Как одеваются современные цыганские женщины. Цыганский костюм

Каждой маме хочется, чтобы её ребенок был самым красивым на карнавальном вечере. Оригинальным нарядом для девочки станет яркий и нарядный цыганский костюм, который сможет сшить своими руками любая мама.

Как сшить костюм цыганки своими руками?

Традиционный костюм цыганки подразумевает наличие длиной и довольно широкой юбки, яркой блузки,красочной шали и массивных бус.

Для пошива карнавального костюма цыганки понадобится:

  • ткань яркой расцветки;
  • черный шифон;
  • черная и цветная косая бейка;
  • широкая (6 см) резинка для пояса;
  • резинка для оборки на декольте, шириной 2 см;
  • нитки в тон;
  • ножницы, швейная машинка.

Юбка

1. Для пошива цыганской юбки необходимо выкроить два солнца-клеш. Для этого снимаем две мерки - обхват талии и предполагаемую длину юбки (не забывайте, что внизу юбки будет еще оборка). Рассчитываем радиус отверстия для талии: R = ОТ/2П, где ОТ - обхват талии, а П - постоянная величина, равная 3,14.

Пример: 54 см/(2х3,14) = 8,6 см.

Поскольку нам необходимо два солнца-клеш, полученный радиус делим на 2, т. е. 8,6 см/2 = 4,3 см.

Пример: 4,3 см + 70 см = 74,3 см.

2. Делаем выкройку юбки для цыганского костюма и переносим на ткань.

3. Затем аккуратно, чтобы ткань не сместилась, вырезаем выкройку. У нас должно получиться два отреза ткани по 150 см. Далее сшиваем все части юбки.

Оборки

Пояс

  1. Выкраиваем полоску, длиной чуть больше объема талии и шириной под вашу резинку. Пришиваем пояс к юбке, оставляя отверстие для вставки резинки.

Юбка готова! Теперь осталось разобраться как сшить топ для цыганского костюма.

Как видите, сшить костюм цыганки своими руками достаточно легко и быстро, осталось дополнить его яркой шалью, соответствующими аксессуарами и гримом.

Полное цыганское имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское» имя, иногда -- отчество, фамилия, иногда -- прозвище этой ветви семьи.

Официальное имя -- имя, записываемое в документах, обычно оно выбирается, исходя из обычаев страны проживания, либо совпадает с именем, данным при крещении.

«Светское» имя -- это имя, используемое в обычной жизни, в общении с другими цыганами или нецыганскими приятелями. Оно может представлять собой

прозвище, характеризующее человека или напоминающее о некоем событии из его жизни («Ворона», «Водяной»; знаменитый проповедник Родни Смит использовал в качестве «светского» имени прозвище «Джипси (Цыган)» в память о том, как он был впервые приглашён произнести проповедь; его проповеди даже иногда публиковались под именем «Джипси Смит»), крестильное имя, если оно отлично от официального, имя на цыганском или экзотическом языке («Тагари», «Радж»), иногда «светское» имя может совпадать с официальным или являться сокращением от него (так, если «светское» имя Дмитрия -- Мито, то его будут называть так не только в пять лет, но и в сорок пять, и это не будет проявлением неуважения; например, цыганский гитарист-виртуоз Александр Колпаков в цыганском сообществе обычно упоминается как «Саша Колпаков», несмотря на то, что находится уже в почтенном возрасте).

Отчества обычно используются взрослыми цыганами бывшего СССР, в тех случаях, когда приходится прибегать к официальному имени, то есть при общении с государственными структурами, при формальном общении с другими представителями цыганского сообщества, на официальных торжествах и т. п. В основном же цыганам мира хватает «светского» имени, которое употребляется ими даже с фамилией. Вежливое обращение к старшим в быту формируется при помощи слов «дядя» и «тётя», поставленных перед «светским» именем.

Фамилии у цыган используются так же, как и у других европейских народов. Иногда, если фамилию носит очень большая семья или несколько семей, в быту к фамилии одной из семей или ветви большой семьи прикрепляется специальное прозвище. В России прозвища у большинства семей существуют безотносительно наличия однофамильцев, происходят от «светских» имён основателей рода или знаменитых предков и играют роль «светской» фамилии, то есть фамилии, имеющей официальный статус в глазах цыганского сообщества, но не используемой вне его. Так, писатель из рода Сапорони вне цыганского сообщества носит фамилию Петрович.

Цыганский национальный костюм

Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. Этот взгляд по всем позициям является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас.

