Как иностранцы соблазняют китаянок. Как японская порноактриса научила китайцев сексу «Тёмная сторона» китайцев

На протяжении многих веков элита Поднебесной применяла разные сексуальные практики для оздоровления и продления жизни. При коммунистах везде были введены ограничения, но правящая верхушка и лично Мао Цзэдун себе ни в чем не отказывали, в том числе и в эротических развлечениях.

- Китайцы же не верят в посмертную жизнь — какой тогда культ предков?

Тут нет противоречия. Эти духи предков на самом деле материальны. Именно поэтому и нужны подношения. Бестелесным же духам никакие материальные подношения или иные ритуальные действия их потомков не нужны.

Так вот, из вышесказанного следует, что чем больше детей человек оставил после себя, тем лучше. Значит, совокупляться надо так, чтобы каждый половой акт приводил к зачатию, семя зря не растрачивалось, и при этом жизнь продлевалась, а не укорачивалась.

- И как же это все совместить на практике?

Для начала человек должен хорошо изучить свое тело. В этом китайцы, безусловно, преуспели. В одном тексте второго века до нашей эры описывается женский половой орган, и для этого используется 20 терминов. Это в два раза больше, чем в современной западной медицинской энциклопедии. Но, надо сказать, для китайцев тело — это не форма, а набор функций. То, что у нас называется органами, для китайцев — функциональные системы (каналы, энергетические пути). Познав собственное тело, человек может управлять им как машиной. Действия этой машины он должен гармонизировать с другими факторами, то есть использовать ее не просто так, а в наиболее подходящие для этого моменты. Женщинам, кстати, проще — их организм и так регулируется месячными циклами, а мужчинам надо подстраиваться. Сам секс китайцами воспринимается как борьба полов за энергию, которая нужна для оздоровления и продления жизни. Женщинам и тут проще — естественным образом в половом акте мужчины энергию отдают, а женщины ее получают. Но даосские практики, как утверждали авторы соответствующих текстов, позволяли мужчине пойти наперекор природе, совершать «воровской поход на небо», то есть вступить в половой контакт, получить удовольствие, но при этом не отдать, а приобрести энергию. Сделать это можно, разделив оргазм и эякуляцию. Тогда получать энергию можно от многих женщин. Так возникает полигамия: хотя формально в Китае у мужчины была одна жена, но фактически их было много. Целая иерархия разных наложниц требовалась не только для того, чтобы мужчина мог предаваться сладострастию, но и для получения максимального количества животворной энергии.

Эротические статуэтки на выставке в Ханчжоу

Фото: Shi Peng / ChinaFotoPress / Zuma /Global Look

Это сложный вопрос, поскольку мы располагаем письменными источниками, описывающими жизнь элиты — ученых, поэтов, чиновников, приближенных императора, а как в древности жил простой народ, знаем плохо. Точно известно, что у людей богатых это все принимало гомерические формы — количество наложниц могло исчисляться даже не сотнями, а тысячами. И даже обслуживающего персонала — евнухов — могло быть столько, что они создавали при дворе влиятельные партии.

Что же касается народа, то, конечно, простые китайцы эротологических трактатов не читали. Но китайское общество в некотором смысле было очень демократично, там существовала отлаженная система социальных лифтов, и это позволяло культурной информации циркулировать между разными слоями населения. В итоге и верхи, и низы общества исповедовали примерно одни и те же ценности. Поэтому можно предположить, что базовые представления об эротологии имели и простые китайцы.

- Перейдем от древности к новому времени. Товарищ Мао практиковал что-то подобное?

Он был очень интересной личностью. С одной стороны, Мао Цзэдун — пламенный революционер, впитавший тезисы большевистской культуры, с другой — сознательный традиционалист. Он писал стихи в классической китайской манере, хорошо знал китайские исторические тексты, занимался каллиграфией. Конечно, он был знаком с эротологическими трактатами. И то, что известно о жизни Мао, например, из мемуаров его врача, свидетельствует о том, что теорию он не отрывал от практики. Даже в тяжелых полевых условиях он всегда был окружен девушками. Это, кстати, очень показательно: для европейцев война, походы — это такие трудности, во время которых не до женщин, потому что физически сил на них не хватает. А для китайца, наоборот, в таких условиях женщины особенно нужны — чтобы подпитываться от них энергией. В конце жизни товарищ Мао буквально обкладывался девушками: они делали ему массаж, способствовали возбуждению витальной энергии.

Это что касается самого Великого кормчего. А общество под его руководством насколько было сексуально раскрепощено?

Народные массы в принципе склонны действовать не по науке, а по инстинкту. В России, кстати, после революции, вплоть до конца 1920-х, сексуальные нравы были очень свободные. Но потом наступила эпоха страшного пуризма. Власти решили, что народ должен тратить силы на построение коммунизма, а не растрачивать их в спальнях. То же самое произошло и в КНР при Мао. Для народа гайки закрутили, а себя власти ни в чем не ограничивали и действовали как знатоки и ценители сексуальных практик.

- Сегодня, когда в китайском обществе идут реформы и оно становится более открытым, тема секса табуирована?

Безусловно, сейчас ситуация меняется. Сексуальная тема называется «желтой». Например, борьбу с порнографией называют «выметанием желтого». Но не очень понятно: сексуальная раскрепощенность сегодня — это следствие возвращения китайцев к своей традиционной культуре или же результат глобализации и привнесения западных ценностей? Возможно, имеет место и то, и другое.

Надо сказать, что поскольку для многих китайцев запреты и ограничения ассоциируются с суровым коммунистическим прошлым, то движение к свободе, как на Западе, ассоциируется с сексуальной раскрепощенностью.

Что касается эротологии, то запреты снимались буквально на моих глазах. Еще в начале 1990-х соответствующие трактаты в КНР просто не издавались. Потом их начали печатать с купюрами, а несколько лет назад все запреты были окончательно сняты. Сейчас в Китае даже есть музеи, посвященные традиционной эротике.

Задержание проституток, работавших в парикмахерской Шэньчжэня.

- С порнографией в Китае борются, а с традиционной эротикой нет?

Традиционная китайская эротическая живопись содержательно похожа на порнографию. Но человеческие тела изображаются настолько нереалистично, что как порнография такие картины не воспринимаются.

Учитывая гендерный дисбаланс, нехватку женщин, как китайские мужчины реализуют сексуальные желания? Есть в Китае проституция?

Есть. В основном она сосредоточена в массажных салонах и парикмахерских. Именно там оказывают сексуальные услуги.

