночью, как в хорошую, так и в плохую погоду. Для этого надо хорошо знать азимутальное кольцо.

Измерение азимутов. Азимут — это угол, а всякие углы можно, во-первых, измерять, а во-вторых, строить. Измерять и строить углы можно не только карандашом на бумаге, но и визирным лучом прямо на местности.

На бумаге (на карте) измерять и строить азимуты вполне можно обычным угломерным инструментом — транспортиром (рис. 113).

На карте имеется много вертикальных линий — западный и восточный края рамки, линии сетки прямоугольных координат, которые имеют направление на север (направление север —юг). Правда, вертикальные линии километровой сетки часто не совсем параллельны вертикальным рамкам карты — они образуют между собой некоторый угол, но этот угол не очень велик, и его можно не учитывать.

Если, например, необходимо измерить азимут линии маршрута из точки А в точку 2>, надо центр транспортира (нуль-пункт) наложить точно на точку А, одну из осей транспортира повернуть так, чтобы она была строго параллельна вертикальным ориентирующим линиям карты, и снять по градусной шкале транспортира отсчет. Но нужно помнить, что на обычном транспортире шкала градусов дана в полкруга (180°) и поэтому не при всяком положении (повороте) транспортира на карте можно верить цифрам его шкалы — часто требуется вводить поправки, помня азимутальное кольцо (рис. 114).

А как измерить азимут на местности на какой-нибудь ориентир? Тут поможет компас, у которого магнитная стрелка, как только мы отпустим зажим-тормоз, сама собой повернется одним концом в сторону Северного полюса, что и нужно: ведь азимут — это угол, у которого один луч — направление на полюс.

Компас — это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, на карте, а в пространстве).


Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в XIX в. русским военным топографом капитаном Петром Адриано-вым. Этот компас так и называется — компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла (из латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова (рис. 115) состоит из пяти частей: 1 — корпус компаса; 2 — визирное кольцо; 3 — магнитная стрелка; 4 — лимб (циферблат); 5— зажим.

Круглый пластмассовый корпус (дно компаса) служит для того, чтобы соединять и закреплять все остальные части. Снизу в самом центре корпуса в него вделана короткая стальная игла, на которую насаживается стрелка. Сбоку имеются две прорези (ушки) для продевания ремешка, которым компас, как часы, затягивается на руке, или шнурка, на котором компас можно вешать на шею. Еще одна прорезь сбоку, через нее проходит пружинка замка стрелки.

По верхнему краю идет паз с латунными пружинками, с помощью которых к корпусу крепится и на нем вращается визирное кольцо.

Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа — глазок и мушку, под которыми с внутренней стороны кольца под стеклом расположены два треугольных выступа, покрытых светящимся в темноте составом. Эти выступы-указатели при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчет в градусах.

Самая главная часть компаса — магнитная стрелка. Она вырезается из тонкой стальной пластинки и у компаса Адрианова имеет особую фигуру (см. рис. 115). Северный конец стрелки тоже покрыт светящимся в темноте составом. Чтобы стрелка легко вращалась на игле, в центре ее в специальной латунной оправе (чашечке) расположен крошечный камень-хрусталик для снижения тормозящего действия вращающихся деталей. Этот хрусталик имеет с нижней стороны конусообразное углубление, вершиной которого стрелка опирается на иглу и вращается на ней.

Четвертая часть — лимб компаса представляет собой белое кольцо с делениями. Лимб напоминает азимутальное кольцо. На нем есть один длинный, покрытый светящимся составом (светомас-сой) штрих — это нулыитрих лимба, т.е. начало отсчета делений на лимбе. Еще имеются три светящиеся в темноте точки и буквы над ними: точка В — восток, точка Ю — юг, точка 3 — запад. Одно деление лимба компаса Адрианова равно 3°. Когда мы поворачиваем визирное кольцо, то указатель азимутов, расположенный под мушкой, встанет у того или иного деления лимба, и нетрудно подсчитать, на каком градусе стоит указатель, т.е. какой угол от севера он показывает.