У цыган существует система табу, называемая "пэкэлимос". Эти табу относятся к нижней части женского тела. Практическим следствием данной системы взглядов было то, что цыганки достаточно равнодушно относились к обнажению груди, но стремились прикрыть ноги хотя бы ветхим куском ткани. «Зачастую они носят пышный чепец, между тем как сами едва прикрыты куском холстины, и их закопчёная грудь выставлена на обозрение всему свету», - пишет в 1783 году Грельманн. Подобного рода свидетельств немало, а в дополнение к ним существуют зарисовки и фотографии, подтверждающие правоту «отца цыганологии». Кстати юбки у цыганок в старину могли быть очень короткими, часто по колено. Несомненно, здесь сказались как бедность кочевников, так и соображения бытового удобства. Удалось вычленить ещё три черты, являющиеся наследием индийского происхождения цыган и их странствий по Востоку: способ носить детей за спиной, манеру женщин ходить босиком, гипертрофированную любовь к драгоценностям

Эти три особенности были присущи большинству групп цыган. Ребёнка за спиной принято носить у многих восточных народов. Не удивительно, что цыганки сохранили этот способ и в окружении европейцев. Образ жизни вынуждал их постоянно брать детей с собой на заработки, и не расставаться с ними во время переездов. В то же время женщине требовалась свобода рук.

Манера женщин ходить босиком объясняется не только индийскими привычками, но и распределением занятий в семье. Изначально обуви не имели ни мужчины, ни женщины (как и всё население древней Индии). Появившись в Европе, цыгане осознали, что в этом регионе обувь является атрибутом солидности и достатка. Мужчины торговали изделиями своего ремесла и лошадьми, следовательно для того, чтобы коммерция шла удачно, им необходимо было показать себя равноправными партнёрами в сделке. Отсюда - появление сапог, которые стали почти обязательной приметой цыгана. Женщины, в свою очередь, зарабатывали попрошайничеством и гаданием. Для этих занятий выгоднее было ходить босиком. Во-первых, это был внешний признак нищеты, вызывающий сочувствие. Во-вторых, босая гадалка выглядела экзотичной дочерью далёкой жаркой страны (по устоявшемуся тогда мнению - Египта). Особенно хорошо это действовало в холодных странах Европы в зимнее время. Сами же цыганки, обладая с детства закалкой, не испытывали особых неудобств.

Наконец, гипертрофированная тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного. Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре - под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе. Литература изобилует описаниями босых, одетых в лохмотья цыганок, имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра. Уже парижская хроника 1427 года свидетельствует, что женская одежда «состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции... У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два...».

«Византийский» цыганский костюм. Перед появлением в Западной Европе, цыгане двести лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани. Как известно, данный фасон был развитием античной тоги.

В романский период влияние этой моды испытала вся Европа. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены во всех странах Запада. Тем не менее, в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода осталась в прошлом.10

В XV столетии, когда в Западной Европе появились первые таборы цыган, они выглядели экзотично прежде всего потому, что византийско-романский стиль был уже «хорошо забытым старым».

Записи из Арраса, относящиеся к 1421 году детально описывают кочевников. Мужчины смуглые, с густой бородой и длинными чёрными волосами. На голове у женщин были тюрбаны. Просторные воротники их сорочек почти открывали грудь. Поверх рубах цыганки носили покрывало из широкого сукна, завязанное через плечо; в эту ткань они заворачивали младенцев. И у женщин, и у детей были кольца в ушах.

Интересно отметить, что яркость и пестрота, которая являлась в начале XX века отличительной особенностью костюма цыганки, в те времена были не характерны. Цветовое решение чаще всего было тусклым: не редкостью были серый, коричневый, блекло-синий цвет. Встречались даже чёрные балахоны. Это объясняется дороговизной ярких цветных тканей, а также тем, что цыганки носили одну и ту же одежду подолгу: она пачкалась, выгорала на солнце, мокла под дождём и т.д.

Что касается тканей с узорами, то в эпоху позднего средневековья и Возрождения их могла себе позволить только европейская знать. Орнамент вышивался вручную, и такая одежда стоила очень дорого. Дешёвые набойные ткани с цветными узорами появились только в XIX веке - и только тогда цыганки стали приобретать их себе на юбки.

В момент появления в Западной Европе и мужчины и женщины носили тюрбаны.

«Византийский» плащ просуществовал до того времени, когда в Европе появились многочисленные антицыганские законы, и постепенно был вытеснен европейским платьем. Это не значит, однако, что он исчез бесследно. В России XIX века его носили так называемые «плащуны», выходцы из Молдавии.

Адаптированный костюм.