- А что здесь специфически китайского? Проститутки работают в массажных салонах по всему миру…

Это потому что потребности у людей везде одинаковые. «Общечеловеческие ценности», так сказать. Удобно же разные связанные с телом процедуры объединять в одном месте. В русской культуре таким местом традиционно была баня. Но китайская специфика заключается в том, что массаж в культуре играет иную роль. Это не экзотическое удовольствие. Простые люди в Китае по пути с работы заходят в салоны ради оздоровительного массажа, чтобы снять усталость. То есть в китайской культуре массаж — это средство восстановить силы. Как и секс, о чем мы уже поговорили.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

С Китаем у меня случилась любовь с первого взгляда. После двух лет страстного романа, когда в объекте обожания видишь исключительно положительные качества, наши отношения стали больше похожи на брак. Мы притерлись друг к другу, смирились с недостатками и очень комфортно существуем вместе. Расскажу вам о некоторых особенностях моей любимой страны.

  • Понятие «свое» для китайцев является определяющим по отношению к человеку. Если ты земляк, друг друга, друг и уж тем более родственник - неважно какой дальности, - ты можешь ожидать особого отношения. Если ты «свой», то тебе доверяют, тебе дают лучшую цену, тебе всегда помогут, но, конечно, от тебя взамен ожидают того же. Китай - это общество, основанное на оказании взаимных одолжений. Здесь это работает лучше, чем деньги.
  • В разговоре с китайцами очень важен контекст. «Да» тут звучит редко, а «нет» - еще реже. Если вам говорят «может быть», то в зависимости от ситуации это может значить «да», то есть «я очень постараюсь, но лишь небеса ведают, получится ли». «Нет» - «я точно не могу, просто не хочу обижать вас отказом» или «может быть», «я хотел бы это сделать, но не уверен, получится ли». Подобная множественность смыслов приводит западных европейцев в состояние постоянного стресса, но людям, выросшим в России, которая, как ни крути, а все-таки Азия, через некоторое время становится проще. Ну, во всяком случае, мне лично. (Хотя накладки все равно случаются).
  • По моим наблюдениям, все китайцы обладают редкой способностью спать когда угодно и где угодно, совершенно не обращая внимания на шум или свет вокруг. Такое ощущение, что у них есть кнопка «выкл». Кстати, дневной послеобеденный сон практикуют практически все, за исключением жителей больших городов. Например, в маленьком городе, где я жила, с 12:00 до 14:00 закрываются почти все магазины, и уж точно все государственные заведения, где обеденный перерыв длится с 11:30 до 14:30: час на поесть и два часа на поспать.

© Валерия Савина

  • Такого понятия, как «китайская кухня», в Китае нет. Есть очень специфические региональные традиции. В зависимости от того, в каком месте Китая вы находитесь, будут использоваться разные продукты, разные специи и разные способы приготовления. Провинция Сычуань славится своими острыми блюдами, север - пельменями, город Ухань - лапшой с арахисовым соусом и острыми утиными шейками и т. д. Кулинарный туризм - один из самых распространенных среди китайцев видов досуга. Региональная кухня является такой же достопримечательностью, как и горы, храмы и музеи. На мой вопрос, что мы будем делать в Ченду - городе, известном своим огромным заповедником и центром разведения панд, - мои китайские друзья посмотрели на меня с изумлением и сказали: «Как что? Есть!»
  • Самое распространенное лекарственное средство традиционной китайской медицины - горячая вода. Неважно, простудились ли вы, болит ли у вас живот или голова, - вам обязательно посоветуют пить побольше горячей воды. Горячую воду тут пьют все независимо от того, больны они или здоровы. Большие титаны с кипятком можно найти во всех общественных местах - от аэропортов и ж.-д. вокзалов до парков. Поэтому и общественные бесплатные туалеты здесь на каждом шагу, в том числе и в метро.
  • В китайских поездах белье не меняется с каждым новым пассажиром. Если, скажем, вы сели на промежуточной, а не на конечной станции, то лучшее, на что вы можете рассчитывать, - на немного прибранную проводником постель. Но совершенно неизвестно, какое количество народа на этой самой постели до вас спало.
  • В китайских ресторанах посуду часто сервируют упакованной в полиэтиленовую пленку - выглядит это все очень гигиенично. Но китайские друзья перед тем, как начать есть, всегда ополаскивают эту «чистую посуду» кипяченой водой (которую вам сразу же подают).
  • Памперсы для младенцев - признак очень большого города. Во всех других местах китайские малыши носят штанишки с разрезом на попе (при любой погоде) и в случае необходимости отправляют свои естественные потребности в сторонке на тротуаре, естественно, под чутким присмотром родителей.
  • Описывая внешность, китайцы разбирают лицо на составные части. Они говорят: «Ты красивая, потому что у тебя большие глаза/ высокий нос (высокая переносица)/ маленький рот/ белая кожа». Старинная китайская пословица гласит: «Белая кожа стирает три уродства». Местные барышни (а часто и молодые люди) прилагают немыслимые усилия, чтоб отбелить свою кожу, и всячески избегают воздействия солнца. Для этого они носят зонтики в солнечный день, надевают кепки с маской из темного стекла на манер сварщика и постоянно пользуются отбеливающими кремами. Мысль о том, что где-то есть люди, специально тратящие время и деньги на то, чтобы кожа стала темнее, кажется китайцам абсурдной. Как вы понимаете, соляриев в Китае нет.
  • Отношения всегда заводятся с мыслью о браке. Для подавляющего большинства китайцев семья и дети - главная цель в жизни. Китайские мужчины невероятно заботливы и очень любят детей. Толпа двадцатилетних ребят, тискающих малышей, - зрелище тут совершенно обычное. Как говорит моя китайская подруга, от китайского бойфренда ожидается, что он уберет комнату, приготовит еду и почистит вам виноградинки от кожуры. И это не шутка.
  • В традиционном Китае не принято публично показывать свои чувства и касаться друг друга. Парочки, держащиеся за руки, в больших городах - скорее влияние Запада. Публичные объятия и тем более поцелуи считаются неприличными. Более того, если мужчина прикасается к женщине, то все будут считать, что они в отношениях. Китайские друзья (даже одного пола) не обнимают друг друга: китайцы вообще не любят, когда их трогают, давка в метро не считается. Слова «я тебя люблю» - очень большая редкость даже между мужем и женой и между родителями и детьми. Чувства выражаются в заботе и в усиленном кормлении объекта чувств.
  • Юбка и шорты у китайских женщин могут быть сколь угодно коротки, в этом нет ничего предосудительного, в то время как грудь и плечи всегда закрыты. Декольте тут не носят, но во время жары китайские мужчины заворачивают футболки на манер коротких топов, открывая животы. Такова народная примета: «Если китайские мужчины оголили животы - лето пришло».
  • Учить китайский по разговорнику - самое бесполезное занятие, которое можно придумать. Не говоря уже о том, что звуки китайского очень отличаются от русского, главная проблема в том, что китайский - язык тоновый. Это значит, что одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может значить совершенно разные вещи. Пытаться объяснить, чего вы хотите, используя подобные книги, примерно то же, как пытаться спеть незнакомую песню, слова которой у вас перед глазами. Звуки, может быть, и будут похожи, но мелодии-то вы не знаете, а без мелодии, что вы там поете, понять невозможно. С тем же успехом можно говорить по-русски. В больших городах есть неплохой шанс встретить тех, кто немного знает английский, но шаг влево, шаг вправо - и вас никто не понимает. Лучше сразу смиритесь. Речь будет бесполезна. Хорошая новость: вас очень хотят понять, поэтому будут изо всех сил стараться.
  • Русских в Китае любят. Россия - друг и сосед. Все, что китайцы знают о России, они объясняют одной фразой: «Потому что у вас там очень холодно» . В России много пьют. Это потому, что очень холодно. После того как девушки выходят замуж, они всегда набирают вес (есть такой стереотип о русских в Китае). Потому что очень холодно. Но зато русские девушки очень красивые. Большие глаза, высокий нос и белая кожа.
  • Все свои проблемы китайцы объясняют количеством народа. Экология плохая? Потому что народа очень много. Не соблюдаются правила дорожного движения? Потому что народа много. И так до бесконечности.

