Самые известные рыцари. История рыцарства В стоимость не входит

Подвиги рыцаря Эрека

Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского. После Овидия он взялся за собственные литературные опыты. Одним из первых был стихотворный роман о Тристане, но, к сожалению, он не дошел до нашего времени. Следующими стали романы о короле Артуре и его доблестных рыцарях - «Эрек и Энида», «Клижесе», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и, наконец, незаконченный «Персеваль».

По остроте мысли, живости воображения, проблематике, наконец, по литературному мастерству, Кретьена де Труа, бесспорно, надо считать одним из самых замечательных французских поэтов средневековья. Он способен в увлекательном сюжете задаться важными морально-философскими вопросами, злободневными для своего времени. Скажем, таким - совместима ли любовь с рыцарскими подвигами? Ответ на него и предлагается поискать в первом романе Кретьена де Труа «Эрек и Энеида». Может быть, и мы попробуем это сделать...

Эрек, сын короля Лака, рыцарь при дворе короля Артура, однажды встретил девушку редкой красоты по имени Энида, дочь бедного рыцаря, и без памяти влюбился в нее с первого взгляда. Он просит ее руки, и отец сразу же соглашается на этот брак. Узнав об этом, богатая кузина бедной Эниды хочет подарить ей роскошные платья, но Эрек объявляет, что свой наряд она получит только из рук самой королевы Гиньевры, и увозит девушку в бедном изношенном платье, сквозь дыры которого видна рубашка.

Весь двор короля Артура восхищен красотой Эниды. Вскоре после свадьбы умер король Лак, отец Эрека, и он увозит юную жену в свое королевство. Некоторое время супруги живут в полном счастье, но затем придворные начинают роптать - от чрезмерной любви к жене, с которой он не расстается, Эрек утратил силу и доблесть. Энида, до которой стали доходить эти толки, не решается пересказать их мужу, но однажды он застает ее плачущей и узнает наконец о причине ее страданий.

Впав в гнев, Эрек объявляет, что немедленно выезжает на подвиги. Но от обычных рыцарских походов этот будет отличаться тем, что впереди Эрека поедет Энида, которая при виде опасности ни в коем случае не должна предупреждать об этом мужа.

Эреку пришлось выдержать немало сражений - с разбойниками, другими странствующими рыцарями, причем, в нарушение запрета, Энида несколько раз заботливо сообщала ему о нависшей угрозе. Это привело к ссоре между мужем и женой, но однажды только преданность Эниды спасла Эреку жизнь. Когда израненный и лишившийся чувств Эрек лежал в замке одного графа, давшего ему приют, Энида узнала, что граф хочет убить мужа, чтобы сделать ее своей любовницей. Тогда она привела Эрека в чувство, усадила на коня и вывезла из замка. Заканчивается роман тем, что после множества испытаний, покрытый ранами, но торжествующий, доказав свою доблесть и примирившись с верной женой, Эрек возвращается домой, и счастливая, безмятежная семейная жизнь продолжается...

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

32. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА Имя «Геракл» означает «прославленный герой». Гераклу посвящено множество мифов - больше, чем любому другому персонажу греческой мифологии. Мифы о Геракле возникли в глубокой древности. О чрезвычайной популярности Геракла говорит то, что Гомер в своих

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Подвиги влюбленного юноши В состоянии влюбленности парни способны на многое. Иногда они совершают подвиги, чтобы завоевать сердце любимой девушки.? Он влезет на крышу дома, где живет его возлюбленная, и будет сыпать оттуда конфетти или конфеты.? Под окном любимой он

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как складывалась жизнь рыцаря Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была? Это зависело прежде всего от достатка, от количества земель и крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

2. Подвиги прусской конницы. Битвы при Гогенфридберге, Зооре, Гохкирхене, Праге, Россбахе, Лейтене и Цорндорфе Победа в битве при Гогенфридберге 4 июня 1745 г. была одержана преимущественно благодаря коннице. Цитен, переправившийся с конницей левого крыла вброд через

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

Как заставить героя совершать подвиги? Характер человека есть его демон. Гераклит Итак, вы нашли и описали своего героя изнутри и снаружи. Вы поняли, в чем его главные внутренние проблемы и внешние конфликты. Вы примерились, какой из 4 типов сюжетов ему подойдет, и теперь

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как складывалась жизнь рыцаря Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была?Это зависело прежде всего от достатка, от количества земель и крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Подвиги рыцаря Эрека Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

За что королева Гиньевра гневалась на рыцаря Ланселота Своеобразную «теорию» беззаветной рыцарской любви, способной на любые подвиги, Кретьен де Труа создал в романе «Ланселот, или Рыцарь телеги». Есть свидетельства, что поэт получил от Марии Шампанской, при дворе

Из книги Я познаю мир. Горы автора Супруненко Павел Павлович

Случайны ли подвиги? Среди задиристых собеседников в салуне всякие случались рассказчики. За выпивку и закуску они могли так разукрасить свои путешествия по Новому Свету, что слушатели уши развесят и рты раскроют. Можно, конечно, порассказать о козле, который жевал скалу,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Геркулесовы подвиги Легендарный древнеримский герой Геркулес (греч. - Геракл) в припадке безумия, которое наслала на него богиня Гера, убил своих детей. Раскаиваясь, Геракл обратился к Дельфийскому оракулу, прося назначить ему наказание, которое сможет искупить его

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Каждый настоящий мужчина хоть один-единственный раз должен совершить подвиг: спасти прекрасную леди из плена, закрыть собой спину друга от пули или вырвать из рук мучителей безобидное существо. Вот именно так думал Максим. Он мечтал, горячо и всем сердцем мечтал совершить однажды настоящий подвиг, как в любимых книгах, но пока лишь нарывался на неприятности. То леди странные какие-то, спасаться совсем не хотели, то другу вовсе не угрожала опасность и он совсем не собирался падать с дерева. Каждая попытка хоть на миг побыть рыцарем кончалась лечением ссадин и синяков, долгими и нудными нотациями от мамы и грозным взглядом от папы.