Смена костюма цыганами, жившими в странах Западной Европы, в значительной степени была вынужденной. В семнадцатом веке повсеместно были приняты антицыганские законы, и кочевому народу стало опасно внешне отличаться от окружающего населения. В Провансе женщин, схваченных в цыганской одежде, подвергали порке. Похожие законы были приняты в Португалии и Испании. Но дело было не только в законодательном запрете носить цыганский костюм. Пожалуй, важнее была общая обстановка, в которой арест грозил мужчинам - смертью, а женщинам - поркой и клеймлением

Когда в XIX веке стало безопасно появляться на улицах, немецкие цыганки, сохранив местный силуэт, стали носить юбки ярких цветов и броские пёстрые платки.

На цыганской одежде прослеживается общая для всех народов закономерность, отмечаемая этнографами: женский костюм консервативнее мужского. Цыганские мужчины примерно на 50-100 лет раньше перешли на европейское платье.

Ассимиляционные процессы должны были идти ещё и потому, что в таборах не было собственного ткацкого производства и пошива готовых изделий. В сущности, цыгане и цыганки одевались в то, что удавалось добыть у местных жителей. Это дало повод одному автору XIX века к меткому замечанию: «Одежда цыган отличается простотой и фантастичностью, они не имеют своего народного костюма, но покрываются обыкновенно лохмотьями той страны, в которой кочуют».

Таким образом, относительно единый восточно-византийский наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты.

Наиболее показательным выглядит наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок. Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения, которые шли в костюме русского простонародья тут же оказали влияние на цыган. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям. В быт проникали зеркала, самовар, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».

Те же процессы заимствования шли и в остальных странах. В Польше, Сербии, Германии, Бельгии мы видим на женщинах лиф со шнуровкой. В Англии - капоры и очень откровенные корсажи. Определённый интерес представляет книга Джорджа Борроу, описавшего мужской и женский облик середины XIX столетия: «Женщина была дородная, лет ей было тридцать-сорок. Голова её была ничем не покрыта; длинные волосы, разделённые на пробор, свешивались почти до пояса двумя конскими хвостами... Руки её были голые, грудь наполовину прикрыта несерьёзного вида корсажем, ниже которого была только исподняя юбка из грубой ткани - и ничего более».

Муж был одет более обстоятельно:

«Из несколько заострённой кверху шляпы, торчало павлинье перо, поверх безрукавки из недублёной овчины он набросил грубую куртку красновато-коричневого цвета; короткие штаны, принадлежавшие, верно, некогда солдату... прикрывали ноги до колен; на голенях у него были чулки из синей шерсти, а на башмаках огромные старомодные пряжки.»

Важнейшим отличительным признаком цыганской одежды была крайняя бедность.

На Апеннинском полуострове цыганская одежда испытала, соответственно, итальянское влияние, что видно на картинах Теодора Веллера и Виктора Шнетца. В Египте и Турции цыганский костюм развивался в рамках мусульманской культуры. На Пиренеях - под воздействием испанской.

Изобразительный материал по цыганам-кале очень велик. Теснейшее родство между испанским народным костюмом и платьем кале не требуют доказательств. Короткие мужские куртки, женские платки, обматывающие грудь крест-накрест, юбки с узором в горох и многочисленными оборками стали приметами испанских цыган.

Цыганам Румынии и Венгрии удалось синтезировать на основе местной материальной культуры то, что сейчас ошибочно называют традиционным цыганским костюмом. В XVIII и начале XIX века одежда кочевых цыган, по сути, была лишь более примитивной копией влашской или молдавской одежды. Вот как описывает Даль молодого цыгана-кузнеца: «На нём была рубаха и шаровары, то и другое, как казалось, бессрочное, бессменное, чёрное, изодранное. Вместо пояса на нём был широкий ремень, украшенный медными бляхами и пуговицами; шапки на голове не было вовсе, а в угольном мешке лежал, может быть некогда синий кафтан, весь в лохмотьях».

Молодая жена кузнеца описана тем же автором в другом произведении: «...Одежда на ней была та же, как и на прочих и как носят все волошские и молдавские цыганки: шерстяная, полосатая юбка, такой же пояс в ладонь ширины, на голове платок, повязанный по-цыгански, то есть свисший одним углом по спине: на плечах рубашка, ноги босые...»

Тем не менее, у некоторых групп уже начинают появляться первые признаки «истинно цыганского» облика. Так на картине румынского живописца Теодора Амана изображён обычный крестьянский наряд: цыганка одета в красную юбку с чёрным узором и белую рубаху румынского стиля; на её шее простые красные бусы. Вместе с тем способ повязывать косынку, сдвигая её на затылок и по особому заплетённые волосы являются первыми ростками кэлдэрарского стиля.