Когда японская актриса и бывшая порнозвезда Сора Аои объявила о том, что собирается выходить замуж, эта новость вызвала бурную реакцию в китайских соцсетях. Дело в том, что актриса сыграла важную роль в жизни молодого поколения китайцев.

В новогоднюю ночь Сора Аои выложила в своем аккаунте в Weibo, китайском аналоге Twitter, фотографию с обручальным кольцом и сообщила радостную новость о помолвке своим поклонникам по всему миру. В течение 48 часов запись получила более 170 000 комментариев и 830 000 лайков.

«Мы выросли на ваших фильмах и будем поддерживать вас всегда», - написал один из поклонников.

«Ты всегда будешь моей богиней. Желаю тебе счастья», - написал другой пользователь Weibo.

Аои начала карьеру в порноиндустрии в начале 2000-х и снялась более чем в 90 фильмах для взрослых. Хотя порнография и считается незаконной в Китае, это не помешало китайским мужчинам сходить с ума по Аои.

«Для многих мужчин, которые не смогли получить должное половое воспитание в подростковом возрасте, Сора Аои стала учителем», - рассказал 27-летний Лю Цян (имя изменено).

Популярность Аои в Китае резко возросла, когда китайский интернет начал развиваться быстрыми темпами. Появлялись новые веб-порталы, интернет-сообщества, стриминговые платформы. Это способствовало распространению всех видов информации, включая незаконные порнографические материалы.

В старших классах Лю Цян смотрел фильмы с Аои в формате MP4 и записывал их на носители, чтобы меняться с друзьями. С развитием технологий они стали смотреть ролики в интернете, потому что так проще.

«Сора Аои вовремя появилась в Китае. Когда она стала популярна у нас, Китай открывался остальному миру с разных сторон, в том числе и в области сексуальности», - рассказал профессор Вай-мин Нгэ с факультета японистики Китайского университета Гонконга.

Порнография - основной источник информации о сексе для молодых китайцев. В школе половое воспитание ограничено, а родители в разговорах с детьми обходят эту тему.

В 2009 году Пекинский университет провел исследование, в котором участвовали 22 тысячи молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Каждому участнику задали по три вопроса о здоровье репродуктивной системы, и только 4,4 процента опрошенных смогли ответить правильно. Исследователи также выяснили, что большинство молодых людей узнают о сексе самостоятельно.

Линь Иньхе, первая женщина-сексолог в Китае, предостерегает от использования порнографии в качестве инструмента сексуального воспитания. По ее мнению, порно изображает секс в гипертрофированном виде, и многих молодых людей это может ввести в заблуждение, поскольку они будут сравнивать себя с порноактерами.

Так каким образом Аои смогла выделиться в эпоху свободного распространения порнографии? Секс остается запретной темой во многих азиатских странах, но Аои утверждает, что никогда не корила себя из-за карьеры в порноиндустрии. Она всегда говорила, что ей нравится работа, потому что она дает возможность путешествовать и встречаться с поклонниками по всему миру. Даже когда Аои оскорбляют в комментариях, она отвечает вежливо и с теплотой. Ее открытость и откровенность помогли ей заслужить уважение и признание поклонников.

Аои завела аккаунт в «Твиттере» 11 апреля 2010 года. Когда новость об этом дошла до Китая, где «Твиттер» запрещен, пользователи сети начали массово скачивать VPN-клиенты, чтобы обойти «Великий китайский файрвол». Эта ночь позже была названа «ночью Соры Аои». Семь месяцев спустя Аои завела учетную запись в Weibo. Сейчас на нее подписаны 18 миллионов человек - больше, чем на Тейлор Свифт и Дэвида Бекхэма.

Сора Аои ушла из порноиндустрии в 2011 году и начала карьеру певицы и актрисы. Она выпустила несколько синглов и сыграла в нескольких фильмах и сериалах. Китай остается для нее прибыльным рынком. Похоже, что она приложила много усилий, чтобы поближе познакомиться с китайской культурой. Каждый пост актрисы в Weibo написан на китайском языке. Помимо языка, она изучает еще и китайскую каллиграфию. В 2013 году одна из ее работ была продана за 92 тысячи долларов.

Парадоксально, что при существующих между Китаем и Японией разногласиях Аои так популярна среди китайских мужчин. В Китае до сих пор помнят о жестокости Японии во время Второй мировой войны. Кроме того, между этими странами существует территориальный спор о статусе островов, известных в Китае как Дяоюйдао, а в Японии - как острова Сенкаку.

«Когда-то в интернете была популярна шутка: «Острова Дяоюйдао принадлежат Китаю, а Сора Аои - миру». Таким образом Аои помогала снижать международное напряжение», - говорит китайский писатель Хуан Вэнвей.

Профессор Нгэ утверждает, что феномен Соры Аои в Китае - символ того, как в эпоху глобализации люди выстраивают свою идентичность не только на основе своей национальной принадлежности, но и на основе медиаконтента, который они потребляют.

«Люди, которые любят Сору Аои, независимо от того, из какой они страны, чувствуют, что принадлежат к одному сообществу», - утверждает профессор Нгэ.

