Рекомендации для родителей по речи. Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Главная > Документ

Начиная работу с разновозрастными детьми в группе семейного детского сада по развитию речи педагогу необходимо четко представить, насколько успешно владеет речью каждый ребенок. Воспитателю при общении с детьми младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что одной из главных задач речевого развития в этом возрасте является воспитание у него правильного звукопроизношения. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко произносить группы звуков (чаще свистящих, шипящих, сонорных), нечеткое или невнятное произношение слов (особенно при ускоренной речи), неправильное использование интонационных средств выразительности. Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов в дальнейшем. Педагогу и родителям советуем в течение всего учебного года вести индивидуальную работу с детьми для преодоления вышеназванных недостатков речи ребенка. Эту работу лучше планировать в утренний отрезок времени, на прогулке. Можно использовать при этом разнообразный наглядный материал (игрушки, картинки и т.д.). Важным этапом в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения, как вы знаете, является выработка умения правильно произносить звуки не только изолированно, но и в отдельных словах и фразах. При этом необходимо помнить, что ведущим методом обучения является игровой (Мишка, Петрушка или любой другой персонаж выбирает картинки с определенным звуком – дети называют изображенные на картинке предметы и т.д.). Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: дети произносят шутки-чистоговорки с определенным звуком, при чтении потешек и т.д. Привлекая внимание детей к речи окружающих, педагог приучает слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Для этого используйте игровые ситуации, загадки, песенки, потешки, приучающие детей вслушиваться в слова и звукосочетания. В словарной работе у младших дошкольников нужно направить внимание на обогащение словаря. Она тесно связана с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений. Важно назвать предмет, вещь, игрушку, побуждать детей назвать их качество, свойства, возможные действия. Эта работа планируется в виде разнообразных игр и упражнений (поможем мишке подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и т.д.). Организуйте специальные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи: по усвоению родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Игры и игровые упражнения такого содержания можно планировать 1 раз в неделю (с подгруппой, всеми детьми, индивидуально в любое время). При развитии монологической речи в младшем возрасте важен процесс обучения, когда воспитатель учит детей соблюдать определенную структуру рассказа (вычленяя начало, развитие сюжета, концовку), в рассказах из опыта ребенка, по картине и картинке, об игрушке. Задача воспитателя – сделать эти задачи эмоционально насыщенными; продумать игровые приемы подачи материала (игрушки прислали в посылке, принесли в волшебном сундучке и т.д. Рассказать можно мишке, по телефону, маме и т.д. При пересказе небольших знакомых сказок хорошо использовать персонажи настольного театра, бибабо и др.) Все это делает занятие эмоционально-насыщенным, вызывает у детей желание активно в него включиться, высказываться. Таким образом, задачи формирования монологической речи смогут решаться в комплексе с другими речевыми задачами 2-3 раза в неделю. Особое внимание необходимо уделить работе с родителями воспитанников. Важно, чтобы родители знали и правильно понимали задачи речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе, знали особенности речи своего ребенка. Речь передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (и, прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы ребенок дома слушал правильную грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития ребенка – правильное произношение звуков, ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так – родители не должны терять время. Эти речевые недостатки не исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту. Необходимо помнить, что большое значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с родителями. Поэтому во время совместных прогулок с детьми необходимо обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки, рассказывая ребенку, для чего созданы эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквер, к пруду обращать внимание на красоту окружающей природы, растений и животных, насекомых, которых дети могут увидеть, отвечать на возникшие у ребенка вопросы. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, родители должны называть их правильно, стараясь привлечь ребенка их рассмотреть, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополняется словарь), учить наблюдать, сравнивать между собой. Советуем иметь дома детскую библиотечку, где вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации в книгах; энциклопедии для маленьких детей (их свободно можно приобрести в книжных магазинах) о растениях и животных, о транспорте и различных предметах и т.д. Необходимо детей младшего дошкольного возраста знакомить с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества ребенка: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют ребенка, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки и т.д. Необходимо всячески поддерживать подобные разговоры детей, предлагать ребенку рассказать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке, другим ребятам в саду и т.д. Это первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