Кэлдэрарский костюм и его производные.

Кэлдэрарский костюм является не просто адаптированным вариантом европейского платья - это синтез всего, что существовало у западной и восточной ветви цыган. Этот синтез был бы невозможен без кочевья по всему европейскому континенту, но история кэлдэраров сложилась именно так, что во второй половине XIX века они двинулись из Румынии и Венгрии во все страны Западной Европы, и в короткий срок завершили процесс создания национального костюма. Здесь совпал ряд исключительно благоприятных факторов психологического и экономического характера. Цыганская тяга к золоту, не подкреплённая прежде материальными возможностями, при наличии больших заработков реализовалась в богатых украшениях. Стоило трудолюбивым ремесленникам заработать первые солидные суммы, как женщины вплели в волосы монеты и украсили шею золотыми монистами. Это нельзя считать собственно цыганским атрибутом, поскольку во всей Восточной Европе принято было украшать волосы, одежду и косынку монетами. Более того, восточноевропейские женщины, скорее всего, пришли к этой моде под турецким влиянием (Балканы столетиями находились под властью Османской империи). Как только предоставилась материальная возможность, кэлдэрарки украсили себя золотыми монистами, которых прежде были лишены, и на Западе это было воспринято как элемент чисто цыганского костюма.

Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой. Замужняя кэлдэрарка закручивала волосы на висках жгутом; эти косицы назывались амболдинари. В косы вплеталась лента-плетеря, с нашитыми на неё монетами-теляри (цыганское искажение слова «талер»). По всей видимости такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата.

Кэлдэрарская юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка разрезана, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Разрез существует для того, чтобы женщина не одевала юбку через голову и, таким образом, не опоганила верхнюю часть тела. Юбки у кэлдэрарок на этапе их перекочёвки в Западную Европу были без оборки. Это важно подчеркнуть, поскольку, на наш взгляд, синтетический характер национального цыганского костюма заключается в том, что котлярские таборы очень удачно заимствовали оборку на юбке у испанских цыганок этнической группы кале. Следует обратить внимание на то, что заимствование не было слепым. Испанские цыганки любили нашивать оборки в несколько ярусов и предпочитали ткани с рисунком в горох. Котляркам же нравились пёстрые покупные ткани с цветочным орнаментом, и оборка на их юбках была только одна (она составляла по длине примерно от трети до половины юбки). Появилась оборка и на фартуке. Вторым заимствованием в Испании был покрой рукавов. До выхода с Балкан, кэлдэрарки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами. У испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт. Благодаря этому в тех же восьмидесятых годах XIX века появилась классическая женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким - до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, зачастую брали не гладкую, а покрытую узорами материю. Эта новая цыганская мода обратной волной ушла на Балканы и в Россию.

Дополнением к женскому наряду была шаль. С одной стороны, это было отражением общей для всей Европы и России женской моды XIX столетия. С другой стороны, причины увлечения этой деталью одежды были у цыганок глубже. Как мы уже показали, на протяжение всей истории в таборах была очень сильна традиция носить накидки, покрывала. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей, их растягивали над головой на ветках во время стоянок. Отсюда огромное разнообразие способов носить шаль, недоступное прочим европейским женщинам. Румынки, русские, француженки накидывали платок на голову, или на плечи. Цыганки вдобавок к этому обматывали шаль вокруг тела, завязывали через плечо, повязывали на бёдра, и так далее.

Котлярский мужской костюм был не менее выразительным, чем женский. Он был очень красив и пронизан чувством меры. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Как и у венгров, у кэлдэраров были украшены вышивками-аппликациями куртки, жилетки, штаны. Высокие сапоги из кожи с узорчатой выделкой также были данью венгерской моде. Интересно, что массивные серебряные пуговицы-бутоны были у венгерских цыган уже в начале волны миграций, что прослеживается по зарисовкам того времени. Явно восточноевропейского образца также широкие кожаные пояса и головные уборы. Тем не менее, всё это в комплексе было уже именно цыганским, благодаря продуманной соразмерности деталей. Дополнительными аксессуарами мужского костюма были платок, посох и трубка. Платок крепился к пиджаку, образуя спереди дугу и свисая складками с бедра. Никакой функциональной нагрузки он не нёс, и был нужен только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчёркивали мужскую основательность, неторопливость цыгана. Впрочем, курили и женщины. Трубки были богато украшены полированным деревом, костью и металлом. Благодаря интенсивным переездам кэлдэраров, их комплекс мужской и женской одежды оказал влияние на прочих цыган. Многие его элементы вошли в обиход других цыганских групп.