Возможно, Аои служит молодым людям по всей Азии напоминанием о том, что, несмотря на национальность и разные политические взгляды, у них больше общего, чем они думают.


Китай, как страна с древнейшей самобытной цивилизацией, создал свое особое отношение к сексу и эротике тела. Наши представления об эротике в древнем и средневековом Китае получены из старинных манускриптов и рисунков, их сопровождающих. Они отражают жизнь лишь малой части китайцев. Трактаты о философии секса и эротическая поэзия писались для императорского двора и чиновников. Пособия по сексу и эротические романы, популярные среди горожан, требовали умения читать, что означало принадлежность к зажиточным слоям общества. Подавляющее большинство населения, неграмотные крестьяне, жили простой патриархальной жизнью, требующей упорного труда и не оставлявшей места для сексуальных изысков.

Эротическое восприятие китайцев имело мало общего с европейским. В отличие от эстетики Античности и Ренессанса, в Китае никогда не было увлечения красотой тела. В китайской живописи крайне мало изображений обнаженного тела за исключением "весенних рисунков" в пособиях по сексу и эротических романах, но там тела лишь инструменты, иллюстрирующие позы совокупления. Голые женщины и мужчины на этих рисунках беспомощны и нежизненны. Китайский писатель и ученый, Линь Юйтан, в книге "Моя страна и мой народ" (1936) писал:

"Китайцы не умеют ценить женское тело как таковое. Мы очень мало видим его в произведениях искусства. Китайцам катастрофически не удается изображение человеческого тела, и даже под кистью такого художника, как Цю Шичжоу (эпоха Мин), известного своими картинами с изображением сцен из жизни женщин, верхняя часть обнаженного женского тела оказывается весьма похожей на картофелину. Из числа китайцев, незнакомых с западным искусством, мало кто способен разглядеть красоту женской шеи или спины".

Для китайцев в женской красоте больше всего значили роскошные черные волосы, изогнутые черные брови, светлая кожа, большие глаза и маленький рот, изящные руки с тонкими пальцами. На протяжении столетий ценили стройную фигуру с тонкой талией. Речь всегда идет о красоте одетых женщин. Восхищались гармонией прямых линий, и грудь стягивали, чтобы была плоской. Ягодицы и интимные части женского тела оценивали не эстетически, а функционально - насколько они свидетельствуют о сексуальных достоинствах женщины. Ниже приводится отрывок из книги Е. Духея "Сексуальные обычаи" (1914), обобщившей старые пособия по сексу. Часть гинекологических деталей опущена, но и из приведенного можно понять, насколько мало эстетики в китайском восприятии женского тела:
"Вначале о ягодицах. Если они высокие и широкие, то это удобная подушка для любовного сражения. Такая женщина требовательна, ее будет трудно удовлетворить. Если же женщина обладает ягодицами плоскими, как безжизненная равнина, то она создана не для любви, а для неустанной работы на кухне или по дому. Та, у которой ягодицы узкие, редко испытывает оргазм, если же они у нее свисают над бедрами, такая женщина будет ленивой и бездеятельной.

О нефритовых вратах следует сказать вот что. Самый предпочтительный цвет их - медово-розовый... Интенсивно красный цвет говорит об избытке дикой животной сущности, слишком бледный - о ее недостатке. Внешние губы должны быть крепкими, но легко раздвигаться при прикосновении, раскрытые они должны походить на цветок в лучах утреннего солнца. Нефритовые врата должны располагаться как раз посередине между лобком и задним отверстием, в противном случае они не будут совпадать с направлением божественного стебля. ... Важное значение имеет нефритовая ступень (клитор) павильона . Она должна быть круглой как жемчужина, не выступать далеко, но быть легко доступной для пальца или языка. ... Лобковые волосы говорят вот о чем:

черные, словно перья лоснящейся птицы - сильная и упрямая женщина
коричневые с золотистыми блестками - спокойная и великодушная женщина
волосы тонкие, шелковистые и короткие - тихая и уступчивая женщина
густая растительность, торчащая вниз - женщина с темпераментом водопада
клочковатые и сухие, словно растительность на вершине холма - женщина, которой недостает теплоты и чувственности".

В ногах все внимание обращали на ступню. Маленькая ступня и изящная походка ценилась всегда, но в конце I тысячелетия н.э. в моду стало входить уменьшение ступни девочек, путем бинтования. Согласно легенде, начало моде положил танец любимой наложницы императора в огромном золотом лотосе. Чтобы танцевать на его лепестках, девушка забинтовала ступни и, подобно современным балеринам, танцевала на носках. Мода на измененную ступню достигла расцвета в период династии Юань (XIII - XIV вв.) и продержалась до начала ХХ века.

Непонимание китайцами красоты тела распространяется и на мужчин. Ведь тысячелетиями в Китае господствующим классом были не феодалы, постоянно упражнявшие тело для войны и охоты, а чиновники, книжники и рисовальщики иероглифов, навязавшие всем почтение к сутулой спине ученого. На китайских средневековых рисунках у злодеев мощные фигуры, а красивые влюбленные юноши все как один худосочны. Люди действия, воины, не пользовались уважением. Бытовала поговорка: "Из хорошего железа не делают гвозди, из хороших людей не делают солдат". Стали сказкой времена последнего правителя династии Инь Чжоу-синя (1154-1122 гг. до н.э.) - человека бычьего сложения, но обладающего тигриной гибкостью и силой.

"Чжоу-синь держал себя в форме благодаря интенсивной программе боевых и физических упражнений, в их число входили единоборство с дикими животными на специально построенной арене, а также фехтование с пятью или шестью воинами одновременно. Он также усовершенствовал некоторые приемы китайской и восточной техники боя и борьбы, мог разбивать кулаками валуны и ломать большие деревья.

Его проявления мужественности не сводились, однако, к физическим упражнениям. .... Он собирал двор для показа своих сексуальных подвигов на той же арене, где он сражался со зверями, и одним из его достижений было обойти вокруг арены с обнаженной женщиной, поддерживаемой лишь его возбужденным членом. В одной руке он держал при этом жаренную ногу оленя, в другой -- двухлитровый бронзовый сосуд с вином. В то время как он ел и пил, наложница по его требованию, обвив ногами ею талию, приподнималась и опускалась, делая его удовлетворение полным".

