Экспресс диагностика речевой готовности к школе. Диагностика уровня речевой подготовки детей к обучению в школе
И.В. Баграмян, г. Москва
Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .
Расхламляемся
Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.
Искусство общения с родителями
Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.
Что делать?
Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.
Как не допустить измен
Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.
Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять
Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей.
Речевая готовность к школе
Что такое обучение грамоте?
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.
Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста , т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает:
— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),
— свободное владение лексическими единицами языка : умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,
— свободное владение грамматическими единицами языка:
использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок
придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);
умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.
— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,
— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.
Почему так важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:
- фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
Речевая готовность к школе: цель
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.
Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников . Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
— «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
— «Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
Речевая готовность к школе: основные задачи
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи . Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.
Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.
Что такое готовность к школе?
Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.
В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:
- Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
- Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
- Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
- И какое развитие нужно детям?
- Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
- Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
- Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
- Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
- Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
- Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
- Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
- Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
- Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
- Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
- Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
- Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
- Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
- И многие другие вопросы.
Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.
Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.
Желаю Вам и Вашим детям успехов!
Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.
Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.
Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).
Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.
Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.
Стимульный материал: фразы, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные.
Р-Л Рыбки плавают в аквариуме.
Ж-Ш Жужжит над жимолостью жук. Кукушка кукушонку купила капюшон.
С-З-Ц Стоит воз овса, возле воза - овца.
Оценка:
3 балла – звуки произносятся правильно, слоговая структура не нарушена.
2 балла – нарушено 2-3 звука, слоговая структура не нарушена.
1 балл - нарушено 3-5 звуков, искажена слоговая структура слова.
0 баллов - нарушено более 5 звуков, грубо искажена слоговая структура слова.
Последовательность событий (Н. И. Гуткина).
Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.
Процедура исследования: У меня есть картинки. Они все перепутаны. Разложи их по порядку и составь рассказ.
Стимульный материал: 4-6 картинок.
Оценка:
3 балла – самостоятельно, правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ.
2 балла – ошибается в последовательности, но с помощью исправляет ошибки. Фрагментарность связного высказывания
1 балл - последовательность картинок нарушена, рассказ подменяет считыванием деталей с сюжетных картинок
0 баллов – последовательность картинок не устанавливает, рассказ не составляет.
Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)
Цель исследования: выявить объём словарного запаса.
Процедура исследования: назвать по картинкам предметы и действия, подобрать антонимы, обобщающие слова.
Стимульный материал: предметные картинки с низкочастотными и среднечастотными словами: стрекоза, цапля, люстра, шприц, панцирь, лейка, зашивает, пришивает, вышивает, шьёт.
Оценка:
3 балла – точное название предметов и действий.
2 балла– поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием.
1 балл - близкие вербальные замены (панцирь-спинка), искажение звуковой структуры слова
0 баллов – отказ, далёкие словесные парафазии (лейка-линейка), замена глагола существительным и наоборот.
Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)
Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.
Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить цепочки слогов.
Стимульный материал: слоговые ряды с артикуляторно близкими согласными: ша-жа-жа, ща-ча-ща, ца-са-ца, кта-кто-кты, ча-тя-ча.
Оценка:
3 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления.
2 балла – напряжённое и замедленное воспроизведение.
1 балл – уподобление слогов с самокоррекцией.
0 баллов – уподобление, сокращение, искажение слогов или отказ.
Исследование звукового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.
Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать (написать) первый, последний звук (букву) в словах (дым море кран клумба художник), определить последовательность и количество звуков (букв).
Стимульный материал: предметные картинки простой и сложной слоговой структуры.
Оценка:
3 балла – правильное выполнение всех заданий.
2 балла – допускает 2-3 ошибки, но исправляет их самостоятельно.
1 балл – задания выполняет только на словах лёгкой слоговой структуры.
0 баллов – все задания выполняются с ошибками, самостоятельно исправить их не может, только с помощью педагога.
Исследование языкового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.
Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы.
Стимульный материал: ребёнок отвечает на вопросы:
Скажи одно слово.
Скажи один звук.
Сколько звуков в слове «дом»?
Назови по порядку звуки в этом слове.
Скажи одно предложение.
Сколько слов в предложении «Дети любят играть».
Назови слова по порядку.
Оценка:
3 балла – ответилправильно на все вопросы.
2 балла – ответилправильно на 3-4 вопроса.
1 балл – ответилправильно меньше чем на 3 вопроса.
0 баллов – не ответил.
Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи. Итоговой оценкой может быть один из пяти уровней:
Высокий – 18 баллов
Выше среднего – 16-14 баллов
Средний –13-10 баллов
Ниже среднего – 9-6 баллов
Низкий - 0-5 баллов
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Нарушение речи, вместе со зрительной патологией у детей – являются одними из главных показателей их готовности к школьному обучению. Дети с нарушением зрения и недостатками в развитии речи (в основном диагноз наших детей ОНР + дизартрия) не в состоянии полноценно овладеть учебным материалом. У таких детей наблюдаются нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. В работе с такими детьми очень важен многосторонний комплексный подход к коррекции развития детей и логопеда и тифлопедагога, и воспитателя, и других специалистов, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов. Все специалисты на своих занятиях с детьми, имеющими зрительные и речевые нарушения должны использовать свои знания не только в области офтальмологии, тифлопедагогики в подборе дидактического материала (учитывается его величина, интенсивность окраски, зрительная нагрузка, посадка детей), но и в области логопедии, так как речь является одним из основных средств приобретения знаний, развития психических функций, средством самовыражения и познания других, основным средством общения. Для детей, имеющих сочетанную патологию (речь и зрение), характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует использование игр с речевым материалом и движениями (этим могут заниматься и на прогулке – воспитатели, на музыкальных занятиях – руководители муз воспитания, на занятиях по физкультуре – руководители физ воспитания). Вот такой комплексный подход дает возможность самой речи становиться мощным компенсаторным фактором. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком:
Развитие фонематического слуха и звукового анализа
Формирование и активизация словаря
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи и коммуникативных умений
Развивающая среда.