Вторая адаптация.

Двадцатый век оказался враждебен всякой национальной самобытности. Индустриальная цивилизация уничтожила в Европе практически все разновидности народных костюмов. Естественно, и цыганский костюм не мог долго противостоять общемировой тенденции. Как и в первый раз, вначале усреднённому европейскому стилю подчинились мужчины. Вместо жилетов с серебряными бутонами они одели обычные пиджаки; сапоги постепенно сменились ботинками. Уже ко времени Второй мировой войны исчезновение мужского цыганского костюма была предрешено. Цыганки дольше сохраняли самобытность в одежде. Но в наше время даже самые традиционные группы (кэлдэрары и влахи) не могут полностью удержать достижения предыдущих поколений. Фактический переход на оседлость привёл к тому, что золотые украшения стало безопаснее хранить дома, а не носить на себе. Серебряные монеты в волосах уже никто не носит, золотые мониста в лучшем случае стали семейными реликвиями. На свадьбах и праздниках у большинства этнических групп и мужчины, и женщины одеты в современном европейском стиле. Чем богаче цыгане, тем быстрее и успешнее они осваивают новые веяния моды. Даже пестрота расцветок, которая весь двадцатый век казалась непременным атрибутом цыганского вкуса, почти полностью исчезла.

Эволюция головного убора у цыган

Самым древним из известных нам цыганских головных уборов является тюрбан, перевитый по ободу лентами. Мужчины не долго носили такие тюрбаны - уже через столетие после появления в Западной Европе они привыкли к шапкам, шляпам и беретам местных фасонов.

Что же касается женских головных уборов, то первым серьёзным изменением стала завязка вокруг подбородка. Поначалу это была просто широкая полоска ткани, которую обвязывали вокруг головы, прижимая тюрбан сверху. Произошло это к концу XV века. Далее цыганкам понравились те вещи, которые выработала женская мода эпохи Возрождения. Многие из цыганок носили тюрбаны очень большого диаметра, поэтому переход произошёл плавно.

Тюрбан был заменён на широкий твёрдый диск с завязками. Такой фасон был красив, и в то же время удобен в кочевье, поскольку надёжно защищал от солнца и дождя. Твёрдая основа обматывалась со всех сторон тканью. Если прежде головной убор целиком состоял из материи, то теперь ткань превратилась в декоративный элемент.

Следующий этап относится уже к семнадцатому и восемнадцатому столетию. В это время цыганки стали носить то же, что и все окружающие женщины: вначале покрывала из гладкой или узорчатой ткани, а потом обычные европейские чепцы, а также завязанные узлом под подбородком платки. Только в XIX женщины в кэлдэрарских таборах стали носить косынки, закрученные по бокам жгутом.

Каждая маленькая девочка обожает переодеваться и примерять на себя разные образы. Новогодние утренники и карнавалы являются прекрасным для этого поводом. Необходимо лишь подобрать интересные варианты платьев и нарядов, которые можно изготовить своими руками. Именно таким нарядом является костюм цыганки, который можно изготовить своими руками из подручных материалов.

Необходимые материалы и инструменты

Характерной особенностью такого наряда станет изобилие декора. Костюм цыганочки прост в выполнении, эффектно смотрится и не может не понравиться вашему ребенку. Для создания платья потребуется красивая немнущаяся ткань и ваше желание творить. Отличным вариантом материала станет: шелк, штапель, атлас. Чтобы изготовить оригинальный костюм цыганки для девочки своими руками, вам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Ткань для юбки и блузки. Желательно выбирать яркие оттенки с цветочными узорами. Лёгкую и струящуюся.
  • Однотонная ткань для оборки.
  • Молния.
  • Нитки
  • Ножницы
  • Бусы, браслеты, серьги или клипсы.

Выкройка цыганской юбки

Цыганская национальная юбка должна быть большой и свободной, не стесняющей движений. Ткани, на пошив юбки, потребуется в 4 раза больше длины самой юбки, а длина оборки должна в два раза превышать имеющуюся длину подола готового изделия. Из ткани нужно вырезать две юбки солнце-клеш. Одна из юбок может быть из подкладочного материала похожего цвета, что позволит сократить расход ткани, по сравнению с вариантом пошива двух юбок из основной ткани.

Аналогичным образом может быть быстро выполнен и взрослый вариант цыганской юбки (домашней и выходной). В интернете можно отыскать оригинальные мастер-классы, которые помогут вам разобраться во всех тонкостях такого оригинального наряда.