Максим выслушивал молча маму, кивал папе и уверял родителей, что больше никогда не будет так безответственно себя вести. Он держался сколько мог, но очередное приключение звало за собой, и, мысленно извинившись перед всеми, он сломя голову кидался совершать великие подвиги, которые, впрочем, кончались вывихами, ушибами и растяжениями. Все в деревне ни раз страдали от «рыцарских поступков» Максимки. И ведь делал-то все не со зла, а по доброте душевной.

В тот день Максимка бесцельно шел по берегу реки и раскидывал длинной палкой осеннюю листву. Весело что-то насвистывая, он радовался редкому теплому дню. Сегодня юного рыцаря не тянуло на подвиги и хотелось просто погулять, но подвиг решил найти его сам.

Максим услышал тихий писк. Он прислушался, но в шуме бегущей речки решил, что просто показалось. Максим хотел вновь продолжить свой путь, но снова услышал тонкий писк. На этот тихий звук и пошел. Он привел его к отмели. Максим осмотрелся вокруг, но ничего не увидел. Постоял немного и еще раз осмотрелся для порядку, и уже хотел уйти, как вдруг взгляд зацепился за что-то черное в быстрых водах неспокойной реки. Максимка пригляделся и смог наконец-то понять: в реке маленький черный котенок. Он пищал, бил лапками по воде, пытался плыть к берегу, но безразличное к его жизни течение не давало выбраться на сушу и несло прямиком на камни.

Максим поступил так, как поступал всегда: как истинный рыцарь кинулся в холодную воду не раздеваясь, даже ботинок не снял. Одежда тут же намокла, что существенно осложнило роль спасателя. Быстрое течение подхватило мальчика, как игрушку, и понесло в направлении камней. Максим пытался бороться, выбивался из сил, он хотел во что бы то ни было спасти малыша и, когда сумел-таки ухватить котенка за одну лапку, потянул на себя, и прижал к груди. Перепуганный малыш сначала и не понял, что его хотят спасти, он царапался и вырывался из рук юного спасителя, а потом, видно, окончательно выбился из сил и притих.

Юный рыцарь старался доплыть до берега, но течение все решало за него. Столкновение с первым камнем получилось избежать, а вот второй больно ударил в бок, и лишь за третий получилось зацепиться и немного передохнуть. Набравшись сил, Максим оттолкнулся от камня и вновь попытался добраться до суши. Может быть, ему помогло упрямство, а может, богиня-река решила в этот раз отпустить свою жертву, но он наконец-то почувствовал под ногами спасительное дно. До берега Максим буквально дополз. Упав на песок, прижал трясущегося котенка к себе и потерял сознание.

Нашли Максимку встревоженные его долгим отсутствием родители. Он лежал на берегу, а на груди сидел маленький пушистый, словно шарик, котенок. Как только взрослые попытались подойти к мальчику, котенок выгнул спину и зашипел. Наверное, он казался себе грозным, отгоняя чужаков от своего нового друга.

Максим, конечно же, простудился после купания в холодной воде, и его вновь долго ругали, зато он нашел нового друга и совершил самый настоящий рыцарский подвиг.

Из истории…

Мы вспоминаем одну из самых долгоживущих легенд в мировой литературе — легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Быль это или сказка, так оно было или иначе, а каждый певец добавит в песню что-то новое и обрастает история слухами, и полнится легендами земля бриттов. Поют, мол, жил на свете король Утер Пендрагон и влюбился он в прекрасную Игрейну. И зачали они сына. Так начинается легенда о короле Артуре.

Волшебник Мерлин унес младенца, рожденного Игрейной, и отдал славному сэру Эктору, чтобы тот воспитал его, как собственного сына. И долго оставалось тайной для благородного сэра, что вместе со своим сыном в его замке растет сын короля, но старый рыцарь помнил, что принял он этого юношу младенцем из рук великого чародея и, значит, великая судьба суждена ему. Так и рос Артур в замке сэра Эктора и постигал рыцарскую науку. И когда исполнилось ему семнадцать, умер король Пендрагон, и взволновались бароны, ибо многие из них хотели занять трон. Но под Рождество случилось чудо в Лондоне и во дворе величайшего храма появилась мраморная глыба, а на ней стояла стальная наковальня, а под наковальней — чудный меч. Словно синий огонь горел его клинок и золотые письмена теснились вокруг: “Кто вытащит этот меч из-под наковальни, тот и есть король над всей землей английской”. Так и случилось, что достал этот меч Артур и достойнейший из рыцарей Британии посвятил его в рыцари и короновался он в Лондоне. Непросто было Артуру удержать трон, и во многих битвах спасал его волшебный меч Экскалибур и заколдованные ножны, что хранили его от ран. Но сталь разит одинаково и труса и храбреца и пришло Артуру время подумать о наследнике. И тогда Артур женится на прекрасной леди Гвиневере, чтобы сделать ее своей королевой. Вместе с ее приданым достается королю замок Камелот вместе со знаменитым Круглым столом. Там Артур собирал всех храбрых и преданных рыцарей своего королевства и на сиденье каждого было золотыми буквами написано его имя. Неизвестно, что за сила была заключена в этом столе, но стоило рыцарям раз собраться вокруг него и становились они словно братья, и, на какой подвиг бы не собирались, все им по плечу. Там Мерлин учил рыцарей не совершать убийств, жестокости или зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие просящему и, что превыше всего, оказывать уважение и покровительство женщинам. Из Камелота рыцари отправлялись сражаться с драконами, гигантами и хитрыми карликами. Эти встречи с силами зла обычно происходили в заколдованных замках, темных лесах или волшебных садах. Много подвигов совершили рыцари во славу Британии и короля Артура и самый главный подвиг манил их — найти недостижимый Святой Грааль. И мы с вами присоединимся отныне к братству рыцарей Круглого стола и ждут нас с вами великие подвиги и удивительные приключения, рыцарские турниры и благородные сражения, и остается нам только надеяться, что в конце пути увидим мы свет чаши Святого Грааля.