Главным объектом эстетического и эротического интереса китайцев были мужские и женские половые органы. Китайцы издревле давали им пышные названия. Половой член именовали нефритовый пик, нефритовый стебель, мужское острие, боевая палица, черепашья головка. Яички называли тайный мешочек. Названия входа во влагалище были особенно поэтичны - нефритовые врата, коралловые врата, золотистая лощина, цветочный рай, волшебное поле. Клитор именовался жемчужина на яшмовой ступени . Каждая часть влагалища имела свои названия. Их перечисляет Желтому императору, Хуан-ди, мифическому основателю Китая, Чистая дева, Су-нюй, одна из советниц императора в древних даосских трактатах:
Су-нюй: ... Ваше величество также должно знать, что глубины влагалища имеют 8 имен и называются восьмью долинами:

1. Струна лютни , глубина которой 2,5 см.
2. 3убцы водяного каштана , глубина 5 см.
3. Маленький ручей , глубина 7,5 см.
4. Черная жемчужина , глубина 10.
5. Собственный желоб, глубина 12,5.
6. Глубокий свод , глубина 15.
7. Внутренняя дверь , глубина 17,5.
8. Северный предел , глубина 20 см.

При всей поэтичности названий, подобные сведения вряд ли вдохновят влюбленных в красоту поэтов и художников Возрождения. Утилитарны и "весенние рисунки", альбомы со сценами любовных игр. Первые главы романа XVII века " Подстилка из плоти" повествуют о брачной жизни сластолюбца Вэйяна и девушки Юйсян, имевшей всего один недостаток - излишнюю стыдливость. Из-за нее Юйсян соглашалась на близость только в темноте и отвергала разнообразие поз. К огорчению мужа, она ни разу не достигла оргазма. Тогда Вэйян приобрел роскошный альбом "весенних рисунков" с описаниями поз любви. Поначалу, Юйсян отказывалась даже взглянуть на рисунки. Но, в конце концов, она согласилась изучать их под руководством мужа и превратилась в чувственную женщину.

При всем том, отношение к сексу у китайцев, особенно, у древних китайцев, было далеко от чистой чувственности и включало и религиозный аспект, и восхищение красотой полового акта, и саму радость наслаждения. Весенние рисунки были одним из подспорий, чтобы испытать эти чувства. Атмосферу праздничного отношения к сексу передает стихотворение поэта Чжан Хэна, жившего почти 2000 лет назад (78-139 н.э.):
"Готово все - циновка, изголовье
И на одежде запах благовоний,
Мерцает тускло золото засовов
Под пламенем светильника резного.

Лицо напудрено, развязан тонкий пояс,
Картинки с парами, что заняты любовью
К тебе, богиня мудрая, взываю
Со мной своим искусством поделись!

Супругу равного мужчины нет на свете,
Все таинства любви он ведает секреты,
Я эту ночь и радость этой ночи,
До самой смерти не могу забыть!"

Отношение к сексу в Китае сложилось под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма. Однако до начала 2-го тысячелетия н.э. основную роль играл даосизм, впитавший верования предков китайцев. Из ранних идей, в даосизм вошли понятия о мужском и женском началах - ян и инь. Они противоположны. Ян и инь - небо и земля, солнце и луна, мужское и женское, светлое и темное, твердое и мягкое. Все в природе определяется их взаимодействием. Небо оплодотворяет Землю и дает начало всему живому. Китайцы воспринимали Землю как матку женщины; облака были секретом влагалища, и сквозь них на Землю проливался дождь - сперма Вечного Неба . Поэтому половое сношение называли "туча и дождик" или "туман и дождь".
Секс мужчины и женщины подобен союзу Неба и Земли . Он необходим для достижения гармонии, счастья и долголетия. Но мужчина и женщина не только олицетворение ян и инь. Каждый из них, как все сущее, содержит оба начала, хотя ян важнее для мужчины, а инь для женщины. Количество ян и инь меняется в течение жизни. Секрет долголетия состоит в сохранении правильного баланса. Лучшим его регулятором является секс. Необходим обмен ян и инь . Ян укрепляет инь, а инь - ян. Даосские мудрецы предлагают частые, но незаконченные половые акты, чтобы мужчина, возбуждаясь, производил семя и оставлял его в себе. Растущий мужской ян нуждается в подпитке инь . Для этого мужчине следует довести женщину до оргазма и получить с влагалищными соками полную меру инь . Сам же мужчина тратил семя только для продления рода.

Существовали разные способы сохранения семени. Самый старый и простой - "способ запирания". В сохранившихся пособиях по сексу " Искусства брачных покоев", ссылаются на мнение учителя Дао Ву-сыня (династия Хань, 206 г. н. э.):
"Способ запирания похож на попытку остановить рукой Желтую реку. ... Внимательно изучайте его около месяца и тогда драгоценное сокровище мужчины (семя, цзин ) будет в полной безопасности. Преимущество способа в легкости выполнения. Например, если мужчина выполняет стадию трех мелких и одного глубокого толчков, он может закрыть глаза, рот и дышать глубоко, спокойно через нос, не задыхаясь. Когда же он почувствует, что вскоре может потерять контроль, то ему следует быстро приподняв таз, вытащить нефритовый пик до глубины 3 см или меньше, и остаться так, не дыша. Затем он может глубоко вздохнуть и втянуть низ живота, как бы сдерживаясь от мочеиспускания. Размышляя о важности сохранения цзин и о том, что его нельзя терять беспорядочно, он при глубоком дыхании вскоре успокоится. Затем он может снова пробовать толчки".

Особое внимание Ву Сынь уделяет обучению "способу запирания" неопытных юношей:

1. Начинающему следует не слишком возбуждаться или не быть чрезмерно страстным.
2. Новичок должен начинать с женщины, которая не слишком привлекательна и чьи нефритовые врата не слишком тесны. С такой женщиной ему легче научиться управлять собой. Если она не слишком привлекательна, он не потеряет голову, а если ее нефритовые врата не слишком тесны, он не возбудится чрезмерно.
3. Начинающий должен научиться входить мягко и выходить с силой.
4. Он должен сначала испробовать последовательность трех мелких и одного глубокого толчка и производить 81 толчок за один заход.
5. Если он почувствует, что слегка возбудился, он должен немедленно прервать движения и вытащить нефритовый стебель до того уровня, когда внутри нефритовых врат его останется около 3 см или того меньше. Он должен подождать до успокоения и затем возобновить толчки - три мелких и один глубокий.
6. Затем он должен попробовать пять мелких и один глубокий.
7. Наконец, он должен попробовать толчки - девять мелких и один глубокий.

Даосские учителя высоко оценивали возможности "способом запирания" улучшить здоровье и сексуальную силу мужчин. Ву Сынь пишет:

"Практикуя этот способ, мужчина... сохранит энергию и будет чувствовать себя замечательно собранным. И он не должен вынимать свой стебель , пока не сделает по крайней мере 5 тысяч толчков. Сочетая подход запирания с глубоким дыханием, он сможет продолжать почти неопределенное время. Тогда для него не будет слишком трудным удовлетворить 10 женщин за ночь".