Для пошива костюма «Солнышко» для девочки своими руками, нужно снять следующие мерки: обхват талии и длину изделия. Следует сложить ткань пополам и на сгибе определить центральную точку. От нее нужно отложить отрезок, длину которого можно посчитать по такой формуле: R = ОТ/2П, где П - это число «пи», равное 3,14, а ОТ - это обхват талии. Необходимо будет сделать окружность с рассчитанным радиусом. От окружности на сгибе отмеряют отрезок, равный длине изделия, и также прорисовывают окружность. В итоге, у нас получится выкройка юбки солнце-клёш. Нужно лишь пришить обе юбки друг к другу по линии талии.

Создание пояса и пошив юбки

Для изготовления пояса нужно будет вырезать из ткани прямоугольник, длина которого равна обхвату талии, плюс припуски на швы (обычно 1−1,5 сантиметра), а ширина около 12 сантиметров. Следует приложить пояс лицевой стороной к лицевой стороне юбки и пришить. Далее нужно сложить его пополам вдоль длины таким образом, чтобы дополнительно остался один сантиметр, после чего тщательно заутюжить. Остается подогнуть дополнительный сантиметр ткани внутрь и пришить вторую сторону пояса к юбке.

Поговорим поподробнее о том, как сшить цыганскую юбку своими руками по выкройкам. Для пошива платья или другой одежды нужно будет вставить молнию и пришить крючки к поясу. Вместо молнии можно вставить в пояс резинку. К низу обоих юбок потребуется пришить оборки . Для этого нужно будет вырезать полоску ткани шириной около двадцати сантиметров и длиной, которая в два раза превышает длину подола. Следует сшить с изнаночной стороны края оборки, присборить и пришить к юбке. Оборочек, у выполненной своими руками юбки-цыганочки, может быть несколько. От этого такой наряд будет казаться пышнее и красивее.

Изготовление цветной блузки

Если в гардеробе имеется подходящая по цвету блузочка , то ее смело можно надеть под сшитую юбку. Если же вы планируете выполнить ее своими руками, то будет можно воспользоваться выкройкой блузок из журналов по шитью, что существенно упростить вам данную работу. Нужно будет вырезать прямоугольник, ширина которого равна двум обхватам талии.

Далее следует прострочить прямоугольник шпульной резинкой. Аккуратно сшивают два конца, что и позволит получить оригинальный топ для блузки. Вместо рукавов можно пришить присборенные кружева, которые будут ниспадать на плечи. Также можно по всему верху топа пришить оборку, такую же, как и внизу блузки, оставляя при этом место для вдевания рук.

Чтобы маленькая цыганочка стала еще более привлекательной, нужно добавить аксессуары. Это могут быть браслеты, серьги (либо клипсы), бусы. В волосы можно заколоть красивый большой цветок, либо надеть ободок с ярким украшением. Отличным дополнением станет монисто - это оригинальное ожерелье из монет. Его также можно изготовить из пуговиц и монет .

Мелочи, которые помогут в создании образа:

  • Пайетки.
  • Пуговицы.
  • Атласные ленты.
  • Заколки и ободки с цветами.
  • Серьги.

Совет: если нет ткани с цветами, то можно использовать дополнительные украшения. Это могут быть пайетки, которые можно нашить узорами на платье, яркая тесьма, с помощью которой можно украсить блузку, цветы можно соорудить с помощью разноцветных атласных лент, которые затем можно пришить к юбке, а цветок приклеить к ободку для волос.

Здесь все зависит от вашей фантазии. Важным условием при создании детского костюма цыганочки является много украшений и мелочей, которые подчеркивают оригинальность такого образа.

В интернете вы с легкостью найдете различные цыганские юбки, выкройки которых помогут вам пошить такое оригинальное платье для девочки или же стильный наряд цыгана для мальчика. Поверх платья можно завязать несколько цветных платков . К платью нужно подобрать подходящую по цвету блузку. К ее рукавам можно пришить оборочки из кружев. Осталось изучить новый народный цыганский танец, и ваша маленькая Эсмеральда готова к празднику!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Цыганский девичий костюм, №67.

Куклы в народных костюмах №67. Цыганский девичий костюм. Прилагается папка для журналов.

Кукла с тёмными волосами, украшенными красным цветком, пышная юбка, на поясе повязан яркий платок с бахромой. Рукава с пышными оборками. Горловина блузки украшена золотой окантовкой (видимо, имитация золотых украшений).

Обычай носить на себе золото и серебро - это ментальность цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец в первую очередь обзаводится домом, хорошей одеждой, и только потом покупает драгоценности, то у цыган всё наоборот: драгоценности - в первую очередь.

К 67 номеру с куклой-цыганкой прилагается картонная коробка для хранения журналов.