Что одевать на тренинг:

Юношам: "щит" на плечо и оружие (лучше меч), Девушкам — мантию.

У каждого отряда свой цвет (этого цвета должен быть "щит" и мантия):

Символика цвета

  • Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлёнь (красный) — символизирует храбрость, мужество, любовь.
  • Лазурь (голубой) — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность.
  • Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость.
  • Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость.
  • Чёрнь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях.

Развлечения

  • Рыцарские поединки,
  • ролевые игры,
  • интеллектуальные конкурсы,
  • спортивные соревнования

Мероприятия

  • «Битва с норманнами» — деловая игра
  • «Посвящение в рыцари»,
  • «Шоу Эскалибур»,
  • «Конкурс замков» — командный конкурс
  • «Магия Мерлина» и другое

Цель турнира:

Поиск и обретение своей «рыцарской сути», раскрытие внутренних ресурсов через встречу с магическими помощниками, поиск способов защиты и принятие внутренних законов команды и партнерских законов взаимодействия

Какие рыцари захотят сесть за Круглый стол? Что за государство они создадут? По каким законам решат жить? Это выбор участников игры.

Продолжительность тренинга: 7 астрономических часов (из них 5 часов ‐ занятия в аудитории, 2 часа — веревочный курс с элементами экстрима)

Количество участников: от 15 до 30 человек

Место проведения: база отдыха

Стоимость: 3350 руб. с человека

В стоимость входит:

  • методическая тетрадь для каждого участника по теме тренинга
  • веревочный курс с элементами экстрима
  • проведение турнира
  • разработка этического кодекса руководителей
  • информационная записка в адрес руководства по результатам тренинга (анализ проблем, рекомендации, краткие характеристики на участников)
  • для каждого участника альбом с фотографиями (интересные моменты с тренинга)
  • сертификат

В стоимость не входит:

  • трансферт участников тренинга
  • питание участников тренинга
  • аренда места проведения тренинга

Из всех военных действий, порожденных рыцарством, военные предприятия соответствовали более других удалому и романтическому характеру рыцарей. Мы уже видели, что молодые люди, только что посвященные в рыцарское звание, во избежание праздности в мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно когда государи получили возможность справлять правосудие лично или посредством назначенных ими судей. За недостатком приключений, храбрецы придумывали их: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком (pas d"armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.

Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться.

Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари, желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что побежденный обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя побежденным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали и чествовали рыцарей, таким образом к ним присланных.

Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры, предлагавшиеся рыцарями всем зрителям на берегу реки, на опушке леса, на склоне холма, потому что поединки происходили всегда близ лесов, вод и гор, не только для того, чтобы находиться в живописной местности, но и для того, чтоб дышать воздухом, освежаться под тенью деревьев, подле текучих вод, чтобы толпы зрителей удобнее группировались и отдыхали на склонах гор.

Эти поединки в мирное время были повсеместны. Описание их можно найти в рыцарских романах, но к сожалению в этих романах волшебного и чудесного так много, что, кажется, авторы заботились не столько о том, чтобы описывать нравы и действительную жизнь рыцарей, сколько о том, чтобы дать разгул своей фантазии. Впрочем, один из этих романов, оставляя в стороне порывы воображения, дает нам такие подробности о рыцарских похождениях, которые достоверны или по крайней мере вероятны, потому что они согласуются с историей и современными обычаями. А потому можно закончить главу некоторыми отрывками из этого романа в редакции графа де Трессана (lе comte de Tressan): они дополнят сказанное нами о рыцарских предприятиях.

Молодой Сентре (Saintre), паж короля Иоанна, пройдя все низшие должности, достиг звания оруженосца poursuivant d"ames. Стремясь ознаменовать себя каким-либо блестящим подвигом, чтобы скорее получить рыцарское звание, он испросил у короля дозволение пуститься в предприятия и объездить чужеземные дворы. Король, очень любивший его, отвечал: «Как, друг мой Сентре, ты хочешь покинуть мой двор в то время, когда я тебя особенно жалую! Но, - прибавил добрый государь, - я не могу тебя осуждать, я не хочу отказать тебе в возможности оправдать мои чувства к тебе и приобрести право возвести тебя в рыцари».

Получив разрешение короля, Сентре стал деятельно готовиться. При этом он отличался великолепием и роскошью, достойными государя, подданным которого был. В день отъезда он явился к королю проститься и получить королевские грамоты о своем воинском звании. По обычаю того времени монарх, его семейство и принцы крови делали подарки молодому дворянину, если только его предприятие приносило честь нации. Поэтому король подарил Сентре из своей казны две тысячи золотых ефимков, королева дала тысячу из своей, герцоги бургундский, анжуйский и беррийский столько же, их супруги одарили его браслетами, бриллиантовыми застежками, перстнями, драгоценными камнями для раздачи при тех дворах, где он будет сражаться.