Другой способ сохранения семени назывался "хуан цзин пу нао", что означает "заставить семя вернуться питать мозг". Для этого следовало в момент семяизвержения двумя пальцами левой руки нажать на точку между мошонкой и задним проходом на 3 - 4 сек., одновременно сделав глубокий вдох. Давление на уретру заставляет семенную жидкость изменить путь и направляет ее в мочевой пузырь; впоследствии она вместе с мочой выводится из организма. Даосские мудрецы не знали современной физиологии и верили, что семя по спинному мозгу поступает в головной мозг и питает его. Западные медики полагают, что истечение семени в мочевой пузырь не может благотворно влиять на здоровье мужчины.

Техника запирания позволяла знатному китайцу справляться с нелегкой обязанностью обслуживать гарем из жен разных рангов и многочисленных наложниц. Ведь ему приходилось следовать графику посещений каждой жены и наложницы. Это имело магический смысл. Даосские мудрецы считали, что Вселенная периодически расширяется и сжимается. Во время ее пульсации люди получают жизненную энергию, ци, и магическую силу тё . Последняя передается в зависимости от знатности (как мана у полинезийцев). Знатные при рождении получали много тё от добродетельных предков. Чтобы сохранить тё , нужно приносить жертвы предкам и правильно заниматься сексом. Особенно много тё имели император и его дети, и им следовало особенно тщательно выполнять даосские предписания.

Китайский правитель (не обязательно император) должен иметь одну первую жену, 3 жены первого ранга, 9 жен второго ранга, 27 - третьего ранга и 81 наложницу. Нечетные числа соответствуют благоприятным для мужчин и мужской потенции силам природы (женщинам благоприятны четные числа). Так три означает сильную мужскую потенцию, три раза по три, или девять, - сверхсильную потенцию, и так далее. Придворные женщины, ню-ши, отвечали за соблюдение графика посещений женщин Правителем в соответствии с днями лунного календаря и рангом женщин. Жен низших рангов он посещал чаще, чем жен высоких рангов, и обычно до встречи с ними. Первая жена имела секс с супругом только раз в месяц, причем его семя, цзин, не должно быть истощено женщинами низших рангов. С наложницами Правитель общался, запирая цзин , чтобы сохранить драгоценный дар для жен.

Даосские пособия подразумевают обязательный оргазм женщины, чтобы мужчина вместе с влагалищными соками мог получить инь , нужный для его ян . На это направлена вся техника секса. Для разогрева рекомендовали поцелуи, ласки руками и ртом. Представления, что китайцы не знали поцелуев, совершенно неверно, просто они не целовались на людях. Соитие рекомендовалось начинать, когда женщина возбуждена. Но предварительные ласки играли скромную роль на пути женщины к оргазму. Гораздо больше значил сам половой акт. В нем использовали смену типа толчков нефритового пика, разнообразие поз и, самое важное, задержку семяизвержения, дающая запас времени, чтобы довести женщину до оргазма.

Врач VII века Ли Дун Сянь, известный как Благороднейший Дун Сянь-цзы, посвятил технике толчков (фрикций) "нефритового стержня" 7 из 16 глав своей книги. Он описывает 9 типов толчков:
1. Направлять вправо и влево, будто храбрый воин пытается прорвать ряды врагов.
2. Двигать вверх и вниз, будто дикая лошадь брыкается в реке.
3. Вытаскивать и приближать, как стайка чаек играет на волнах.
4. Быстро чередовать глубокие толчки и мелкие, дразнящие удары, как воробей клюет остатки риса в ступе.
5. Монотонно наносить глубокие и мелкие удары, как большой камень опускается в море.
6. Приближать медленно, как змея, вползающая в нору для зимовки.
7. Толкать быстро, как испуганная крыса бросается в нору.
8. Балансировать, затем ударять, как орел хватает неуловимого зайца.
9. Поднимать, затем погружать, подобно тому, как большая парусная лодка храбро встречает бурю.
"Благороднейший Дун" описал различные типы толчков: глубокие, мелкие, прямые, косые, быстрые, медленные. Каждое описание выглядит как метафора. Медленный толчок походит на "движение карпа, играющего с крючком"; быстрый - на "полет стаи птиц, летящей против ветра". Особое значение учителя Дао придавали чередованию толчков разной глубины. Все даосы сходились, что девять мелких толчков и один глубокий - наилучшая комбинация, берущая начало в глубокой древности. Ведь еще Чистая дева Су-нюй рассказывала о них Желтому Императору :
"Император Хуан-ди: - И каков способ девяти мелких и одного глубокого?
Су-нюй: - Это значит просто толкать 9 раз мелко и 1 глубоко. Каждый удар должен соответствовать вашему движению. Глубина между струной лютни и черной жемчужиной (от 2,5 до 10 см) называется мелкой; между маленьким ручьем и собственным желобом (от 7,5 до 12,5 см) глубокой. Если толкать слишком мелко, пара может не получить полного удовольствия; если слишком глубоко, они могут пораниться".
Важно и общее число толчков. В даосской литературе часто говорит о тысяче толчков, необходимых для удовлетворения женщины. Это может показаться чрезмерным, но на самом деле, это получасовой половой акт (1800 сек.), и даже в медленном ритме. Для мужчины, умеющего запирать цзин, полчаса секса - вполне посильная задача. Немалое значение уделялось и позам любви. В пособиях по "Искусству брачных покоев" описано 4 основных и 26 вариантов поз сближения мужчины с женщиной. Главными позами являются: 1. Тесный союз (мужчина сверху), 2. Рог единорога (женщина сверху), 3. Плотная привязанность (мужчина и женщина лежат на боку, лицом к лицу), 4. Луна-рыба (мужчина входит сзади).

Варианты поз носят названия движений животных:
1. Шелкопряды крепко связываются - женщина обнимает шею мужчины и сплетает ноги на его спине.
2. Драконы свиваются в петлю - мужчина сверху, левой рукой загибает ноги женщины к ее груди; правой вводит нефритовый стебель в нефритовые ворота .
3. Рыбы соединяют глаза - мужчина лежит на боку лицом к лицу с женщиной, подняв рукой ее ногу.
4. Любящие ласточки - мужчин лежит на женщине, обнимая ее шею, а она его талию.

5. Соединенные пегие зимородки - женщина лежит, расслабив ноги; мужчина сидит на коленях, поджав ногу, как северные варвары ху , и держит ее за талию.
6. Сплелись мандариновые утки - женщина лежит на боку, согнув ноги так, чтобы мужчина мог войти со спины.