Куклы в народных костюмах №67. Цыганский девичий костюм, фото куклы.


Цветастая шаль с длинной бахромой дополняла костюм цыганки. Ее наличие в цыганском костюме, с одной стороны, отражало общие тенденции моды XIX века, а с другой - имело практическое значение - шалью можно было укутаться в стужу или прикрыть ребенка.


На кукле - юбка из ткани с цветочным орнаментом, обшитая по подолу широкой оборкой. (Почему-то из синтетической ткани, а не из хлопка).

В литературе можно найти много описаний босых, одетых в лохмотья цыганок, при этом имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра.

Цыгане не могли класть деньги в банк, и всё накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в виде браслетов, монист, колец и серёжек, всё своё всегда носили на себе. Когда девушка становилась просватана, ей на шею вешали на шнурочек одну золотую монетку; когда она выходила замуж, на неё надевали монисто, это было приданое . Мониста являлись частью наряда замужней женщины.

Цыганским камнем считается коралл.

Оборка у юбки заимствована у испанского женского костюма.

Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него она не имела права подходить к приготовлению пищи, чтобы не осквернить её своей юбкой. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы.

Длинная юбка, по обычаю, обязательно должна прикрывать ноги . Даже сегодня девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, у цыган это считается верхом неприличия. Замужним женщинам нельзя надевать брюки, иначе осудит родня.

Цыганская кофта отличается разнообразием фасонов широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, оборки. При танце ничего не должно сковывать движения. Кофта всегда закрывает живот (цыганки никогда живот не оголяют ). Кофта украшается бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.

В старину цыганки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами, но у испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт рукавов кофт. В восьмидесятых годах XIX века появилась классическая цыганская женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким рукавом – до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, часто брали не гладкую, а покрытую узорамиткань. Эта новая цыганская мода пошла на Балканы и в Россию.

Важная и обязательная деталь цыганского костюма - шаль .