Молодой Сентре отправился в Испанию. Во всех городах на его пути дивились его красоте, чувствам и щедрости. Он стал еще щедрее, когда переехал границу, где некоторые приключения ознаменовали его ловкость и его мужество. Каталонские рыцари, охранявшие проходы в горах и побежденные его оружием, дарами и обходительностью, предшествовали ему до Барселоны, где местные владельцы торжественно отпраздновали его прибытие. Тут он остановился на несколько дней, чтобы исправить и еще более украсить поезд. Отсюда же послал трех герольдов; первый был во французском костюме, украшенном отечественными атрибутами, а двое других имели на себе его фамильное платье и атрибуты. Они уполномочены были представить грамоты французского короля, его отпустившего, и вместе испросить ему дозволение представиться ко двору короля арагонского, припасть к его стопам и повергнуть перед ним свидетельство о своем военном звании. Его уважили во всем, и через несколько дней он прибыл в Памплону, где тогда был двор и куда дошла уже слава о благородном французском poursuivant d"armes: он был встречен множеством рыцарей и дам, которые были поражены великолепием и изяществом его поезда.

Когда он предстал к подножью трона, монарх говорил с ним предупредительно, расспрашивал о храбром рыцаре, царствовавшем во Франции, и прибавил, что он поздравляет этого рыцаря с таким учеником. Славнейшие рыцари готовы были оспаривать друг у друга честь, вызова (le delivrer), но они принуждены были уступить это право монсеньору Енгеранду, первому из них и ближайшему к королю; племянница короля была его супругой. Тотчас по окончании королевской аудиенции Енгеранд и все дворянство приблизились к Сентре с вежливостью и прямодушием.

Собрат мой, - сказал Енгеранд Сентре, протягивая ему руку, - принимаете ли вы мой вызов?

Принимаю, - отвечал Сентре. - Но мне стыдно, что я не заслужил той чести, которую вы мне оказываете.

Чего бы я не сделал, - возразил Енгеранд, - для ученика такого великого государя и для такого poursuivant d"armes, равно прекрасного в глазах и наших дам, и наших кавалеров.

Потом он обнимает Сентре, ведет его к монарху, снимает с него браслет, призывает Арагона, первого придворного герольда, и отдает ему браслет с драгоценным рубином, который потом показывает дамам и рыцарям.

Следующий день был ознаменован блистательным праздником, данным королевой арагонской. Сентре отличался на нем изяществом и блеском, которые характеризовали французский двор. Мужчинам он понравился благородной вежливостью, дамам - почтительной любезностью. Это была первая честь, оказанная им своей нации:, гордый и справедливый арагонец не мог не признать преимущества французского, воспитания.

Во время празднеств готовилась арена. Письма Сентре гласили, что противники в первый день должны переломить пять копий, и что награда достанется тому, кто хоть в чем-нибудь да одержит верх. Те же письма гласили, что на другой день противники будут биться пешие, мечом, кинжалом и бердышом и что победитель получит богатый дар от побежденного.

Король и королева с многочисленной свитой почтили бой своим присутствием. Енгеранд превышал молодого Сентре на целую голову, его воинственный вид, его сила, его мужество, испытанные в двадцати боях, говорили за него, но общий голос был за Сентре.

Честь первых трех поединков принадлежала обоим противникам. На четвертом казалось, что преимущество на стороне Енгеранда, но на пятом оно положительно осталось за Сентре. Енгеранд промахнулся; Сентре, переломив его копье до рукоятки, ударил по забралу и, не опрокидывая противника совсем, пригнул его назад до конского крестца.

Бой был прекращен, противников повели к королевскому балкону. Арагон, первый герольд, провозгласил Сентре победителем. Енгеранд взял рубин и поднес его Сентре. Оба были приглашены к королевскому пиршеству и обоим оказывались великие почести. Следующий день был днем народного празднества.

На третий день трубы возвестили бой поважнее прежних; арена была сужена для боя пеших. Битва эта была продолжительная и упорная, а конец ужасный. Молодой Сентре, выронив бердыш, успел взяться за меч и долго отражал им удары Енгеранда. Ловко уклоняясь и отражая удары, он выбрал благоприятное мгновение и нанес такой сильный удар по запястью противника, что если бы не крепость наручей, он может быть отрубил бы руку Енгеранда, из которой бердыш вылетел на несколько шагов. В это время Сентре живо схватил свой бердыш, ударил им в забрало Енгеранда и одним прыжком наступил на его бердыш. Енгеранд, в отчаянии, что обезоружен, подскочил к Сентре, крепко сжал его в объятиях и тщетно пытался повалить на землю: Сентре, со своей стороны обняв противника левой рукой, поднял над ним бердыш, но не ударял; он довольствовался тем, что не давал ему схватить руку. Король арагонский, желавший прекратить этот опасный бой, поднял свой жезл. Судьи остановили противников и легко развели их. Енгеранд, подняв забрало, воскликнул:

Благородный француз, мой храбрый брат Сентре, вы победили меня вторично.

Ах, что вы говорите, - возразил Сентре с живостью, - не я ли побежден вами, ведь мой бердыш упал прежде?

Во время этого благородного спора они были подведены к королевскому балкону; король сошел вниз, чтоб обнять того и другого. Между тем как герольды собирали голоса для провозглашения победителя, Сентре ускользнул из окружавшей его толпы, подлетел к герольдмейстеру, взял у него свой браслет и, сложив оружие, поднес его Енгеранду, как своему победителю, желая предупредить возглас герольдов. Но Енгеранд, не принимая залога, подал ему свой меч эфесом. Едва король успел остановить эти благородные порывы, решая, что Сентре должен сохранить свой браслет, как тот бросился к балкону королевы и, став на одно колено пред госпожой Элеонорой, умолял ее принять браслет, как цену победы, одержанной ее супругом. Раздался крик удивления; сама королева пришла поднять его с колен и решила, что Элеонора должна принять этот богатый дар из вежливости и чтобы почтить того, кто имеет столь возвышенную душу-Элеонора уступила, но сняв тотчас же с шеи алмазную нитку сказала:

Сеньор, несправедливо будет оставить вас без знака вашей победы.