Последняя, пятая часть компаса — зажим (арретир) представляет собой пружинистую металлическую пластинку, согнутую пополам. Когда мы выдвигаем ее наружу через щель в корпусе, оба конца пластинки сжимаются и освобождают стрелку компаса; при этом она хрусталиком «садится» на иглу. Когда же мы, наоборот, вдвигаем зажим внутрь компаса — лепестки пружинки растопыриваются, снимают стрелку с иглы и прижимают ее к стеклу: компас закрыт, стрелка не действует.

Последние годы почти все туристы используют спортивный жидкостной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке устанавливаться в направлении на север в течение нескольких секунд. Лимб спортивного компаса (а их много моделей) имеет более точную цену деления, чем лимб компаса Адрианова, — до 2°. Капсула расположена на плате компаса, которая имеет измерительную линейку. На капсуле и на плате компаса нанесены параллельные линии, которые облегчают работу с картой.

На рис. 116 представлена одна из моделей компаса «Универсал»: прямоугольная плата с нанесенными на нее красными линиями для взятия азимута и различными шкалами. В плате свободно вращается колба с яркой красно-белой стрелкой с буквой N на северном конце. Сильный магнит не размагничивается со временем. Этот компас обладает очень высокими характеристиками по быстроте и стабильности стрелки. Для взятия азимута используются также цифровой лимб колбы с ценой деления 2° и несколько параллельных линий на дне колбы. Компас закрепля

ется на запястье или вешается на шею с помощью шнурка. Плата и колба выполнены из ударопрочных материалов и рассчитаны на работу в жестких климатических условиях (-20…+50°С).

Компас требует бережного обращения в соответствии с правилами:

1) беречь компас от ударов, особенно жидкостной, корпус которого имеет форму пластины и потому очень хрупок;

2) избегать опасного для стрелки компаса соседства с большими металлическими предметами (топор, пила);

3) носить компас на шнурке на шее и в моменты, когда он не нужен, заправлять в карман штормовки или просто за пазуху.

Работа с компасом. Существует четыре действия с компасом, и их должен знать каждый турист.

1. Нахождение сторон горизонта. Надо просто открыть арретир, и стрелка своим концом покажет направление на север. И задача выполнена: раз вы узнали где север, то все остальные стороны горизонта легко найдете, вспомнив азимутальное кольцо.

2. Ориентирование карты по компасу. Сориентировать карту по сторонам горизонта — значит повернуть ее так, чтобы вертикальные ориентирующие линии карты стали параллельны оси стрелки компаса и верхний конец этих линий был направлен в ту же сторону, в какую смотрит северный конец магнитной стрелки.

Надо положить компас на карту так, чтобы под ним проходила западная или восточная сторона рамки карты, открыть стрелку, дать ей успокоиться, а затем плавно поворачивать лист карты вместе с компасом до тех пор, пока линия рамки и ось стрелки не расположатся на одной прямой линии. Надо добиться, чтобы они были точно на одной прямой линии, а верх карты был обращен на север. Вот теперь карта расположена правильно по отношению к сторонам горизонта, она сориентирована на север, и с нее можно брать готовые направления на любые местные предметы из точки стояния наблюдателя.

3. Прямая засечка — это действие, когда проводник, зная заранее азимут, намечает по этому азимуту проходные ориентиры и двигается в их направлении, чтобы выйти к цели.

4. Обратная засечка — это действие, когда проводник, видя дальний ориентир-цель и зная заранее, что он скоро скроется из глаз, определяет по компасу магнитный азимут на него, чтобы затем путем прямых засечек выйти к цели через ряд расположенных друг за другом проходных ориентиров.