Поэтому, если один из этих компонентов будет западать или развит недостаточно, говорить о хорошем речевом развитии ребенка невозможно.
Связная речь – это умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью; понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно, не торопясь; умение пользоваться монологической и диалогической речью; умение рассказать об увиденном, объяснить причинно-следственные отношения, умение составить рассказ описательного характера, составить рассказ по картине, серии картин, пересказать небольшой текст.
Базой для развития «связной речи» являются:
- Уровень сформированности лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
- Уровень сформированности психологических процессов (зрительного и особенно слухового внимания).
А все это является необходимым условием полноценного развития личности ребенка в целом. Данная диагностика включает в себя:
- Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение словаря ребенка
- Изучение грамматической стороны речи
- Состояние звуковой стороны речи
- Изучение уровня связной речи
- Изучение уровня речевой коммуникации (наблюдение за детьми в повседневной жизни). Здесь нужно особое внимание обратить на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли. Оценка коммуникативных умений может быть дана с учетом следующих критериев:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли.
Средний уровень (2 балла) – ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, участвует в общении по инициативе других.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
- Изучение словаря детей.
Здесь необходимо выявить способность детей находить, подбирать наиболее точное слово употреблять обобщающие слова. Могут быть предложены следующие задания:
- Классификация понятий. Материал – 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки (животных). Каждый верный выбор картинки оценивается в один балл. Если наряду с верным выбором сделаны неверные – задание оценивается в 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.
- Подбор синонимов (проводится оно в форме игры «Скажи по-другому»). Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Например: хмурый, веселый, старый, большой, красивый, бежать, разговаривать, плакать, - всего десять слов. Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названного, 0 баллов – подобранное слово не является синонимом.
- Подбор определений. Форма – игра в слова. Ребенку предлагается к данному слову придумать как можно больше определений. Дается 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка – 10 баллов: 2 балла – придумано больше 3 слов, 1 балл – меньше 3 слов, 0 баллов – не может придумать.
Подсчитывается суммарная оценка за «словарь». Высокий уровень – 50 баллов, средний уровень – 32-49 баллов, низкий уровень – меньше 32 баллов.
- Изучение грамматического строя речи. Здесь необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
- Образование форм имен существительных, обозначающих детей животных. Дается 10 картинок с изображениями животных и 10 с изображениями их детенышей. Игра «Кто у кого?»: необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать форму множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы лисята, много лисят). Высшая оценка – 20 баллов (безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительное отклонение от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов).
- Понимание грамматических структур. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек: «уложи ребенка спать», «кошка поймана мальчиком», «собака кусает медведя, который схватил зайца», «собака позволяет мальчику погладить ее». Всего предлагается 10 предложений. Результат оценивается: 1 балл – верный показ, 0 баллов – неверный. Высшая оценка – 10 баллов.
- Конструирование предложения. Предлагается 3 слова (существительные в именительном падеже, глагол в инфинитиве), из которых нужно составить предложение. Всего 5 наборов слов. Пример: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и т.д. Высшая оценка – 10 баллов: 2 балла - предложение составлено верно, 1 балл – есть незначительное отклонение от нормы, 0 баллов – использованы не все слова.
- Состояние звуковой стороны речи. Речь оценивается по 3-х бальной системе. Высокий уровень – 3 балла: правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать все звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – 2 балла: неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков.
Низкий уровень – 1 балл: дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.
- Изучение уровня связной речи.
Используется методика «Пересказа текста». Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
- Понимание текста – правильно ли ребенок формулирует основную мысль.
- Структурирование текста - умение последовательно и точно построить пересказ.
- Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
- Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
- Самостоятельный пересказ – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.
Каждый пункт оценивается отдельно (по 2 балла).
Высокий уровень – 10баллов - правильное воспроизведение.
Средний уровень - 6 баллов – незначительное отклонение, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок.
Низкий уровень - меньше 6 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
- Изучение уровня практического сознания элементов языка.
Задания:
- Скажи одно слово.
- А) скажи один звук
Б) сколько звуков в словах «дом», «липа»
В) назови звуки в этом слове: гласные, дай характеристику звукам «ль», «п»
3. Скажи одно предложение
А) сколько слов в этом предложении
Б) назови первое слово, второе, третье
В) назови предлог (если есть).
Ответы оцениваются: верные – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высокий уровень – 8 баллов, средний уровень – 3-4 балла, низкий уровень – меньше 3 баллов.
Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних уровня – итоговой оценкой будет – уровень выше среднего. Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Список использованной литературы:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида. Программы детского сада коррекционной работы в детском саду». Плаксина Л.И.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду». Васильева М.А.
- «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 7-го года жизни». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
- «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи». Миронова С.А.