Сам король помогал снимать вооружение с обоих рыцарей. Сентре, заметив, что Енгеранд ранен, схватился за свой окровавленный кинжал и целовал на нем кровь, обливаясь слезами.

Легкая рана героя не препятствовала ему участвовать в пиршестве, которое последовало за битвой; король посадил Сентре и Элеонору подле себя, а королева оказала эту честь Енгеранду. День был ознаменован многими торжествами и Сентре постоянно был предметом самого лестного внимания. Торопясь возвратиться во Францию, Сентре простился с королем и королевой арагонскими, нежно обнял монсеньора Енгеранда, поклялся ему в неизменной дружбе и пустился в обратный путь. В Париже король Иоанн оказал ему самый лестнейший прием; старые рыцари и все придворные дамы встретили молодого poursuivant d"armes рукоплесканием, лучшей наградой победителю.

Месяц спустя по возвращении Сентре из Испании представился ему новый случай ознаменовать свои доблести на глазах самого короля и всего двора. Один из знаменитейших польских палатинов, сопровождаемый четырьмя не менее его знатными вельможами, прибыл в Париж полюбоваться двором короля Иоанна. Все пятеро, совершив один и тот же военный подвиг, носили золотую нитку на руке и цепь на ногах, не мешавшую, однако, свободе движений. Они упросили монарха дозволить им оставаться при его дворе, пока не представятся столько же рыцарей, чтобы сразиться с ними.

Великолепие и изящная простота костюма польских вельмож изумляли весь французский двор. Шелковое полукафтанье с золотом, охватывая талию, доходило до колен; сбоку, на поясе, унизанном драгоценными камнями, висела широкая загнутая сабля; легкие сапожки, украшенные золотыми шпорами, надвинутая на лоб шапка со снопом перьев цапли, выходивших, как казалось, из груды алмазов, длинная пурпуровая мантия, подбитая соболем или астраханской мерлушкой, падавшая до ног и застегнутая на правом плече драгоценной запонкой, - в этом простом и благородном одеянии палатины соединяли воинственный вид северных воинов с великолепием вельмож юга. Обходительность и простота их нравов скоро были поняты, несмотря на гордый и даже немного суровый вид.

Множество молодых рыцарей и оруженосцев poursuivant d"armes спешили внести свои имена в список желавших сразиться, который два маршала Франции должны были представить королю. Полагают, что Сентре был не из последних в числе домогавшихся этой чести, а король Иоанн не задумываясь назначил его первым из пяти для поединка с чужеземными рыцарями.

Торжество было пышное. Сентре первый любезно спросил палатина-князя, согласен ли он вступить с ним в бой. Князь, зная о славе Сентре, считал за особенную честь выбор французского монарха. Он нежно сжимал в своих объятиях Сентре, пока тот нагибался, чтобы снять цепь и золотую нитку.

Ристалище было устроено подле дворца св. Павла на обширном поле св. Екатерины. Битва длилась два дня с равной честью для обеих сторон. Однако Сентре чувствовал свое превосходство над мужественным противником. Но он не воспользовался этим и в первый день довольствовался тем перевесом, какой требовала честь, а на второй день из деликатности подверг себя опаснейшему испытанию. Гордый и храбрый палатин, изучавший с детства искусство биться своей кривой саблей, может быть, одержал бы решительную победу, если бы не чрезвычайная ловкость, с какой Сентре избегал и отражал удары соперника. Сентре, постоянно хладнокровный, что раздражало противника, долгое время только парировал удары. Зная по опыту, что смирение поражает добрую душу, он искусно поддерживал бой до назначенного для окончания его часа. Заметив же, что рука князя ослабла и наносила неверные удары, он пустил своего коня вскачь и, схватив княжеского коня за крестец, так ловко ударил по сабле, что она вылетела из руки. Тогда он легко соскочил с коня, поднял саблю, снял каску, скинул наручи и поспешил поднести саблю палатину. Польский князь обвороженный грацией и деликатностью Сентре, быстро соскочил со своего коня, чтоб принять саблю и обнять такого достойного противника, великодушно сознаваясь в своем поражении. Король Иоанн уже сошел с балкона и обнимал обоих бойцов; сжимая Сентре, он чувствовал нежную и живую привязанность отца.

Чего не придумывали тогда добродушный король Иоанн и его благородный, веселый и предупредительный двор, чтобы смягчить печаль польских вельмож после их поражения. Отправляясь к берегам Вислы, они щедро наградили Сентре, провожавшего их целый день, богатыми подарками и ласками.

Немного спустя простой курьер привез французскому монарху известие, что двенадцать британских рыцарей переехали море и, побыв некоторое время в Кале, отказались подчиниться принятым обычаям, что они не хотят явиться ко двору, решились не предпринимать ни чего такого, что обязывало бы их послать герольда и даже не примут герольда от того государя, которого не признают королем французским, так как он был сыном Филиппа Валуа. Известно, что их король тщетно оспаривал французскую корону. Поэтому британские рыцари остановились только на рубеже своей территории, выстроили вышку, раскинули палатки, к ним привесили свои двенадцать гербовых щитов и решились дожидаться французских рыцарей, которые посмеют дотронуться до их щитов.