Старший дошкольный возраст

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника – обучение рассказыванию. С детьми этого возраста можно использовать разные виды занятий: рассказывание по картинам, картинкам, рассказывать можно об игрушках и предметах, сочинить небольшую сказку о любимом литературном герое, рассказать по рисунку и открытке и т.д. не забудем и о пересказе (старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в его драматизации). Форма организации детей может быть различной (рассказывают по 2-3, придумывают рассказ по 4-5 детей и т.д.). Это позволяет детям активно общаться друг с другом, обсуждать предложенные варианты рассказа, договориться о последовательности рассказывания и т.д. Все это помогает решать важные вопросы речевого общения детей. Такие занятия целесообразно планировать с малой подгруппой детей (4-5) не реже 2-х раз в неделю. Постепенно овладевая умением строить связное высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами, использует простые и сложные предложения, учится согласовывать слова в предложения. Очень важно для старших детей – воспитать у ребенка внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо планировать упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов и других частей речи. Не должен забывать воспитатель, работая с этими детьми, и о словарной работе, активизации синонимов, антонимов, омонимов в речи детей. Хороши для этого разнообразные игры («Скажи наоборот», которые желательно планировать каждую неделю, умело вводя в любые режимные моменты). Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С младшими дошкольниками это необходимо, а старшим дошкольникам необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулом может стать совместный поход в парк, музей, на выставку, впечатления от посещения театра, новая игра. Чем более разнообразно вы продумаете жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Взрослые должны помнить – нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Старшего дошкольника нужно активно приобщать к событиям и явлениям социальной действительности : знакомить детей с достопримечательностями родного города, посещать интересные места своего микрорайона и Москвы. Это может быть Красная площадь и Александровский сад, главные улицы города и района, рассказы и посещения памятников А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, С.А. Есенину, П.И. Чайковскому, Ю.А. Гагарину и другим знаменитым людям, прославившим нашу Родину. Очень хорошо, если после таких путешествий по Москве в домашней библиотечке у ребенка появятся сказки Пушкина, рассказы Толстого и др. Хорошо, если у ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с родителями) запомнившиеся места Москвы и рассказать о своих впечатлениях от этих прогулок. Такие прогулки детей со взрослыми будят интерес к окружающему его миру, создают доверительные, теплые отношения между детьми и взрослыми, формируют правильные навыки общения.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее;

Плохая дикция.

Главными задачами предшкольного обучения, направленного на развитие речи являются:

Обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка

Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих .

Чтение детям вслух сказок;

Пересказ ребенком услышанных сказок, рассказов, сюжета просмотренного мультфильма;

Ответы на вопросы по рассказу, составление своих вопросов;

Построение рассказа по картинке, заданному плану, заданной теме;

Упражнение детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

Упражнение детей в умении выражать свое мнение, доказывать его;

Упражнение ребёнка в нахождении и придумывании рифм;

Разучивание стихов.

Для обучения детей 5-6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи) рекомендуется родителям этих детей использовать некоторые развивающие игры: «Окончи слово», «Подбери слово», «Закончи предложение», «Найди, оберни, назови» .

Также разработано много специальных комплексов упражнений, которые способствуют подготовке артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. Например:

Для свистящих звуков «с-з-ц» - «Лопаточка», «Чистим зубки», «Дразнилочка», «Шарики»;

Для шипящих звуков «ш-ж-ч» - «Вкусное варенье», «Чашечка», «Столбик»;

Для сонорных звуков «л,р» - «Лошадка», «Качели», «Пароходик», «Индюшата».

Важным моментом звукопроизношения является хорошо поставленное речевое дыхание. Оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Среди множества игровых упражнений выделяются:

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря («Ателье», «Составь букет», «Найди части к целому» и т.д.)

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи («Магазин», «Поезд», «Составь пары из картинок» и т.д.)

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Что за зверь?», «Чего не стало?» и т.д.) .

Таким образом, на формирование речи в дошкольном возрасте значительное влияние оказывает помощь и руководство взрослого. Без них связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития. Особенно необходимы для развития ребёнка такие занятия как разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины расстройства речи? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует обратиться к специалистам?

От 3 до 4 лет ребенок внятно произносит в словах гласные звуки (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в такой последовательности: п - б - т - д - к - г, ф - в, т - с - з - ц. Ребенок при поддержке взрослого может рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. Может отвечать на любые вопросы взрослого, используя практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами («Я приду к бабушке и там буду играть с куклой, мишкой, собакой, ежиком»), С помощью взрослого ребенок может, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать. Они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультфильма, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем связно и последовательно. В это время речь ребенка становится инструментом познания. В этот период малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4--5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звуков (р, л, ш, щ, ж, ч), это не страшно. Но если речь ребенка несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду. К 5-6 годам звуковую сторону речи необходимо привести в норму.

Мы понимаем, что в подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры. Дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Уже с 6,5 лет наш ребенок может быть принят в школу. Чтобы у него легко и успешно шла учеба в школе, он должен уметь.