7. Кувыркающиеся в воздухе бабочки - вариант позы женщина сверху.
8. Перевернувшись летящие кряквы - мужчина лежит, а женщина сидит лицом к его ногам.
9. Склонившая крону сосна - мужчина сверху; женщина скрестив ноги, оплетает ими мужчину; руками они держат друг друга за талию.
10. Прильнувший к жертвеннику бамбук - мужчина и женщина стоят лицом к лицу, обнимаясь и целуясь.
11. Танец двух самок фениксов - участвуют мужчина и две женщины; одна лежит на спине, подняв вверх ноги, другая лежит на ней так, чтобы ее инь была над инь первой женщины; мужчина сидит вытянув и раздвинув ноги и нефритовым стержнем боевито нападает на верхнюю и нижнюю инь.
12. Феникс несет птенца - поза особенно подходит для крупной женщины и маленького мужчины.
13. Парение морских чаек - мужчина стоит у края ложа и, придерживая ноги женщины, входит в нее.

14. Скачущие дикие лошади - мужчина сверху; ноги женщины у него на плечах.
15. Галопирующий конь - женщина лежит; мужчина на корточках, левой рукой обнимая ее шею, а правой поднимает ей ноги.
16. Лошадь бьет копытом - женщина лежит, мужчина кладет одну из ее ног на свое плечо, другая нога покачивается.
17. Прыжок белого тигра - женщина стоит на коленях, лицо ее на постели; мужчина стоит позади на коленях и руками держит ее за талию.

18. Темная цикада цепляется за ветку - женщина лежит на животе, вытянув ноги; мужчина держит ее плечи и входит сзади.
19. Коза перед деревом - мужчина сидит, вытянув и раздвинув ноги, женщина сидит, повернувшись спиной, он держит ее за талию.
20. Желтая цапля у площадки - мужчина сидит на коленях, поджав ногу, как северные варвары ху , и входит в женщину, сидящую лицом к нему, а другая - сзади, тянет первую за полы одежды, ускоряя ее движения.
21. Феникс порхает в красной пещере - мужчина сверху, женщина лежит навзничь и руками держит свои ноги, поднятые вверх.
22. Громадная птица царит над темным морем - мужчина держит ноги женщины на своих предплечьях, обнимая руками талию.

23 Кричащая обезьяна обхватывает дерево - мужчина сидит, вытянув ноги; женщина сидит на его коленах, обеими руками обнимая мужчину; он поддерживает одной рукой ей ягодицы, другой спину.
24. Кот и мышь делят норку - мужчина лежит на спине, расслабив ноги, женщина лежит на нем; его нефритовый столб глубоко проникает в нее.
25. Осел в последнем прыжке - женщина стоит на четвереньках, выгнувшись вверх; мужчина, держа за талию, входит сзади
26. Собака ранней осенью - мужчина и женщина на четвереньках находятся друг к другу ягодицами; мужчина вводит нефритовый столб в нефритовые ворота.

Из перечисленных позиций, "Собака ранней осенью" представляется физически невозможной, а "очень развлекательные", как считает Благороднейший Дун, "Танец двух самок фениксов" и "Желтая цапля у площадки" требовали участие мужчины и двух женщин, что не было проблемой в старом Китае с его гаремами и проституцией. В конце соития обязательно должен наступить женский оргазм.

В Китае «замысловатые мелодии многочисленных рыгов, пуков и харканий становятся привычной и неотъемлемой частью звуковой картины мира. А иначе нельзя - потоки энергии ци должны беспрепятственно протекать через организм». Филолог-востоковед Вера Ермилина - о положительных и отрицательных сторонах китайского менталитета.

«Тёмная сторона» китайцев

Поскольку многие мои знакомые, зная, что я нахожусь в Китае, часто начинают диалог вопросом «Ну что, как там китайцы?», я решила посвятить первый серьезный пост в этом блоге своему восприятию жителей страны, которая в данный момент служит мне пристанищем, а в далекой перспективе - кто знает? - может стать для меня новым домом.

Сразу оговорюсь, что всегда с осторожностью отношусь к стереотипам и обобщениям в отношении каких-либо групп людей, тем более, таких крупных, как этнос. Однако, прожив какое-то время в стране, начинаешь волей-неволей отмечать для себя определенные закономерности, свойства, присущие подавляющему большинству представителей данной национальности. И, что касается китайцев, в определенный момент я пришла к неутешительному выводу: они мне не нравятся. Причин этому несколько, попробую их перечислить:

1. Бытовая культура

Так повелось, что для рядового китайца выражение «что естественно, то не безобразно» - жизненное кредо. Когда идешь по улице в Китае, с привычным городским шумом гармонично сплетается все богатое разнообразие звуков, издаваемых человеческим организмом - замысловатые мелодии многочисленных рыгов, пуков и харканий становятся привычной и неотъемлемой частью звуковой картины мира. А иначе нельзя - потоки энергии ци должны беспрепятственно протекать через организм и выходить из него в тот момент, когда это необходимо. Многие привычные западному человеку табу здесь не работают, особенно в отношении детей. Усадить 7-летнего ребенка пописать посреди улицы - нормально; кормить младенца грудью в метро - никаких проблем; позволять отпрыску носиться по ресторану, вопить и валяться на полу - почему бы и нет (впрочем, воспитание детей - вопрос из другой сферы, возможно, об этом я тоже когда-нибудь напишу). Тема для отдельного рассказа - культура использования общественных уборных: многие китайцы (наверное, в основном те, что приехали в город из провинции) не считают необходимым, заходя в кабинку, закрывать дверь; в тех редких случаях, когда в уборной есть унитаз, посмотрев на его состояние, предпочтение, как правило, все-таки отдаешь обычному «очку».

2. Неуважение личного пространства

Ни для кого не секрет, что китайцев много. Очень много. Поэтому там, где датчанин или швед обзаводится собственным домиком и участком с газоном, в пределах которого все подчинено его личному вкусу, и он может побыть наедине с самим собой, китайцы буквально сидят друг у друга на головах. Традиционные большие семьи, тесные квартиры, в которых живут одновременно 3–4 поколения, для старших из которых коллективизм является одной из основных особенностей мировоззрения - все это способствует возникновению у большинства китайцев привычки постоянно быть в толпе, не испытывая при этом дискомфорта. Отсюда крайне раздражающее большинство иностранцев поведение, например, в метро, когда, чтобы выйти из поезда или зайти в него, люди просто отпихивают друг друга в сторону; те, кто стоят на платформе, втискиваются в вагон, и, не подумав сперва выпустить людей из него, и это - не грубость, это - норма. Если вы едете на поезде или летите в самолете, а ваш сосед захотел с вами познакомиться - не надейтесь почитать книжку; если вы рядом, значит, открыты для общения, и привычный нам язык тела - направленный в другую сторону взгляд, замкнутая поза, холодные и лаконичные ответы - скорее всего, останется не понятым, и, хотите вы того или нет, придется услышать все о политических взглядах, кулинарных предпочтениях и перипетиях семейной жизни собеседника.