Следовательно, возможны два случая: первый — когда мы совершенно не имеем обзора местности, но имеем точный магнитный азимут цели (взяли его с карты), и второй — когда мы имеем обзор местности и видим ориентир-цель, к которой хотим прийти (стоим на высоком холме, а вокруг — лес), но знаем, что во время движения цель от нас скроется, и надолго. И в том и в другом случае нам придется идти по азимуту (по прямым засечкам), но в первом случае мы азимут получим с карты, а во втором — визированием на цель.

Прямая засечка для компаса Адрианова делается следующим образом:

1) устанавливаем указатель мушки на деление лимба, соответствующее нашему азимуту;

2) открываем стрелку, даем ей успокоиться, ориентируем лимб компаса по стрелке, т.е. вращением корпуса подводим нульштрих лимба под северный конец стрелки;

3) визируем, т.е., прищурив один глаз, смотрим через прорезь глазка на мушку и замечаем вдали какой-то предмет, попавший на мушку (ставший проходным ориентиром);

4) не меняя положения компаса, проверяем, точно ли совершили действия 2 и 3. Закрываем стрелку компаса.

После этого можно двигаться на проходной ориентир, но его надо не потерять: в лесу ваш визирный луч будет упираться в какое-либо дерево, которое принимается как проходной ориентир. Это дерево надо хорошо запомнить, чтобы не спутать с другими деревьями. В качестве таких проходных ориентиров надо стараться выбирать на визирном луче наиболее удаленные предметы, так как, дойдя до них, опять придется повторять прямую засечку (визировать), а эта операция занимает много времени.

Обратная засечка — определение азимута на видимый ориентир — выполняется в таком порядке:

1) открывается стрелка компаса и примерно (не очень точно) ориентируется лимб по стрелке (подводится нульштрих к северному концу стрелки), а мушка визирного кольца, поворачивая его, направляется приблизительно (тоже пока не абсолютно точно) в направлении на ориентир;

2) окончательно (точно) ориентируется лимб по стрелке, и, визируя, подгоняется мушка точно на ориентир;

3) делается проверка, не сбился ли нульштрих с северного конца стрелки; если сбился, повторяется действие 2;

4) снимается отсчет по лимбу, т. е. определяется, на каком делении стоит указатель мушки — сколько получилось градусов. Закрывается стрелка.

Прямая засечка при использовании жидкостного компаса делается следующим образом:

1) разместить компас на карте так, чтобы его боковая кромка касалась исходной и конечной точек движения;

2) повернуть вращающуюся часть корпуса так, чтобы риски его стали параллельными магнитному меридиану на карте; при этом двойная риска на подвижной части корпуса должна быть обращена на север (рис. 117);

3) после этого надо убрать карту и, держа компас горизонтально, повернуться так, чтобы северный конец стрелки остановился между двойной риской на корпусе компаса; осевая линия пластины при этом укажет направление движения. Нет необходимости замечать ориентир на ходу, надо только следить, чтобы стрелка все время находилась между двойной риской, что гарантирует выдерживание азимута при движении. В отличие от обычного компаса жидкостной держит направление не только на ходу, но даже и на бегу; надо только научиться при этом держать компас горизонтально.

Азимут на видимый ориентир (обратная засечка) при использовании жидкостного компаса берется следующим образом:

1) держа компас горизонтально, направляем на ориентир осевую или боковую кромку корпуса компаса;

2) после чего вращаем капсулу компаса до тех пор, пока стрелка не окажется между двойной риской и не будет указывать на 0° (север). Смотрим, сколько градусов указывается на лимбе компаса напротив осевой линии.

Полученный азимут стоит записать в блокнот. Теперь, зная азимут на ориентир-цель, можем смело вступать в лес и, производя прямые засечки, двигаться по азимуту через створ проходных ориентиров к намеченной цели.

Однако всегда надо помнить, что каждый человек, работая с компасом, может допустить ошибку: перепутать концы стрелки, неточно сориентировать лимб, неточно визировать на предмет. А ошибка может дорого обойтись.