  1. Хорошо слышать и различать звуки (гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, согласные звуки твердые и мягкие).
  2. Определять место звука в слове.
  3. Соотносить понятие «звук - буква» (знать некоторые буквы).
  4. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» (называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах).
  5. Четко и правильно произносить все звуки речи (иметь хорошую дикцию).
  6. Иметь достаточный словарный запас (владеть приемами

словообразования и словоизменения; уметь употреблять синонимы, антонимы).

  1. Иметь грамматически правильную связную речь (уметь правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей: когда, потому что, чтобы, если, если бы, всегда, например и т.д.; уметь хорошо рассказывать, описывать, сравнивать, пересказывать, придумывать и т.д.).
  2. Иметь развитую мелкую моторику пальцев рук (правильно держать карандаш, ложку, вилку, уметь ловко завязывать шнурки, застегивать пуговицы, хорошо лепить, рисовать, складывать мозаику и т.д.).
  3. Хорошо ориентироваться в пространственно-временных отношениях (знать дни недели, месяцы, время суток, понимать и употреблять слова «вчера», «позавчера», «завтра», «послезавтра», «лево» и «право», «верх», «низ» и т.д.).
  4. Хорошо ориентироваться на плоскости (на листе бумаги, тетрадке, строчке; справляться с графическими диктантами - понимать, что значит две клеточки вверх, три вправо, одна вниз, пять влево и т.д.; справляться с различными лабиринтами и т.д.).
  5. Иметь хорошую память, достаточно устойчивое внимание, развитое мышление (уметь легко запоминать чистоговорки, загадки, стихи, песенки. Внимание становится произвольным - в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения может превышать 20 минут; развивается образное мышление).

Речь ребенка играет важную роль в развитии его личности. Над речевым развитием необходимо постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде - на прогулке, в магазине, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно- следственные связи событий и их последовательность. Учите в полном объеме использовать все средства языка.

«Речь взрослого, как пример для подражания»

    Известно, что ребёнок учится говорить, подражая взрослым, однако дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.

Примером для детей является речь взрослых. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Громкая, крикливая речь вызывает у детей безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышит вокруг себя правильный, литературный язык.

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих.

Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.

Постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребёнок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья».

Общаемся со сверстниками.

В первую очередь нужно помнить о том, что одного общения с взрослыми недостаточно.

Оно не может заменить общение с ровесниками. Общаясь с друзьями, ребёнок, как правило, чувствует себя более спокойно и непринуждённо.

Что создаёт благоприятный фон для развития речи.

Учимся играя.

Помочь ребёнку научиться правильно, говорить можно и в игровой форме.

Для развития речевого слуха можно предложить ребёнку попробовать отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит – кот, дом – дым, доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка и т. д.).

Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики.

Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревание мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи.

В игре ребёнок любит проговаривать каждое своё действие – таким образом, он учится выражать свои мысли.

Игра для ребёнка – дело серьёзное!

Будьте добры, помедленнее!

    Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.

    Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.

    Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:

    правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;

    использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;

    стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

    в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;

    в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:

    принимать ребенка таким, каков он есть;

    помнить, что каждый человек самобытен;

    верить в способности воспитанников;

    стимулировать их творческую активность;

    уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

    не унижать достоинства ребёнка;

    не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

    помнить, что любой может ошибаться;

    не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Консультация для родителей

ПЕТРОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель – логопед

МБДОУ – детский сад № 9 комбинированного вида г. Орла

    Читайте ребёнку книги. Дети любит слушать произведения, переживая поступки героев, и это оставляет глубокий след в их сознании. После чтения важно выяснить, что я как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связанной, последовательной речи, закрепляет в словаре ребёнка новые слова.

    Побуждает детей рассказывать вам о том, что они узнали и увидели на занятии, на прогулке. Это дает возможность вспомнить изучаемый материал, правильно и последовательно изложить свои мысли, грамотно строить предложения.

    Относитесь внимательно к детским вопросам, отвечайте на них. Даже если на вопрос ребёнка нельзя ответить так, что бы он всё понял, не следует оставлять его без внимания - это отобьёт интерес у ребёнка, желание спрашивать. Можно в таких случаях дать не прямой ответ, а рассказать ребёнку что-либо доступное ему о заинтересовавшем предмете. Недопустимо отвечать на вопросы детей односложно или в насмешливой форме.

    Для развития речи детей можно и выполнение необходимых домашних дел. Соскучившийся за день по родителям ребёнок старается быть рядом с ними, участвовать в их делах. Не следует отстранять ребёнка, а наоборот, поручить ему, что-нибудь принести, поставить, подать. При выполнении этих поручений у малыша возникнет желание, потребности рассказать, спросить. Отвечая на вопросы, родители называют предметы, их качества, действия с ними. Так незаметно ребёнок усваивает новые слова и понятия.