Такое известие возбудило негодование французского рыцарства и зажгло ненависть между обеими нациями. Много рыцарей просило позволения наказать британскую гордость. Они собирались по двенадцати в порт Амблетез, откуда, не справляясь о числе противников, отправлялись снимать их щиты с той уверенностью, которая не разбирает опасности. Никто из них не имел успеха в переламывании копья, в чем постоянно упражнялось британское дворянство со времен рыцарей Круглого Стола. Такую оскорбительную новость скоро узнали в Париже. Король Иоанн взглянул на Сентре и ему показалось, что честь нации уже отомщена. Сентре, воспламененный взором государя, обнял колени монарха и полетел к славе.

Он отправился в сопровождении рыцарей испытанной привязанности и мужества, прибыл на место и снял щиты; британцы вышли из палаток в полном вооружении и, думая сразиться со слабым врагом, не побоялись показать на валявшееся в пыли французское оружие. Проникнутые справедливым негодованием, Сентре и его товарищи ударили на британцев с яростью. Последние скоро уступили: копья, бердыши, мечи были для них одинаково гибельны; Сентре опрокинул тяжестью своих ударов пятерых. Наконец они принуждены были просить пощады.

Сентре, овладев их щитами и знаменами, приказал подобрать французские и поставил их с почестями на помосте. Он пренебрег конями, и, отправляя британцев в Кале, сказал им, что на этом самом месте он останется три дня в готовности защищаться против всякого, кто только нападет на него из Кале. Но три дня прошло, ни один британский рыцарь не показывался. Тогда он разрушил помост и, быстро возвратясь, вступил в Париж при кликах многочисленной толпы. Щиты были повергнуты к стопам короля. Монарх немедленно наградил победителя: на другой же день назначено было собраться многочисленному обществу и Сентре был пожалован в рыцари.

Однако военные подвиги обыкновенно предпринимались простыми рыцарями, любителями приключений, и не сопровождались ни пышностью, ни торжественностью турниров.

Примечания:

Lacurne de Sainte-Palaye, Memoire sur l"ancienne chevalerie.

Delivrer un poursuivant d"armes de son entreprise - техническое выражение, означавшее вызов. Он состоял в том, что вызывавший вежливо или насильно брал у poursuivant d"armes постоянно носимый им знак: перстень, браслет, повязку и пр.

Г-жа Элеонора, племянница короля арагонского, принцесса кордуанская, одна из прелестнейших испанских дам, была супругой Енгеранда.

План интегрированного урока "В битвах за честь и славу" (Средневековое рыцарство: история и культура)

Формирование предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла. (На примере интегрированного урока по истории и литературе в 6 классе)

Учителя: Денисова Елена Радомировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Сядейская Юлия Андреевна, учитель истории и обществознания второй квалификационной категории

Тема урока: «…В битвах за честь и славу» (Средневековое рыцарство: история и культура)

Цель: - углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и литературе Средневековья

Задачи:

· формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)

· формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)

· формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов)

Пояснительная записка

Работая в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны, и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса (32 человека) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.

7. Вид урока: повторительно-обобщающий

8. Тип урока

По когнитивному типу: поисковый межпредметный

По оргдеятельностному типу: групповая работа

По коммуникативному типу: бинарный урок

9. Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:

Работа с наглядными пособиями

Мультимедийные проекты

- «каждый учит каждого»

Работа в малых группах

Элемент ролевой игры

Разрешение проблем («дерево решений»)

10. Виды ключевых компетенций:

Информационно-коммуникативная

Учебно-познавательная

Общекультурная

Ценностно-смысловая

11. Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:

Рефлексия чувств (на уроке)

Рефлексия, связанная с выяснением ценностей (домашнее задание)

Д/З: Оцени данные аспекты урока по пятибалльной шкале


13. Оборудование:

· мультимедийное сопровождение

· раздаточный материал (листы помощи)

14. Оформление доски: средневековые гербы, плакат-сюрприз

Ход урока

1. Организационный момент:

· тема урока

· цели, задачи урока

· объяснение хода урока

2. Повторение изученного материала (вопросы классу):

· Что такое баллада?

· В творчестве каких русских поэтов девятнадцатого столетия жанр баллады получил своё развитие?

· Что такое «сословие»?

· На какие сословия было разделено средневековое общество?

3. Сообщения учащихся:

Ø Группа Историков (8 человек)

В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель – вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится зарождение рыцарства.

Обычно младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр» .Это слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец».

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копье. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копье - победу правды над ложью. Таков был обряд посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.

Когда рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой – вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек». Феодал и рыцарь приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком».

Рыцарские традиции складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Очень часто рыцарские «подвиги» приносили горе, разорение, поругание и позор многим людям.

Для того, чтобы во время сражения узнать своих, стали использовать отличительные знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французской знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы.

Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек (aumosniere - где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо знатной дамы.

Подготавливаются обе враждебные стороны

Одновременно с турниром рыцарским, конечно, будет происходить турнир другого рода: кто кого перещеголяет нарядами? Жены, сестры, невесты - все они стремятся туда же, на благословенный турнир. Между разноцветными палатками снуют оруженосцы. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, на которой должен будет происходить турнир, представляет обширное продолговатое пространство, длина его на 1/4 больше ширины. По одной стороне этого пространства устроены деревянные места для дам, знатных зрителей и судей. По этой же стороне устроена эстрада для музыкантов, которые будут приветствовать победителей музыкой. Остальные стороны арены огорожены двумя параллельными деревянными барьерами. Проход между последними назначается для лиц, следящих за порядком, а за внешним барьером собирается народ.