Дело в том, что стрелка у компаса Адрианова очень подвижна и ее трудно точно установить на одной линии с нулевым штрихом лимба. Лучше для большей точности класть компас на какую-нибудь опору, подставку: на пенек, на воткнутую в землю палку — и все-таки всегда надо подстраховываться — делать засечки не одному человеку, не одним, а двумя компасами. У каждого дежурного проводника всегда должен быть дублер: они вдвоем и должны одновременно делать каждую засечку. Если оба результата сходятся, все в порядке. Если результаты чуть-чуть расходятся (на 5—10°), можно тогда взять среднее значение. Если же оба ответа совсем не совпадают — надо все переделать.

Движение в походе условно можно разделить на два способа: строго по азимуту без карты (жесткий азимут) и движение по ситуации (по дорогам, тропам, просекам и т.п.), когда группа дополнительно руководствуется общим примерным направлением движения, так называемым руководящим азимутом.

В пути очень часто нельзя двигаться по визирному лучу, так как мешают различные препятствия: заболоченные участки, водные преграды, крутые спуски и подъемы, чащобные участки леса. В связи с этим главный тактический прием движения по азимуту состоит в том, чтобы попеременно чередовать отклонения от азимутального хода: если какое-то препятствие обходится справа, то при обходе следующего выбирается левый вариант. После каждого обхода необходимо корректировать дальнейшее направление движения.

При движении по азимуту теоретическое отклонение на 3° от заданного азимута дает смещение точки выхода на 5 % длины пройденного по азимуту пути (на 1 км азимутального хода ошибка составляет 50 м), однако на практике эта величина более значительна. Поэтому при движении азимутальный ход рекомендуется прокладывать отдельными отрезками через промежуточные ориентиры.

12. Определите сторону горизонта по сумме азимутов: 135° + 45° +180°—90°.

13. Наблюдатель докладывает: «Прямо перед собой вижу завод с трубой, справа — тригопункт, а справа сзади наблюдаю хутор. Озеро находится точно на севере. Если повернуться к нему лицом, то хутор будет сзади». Определите азимут на завод с трубой и на тригопункт.

Как определить азимут?


Азимут - это показатель, который используют в географии, геодезии, картографии и других науках. Указывает он на угол в определенной точке на местности между направлением на север и любым предметом (или объектом на карте). Еще больше информации об этом показателе вы сможете найти в нашей статье - .

Как определить азимут: способы

Можно определить азимут как по компасу (если нет карты местности), так и при помощи обычного транспортира (если угол измеряется для объекта на карте). Угол азимута может быть от 0 до 360 градусов. Отсчет производится по направлению хода часовой стрелки, причем точкой отсчета (0°) считается самая северная точка на карте (местности).

При этом проще всего определить азимут как северных, так и южных, восточных и западных объектов: он всегда соответственно 0°, 180°, 90° и 270°. Необходимо заметить, что азимута 360° не существует, так как его значение совпадает с азимутом 0°, поэтому принято считать направление на север угол со значением 0°. Подробнее об определении сторон света можно прочитать в нашей статье - .

Определение азимута при помощи транспортира

Кроме самого транспортира для этого пригодятся также линейка, карандаш и карта. Для измерения угла нужно положить линейку так, чтобы точка (объект, предмет), азимут которой определяется, пересекалась с ближайшим меридианом. Можно начертить легкую линию карандашом. Угол, измеренный между этой линией и меридианом (направлением на север), и будет искомым азимутом.

Определить азимут при помощи компаса

Как определить азимут по компасу, если карты под рукой нет или нет транспортира, на котором нанесена градуированная шкала, обозначающая градусы? Таким способом обычно измеряется истинный азимут, который может и отличаться от магнитного. К примеру, если определен азимут объекта 40 градусов, то двигаться с учетом этого изменения может быть и не стоит.

Здесь пригодится карта: на ней необходимо найти ближайшую к искомому объекту магнитную поправку. Она может быть разного значения (например «+2» или «-3»). При определении азимута 40 градусов, магнитную поправку нужно учесть и двигаться уже по направлению с учтенным значением данной поправки.

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).