Каждая вторая статья о цыганах начинается с напоминания, как выглядят цыганки: пёстрые юбки, мониста и платки. Журналисты, писатели, художники и режиссёры фильмов настолько уверены, что цыганский костюм им хорошо известен, что помещают в одной и той же юбки в розах и воланах цыганок в средневековую Европу и современную Индию, наполеоновские времена и эпоху мушкетёров. Кто же носит розы и оборки? И что носят остальные? На самом деле, национальный цыганский костюм различался от страны к стране и менялся от эпохи к эпохе, пока не принял несколько более или менее определённых форм. В основном, цыганки считают традиционной одеждой ту, которую носили последний раз перед тем, как перешли на то, что можно просто купить и надеть. Николай Бессонов, «Котлярка». Котляры - племя цыган, вышедшее из Румынии То, что в сознании большинства людей - универсальный народный цыганский костюм, начали шить кочевые цыганки Румынии в конце девятнадцатого века. После того, как в Румынии отменили крепостное право по расовому признаку и цыгане получили свободу. Это широкая юбка, с воланами или, чаще, без, и просторная блузка с воротом, открывающим шею, а у замужних ещё и платок, повязанный узлом на затылке, и огромный фартук, повязанный, словно ещё одна верхняя юбка.
Цыганки-котлярки, XIX и XX века Кочевые румынские цыгане стали разъезжать по ближайшим странам, и вскоре их фасон подхватили многие восточноевропейские цыганки. Включая российских. Дольше всего сопротивлялись новой моде, возможно, наши хоры. Ведь у них уже был сложившийся костюм: казакин у мужчин, шаль поверх обычного платья у женщин (иногда ещё и тюрбан на голове из второй шали). Однако зрителям хотелось больше яркости, экзотики, кочевого вида, и хоровым цыганам пришлось отказаться от тех нарядов, которые они носили поколениями. Но, конечно, не от шалей по плечам!
Хоровые русские цыганки, акварель князя Гагарина Юбка с оборками, блуза с открытой шеей стали основой для эстрадного костюма. Сегодня мы видим в нём танцовщиц в театрах "Ромэн" и "Романс" и ресторанных ансамблях. В жизни его никто не носит уже очень давно. Надо добавить, что особая любовь к розам не случайна: розу цыгане считали цыганкой среди цветов. Николай Бессонов, «Цыганский танец» Аркадий Пластов, «Цыганка» Фото Евгения Доманского. Котляры дольше всех носили народный костюм Совсем немного от России на север и запад, и у цыганок уже другой традиционный костюм. Цыганкам Финляндии, как и саамкам, правительство платит за работу живыми музейными экспонатами, если они соглашаются всегда и везде ходить в народном костюме. Надеть его разок и забросить не получится. Свои же соплеменницы ревниво следят, в современной ты одежде или традиционной. Если ты не получаешь деньги за ношение костюма, тебе не дадут в нём ходить; но если получаешь, за обычную, купленную в магазине юбку ты получишь нагоняй.
Йоаким Эскельдсен, цыганская пара в Финляндии В качестве национальной финские цыганки признают ту одежду, в которой появились в Финляндии когда-то. Точнее, её парадный вариант: бархатную юбку на фижмах, с серебряной тесьмой или белыми кружевами, и бархатную же кофту к ней. Чаще всего костюм шьётся из чёрной ткани, иногда - из тёмно-синей, сдержано-зелёной или бордовой. Чтобы ходить и сидеть в такой юбке непринуждённо, требуется некоторая сноровка. Летом в нём довольно жарко, так что многие меняют кофту на кружевную белую блузку, зато зимой никто не запрещает накинуть короткую дублёнку или просто пуховик.
Йоаким Эскельдсен, цыгане Финляндии в национальных костюмах В балканских странах (Болгарии, Греции, Сербии, Македонии) и Турции цыганки очень часто носили пёстрые шаровары. А также шаровары с юбкой, шаровары из юбки и, намного реже, юбку без шаровар. Платок на голове повязывался так, чтобы одним углом свисать по спине. От мусульманских соседей цыганки (даже мусульманки) отличались тем, что никогда не закрывали лиц и в целом одежда у них была легче, в меньше слоёв, чем у соседок. Могли быть также спокойно открыты руки до локтя, шея. Волосы почти обязательно выглядывали из-под платка. Цыганками в славянских странах очень ценились местные рубашки с вышивкой. Греческая цыганка с ребёнком Носить шаровары или нет - был выбор, не связанный с религией. Православные балканские цыганки тоже спокойно их надевали. И танцевали танец живота! Цыганская девушка, Греция, открытка начала XX века Немецкие, французские, венгерские цыганки отличались тем, что зачастую носили довольно короткие юбки - не по нашим, конечно, меркам, а по сравнению с немками и другими европейками. Юбка изначально могла быть длинной, но по мере того, как обтрёпывался подол, его просто отрывали, чтобы выглядел приличнее. Многие знают яркий национальный костюм испанских цыганок: юбки в горох с оборками и длинным хвостом, блузы с пышными рукавами, кружевная шаль. Правда, ассоциируется он обычно только с танцем фламенко... который как раз традиционно исполняли именно испанские цыгане. Такой вид национальный наряд тоже принял довольно поздно, до второй половины девятнадцатого века хитаны одевались куда проще и скромнее. Зачастую их одежда ограничивалась юбкой с относительно коротким подолом и блузкой, открывающей шею. Но тогда и петь-танцевать их звали намного реже, в ярком народном костюме не было необходимости.
Энтони Рени, испанские цыгане во Франции Интересно выглядит традиционный костюм английских цыганок. Он удивительно похож на... костюм, в котором едет по лесу английская Красная Шапочка! Цыганки Англии любили красные накидки с капюшоном (впрочем, других цветов накидки тоже бывали, например, встречались зелёные). Кроме того, они постоянно и везде ходили вне таборов с корзинками, продавая разную мелочь, вроде картинок на стену или самодельных прищепок, а путь предпочитали срезать через лес. Часто головной убор у цыганки был тоже яркого цвета, жёлтого или чёрного. Такая яркость была нужна для того, чтобы потенциальные покупатели (и любители гадания) увидели цыганку издалека.
Английские цыгане. Джордж Элгар Хикс Что касается остальной одежды, то английские цыганки предпочитали носить примерно то же, что местные, разве что могли спокойно ходить без кофты, в одной сорочке на теле. Юбкам они обдирали при надобности подол точно так же, как их сёстры на континенте. Цыганка или девушка, изображающая цыганку. Автор неизвестен Наконец, нельзя пропустить мимо глаз одежду, в которой цыганки Европы проходили довольно долго, покинув Византию. Это сочетание рубахи, плаща через плечо и тюрбана или ленты на голове. Подол рубахи любили декорировать полосами тесьмы. Отдельные детали этого костюма сохранялись у разных цыган ещё очень долго - вспомните тюрбаны русских цыганок, например.
Картина Караваджо, для которой он буквально взял цыганку на улице в Италии В наше время в своих народных костюмах, вариациях на тему того самого в оборках и цветах, ходят некоторые румынские цыганки, цыганки-чокэнари и бразильские цыганки. Только, в отличие от финских, им за это никто не платит, конечно.