3. Узкий кругозор

Особенности китайского образования таковы, что обучение основано на бессознательной зубрежке и направлено не столько на получение максимального объема знаний, формирование широкого круга интересов и творческого мышления, сколько на сдачу школьных и институтских экзаменов (что-то это отдаленно напоминает, не так ли?). Поэтому, как правило, эрудицией китайцы не блещут; для большинства из них балтийские страны находятся где-то между Россией и Китаем, население Бельгии говорит, скорее всего, по-бельгийски, а Боливия - такой американский штат. В общем, картина мира - примерно такая же, как у большинства наших соотечественников, но дополняется она еще и нежеланием мыслить критически, анализировать, делать собственные выводы. По моим ощущениям, среднестатистический китаец - идеальная машина для выполнения базовых задач по стандартным схемам, его интеллектуальная деятельность строится на усвоенном еще со школы наборе идей и стереотипов (в России - холодно, большой нос - красиво, африканцы - агрессивны, пейте больше воды). Такое единство мнений среди жителей миллиардной страны - безусловный плюс с политической точки зрения: китайцами удобно управлять, их реакции понятны и предсказуемы. Однако в плане межличностного и межкультурного общения, как мне кажется, это способствует сохранению огромной коммуникационной ямы между «нами» и «ними».

Все вышесказанное, разумеется, относится не ко всем китайцам. Безусловно, среди них есть высококультурные и образованные люди, обаятельнейшие личности и прекрасные собеседники. Но я постаралась сформулировать те неприятные особенности, которые, по моим ощущениям, присущи большинству жителей этой страны.

«Светлая сторона» китайцев

1. Столовая культура

Не уверена, что есть такое понятие, ну да ладно. Я из тех людей, которым блюдо в тарелке у соседа всегда кажется вкуснее собственного, и в ресторанах западного типа, где приходится из всего разнообразия вкусняшек в меню выбирать одну-единственную, мне бывает немного грустно. В китайских общепитах такой проблемы нет: заказывается всегда несколько блюд (причем, их количество, как правило, на 2–3 превышает количество сидящих за столом), которые ставятся на середину, и получается что-то вроде мини шведского стола. При таком раскладе, во-первых, удается попробовать гораздо большее количество блюд, во-вторых, даже если какие-то из них не в вашем вкусе, голодным точно не уйдете, так как что-то уж наверняка понравится, в-третьих, экономически такие ужины получаются более выгодными, потому что сумма чека обычно делится на всех едоков.

Мое отношение к китайской кухне неоднозначно: некоторые блюда я уплетаю с удовольствием (свинина с ароматом рыбы), другие кажутся мне довольно унылыми (всякие супы с пресной лапшой), а есть такие, существование которых я вообще никак не могу оправдать (вонючий тофу), но сама форма коллективного питания мне импонирует. Кроме того, здесь можно практически не беспокоиться о соблюдении столового этикета - никаких вам специальных вилок для устриц и пиалок для полоскания пальчиков - только палочки, только хардкор. Все ошметки, ракушки, кости и салфетки, как правилво, кидаются прямо на покрытый целлофановой пленкой стол, либо на пол. С точки зрения эстетики - возмутительно, с точки зрения удобства - самое то. Если у вас, как и у меня, манеры чуть-чуть похуже, чем у королевы Англии, в китайском ресторане вам будет вполне комфортно.

2. Трудолюбие

Хотя, пожалуй, это не совсем корректно: любовью к труду китайцы (как, впрочем, и большинство представителей других национальностей) не отличаются; но вот их способность долго и терпеливо заниматься скучным и монотонным трудом иногда поражает. Самый яркий пример - это, конечно, работа на производстве. Зарплаты у рабочих китайских фабрик очень невысокие, условия труда, мягко говоря, не офис Гугла, но там, где русский бы спился, француз организовал профсоюзную забастовку, а немец занялся оптимизацией, китайцы спокойно отрабатывают смену за сменой, часто оставаясь сверхурочно, чтобы побольше заработать. Больше, чем возможность творческого самовыражения, карьерные перспективы и всякие столь милые европейскому сердцу challenges, рядовой китаец ценит стабильность. До тех пор, пока работа приносит стабильный доход, какой бы скучной она ни была, они будут пахать, кушать пресный рис и радоваться тому, что имеют - мне иногда кажется, что этому можно позавидовать. Качество выполняемой ими работы - это уже другой вопрос…

3. Терпимость

В Китае за всю его историю никогда не было религиозных войн. Ну, погоняли, допустим, в Тан буддистов, потому что они были большие любители пожить нахаляву за счет подаяний, а рабочих рук не хватало; ну, запретили секту Фалуньгун, потому что нефиг катить бочку на компартию… но кровавых конфликтов на почве того, что в одной деревне богиню Гуаньинь рисуют с 6-ю руками, а в другой - с 8-ю, здесь отродясь не бывало. До тех пор, пока ваши убеждения не угрожают национальной безопасности и не предполагают нарушений закона - верить вы можете во что угодно. В Китае, по моему опыту, вполне терпимо относятся к геям (по крайней мере, в больших городах) и прочим меньшинствам. У меня есть ощущение (возможно, ошибочное), что здесь очень терпимо относятся к физическим недостаткам, поэтому люди гораздо менее закомплексованы. На улицах и в парках многие танцуют, поют в голос, занимаются цигуном, и никто никого не осуждает за экстравагантность. Это немного странно, но, в общем, наверное, здорово.

4. Дружелюбие и гостеприимство

Наверное, это обратная сторона отсутствия личного пространства, но сути это не меняет. Китайцы - очень открытые ребята, всегда готовые помочь, подсказать дорогу, пригласить на обед. Они много улыбаются и довольно редко злятся. Будучи здесь иностранкой, я часто сталкиваюсь с любопытством в свой адрес (иногда чрезмерным), но никогда - с агрессией. Когда приходишь к китайцу домой, он очень старается сделать все, чтобы гостю было комфортно и сытно.

Как-то так… к каждому пункту хотелось добавить с десяток всяких «но», но я старалась как-то держаться на позитиве. Вот еще байские тетеньки с апельсинами, чтобы было совсем радостно.