Существовал закон, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь, отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность, предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди, которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать желающим необходимые объяснения.

В каждой европейской стране рыцарство имело свои отличительные черты, ведь помимо доспехов использовались и разнообразные элементы декора.

Во Франции рыцаря называли шевалье, в переводе с французского «всадник». Французские рыцари использовали в своей амуниции многочисленные украшения, такие как: разноцветные перья, утонченность, плавность линий. Шевалье любили выглядеть модно, изысканно.

В Испании рыцаря называли кабальерос, в переводе испанского «всадник». Они любили яркость красок, насыщенность цвета. Но также кабальерос использовали большое количество порой ненужных элементов, которые мешали мобильности рыцаря.

В Германии рыцаря звали риттером, в переводе с немецкого «всадник».Для немецких рыцарей, в отличие от французских и испанских, характерны сдержанность, простота цвета и линий, минимум элементов декора.

Появление рыцарства стало исторической необходимостью: защита земель, своих подданных. Однако рыцарство внесло и огромный вклад в сокровищницу европейской культуры.

Ø Группа Культурологов (8 человек)

Культура средневековья: Культура Западной Европы эпохи Средневековья развивалась под влиянием 2х факторов. Во-первых, на культуру влияло христианство. Церковь помогала духовному объединению народов. Во-вторых, Средневековье восприняло от античности некоторые приемы строительства храмов, создания мозаики, фрески, книжной миниатюры. В результате слияния этих 2х направлений искусство Средневековья приняло яркую, самобытную форму.

Архитектура, скульптура. Средневековая архитектура развивалась очень быстрыми темпами. Время унесло с собой многие архитектурные памятники. До наших дней сохранились только здания религиозного культа. В X-XII вв архитектура находилась под влиянием романского зодчества (от латинского romanus – «римский»). Таким образом, этот стиль был позаимствован из эпохи Священной Римской империи.

Характерными чертами романского стиля являются:

· Здания огромные по размерам (чтобы вместить наибольшее число людей, желающих принять участие в богослужениях)

· Это были здания, целиком выстроенные из камня

· Массивные толстые стены, круглые опоры, гладкие поверхности

· Использовали рельефы, их помещали над входами

· Настенные росписи – библейские сюжеты. Изображения плоскостные, необъемные

В XIII-XV вв романский стиль сменился готическим (от итальянского gotico – «готический», по названию германского племени готов)

Ø Готический собор легок, устремлен ввысь

Ø Внутри в качестве опоры стали использовать арки, придающие ощущение полета

Ø Витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Витраж помещали в проем окна, благодаря чему в храме было много света

Ø Внутри и снаружи собор украшало множество статуй, рельефов

Ø Рельеф – скульптурное, выпуклое или углубленное, изображение

Ø В результате пространство собора создавало образ небесного мира, воплощения мечты о чуде

Музыка: Средневековая музыка имела древние христианские корни. Первыми музыкальными произведениями были молитвенные песнопения. В XI веке произошло отделение светской музыки от церковной.

Можно выделить 2 вида музыкальных инструментов:

ü Щипковые (струнные) – виела, лютня

ü Духовые – труба, флейта, рога

Также выделяют различные темпы в средневековой музыке. Темп называли ЛАДОМ:

v Дорийский – подвижный, ловкий

v Гиподорийский – жалобный, плачевный

v Фригийский – стремительный, возбужденный

До наших дней дошли:

v Золийский (мы его знаем как минорный)

v Ионийский (мажорный)

Культ Прекрасной Дамы: Как уже говорили, на средневековую культуру оказало влияние христианство. Одним из христианских культов был культ Девы Марии, которой поклонялись все верующие. Постепенно представление о Деве Марии усложняется, и образ Девы Марии сменяется образом Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это чаще всего чужая жена, ставшая для рыцаря образом его духовной любви.

Появляется понятие «куртуазная любовь», оно встречается в конце XI века в поэзии трубадуров Франции. Слово «куртуазность» произошло от английского courtly love - «концепция любви». Концепция – система взглядов по определенному вопросу. Итак, куртуазность – порядок отношений между рыцарем и его Дамой. Эти отношения сравнивались с отношениями между вассалом и его господином. Дама – господин и, соответственно, служащий ей рыцарь – вассал.

Рыцарь посвящал своей Даме подвиги на турнирах и на поле брани. Он должен был проявлять изысканные манеры и высокие нравственные качества: великодушие, смелость, отвагу, мужество, доблесть, верность, благородство, щедрость.

Культура эпохи Средневековья лаконична, проста, торжественна. Для того чтобы кратко передать специфику этой культуры, достаточно сказать – «строгая красота».

Ø Группа Литературоведов (8 человек)

Баллада – излюбленный жанр Средневековья, зародившийся в эпоху рыцарей и прекрасных дам. Баллада – повествовательная, эпическая песня. Её сюжетность подчёркивается отсутствием описания внешности и чувств героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему. Рассказ строго объективен.

Баллады Германии

В Германии в XII в. французское слово ballade, итальянское
ballata означало небольшое лирическое стихотворение, состоящее чаще всего из восьми - двенадцати строф с припевом (рефреном), содержащее любовную жалобу. Германские баллады (народные и литературные) подразделялись так:

· Героические

· Легендарные

· Исторические

· Рыцарские

· Сказочные

Исполняли баллады в Германии рыцари-миннезингеры
(нем. Minnesinger, от Minne – любовь, Singer – певец; певец любви). В Средние века в Германии миннезингерами назывались поэты-певецы, авторы-исполнители рыцарской лирики. Песни миннезингеры исполняли в сопровождении струнных инструментов. Стихи миннезингеров, воспевавшие культ «прекрасной дамы», носили изысканный характер. Расцвет миннезанга относится к 12-13 вв. Миннезингеры - служилые рыцари, побывавшие при дворах разных немецких сеньоров. В своем творчестве они отражали жизнь и настроения различных сословий, переходя от рифмованной легенды к высокому слогу рыцарской лирики. Миннезингеры гордились своим происхождением, своей рыцарской жизнью и придавали последней гораздо больше значения, чем своим поэмам и песням любви: «Мое призвание - рыцарство; пусть сохранилось бы мое мужество; а кто меня любит за пенье, тот, думается мне, плохо знает меня». Вечные странники, не имеющие своего крова, миннезингеры зарабатывали себе на жизнь своим мечом и балладами, сочиненными на заказ. Свои песни миннезингеры называли «Leiche»(лейты)- песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе. В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность рыцаря - поэта, воспевавшего счастливую или несчастную любовь.

Манесский кодекс - наиболее известный средневековый песенник на немецком языке - хранится в библиотеке Гейдельбергского университета. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и баллад и источником сведений об искусстве миннезанга.

В средние века в немецких землях существовало противостояние между рыцарским миннезангом и деревенским мейстерзангом – народной балладой, выражающееся в жестоком пародировании народом рыцарских баллад, романов и самого рыцарского образа жизни с его пирами, турнирами, охотой.

Для немецкой народной баллады характерен мрачный сюжет и трагический финал, что является отражением жизни народа эпохи средневековья. В книге Фрица Куршмана о голоде в средние века «Hungersote im Mittelatt» собраны сотни текстов из хроник. В них разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками.

Баллады Англии и Шотландии

Установить точно дату зарождения англо-шотландской баллады как жанра народного творчества трудно. Самая ранняя английская баллада, дошедшая до нас - баллада об Иуде - датируется XIII веком. В XIV столетии существовали "баллады" в прямом смысле этого слова как в Шотландии, так и в Англии. Во второй половине этого столетия баллады различных типов и различного происхождения пользовались в Англии и Шотландии значительным распространением. В XV столетии развитие этой формы продолжалось, и она достигла настоящего расцвета.

Английские и шотландские баллады также имеют свою классификацию:

· Разбойничьи («Деяния Робин Гуда»)

· Лирико-драматические («Прекрасная Анни из Лох-Роян», «Клятва верности», «Баллада о любви»)

· Исторические («Охота и Чивиотских холмов», «О битве при Оттер битве при Оттенберге"ов"меют свою классификацию: «О битве при Дерхеме»

· Фантастические («Томас Рифмаг», «Баллада о двух сёстрах»

· Бытовые («Баллада о мельнике и его жене», «Старуха, дверь закрой»)

Авторами баллад были крестьяне, ремесленники, бродячие торговцы, а исполнителями - певцы из народа, иногда профессиональные певцы-менестрели, сопровождавшие исполнение баллады игрой на музыкальных инструментах. Наиболее благородными и возвышенными считались медные духовые инструменты: трубы, рога, свирели, флейта, волынка. Соеди дворян процветала также игра на арфе и лютне. Более простонародными были струнные инструменты – предшественники современной скрипки: фидель, ребек и рабаб.

Первые собрания баллад, вызвавшие общеевропейский интерес к этому жанру, были английскими. Это, во-первых, известное собрание старинных баллад и песен Томаса Перси (1765-1794 годы) и, во-вторых, собрание шотландских баллад Вальтера Скотта (1802-1803 годы), за которыми последовал ряд других изданий.

Баллады Франции

Во Франции баллада возникла в конце XIII века. В Средневековье во Франции балладой называли песню с рефреном, которая сопровождалась танцем и была распространена в Провансе. Провансальская баллада имела вполне определенную тематику: в ней восхвалялись весна и любовь, прекрасные девы, подвиги рыцарей.

На юге Франции первые баллады возникли как песенные формы. Балладу именно пели. По современным понятиям это была бы авторская песня с припевом (рефреном). Изначально баллада состояла из трех или больше строф со свободным порядком рифм, только концевые рифмы каждой строки были общими, образуя рефрен.

Баллады исполнялись трубадурами. Трубадуры – (от провансальского trobar - «находить», изобретать»), средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обычно трубадуры были и певцами-исполнителями своих произведений. Творчество трубадуров развивалось главным образом в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, и даже в Италии и Испании.

Немало провансальских поэтов побывало в Испании, в Италии, в Северной Франции, даже в Англию, литературным языком которой после завоевания норманнов стал французский. Поэзия трубадуров оказала также значительное влияние на развитие миннезанга. Все это свидетельствует о том, что баллады пользовалась в Средние века европейской славой.

Многие трубадуры были феодалами: среди 350 трубадуров насчитывается 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие феодалы, обладающие замками и вооруженными отрядами.

Были в рядах трубадуров и церковники. Все они воспевали подвиги рыцарей, сражающихся со злом.

Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов.

При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский. Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского составила на основе первого сборника Сенешаля Жана д Э «Книга ста баллад».

Авторская баллада получила во Франции дальнейшее развитие. Например, баллады Лафонтена отличалась простотой и остроумием. Увы, уже в глазах Буало, а затем и Мольера баллада стала чем-то устарелым и скучным. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем баллада вновь вернёт себе популярность.

Историкам – по культуре и литературе

Культурологам – по истории и литературе

Литературоведам – по истории и культуре

4. Интеллектуальный турнир:

Каждой группе задаются по 6 вопросов от двух других. Закрыта картина с изображением короля Артура с волшебным мечом Экскалибуром. (